Устав Группы государств по борьбе с коррупцией (GRECO). Роль международных организаций в борьбе с коррупцией Группа государств по борьбе с коррупцией

Корру́пция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам

Коррупция - одно из самых распространенных и коварных зол. По некоторым предположениям, годовая сумма коррупционных сделок достигает сотен миллиардов евро.

Подход Совета Европы к борьбе с коррупцией имеет три взаимоувязанных аспекта: разработка общевропейских норм и стандартов, контроль за их соблюдением, а также предоставление технического содействия и реализация программ адресной помощи странам и регионам.

Совет Европы разработал несколько международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, их проведение в жизнь было поручено Группе государств по борьбюе с коррупцией - ГРЕКО.

ГРЕКО помогает выявлять недостатки национальной антикоррупционной политики и призывает государства к проведению необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. Она также предоставляет собой форум для обмена передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции.

Состоять в ГРЕКО могут не только государства-члены Совета Европы, и постоянный рост числа участников - лишнее доказательство ее успеха. В настоящее время в группе 48 членов: 47 государств Европы и Соединенные Штаты Америки.

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) (англ. Group of States Against Corruption, GRECO ) - международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году. Основной целью организации является помощь странам-участницам в борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам. Группа помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры. ГРЕКО предоставляет площадку для обмена лучшими решениями в области обнаружения и предотвращения коррупции.

Группа состоит из 49 государств. Членство в ГРЕКО не ограничивается Европой, однако, в настоящее время единственным не европейским государством в составе группы являются США.

Задача ГРЕКО – усовершенствовать работу по борьбе с коррупцией на национальном уровне с помощью мониторинга соблюдения стандартов Совета Европы в этой области. Страны, входящие в ГРЕКО, прибегают к многосторонней оценке ситуации и могут оказывать давление на национальные органы борьбы в этой сфере. Работа группы позволяет определять недостатки анти-коррупционной политики и стимулировать развитие законодательных, административных и исполнительных систем.


Работа ГРЕКО ведется согласно уставу и одобренным процедурным правилам. Каждая из стран назначает до двух представителей для работы в группе, которые участвуют в пленарных заседаниях и имеют право голоса. Каждая страна также предлагает ГРЕКО список экспертов, которые допускаются к работе по оценке ситуации. Другие структуры Совета Европы, как, например, ПАСЕ, также могут назначать своих представителей. Статус наблюдателя при ГРЕКО получили Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация Объединенных Наций, которую в ГРЕКО представляет Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). ГРЕКО избирает Президента, вице-президента и членов Бюро, которые принимают непосредственное участие в разработке рабочей программы группы и наблюдением за исполнением процедур оценки.

В Уставной комитет ГРЕКО входят представители Советов Министром каждой из стран в составе группы, а также спец.представители от других государств. Этот комитет отвечает за принятие рабочего бюджета группы и уполномочен делать публичные заявления, если находит, что одна из стран-участниц недостаточно серьезно относится к рекомендациям ГРЕКО.

Устав ГРЕКО определяет типичную процедуру для работы, которая может быть применена в измененном виде к различным правовым инструментам, подлежащим пересмотру.

Секретариат группы ГРЕКО расположен в Страсбурге , им руководит Исполнительный секретарь, которого назначает Генсек Совета Европы.

Группа ГРЕКО
Группа стран по борьбе с коррупцией

Участники (расширенное частичное соглашение)
Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, «Бывшая югославская республика Македония», Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония
Группа ГРЕКО сотрудничает с ООН, с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), а также с другими международными и неправительственными организациями

Задачи

  • усовершенствовать методы борьбы с коррупцией в странах, вступивших в данную организацию
  • создать базу для обмена позитивным опытом в области предотвращения и выявления случаев коррупции

ГРЕКО - международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году с целью помощи странам-участницам в совершенствовании механизмов борьбы с коррупцией.

Участниками ГРЕКО могут быть не только члены Совета Европы, но и любая иная страна. Кроме того, страна, ратифицировавшая конвенцию Совета Европы о гражданской и/или об уголовной ответственности за коррупцию, автоматически присоединяется к ГРЕКО и ее оценочному механизму. На данный момент в ГРЕКО входит 49 государств, в том числе и Россия (с 2007 г).

Высшим исполнительным органом Группы является Бюро ГРЕКО, которым руководит Президент. Президент, вице-президент и члены Бюро избираются на Пленарном заседании сроком на два года. В настоящий момент функции Президента исполняет Марин Мрчела (Хорватия).

Штаб-квартира ГРЕКО расположена в Страсбурге. Пленарные заседания и встречи Бюро ГРЕКО проходят четыре раза в год.

Деятельность ГРЕКО преимущественно направлена на реализацию двух антикоррупционных конвенций Совета Европы: Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. В соответствии с Уставом ГРЕКО любое государство, подписавшее и ратифицировавшее хотя бы одну из двух этих конвенций, автоматически становится членом организации и берет на себя обязательства проходить процедуры оценки ГРЕКО.

На данный момент Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию ратифицировали 48 стран (подписали, но не ратифицировали еще 2 страны) . Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ратифицировали 35 стран (подписали, но не ратифицировали еще 7 стран).

В дополнение к конвенциям ГРЕКО стремится обеспечить реализацию и ряда иных антикоррупционных документов, в том числе 20 руководящих принципов борьбы с коррупцией Совета Европы.

Реализуемая ГРЕКО процедура оценки состоит из нескольких этапов (раундов). Каждый раунд посвящен отдельной теме. В настоящее время проведено четыре оценочных раунда, в марте 2017 года запущен пятый раунд.

Оценка в рамках каждого раунда включает две стадии. В ходе первой стадии оцениваемая страна заполняет единообразный опросник, позволяющий получить базовую информацию о реализации отдельных мер противодействия коррупции. После этого ГРЕКО организует визит делегации экспертов в оцениваемую страну. В ходе визита проходят встречи экспертов с представителями профильных ведомств. По итогам визита экспертами готовится проект отчета, содержащий, в том числе рекомендации по устранению выявленных недостатков. Проект отчета обсуждается, корректируется и принимается на пленарном заседании ГРЕКО.

В ходе второй стадии осуществляется контроль над выполнением рекомендаций. По истечении 18 месяцев оцениваемая страна направляет ГРЕКО отчет, в котором указывает, какие действия были предприняты для выполнение каждой рекомендации. Если рекомендации выполнены не в полном объеме, ГРЕКО проводит дополнительную проверку в течение следующих 18 месяцев. В отношении государств, которые выполняют рекомендации неудовлетворительно, может быть вынесена резолюция о неисполнении.

Все отчеты по странам можно найти .

Россия на данный момент прошла третий оценочный раунд, отчет о выполнении рекомендаций можно посмотреть .

— В октябре этого года стало известно, что принят отчет о выполнении Россией рекомендаций Группы государств против коррупции (GRECO) по итогам третьего раунда оценки.

Как руководитель российской делегации в GRECO, расскажите, во-первых, что такое GRECO, как она функционирует и что означает третий раунд оценки?

— Российская Федерация ратифицировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию в 2006 году, а с 1 февраля 2007 года вступила в GRECO.

Механизм работы GRECO состоит в проведении взаимных экспертных оценок с осуществлением визитов для предметного изучения ситуации с коррупцией в оцениваемой стране и особенностей системы организации противодействия ей. Группа помогает выявлять недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает меры законодательного, институционального и практического характера.

Работа GRECO поделена на тематические циклы или так называемые раунды оценки. В рамках каждого из них исследуется определенный блок вопросов, объединенных общей тематикой по наиболее важным аспектам антикоррупционной работы.

После присоединения России к GRECO в отношении нашей страны были проведены совмещенные первый и второй раунды оценки, в ходе которых исследовались различные аспекты деятельности специализированных органов, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции, обоснованность предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования, вопросы выявления и конфискации доходов, полученных от коррупции, и другие проблемы. Рассматриваемые раунды оценки успешно завершены Россией в 2012 году.

В настоящее время в отношении Российской Федерации завершается третий раунд оценки по темам «Криминализация преступных деяний» и «Прозрачность финансирования политических партий».

Кроме того, в текущем году в отношении России начато проведение четвертого раунда, посвященного предупреждению коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров.

— А как проводятся оценочные процедуры и какова роль Генеральной прокуратуры в деятельности этих процессов?

— Для проведения оценки конкретной страны по той или иной теме назначаются, как правило, два эксперта из других стран, помощь которым оказывается секретариатом GRECO. Эксперты-оценщики выбираются из заранее сформированных списков, кандидатуры для включения в которые предлагаются национальными делегациями в GRECO.

Каждое государство самостоятельно определяет ведомство, ответственное за участие в деятельности GRECO. В нашей стране таким ведомством определена Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Наши представители участвуют в работе всех пленарных заседаний, занимаются заполнением вопросников, принимают экспертов, которые проводят оценки, организуют работу по выполнению рекомендаций как самой Генеральной прокуратурой в пределах ее компетенции, так и иными государственными органами, в том числе , и другими.

Мы привлекали к этим процессам представителей общественности, в том числе такие НКО, как «Трансперенси Интернешнл», общественное движение «Голос».

Наша роль также заключается в обеспечении межведомственного взаимодействия по вопросам сотрудничества с GRECO. В этой связи под моим руководством функционирует созданная приказом генерального прокурора Российской Федерации межведомственная рабочая группа, включающая представителей , Верховного суда, ЦИК, Минюста и ряда других ведомств, в том числе правоохранительных органов.

Кроме того, мы организуем и работу российских экспертов, проводящих оценки других стран.

— На фоне непростой политической обстановки последних лет интересно, какие взаимоотношения сложились у российской делегации с представителями других стран в GRECO и рабочими органами этой организации?

— В целом взаимодействие с GRECO можно назвать конструктивным и полезным для нас. С 2011 года представитель избран членом Бюро GRECO. Позиция российской делегации принимается во внимание и учитывается при рассмотрении различных вопросов.

В отличие от многих других площадок работа этой организации по основным направлениям осуществляется на профессиональной основе, в меньшей степени подвержена политизации.

С учетом рекомендаций GRECO по первому и второму раундам оценки в нашей стране указом президента утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции. Решением президиума совета при президенте по противодействию коррупции утвержден Типовой кодекс поведения государственных служащих. Федеральным законом введено понятие утраты доверия как одно из оснований для увольнения чиновника в случае непринятия им мер для предотвращения или разрешения конфликта интересов. Все эти меры с течением лет показали свою эффективность.

— Возвращаясь к третьему раунду оценки, какие в итоге рекомендации были высказаны России?

— По итогам третьего раунда в принятом на пленарном заседании GRECO оценочном докладе России адресована 21 рекомендация, из них 9 — по теме «Криминализация преступных деяний» и 12 — по теме «Прозрачность финансирования политических партий». При этом многие из них предполагали не просто выполнение одного или нескольких мероприятий, а фактически целую реформу в той или иной области.

— Например?

— Например, сейчас уголовная ответственность наступает только за передачу материального вознаграждения в качестве взятки (деньги, ценности, машины, квартиры и т.д.).

GRECO же рекомендовала нам расширить предмет взятки и включить в него преимущества нематериального характера: например, продвижение по службе, позитивные отзывы в прессе, выдача диплома об образовании и прочее.

— Какие меры принимались для выполнения этих рекомендаций и каковы результаты рассмотрения нашего отчета?

— Во исполнение рекомендаций GRECO Генеральной прокуратурой Российской Федерации была развернута масштабная работа, к которой подключены заинтересованные органы государственной власти (прежде всего ЦИК России, Минюст России, Верховный суд Российской Федерации) и общественные институты.

В результате принят ряд нормативных правовых актов, в том числе предусматривающих изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, законодательство о политических партиях и выборах различного уровня.

Первый отчет о выполнении рекомендаций GRECO в рамках третьего раунда рассматривался в июне 2014 года. По результатам его рассмотрения России засчитано полное выполнение трех и частичное выполнение 12 из 21 адресованных стране рекомендаций; шесть рекомендаций оставались невыполненными.

В этот раз нам нужно было добиться значимого прогресса в реализации остававшихся 18 рекомендаций. Приказом генерального прокурора Российской Федерации в 2015 году утвержден межведомственный план дополнительных мероприятий по реализации оставшихся рекомендаций GRECO.

В частности, нам засчитано полное выполнение рекомендаций о криминализации подкупа членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов; об охвате положениями Уголовного кодекса о взяточничестве случаев, когда преимущество предназначается не для самого должностного лица, а для третьего лица; об анализе положений Уголовного кодекса о специальной защите при деятельном раскаянии.

В части, касающейся прозрачности финансирования политических партий, Россией полностью выполнены рекомендации об устранении дублирования и несогласованности в законодательстве о выборах;

о проведении независимого исследования по вопросам финансирования на политические цели; о разработке практических рекомендаций для политических партий по оценке пожертвований в натуральной форме; о принятии мер по исключению использования предоставленных политическим партиям займов в обход правил финансирования; о снижении порогов обнародования информации о жертвователях; о повышении прозрачности финансирования, выделяемого незарегистрированным общественным объединениям, поддерживающим политические партии; об обеспечении независимого аудита политических партий, соответствующего международным стандартам; о пересмотре санкций за нарушения правил финансирования на политические цели.

Например, GRECO рекомендовала нам исключить возможность использования предоставленных политическим партиям займов и кредитов в обход правил финансирования, в частности, когда условия их получения отличаются от обычных рыночных условий и когда они полностью или частично списываются. В этих целях ЦИК России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О политических партиях».

Нам было засчитано частичное выполнение данной рекомендации на том основании, что принятый федеральный закон к моменту рассмотрения нашего отчета не вступил в законную силу.

— Как вы оцениваете достигнутые результаты в контексте практики выполнения аналогичных рекомендаций другими странами?

— Наш результат выглядит достойно на фоне ряда других государств, которые, несмотря на высокие позиции в рейтинге восприятия коррупции «Трансперенси Интернешнл», на протяжении многих лет игнорировали рекомендации, посвященные повышению прозрачности финансирования политических партий и избирательных кампаний.

Например, с момента принятия Оценочного доклада — а это 2010 год — и до настоящего времени Дания не выполнила ни одной из девяти адресованных ей рекомендаций по теме «Прозрачность финансирования политических партий». В связи с длительным непринятием соответствующих мер в этом году в Данию направлялась миссия высокого уровня с участием руководящих работников Совета Европы, руководства GRECO и глав ряда делегаций в GRECO для побуждения руководства страны к принятию решительных шагов по реализации высказанных рекомендаций.

— Какие еще вопросы, помимо оценочных докладов и отчетов о выполнении рекомендаций, рассматриваются на пленарных заседаниях GRECO?

— Один из таких вопросов, обсужденных на последнем заседании, был посвящен сфере действия нового, пятого раунда оценки GRECO, который планируется запустить со следующего года.

Результатом обсуждений этого вопроса стало поддержанное практически всеми делегациями решение о том, что темой нового раунда станет предупреждение коррупции, стимулирование неподкупности и беспристрастности в правительствах и правоохранительных органах и утверждение вопросника по указанной теме.

В то же время один из аспектов нового раунда оценки вызвал противоречивые позиции участников пленарного заседания. Речь идет о рассмотрении инициативы ряда делегаций, прежде всего США и Великобритании, о включении в предмет оценки пятого раунда глав государств, выполняющих значительные высшие управленческие функции.

Российская делегация при поддержке представителей некоторых других стран высказывалась против предложенной инициативы,

поскольку от инициаторов предложения не было получено четких разъяснений о том, главы каких государств выполняют «значительные высшие управленческие функции» и, соответственно, подлежат оценке, а каких — нет, а также о том, кто и в каком порядке будет решать этот вопрос.

Такой подход, предоставляющий возможность отбора глав одних государств и исключения из оценки глав других государств, позволяет вывести из сферы оценочных процедур прежде всего монархов. Это обусловлено сложившимися в странах с монархической формой правления традициями, согласно которым монархи неприкосновенны. При этом полномочия монархов могут вести к серьезным коррупционным рискам, и на практике такие случаи уже были — достаточно вспомнить череду коррупционных скандалов вокруг королевской семьи Испании. И поэтому мы считаем, что должен применяться одинаковый подход ко всем странам. В противном случае о каком обеспечении принципа равенства государств - участников GRECO, закрепленного в уставе этой организации, может идти речь?

Мы также обратили внимание на отсутствие международных стандартов для этой категории лиц, наличие тенденций к политизации работы этой международной организации, а также на отсутствие у GRECO соответствующего мандата на изменение конституций оцениваемых государств (что неизбежно с учетом закрепления полномочий и статуса глав государств в конституциях).

Многие делегаты из стран , таких как Австрия, Бельгия, Венгрия, Ирландия, Литва, Норвегия, Португалия, Франция, высказали аналогичную озабоченность и поддержали ряд наших аргументов.

предполагающего проведение отбора глав государств, подлежащих оценке, узким кругом лиц — двумя назначенными экспертами из других стран совместно с секретариатом GRECO — до начала оценочных процедур.

По нашей просьбе, позиция российской делегации о неприемлемости такого подхода отражена в качестве отдельного заявления в итоговом решении по обозначенному вопросу. Мы очень надеемся, что присущее до сих пор работе GRECO профессиональное и объективное отношение к рассмотрению решаемых этой организацией вопросов все же возобладает в процессе формирования практики раунда.

Ну а мы пока готовимся к визиту в нашу страну оценщиков в рамках четвертого раунда GRECO, посвященного предупреждению коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров. Определенная аналитическая работа в этом направлении нами уже проведена, и уже сейчас предварительно можно сделать вывод о том, что целый ряд вопросов, касающихся профилактики коррупции в этих сферах (в частности, декларирования доходов и имущества, урегулирования конфликта интересов и т.д.), регламентирован в нашем законодательстве более полно и детально, чем в странах Евросоюза

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) была образована в 1997 г. семнадцатью европейскими государствами с целью мониторинга соблюдения государствами-членами Совета Европы стандартов Совета Европы по борьбе с коррупцией. В настоящее время в ГРЕ- КО входят 49 государств, причём не только ев- ропейских: так, например, США тоже являются членом ГРЕКО.

Отличительными чертами работы ГРЕ- КО являются процедуры экспертной оценки и механизм реализации решений, который обеспечивает выполнение рекомендаций, данных в оценочных докладах. Процедуры экспертной оценки ГРЕКО проводятся в следующей последовательности:

‡ выбираются подлежащие оценке положения,

‡ составляется вопросник и рассылается государствам-членам,

‡ отбираются группы экспертов для проведения оценки,

‡ наносятся визиты в соответствующие страны,

‡ принимаются оценочные доклады (иногда после продолжительных обсуждений),

‡ 18 месяцев спустя проводится процедура про- верки реализации рекомендаций, и

‡ публикуются отчётные доклады.

Работа ГРЕКО началась в 1999 г. и включает в себя следующие этапы оценки:

На первом этапе (2000-2002 гг.) провдилась оценка независимости, профессионализма национальных организаций, занимающихся предупреждением коррупции и борьбой с нею, и имеющихся в их распоряжении средств. Оценивались также степень и объём иммунитета государственных должностных лиц от ареста, уголовного преследования и т.д.

На втором этапе оценки (2003-2006 гг.) рассматривались выявление, арест и конфискация коррупционных доходов, предупреждение и выявление коррупции в государственном управлении и предупреждение использования юридических лиц (компаний, фирм и т.п.) в качестве прикрытия для коррупции.

На третьем этапе оценки, начавшемся в январе 2007 г., исследуются два различных круга вопросов: соблюдение Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и соблюдение некоторых положений Рекомендации Совета Европы об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний (Rec(2003)4) и Руководящего принципа № 15 (GPC 15) при рассмотрении темы «прозрачность финансирования партий»

На четвёртом этапе оценки, начавшемся в январе 2012 г., рассматривается предупреждение коррупции в парламентах и судебном сообществе. Следует отметить, что ГРЕКО была очень близка к принятию решения о проведении мониторинга принимаемых государствами-членами мер по борьбе с коррупцией в частном секторе экономики, однако в конечном счёте было принято решение не рассматривать этот круг вопросов. Одной из главных причин принятия такогорешения было то, что Совет Европы просто ещё не в достаточной мере разработал те стандарты, которых следует придерживаться в сфере с коррупцией в частном секторе экономики. Точнее, из всех международно-правовых документов, принятых Советом Европы, лишь в двух затрагиваются вопросы коррупции в частном секторе экономики, а именно в следующих:

‡ Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173), статьями 7 и 8 которой устанавливается обязательное требование для государств-участников Конвенции запретить активный и пассивный подкуп в частном секторе экономики, а статьёй 18 - обязательное требование установить ответственность юридических лиц за коррупционные уголовные преступления;

Международная организация ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией) Совета Европы отчиталась об оценке эффективности принятых Россией мер по предупреждению коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров. В докладе отмечается, что коррупционные скандалы с участием высокопоставленных представителей власти в РФ являются обычной практикой. РФ предлагают ограничить роль исполнительной власти в назначении судей и назначать прокурорами не работавших в прокуратуре юристов.


ГРЕКО опубликовала четвертый оценочный отчет о ситуации в России (.pdf), подготовленный экспертами организации, к которой РФ присоединилась в 2007 году. «Восприятие влияния коррупционной деятельности в РФ за последние пять лет остается на высоком уровне», говорится в документе. По данным Transparency International , в 2016 году РФ занимала по этому критерию 131-е место среди 174 стран, при этом 39% опрошенных называли коррупцию одной из трех основных проблем в РФ, а 62% «поставили своему правительству оценку “плохо” за противодействие коррупции».

В докладе отмечается, что коррупционные скандалы с участием депутатов Госдумы и членов Совета федерации являются обычной практикой (упоминаются, в частности, дела экс-сенаторов Константина Цыбко и Дмитрия Кривицкого), кроме того, в СМИ регулярно появляется информация о коррупционных делах, в которых замешаны прокуроры и судьи. Публикации, в которых фигурировал генпрокурор Юрий Чайка, ГРЕКО не упоминает, но отмечает, что в 2017 году в России проводились оппозиционные публичные акции против коррупции , вызванные, по заявлениям российских властей, «неподтвержденными обвинениями» в адрес премьера Дмитрия Медведева.

Согласно докладу, в 2016 году 12 человек, занимающих должности в Федеральном собрании, были подвергнуты уголовному преследованию за преступления, связанные с коррупцией (в 2015 году - 6 человек, в 2014 году - 7, в 2013 году - 8). При этом, по данным Генпрокуратуры, в 2013 и 2015 годах не было вынесено обвинительных приговоров в отношении членов парламента, а в 2014 году был вынесен один такой приговор. В 2015 году 14 лиц, занимающих должности в судебных органах, были привлечены к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлении (в 2014 году - 3, в 2013 году - 2). В 2015 году обвинительные приговоры были вынесены в отношении 5 судей (в 2014 году и в 2013 году - в отношении одного соответственно). В 2015 году к уголовной ответственности привлечено 18 работников органов прокуратуры, в том числе 11 - за коррупцию, вынесены обвинительные приговоры в отношении 18 лиц (в 2014 году - 16, а в 2013 году - 8).

В предыдущем отчете (см. “Ъ” от 21 ноября 2016 года) отмечалось «расширение сферы охвата взяточничества» и необходимость мер противодействия «злоупотреблению служебным положением в корыстных целях», а антикоррупционная реформа Уголовного кодекса была оценена как «значительный шаг назад». ГРЕКО также отмечала, что коррупция в РФ затрагивает даже «госорганы по предотвращению коррупции» - правоохранительные и судебные.

Систему декларирования доходов, интересов, имущества и обязательств членами обеих палат Федерального собрания ГРЕКО советует усилить, включив механизм проверки источников доходов парламентариев. При этом проверки декларации должны инициировать парламентские комиссии с целью обеспечения независимости законодательной власти. Санкции за такие нарушения, в том числе за неполное или недостоверное декларирование, должны быть «эффективными, соразмерными и сдерживающими». ГРЕКО также призывает принять и опубликовать кодекс этики для депутатов Госдумы и сенаторов - для обеспечения их независимости и предотвращения конфликтов интересов.

ГРЕКО отмечает, что судебная система подвержена коррупции, предлагая ограничить роль исполнительной власти в назначении судей, а отбирать их на основании объективных и общедоступных критериев. Кроме того, предлагается укрепить стабильность срока полномочий мировых судей, занимающихся примерно 80% всех судебных разбирательств. Совет Европы также раскритиковал новый кодекс судейской этики, рекомендовав вернуть в него исключенные положения о беспристрастности и честности судей, касающиеся конфликта интересов. Сторонам разбирательства, чье ходатайство об отводе судьи, принимающего решение по их делу, было отклонено, необходимо предоставить возможность незамедлительного обжалования такого отказа. Иммунитет судей должен быть «функциональным», то есть ограничиваться лишь деятельностью, связанной с отправлением правосудия. Контроль за доходами судей и их источниками должен быть усилен «с надлежащим соблюдением конфиденциальности и безопасности самих судей и их родственников».

Прокурорский корпус Совет Европы рекомендует сбалансировать за счет более прозрачной и открытой процедуры назначения на высокие должности кандидатов, которые не состоят на службе в органах прокуратуры, на основе заранее установленных объективных критериев. Распределение дел в прокуратуре должно соответствовать объективным стандартам для защиты от незаконного влияния, а результаты дисциплинарных разбирательств в отношении прокуроров должны быть публичными. ГРЕКО рекомендует узаконить инструкцию для депутатов, судей и прокуроров в отношении получаемых ими подарков.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург