Усиление крепостного права после петра i

С целью учёта в стране количества населения, которое должно платить подушную подать, была впервые в истории России прове-дена перепись (ревизия) населения. Эти списки назывались ревиз-скими сказками . В 1724 г. вводились паспорта, что позволяло госу-дарству обеспечить систему контроля над подданными и ограни-чить возможности передвижения по стране.

Заводы Демидова. Во времена Петра I одним из самых крупных частных владельцев ману-фактур был Никита Демидов. Он производил на уральских Невьяновских заводах железо, которое продавал государству для нужд армии. Часто на заводах Демидова использовались беглые люди . Они таким образом уходи-ли от правосудия, а Демидов за них не платил налогов, потому что они ни-где не были учтены. Жизнь таких работников была очень тяжёлой. Они жи-ли в подвалах, которые легко можно было затопить, если вдруг нагрянет го-сударственная проверка количества работающих.

Царь Пётр I поощрял развитие частных мануфактур, хозяева которых были к нему близки. Их владельцам разрешалось покупать целые де-ревни, владеть ими и использовать крестьян этих деревень для ра-боты на мануфактурах. Таких крестьян стали называть посессион-ными (от слова «посессио» — владею). «Вечноотданными» называ-ли учеников, которых хозяева поработили «в оплату» за обучение рабочим специальностям.

РАЗВИТИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА ПОСЛЕ ПЕТРА I.

ЛЕКЦИЯ LXXX

Развитие крепостного права после Петра I. - Изменение положения крепостного крестьянства при Петре I. - Усиление крепостного права после Петра I. - Пределы помещичьей власти. - Законодательство о крестьянах при преемниках Петра I. - Взгляд на крепостного крестьянина, как на полную собственность владельца. - Екатерина II и крестьянский вопрос. - Крепостное право на Украине. - Крепостное законодательство Екатерины II. - Крепостные, как частная собственность помещиков. - Последствия крепостного права. - Рост оброка. - Барщинная система. - Дворовые люди. - Помещичье управление. - Торговля крепостными. - Влияние крепостного права на помещичье хозяйство. - Влияние крепостного права на народное хозяйство. - Влияние крепостного права на государственное хозяйство.

Широкое участие, открытое дворянству в местном управлении в царствование Екатерины, было следствием землевладельческого значения этого сословия. Дворянство руководило местным управлением, потому что почти половина местного населения - крепостное крестьянство, помимо правительственного значения дворянства, находилось в его руках, жило на его земле. Это землевладельческое значение сословия держалось на крепостном праве. Такая связь крепостного права с устройством местного управления заставляет нас остановиться на судьбе этого института.

Есть предание, что Екатерина, издав жалованные грамоты на права двух сословий, задумывала и третью, в которой думала определить права вольных сельских обывателей - государственных крестьян, но это намерение не было исполнено. Свободное сельское население при Екатерине составляло меньшинство всего сельского населения; решительное большинство сельского населения в Великороссии при Екатерине II состояло из крепостных крестьян.

Мы знаем, какая перемена совершилась в положении крепостного населения в царствование Петра I: указы о первой ревизии юридически смешали два крепостных состояния, прежде различавшиеся по закону, крепостное холопство и крепостное крестьянство. Крепостной крестьянин был крепок лицу землевладельца, но при этом он был еще прикреплен и к своему состоянию, из которого не мог вывести его даже землевладелец: он был вечно обязанный государственный тяглец. Холоп, как и крепостной крестьянин, был лично крепок своему господину, но не нес государственного тягла, лежавшего на крепостном крестьянине. Законодательство Петра распространило государственное тягло крепостных крестьян и на холопов. Таким образом, изменился источник крепости: как вы знаете, прежде этим источником был личный договор холопа или крестьянина с господином; теперь таким источником стал государственный акт - ревизия . Крепостным считался не тот, кто вступил в крепостное обязательство по договору, а тот, кто записан за известным лицом в ревизской сказке. Этот новый источник, которым заменился прежний договор, сообщил крепостному состоянию чрезвычайную растяжимость. С тех пор как не стало ни холопов, ни крепостных крестьян, а оба эти состояния заменились одним состоянием - крепостных людей , или душ , стало возможным по усмотрению сокращать или расширять и количество крепостного населения и границы крепостной зависимости. Прежде крестьянское состояние создавалось договором лица с лицом; теперь оно поставлено было на основании правительственного акта.



Со смерти Петра крепостное состояние расширялось и в количественном и в качественном отношении, т. е. одновременно все большее количество лиц становилось в крепостную зависимость и все более расширялись границы власти владельца над крепостными душами. Оба эти процесса мы и должны проследить.

(продолжение)

Мы уже видели, что созданное в XVII в. прикрепление крестьян к земле на практике в конце века перешло в личную зависимость крестьян от землевладельцев. Крестьяне, как холопы, продавались без земли. В то же время лично зависимые люди – холопы – по воле господ садились на пашню и своей жизнью и хозяйством ничем не отличались от крестьян. Правительство еще до Петра I заметило таких холопов ("задворных людей") и облагало их наравне с крестьянами государственными податями. Выходило так, что землевладельцы стремились сравнять крестьян с холопами, а правительство – холопов с крестьянами. Результатом этого было то обстоятельство, что и крестьяне, и холопы чрезвычайно сблизились между собой на деле, хотя строго различались по закону, Петр застал это положение и смешал крестьянство с холопством в один податной и зависимый от землевладельцев класс. На этом основании многие думают, что Петр вместо бывшего прикрепления к земле создал крепостное право на крестьян. Но предыдущее изложение показывает, что это неверно: на деле крестьянин становился в личную крепость от землевладельца еще до Петра. С другой стороны, в законодательстве Петра нет ни одного указа, отменяющего прикрепление к земле и устанавливающего крепостную зависимость личную; крестьянин и при Петре оставался гражданином.

Смешение крестьян и холопов произошло не на основании прямого об этом закона, а как следствие податной реформы Петра I. До Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. По новейшим исследованиям, это произошло так: Петр I желал разместить армию на постоянные квартиры в различных губерниях и содержание полков возложить на население того округа, где стоял полк. Для этого признано было нужным высчитать сумму, необходимую для содержания полка, перечислить всех податных лиц в округе и рассчитать, сколько каждое лицо повинно было внести денег на содержание войска. С 1718 по 1722 г. производилась перепись податного населения и ее поверка – "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Таким образом землевладелец получал совершенно равную власть и над крестьянином, и над холопом. Здесь и заключалось основание последовавшего за этим фактического уравнения крестьян с холопами. Но по закону крестьянин рабом не становился; владельческие крестьяне сохраняли гражданские права: за ними закон признавал гражданскую правоспособность и дееспособность, они могли даже вступать с казной в подряды и договоры. В глазах законодателя и холопы уравнивались с крестьянами. Но на практике податная ответственность землевладельца за крестьян и право суда над крестьянами, оба эти явления, существовавшие помимо закона; по обычаю, давали помещикам такую власть над крестьянином, что в их глазах крестьянин становился равным холопу. Уже при Петре I началась продажа крестьян без земли не только семьями, но и в розницу, и Петр напрасно прилагал старания прекратить этот обычай.

Таким образом, при Петре I, как и ранее, закон понимал крестьян как граждан и в то же время холопов стремился привести в одно положение с крестьянами под общим термином "подданных" шляхетства. Но шляхетство, получая от правительства власть над "подданными", смотрело на крестьян, как на холопов, и на практике обращалось со всеми своими "подданными", как с холопами. Стало быть, новых начал в положение крестьян владельческих при Петре внесено не было. Новостью являлась при Петре лишь система подушной подати , заменявшая древнее прикрепление к земле началом личной (податной) зависимости крестьянина от землевладельца. Но эта личная зависимость существовала и в XVII в. уже до Петра.

Не одни владельческие крестьяне составляли крестьянское сословие. Кроме них в качестве податного класса граждан при Петре существовали: 1) крестьяне черные или черносошные, жившие на государственных черных землях и оставшиеся при Петре в том же свободном состоянии, в каком были ранее; 2) крестьяне монастырские, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии); 3) крестьяне дворцовые, обязанные различными повинностями ведомству двора государева; 4) крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721 г., которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам, и недворянам) покупать деревни и людей к фабрикам; наконец, 5) однодворцы – класс измельчавших служилых землевладельцев, когда-то поселенных по южным, преимущественно, границам Московского государства для их защиты. При Петре они были записаны в ревизские "сказки", платили подушные подати, но сохраняли право личного землевладения и владения крестьянами.

Основные статьи: Русские крестьяне, Общество при Петре I

см. Налоговая реформа Петра I

Первая перепись населения и введение паспортов

С целью учёта в стране количества населения, которое должно платить подушную подать, была впервые в истории России прове-дена перепись (ревизия) населения. Эти списки назывались ревиз-скими сказками. В 1724 г. вводились паспорта, что позволяло госу-дарству обеспечить систему контроля над подданными и ограни-чить возможности передвижения по стране.

Заводы Демидова. Во времена Петра I одним из самых крупных частных владельцев ману-фактур был Никита Демидов. Он производил на уральских Невьяновских заводах железо, которое продавал государству для нужд армии. Часто на заводах Демидова использовались беглые люди. Они таким образом уходи-ли от правосудия, а Демидов за них не платил налогов, потому что они ни-где не были учтены. Жизнь таких работников была очень тяжёлой. Они жи-ли в подвалах, которые легко можно было затопить, если вдруг нагрянет го-сударственная проверка количества работающих.

Государственные крестьяне

При Петре Великом изменился состав государственных крестьян. К ним относились, как и прежде, черносошные крестьяне русского Севера; местное население и русские переселенцы в Сибири; народы Поволжья. Одна-ко на положение государственных крестьян, которые платили по-душную подать, перешла и часть бывших служилых людей по при-бору. Таким образом, при Петре были соединены в единое сословие все сельские жители, которые не принадлежали светским и церков-ным владельцам. Государственные крестьяне несли тягло. Они счи-тались свободными подданными государства.

Крепостные крестьяне

Однако монарх мог «пожаловать» (подарить) своим приближенным за заслуги государ-ственные земли. А жившие на них государственные крестьяне та-ким образом могли стать крепостными. Это и стало происходить в послепетровское время.

Частновладельческие крестьяне (вотчинные, монастырские, па-триаршие и т. д.) стали единой группой крепостных. Было ликвиди-ровано холопство как сословие. Холопы слились с крепостными крестьянами. Страна стала почти целиком крепостнической.

Приписные крестьяне

Рост числа государственных мануфактур при Петре I потребовал обеспече-ния их рабочей силой. Последовал указ царя — «приписать» черно-сошных крестьян к мануфактурам, чтобы они несколько месяцев в году работали там. А причитающуюся им заработную плату засчи-тывали в качестве подати государству. Таких крепостных крестьян называли «приписными». Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Посессионные крестьяне

Царь Пётр I поощрял развитие частных мануфактур, хозяева которых были к нему близки. Их владельцам разрешалось покупать целые де-ревни, владеть ими и использовать крестьян этих деревень для ра-боты на мануфактурах. Таких крестьян стали называть посессион-ными (от слова «посессио» — владею). «Вечноотданными» называ-ли учеников, которых хозяева поработили «в оплату» за обучение рабочим специальностям.

Жизнь людей при Петре I

см. Жизнь людей при Петре I

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Государственные крестьяне при петре веоиком

  • Права и обязанности крестьян при петре 1 таблица

  • Жизнь местных жителей при петре 1

  • Жизнь крестьян в 18 веке в шадринске

  • Что ели крестьяне во времена петра 1

Преобразования требовали постоянных денежных средств. Налоговое бремя постоянно усиливалось и достигло таких размеров, что почти сразу после смерти императора (кстати, гордившегося, что отдает наследникам державу без государственного долга) Сенат (случай беспрецедентный) признал невозможность исполнения всех финансовых обязательств перед государством в полном объеме, т.

е. "де факто" списал значительную часть имеющихся задолженностей перед казной.

Поскольку аграрный сектор оставался экономической основой формирования бюджета, мероприятия земельной политики были сориентированы в интересах повышения эффективности сбора налогов.

Вместо вотчин и поместий было введено новое понятие "недвижимая собственность", или "имение".

В 1714 г. помещики получили право полного и неограниченного распоряжения землей, не будучи обязанными, как ранее, служить на государственных должностях и содержать поместную армию .

В целях укрепления феодального землевладения и охраны его от дробления с целью сохранения прибыльности имений был издан Указ "О единонаследии в недвижимых имуществах", по которому землевладения должны были переходить по наследству одному (как правило, старшему) из сыновей владельца.

(Это нововедение в жизни не прижилось. До 1917 г. дробления и слияния (но чаще, все же дробления) были "экономическим бичом", помещичьих хозяйств не позволявшим перейти к капиталистическому ведению производства, и обусловившие обеднение значительной части дворянства.

При Петре I была изменена система взимания земельного налога. С введением подушной подати взамен налога с земель значительно упростилась система взимания налогов, так как отпала необходимость в количественном и качественном учете земель, сократились затраты на сбор налогов, к платежам было привлечено все трудоспособное население, что послужило увеличению доходов государства.

Другим преобразованием земельных отношений, проведенным Петром I, была секуляризация (изъятие в пользу государства) части монастырских, церковных и синодских земель, издан ряд указов, ограничивающих рост церковного и монастырского землевладения.

Ранее от прямого перехода в холопство крестьян ограждало правительство, установив "вечность крестьянскую", то есть запрет перехода крестьян в другие сословные разряды, не исключая и холопов.

Холопы не платили податей. Оберегая крестьян от перехода в холопство, правительство сохраняло себе плательщиков государственных податей.

В 1695 г. указом царя Петра стали брать подати с обрабатываемых холопами земель. Возлагая на пашенных холопов ту же тягость, какую несли крестьяне, правительство, можно сказать, приравняло одних к другим.

По указу 22 января 1719 г. в податные списки занесли только крестьян и пашенных холопов. В последующие годы перепись ещё более расширяет свои рамки и захватывает в свои списки или сказки холопов всех наименований.

крестьяне при петре 1

В 1723 г. в перепись занесли и всех дворовых, если даже они земли не пахали и находились только в личном услужении у господ.

В 1722 г., после того как были установлены штаты духовенства при церквях сельских и городских, все церковники и причетники были записаны в подушные сказки за владельцами, на землях которых они жили }