Уралвагонзавод обанкротился. Финансовый котел: почему «Уралвагонзавод» оказался на грани банкротства. Почему появился «Ростех»

Один из крупнейших кредиторов государственной НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) Альфа-банк намерен инициировать процедуру банкротства корпорации и двух ее дочерних структур. Банк через суды требует от УВЗ вернуть кредиты на сумму 16,3 млрд руб. и $119 млн. Переговоры сторон о реструктуризации долга пока не дали результатов.


Альфа-банк намерен обратиться с заявлением о банкротстве УВЗ, а также двух его дочерних предприятий - «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк “Тракторозаводский”», говорится в реестре сведений о деятельности юрлиц. С марта Альфа-банк и ряд других компаний инициировали разбирательство о банкротстве еще одной структуры корпорации - «Уралтрансмаша». В общей сложности в судах рассматриваются иски Альфа-банка к УВЗ на сумму 10,3 млрд руб. и $79 млн, также временно приостановлено дело о взыскании с корпорации в пользу банка 6 млрд руб. и $40 млн. Общая сумма претензий Альфа-банка к УВЗ составляет $119 млн и 16,3 млрд руб., следует из годовой отчетности корпорации.

В марте также сообщалось, что УВЗ и Альфа-банк начали переговоры о реструктуризации долга, однако пока договориться не удалось. До этого Сбербанк отозвал свой иск к УВЗ на 2,3 млрд руб., еще несколько кредиторов отказались добиваться банкротства структур УВЗ. В свою очередь, в Альфа-банке «Интерфаксу» заявили, что банк готов искать компромисс с УВЗ, но приемлемых предложений пока не получил.

Острый конфликт между УВЗ и Альфа-банком разгорелся чуть больше года назад после того, как банк потребовал досрочного погашения долга из-за просрочки кредитов предприятий корпорации и инициировал судебные разбирательства. Тогда УВЗ грозил Альфа-банку закрыть все счета в банке. В мае прошлого года суд арестовал 523,5 млн руб. на счетах УВЗ в рамках второго иска банка к корпорации, но затем удовлетворил иск УВЗ и снял арест. Глава УВЗ Олег Сиенко называл действия Альфа-банка «шантажом», банк же, в свою очередь, обвинял УВЗ в давлении на суд (см. “Ъ” от 20 мая 2015 года).

Из-за тяжелой ситуации с долгами УВЗ надеется на выделение господдержки. В феврале глава Минпромторга Денис Мантуров допустил выделение средств корпорации, заявив, что план оздоровления пока дорабатывается. Господин Сиенко отмечал, что корпорация надеется получить субсидии на 20–25 млрд руб. в нынешнем году. Чистый убыток УВЗ по МСФО за 2015 год вырос втрое, до 16 млрд руб., выручка сократилась на 16,4%, до 106,6 млрд руб.

Дмитрий Козлов


Уралвагонзавод отцепляет Альфа-банк


В мае 2015 года стало известно, что конфликт между государственной НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) и Альфа-банком усугубился. В корпорации решили закрыть все счета в банке, требующем возврата просроченных кредитов, и погасить долги перед ним - это более 8 млрд руб., что составляет менее 10% от общего долгового портфеля УВЗ.

От Альфа-банка не уйти


Как сообщалось в конце мая прошлого года, несмотря на громкие обещания НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) прекратить отношения с Альфа-банком, с которым завод конфликтует из-за просрочки по кредиту, компания оказалась не готова пойти на такой шаг. Подконтрольный УВЗ «ЧТЗ-Уралтрак» попытался в суде оспорить требование банка досрочно погасить долг на более чем 8 млрд руб., апеллируя тем, что срок контракта заканчивается только в 2017 году.

Намедни стало известно, что президент РФ В.В. Путин подписал указ о полной и безоговорочной передаче в течении 18 месяцев "Уралвагонзавода" в лоно корпорации "Ростех". И хотя о возможном объединении говорилось в ходе недавнего пресс-брифинга главы "Ростеха" Сергея Чемезова, факт передачи "Уралвагонзавода" был очевиден задолго до декабрьских бесед об успехах и перспективах холдинга.

Дело в том, что "Уралвагонзавод", производитель не имеющих аналогов в мире танков Т-90 и Т-14 на платформе «Армата», от упоминания которой дрожат стены Пентагона (то ли от страха, то ли от смеха – это ещё уточнить надо) ходил по краю уже достаточно давно. Обострение же хронических проблем предприятия, заключающихся буквально в двух словах - "денег нет", вновь себя проявили ещё прошлой весной.

Так, в мае этого года «Альфа-банк» обращался в суд с заявлением о признании завода банкротом. В июне же позвучал другой беспокойный звоночек – в бессрочный отпуск было отправлено 3 тысячи рабочих предприятия в Нижнем Тагиле, а так же было удержано 2/3 заработной платы. И не прошло и полгода, а если точнее всего-то месяц и «Уралвагонзавод» уже стоял на пороге кремлевских кабинетов с протянутой рукой, выпрашивая госгарантии в размере 16 млрд рублей!

А всё почему?

А всё потому, что на тот момент предприятие несло убытки и корчилось от долгов. К примеру, в 2014-м чистый убыток «Уралвагонзавода» составил 5,3 млрд руб, в 2015 было 16,4 млрд рублей убытков. Всего же, общая задолженность завода составила 202 миллиарда рублей! Но и это не самый изюм, в и без того удручающей истории папы «Арматы».

Дело в том, что в 2015-м году завод недополучил более трети выручки от экспорта оружия, имевшей место годом ранее. Так, выручка от продажи техники военного назначения у предприятия уменьшилась с $1,545 до $1,01 млрд, в процентном соотношении - на 34,34%.

Что же, в правительстве РФ иного выхода не смогли найти, кроме как передать конвульсирующее тело завода на попечительство «Ростеха», который в свою очередь в 2015-м году показал чистую прибыль размером в 99 миллиардов рублей. То есть, иными словами, холдинг, который представляет собой хоть какой-то островок стабильности в океане высокодуховного финансового коллапса, нагрузили обузой, долг которой превышают чистую прибыль холдинга, а недочёт от экспорта составляет треть этих самых доходов «островка».

Что же, «Уралвагонзавод» умрёт не сразу. Его смерть будет продолжительной и мучительной, заключающейся в умерщвлении гражданского сектора предприятия, с максимальным сохранением жизнедеятельности военного сегмента. Но вот в этом-то вся соль! «Уралвагонзавод» как яркий пример того бедственного положения, в котором оказался весь ВПК Российской Федерации и который будут из последних сил вытягивать из болота за счёт тех средств, которые могли бы пойти на поддержание экономики. И, в конце концов, конвульсирующая обуза утянет на дно за собой всех.

Екатеринбургское ООО «Дельтасвар» обратилось в свердловский арбитраж с заявлением о банкротстве АО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“», сообщает znak.com. По данным картотеки арбитражных дел, иск к нижнетагильскому производителю танков, полувагонов, цистерн и экскаваторов был подан накануне Дня Победы и пока не принят к производству.

Заявлению о банкротстве предшествовал суд между «Дельтасваром» и Уралвагонзаводом на сумму больше 41 млн рублей. По условиям договора, заключенного в 2017 году, ООО поставило на Уралвагонзавод 97 сварочных полуавтоматов. Однако эта поставка не была оплачена.

Как позднее заявляли в суде представители оборонного предприятия, они сочли, что поставщик нарушил условия договора. В частности, не обучил персонал работе на данных аппаратах. Суд встал на сторону «Дельтасвара», так как все аппараты были поставлены. Кроме того, у «Дельтасвара» есть письмо, где говорится, что оборудование хранится на складе и точная дата введения в производство не определена, что при необходимости проведения пусконаладочных работ Уралвагонзавод обязуется направить поставщику дополнительное уведомление о необходимости приезда специалистов.

В итоге суд постановил взыскать с Уралвагонзавода стоимость контракта, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. В конце апреля это решение было подтверждено в апелляции и вступило в силу.

Вместе с тем в системе СПАРК отсутствуют данные о намерении «Дельтасвар» обратиться с иском о банкротстве Уралвагозавода. Это требование является обязательным.

Добавим, что для Уралвагонзавода сумма требования является незначительной на фоне его оборотов. Вместе с тем по итогам третьего квартала прошлого года, по данным СПАРКа, чистый убыток УВЗ превысил 3,2 млрд рублей.

Иск об банкротстве «Уралвагонзавода» подавался уже не раз, пишет mstrok.ru. В ноябре-декабре 2017 года суд вернул заявления о банкротстве УВЗ ООО «Инженер», ООО «Бизнес-Урал» и ООО «Сплав-Привод». Причина возвращения заявлений в определениях суда не указана. Вернул арбитраж заявление и воронежскому ОАО «Завод по выпуску тяжёлых механических прессов» (Тяжмехпресс), которому «Уралвагонзавод» задолжал 2,2 миллиона рублей. Осенью 2016 года УВЗ удалось заключить с «Альфа-банком» мировое соглашение по иску о взыскании с корпорации и принадлежащих ей «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк Тракторозаводский» задолженности на общую сумму 7,346 миллиарда рублей и 30,203 миллиона долларов.

«Уралвагонзавод» испытывает финансовые трудности уже несколько последних лет. В конце декабря 2016 года указом президента РФ 100% акций УВЗ были переданы от Росимущества госкорпорации «Ростех». После этого на заводе сменилось руководство, были свернуты многие . Магазины брендовой одежды и сувениров UVZSHOP были закрыты за долги по налогам. В начале апреля правление ХК «Спутник» приняло решение, что из-за финансовых проблем в следующем сезоне команда - третьей по силе лиге в системе российского хоккея (после КХЛ и ВХЛ).

Новый гендиректор УВЗ Александр Потапов в интервью журналистам неоднократно говорил о сложной финансовой ситуации на предприятии, которое, по его словам, находится если «не на дне океана», то «под водой». Высказывались вслух планы о через три года. В 2017 году корпорация выставила на продажу 100% акций своей дочерней компании ООО «УВЗ-Логистик». Также «Уралвагонзавод» отказался от услуг своей «дочки» в Карпинске.

Недавно Потапов сообщил, что «консолидированный убыток за 2016 год был 4,2 миллиарда рублей, а 2017 год принёс прибыль около 1,3 миллиарда рублей». Для роста выручки руководством УВЗ была принята новая , предполагающая выпуск на заводе равного количества гражданской и военной продукции, пишет mstrok.ru.

Доподлинно не известно, почему министр обороны Сергей Шойгу решил «по-старорежимному» осенить себя крестным знамением перед началом парада в честь Дня Победы. Но вполне возможно, что 9 мая на высшие силы уповали многие, имеющие отношение к российскому оборонно-промышленному комплексу.

После того как за два дня до главного праздничного действа на его генеральной репетиции «планово заглох» супертанк «Армата», уверенности в точности конструкторских расчетов и профессионализме экипажей было явно недостаточно. Тем более учитывая внешнеполитические обстоятельства, стоимость epic fail была бы намного выше, нежели, скажем, имиджевые издержки в связи с нераскрывшимся олимпийским кольцом на церемонии открытия зимних Игр в Сочи.

Нежелательной остроты добавлял в это блюдо тот факт, что репутационная угроза исходила от некогда главного бренда путинского третьего срока — «Уралвагонзавода», чьим детищем и является «Армата». Не для того, вновь став верховным главнокомандующим, Владимир Путин в мае 2012 года ездил на УВЗ и одаривал его хлебными госконтрактами, чтобы спустя три года весь мир наблюдал вместо демонстрации российской военной мощи неуклюжую эвакуацию заглохшей боевой машины.

К счастью, парад прошел без сбоев. И можно было бы забыть обо всех репетиционных злоключениях, если бы также без сбоев не сработала российская Фемида. Сразу по окончании праздников Арбитражный суд Москвы арестовал 523 млн рублей на счетах «Уралвагонзавода» по иску Альфа-банка.

У «альфистов» отнюдь не вчера появились претензии к уральским танкостроителям.

Еще во время предыдущего кризиса контролируемый Михаилом Фридманом и его компаньонами Amsterdam Trade Bank судился с УВЗ из-за кредита в $100 млн. Позднее, уже в 2014-м, у инвесткомпании A1 (также входящей в «Альфа-групп») возник конфликт с «Уралвагонзаводом» из-за контроля над шахтой «Заречная». Да и в этом году Альфа-банк начал атаковать УВЗ еще в апреле, подав в общей сложности два иска с интервалом в две недели.

Но в мае градус борьбы явно повысился — еще 8 мая в «Коммерсанте» появилось уведомление о намерении «Альфы» «обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании УВЗ несостоятельным (банкротом)». А гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко говорит о «вероломном нападении без предупреждения» и «чистой воды шантаже».

Альфа-банк славится своей жесткостью по отношению к неаккуратным заемщикам. Но УВЗ — особый клиент. И с точки зрения отраслевой принадлежности, и с точки зрения лоббистских возможностей своего руководства. Достаточно сказать, что председатель совета директоров «Уралвагонзавода» Евгений Школов — давний, еще дрезденский знакомый Путина, с мая 2012-го занимающий должность его помощника. Собственно, значительная политическая роль уральского танкостроительного предприятия, очевидно, в немалой степени обусловлена школовской опекой. А сам Сиенко не без оснований считается креатурой главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Как бы там ни было, но даже среди военно-промышленных лидеров далеко не каждому уделяется такое внимание, каким до недавнего времени пользовался УВЗ.

Тем показательнее, что с некоторых пор Фортуна перестала улыбаться уральскому оборонному и вагоностроительному гиганту. Настойчивые просьбы Сиенко о предоставлении господдержки на беспрецедентные для отрасли 100 млрд рублей пока остаются без внимания. Хотя еще в марте на одном из правительственных совещаний глава УВЗ призвал «рассмотреть предоставление дополнительных госгарантий для реструктуризации кредитов производителей железнодорожной техники, потому что у каждого из нас подошли уже сроки отдачи этих кредитов». А в контексте последующих демаршей Альфа-банка подобные призывы выглядят почти что как сигнал SOS.

Правда, будучи предприятием «двойного назначения», «Уралвагонзавод» имел шанс выбраться за счет гособоронзаказа. Тем более украинский кризис, «предчувствие холодной войны» и ставка на импортозамещение в стратегически важных отраслях вроде бы способствовали наращиванию сотрудничества с Минобороны.

Но это в идеале. На деле же зампред коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев еще в ноябре 2014 года посетовал на дороговизну «Арматы». В феврале 2015-го чиновник повторил тезис о необходимости снижать стоимость супертанка, отметив, что производитель пошел навстречу этому пожеланию заказчика. Тем не менее в мае The Wall Street Journal со ссылкой на источники в российском Минобороны сообщила о намерении военного ведомства сократить количество закупаемых у «Уралвагонзавода» супертанков.

Возможно, это всего лишь ход в ценовом торге и окончательного решения еще не принято.

Но если такие ходы делаются — значит, лозунг «хорошо для УВЗ — хорошо для России» уже не работает. Геополитика не только лишила «Уралвагонзавод» доступа к передовым западным технологиям и возможности повышать качество своей гражданской продукции. Геополитика сказалась и на способности бюджета удовлетворять любые аппетиты отечественного ОПК.

Символично, кстати, что коллизия вокруг «Арматы» обострилась на фоне завершения судебного процесса по делу «Оборонсервиса». Его итогом наряду с реальным сроком Евгении Васильевой стала фактическая реабилитация экс-министра обороны Анатолия Сердюкова — главного аллергена российских оборонно-промышленных лоббистов.

В любом случае с точки зрения кредитора Альфа-банк действует вполне логично, видя, как заемщик все глубже погружается в финансовый котел. Политические риски «альфистов» тоже минимальны. Минобороны или гражданские контрагенты УВЗ не откажутся, если кто-то поможет сделать его посговорчивее. А из Кремля заглохшую на репетиции парада «Армату» было слишком хорошо видно, чтобы «Уралвагонзавод» сохранял титул президентского любимца.

Гораздо хуже тылы прикрыты у самого Олега Сиенко. Он, конечно, может попытаться отыграть ситуацию в свою пользу, ссылаясь на зверства кредитора. Но главе УВЗ надо помнить обстоятельства его собственного прихода на завод. Шесть лет назад Сиенко перебрался из ТЭК в машиностроение и сменил карьерного «оборонщика» Николая Малых как раз на фоне тяжбы «Уралвагонзавода» со структурами Альфа-банка.