Упрощенный порядок рассмотрения административных дел. Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства. Доказательства и доказывание

Положения 33 главы Кодекса административного судопроизводства РФ регулируют порядок рассмотрения административных дел в виде упрощенного (письменного) производства по административным делам.

Основные правила рассмотрения дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение прокурора, если кодексом предусмотрено его вступление в судебный процесс).

Данные правила не предполагают извещение сторон о дате и времени рассмотрения административного дела, например о взыскании обязательных платежей и санкций в размере до 20 тысяч руб., так как судебное заседание не проводится, однако суды в рамках подготовки дела к судебному разбирательству обязаны уведомить ответчика о возбуждении производства по делу и предложить ему представить в установленный срок письменные возражения на иск и доказательства в их обоснование, например документы об оплате задолженности. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об их уплате.

По завершении подготовки дела к судебному разбирательству выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, после чего дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней. Ввиду отсутствия судебного заседания в определении указывается только дата рассмотрения дела, без времени.

Все лица, участвующие в деле, представляют необходимые письменные материалы, в связи с чем, нет необходимости в устных выступлениях.

В порядке упрощенного производства дело может рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиальным составом, если это предусмотрено законом.

Упрощенное (письменное) производство

В рамках упрощенного производства исключается возможность использования свидетельских показаний.

Решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к форме и содержанию судебного решения по административному делу.

Письменная форма производства исключает возможность изготовления сначала резолютивной части.

Решение должно быть в полном объеме изготовлено в установленные сроки.

Копии решения направляются всем лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после принятия решения.

Упрощенное производство предусматривает не только сокращение сроков вынесения решения, но и срок на апелляционное обжалование сокращается до 15 дней. Особое внимание следует уделить началу течения срока на апелляционное обжалование, этот срок исчисляется со дня получения лицом, участвующим в деле, копии решения суда.

Старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе младший советник юстиции Алисин М.М.

Возврат к списку

КАС РФ Статья 292. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Упрощенное производство по административным делам

В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Ст. 292 КАС РФ. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

Упрощенное производство по административным делам позволяет рассмотреть некоторые категории административных исков за короткое время. Упрощенное производство означает проведение судебного разбирательства по административному делу без судебного заседания в устной форме. Судья оценивает только письменные и вещественные доказательства, которые представляют административный истец и административный ответчик.

В рамках упрощенного производства исследуется поступившее в суд административное исковое заявление, отзыв на него административного ответчика, письменные объяснения и возражения. Если в деле обязательно участвует прокурор, то его заключение приобщается и исследуется наравне с другими доказательствами.

Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства позволяет значительно сэкономить время разрешения дел административного судопроизводства, а, значит, и устранить нарушение прав административного истца.

Упрощенное производство по административным делам - основания

Кодекс административного судопроизводства не называет перечень дел, по которым может применяться упрощенное производство. Поэтому, применяется он по любому делу при наличии одного из следующих условий:

  • в суд поступили ходатайства от всех участвующих в деле лиц о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Это возможно, если участие лица не признано обязательным – например, при рассмотрении административного иска об оспаривании решения органа власти суд может признать в соответствии со ст. 226 КАС РФ обязательной явку представителя органа власти;
  • в суд поступило ходатайство административного истца с просьбой рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик не возражает;
  • цена административного иска по обязательным платежам и санкциям определена в размере не более 25 000 руб.;
  • в других случаях, предусмотренных КАС РФ.

Порядок и особенности упрощенного производства по административным делам

Административный истец после подготовки и подачи административного иска получает копию определения суда о принятии его к производству, подготовке административного дела и назначении к судебному разбирательству. В указанном определении судья указывает на возможность применения упрощенного порядка про делу и устанавливает срок – 10 дней – для направления в суд возражений. Если они от административного ответчика не поступили, судом выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Упрощенное (письменное) производство по административным делам

Административный иск подлежит рассмотрению в таком случае в течение еще 10 дней с даты вынесения определения.

Однако КАС РФ закрепил правило: если административный ответчик все-таки направил возражения о применении такого порядка за пределами установленного 10-дневного срока, и решение по данному делу судьей еще не вынесено, судом выноситься определение о рассмотрении дела по общим правилам, т.е. в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

Решение суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Решение суда должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к указанному акту. Оно не оглашается лицам, так как упрощенное производство – это письменный порядок судебного разбирательства, а направляется не позднее следующего после его вынесения дня сторонам.

В решении суда по административному делу (в случае удовлетворения требований административного истца) должны быть изложены конкретные действия административного ответчика, которые он должен предпринять: отменить нормативный правовой акт, отменить решение и т.п. Может содержаться указание на порядок и предельные сроки исполнения решения.

Вступает в силу решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, в более короткие сроки (по сравнению с общим порядком) – через 15 дней, поэтому сокращен и срок апелляционного обжалования: также 15 дней с даты получения решения. Апелляционная жалоба подается по общим правилам.

Если у сторон возникают вопросы не по поводу законности вынесенного решения, а связанные с исполнением его, внесением исправлений (описок, арифметических ошибок), не разрешению одного из поставленных административным истцом требований (например, о возмещении судебных расходов), в суд можно подать либо соответствующее заявление, либо требование о вынесении дополнительного решения.

В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении

Схема:

Предупреждение

=> Постановление по ДАП => Исполнение постановления

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Статья 24.5

Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

Процессуальная реформа последнего десятилетия примечательна активным внедрением в процессуальные нормы кодексов различных видов ускоренных производств, которые найти в теории общее название «упрощенные». Не стал исключением и новый процессуальный закон - Кодекс административного судопроизводства (далее - КАС РФ). Судебный приказ как одна из упрощенных форм судопроизводства по административным делам был включен в КАС РФ Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. № 103-Ф3 1 .

Если термин «упрощенное производство», приобретший опыт рассмотрения административных дел в арбитражном процессе с 2002 г., изначально был включен в КАС РФ, то «приказное производство» нашло в нем место лишь в 2016 г. Вместе с тем судебный приказ не был новеллой для российского процессуального законодательства, о чем указывается во введении. Цель введения судебного приказа состоит, как и все, что относится к разновидности упрощенных производств, в сокращении сроков рассмотрения дел о взыскании санкций и обязательных платежей. Эта категория дел, рассматривавшаяся ранее по нормам ГПК РФ, отнесена с принятием КАС РФ к категории административных дел, и ей отведена гл. 32. Несмотря на то что по своей сути она не представляет особых сложностей, на его рассмотрение законодателем было выделено незаслуженно много времени - до трех месяцев. Учитывая, что характер правоотношений, который в большинстве случаев является бесспорным, что многие вопросы могут быть решены в досудебном порядке, что невыполнение обязательств вызвано зачастую рядом трудностей финансово-

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № ЮЗ-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты» // Российская газета. 08.04.2016. № 75.

го порядка у должника и, соответственно, не требуют проведения процесса в обычном его понимании, то для такой категории дел судебный приказ является наиболее оптимальным вариантом быстрого решения возникшей проблемы.

Понятие приказного производства приводится во введении.

Производство по административным делам о вынесении судебного приказа предусмотрено для наиболее простых и бесспорных дел, к которым относятся требования о взыскании обязательных платежей и санкций. Порядок вынесения судебного приказа регулируется гл. 11 -1 КАС РФ. Однако одной главы для удовлетворения требований о вынесении судебного приказа недостаточно, как это имеет место в ГПК РФ. Примечательным является то, что для этого необходима еще гл. 32 КАС РФ, которая также регулирует производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций, что мы наблюдаем относительно данной категории дел в АПК РФ.

Поскольку предметом процессуальных правоотношений являются обязательные платежи и санкции, то указанные главы в части регулирования единого предмета спора дополняют друг друга. Обусловлено наличие двух глав, регулирующих один и тот же предмет, тем, что в ряде случаев нет спора в части необходимости выполнения обязательных выплат, в других случаях должник - сторона по договору может оспаривать факт, размер денежной суммы, правильность расчета или методов подсчета и т.д. Там, где все бесспорно, целесообразным видится ускоренное восстановление нарушенных прав.

Сущность упрощенного (письменного) производства, осуществляемого судом общей юрисдикции, выражается в эффективном и реальном восстановлении нарушенных или оспоренных субъективных прав участников судебного административного процесса.

Цель упрощенного производства - процессуальная экономия времени и средств как участников административного судопроизводства, гак и суда. Упрощенное производство позволяет суду оперативно, в максимально возможно короткие сроки рассмотреть и разрешить заявленные споры о праве административном. Под различными наименованиями упрощенные производства существуют практически во всех процессуальных отраслях права.

В уголовном процессуальном праве - это институт особого порядка судебного разбирательства (разд. X УПК РФ), который содержит правила принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. В гражданском процессуальном праве подобный институт именуется приказным производством (гл. 11 ГПК РФ). В гражданско- процессуальной доктрине он рассматривается в качестве отдельного вида гражданского судопроизводства. В АПК РФ этому виду судопроизводства посвящена гл. 29 «Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства». По смыслу этой главы, истец либо арбитражный суд на стадии возбуждения дела, подготовки дела к судебному разбирательству выступает инициатором упрощенного производства. Суть этого производства заключается в том, что судья рассматривает дело без вызова сторон. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании своевременно представленных письменных доказательств.

Особенности института упрощенного производства в судебном административно-процессуальном праве, установленные в разд. V КАС РФ, проявляются в следующих его характерных чертах :

  • - оно возможно лишь при наличии условий, указанных в законе;
  • - необходимо согласие ответчика на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства;
  • - дела упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления искового заявления в су д ;
  • - судом исследуются только письменные доказательства, а также отзыв, объяснения по существу заявленных требований, представленные в письменной форме, другие документы;
  • - упрощенное производство применяется по делам, не вызывающим сложности у суда в юридической квалификации материальных правоотношений сторон.

КАС РФ (ст. 291) называет четыре условия, при наличии которых дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства:

  • 1) всеми лицами, участвующими в административном деле, заявлены ходатайства о его рассмотрении в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;
  • 2) ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения дела;
  • 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.;
  • 4) в иных случаях, предусмотренных КАС РФ.

Возбуждение и рассмотрение дела, разрешаемого в порядке упрощенного производства, производится по общим правилам искового административного судопроизводства, за исключениями и дополнениями, установленными гл. 33 КАС РФ. Административным истцом должны быть соблюдены правила подведомственности и подсудности, выполнены иные обязанности, связанные с подачей искового заявления и реализацией своего права на иск. Кроме того, истцом могут быть заявлены иные ходатайства, связанные, например, с необходимостью применения судом обеспечительных мер, и т.п.

При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться все задачи административного судопроизводства, указанные в ст. 3 КАС РФ, а также соблюдаться основные принципы судебного административного процесса, предусмотренные ст. 6 этого Кодекса. Использование упрощенного производства не означает отход от принципов равноправия сторон и состязательности. В законе установлены соответствующие гарантии, позволяющие перевести рассмотрение административного дела из упрощенного порядка в обычный режим искового административного судопроизводства.

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусматривает вступление прокурора в судебный процесс).

Если для рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает 10-дневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка. Этот порядок производства может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

В случае, если по истечении 10-дневного срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

Если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства поступили в суд с нарушением установленного срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правшам административного судопроизводства.

Дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с КАС РФ не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела. Оно должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных гл. 15 КАС РФ и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения. Принятое по результатам рассмотрения административного дела решение, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

  • а также в иных случаях.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо бы Обращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество. Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство. Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть "растянут" на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет.

Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Случаи применения упрощенного производства

В статье 291 КАС РФ закреплено, что упрощенная процедура может быть применена в определенных случаях. Если проанализировать положения статьи 291 КАС РФ, то можно сказать, что использование данной процедуры зависит от усмотрения судьи.

Итак, согласно статье 291 КАС РФ купрощенной процедуре можно обращаться в следующих случаях:

  • когда все лица, участвующие в деле, заявят ходатайство о том, что они не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, при этом, согласно КАС РФ, их присутствие не является обязательным;
  • когда административный истец заявит ходатайство (также можно сразу указать в административном исковом заявлении) о рассмотрении дела в данном порядке, при этом ответчик по делу не будет возражать;
  • когда общая сумма задолженности по санкциям или административным платежам, указанная в административном иске, не превышает двадцати тысяч;
  • а также в иных случаях.

Указанные выше случае, согласно толкованию данной нормы, применяются самостоятельно, независимо друг от друга.

Особенности упрощенного производства

Если сравнивать общий порядок рассмотрения и упрощенную процедуру, то можно выделить ряд отличий:

1. В упрощенной процедуре нет устного разбирательства (т.е. суд исследует только письменные доказательства, в том числе отзыв, какие-либо объяснения или возражения).

2. При рассмотрении административного дела в упрощенном порядке суд, если это требуется, выясняет мнение ответчика по вопросу применения такой процедуры. Суд в определение о подготовке дела к рассмотрению указывает, что может быть применена процедура упрощенного производства и устанавливает десятидневный срок на представление возражений со стороны ответчика по вопросу применения такой процедуры (если ответчик будет против применения упрощенной процедуры, то суд будет рассматривать спор в общем порядке).

3. Дела в упрощенном производстве рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий дести дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (дело может рассматриваться и коллегией судей, если это закреплено в КАС РФ).

Принятие, обжалование и вступление в силу решения

Решение суда по административному делу, рассмотренному в упрощенном порядке, принимается по общим правилам, закрепленным в главе 15 КАС РФ. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (стать 293 КАС РФ).

Важно отметить, что КАС РФ установил сокращенные сроки для обжалования решения суда принятого в порядке упрощенного производства. Так, решение суда должно быть обжаловано в апелляционном порядке (глава 34 КАС РФ) в течение пятнадцати дней. Также необходимо обратить внимание на начало течения срока на обжалование. Срок начинает течь со дня получения копии решения.

Если сторона по спору не воспользуется возможностью обжаловать решение суда, то оно вступает в силу по общим правилам (статья 186 КАС РФ), т.е. по истечение срока на апелляционное обжалование.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо быт готовым, что в случае вынесения решения не в пользу стороны, сроки на обжалование такого решения более короткие, что может послужить основанием для пропуска сроков и некачественной подготовки документов для обжалования в апелляционной инстанции.