Учет и регистрация юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц. Где осуществляется государственная регистрация юридического лица

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.05.2002г. № 319, Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно Указу Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314, после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации

20.Единый государственный реестр юридических лиц и порядок его ведения

В Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. ГРведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра. Ведение государственного реестра осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством РФ. В ГР содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, в ГР указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно - правовая форма; в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях юридического лица; е) копии учредительных документов юридического лица; ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации); к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. Записи вносятся в ГР на основании документов, представленных заявителями при ГР юридических лиц и внесении изменений в ГР. Сведения, содержащиеся в ГР, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Содержащиеся в ГР сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: выписки из ГР; копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма и порядок предоставления содержащихся в ГР сведений устанавливаются Правительством РФ. Основание - федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

Документы в регистрирующий орган могут быть представлены как лично, так и направлены по почте с обязательной пометкой на конверте "РЕГИСТРАЦИЯ".

Здесь нужно обратить внимание на то, что одновременно с государственной регистрацией юридических лиц при их создании осуществляется процедура постановки на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика - ИНН и кода причины постановки на учет - КПП налогового органа по месту нахождения организации. Выдача Свидетельств о государственной регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе осуществляется на 5-й день после подачи документов на государственную регистрацию юридического лица. Дата получения свидетельств указана в расписке. Учредительные документы могут быть представлены в налоговый орган следующими лицами:

  • 1. учредителем юридического лица;
  • 2. руководителем юридического лица, выступающим учредителем регистрируемого юридического лица;
  • 3. иным лицом, действующим на основании доверенности. Общий перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, определен в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”.

Перед тем как придти в регистрирующий орган, необходимо уплатить государственную пошлину за государственную регистрацию. Государственная пошлина взимается в размере 2000 рублей. Реквизиты для уплаты государственной пошлины можно узнать на информационных стендах регистрирующего органа.

Квитанцию об оплате государственной пошлины необходимо приложить к следующему пакету документов:

  • - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. При этом заявителем, согласно ст.9 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" могут являться следующие лица;
  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель (учредители) юридического лица;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица. Форму заявления можно найти на информационных стендах в налоговом органе;

  • - для подтверждения оплаты уставного капитала для ООО - справка об открытии накопительного счета .
  • - решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии) желательно в 2-х экземплярах, так как один остается в регистрирующем органе, второй выдается Вам с отметкой регистрирующего органа;
  • - выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя.

В случае отказа предоставить дополнительно запрашиваемые документы, уполномоченные органы могут отказать в приеме документов или в государственной регистрации. В этом случае можно обратиться в арбитражный суд и оспорить действия регистрирующего органа. Если, обращаясь в суд, срок разрешения спора составит от 1 до 3 месяцев со дня принятия заявления к судебному производству. Если не обращаться в суд, необходимо в налоговый орган представить все запрашиваемые им документы.

После того как собран вышеуказанный пакет документов, можно его представить непосредственно в регистрирующий орган или же направить почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

После того как регистрирующий орган получил пакет необходимых для регистрации документов, должна быть выдана расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. В расписке регистрирующий орган указывает день, в который можно прийти и получить свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в ней.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По истечении этого срока необходимо явиться с распиской и получить либо свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации. Когда выдаётся свидетельство о государственной регистрации, это значит, что сведения о юридическом лице внесены в государственный реестр.

Свидетельство выдается на основании решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом и являющегося основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Кроме свидетельства выдаются учредительные документы (устав, учредительный договор, если учредителей более одного), с отметкой регистрирующего органа)

Тот момент, когда запись о юридическом лице внесли в государственный реестр, и будет являться моментом государственной регистрации юридического лица.

Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется территориальными органами Министерства по налогам и сборам РФ.

В едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

    полное и сокращенное наименование;

    организационно-правовая форма;

    адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

    способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

    сведения об учредителях юридического лица;

    копии учредительных документов юридического лица;

    сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

    дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

    способ прекращения деятельности юридического лица (реорганизация или ликвидация);

    размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного (складочного) капитала, уставного фонда, паевых взносов и др.;

    фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

    сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринима­теле:

    фамилия, имя, отчество;

    дата и место рождения;

    гражданство;

    место жительства в Российской Федерации;

    данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (для граждан Российской Федерации);

    вид и данные документа, удостоверяющего личность иностранного граж­данина или лица без гражданства (для иностранных граждан и лиц без гражданства);

    вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (для иностранных граждан и лиц без гражданства);

    дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРИП записи о регистрации;

    дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, в связи со смертью, в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) и др.);

    сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем.

О всех изменениях содержащихся в государственных реестрах сведений юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны в течение трех дней сообщить в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений все ранее внесенные сведения сохраняются.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о паспортных и других персональных данных физических лиц, которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти и органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность. Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется под­писью уполномоченного лица – заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность, а также идентификационный номер налогоплательщика.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

    руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

    учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

    руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

    конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

    иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Отказ в государственной регистрации возможен только в случаях, предусмотренных законом. В частности, не допускается регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации, и регистрация юридических лиц, учредителем которых оно выступает.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на выявленные нарушения. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

За необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации рассматриваются как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и в соответствии со статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный необоснованным отказом в государственной регистрации, уклонением от регистрации или нарушением порядка регистрации, допущенным по его вине.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и индивидуальные пред­приниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Правительством Российской Федерации функции регистрирующего органа возложены на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Чем вызвано это новшество? Скорее всего, возложение функций регистрации юридических лиц на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было продиктовано стремлением более жесткого контроля за организациями путем предоставления Министерству по налогам и сборам возможности отслеживать деятельность юридических лиц с самого начала, с момента их «рождения».

С одной стороны, данная позиция законодателя понятна и обоснованна, к тому же и очень удобна - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам представлено по всем регионам России, имеет свою корпоративную систему связи, что позволяет передавать информацию и хранить базу данных. Налоговые инспекции перегружены и не укладываются в установленные законом сроки даже при выполнении основных целей своего создания, что же будет, когда к их деятельности добавится еще и обязанность регистрации юридических лиц, и ведение Единого государственного реестра? Законом установлен срок для государственной регистрации не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. П.1 ст.8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» До 1 июля 2002 года этот срок был определен в три дня, хотя на практике получалось и больше. К сожалению, в настоящий момент в установленные сроки налоговые органы не укладываются.

Кроме того, тут возникает еще один любопытный вопрос. Если юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения каких-либо сведений о нем, содержащихся в Едином государственном реестре, не уведомит об этом регистрирующий орган, - оно привлекается к административной и уголовной ответственности. А что же с ответственностью регистрирующего органа за осуществление процедуры государственной регистрации в более длительный срок, нежели предусмотрен законодательством? В данном случае законодатель устанавливает лишь административную ответственность, причем с весьма незначительными санкциями: наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда...».

За государственную регистрацию юридических лиц взимается государственная пошлина в размере двух тысяч рублей.

В регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации, могут быть поданы как непосредственно заявителем, так и направлены по почте. Следует отметить, что аналогичное положение присуще большинству стран Европы.

Говоря о процедуре государственной регистрации юридических лиц на современном этапе, необходимо выделить ряд новшеств в данной области. В настоящее время юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Помимо того, существенным нововведением является то обстоятельство, что факт «законности» (регистрация) придается лишь созданному юридическому лицу, а вопрос о форме и содержании учредительных документов остается внутренней компетенцией организации. С одной стороны, гражданским законодательством каких-либо дополнительных требований (например, о государственной регистрации) к учредительным документам не предусмотрено. С другой стороны, при открытии счета в банке или обращении организации для получения разрешения на осуществление какой-либо деятельности требуется представить нотариально заверенные копии учредительных документов. Нотариусы же отказываются свидетельствовать верность копии с документов, так как на них отсутствует отметка регистрирующего органа. Данная проблема была решена путем наделения регистрирующего органа возможностью предоставления копий учредительных документов юридического лица, которые прошиваются и заверяются подписью должностного лица, печатью регистрирующего органа с проставлением штампа «копия». Рядом со штампом указывается основной государственный регистрационный номер. За получение копий учредительных документов взимается пошлина в размере двухсот рублей за каждый документ. При необходимости срочного получения копий размер пошлины увеличивается в два раза. Стоимость же нотариального свидетельствования копий составляла от пяти до десяти рублей за один лист, что было значительно выгоднее в материальном плане по сравнению с ныне действующем порядком.

Изложенный материал указывает на необходимость более жесткого контроля со стороны российского законодателя за созданием и деятельностью юридических лиц. Одновременно с этим кардинальные изменения законодательства, имевшие место в последнее время, не отвечают условиям, необходимым для нормального функционирования гражданских правоотношений, а в ряде случаев порождают еще больше проблем и негативных последствий, нежели существовавший ранее порядок.

С учетом потребностей общества и спецификой российского предпринимательства в настоящий момент наиболее актуальной целью государственной регистрации юридических лиц представляется не допустить «выпуск» в гражданский оборот организаций с заведомым «пороком цели создания», а также обеспечить наиболее эффективный государственный контроль за созданием и деятельностью юридических лиц, возможность свободного доступа к сведениям о юридическом лице (разумеется, в строго определенных рамках), а также возможность по представленным сведениям осуществлять связь именно с интересующим юридическим лицом.

Для осуществления этих целей необходимо ведение Единого государственного реестра юридических лиц.

Государственный реестр представляет собой совокупность сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующих документов. Таким образом, государственный реестр можно условно разделить на две части:

список юридических лиц с предусмотренными сведениями о них;

определенный пакет документов, на основании которых и были составлены данные сведения.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие основные принципы ведения Единого государственного реестра:

всеобщность - в реестр включены все юридические лица независимо от организационно-правовой формы и иных оснований;

достоверность - записи реестра должны соответствовать реальному состоянию юридического лица;

публичность - каждый вправе получить сведения из реестра;

платность - за предоставление сведений из реестра, выписок и копий имеющихся документов взимается плата.

юридический лицо регистрация правоспособность

Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 19.07.2009) и издаваемых в соответствии с ними иными нормативными правовыми актам Российской Федерации.

В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях. Именно содержание учредительных документов, в которых отражаются цели создания юридического лица, отражает все его критерии правосубъектности.

Таким образом, регистрация - это в законодательном порядке установленная административная процедура легализации деятельности юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", таким органом является Федеральная налоговая служба, подчиненная Министерству финансов Российской Федерации. Регистрацией общественных объединений и политических партий как юридических лиц занимается Федеральная регистрационная служба.

Для регистрации юридического лица в соответствии со статьей 12 вышеназванного Федерального закона представляют следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются ценным почтовым отправлением с описью вложения. Но Правительством Российской Федерации могут быть определены и иные способы представления документов в регистрирующий орган. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются также Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В Российской Федерации ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения об их создании, реорганизации и ликвидации. Данные государственной регистрации юридического лица включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который, в свою очередь, открыт для всеобщего ознакомления. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации юридического лица только в случаях, установленных законом, а это в случае:

а) непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) при регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации или реорганизации при внесении соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на установленные нарушения. Оно должно быть принято не позднее 5 дней после подачи документов на регистрацию.

В случае отказа юридическому лицу в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации уполномоченным государственным органом, данные действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

Лишь с момента государственной регистрации и внесения в государственный реестр юридических лиц, юридическое лицо считается созданным.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размерах, установленных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, завершающим этапом образования юридического лица является государственная регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. Государственная регистрация юридического лица является юридическим фактом, в результате которого юридическое лицо приобретает правоспособность.