Труды беруни. Аль-Бируни – великий ученый из Хорезма. Геодезия и картография и многое другое…

Аль-Бируни родился 4 сентября 973 года в городе Кят, столице государства Хорезм. Полное имя – Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни. Молодой Аль-Бируни получил прекрасное образование у выдающегося астронома и математика Ибн Ирака. Образование включало не только математику, но и философию. Изучил, помимо хорезмийского, девять языков Востока, в том числе санскрит и хинди, а также греческий и латынь.


Аль-Бируни был человеком очень широких интересов. Он изучал всё: историю и географию, математику и астрономию, геодезию и филологию, минералогию и фармакологию – этот список можно было бы продолжить. По всем этим направлениям он вёл самостоятельные исследования, написал 45 трудов по разным дисциплинам.

Уже в первом сочинении, посвящённом хронологии, учёный собрал и проанализировал все известные в то время календарные системы и составил объёмную хронологическую таблицу.

Аль-Бируни составил описания известных в то время лекарств, в труде по минералогии описал свойства 50 металлов, сплавов и минералов. Вёл математические исследования. Разработал теорию перевода научных терминов с одного языка на другой…

Во время работы над своим главным трудом - «Канонам Мас‘уда по астрономии и звёздам» - ученый рассчитал радиус Земли, установил угол наклона эклиптики к экватору, описал лунные затмения с изменением окраски Луны при них, а также солнечные, проанализировав характер солнечной короны, высказал идею об огненной природе звёзд и солнца, в отличие от планет.

Неутомимый Аль-Бируни посетил много городов Востока и даже жил несколько лет в Индии, куда дошёл с походом султана Махмуда Газневи. Результатом стало сочинение о философских системах Индии, включая теорию санкхьи, космической эволюции и т.д. В этой же книге была изложена и ставшая знаменитой легенда о мудреце, царе и зернышках, выкладываемых в геометрической прогрессии на каждую клетку доски - прообраза шахматно-шашечной.

Умирая 9 декабря 1048 года в городе Газна, Аль-Бируни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вел беседы на научные темы. Прощаясь с друзьями, последнего он спросил: «Ах да, всё хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?». Поражённый друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Аль-Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».

Добро пожаловать! Khush kelibsiz! Қош келдіңіз! Кош келдыныздер! Хуш омадед ! Hoş geldiňiz! !ترحيب


Гениальные люди не умирают. Потому что их интеллектуальная, эмоциональная и духовная Bселенная настолько богата, объемна, многогранна, что после их физической смерти мы ощущаем не только их влияние, но и незримое присутствие. Мы соотносим с ними свои поступки, советуемся, учимся. И поэтому из далеких веков великий учитель Беруни обращается к нам-сегодняшним.

Абу Райхан Беруни (Бируни; Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад аль-Бируни) (973–1048). 75 лет


Выдающийся узбекский ученый-энциклопедист.

Родился 4 сентября 973 года в древней столице Хорезма – городе Кят. О ранних годах жизни Беруни известно очень мало, кроме того, что был он круглым сиротой. О своем происхождении он писал: "...не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему своего деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца!".
В детстве за большой нос он получил прозвище «Бурунлы» («носатый»). Но, кроме выразительной внешности, с детских лет Беруни отличался проницательным умом, прекрасной памятью и неодолимым стремлением к знаниям.
Гипотезу о происхождении Беруни из городских низов (уже почти утвердившуюся в научной литературе) справедливо поставил под сомнение крупнейший исследователь жизни и творчества Беруни П.Г. Булгаков. Такая гипотеза, по мнению П.Г. Булгакова, не объясняет, как Беруни еще ребенком очутился в дворцовых покоях династии Иракидов, где к нему, по его собственному признанию, относились как к родному сыну и где он получил блестящее образование; почему он «быстро приблизился к фигуре самого хорезмшаха».

Детство и юность Беруни прошли в доме двоюродного брата хорезмшаха Абу Абдаллаха из местной династии Иракидов – одного из выдающихся ученых-математиков Хорезма того времени – Абу Наср Мансура ибн Али ибн Ирака (ему принадлежит одно из первых доказательств теоремы синусов для плоских и сферических треугольников).
Абу Наср был искренне привязан к своему воспитаннику, и эту привязанность сохранил на всю жизнь, продолжая трогательно опекать его и давать наставления, даже когда научная слава ученика намного превзошла его собственную. С годами наставничество уступило место сотрудничеству, и духовная близость этих двух людей, поставивших выше всех земных благ бескорыстное служение истине, определит удивительную схожесть их человеческих путей – судьба, разлучавшая их часто и надолго, в конце концов сведет обоих в изгнании, где оба закончат свою жизнь, так и не увидев родной земли.

Любознательный Беруни с детства старался расширять сведения о мире, полученные им от воспитателя. В своем труде «Фармакогнозия в медицине» он писал, что по своей натуре смолоду был наделен чрезмерной жадностью к приобретению знаний. В качестве свидетельства этому Беруни приводит такой пример: когда ему было около семи лет, в их округе поселился один грек, которому он приносил разные зерна, семена, плоды, растения и прочее, расспрашивал, как они называются на его языке, и записывал названия. Потом грек познакомил Беруни с другим знающим человеком по имени Масихи, который рекомендовал ему необходимые для прочтения книги и объяснял непонятные вещи. Своё первое сочинение "Хронология древних народов", в котором он собрал и описал все известные в его время системы календарей, применявшиеся у различных народов, Беруни написал, когда ему исполнилось немногим более двадцати лет.

Удивительна также схожесть земного пути Беруни с судьбой другого величайшего его современника – Абу Али Ибн Сины , с которым они, кстати, активно обменивались письмами, обсуждая натурфилософские взгляды Аристотеля.
Как и Ибн Сину, судьба то возносила Беруни, то била его оземь: годы спокойной жизни, наполненной научными изысканиями и дворцовыми почестями, сменялись годами бедности и изгнания.
Беруни несколько раз пришлось пережить потерю всех своих рукописей, и все начинать с нуля на новом месте. Но сила духа и стремление к научному поиску не позволяли Беруни опускать руки даже в безнадежных ситуациях.

С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, Беруни жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. По принуждению султана Беруни участвовал в походах Махмуда в Индию, где и прожил вторую половину жизни. Об обстоятельствах его переезда в Газну ходит множество легенд. Добровольно ли он отправился в столицу султана Махмуда в поисках хорошего заработка или насильственно был уведен туда под стражей и в кандалах, как опасный преступник? Большинство исследователей склоняется ко второй версии: когда в 1017 году столица Хорезмийского княжества была разрушена, великий ученый попал в плен и «в качестве пленника-заложника он вместе с другими видными хорезмийцами был отведен в Газну» и был даже там посажен в тюрьму. После освобождения в Газне ученый вел замкнутый образ жизни, и только работа оставалась его единственной радостью.
Только в течение двух дней в году – в день Нового года и в праздник Михрджана – он отдавался заботам по приобретению запасов пищи и одежды, а в остальные дни года полностью посвящал себя науке.

Существует легенда, что однажды сам султан Махмуд вздумал испытать логику и знания Беруни. Для этого он устроил аудиенцию в большом зале своего дворца, в котором было четверо дверей. И повелел ему угадать, через которую из них он войдет в зал. Беруни тотчас попросил бумаги и чернил, и, написав записочку, в которой содержался ответ, спрятал ее под подушку, на которой обычно сидел султан. Тот приказал разломать часть стены в зале и вошел в этот пролом. Вынув же из-под подушки записку Беруни, нашел в ней ответ, что султан должен войти в залу через пролом в стене.
Разъяренный Махмуд приказал немедленно выбросить ученого в окно, но Беруни загодя велел подготовить под окном скат, по которому и скатился без всякого вреда для себя.

В старости Беруни потерял зрение, но до последней минуты своей жизни считал главным «механизмом» продолжения жизни бодрый дух. Умирая 9 декабря 1048 года в Газне, Беруни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вел беседы на научные темы. Прощаясь с друзьями, последнего он спросил: «Ах да, все хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счета неправедных прибылей?». Пораженный друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».

Беруни был энциклопедически грамотным человеком, с разносторонними интересами. Арабский язык, грамматику и стилистику Беруни выучил сам. Кроме того, он знал девять языков Востока (помимо хорезмийского и арабского), в том числе санскрит и хинди, а также греческий и латынь.

Всего он написал 45 трудов по разным дисциплинам: медицине, фармакологии, фармакогнозии, истории, географии, математике, астрономии, геодезии, филологии, минералогии. Он рассчитал радиус Земли, установил угол наклона эклиптики к экватору, описал лунные затмения с изменением окраски Луны при них, а также солнечные, проанализировав характер солнечной короны, высказал идею об огненной природе звезд и солнца, в отличие от планет.

В награду за составление звездных таблиц султан послал Беруни в дар слона, нагруженного серебром. Но ученый вернул дар казне, сказав: «Мне не нужно серебро, у меня есть высшее богатство – знания» .

Капитальный труд Беруни «Фармакогнозия в медицине» («Китаб ас–Сайдана фит–т–тибб») имеет большое значение и в настоящее время. В этой книге он подробно описал около 880 растений , их отдельные части и выделения; привел их точные описания, упорядочил терминологию. Описание растений сопровождается рисунками с их изображениями. «Сайдана» («Фармакогнозия») содержит также богатый материал о распространении лекарственных растений и их ареалах.

Беруни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских, и других названий растений . Эти синонимы до сих пор используются в современной фармакогнозии при расшифровке древних трактатов.


Для европейской науки «Сайдана» («Фармакогнозия») была неизвестной до 1902 г.

Афоризм Беруни: «Ученый поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги».

Еще один афоризм: «Ни один народ не избавлен от невежественных людей и руководителей, еще более невежественных ».


Известный философ, учёный-энциклопедист, автор исследовательских работ по многим дисциплинам (география, астрономия, математика, минералогия, филология и проч.) – Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Жил в 10 – 11 веке н.э.

Биография и начало работы

Родился в сентябре или октябре 973 года в городе Кят (сейчас это город Беруни в Узбекистане). Был учеником астронома и математика Ибн Ирака. Часто менял место жительства: из Кята уехал в Рей, после – в Гурган, затем – в Гургандж и Индию. Последним пристанищем для аль-Бируни стала Газна.

Первой работой стало сочинение, в котором учёный собрал все имеющиеся в мире системы календаря. Туда же он включил и хронологическую табличку по всем эпохам (с правления библейских патриархов).

Аль-Бируни создал произведение, описывающее быт, науку и культуру древних индийцев. В нём изложены системы философии, религии, учение о связи души и тела. Там же находится и легенда о создании игры в шахматы и её авторе.

Более мыслителя интересовала астрономия. Доказательство тому – 45 сочинений, посвящённых именно этой науке. Вообще, количество трудов Бируни не поддаётся перечислению: перечень названий работ записан его учениками на 60 страницах мелким шрифтом.

В работе по фармакогнозии Бируни перечислил более 4 с половиной тысяч названий растений из разных стран (Персия, Сирия, Индия, территории тюркских народов и др.) и в отдельности объяснил свойства каждого из них.

Любопытные факты

Бируни – в первую очередь человек науки. Неопровержимое этому свидетельство – легенда о его смерти. Он осознавал, что умирает. Перед его постелью столпились друзья. Попрощавшись со всеми, учёный спросил одного из них о «методах счёта неправедной прибыли» и объяснил свой интерес просто: он не хотел уходить из мира невеждой.

Огромной потерей для науки стал трактат «Ключ к астрономии»: он был то ли уничтожен, то ли спрятан. В этой работе Бируни изложил основы астрономии и математики. От всей книги осталось лишь введение.

Кроме тяги к исследованиям, аль-Бируни привлекали и языки. Он в совершенстве знал:

  1. арабский (на нём и созданы работы);
  2. персидский;
  3. латинский;
  4. хинди;
  5. греческий;
  6. тюркский;
  7. иврит;
  8. санскрит;
  9. сирийские диалекты.

Эти знания стали залогом успешного перевода интернациональных терминов.

Интересно, что в труде по тригонометрии современные учёные обнаружили ряд теорем, авторство которых принадлежит Архимеду. В работах самого Архимеда их нет.

В исследованиях Бируни придерживался одного принципа: вся теория должна проверяться практикой и доказываться опытом.

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед aль-Бируни (Abu Arrayhan Muhammad ibn Ahmad al-Biruni) (973-1048) - среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Постигнуть эти законы можно только с помощью науки. За свои передовые взгляды Бируни подвергался преследованиям и трижды вынужден был покидать родину и жить в изгнании.

Научные труды Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма - для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные - наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др.

Каждый народ отличился в развитии какой-нибудь науки или практики.

Аль-Бируни

А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой. Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: самый крупный стенной квадрант - угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2`; самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины; новый метод определения радиуса Земли - по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.

Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел - планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.

В самом первом сочинении "Хронология древних народов" (1000 г.) Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Астрономические исследования изложены им в "Книге истолкования основных начал астрономии" и в других научных трудах.

Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.

Аль-Бируни

Аль-Бируни - фото

Аль-Бируни - цитаты

Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.

Абу Рай-хан Му-хам-мад аль-Би-ру-ни /973, го-род Кят, Хо-резм – 1048, Газ-ни/ — ве-ли-кий уче-ный Сред-не-ве-ковья, ав-тор мно-го-чис-лен-ных ка-пи-таль-ных тру-дов по ис-то-рии, гео-гра-фии, фи-ло-ло-гии, аст-ро-но-мии, ма-те-ма-ти-ке, гео-де-зии, ми-не-ра-ло-гии, фар-ма-ко-ло-гии, гео-ло-гии и др. Аль-Би-ру-ни вла-дел поч-ти все-ми на-ука-ми сво-е-го вре-ме-ни. По-смерт-ный пе-ре-чень его ра-бот, со-став-лен-ный его уче-ни-ка-ми, за-нял 60 мел-ко ис-пи-сан-ных стра-ниц.

Аль-Би-ру-ни по-лу-чил ши-ро-кое ма-те-ма-ти-чес-кое и фи-ло-соф-ское об-ра-зо-ва-ние. Его учи-те-лем в Кя-те был вы-да-ю-щий-ся ма-те-ма-тик и аст-ро-ном ибн Ирак. Пос-ле взя-тия в 995 го-ду Кя-та эми-ром Гур-ганд-жа и пе-ре-но-са сто-ли-цы Хо-рез-ма в Гур-гандж аль-Би-ру-ни уехал в Рей, где ра-бо-тал у ал-Ход-жан-ди. За-тем он ра-бо-тал в Гур-га-не при дво-ре Шамс аль-Ма’али Ка-бу-са, ко-то-ро-му он око-ло 1000 го-да по-свя-тил «Хро-но-ло-гию», за-тем вер-нул-ся в Хо-резм и ра-бо-тал в Гур-ганд-же при дво-ре хо-рез-м-ша-хов Али /997 – 1009/ и Ма-му-на II. С 1017 го-да, пос-ле за-во-е-ва-ния Хо-рез-ма сул-та-ном Мах-му-дом Газ-не-ви он был вы-нуж-ден пе-ре-ехать в Газ-ну, где ра-бо-тал при дво-ре сул-та-на Мах-му-да и его пре-ем-ни-ков Ма-су-да и Мау-ду-ди. Аль-Би-ру-ни участ-во-вал в по-хо-дах Мах-му-да в Ин-дию, где про-жил не-сколь-ко лет.

В са-мом пер-вом со-чи-не-нии «Хро-но-ло-гия, или па-мят-ни-ки ми-нув-ших по-ко-ле-ний» (1000 год) аль-Би-ру-ни со-брал и опи-сал все из-вест-ные в его вре-мя сис-те-мы ка-лен-да-ря, при-ме-няв-ши-е-ся у раз-лич-ных на-ро-дов ми-ра, и со-ста-вил хро-но-ло-ги-чес-кую таб-ли-цу всех эпох, на-чи-ная от биб-лей-ских пат-ри-ар-хов.

В за-вер-шен-ном в 1030 го-ду тру-де «Ин-дия, или Кни-га, со-дер-жа-щая разъ-яс-не-ние при-над-ле-жа-щих ин-дий-цам уче-ний, при-ем-ле-мых ра-зу-мом или отвер-га-е-мых» аль-Би-ру-ни дал де-таль-ное на-уч-но-кри-ти-чес-кое опи-са-ние бы-та, куль-ту-ры и на-уки ин-дий-цев, из-ло-жил их ре-ли-ги-оз-но-фи-ло-соф-ские сис-те-мы, до-ста-точ-но точ-но пе-ре-ло-жив уче-ние клас-си-чес-кой сан-кхьи, те-о-рию кос-ми-чес-кой эво-лю-ции, уче-ние о свя-зи ду-ши с «тон-ким те-лом» и др. Здесь же из-ло-же-на зна-ме-ни-тая ле-ген-да о со-зда-те-ле иг-ры в шах-ма-ты.

Аст-ро-но-мии уче-ный по-свя-тил свы-ше 45 со-чи-не-ний, глав-ное из ко-то-рых – «Ка-нон Мас‘уда по аст-ро-но-мии и звез-дам», в ко-то-ром при-ве-де-ны под-роб-ные экс-пе-ри-мен-таль-ные и ма-те-ма-ти-чес-кие до-ка-за-тельст-ва всех из-ла-га-е-мых по-ло-же-ний. Он рас-смот-рел ги-по-те-зу о дви-же-нии Зем-ли во-круг Солн-ца; он утверж-дал оди-на-ко-вую ог-нен-ную при-ро-ду Солн-ца и звезд, в от-ли-чие от тем-ных тел – пла-нет, по-движ-ность звезд и ог-ром-ные их раз-ме-ры по срав-не-нию с Зем-лей, идею тя-го-те-ния. Аль-Би-ру-ни со-здал пер-вую мо-дель Зем-ли (гло-бус), смог с по-мощью ма-те-ма-ти-чес-ких рас-че-тов до-ка-зать, что Зем-ля круг-лая и на дру-гой час-ти зем-ли есть ма-те-рик (Аме-ри-ка) и там жи-вут лю-ди (позд-нее его тру-ды по аст-ро-но-мии ис-поль-зо-вал Га-ли-лей, как ос-но-ву и смог пол-ностью до-ка-зать фор-му Зем-ли-ша-ра). Аль-Би-ру-ни про-во-дил на-блю-де-ния на по-стро-ен-ном на-На-са-ви в Рее стен-ном квад-ран-те ра-ди-у-сом 7,5 м, вы-пол-няя их с точ-ностью до 2′. Он уста-но-вил угол на-кло-на эк-лип-ти-ки к эк-ва-то-ру, рас-счи-тал ра-ди-ус Зем-ли, опи-сал из-ме-не-ние окрас-ки Лу-ны при лун-ных за-тме-ни-ях и сол-неч-ную ко-ро-ну при сол-неч-ных за-тме-ни-ях.

Боль-шое вни-ма-ние аль-Би-ру-ни уде-лял ма-те-ма-ти-ке, осо-бен-но три-го-но-мет-рии: по-ми-мо зна-чи-тель-ной час-ти «Ка-но-на Мас‘уда», он по-свя-тил ей со-чи-не-ния «Об опре-де-ле-нии хорд в кру-ге при по-мо-щи впи-сан-ной в не-го ло-ма-ной ли-нии» (здесь рас-смат-ри-ва-ет-ся ряд при-над-ле-жа-щих Ар-хи-ме-ду те-о-рем, не со-хра-нив-ших-ся в гре-чес-ких ру-ко-пи-сях), «Об ин-дий-ских ра-ши-ках» (в этой кни-ге об-суж-да-ет-ся так на-зы-ва-е-мое трой-ное пра-ви-ло), «Сфе-ри-ка», «Кни-га жем-чу-жин о плос-кос-ти сфе-ры» и др. Во-про-сам при-клад-ной ма-те-ма-ти-ки по-свя-ще-ны трак-тат «Те-ни», не-сколь-ко трак-та-тов об аст-ро-ля-бии и дру-гих аст-ро-но-ми-чес-ких ин-ст-ру-мен-тах, ряд со-чи-не-ний по гео-де-зии.

В 1038 го-ду аль-Би-ру-ни на-пи-сал «Ми-не-ра-ло-гию, или Кни-гу сво-док для по-зна-ния дра-го-цен-нос-тей», в ко-то-рой опре-де-лен удель-ный вес мно-гих ми-не-ра-лов и да-ны под-роб-ные све-де-ния о бо-лее чем пя-ти-де-ся-ти ми-не-ра-лах, ру-дах, ме-тал-лах, спла-вах и др. Им же со-став-ле-на «Фар-ма-ког-но-зия» — кни-га о ме-ди-цин-ских ле-кар-ст-вах.

Как ис-сле-до-ва-тель аль-Би-ру-ни под-чер-ки-вал не-об-хо-ди-мость тща-тель-ной про-вер-ки зна-ния опы-том, про-ти-во-пос-тав-ляя экс-пе-ри-мен-таль-ное зна-ние умо-зри-тель-но-му. С этих по-зи-ций он кри-ти-ко-вал арис-то-те-лев-скую и авицен-нов-скую кон-цеп-цию «ес-тест-вен-но-го ме-с-та» и ар-гу-мен-та-цию про-тив су-щест-во-ва-ния пус-то-ты.

По-ми-мо сво-е-го род-но-го хо-рез-мий-ско-го язы-ка, аль-Би-ру-ни вла-дел араб-ским, пер-сид-ским, гре-чес-ким, ла-тин-ским, ту-рец-ким, си-рий-ским язы-ка-ми, а так-же ив-ри-том, сан-скри-том и хин-ди. Эти зна-ния спо-собст-во-ва-ли вы-ра-бот-ке им прин-ци-пов пе-ре-во-да ес-тест-вен-но-на-уч-ной тер-ми-но-ло-гии с од-но-го язы-ка на дру-гой. Со-здан-ная аль-Би-ру-ни на поч-ве араб-ской гра-фи-ки сис-те-ма тран-скрип-ции во мно-гом пред-вос-хи-ща-ла со-вре-мен-ную сис-те-му пе-ре-да-чи ин-дий-ских слов в ур-ду.

Ин-те-рес-ный факт: аль-Би-ру-ни уми-рал в пол-ном со-зна-нии и, по-про-щав-шись с друзь-я-ми, спро-сил по-след-не-го: «Что ты тол-ко-вал мне од-наж-ды о ме-то-дах сче-та не-пра-вед-ных при-бы-лей?» «Как Вы мо-же-те ду-мать об этом в та-ком со-сто-я-нии?» — изум-лен-но вос-клик-нул тот. «Эх ты! – ска-зал уче-ный еле слыш-но. – Я ду-маю, что по-ки-нуть этот мир, зная от-вет на этот во-прос, луч-ше, чем уй-ти из не-го не-веж-дой…»

По ма-те-ри-а-лам: Бул-га-ков П.Г. Жизнь и тру-ды Бе-ру-ни. Таш-кент, «Фан», 1972.