Типичный случай: в чем суть дела Серебренникова. Полный разбор: за что и почему арестован Серебреников. Какие доказательства есть у следствия

Режиссеру Кириллу Серебренникову было предъявлено обвинение в нецелевом расходе денежных средств. На данный момент деятель культуры находится под домашним арестом. Это очень громкое дело, нетипичное для культурной среды России, поэтому внимание общественности приковано к этому вопросу.

Серебренников имеет немало заслуженных наград, у режиссера много любящих поклонников, которые отказываются признавать вину кумира и считают, что дело имеет политический подтекст.

Сейчас против Кирилла Серебренникова возбуждено уголовное дело по статье 159 (часть 4). Если вина будет доказана, культурному деятелю светит до 10 лет тюремного заключения. Особенно коллег и друзей режиссера возмущает сам факт домашнего ареста, по их словам, подозреваемый и так никуда не уезжал, активно сотрудничал со следствием, послушно появлялся на всех допросах.

Но есть другое мнение коллег – не все понимают, почему Серебренников отказался поставить свою подпись в письме в защиту режиссера Олега Сенцова, которого приговорили к 20 годам тюрьмы. При этом Кирилл, позиционирующий себя оппозиционером к действующей власти, пошел на прямое сотрудничество с ней.

Как бы там ни было, на данный момент российский режиссер, имеющий мировое признание, имеет ограничения в свободе передвижений и над ним нависла угроза реального тюремного срока. Есть три версии, объясняющие причину таких репрессий. А какая из них правдивая – покажет время.

Версия 1

Серебренников действительно виноват. Причем, следствие уже установило, что речь идет не о присвоении денег, а об их нецелевом использовании. Главным свидетелем обвинения выступает главный бухгалтер «Гоголь-центра» госпожа Масляева. По ее словам, руководство вынуждало вносить в финансовую отчетность ложные данные.

Версия 2

Репрессии против режиссера стали следствием его творческой смелости в противовес действующей власти. А все дело в том, что «Гоголь-центр» — это театральная площадка, имеющая славу остросоциальной. Пьесы и фильмы Серебренникова имеют выявленную политическую подоплеку и точно не служат в поддержку российской власти, поэтому подобные «уголовные дела» — это всего лишь способ запугать и заставить молчать.

Версия 3

Режиссер стал жертвой «разборок» кремлевских кланов. То есть, Серебренников имел высоких покровителей, и именно поэтому мог позволить себе намного больше, чем другие отечественные коллеги. Но сейчас на эту самую «крышу» пошла атака, что и повлекло за собой громкое уголовное дело.

23 августа Басманный суд Москвы отправил под домашний арест директора «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Это стало продолжением расследования уголовного дела о хищениях в «Седьмой студии». При этом Серебренников ранее проходил по этому делу свидетелем.

В чем обвиняют Серебренникова?

По мнению Следственного комитета РФ, Серебренников похитил деньги, выделенные в 2011-2014 годах на реализацию проекта «Платформа». СК оценил сумму ущерба в 68 млн рублей.

В ходе допроса режиссер свою вину не признал. Вечером 22 августа Серебренникова доставили в следственный изолятор «Матросская тишина». В среду Басманный суд Москвы отправил режиссера под домашний арест до 19 октября.

На этот период Серебренникову запретили посещать театр и участвовать в съемках. Максимальный срок, который может грозить режиссеру, - десять лет лишения свободы.

Что за проект «Платформа» и при чем тут Серебренников?

24 марта 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев посетил в Москве «Мультимедиа-арт музей», где встретился с деятелями культуры.

На этой встрече театральный режиссер Кирилл Серебренников рассказал президенту о своем проекте развития и популяризации современного искусства «Платформа». Это было заявлено как комплекс акций на стыке четырех направлений - театра, музыки, танца и визуального искусства.

Проект предполагал в том числе создание до 10 экспериментальных спектаклей в год, новых музыкальных и хореографических произведений, гастроли театров современного танца из регионов России в Москве, а также формирование постоянной лабораторной площадки для творчества молодых деятелей искусства, просветительские проекты и мастер-классы современного искусства.

В июле 2011 года специально для «Платформы» была создана некоммерческая организация «Седьмая студия». А в декабре того же года был подписан документ о выделении субсидий из федерального бюджета - 70 млн рублей ежегодно. «Седьмую студию» возглавлял режиссер Кирилл Серебренников. Он же был руководителем проекта «Платформа».

Что стало поводом для уголовного дела?

В конце мая этого года СК РФ завел уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». По версии следствия, члены руководства «Седьмой студии» с 2011 года по 2014 год похитили около 200 млн рублей, выделенных из бюджета на проект «Платформа».

23 мая в рамках уголовного дела прошли обыски у Кирилла Серебренникова, а самого режиссера доставили на допрос в СК в качестве свидетеля.

24 мая директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ Андрей Малышев сообщил, что на проект «Платформа» было выделено 216,5 млн рублей. Из них, как рассказал чиновник, по назначению израсходовали только 16 млн рублей. Серебренников позднее заявил, что проект «Платформа» «был и состоялся».

По этому делу были также задержаны (а затем арестованы) бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева, экс-продюсер Алексей Малобродский и бывший гендиректор студии Юрий Итин. При этом 2 августа Кирилл Серебренников в интервью немецкой газете Süddeutsche Zeitung сообщил, что у него изъяли загранпаспорт.

Какие доказательства есть у следствия?

Показания против Серебренникова дала Нина Масляева. По ее словам, Серебренников «разработал план для хищения средств, выделенных на проект «Платформа».

Бывший бухгалтер также утверждает, что режиссер вместе с продюсером Алексеем Малобродским обналичивали средства с помощью Масляевой.

Из показаний экс-сотрудницы театральной компании и ряда других свидетелей следует, что «Седьмая студия» занималась «отмыванием денег» и в ней была «черная касса» для проведения нелегальных операций.

При этом сама Масляева ранее уже привлекалась к уголовной ответственности и была лишена права занимать должности бухгалтера на полтора года.

Однако, как сообщил ТАСС знакомый с ситуацией источник, показания против Серебренникова дала не только бывший главбух «Седьмой студии». Это и позволило сменить статус режиссера со свидетеля на подозреваемого.

Как отреагировали на задержание и арест Серебренникова другие деятели культуры?

Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал решение об аресте режиссера Кирилла Серебренникова печальной для всех работников культуры ситуацией.

Коллеги режиссера не верят в его виновность. В защиту Серебренникова высказался создатель фильма «Аритмия» Борис Хлебников.

Издатель и главред журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова заявила, что готова внести за директора «Гоголь-центра» залог в любой сумме. По ее мнению, проект «Платформа» вывел российский театр на мировой уровень.

Председатель Союза театральных деятелей РФ Александра Калягин написал личное поручительство за Кирилла Серебренникова и направил документ в Следственный комитет и Басманный суд.

За режиссера также поручились вдова писателя Александра Солженицына Наталья Дмитриевна Солженицына, режиссеры и актеры Федор Бондарчук, Константин Райкин, Евгений Миронов, Андрей Малахов, Елизавета Боярская, Константин Хабенский и многие другие артисты.

Кирилл Семёнович Серебренников. Родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Российский режиссёр театра и кино.

Отец - Семён Михайлович Серебренников, еврей, врач-уролог, доцент кафедры урологии Ростовского медицинского института, автор научных трудов, изобретений и монографии «Хирургическое лечение эректильной импотенции».

Мать - Ирина Александровна Литвин, украинка, учительница русского языка и литературы.

Дед - Александр Иванович Литвин, в прошлом режиссёр документальных и научно-популярных фильмов киностудии «Молдова-фильм», председатель Республиканского Общества кинолюбителей МССР, заслуженный работник культуры Молдавской ССР.

По рассказам его матери, свое имя получил в честь актера . "Кириллом мы его назвали по двум причинам. Хотя я сама украинка, мне хотелось назвать сына чисто русским именем. А во-вторых, повлиял авторитет актера Кирилла Лаврова, который в то время пользовался особой популярностью и славой", - рассказывала Ирина Александровна.

По словам матери, рос способным мальчиком и демонстрировал тягу к творчеству: "В три года мы научили его читать. Чуть позже он сам начал рисовать. Причем, не милые "похожести", а придуманные сюжеты, образы. В детском саду он принимал участие во всех утренниках, где читал стихи и танцевал, несмотря на то, что он был довольно-таки полненьким".

В старших классах специализированной математической школы, в которой он учился, Кирилл создал свой театр, где поставил спектакль «Тень». Тогда же и увлекся режиссурой.

В школе отличился тем, что написал в стихах школьное сочинение - продолжение судеб главных героев «Евгения Онегина», написанное по законам пушкинского слога.

Школу окончил с золотой медалью.

В 1992 году с красным дипломом окончил физический факультет Ростовского государственного университета. Занимался режиссурой в студенческие годы - сначала в любительской студии «69», с 1990 года - на профессиональной сцене.

За семь лет поставил десять спектаклей во всех театрах Ростова-на-Дону: театре «Ангажемент», Академическом театре драмы имени М. Горького, Академическом театре юного зрителя. Постановки неоднократно признавались лучшими спектаклями сезонов и получали призы на Всероссийских Фестивалях.

Среди его постановок ростовского периода: «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе» (театр «Ангажемент»); «Федра» (театр «Ангажемент»); «Любоффь!» (театр «Ангажемент»); «Сад Себастьяна» (Ростовский театр юного зрителя); «Тарарабумбия» (театр «Ангажемент»); «Маленькие трагедии» (АТД имени Горького); «Городок в табакерке» (Ростовский театр юного зрителя); «Демон» (Ростовский театр юного зрителя); «Я стою у ресторана» (Ростовский театр юного зрителя); «Женитьба» (Ростовский театр юного зрителя).

С 1991 года активно работал на телевидении. Сначала в телекомпании «Южный регион», потом в ГТРК «Дон-ТР». За те же семь лет снял 11 видеоклипов, 2 документальных фильма, 4 телеспектакля, 1 видеоартовскую картину, 1 музыкальный телефильм, 3 многосерийных проекта: два - о музыке, третий - о кино, около 100 рекламных роликов.

Сценарии Кирилла Серебренникова:

1998 - Раздетые
2000 - Ростов-папа
2002 - Дневник убийцы
2004 - Рагин
2009 - Короткое замыкание. Поцелуй креветки (5 новелла) (киноальманах)
2012 - Измена (Betrayal)
2016 - Ученик
2016 - Этюд (короткометражный)

Работы Кирилла Серебренникова как художника:

2016 - Этюд (короткометражный)
2017 - Герой нашего времени (фильм-спектакль)

Видеоклипы Кирилла Серебренникова:

1992 - «Резиновые ноги» - группа «Пекин Роу-Роу»
1994 - «Память» - группа «Там! Нет Ничего»
1994 - «Море! Возьми табуретку» - группа «Там! Нет Ничего»
1994 - «Ближе» - группа «Там! Нет Ничего»
1994 - «Наверное это любовь» - группа «Там! Нет Ничего»
2010 - «Январи» - Марк Тишман


Басманный суд Москвы отправил под домашний арест Кирилла Серебренникова, которому вчера было предъявлено обвинение в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, режиссер организовал хищение 68 миллионов рублей, выделенных его компании "Седьмая студия" на проект "Платформа". В СК указывают, что деньги обналичили через фирмы-однодневки. Юрист Илья Ремесло разбирался в этом деле. Он объясняет, в чем суть претензий следствия и оправданы ли меры в отношении Серебренникова.

Для начала напомню обстоятельства дела режиссера, а также поделюсь некоторыми деталями.

О самом деле впервые стало известно 22 мая, когда у Серебренникова был проведен обыск. Но, как следует из постановления о производстве обыска, дело было заведено еще в 2015 году:

Как указывает следствие, 1 февраля 2014 года АНО "Седьмая студия", руководителем которой был Серебренников, заключила с Министерством культуры соглашение о выделении субсидий на поддержку развития и популяризации современного искусства в размере 66 500 000 рублей.

По версии следствия, получив эти средства, руководство "Седьмой студии" решило их похитить, заключив договора с неким ООО "Инфостиль" на пошив одежды и на услуги по техническому обеспечению концертов. Впоследствии эти документы были представлены в Министерство культуры как отчетные.

Версию следствия подтвердили и свидетели, давшие показания против Серебренникова. Причем выяснилось, что дали они их только после того, как Серебренников дал показания на них самих.

Говорить в этой ситуации о давлении со стороны следствия на свидетелей несколько странно.

Фирмы-однодневки, фиктивные директора и госконтракты

Я решил проверить контрагента "Седьмой студии" по различным базам данных. В результате выяснились крайне интересные обстоятельства.

Во-первых, ООО "Инфостиль" никогда не занималось концертной деятельностью, его видами деятельности это не предусмотрено.

Во-вторых, в 2014 году ООО "Инфостиль" было ликвидировано.

В-третьих, генеральный директор ООО "Инфостиль" Овчинников является директором множества ликвидированных предприятий. Все они расположены по адресам массовой регистрации. Проверка налоговой инспекции показала, что на самом деле юридических лиц, возглавляемых Овчинниковым, по указанным адресам нет. Также недостоверными оказались и внесенные в ЕГРЮЛ сведения о директорстве Овчинникова.



Говоря проще, ООО "Инфостиль" по всем признакам - обычная прокладка с подставным генеральным директором, созданная для выведения "черного" нала.

Если мы посмотрим отчетность по юридическому лицу, к которому присоединили ликвидированное ООО "Инфостиль", то есть ООО "Делькон" (оно, по странному совпадению, было также ликвидировано), мы увидим все те же признаки отмывочной конторы (о чем нам сообщает не Следственный Комитет, а беспристрастная база данных Контур-Фокус):


Наконец, если мы посмотрим финансовую отчетность самой АНО "Седьмая студия", то обнаружим там одну пустоту. Если верить отчетам, никаких финансовых поступлений и операций за 2014-2015 годы просто не производилось.

Обращают на себя внимание различные госзакупки с участием театра им. Гоголя и "Седьмой студии", которые проводились без конкурсных процедур, у единственного участника:

Все бы ничего, но оба этих юрлица так или иначе контролируются Серебренниковым. Очень удобно – получать деньги от государства, а затем без конкурса перекладывать их из своего правого кармана в левый.

Всего за три года театр распределил денег по госзакупкам на 700 миллионов рублей.

Видимо, именно так государство притесняло право на свободу творчества.

Своим – все, врагам – закон

Из представленных доказательств очевидно, что вопросы у следствия к Серебренникову возникли не на ровном месте и не имеют никакого отношения к политике и притеснению свободы творчества.

Однако дело Серебренникова с легкой руки его защитников стали называть политическим. Ранее эти же люди с правильными лицами яростно помогали другому режиссеру – Олегу Сенцову, который в итоге получил 20 лет лишения свободы за терроризм. Аргументы и тогда, и сейчас практически не отличаются: он режиссер, наш человек, поэтому его надо отпустить, а юридически значимые обстоятельства игнорируются. Либеральная общественность работает строго по формуле "Своим – все, врагам – закон". Судьба же самого подзащитного - дело десятое, главное, чтобы был повод для протестов против "кровавого режима".

Политизация дела Серебренникова в конечном счете работает против него самого, так как фанатичная и необъективная защита со стороны либеральной интеллигенции рождает ответную реакцию со стороны людей, не понимающих, почему некоторые равнее других.

И здесь важно сохранять разумный, правовой подход к делу, избегая как требований массовых расстрелов, так и давления на следствие и суд.

Парадоксально, но некоторым защитникам Серебренникова выгодно, чтобы он получил строгую меру пресечения, чтобы и дальше раскручивать тезис о притеснениях. Вопреки ожиданиям, следствие заявило требование о домашнем аресте, что вполне укладывается в современную практику гуманизации мер пресечения. Учитывая имеющиеся у следствия доказательства, домашний арест - вполне гуманная и объективная мера пресечения по делу Серебренникова. Эксперты и адвокаты, которых никак не заподозрить в симпатиях к следствию, признают , что процессуальные основания для задержания Серебренникова, безусловно, были.

С учетом всего изложенного следует признать, что дело Серебренникова – вполне себе обычный случай из уголовной практики, который следует рассматривать исключительно с точки зрения формальных доказательств. Взволнованной общественности остается лишь посоветовать умерить свой пыл и задуматься: защищала ли она кого-либо не по признаку принадлежности к своему кругу и убеждениям? Ведь в России есть реальные жертвы ошибок правоохранительной и судебной системы, которые получают сроки за незначительные преступления. Но они, в отличие от Серебренникова, мало кого интересуют, ведь некоторые равнее других.

Копия чужих материалов

МОСКВА, 23 авг — РИА Новости. Басманный суд Москвы поместил режиссера Кирилла Серебренникова под домашний арест до 19 октября по делу о мошенничестве, передает корреспондент РИА Новости из зала суда.

Защита предлагала отпустить режиссера под залог или поручительство. Художественного руководителя "Гоголь-центра" обвиняют в организации хищения не менее 68 миллионов рублей, выделенных на проект "Платформа". Сам Серебренников вину не признал.

"Особая роль" в мошенничестве

Суд согласился с аргументами следствия, которое утверждало, что режиссер может надавить на свидетелей и скрыться. Также суд изучил показания бухгалтера основанной Серебренниковым "Седьмой студии" Нины Масляевой. По словам судьи Елены Ланской, Масляева прямо указала на причастность режиссера к совершению преступления.

"На основании изученных доказательств ходатайство следствия подлежит удовлетворению", — заключила судья.

Следователь также отмечал, что Серебренников играл в мошенничестве "особую роль", а на допросе фактически отказался от дачи показаний.

"Продюсер Воронова, а она является доверенным лицом Серебренникова, уничтожила часть финансовой документации", — сказал он, обосновывая ходатайство о домашнем аресте режиссера.

По данным следствия, Серебренников уже пытался скрыться — нарушил обязательство о явке и уехал в командировку в Санкт-Петербург, купил квартиру за рубежом, при том что имеет вид на жительство в одном из зарубежных государств.

При этом суд разрешил режиссеру посещать театр с разрешения следователя. Отбывать домашний арест Серебренников будет в своей квартире на улице Пречистенке. Туда его доставил сотрудник ФСИН, который надел на режиссера электронный браслет, призванный контролировать его передвижения.

Во время домашнего ареста Серебренникову запрещено общаться с кем-либо, кроме близких родственников, адвоката, следователя и сотрудников ФСИН. Также ему запрещено пользоваться почтой, интернетом, а телефон он сможет использовать только для вызова экстренных служб.

Защита заявила, что обжалует решение суда.

"Абсурдные" обвинения

Режиссер, в свою очередь, назвал обвинения "абсурдными и невозможными" и просил не помещать его под домашний арест.

"Я много лет работаю в России, я в настоящее время нахожусь в состоянии кинопроизводства, мне надо доснимать фильм. У меня планируется спектакль. Мне нет смысла убегать, я хочу работать. Я с мая всегда посещал следователя и никуда не скрывался", — заявил Серебренников.

Он подчеркнул, что активно сотрудничал со следствием и всегда говорил ему всю правду.

Серебренников напомнил, что у него отобрали "все паспорта", поэтому он никуда не сможет убежать. По его словам, когда он еще имел статус свидетеля, попросил следствие вернуть ему загранпаспорт, чтобы ставить оперу за рубежом, но получил отказ.

"Я скромный человек, я живу достаточно скромно, у меня есть дело, которому я посвящаю свою жизнь, и больше у меня ничего нет. Ничего мы не воровали. Я честный человек. Я хочу, чтобы Россия из провинциальной стала великой культурной державой", — отметил худрук "Гоголь-центра", попросив позволить ему продолжать работу.

Как заявил адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов, режиссер будет готов дать показания после того, как поймет, что ему вменяет следствие.

Защита просила суд отпустить задержанного под залог в 68 миллионов рублей и разрешить Серебренникову посещать театр и киносъемки, если будет принято решение о его домашнем аресте. Сестра бизнесмена Михаила Прохорова Ирина выразила готовность внести залог, назвав Серебренникова "великим человеком".

Суть дела

В 2011 году Серебренников разработал проект "Платформа" для популяризации и развития современного искусства. Для этого он создал независимую организацию "Седьмая студия", в которой работали знакомые режиссера. За 2011-2014 годы Минкульт выделил на поддержку проекта более 214 миллионов рублей.

Как полагает следствие, по указанию Серебренникова сотрудники "Седьмой студии" разрабатывали планы мероприятий в рамках "Платформы" с "заведомо завышенными сведениями об их количестве и стоимости". Затем они представляли эти планы в Минкультуры для обоснования бюджетного финансирования.

Также, по версии следствия, они заключали фиктивные договоры с подконтрольными юридическими лицами на оказание услуг в рамках проекта. Получаемые же от Минкульта деньги выводились на расчетные счета этих контрагентов, обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками.

Сейчас под арестом находятся экс-директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский, бывшая бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева, а ее экс-гендиректор Юрий Итин — под домашним арестом.