Федеральное казначейство находится в ведении. Казначейство в компании – роль и функции

Не приходится ставить под сомнение тот факт, что управление денежными потоками является наиболее важным направлением деятельности для любых организаций. Особенно актуальным управление финансами предприятия становится в условиях нестабильной финансовой ситуации.

Дефицит денежных средств может привести к невозможности своевременной выплаты налогов и зарплаты сотрудникам, просрочке платежей по кредитам и займам, нарушению сроков оплаты поставок по договорам, что в свою очередь приводит к начислению штрафов, пеней, неустоек, ухудшению кредитной истории, потере деловой репутации, дополнительным издержкам для устранения нежелательных последствий. Любого из этих факторов будет достаточно, чтобы не только развитие, но само существование бизнеса оказалось под угрозой, или, как минимум - владельцы имели основание задуматься о смене руководства таковым.

Трамп резко критиковал Йеллена во время избирательной кампании, обвинив его в принятии стратегии, благоприятной для демократов. Прошлым летом, однако, он признал свою работу главой учреждения и включил его в короткий список кандидатов.


Джанет Йеллен покинет пост президента Федерального резерва в течение трех месяцев. История начнется в то время, судя по его руководству во главе самого мощного центрального банка в мире. Экономист был одним из архитекторов, как правая рука Бена Бернанке, из батареи исключительных мер, которые были разработаны для поддержания финансовой системы после начала ипотечного кризиса и того, что два года назад инициировало процесс снятия раздражители.

С другой стороны, профицит денежных средств, который в условиях кризиса многие предприятия стараются создать в качестве надёжного финансового резерва «на всякий случай», также означает определённые потери для предприятия, которые с некоторой долей условности можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо инвестиционном проекте.

Аргументы за переизбрание Йеллена были очевидны. К этому добавляется, что он ясно и точно передал ход своей стратегии, чтобы избежать ненужных потрясений со стороны инвесторов по всему миру. Однако его преемственность поставила перед Дональдом Трампом несколько политических проблем. С одной стороны, президент находится в процессе устранения всех ключевых назначений его предшественника Барака Обамы. Для других арендатор Белого дома благоприятствует финансовому дерегулированию для повышения кредитоспособности.

Поэтому Джанет Йеллен не тот, кто подходит к ее доктрине. Йеллен также является одним из великих экспертов в анализе сил рынка труда. Мандат ФРС основывается на двух столпах. Одним из них является достижение максимальной занятости, которую теперь должен сохранить Трамп.

Таким образом, актуальной проблемой в современных условиях является балансирование между поддержанием текущей платежеспособности и получением дополнительной прибыли от вложения денежных средств.

В условиях нестабильной финансовой ситуации также особое значение приобретает контроль движения финансовых потоков на предприятии. В связи с вошедшей в практику работы российских предприятий системой бюджетного управления, как правило, функции контроля выполнения бюджета движения денежных средств, а в некоторых организациях и составление БДДС, выделяются в структуре управления предприятием в отдельную группу, называемую казначейством.

У Центрального банка длительный процесс созревания до его создания. Жоао, приземлившийся в бразильской колонии, уже имел идею создания банка с функциями центрального банка и коммерческого банка. Кроме того, он отвечал за продажу продуктов, исключительных для администрации и реальных контрактов. Годы показали Бразилии, что необходимо иметь систему, способную следить за экономическими эволюциями, которые наблюдались в мире.

В этом году правительство президента Гетулио Варгаса 2 февраля учредило Декрет № 293 «Суперинтенданс валюты и кредита», который получил непосредственные функции контроля над проблемным финансовым рынком и борьбы с инфляцией которые угрожали стране, а также подготовить сценарий создания центрального банка.

В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть основные аспекты работы казначейства и оценить, какие формы организации такого подразделения на разных типах предприятий наиболее эффективны.

Зачем предприятию казначейство?
Казалось бы, управление денежными средствами можно осуществлять, не выделяя в структуре предприятия отдельной единицы - казначейской службы. Действительно, можно распределить функции управления финансовыми потоками между несколькими подразделениями. Например:
1. финансово-экономические службы:
- планируют бюджет движения денежных средств
- собирают заявки на платёж от подразделений предприятия
- осуществляют контроль заявок на платёж подразделений на соответствие их БДДС
- составляют реестры счетов на оплату
- формируют платёжные календари
- оформляют документы на получение кредитов в банках
2. отдел продаж прогнозирует на ближайший период ожидаемые поступления средств от покупателей/заказчиков
3. бухгалтерия
- осуществляет расчетно-кассовые операции по счетам в банках и кассе
- ведёт взаиморасчёты с контрагентами: сверки с дебиторами и кредиторами по задолженностям, реструктуризация задолженностей, расчёты в неденежной форме (взаимозачёты и т.п.) и пр.
4. финансовый директор или другое лицо, ответственное за движение денежных средств (например, руководитель ФЭО)
- анализирует реестры счетов на оплату на предмет приоритетности, срочности платежей, достаточности средств для их осуществления
- по результатам анализа реестров с учётом данных об остатках на счетах (предоставляемых бухгалтерией) и ожидаемых поступлениях от покупателей (прогнозируемых отделом продаж) определяет счета, которые нужно оплатить в текущий день
- определяет свободный остаток денежных средств и принимает решение о его использовании: при недостатке - о дополнительном финансировании, при избытке - об инвестировании в ценные бумаги или другие финансовые инструменты.
Фактически, при такой организации работы нет единого центра, концентрирующего всю информацию по управлению финансовыми ресурсами. По сути, таким центром вынужден являться финансовый директор, являющийся «последней инстанцией» в финансовых вопросах. С увеличением финансовых потоков объем аналитической работы, связанной с принятием управленческих финансовых решений, катастрофически возрастает, что ведет к снижению эффективности работы.

Национальным казначейством был эмитент бумажных денег. Статья 183 - В течение ста восьмидесяти дней с даты настоящей Конституции Исполнительная власть направляет в Национальный конгресс законопроект, регулирующий дополнение изменений, к столице Союза, федеральным органам, которые все еще остаются в штате Гуанабара. Первым подразделением, работающим в Брасилии, был раздел Юридического отдела.

Координацию передачи осуществлял директор Фернандо Рокетт Рейс. Первое заседание Совета Центрального банка в Бразилиа состоялось в сентябре. Некоторое время мы много искали с хорошим расположением и размерами, необходимыми для строительства здания. До строительства здания в Бразилиа-Штаб-квартира Банк в тот же период работал в 12 разных местах в федеральной столице. В южном коммерческом секторе в здании Вера-Круз располагались Совет директоров, Департамент обработки данных и первый центр обработки данных, теперь Центр информационных услуг.

Отсутствие единого центра по управлению финансовыми потоками может сопровождаться следующими проблемами:

1.Отсутствие единой политики и процедур управления финансовыми потоками. Например, финансово-экономическая служба на основании утверждённой заявки на платёж перечислила средства поставщику, в то время как бухгалтерия осуществила с тем же контрагентом взаимозачёт, закрыв задолженность по этому же платежу, в результате чего поставщику дважды оплатили по одному счёту. Если бы все финансовые потоки осуществлялись из одного центра, такая ситуация была бы исключена.
2.Трудности при формировании платёжного календаря. Поскольку информация, необходимая для формирования платёжного календаря, рассредоточена по нескольким службам компании, то спрогнозировать её достаточно надёжно на срок более недели во многих компаниях становится ощутимой проблемой.
3.Недостаточная оперативность поступления информации, необходимой для принятия решений в сфере управления денежными средствами, вследствие «бюрократизации» системы: информация должна пройти несколько инстанций, прежде чем попадёт к ответственному лицу, принимающему решение.
4.Вероятность финансовых рисков. Управление финансовыми рисками сложная и ответственная работа, требующая всей полноты информации о движении финансовых потоков компании, тесной работы с банками и другими финансовыми институтами. А поскольку единый центр, в котором бы концентрировалась вся информация по управлению финансовыми потоками, отсутствует, то, как правило, управление рисками вообще не осуществляется, либо какие-то операции проводятся, но гарантировать их эффективность при такой организации процесса вряд ли можно.
Поэтому многие предприятия объединяют выполнение задач комплексного управления денежными средствами в рамках одного выделенного подразделения - казначейства, которое осуществляет всю техническую и аналитическую работу, а финансовый директор по её результатам принимает управленческие решения.

Формат премии был вдохновлен старой валютой

Было так много деталей, что Центральный банк провел три тендера: за раскопки фундамента, за занавес и за исполнение работы Премии. Перейра Лира, Карлос Брандау, Эрнайн Гальвес и Карлос Лангони, которые были перед зданием на инаугурации. Эта компания предоставила техническую информацию по вопросам безопасности, обработки ценностей и связи. М². 21 верхний этаж имеет площадь около 1, 8 тыс. М І каждый.

  • Штаб-квартира была официально занята в сентябре.
  • Площадь платформы посередине больше, чем площадь платформы.
  • Шесть подвалов занимают общую проекцию земли, около 10 тыс.
В целом он оказывает следующие услуги премьер-министру.

Функции казначейства
В целом, задачи управления финансами можно разделить на два класса: стратегическое финансовое планирование и оперативное управление.

Главной задачей казначейства является оперативное управление финансовыми потоками компании, основанное на организации взаимоотношений с банками и другими финансовыми институтами, с целью минимизации финансовых рисков и операционных расходов и максимизации доходности от инвестирования свободных финансовых ресурсов.

Консультирование по приоритетам, политическое воздействие стратегических инициатив и политическая стратегия и тактика; предвидеть и координировать новые стратегические инициативы, представляющие интерес для премьер-министра; следить за новыми проблемами; организовать график, поездки и график работы премьер-министра; управлять связью со средствами массовой информации; консультирует премьер-министра по вопросам укомплектования персоналом и назначений; Сортируйте корреспонденцию и ответьте на нее взаимодействие с министрами и их кабинетами, членами собрания и сетью политических партий по всей стране; подготовить премьер-министра на вопросный период в Палате общин и другие служебные обязанности. Он получает власть от премьер-министра, который обладает значительной властью над ним.

Основными функциями казначейства, исполнение которых необходимо для решения главной задачи, являются:
- организация системы взаимоотношений с банками;
- оперативное планирование и оптимизация денежных потоков;
- контроллинг;
- управление финансовыми рисками.

Остановимся на каждой из функций подробнее.

Он также имеет большое влияние в качестве лидера своей политической партии. Клерк является главой государственной службы и назначается премьер-министром. Это помогает, например, написать «Речь от престола» и тесно сотрудничать с Департаментом финансов во время составления бюджета, чтобы он отражал приоритеты премьер-министра и кабинета министров.

Связь с государственной службой

Могут также быть и другие вопросы, которые особенно обеспокоены премьер-министром. Он также гарантирует, что департаменты координируют свои усилия по межведомственным вопросам, которые должны быть переданы в Кабинет министров. Клерк Тайного совета и Секретарь Кабинета министров является главой государственной службы. Таким образом, он докладывает премьер-министру об общей эффективности и эффективном управлении общей эффективностью. Он продвигает правительственную повестку дня управления государственными услугами, консультирует о назначении старших государственных служащих, выступает в качестве представителя государственной службы и готовит годовой отчет о состоянии государственной службы.

Организация системы взаимоотношений с банками
Практически все казначейские операции предприятия осуществляют с помощью банков:
- открытие и ведение счетов
- осуществление всех типов расчётов (казначейство - расчётный центр)
- банковское кредитование
- инвестирование свободных денежных средств (например, размещение на депозитах).

Исполнительные отделы должны уделять пристальное внимание их советам, поскольку они обычно отражают пожелания премьер-министра или кабинета министров. Он часто фильтрует или обобщает информацию, предоставленную департаментами, для обеспечения того, чтобы премьер-министр и кабинет располагали достаточной информацией для поддержки своих решений.

Секретариат Казначейского совета

Казначейский совет - кабинетный комитет. Он состоит из Председателя Совета казначейства и четырех других министров, назначенных премьер-министром. Часто говорят, что Казначейский совет является руководящим комитетом правительства. Совет Казначейства выполняет свои обязанности с помощью отдела, называемого Казначейским советом Канады, который возглавляет секретарь Совета казначейства, что эквивалентно уровню заместителя министра.

Поэтому организация системы взаимоотношений с банками является одной из основных задач казначейства. Главное, что требуется от казначейства в этой сфере, - минимизация затрат на операционные расходы банков и проценты по кредитам с максимальной выгодой для предприятия. В целях минимизации рисков желательно держать деньги параллельно на нескольких счетах в различных банках (если один из счетов компании будет заморожен, она сможет продолжить работу, используя счета в других банках) и не объединять в одном банке две или более глобальных функции (например, привлечение средств банков для долгосрочного финансирования и расчётно-кассовое обслуживание). Эти меры позволят обезопасить компанию от финансовых рисков, рисков концентрации, банкротства банка и обеспечить большую конфиденциальность.

Роли и обязанности Совета Казначейства и его Секретариата можно разделить на следующие три широкие категории, которые мы проанализируем в свою очередь. Секретариат контролирует эффективность управления через свою Структуру подотчетности управления. Эти оценки являются частью оценки работы заместителей министров.

Казначейский совет осуществляет надзор за управлением расходами в федеральном правительстве. Он выполняет эту функцию путем рассмотрения материалов от министров, запрашивающих финансирование стратегических проектов, проведения систематических обзоров существующих программ и предоставления финансовой и исполнительной информации парламенту.

При этом следует учитывать, что банк - это коммерческая организация, чьи доходы зависят от оборотов по счетам клиентов банка. Поддерживая определённый уровень оборотов по счетам, компании-клиенты банка гарантируют ему доходность, в ответ на что банк предоставляет таким клиентам более привлекательные условия по кредитованию. Например, лимит овердрафта для компании-клиента напрямую зависит от объёмов поступлений на расчётные счета этой компании в данном банке.

В представлении Казначейского совета представлена ​​подробная информация о том, как будет финансироваться эта инициатива, ее разработке и реализации, о достижениях, которые хочет достичь отдел, а также о том, как контролировать и оценивать результаты. Секретариат также предоставляет консультации министрам финансов Казначейства по материалам, включая обзор связанных с этим вопросов и рекомендаций. Казначейский совет рассматривает государственные расходы с использованием Системы управления расходами.

Используя финансовую и эксплуатационную информацию, предоставляемую департаментами, Казначейским советом и его программами обзора Секретариата, и определяем, обеспечивают ли они желаемые результаты, независимо от того, управляются ли они экономических и эффективных, и если они действительно соответствуют приоритетам и обязанностям федерального правительства.

Планирование и оптимизация денежных потоков
Само по себе прогнозирование движения денежных потоков на определенный период (год, квартал, месяц) является задачей планово-экономической службы компании. На основании плановых данных (прогноз выручки, оплата дебиторской или кредиторской задолженности, и т. д.) формируется бюджет движения денежных средств, который регулирует остаток денежных средств на конец планового периода. Поступления и платежи осуществляются компанией ежедневно, и если в целом за месяц в БДДС имеется положительное сальдо, то в течение месяца могут быть кассовые разрывы, когда платежи осуществить необходимо, а средств на счетах нет. Для выявления таких «узких мест» и своевременного принятия мер для их предотвращения предприятию необходимо оперативное планирование. Эта задача ложится на казначейство.

Секретариат готовит основные и дополнительные оценки и дает указания департаментам о разработке своих отчетов о планах и приоритетах и ​​отчетов об исполнении служебных обязанностей, которые связывают финансовые данные с информация о производительности. В сотрудничестве с Департаментом финансов Канады Секретариат определяет, как должны составляться и регистрироваться публичные счета, которые подробно описывают фактические расходы правительства в предыдущем году.

Казначейский совет является основным работодателем федерального правительства. Важным вопросом для Совета Казначейства и его Секретариата является степень, в которой они осуществляют центральный контроль над администрацией правительства и расходами, или оставляют департаменты с большей гибкостью, «оставляя управление менеджерам». Мандат Совета Казначейства заключается в обеспечении надежного управления и финансового управления в федеральном правительстве, но он должен делать это с должным учетом ответственности каждого департамента в этом отношении.

Система оперативного планирования заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению деятельности предприятия . Для реализации задачи оперативного финансового планирования казначейство формирует Платёжный календарь. С позиции бюджетного управления платёжный календарь является инструментом резервирования денежных средств из бюджета. Период, на который составляется платёжный календарь и периодичность его формирования, корректировки и обновления у разных компаний различаются. Чаще всего периодом является месяц или неделя, а периодичностью соответственно - неделя или день.

В то же время необходимо обеспечить баланс между необходимостью общих правил и руководящих принципов администрирования и гибкостью менеджеров по внедрению инноваций и риску. Текущая модель Казначейства в качестве комитета по управлению довольно децентрализована, и Секретариат осуществляет выборочный надзор на основе рисков.

Департамент финансов Канады

Департамент финансов отчитывается перед министром финансов и помогает разработать финансовую структуру для всех государственных расходов. Он не обладает той же координирующей силой, что и другие центральные учреждения, но он играет центральную роль практически во всех стратегических решениях, поскольку любая стратегическая инициатива почти всегда предполагает выделение средств в рамках бюджета. Департамент финансов является основным источником федерального экономического анализа и консультаций.

В платёжном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Отрицательное сальдо поступлений и выплат означает дефицит денежных средств в соответствующем периоде времени. В этом случае необходимо определить источники покрытия плановых денежных дефицитов. При положительном сальдо поступлений и выплат образуется профицит (излишек) денежных средств. В этом случае возникает необходимость определить объекты краткосрочного инвестирования и соответствующую доходность операции.

Информационной базой платёжного календаря служат:
.бюджет движения денежных средств
договоры
графики выплаты заработной платы
налоговый календарь
установленные сроки платежей для финансовых обязательств
заявки на осуществление платежей
внутренние приказы
выписки по счетам предприятия
Целесообразно формировать платёжные календари по каждому банковскому счёту и кассе предприятия с тем, чтобы распределить объёмы денежных средств между счетами так, чтобы выполнить обязательства по поддержанию определённого уровня оборотов денежных средств на счетах в «стратегических» банках и обеспечить минимальные операционные расходы.

Формирование платежного календаря проводится в несколько этапов:

Занесение заявок на осуществление платежей и планируемых поступлений по операционной деятельности;
занесение плановых поступлений и выплат по инвестиционной деятельности;
занесение плановых поступлений и выплат по финансовой деятельности;
формирование промежуточного сальдо движения денежных средств;
определение необходимости дополнительного финансирования в случае дефицита или возможности краткосрочного инвестирования в случае профицита денежных средств;
формирование итогового сальдо денежных средств.
Правильно составленный платёжный календарь позволяет своевременно выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения и спланировать соответствующие мероприятия и таким образом избежать финансовых затруднений.

Контроллинг
Функции финансового контроллинга в компаниях распределяются между планово-экономическими службами и казначейством. На казначейство ложится часть контроля, касающаяся финансовых потоков: контроль исполнения бюджета движения денежных средств и установленных лимитов, контроль корректности исполнения платежей и своевременности поступлений, постоянный мониторинг и контроль дебиторской и кредиторской задолженностей. При формировании политики управления денежными потоками необходимо особое внимание уделить взаимодействию казначейства с контуром бюджетного управления. Это не только формирование платёжного календаря, но и контроль его исполнения, а также контроль соблюдения лимитов расхода денежных средств, установленных в БДДС. Поэтому важно четко регламентировать зоны ответственности каждого подразделения в организации контроля финансовых потоков, отслеживании фактического исполнения БДДС.

Например, как правило, БДДС формируется плановыми отделами, и казначейство не обладает информацией о соответствии конкретного платежа статье бюджета. Поэтому при предоставлении заявок на осуществление платежа в них необходимо указывать код или наименование статьи БДДС с тем, чтобы при формировании платёжного календаря казначейство осуществило бюджетный контроль соответствия данных заявок на платёж статьям БДДС. Если на момент платежа лимит оплаты по статье исчерпан, заявка на платеж либо отклоняется, либо отправляется на дополнительное согласование в соответствии с установленными процедурами. При этом функцию контроля исполнения бюджета казначейством можно назвать «последним оплотом» на пути движения денежных средств, перед тем как они покидают компанию.

На многих предприятиях казначейство формирует фактическое исполнение платёжного календаря и бюджета движения денежных средств на основании банковских выписок. При этом казначейство осуществляет контроль не только «на выходе», но и «на входе»: проверяется, все ли ожидаемые средства были получены от покупателей, заказчиков, не было ли возвратов платежей, отправленных поставщикам и т.д.

Качественная оперативная проверка задержек в планируемых поступлениях денежных средств на счета компании позволяет располагать информацией для последующего выяснения причин несвоевременной оплаты дебиторской задолженности контрагентами.

Функции казначейства по контролю сроков дебиторской и кредиторской задолженности связаны с принятием соответствующих мер: с одной стороны - не допускающих или минимизирующих просрочку по платежам дебиторов, выданных авансов, а с другой - реализующими возможность реструктуризации долгов кредиторам. Фактически, эти меры заключаются в постоянном мониторинге состояния задолженностей, тесном сотрудничестве с ключевыми контрагентами по вопросам сумм и сроков поступлений и выплат, своевременности погашения долгов кредиторам и решении вопросов возможности реструктуризации задолженностей, в том числе и в «неденежной» форме, например, путём проведения взаимозачётов и вексельных схем.

Помимо оптимизации структуры задолженности, источником дополнительного финансирования оборотного капитала может быть краткосрочное финансирование за счёт неоплаты кредиторской задолженности поставщикам. Но здесь нужно действовать осторожно, поскольку такие действия могут привести к штрафным санкциям. Поэтому отсрочку кредиторской задолженности лучше согласовывать с поставщиками.

Управление рисками
К функциям казначейства относится управление финансовыми рисками. Как правило, это валютные, кредитные риски, риски изменения процентных ставок и риски ликвидности. Управление финансовыми рисками заключается в выявлении «узких мест», в которых возможно возникновение рисков, в оценке этих рисков - значительны они для предприятия или могут не учитываться как маловероятные, и в разработке мероприятий по минимизации финансовых рисков. Такими мероприятиями могут быть хеджирование (страхование) рисков, разработка и контроль лимитов по различным статьям расходов, в частности, формирование платёжного календаря и ежедневный контроль исполнения БДДС.

В условиях финансового кризиса управление рисками приобретает особое значение. Например, для минимизации риска ликвидности необходима организация ежедневного отслеживания финансовых потоков, детальный жёсткий контроль выполнения финансовых обязательств, соблюдение лимитов, установленных на расход денежных средств и остаток дебиторской задолженности. Под особый контроль необходимо взять операции с контрагентами, вызывающими подозрение относительно возможной неплатежеспособности.

Приведённое описание функций казначейства достаточно условно и на каждом предприятии подход к выделению задач казначейства может быть разным. На набор выполняемых казначейством функций может повлиять и выбранная компанией форма организация казначейства.

Формы организации казначейства
Специфика деятельности каждого предприятия, связанные с ней задачи и организационная структура компании или группы компаний определяют и модель, по которой может строиться работа казначейства.

Можно выделить две основные формы организации казначейства в рамках компаний:
1.Централизованное казначейство;
2. Децентрализованное казначейство.
Сами названия этих форм информативны и достаточно точно отражают их суть.

Для небольших предприятий, не являющихся холдингом и не входящих в какие-либо холдинги, характерно централизованное казначейство. В структуре предприятия выделяется служба казначейства, через которую идут все финансовые потоки. Другие подразделения предприятия участвуют в процессе лишь путём предоставления заявок на осуществление платежей, планов поступлений и консультированием по приоритетности выплат.

Для холдингов вопрос необходимости централизации казначейства также стоит достаточно остро. В последнее время во многих российских компаниях наблюдается тенденция централизации управления. А поскольку контроль над денежными потоками крайне важен для компании, то одним из основных объектов централизации является казначейство.

Выбор той или иной формы организации работы казначейства в холдинге зависит от многих факторов:
принятая структура управления: стремление к централизации управления предприятиями, входящими в холдинг, или предоставление им определённой самостоятельности в рамках компании
территориальная удалённость предприятий холдинга
высокая вероятность и значимость финансовых рисков
система автоматизации, единая для всех предприятий холдинга
объединение в рамках одного холдинга предприятий разного профиля с различной структурой активов, расходов, источников финансирования капитала
Децентрализованное казначейство, как правило, характерно для предприятий с достаточно демократичной структурой управления, где структура и организация бизнеса допускает предоставление права осуществления платежей непосредственно из центров затрат или бизнес-направлений (отдельные юридические лица или группы компаний, объединенных по единому признаку).

При выборе децентрализованной модели в компании должны быть очень хорошо отлажены бизнес-процессы по взаимодействию казначейств всех предприятий, входящих в холдинг. Часто встречается ситуация, когда одно из предприятий холдинга нуждается в финансировании и вынуждено взять для этих целей кредит в банке, другое же предприятие холдинга в это время располагает свободными средствами. При отсутствии централизации платежей, системы взаимодействия между предприятиями холдинга, компания может терять средства и увеличивать свои финансовые риски. Поэтому для децентрализованных моделей очень важна жёсткая система контроллинга.

Очевидно, что главной отличительной чертой централизованной модели организации казначейства является жёсткая централизация платежей, а во многих компаниях и поступлений. Централизация финансовых потоков осуществляется через единый счет или систему транзитных счетов с автоматической переброской на основной, откуда и осуществляются платежи.

При организации централизованного казначейства особое значение приобретает управление информационными потоками в режиме он-лайн. Необходим постоянный оперативный обмен данными между предприятиями холдинга. Поэтому крайне важен вопрос о выборе автоматизированной системы, которая сможет обеспечить контроль и управление платежами всех компаний холдинга в оперативном режиме.

Задачи автоматизации казначейской функции достаточно успешно решаются средствами программных продуктов 1С:Предприятие.

Жёсткость централизованной модели компенсируется снижением вероятности финансовых рисков. Компания может централизованно планировать потребности в денежных средствах, формируя платёжный календарь в рамках всего холдинга. При этом учитываются заявки на платёж всех предприятий, консолидируются все поступления, что позволяет перераспределять финансовые ресурсы между предприятиями холдинга в соответствии с их потребностями в денежных средствах без привлечения внешнего финансирования, размещать свободные денежные средства всего холдинга, получая при этом более высокий доход от размещения бОльших сумм.

Необходимость в централизации казначейства может возникать и в связи с достаточно большой удалённостью предприятий холдинга друг от друга, объединением в составе холдинга разнопрофильных предприятий с разным уровнем прибыльности, высокой вероятностью и значимостью финансовых рисков.

Возможны и смешанные формы организации казначейства, сочетающие в себе как признаки централизованной, так и децентрализованной модели. Например, предприятия холдинга могут распоряжаться поступлениями от неосновной деятельности и расходовать эти средства на текущие незначительные платежи, а поступления от основной деятельности и ключевые выплаты являются централизованными.

***
Изменение условий внешнего окружения, в частности, изменение экономической ситуации в стране, для бизнеса, как правило, влечет за собой необходимость пересмотра и принципов его устройства, бизнес - процессов предприятий. Ожидаемо, что изменения в первую очередь будут иметь своей целью минимизацию затрат, необходимость повышения гибкости и эффективности систем управления предприятием. В этой ситуации пересмотр форм организации казначейства также неизбежен. Важно помнить, что выбор оптимальной структуры его устройства неразрывно связан с общей стратегией управления предприятием. При желании сместить функции контроля и согласования платежей в центр, ужесточить процедуры контроля лимитов - акцент будет смещаться в сторону централизованной модели. Предприятия, для которых экономическая ситуация будет диктовать необходимость делегирования полномочий по осуществлению платежей непосредственно в центры затрат (например, исходя из требований оперативности работы, снижения сроков согласования платежей) - выберут форму организации казначейства, более близкую к децентрализованной.

Функции управления кассой и расчетным счетом присутствовали и присутствуют на наших предприятиях, просто их не выделяли или не объединяли в отдельную группу и не вменяли в обязанность отдельному человеку или подразделению. Казначейство в компании облегчает выполнение кассового бюджета.

Управление денежными потоками является наиболее критической операцией для любых организаций, кроме разве что самых богатых. Если когда-либо возникает нехватка денег, то невозможно выдать зарплату, поставки не оплачиваются, плановый платеж по кредиту не будет произведен? и инвесторы не получат дивидендов. Любой из этих факторов может либо остановить бизнес, либо привести к быстрой смене его руководителей. На сегодняшний день, вследствие развития системы бюджетного управления, возникла осознанная необходимость к указанным ранее функциям добавить еще и составление кассового бюджета (не будем останавливаться на доказательстве его необходимости), контроль установленных лимитов затрат и выполнения кассового бюджета в целом. Для этого уже надо выделять специально обученного человека или группу специалистов, а называться они будут казначейство.
В давние времена на Руси казначеем называли хранителя казны (имущества, сокровищ) князя, монастыря, боярина. С конца 15 века он становится придворным и думным чином, в ведении которого находится казенный двор с царской казной. В середине XVI века деятельность казначеев приобрела такую значимость, что они не только ведали многими статьями государственных доходов и расходов, но и обладали правом суда, участвовали в переговорах с иностранными представителями.

Сегодня нет единого понимания роли и задач подразделения под названием «казначейство». К вопросу о его создании часто возвращаются после возникновения ряда проблем, которые можно решить именно посредством такого подразделения. Попытаемся обобщить основные проблемы, которые приводят к созданию казначейства. По крайней мере, нам пришлось с некоторыми из них в том или ином виде столкнуться. Такими были:

  1. Отсутствие оперативной информации о состоянии краткосрочных активов и пассивов (остатки на счетах, краткосрочные ссуды и кредиты, финансовые вложения и др.);
  2. Отсутствие единой политики и процедур управления денежными средствами;
  3. Трудности при планировании движения денежных средств более чем на неделю;
  4. Отсутствие управления и контроля над расходами.

Казначейство контролирует прохождение всех платежей, независимо от их назначения и выполняет следующие основные группы функций:

  1. Операционные:
  • Свод бюджетов доходов и расходов денежных средств предприятий или центров прибыли и затрат.
  • Составление платежного календаря.
  • Распределение платежей по предприятиям (или центрам затрат) и управляющей компании
  • Работа с банками.

Пример. Различные счета нашего холдинга находятся в разных банках, но остатки аккумулируются в одном банке. Поэтому если необходимо провести оплату в пользу юридического лица, входящего в холдинг, деньги просто переводятся со счета на счет. При этом необходимо учитывать, что любой банк оказывает ту или иную услугу, например кредитование, при условии, что вы обеспечите ему оборот на определенную сумму,- это позволит банку заработать. Одна из задач казначейства - обеспечить такой оборот через этот банк.

  1. Функции контроля
  • Контроль платежей в части установленных лимитов. Если на момент платежа лимит оплаты по статье исчерпан, заявка на платеж в этом периоде либо отклоняется, либо отправляется на дополнительное согласование по установленным процедурам.

Существует несколько вариантов контроля платежей центров затрат или подотчетных компаний:

  • Предприятие поручает центральному офису распоряжаться своим банковским счетом. Инициируемые предприятием заявки на платежи направляются в центральный офис, где они согласовываются и утверждаются. Казначейство в данном процессе играет роль единого расчетного центра.
  • Платежи в рамках утвержденного бюджета осуществляются предприятием самостоятельно. Внебюджетные и сверхлимитные платежи проходят обязательную процедуру согласования в центральном офисе.
  • Предприятие направляет платежи в уполномоченный банк, который автоматически пересылает платежное поручение в головной офис. Поручения, утвержденные центральным офисом, возвращаются в банк к исполнению (смешанный способ).

Использование конкретного варианта схемы контроля и прохождения платежей зависит от модели построения самого казначейства и будет рассмотрено далее.

  • Контроль использования собственных средств и перераспределение средств между компаниями группы (при необходимости) или центрами затрат и центрами прибыли.
  • Контроль показателей оборачиваемости дебиторской, кредиторской задолженности и запасов.
Пример. На одном из производственных предприятий генеральный директор поначалу воспринял в штыки такое функциональное наполнение. Ему казалось, что этим ущемляется его право на власть. Было потрачено много времени, чтобы доказать, что это право он в полной мере реализует на защите бюджета, а далее уже идет просто техническое исполнение утвержденного бюджета и не обязательно на это тратить время. Задача и право директора утвердить бюджет в начале периода. А функции контроля и оперативного исполнения надо делегировать специальным структурам.
Функциональное наполнение и структура компании или группы компаний определяют модель организации работы казначейства. Можно выделить две основные:
  1. Централизованная модель;
  2. Децентрализованная модель.

Автор не претендует на уникальность терминов, но такие названия моделей достаточно точно отражают их суть. Главной отличительной чертой первой модели является жесткая централизация платежей. Как правило, эта модель в разных ее проявлениях используется на предприятиях с небольшим объемом трансакций. В структуре финансовой службы просто выделяется один человек, ответственный за контроль и проведение платежей. Также эта модель используется в некоторых холдингах. В таких структурах платежи осуществляются через единый счет или систему транзитных счетов с автоматической переброской на основной, через который казначейство осуществляет платежи. Ключевым фактором успеха при переходе на централизованную модель казначейства является управление информационными потоками. Осуществить эту работу без налаживания обмена данными между уровнями холдинга или центрами затрат и прибыли предприятия невозможно. Поэтому сразу после принятия решения о централизации казначейских функций следует выбрать автоматизированную систему, которая сможет обеспечить контроль над платежами всех дочерних компаний в режиме онлайн. Иначе реальную картину происходящего можно будет получить в лучшем случае на следующий день. Оперативность работы структурных подразделений также снизится, поскольку согласование платежных заявок будет занимать продолжительное время. Задачи такого уровня под силу решить системам ERP класса.

Если же структура предприятия более демократична, тогда более целесообразно использовать децентрализованную модель работы казначейства. Основным отличием является предоставление права осуществления платежей непосредственно из центров затрат или бизнес-направлений (здесь подразумеваются как отдельные юридические лица, так и группы компаний, объединенных по единому признаку). Это более сложный случай с иными процедурами и бизнес-процессами.

Таким образом, мы видим, что при различных моделях организации казначейства на первый план выходят различные функциональные приоритеты. В первом случае - это операционная деятельность, во втором случае - контрольные функции. Нетрудно проследить параллель между приоритетностью в задачах казначейства и организационной структурой холдингов или организацией управления на предприятиях. В случае вертикально интегрированного холдинга используем модель централизованного казначейства, в случае горизонтально интегрированного холдинга - используем «демократическую» децентрализованную модель. Проводя аналогии с организационной структурой холдинга дальше, приходим к тому, что имеет право на существование и смешанная модель организации казначейства.

Пример. В холдинге существуют различные проекты или стадии развития проектов. Проектами назовем бизнес-направления. Например, существует проект «Сеть ресторанов», который включает несколько юридических лиц и несколько ресторанов. Проекты на этапе разработки и открытия курируются управляющей компанией, и казначейство выполняет функции первой модели. По отношению к вышедшим на проектную мощность проектам управляющая компания выполняет контрольные функции. Соответственно, казначейство работает по второй модели. Это наиболее сложная с точки зрения реализации модель, так как необходимо иметь инструмент распределения и осуществления платежей и инструмент контроля.

И в первом, и во втором, и в третьем случаях базисом для осуществления функций казначейства является сводный кассовый бюджет. Составление его особенно в крупных
компаниях или холдингах влечет за собой достаточно большой объем ручного труда в части ввода информации, так как все это делается в таблицах Excel.

В большинстве компаний основные казначейские функции выполняет финансовый директор. Однако при развитии бизнеса обязанности финансового директора расширяются, смещаясь в сторону стратегического управления, а суммы, с которыми работает компания, и соответственно финансовые риски постоянно увеличиваются. В такой ситуации создание казначейства, которому финансовый директор может делегировать часть своих функций, просто необходимо.

В заключение хотелось бы отметить, что главная сложность при создании казначейства состоит в организации работы сотрудников холдинга по новым правилам. Для каждого этапа работы целесообразно составить соответствующие формы, процедуры и разослать их по всем компаниям холдинга. Но главная задача не в придумывании и составлении формуляров и методичек, а в требовании неукоснительного их выполнения. То же касается и операционной деятельности в рамках казначейства - все данные о движении денежных средств должны поступать в казначейство своевременно. Это наиболее важный, ответственный и длительный период создания казначейства.

Создание казначейства в холдинге можно проводить в три этапа.

  1. Построение вертикали подчинения казначейства. Нужно определить функции органов казначейства в подконтрольных структурах и их подчиненность. Оптимальной считается матричная структура, в которой казначеи в части своих функциональных обязанностей подчиняются центральному офису, а организационно - руководителю подразделения. Как и у каждой структуры, тут присутствуют свои плюсы и минусы, но так как они вытекают из организации бизнес-процессов конкретного предприятия или холдинга, нет смысла подробно на них останавливаться.
  2. Разделение функций (полномочий) казначейства по типам управляемых им финансовых рисков на уровне холдинга и на уровне управляемых компаний. Обычно финансовый риск измеряется ценой вопроса.
  3. Централизация либо децентрализация (в зависимости от выбранной модели) управления финансовыми потоками. Следствием этого может стать перевод всех счетов холдинга в единый банк для упрощения проведения платежей в одном случае или для большей прозрачности и облегчения контроля над платежами в другом.

В процессе внедрения и перераспределения этих функций достаточно большая вероятность возникновения подсознательного противодействия со стороны руководителей центров затрат, или предприятий, которые входят в холдинг, особенно если ранее этих процедур не было вообще ни в каком виде. Им кажется это излишней формализацией и своего рода придумыванием работы для специалистов службы финансового директора. Но, оценивая объем информации, которую надо обработать в ручном режиме, становится очевидным, что с ростом количества трансакций именно казначейство является наиболее действенным инструментом, который помогает топ-менеджменту компании, с одной стороны, избежать рутинной работы, а с другой,- осуществлять полный контроль распределения и движения денежных средств компании или холдинга. Таким образом, компания может предвидеть масштабы и время наступления денежных проблем и предпринять усилия для их своевременного разрешения.