Тест производственный экологический контроль. Производственный экологический контроль. Прежде всего необходимо

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» нужен для выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также ради соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством. Подробный перечень выполненных мероприятий и проведенных проверок на предприятии фиксируется в .

Как пример производственного экологического контроля - 2019 можно рассматривать установленную законом обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий (оказывающих, соответственно, значительное, умеренное и незначительное негативное воздействие на окружающую среду), разработать и утвердить специальную программу производственного экологического контроля.

Что включает в себя программа ПЭК

Программа производственного экологического контроля должна содержать сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях или должностных лицах, отвечающих за осуществление экологического контроля;
  • о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ;
  • о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках измерений.

Как ее разработать

При разработке программы ПЭК необходимо учесть следующие существующие в организации объекты:

  • системы, предназначенные для очистки использованных вод и отходящих газов;
  • передвижные и стационарные источники выброса вредных веществ;
  • цеха, участки и другие источники образования промышленных отходов;
  • склады и другие места для хранения материалов, сырья и готовой продукции.

Требования к содержанию программы ПЭК и сроки представления отчетности определяются уполномоченным органом государственной власти. Для этого 16.03.2017 г. Минприроды РФ был издан приказ №92 «Об утверждении требований к содержанию экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Однако на данный момент этот приказ возвращен Минюстом РФ без государственной регистрации. Поэтому мы, к сожалению, пока не можем предложить вам свежий образец программы производственного экологического контроля - 2019. Однако вы можете скачать пример производственного экологического контроля, подготовленный по старым правилам, и в дальнейшем доработать его, исходя из новых требований.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с подпунктом 5.2.42 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325; N 25, ст.3811; N 28, ст.4741; N 29, ст.4816; N 38, ст.5564; N 39, ст.5658; N 49, ст.6904; 2017, N 42, ст.6163),

приказываю:

1. Утвердить требования к содержанию программы производственного экологического контроля согласно Приложению 1.

2. Утвердить порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению 2.

С.Е.Донской

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

регистрационный N 50598

Приложение 1. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля

Приложение 1

к приказу Минприроды России

1. Программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

2. Программа должна содержать разделы:

общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

3. Раздел "Общие положения" должен содержать:

наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;

________________

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 11, ст.1164; N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971, ст.6974; 2014, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642; 2015, N 1, ст.11; N 27, ст.3994; N 29, ст.4359; N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.24; N 15, ст.2066; N 26, ст.3887; N 27, ст.4187, ст.4286, ст.4291; 2017, N 31, ст.4829; 2018 N 1, ст.47, ст.87).

наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице;

дату утверждения Программы.

4. Раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" должен содержать:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества);

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

5. Раздел "Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников" должен содержать:

сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;

показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;

показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;

сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

_________________

В соответствии с , утвержденным (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2009 г., регистрационный N 14603), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 13 апреля 2012 г. N 105 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области водных отношений" (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2012 г., регистрационный N 24346), приказом Минприроды России от 19 марта 2013 г. N 92 "О внесении изменения в Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2013 г. N 28590).

6. Раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" должен содержать:

сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов ;

________________

Федеральный классификационный каталог отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с , утвержденным (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313).

сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов;

________________

Государственный реестр объектов размещения отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов , утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 .

сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с , утвержденными (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 9 декабря 2010 г. "О внесении изменений в Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19685);

сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов.

________________

В соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов , утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 .

7. Раздел "Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля" должен содержать:

наименование подразделений, их полномочия;

численность сотрудников подразделений;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.

8. Раздел "Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации" должен содержать:

наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

9. Раздел "Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений" должен содержать:

подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха";

подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов";

подраздел "Производственный контроль в области обращения с отходами".

9.1. Подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать:

план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;

план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее - План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений;

________________

Для объектов, включенных в перечень, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17, ст.21; N 52, ст.6450; 2011, N 30, ст.4590, ст.4596; N 48, ст.6732; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 30, ст.4059; 2014, N 30, ст.4220; 2015, N 1, ст.11, N 29, ст.4359).

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

9.1.1. В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

9.1.2. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 загрязняющих веществ на границе предприятия.

9.1.3. Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;

выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

9.1.4. План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

9.1.5. План-график наблюдений должен содержать:

адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;

перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;

методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

периодичность отбора проб атмосферного воздуха.

9.2. Подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов" должен содержать:

мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества , утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 ;

программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, разработанную в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества , утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 ;

план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков;

программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления , утвержденной приказом Минприроды России от 14 марта 2007 г. N 56 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2007 г., регистрационный N 9317), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 26 июня 2009 г. N 169 "О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56" (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2009 г., регистрационный N 14561), приказом Минприроды России от 8 августа 2014 г. N 356 "О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56" (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2014 г., регистрационный N 34359);

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

9.2.1. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим пункта 9.2 настоящих требований, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

9.2.2. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал.

9.2.3. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно Перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений , утвержденному приказом Минприроды России от 7 декабря 2012 г. N 425 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27026), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 5 июля 2016 г. N 384 "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 07.12.2012 N 425 "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений" (зарегистрирован Минюстом России 1 августа 2016 г., регистрационный N 43050) и законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категории, предусмотренными пунктом 9.2.2 настоящих требований.

9.2.4. Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений устанавливается не реже двух раз в год.

9.2.5. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, предусмотренная абзацем пятым пункта 9.2 настоящих требований, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

9.3. Подраздел "Производственный контроль в области обращения с отходами" должен содержать:

программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденную в соответствии с , утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 10 июня 2016 г., регистрационный N 42512);

________________

Для собственников, владельцев объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации такого объекта, или лиц, в пользовании, эксплуатации которых находится объект размещения отходов.

сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами.

________________

Учёт в области обращения с отходами ведется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в соответствии Порядком учета в области обращения с отходами , утвержденным приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2011 г., регистрационный N 22050), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 25 июня 2014 г. N 284 "О внесении изменений в Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721" (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2014 г., регистрационный N 33658).

Приложение 2. Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Приложение 2

к приказу Минприроды России

1. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

3. Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

4. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463, ст.3477; 2014, N 11, ст.1098; N 26, ст.3390; 2016, N 1, ст.65; N 26, ст.3889).

5. Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

Электронный текст документа

Экологический мониторинг - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Различают 4 вида экологического мониторинга: глобальный, государственный, региональный, локальный.

Одним из направлений экологического мониторинга является экологический контроль - наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

В настоящее время порядок организации производственного экологического контроля регламентируется многочисленными разрозненными международными, федеральными, региональными нормативными документами, основной из которых Федеральный Закон РФ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» cт. 67. В соответствии с положениями указанного Закона:

Производственный экологический контроль – это система административных мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, обеспечение соблюдения промышленными предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности нормативных документов в области охраны окружающей среды.

По характеру необходимых действий, мероприятия производственного экологического контроля можно выделить в два основных этапа:

  • экологический контроль при строительстве и эксплуатации объекта;
  • программа регулярного экологического мониторинга за объектами окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта.

Мероприятия экологического контроля при строительстве и эксплуатации объекта:

1. Производственный экологический контроль за использованием предприятием поверхностных водных объектов:

  • своевременное направление ежеквартальных отчетов об использовании водных объектов в бассейновый орган Федерального агентства водных ресурсов а также в орган, предоставивший водный объект в пользование;
  • своевременное внесение экологической платы за пользование водными объектами;
  • постоянное ведение журналов первичного учета водопотребления средствами измерений;
  • ежеквартальное отражение материалов первичного учета объема забора водных ресурсов и объема сброса сточных вод в специальных таблицах;
  • ежедневный контроль за режимом использования водоохранных зон, а также прибрежных защитных полос в границах которых запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.

2. Производственный экологический контроль за охраной поверхностных вод от загрязнения:

  • проведение своевременной государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению объемов забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
  • слежение за расходом, составом и свойствами сточных вод на отдельных стадиях технологической очистки и их соответствие установленным регламентам;
  • проведение контроля за расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и их соответствие установленным нормативам НДС ;
  • проведения контроля за расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в канализацию и их соответствие нормативам, установленным в договоре на прием сточных вод;
  • проведение контроля за расходом, составом и свойствами природных вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимаемых сточные воды и за соблюдением норм качества воды в контрольных створах;
  • проверка эффективности очистных сооружений, ведение соответствующих журналов;
  • проверка выполнения графика планового ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений;
  • проверка выполнения плана и сроков поэтапного достижения нормативов НДС или временно согласованных сбросов. Сведения по экологическому контролю за водными объектами должны быть актуализированы по состоянию на первый день месяца, следующего за отчетным годом.

3. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения:

  • ежеквартальное выполнение экологического производственного плана снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ, или снижения выбросов при установлении ВСВ;
  • проведение еженедельного контроля за выполнением плана работ по проверке эффективности газоочистного оборудования, ведение журнала учета работы установок очистки газов;
  • проверка заполнения журналов первичной учетной документации по охране атмосферного воздуха;
  • выполнение план-графика за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов;
  • осуществление контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа и т.д.).

4. Мероприятия экологического контроля в сфере обращения с отходами включают:

  • текущее выполнение условий договоров со специализированными предприятиями на передачу отходов для использования, обезвреживания, размещения, а также договоров на проведение работ по мойке и дезинфекции транспортных средств, предназначенных для транспортировки отходов;
  • постоянный контроль за уровнем загрязнения почв и грунтовых вод в местах размещения отходов;
  • ежеквартальное выполнение производственного плана мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды;
  • определение класса опасности образовавшихся отходов (определяется экологическими нормативами);
  • заполнение паспортов опасных отходов с указанием кода отхода согласно ФККО;
  • своевременное направление материалов, обосновывающих отнесение отхода к классу опасности для окружающей природной среды .

5. Мероприятия экологического контроля за своевременным представлением государственной статистической отчетности включает следующие мероприятия:

  • своевременное заполнение и представление форм государственного статистического наблюдения № 4-ос; 2-тп воздух ; 2-тп водхоз ; 2-тп отходы .

Виды экологического контроля за своевременным внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду включают:

  • своевременная постановка на учет плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • своевременное представление администратору платы ежеквартального расчета экологической платы за негативное воздействие на окружающую среду, своевременным получением копии платежных документов с отметкой банка, отражающих полноту и своевременность внесения платы.

6. Экологический контроль за обеспечением предприятия экологической безопасности включает:

  • Выполнение плана производственных мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ;
  • проведение обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • проведение тренировок по действию персонала на установках по очистке газа, очистных сооружениях в аварийных ситуациях;
  • ведение журнала регистрации сведений о НМУ, а также выполнение приказа о работе предприятия в период НМУ.

Программа регулярного экологического мониторинга за объектами окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта.

Объектами регулярных наблюдений за характером изменения компонентов экологической системы в основном являются:

  • атмосферный воздух (более 200 экологических показателей);
  • водные объекты (более 40 экологических показателей);
  • подземные воды;
  • почвенный покров;
  • состояние растительности;
  • животный мир.

Производственный экологический мониторинг как правило включает в себя 3 этапа работ:

  • фоновые наблюдения, проводимые с целью оценки состояния природных компонентов до начала строительства;
  • лабораторные исследования по экологическим показателям в период строительства;
  • регулярные экологические наблюдения и лабораторные исследования на период эксплуатации объекта.

Перечень контролируемых экологических показателей при производственном экологическом контроле, точки отбора проб, кратность исследований определяется в каждом конкретном случае с учетом действующих нормативных документов, особенностями расположения и характером производственного процесса на объекте.

Мы проводим следующие работы:

  • экологический аудит предприятий всех отраслей деятельности, в т.ч. строительной и проектной;
  • разработка программы производственного экологического контроля за хозяйственной и иными видами деятельности предприятий;
  • проведение лабораторных наблюдений за уровнями загрязнения различных компонентов природной среды в зоне промышленных предприятий:
    • атмосферного воздуха;
    • поверхностных сточных вод;
    • шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений;
    • почвенного покрова (все виды инженерно-экологических изысканий);
  • разработка перечня мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС) и оценка их эффективности;
  • экологическая паспортизация оборудования, очистных установок;
  • оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
  • экологическое сопровождение на всех этапах инвестиционно-строительной деятельности;
  • экологическое обследование жилых и офисных помещений .

Решение задач производственного экологического контроля позволит внести весомый вклад в повышение конкурентоспособности Вашего предприятия, его имиджа и репутации, а также положительно повлиять на финансовые показатели деятельности за счет сокращения сверхнормативных платежей, исков и штрафов за загрязнение окружающей среды.

В условиях проведения государственной политики, направленной на снижение административного давления на предпринимателей и юридических лиц, ограничения государственного контроля, важнейшее значение приобретает производственный экологический контроль, осуществляемый самими субъектами хозяйственной и иной деятельности, иными словами, самоконтроль.

Понятие производственною экологическою контроля

В соответствии со ст. 67 Закона об охране окружающей среды производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляют в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

Организация производственного экологического контроля на предприятиях

Производственный экологический контроль осуществляется на основании положений, являющихся локальными нормативными правовыми актами, принимаемыми субъектами хозяйственной и иной деятельности. С целью проведения производственного экологического контроля на предприятиях предусматриваются соответствующие структурные подразделения или специальные должности (например, инженер-эколог), которые отвечают за соблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления.

В юридической литературе отмечается, что в корпорации (предприятии) осуществляется общий и специальный производственный экологический контроль. Общий экологический контроль проводят органы управления корпорации (предприятия), обладающие общей компетенцией, – совет директоров, правление, генеральный директор, руководители филиалов.

Специальный экологический контроль проводится экологической службой корпорации (предприятия) и филиалов. На предприятиях, где отсутствует экологическая служба, специальный контроль проводит уполномоченное лицо, обладающее соответствующей компетенцией в области организации и проведения производственного экологического контроля и действующее на основании приказа генерального директора.

Указанные структурные подразделения и должностные лица предприятий в рамках осуществления производственного экологического контроля осуществляют следующие функции: контролируют процесс производства, разрабатывают проекты нормативов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления, обеспечивают ведение экологического паспорта предприятия, осуществляют взаимодействие с органами и должностными лицами государственного или муниципального экологического контроля. Производственный экологический контроль осуществляют за счет средств и при техническом обеспечении субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Особенности производственного экологического контроля в отдельных сферах

В ст. 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлены требования к организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха как разновидности производственного экологического контроля. В частности, юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды.

В ЗК предусмотрено осуществление земельного производственного контроля. В соответствии со ст. 73 ЗК производственный земельный контроль осуществляют собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

Лицо, использующее земельный участок, обязано представить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Необходимость проведения производственного контроля в области охраны окружающей среды установлена также рядом Федеральных законов: "Об отходах производства и потребления", "О радиационной безопасности".

М.В. Оводков Росприроднадзор

Производственный экологический контроль является важнейшим элементом природоохранной деятельности любого промышленного предприятия. На фоне тенденции к снижению административных барьеров, явно обозначившейся со вступлением в силу Федерального закона № 294-ФЗ и непосредственно проявившейся в увеличении временного интервала между плановыми проверками предприятий Росприроднадзором с двух до трёх лет, в установлении возможности проведения документарных проверок без посещения предприятия, в необходимости согласования внеплановых выездных проверок с органом прокуратуры, роль производственного экологического контроля (ПЭК) , а равно и ответственность предприятий в части необходимости его надлежащего осуществления значительно возросли. Следует также отметить, что в современных условиях ПЭК стал фактически не отдельным «непрофильным» направлением деятельности промышленного предприятия, а целой областью отношений, участники которых само предприятие как юридическое лицо, несущее ответственность за обеспечение экологической безопасности при осуществлении своей деятельности, федеральные и региональные органы государственного управления в сфере экологии, аналитические лаборатории, а зачастую и население прилежащих к предприятию жилых территорий либо представляющие его интересы общественные экологические организации. В настоящей статье рассмотрены требования к ПЭК , установленные действующими федеральными законами и иными документами, а также планируемые изменения в законодательстве в части ПЭК. Прежде всего вспомним требования по осуществлению ПЭК, изложенные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 1 и 2 ст. 67):

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

    Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора».

Практически аналогичные требования по осуществлению ПЭК содержатся в ст. 46 Модельного экологического кодекса для государств-участников СНГ . Кроме того, ч. 4 ст. 102 данного кодекса говорит о том, что в целях соблюдения условий комплексного разрешения (в настоящее время не используется), нормативов и лимитов сбросов, выбросов загрязняющих веществ, образования и размещения отходов, расхода энергии на основе наилучших доступных технологий и технологических нормативов природопользователъ осуществляет производственный экологический контроль за источниками воздействия и состоянием окружающей среды и представляет в установленном порядке отчёт о результатах контроля в органы государственного экологического контроля. Требования по осуществлению ПЭК содержатся и в каждом профильном природоохранном федеральном законе Российской Федерации. Так, в ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено:

    Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

    Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

    Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды».

Необходимо также упомянуть ст. 30 данного закона, в которой установлена обязанность для граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по проведению производственного контроля за соблюдением утверждённых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ч. 1 и 2 ст. 26) также говорится о необходимости осуществления ПЭК:

    Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

    Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами».

В соответствии с изменениями, внесёнными в Положение о Росприроднадзоре постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 975, функция по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, закреплена за Росприроднадзором. При этом сам порядок ПЭК определяется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами. Разъяснения по исполнению Службой данной государственной функции представлены в письме Росприроднадзора от 19.10.2011 № ВК-03-03-36/13634, в частности в нём представлен следующий перечень разделов, которые должен содержать порядок осуществления ПЭК (далее - Порядок):

    общие положения (нормативные документы и акты, в соответствии с требованиями которых разработан Порядок; содержание Порядка должно быть определено в соответствии с условиями и особенностями осуществляемой деятельности хозяйствующим субъектом);

    цели и задачи Порядка;

    данные об организационной структуре или о должностном лице, ответственном за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в хозяйствующем субъекте;

    объекты производственного контроля в области обращения с отходами и их характеристики;

    состав производственного контроля в области обращения с отходами;

    контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) с указанием обязанностей и функций должностных лиц хозяйствующего субъекта в области охраны окружающей среды;

    контроль лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, проводимый предприятием;

    привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами;

    ответственность юридических и должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды;

    общие сведения о предприятии с указанием наименования юридического лица; вида деятельности; юридического и фактического адреса; должностного лица или организационной структуры предприятия, ответственной или организующей производственный контроль в области обращения с отходами и охраны окружающей среды.

Также в письме Росприроднадзора разъясняется, что в случае наличия у предприятия филиалов и отделений, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, Порядок должен быть единым для всех филиалов и отделений данного хозяйствующего субъекта. Требования к осуществлению ПЭК в области охраны и использования водных объектов установлены Водным кодексом РФ . Так, в ч. 2 ст. 39 говорится об обязанности собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учёт объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, осуществлять регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учёта и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. При этом согласно п. 14 порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества , сведения, полученные в результате учёта забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Статьёй 73 Земельного кодекса РФ установлены следующие требования по осуществлению производственного земельного контроля:

    Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

    Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти».

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» сведения об организации производственного земельного контроля предоставляются лицами, использующими земельные участки, по письменному запросу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальных органов не чаще 1 раза в год. Обобщая изложенное, отметим, что требование по согласованию порядка осуществления ПЭК с уполномоченными госорганами установлено только в сфере обращения с отходами, а периодичность предоставления результатов ПЭК в уполномоченные госорганы установлена только в сфере охраны водных объектов (сведения соответствующего учёта) и охраны земель. При этом следует помнить, что полученная в ходе ПЭК информация о фактах аварийных сверхнормативных выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду должна быть немедленно направлена в уполномоченные органы государственного надзора (ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 39 Водного кодекса РФ). Значительные изменения в части требований по осуществлению ПЭК намечаются рассматриваемым в Государственной Думе РФ проектом федерального закона № 575414-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов». Прежде всего следует отметить изменения, которые законопроектом предполагается внести в ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Так, данную статью предполагается значительно расширить за счёт включения в неё конкретных требований к программе ПЭК (п. 3) и к составу документации, отражающей результаты проведения ПЭК (п. 5). Также предполагается установление обязанности для субъектов хозяйственной и иной деятельности по ежегодному представлению федеральному органу исполнительной власти или исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора в соответствии с их компетенцией, отчёта, содержащего сведения об организации и результатах осуществления ПЭК (п. 6). Также законопроектом предполагается дополнение ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» пп. 8-10, устанавливающими применение автоматизированных систем инструментального контроля при проведении ПЭК на источниках выбросов, сбросов загрязняющих веществ и поступление данных от этих систем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного экологического надзора, и в исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного экологического надзора. Законопроектом предполагается увеличить размеры штрафов по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации) и предусмотреть применение санкций данной статьи за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о данных первичного учёта и производственного экологического контроля. Представляется, что вступление в силу поправок к законодательству согласно законопроекту № 575414-5 в значительной мере будет способствовать урегулированию спорных вопросов в сфере осуществления ПЭК, а также даст импульс к внедрению на крупных предприятиях автоматизированных систем непрерывного контроля выбросов и сбросов. В условиях отсутствия в действующем законодательстве требований к порядку осуществления ПЭК, структуре и принципам его организации считаем целесообразным обратить внимание на национальный стандарт ГОСТ Р 14.13-2007 «Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля». Пунктами 4.5.5 и 4.5.9 стандарта установлены основные задачи ПЭК, включая производственный аналитический контроль, и перечень объектов ПЭК, подлежащих регулярному наблюдению и оценке, в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия. Также стандарт определяет основные принципы внутреннего инспекционного контроля на предприятии. Рекомендательный характер данного документа не является препятствием для его использования при организации и осуществлении ПЭК. Из документов промышленного предприятия, которыми могут быть установлены конкретные требования к осуществлению ПЭК, в том числе к разработке ежегодных планов-графиков ПЭК, прежде всего необходимо отметить проектную природоохранную документацию (проекты нормативов допустимых выбросов, сбросов, ПНООЛР). Также требования к ПЭК могут быть установлены в качествe условия действия разрешительного документа (разрешения, лицензии, решения). Кроме того, требования к ПЭК могут содержаться в предписаниях Росприроднадзора и региональных органов экологического надзора. Следует обратить внимание также на то, что наряду с ПЭК существует и такой не менее важный вид внутреннего контроля, как производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Данные два вида контроля, безусловно, являются смежными, и оба в конечном счёте направлены на обеспечение благоприятной среды обитания в районе расположения промышленного предприятия. Однако подчеркнём, что ПЭК основан на законодательстве в области охраны окружающей среды, а санитарный контроль - на законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Соответствующим образом распределяется и поднадзорность результатов экологического и санитарного производственного контроля между органами экологического и санитарного надзора. Так, согласно п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», осуществление (организация) лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах в целях оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье относится к мероприятиям производственного санитарного контроля. При этом источники выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, оборудование по очистке и обезвреживанию выбросов -это объекты ПЭК. В заключение отметим, что эффективный самоконтроль, в том числе производственный экологический контроль , традиционно является залогом успешного прохождения любых проверок и основой для стабильного развития промышленного предприятия.

Производственный экологический контроль на предприятии

Г.Н.Ерилин, эколог ООО «Центр экономических проектов»

Законодательство по контролю в области охраны окружающей среды

    Закон «Об охране окружающей среды» (глава 15)

    Статья 86. Основные цели контроля и его виды

    Контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения республиканскими органами государственного управления, исполнительной вертикалью, юридическими лицами и гражданами исполнения законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, соблюдения нормативных требований и обеспечений экологической безопасности.

    Контроль в области охраны окружающей среды может быть государственным, ведомственным, производственным и общественным.

    Согласно ст.94 Закона:

    «Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в том числе техническими нормативными правовыми актами. Руководитель юридического лица, хозяйственная и иная деятельность которого оказывает вредное воздействие на окружающую среду, должен назначить должностное лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а при необходимости создать подразделение, осуществляющее производственный контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Производственный контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов осуществляется за счет собственных средств и иных источников финансирования в соответствии с инструкцией, разработанной и утвержденной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

    Также, согласно статье 96 Закона:

    «Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

    Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды включает в себя:

    отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;

    оценку соблюдения нормативов качества окружающей среды;

    оценку соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду;

    оценку эффективности природоохранных мероприятий;

    комплексную оценку воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на основании комплексных природоохранных разрешений;

    оценку соответствия фактических параметров работы очистных сооружений, машин, механизмов параметрам, утвержденным в составе проектной документации;

    оценку соблюдения требований при обращении с отходами;

    оценку соблюдения технических требований к составу топлива;

    оценку эффективности производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

    оценку соблюдения иных требований и нормативов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

    Внимание! 28.01.2014г. Постановление Минприроды № 4 утратило силу в связи с вступлением в силу Постановления Минприроды № 52 от 11.10.2013г.

Инструкция ПЭК

 разрабатывается и утверждается решением (приказом, распоряжением) природопользователя;

 определяется последовательность действий природопользователя при осуществлении ПЭК, включая организацию мест отбора проб и проведение измерений, исходя из специфики хозяйственной деятельности и состоянием окружающей среды в районе воздействия.

Обязательные разделы

 «Организация производственного экологического контроля»;

 «Объекты производственного экологического контроля»;

 «Планирование и проведение производственного экологического контроля»;

 «Планирование мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением»;

 «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды»;

 «Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов»;

 «Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством»

Раздел «Организация производственного экологического контроля»

 порядок организации деятельности должностного лица, ответственного за осуществление производственного экологического контроля, или подразделения, осуществляющего производственный экологический контроль (при его наличии), компетенцию, права и обязанности;

 порядок представления информации руководителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду.

Раздел «Объекты производственного экологического контроля»

 природные ресурсы, а также топливо, сырье, материалы, используемые в хозяйственной и иной деятельности;

 методы эксплуатации и управления производственными процессами;

 технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ;

 источники образования отходов, в том числе производства, цехи, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;

 выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая газоочистные установки и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные устройства;

 сбросы сточных вод в водные объекты, источники сбросов сточных вод, в том числе в системы канализации и сети водоотведения, системы очистки сточных вод;

 системы повторного и оборотного водоснабжения;

 поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;

 подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

 земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

 системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов, регенерации (рециклинга) озоноразрушающих веществ;

 объекты по использованию отходов, объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов;

 объекты растительного мира;

 природные объекты и комплексы, в том числе особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, расположенные в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, а также в зоне воздействия объектов природопользователя;

 готовая продукция;

 иные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Подраздел «Порядок организации проведения ПЭК»

 планирование мероприятий по осуществлению производственного экологического контроля для объектов (планы-графики, планы мероприятий и др.);

 порядок действий должностного лица, ответственного за осуществление производственного экологического контроля, или подразделения, осуществляющего производственный экологический контроль (при его наличии);

 порядок оформления результатов производственного экологического контроля (оформление актов производственного экологического контроля, требований (предписаний) об устранении нарушений (недостатков) по результатам производственного экологического контроля, ведение их учета и др.);

 порядок информирования руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя по результатам производственного экологического контроля;

 порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам производственного экологического контроля

Локальный мониторинг

 «Организация и проведение локального мониторинга окружающей среды» - включает организацию работ и ведение документации природопользователями, включенными в перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 мая 2007 г. № 67 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 145, 8/16592; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.02.2013, 8/26899), в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 148, 8/16640).

Производственный аналитический контроль

 «Организация и осуществление аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды» - включает организацию работ и ведение документации в соответствии с Положением о порядке осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 504 «О некоторых вопросах охраны окружающей среды и природопользования» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2013, 5/37433), и иными нормативными правовыми, в том числе техническими нормативными правовыми, актами.

 перечень объектов производственного экологического контроля;

 порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению производственного экологического контроля;

 порядок организации мест отбора проб и проведения измерений;

 порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению производственного экологического контроля;

 порядок ведения документации по результатам производственного экологического контроля;

 порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам производственного экологического контроля.

Раздел «Планирование, разработка и утверждение мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением»

 порядок планирования, разработки и утверждения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе в период неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июня 2009 г. № 39 «Об утверждении Инструкции о порядке регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 162, 8/21169) и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приводящих к вредным воздействиям на окружающую среду;

 порядок контроля за осуществлением мероприятий по охране окружающей среды.

Раздел «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды»

 перечень учетной документации и государственной статистической отчетности, ведение и предоставление которой в соответствии со спецификой хозяйственной и иной деятельности осуществляется природопользователем в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, который оформляется в виде приложения к инструкции по осуществлению производственного экологического контроля.

Раздел «Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов»

 порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных непредвиденных ситуаций, приводящих к вредным воздействиям на окружающую среду;

 порядок расследования должностными лицами природопользователя случаев превышения нормативов в области охраны окружающей среды и других внештатных ситуаций, которые привели к вредному воздействию на окружающую среду.

Раздел «Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством»

 перечень работников, организующих и осуществляющих производственный экологический контроль, подлежащих профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке в области охраны окружающей среды, а также периодичность проведения;

 перечень работников, занятых на работах, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, подлежащих профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке в области охраны окружающей среды, а также периодичность проведения;

 вид инструктажа, предусмотренного законодательством, его программу, периодичность, ведение необходимой документации по проведению инструктажа.