Священный месяц мухаррам. Мухаррам — первый месяц мусульманского календаря. Какой день в месяце Мухаррам – самый значимый

Мухаррам – первый месяц мусульманского календаря, который в этом году начинается 11 сентября. Он также является одним из четырех запретных месяцев, упомянутые в Коране.

Можно выделить 3 особенности относительно месяца Мухаррам:

Этот месяц является началом мусульманского летоисчисления;

Месяц Мухаррам занимает особое место в жизни пророков, также в этот месяц мученической смертью умер имам Хусейн, его смерть является одним из самых трагических эпизодов в истории ислама;

В месяце Мухаррам сунной является соблюдение поста.

1. Начало мусульманского летоисчисления по Хиджре.

В истории Ислама мусульманский календарь начинается с месяца Мухаррам. Он был установлен в период правления халифа Умара (мир ему). В Священном Коране сказано:

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе...» (Сура «Покаяние», 9/36).

Пророк (мир ему) говорил: «Шахруллахи’ль-Мухаррам - Мухаррам – это месяц Аллаха». Это месяц бараката и щедрости Всевышнего. На самом деле это понятие является относительным, поскольку нет ни дня, ни месяца или года, в которым бы Аллах не проявлял милости и щедрости по отношению к своим рабам. Однако, как передавал Пророк Мухаммад (мир ему), это время предоставляет нам особую возможность заслужить награду Создателя.

2. Смерть Хусейна, второго сына Али и Фатимы (мир им).

Месяц Мухаррам занимает особое место и в жизни пророков. Сперва в истории пророка Адама (р.а.), затем Нуха (р.а.), Ибрагима (р.а.), Мусы (р.а.), Дауда (р.а.), Йакуба (р.а.), Йусуфа (р.а.), Эййуба (р.а.), Йунуса (р.а.) и Исы (р.а.). В этот месяц пророки (мир им) удостаивались особых благословений, избавлялись от каких-либо трудностей. В этот месяц также произошло одни из самых трагических смертей в истории ислама – гибель имама Хусейна.

3. Пост.

Традиция поститься в день Ашура существовала даже в доисламское время. Однажды наш Пророк (мир ему) приказав совершить хиджру в Медину, узнал, что иудеи, живущие там постились.

«Что за пост вы держите?» - поинтересовался Пророк (мир ему).

На что иудеи ответили: «Сегодня день, когда Муса освободился от врагов. Говорят, что Пророк Муса (мир ему) в этот день постился, вот и мы держим пост в этот день в качестве благодарности».

На что Пророк Мухаммад (мир ему) ответил: «Мы ближе к сунне Пророка Мусы (мир ему), чем вы, и являемся обладателями права по соблюдению поста». Сказав это, Пророк (мир ему) приказал держать в этот день пост. (Абу Давуд, «Саум», 64)

В то время пост в месяц Рамадан не был фардом, но однако на следующий год, пост в Рамадан стал обязательным для всех мусульман, а пост в месяц Мухаррам стал постом-мустахабом, то есть, соблюдение его остается на усмотрение самого мусульманина.

Отличие дня Ашура у мусульман

В риваяте Ибн Аббаса передается, что для того, чтобы не походить на иудеев и не сеять путаницу, мусульмане, стали держать пост за день до и после самого дня Ашура. Таким образом, они постились в течении трёх дней.

Ни пророки, ни сподвижники, ни имамы мазхабов и муджтахиды, и даже исламские учёные не заявляют о необходимости соблюдения поста в первые 10 дней месяца Мухаррам.

Не забывайте, что Пророк (мир ему) сказал: «Я надеюсь, что Аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде» (Муслим). Это проявление щедрости Творца к нам: в посте одного дня – искупление грехов целого года.

Священный месяц Мухаррам является благословенным и важным месяцем. Это первый месяц календаря Хиджры и является одним из четырех священных месяцев. Аллах в Коране говорит: «Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них – четыре запретных, это – стойкая религия: не причиняйте же в них зла самим себе и сражайтесь все с многобожниками, как они все сражаются с вами. И знайте, что Аллах – с богобоязненными!» (ат-Тауба 9: 36 )

Абу Бакр (да будет Аллах доволен им) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время вернулось к своему первоначальному положению, как тогда, когда Аллах сотворил небеса и землю; год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре являются священными. Три из них находятся в последовательности: Зулькада, Зульхиджжа и аль-Мухаррам, а четвертый Раджаб Мудар, названный в честь племени Мудар, так как они уважали этот месяц." Мухаррам назван так, потому что это священный (Мухаррам) месяц для подчеркивания его святости. Всевышний Аллах говорит «не причиняйте же в них зла самим себе» , что означает не вредить себе в эти священные месяцы, потому что грех, совершенный в эти месяцы, хуже греха в другие месяцы.

Сообщалось, что Ибн Аббас сказал касательно вышеупомянутого аята, что эти четыре месяца сделаны священными. Грехи в эти месяцы более серьезны, а благодеяния приносят большую награду. Катада сказал в отношении фразы «не причиняйте себе зла» , что совершение греха во время священных месяцев более серьезно и более греховно, чем согрешение в любое другое время. Всевышний отметил некоторые свои творения, Он сделал особенными Посланников и ангелов, Он выделил зикр, Он сделал преимущественными мечети на земле, Рамадан и священные месяцы среди всех месяцев, пятницу среди всех дней и Лейлат аль-Кадр среди всех ночей, так почитайте то, что Аллах велел нам почитать.

Достоинство держания поста во время месяца Мухаррам: Абу Хурайра (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам» (Муслим).

Имам ас-Суюты писал: “Меня спросили: «Почему месяц аль-Мухаррам называют «месяцем Аллаха» из прочих месяцев, несмотря на то, что есть месяца, которые по своему достоинству подобны ему, и даже превосходят его, как месяц Рамадан?» И я нашел то, что дает ответ на этот вопрос: Суть этого именования в том, что название этого месяца является исламским, в отличии от остальных названий лунных месяцев в джахилии. В джахилии аль-мухаррам именовали как «сафруль-ауаль», а который следовал за ним «сафру-ссани». Когда же пришел Ислам, то Аллах назвал этот месяц «аль-Мухаррам», и по этой причине этот месяц приписывается к Аллаху!”

Аль-Кари сказал: Значение вышеупомянутого хадиса заключается в держании поста в течение всего месяца Мухаррам. Но было доказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не постился весь месяц, кроме Рамадана, так что этот хадис, вероятно, предназначен для поощрения поста во время Мухаррама, не означает, что нужно поститься в течение всего месяца. Также этот великий месяц выделяется тем, в нем день ‘Ашура, который приходится на 10 число этого месяца. День ‘Ашура – это тот день, в который Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил фараона и его войско. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!» , после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”. аль-Бухари Таким образом, истинный мусульманин должен воспользоваться возможностью в эти благословенные дни и стараться изо всех сил, чтобы получить как можно больше наград и довольства Аллаха.

Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Это тот месяц, который был возвеличен самим Всевышним в следующих словах Корана: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Покаяние: 36).
Также, упоминание о нем не раз встречается в высказываниях Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Например, в одном из хадисов сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочередно: Зуль-Ка`да, Зуль-Хиджа и Мухаррам, а (четвертый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном» (Сахих Бухари).
Причина наименования месяца таким названием
По словам историков, первым кто назвал лунные месяца такими названиями, какими они сейчас известны, был Килаб, пятый прадед нашего Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), примерно в 412 году. Месяц Мухаррам был наименован данным именем из-за того, что в нем запрещалось проводить сражение.
Достоинства месяца Мухаррам
1 – Он является одним из запретных месяцев. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) о словах Всевышнего «Не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» сказал следующее: «Аллах запретил несправедливость во все месяца года, затем четыре из них Он особо подчеркнул, сделав их запретными. Как грех, совершенный в эти месяца Он преумножил, так и благой поступок».
2 – Присоединение месяца Мухаррама к Аллаху. Всевышний Аллах возвеличил этот месяц и связал с собой путем почтения. Имам Ибн Раджаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) назвал Мухаррам месяцем Аллаха, и это присоединение указывает на достоинство месяца, поскольку Аллах не присоединяет к себе, кроме как особые создания».

3 – Особая награда за пост. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучший пост после Рамадана – пост в месяц Аллаха Мухаррам» (Сахих Муслим). Али Кари, комментируя этот хадис, сказал, что «скорее всего, желательно постится целый месяц Мухаррам». Однако другие комментаторы считают иначе, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) только в месяц Рамадан постился полностью. Из-за этого, под смыслом данного хадиса, они подразумевают сильное прививание интереса к посту, а не совершения поста во все дни месяца.

Пост в день Ашура

Ашура – это десятый день месяца Мухаррам. В начальную эпоху Ислама пост в этот день был обязательным. Затем, когда Всевышний Аллах ниспослал аят о посте месяца Рамазан, пост в день Ашура стал желательным.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «По прибытии в Медину Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) увидел иудеев постящимися в день Ашура. Он спросил о причине этого. Ему ответили, что Аллах спас Мусу и народ его от зла их врага именно в этот день. Поэтому Муса постился в этот день в благодарность Творцу. Посланник Господа воскликнул: «Я более достоин относительно [оставленного] Мусой [как продолжающий и завершающий цепь Господних пророков]». Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) постился сам и приказал другим».
Пост Ашура был известен даже в доисламскую эпоху. Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала: «День Ашура был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует)». Комментируя это предание, Куртуби сказал: «Наверно курайшиты в качестве доказательства о законности данного вида поста опирались на шариат прежних народов».

Достоинство поста Ашура

Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передает: «Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) спросили о посте в день Ашура, на что он ответил: «Я думаю, что Всевышний Аллах (посредством поста) простит грехи за предыдущий год» (Сахих Муслим). Желательно, также держать пост в 9-й и 11-й день, или хотя бы в один из них, поскольку Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) побуждая к этому, сказал: «Отличайтесь от иудеев», которые постились только на десятый день.

Подготовил в печать С.Муртазаев

Бисмилляхир-рахманир-рахим. АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин! Амма бад

По милости Всевышнего Аллаха, 11 сентября (2018 г.) начинается новый год по Исламу, т.е. у нас наступает 1440 год по хиджре. Не навруз (22-23 марта) новый год у мусульман, и не 1 января, а именно первый день месяца «Мухаррам». Пусть он будет нам во благо.

Хиджра – это переселение Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) а также его сподвижников и их семей из Мекки в Медину. Это было важнейшим событием в жизни мусульман – и тех, и нынешних. В тот год была построена первая мечеть, было введено празднование пятничного дня, установлен порядок богослужений и пр. Мусульмане признали Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) своим правителем. Словом, был заложен фундамент исламской государственности, существующей и по сей день.

Хиджри-календарь

Хиджра произошла в 622 году по григорианскому летоисчислению. От того времени и начинается мусульманское летоисчисление, принятое с 639 г. Его ввёл (уже после ухода из жизни Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (радиаЛлаху анху), в связи с необходимостью датирования событий и документов.

Имам Абу Нуайм (рахимахулЛах) пишет:

«…Умар (радиаЛлаху анху) приказал собрать людей, и некоторые предложили: установим отсчет календаря с того дня, когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) был послан, некоторые сказали — со времени переселения. Умар (радиаЛлаху анху) сказал: «Именно переселение разделило между истиной и ложью, начните с этого времени!» И было это в 17 году от Хиджры…» (См.: «Ат-Тарих»).

Выдающийся учёный Ибн Абидин аль-Ханафи (рахимахулЛах), в пятом томе своей книги фетв «Укуд-уд дурриййе» пишет:

«Летоисчисление у мусульман с веления Умара (радиаЛлаху анху). Первый день месяца Мухаррам единогласным согласием Асхаби-кирам был принят началом летоисчисления мусульманской эры (хиджры)».

Мусульманский календарь – лунный. Год в нём составляет 12 месяцев, т.е. 12 оборотов Луны вокруг Земли. Месяц начинается с рождения новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому, по мусульманскому календарю, год короче, чем по солнечному, и составляет 354-355 дней.

Названия месяцев хиджри-календаря перешли из солнечно-лунного календаря, которым пользовались древние арабы.

Месяц Мухаррам

Поистине месяц Мухаррам – благодатный месяц, первый месяц года, один из запретных месяцев, о котором сказано в Коране:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ۚ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ ۚ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». (Сура «Покаяние», аят 36)

В хадисе сказано:

«Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном». (Аль-Бухари)

Каждый из нас должен помнить о том, что награда за хорошие дела в запретные месяцы увеличивается в разы. И наоборот, если кто-то в Мухарраме совершит плохой поступок, то грех будет приумножен, и он понесет огромный убыток, о чем и предупредил нас Всевышний:

فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». (Сура «Покаяние», аят 36)

Ибн Касир (рахимахуЛлах) пишет:

«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний обособил поминание Его. Самими лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний». (Тафсир суры «ат-Тауба», 36 аят).

Пост в этом месяце

Также, не стоит забывать про пост в этом благословенном месяце. Наша мать Аиша (радиаЛлаху анха) передала следующий хадис:

«Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества», затем посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока Рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит». (Аль-Бухари)

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме». (Муслим)

Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах), комментируя данный хадис, пишет:

«Хотя пост в данный месяц является не обязательным, а добровольным, за него полагается щедрая награда от Аллаха. Приведенный выше хадис показывает, что пост в данный месяц приносит наибольшую награду по сравнению с другими добровольными постами. При этом хадис не говорит, что обещанную награду за пост в мухаррам можно получить, только если держать пост весь месяц. Каждый день поста этого месяца приносит награду. Поэтому нужно по максимуму использовать данную возможность ». (См.: «Исламские месяцы», стр. 8).

Также передается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней». (Табарани; ат-Таргыб, т.2, с.114).

Большинство ученых склоняется к тому, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не постился в течение месяца за исключением Рамадана.

Данные хадисы всего лишь побуждают увеличить количество постящихся дней и учит относиться к Мухарраму более внимательно. Если кто-то будет поститься все 30 дней Мухаррама, то это сунна, и он удостоится награды.

Ханафитские учёные сошлись во мнении, что пост в запретном месяце является одобряемым делом. Доказательством их словам служит хадис от Муджиба аль-Бахилия. Смысл данного изречения в том, что один человек постоянно держа пост, довел себя до ужасного состояния. В отличии от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), который постился и отдыхал, он постился каждый день в течение всего года. И вот он подошел к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) и спросил:

«О посланник Аллаха, ты не узнаёшь меня?» (Пророк, салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «А кто ты?» Он сказал: «Я - аль-Бахили, который приезжал к тебе год назад». Пророк, (салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «Ты был красив, что же так изменило тебя?» Он сказал: «С тех пор, как я расстался с тобой, я ел только по ночам». (На это) посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), сказал: «Ты сам себя мучил!» , - а затем он сказал: «Постись в месяце терпения и (соблюдай пост) один день в любой (иной) месяц». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне, ибо, поистине, у меня (хватит) сил». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Постись по два дня». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям сказал): «Постись по три дня». (Аль-Бахили опять) сказал: «Добавь мне», - (и тогда Пророк салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься), постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься)» , - сделав знак тремя пальцами, которые он (сначала) соединил между собой, а потом раздвинул. (Абу Дауд)

Пост в день Ашура

Десятый день месяца Мухаррама (20 сентября) называется «Яум Ашура» — днем Ашуры. Несколько тысяч лет назад именно в этот день Господь спас Своего пророка Мусу (алейхиссалам) и его последователей от рук фараона. Мусульманам, проживающим в Лучезарной Медине, приходилось часто встречаться и общаться с местными евреями. После переселения — Хиджры, пророк (салляллаху алейхи уа саллям) увидел иудеев соблюдающих пост. Он (салляллаху алейхи уа саллям) задал им вопрос о смысле поста.

Сообщается, что Ибн Аббас (радиаЛлаху анху) сказал:

«Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса (алейхиссалам) стал поститься в этот день». Тогда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост». (Аль-Бухари)

В первые годы Ислама пост Ашура был обязательным, но потом это обязательство было отменено, о чем свидетельствуют слова сподвижника ибн Масгуда (радиаЛлаху анху):

«Когда (пост) Рамадана стал обязательным, пост дня Ашуры был оставлен (т.е. стал добровольным)». (Муслим)

Когда люди спросили ибн Аббаса (радиаЛлаху анху) о посте Ашура, то он ответил так:

«Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана». (Муслим)

Пост в день Ашура (20 сентября) послужит прощением для маленьких грехов совершенных в прошлом году. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«За пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года». (Муслим)

Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах) пишет:

«Согласно одному из хадисов, лучше, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. То есть нужно поститься два дня:

– либо 9-го и 10-го мухаррама,
– либо 10-го и 11-го мухаррама.

Причиной этому, как говорил пророк (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а пророк (салляллаху алейхи уа саллям) хотел отделить мусульманский способ поста от иудейского. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура». (См.: «Исламские месяцы», стр. 9)

С началом 1440 года по хиджре братья и сёстры. Пусть в этом году мы больше будем поклонятся Аллаху Свят Он и Велик, и это у нас будет принято. Аминь

А Аллах знает лучше

Подготовил: Хадис аль-Ханафи

Зуль-хиджа — последний, 12 месяц мусульманского лунного календаря, который в 2018 году начинается 13 августа. После этого наступит новый месяц — мухаррам, который станет началом 1440 года по календарю хиджры.

Хиджра — исламский календарь, составленный в соответствии с Кораном и его неукоснительное соблюдение — священная обязанность каждого мусульманина. Отсчет времени (календарных годов) по Хиджре начинается с 16 июля 622 года по григорианскому летоисчислению, с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

В основе мусульманского календаря Хиджры лежит лунный годичный цикл. Лунный год короче солнечного и составляет 354 — 355 дней, и поэтому год от года происходит своего рода смещение солнечного календаря от лунного на 11-12 дней.

Месяцы Хиджры никак не привязаны к временам года и к сезонным работам, поэтому новый год может начинаться в разное время года — и летом, и осенью, и зимой.

Зуль-хиджа

Последний месяц мусульманского лунного календаря в 2018 году начинается 13 августа. Зуль-хиджа считается периодом строгого запрета на все недобрые деяния, которых нормальный человек в принципе должен остерегаться в своей повседневной жизни: всякое насилие, проявление нетерпимости, сквернословие, воровство и другие дурные дела и намерения.

Зуль-хиджа, в переводе с арабского означающий "обладающий паломничеством", в исламе относится к числу четырех священных месяцев — время совершения паломничества по святым местам.

Обеспечение безопасности паломников сулило хорошую торговлю и большую прибыль. По этой причине эти месяцы арабского календаря и стали "запретными", во время которых согласно мусульманской традиции, нельзя было вести военные действия, убивать и проливать кровь.

Для мусульман особенно важными являются первые десять дней этого месяца. Именно в это время мусульмане всего мира отправляются в хадж — паломничество по святым местам. Хадж длится три дня — с 7 по 9 число месяца зуль-хиджа.

Хадж является одним из пяти столпов веры и имеет большое духовное значение. Однако ислам не требует от мусульман обязательного исполнения этого предписания. Это связано с тем, что не каждый мусульманин может позволить себе отправиться в паломничество из-за финансовых затруднений или по состоянию здоровья.

Однако, несмотря на все трудности, каждый правоверный мусульманин стремится хотя бы раз в жизни побывать в святых местах.

Во время хаджа верующие отметили еще один праздник — День Арафа или стояние на горе Арафат. В этот день участники хаджа посетили гору Арафат близ Мекки, где, по преданию, встретились пророк Адам и его жена Хава (Ева) после изгнания из рая и где были приняты их молитвы.

В День Арафа верующим предписано поститься и молиться об искуплении своих грехов.

Закончилась первая декада месяца зуль-хиджа праздником жертвоприношения — Ид аль-Адха, более известным как Курбан-байрам. Он отмечается через 70 дней после праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), знаменующим окончание поста в месяц Рамадан.

Отмечают праздник в долине Мина вблизи Мекки, и длится он три дня. Во время Курбан-байрама верующие приносят в жертву барана или другой крупный рогатый скот.

Первые десять дней месяца зуль-хиджа являются высокочтимыми и ценными для мусульман всего мира, в эти дни следует поститься и стремиться делать как можно больше благих деяний. К благим делам относятся как молитвы и милостыня, так и дополнительные посты.

Поэтому желательно соблюдать пост в первые девять дней месяца, особенно в День Арафат — девятый день месяца зуль-хиджа, который в 2018 году мусульмане отмечали 21 августа. Пророк Мухаммад сказал, что пост в День Арафат искупает грехи предыдущего и следующего года.

В Курбан-байрам поститься запрещено. Накануне данного праздника мусульман рабочий день сокращается на один час.

Мухаррам

В первый день священного месяца мухаррам наступает новый 1440 год по Хиджре. Рас-ас-Сана (День хиджры) в 2018 году по грегорианскому календарю приходится на 11 сентября.

Отмечать как-то по-особому наступление лунного Нового года у мусульман не принято. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

Мусульмане уверены, что, если они будут усердно молиться в течение этого периода о прощении грехов и совершать добрые дела, на них снизойдет божье благословение и весь остальной год будет благополучным. Поэтому и первый день месяца мухаррам проводят в молитве.

Первые 10 дней нового года почитают в мусульманском мире благословенными для всех хороших начинаний. В это время принято играть свадьбы, приступать к строительству домов и строить планы на будущее.

Сам месяц мухаррам — наряду с месяцами раджаб, зуль каада и зуль-хиджа —каждый мусульманин должен постараться провести в служении Всевышнему, который запретил на это время конфликты, кровную месть, войны и так далее.

Мухаррам — месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц во служении Богу. В одном из изречений Мухаммеда говорится: "Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан".

В другом изречении говорится: "Тому, кто постился один день в месяце мухаррам, воздается как за 30 постов".

Согласно еще одному изречению, большое вознаграждение ждет мусульманина, соблюдавшего пост в четверг, пятницу и воскресенье месяца мухаррам.

Пост во время священного месяца мухаррам, также, как и пост во время священного месяца Рамадан заключается в отказе от пищи в светлое время суток, в духовном очищении, в посвящении себя молитвам, покаянию и богослужению.

В день наступления Нового года священнослужители желают всем мусульманам мира, добра и благополучия, благости и обильных милостей Всевышнего Аллаха.

Материал подготовлен на основе открытых источников.