Свобода и необходимость план с8 обществознание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ №2 с. Эльхотово

Курс «ОРКСЭ»

Модуль «Основы светской этики»

Урок № 10

Тема «Свобода и ответственность»

4 класс

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Биченова А. В.

2014г.

Предмет : ОРКСЭ

Тип урока : урок изучения нового.

Тема : Свобода и ответственность.

Цель: формирование у обучающихся осознанного отношения к своим поступкам и понимания ответственности за свои действия.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - продолжить работу по развитию умений работать в коллективе, в паре, в группе; - применять полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение лексическими действиями анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - сформировать у учащихся понятия «ответственность», «свобода» через осознание ценности человеческой жизни; - подвести учащихся к пониманию того, что существуют разные виды ответственности; - показать детям связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанное.

Методы:

Словесные;

Частично – поисковые;

Методы самостоятельной работы.

Формы организации познавательной деятельности:

Коллективная;

Фронтальная;

Групповая;

Парная,

Словарная работа,

Самостоятельная работа с источником информации,

Работа с электронным приложением к учебнику,

Приём « Закончи предложение»,

Составление синквейна.

Технологии, применяемые на уроке:

- игровая,

Здоровьесберегающая,

Оборудование для детей:

Учебник «Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюка, М., «Просвещение», 2013г.

Раздаточный материал (таблица)

Фломастеры (четыре цвета)

Оборудование для учителя:

Ноутбук, проектор, экран

Презентация

Толковый словарь С. Ожегова

Основные термины и понятия:

свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества;

моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится;

ответственность – эта черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор;

преднамеренность – это когда какой – либо поступок совершается сознательно;

внутренняя обязанность – это способность задавать себе вопросы: « К каким последствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому- нибудь вред?»;

отношения ответственности – это тот, кто несёт ответственность, затем тот, перед кем человек несёт ответственность, то, за что человек несёт ответственность.

Ожидаемые учебные результаты:

личностные

    Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в обществе и на природе; развитие начальных форм саморегуляции своих эмоций.

    Обучающиеся должны прийти к выводу о том, как важно быть ответственным за свою жизнь и здоровье, а также заниматься самосовершенствованием.

    Развитие умения адекватно оценивать собственную учебную деятельность: самостоятельность, инициативу, неудачи.

Развитие умения проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии.

предметные

    Формирование первоначальных представлений о свободе и ответственности и их связи.

    Введение в активный словарь обучающихся понятий «отношения ответственности», «преднамеренность», «ответственность перед кем – то» и «ответственность за кого – то».

метапредметные:
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

    Развитие умения постановки вопросов и поиска ответов на них.

    Обучение итоговому контролю деятельности.

    Овладение навыками оценивания аргументированности доказательств и рассуждений.

    Развитие умения находить в тексте информацию с учетом поставленной учебной задачи, приводить примеры.

    Развития умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

    Овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Для создания психологического настроя в начале урока ученикам предлагается посмотреть друг на друга, улыбнуться и подарить друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!

Участвуют в эмоциональной разминке.

Л: анализируют эмоциональное состояние и чувства окружающих.

Л: воспринимают речь учителя, проявляют внимание.

    Актуализация знаний.

Повторение по теме предыдущего урока.

( слайд 2) и приготовиться прочитать её вслух выразительно.

Как вы понимаете смысл слов, сказанных учителем?

Что в вашем понимании означает слово «блаженство»? (Блаженство - это счастье, как состояние доброты и наслаждения. Быть на верху блаженства).

Какой вывод можно для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием притчи?

Читают про себя со слайда притчу. Затем один ученик читает вслух.

Слушают одноклассника, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод. (У каждого человека всегда есть право выбора. Это его моральный выбор.)

Л: применять правила делового сотрудничества, проявлять интерес к культуре своего народа.

Р: оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

К: слушать собеседника, соблюдать правила общения .

    Мотивационный настрой.

Предлагает игру «Паровозик».

На столе разложены карточки двух цветов.

Возьмите, пожалуйста, карточку со стола и найдите «Своих друзей», объединившись в группы (по 4 человека).

Вы объединились в группы. Каждая группа – паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в группе – «голова» паровозика, остальные трое должны закрыть глаза. По- моему хлопку «паровозики» начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в «паровозиках» должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в «хвост» паровозика, 2-ой – «голова» паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник группы не побывает в роли «головы» паровозика.

Задает вопросы:

Спасибо, а теперь рассаживайтесь по местам.

В какой роли вам было интересно? Почему?

В какой роли было труднее всего? Почему?

А значит, брать на себя ответственность.

Дети выбирают карточку и берут друг друга за руки.

Затем каждая группа образует «паровозик» и выполняет движения по классу.

Ответы детей. (В роли «головы» паровозика, так как приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

К: участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Р: удерживать цель деятельности до получения результата;

анализировать и оценивать свою работу.

    Формулирование темы урока. Постановка целей.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку (слайд 3). « Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность» А. М. Прихожан.

Как вы понимаете эти слова?

Как думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на результаты игры и на эпиграф.

Как вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего? (слайд 4)

- Что вы узнаете? ( слайд 5)

Знакомятся с эпиграфом урока, высказывают свои предположения, предлагают варианты темы урока.

Высказывают свои мнения.

(Дети кратко отвечают, что понятие «свобода» они уже рассматривали на предыдущем уроке, а в слове «ответственность» можно выделить слово «ответ», значит быть в ответе за что – то и перед кем-то.)

Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

П: анализировать информацию, самостоятельно делать выводы, планировать свою работу по изучению нового материала.

К: аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

П: выявлять сходство.

5. Этап изучения нового материала (открытие нового знания).

Организует беседу для решения проблемной ситуации.

Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» (слайд 6)

Как вы думаете, так что же такое ответственность?

Попробуйте подобрать синонимы к этому слову.

Где вы можете уточнить свои предположения?

Работа с учебником.

Найдите по учебнику, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры (слайд 8 ).

Что такое преднамеренность?

Что такое внутренняя обязанность человека? (с.25, 1 абзац)

Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы?

Коллективное составление кластера «Отношения ответственности» (слайд 9)

(стр. 25, абзац 2)

Предлагают варианты ответов по схеме: «Я считаю, что ответственность – это…»

Подбирают устно синонимы.

Дети самостоятельно выбирают источники информации (учебник, с. 24; толковый словарь С. Ожегова)

Читают статью учебника и находят понятие ответственности с позиции светской этики.

Сравнивают с определением из словаря Ожегова.

Работают в парах и высказывают варианты ответов.

Делают вывод: ответственность несет тот, у кого был свободный выбор.

Проверяют свои предположения

(рассматривают картинки в электронном пособии).

Приходят к выводу, что ответственность бывает разная.

Читают статью учебника и карандашом делают пометки)

Л: принимать ценности, различать основные нравственно – этические понятия.

П: высказывать предположения.

К: оформлять свои мысли в устной форме.

П: ориентироваться в учебнике, в толковом словаре; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию из разных источников.

Работать в парах.

К: участвовать в работе в паре, отстаивать свою точку зрения.

Л: оценка жизненных ситуаций.

П: ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению нового материала, сопоставлять и отбирать информацию.

6. Физкультминутка

Встали. Потянулись. Развели руки в сторону (слайд 10)

Вы мешаете друг другу? Можно развести руки так, чтобы нанести вред товарищу? (Ответ: Да)

А теперь подойдем к окну и сделаем вид, что выбросили из окна что - нибудь тяжелое. И тихо сядем.

Вас ничего не смутило в наших действиях? (Ответ: выброшенный предмет, может нанести вред прохожим).

Третье условие – отдавать себе отчет в последствиях совершаемых действий, поступков.

Учащиеся выполняют движения.

Отвечают на вопросы учителя.

Завершают составление кластера.

(слайд 11 ) и формулируют вывод (слайд 12).

Л: - ориентирование на здоровый образ жизни.

7 . Первичное осмысление и закрепление нового материала.

Игра «Водоворот мнений».

Учитель делит класс на 4 группы (пары). Каждая пара получает лист бумаги, который поделен на три колонки: Я, ДРУГИЕ, ШКОЛА.

Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой (слайд 13, 14)

Ребята, а вам часто приходилось признавать свои ошибки? Трудно это делать? Какие чувства испытывали при этом?

Мы уже говорили сегодня о том, что ошибки лучше предвидеть, чтобы потом не пожалеть о содеянном.

А сейчас я предлагаю вам вспомнить сказки и ответить на вопросы:

Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)

Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С.Пушкина? (Жадность)

Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости)

Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (Из-за непослушания)

Из-за чего Стрекоза из басни И.А.Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомысленности)

Из-за чего Буратино из сказки А.Н.Толстого остался без золотых монет? (Из-за глупости)

Такие черты характера как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему (слайд 15 )

Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

Работа в паре.

Каждый в паре по очереди называет какое – нибудь дело, ситуацию, вместе обсуждают, к какому из 3-х видов ответственности оно относится и записывают в нужную колонку.

Работа на 5 минут (см. Приложение)

Заполненные листы передают другой группе (по часовой стрелке). Группа, получив лист, обсуждает работу другой группы и фломастером (у каждой группы свой цвет) возле каждого утверждения ставит следующий из знаков:

Согласны,

Не согласны,

Появился вопрос, требуется разъяснение

(Инструкция – на доске)

Как только группа получает свой лист, просматривает знаки, представленные другими группами. В случае знака « ?» на какое – либо утверждение – вносит разъяснение, Знак «-»- выслушивает разъяснение от той группы, которая отметила несогласие с утверждением)

Выполняют данное задание по своему выбору на закрепление пройденного материала, принимают участие в обсуждении при проверке.

Принимают участие в обсуждении выдвинутых проблем.

Отвечают на вопросы сказочной викторины.

Пытаются дать оценку.

П: самостоятельно перерабатывать информацию, обсуждать проблемные вопросы, устанавливать связи, делать выводы.

К: участвовать в работе группы, распределять роли, уметь договариваться, отстаивать свою точку зрения.

Р: удерживать цель деятельности, давать самооценку, планировать решение учебной задачи;

Л: соотносить поступок с моральной нормой.

Л: оценивать свои поступки, воспринимать речь учителя.

П: выявлять особенности сказочных героев.

П: обсуждать проблемные вопросы,

К: отстаивать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

8. Подведение итогов.

Прочитайте мудрые мысли (3 и 4 с. 25 или на слайде 16 ). Объясните их смысл с позиции нашего с вами разговора об ответственности.

Учитель просит составить синквейн к слову Свобода (слайд 17).

- Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей? (слайд 18)

Читают мудрые мысли и объясняют их смысл с позиции темы урока и отвечают на вопрос:

Легко ли быть свободным?

Составляют синквейн к слову Свобода .

К: отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета; принимать точку зрения другого.

П: удерживать цель деятельности до получения её результата.

К: слушать и понимать других.

9 . Рефлексия учебной деятельности

Учитель предлагает учащимся оценить собственную деятельность.

А теперь давайте дадим ответственные высказывания о сегодняшнем уроке.

Закончите предложения (слайд 19).

В заключении мне хотелось бы пожелать вам воспитывать в себе такое качество, как ответственность, и тогда в вашей жизни будет меньше проблем. Ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а так же другим людям и окружающей среде (слайд 20 )

Дают оценку собственной деятельности и работе одноклассников, дополняя предложения.

Р: осуществлять итоговый контроль деятельности, анализировать, оценивать результаты своей и чужой деятельности.

10. Домашнее задание.

Учитель дает дифферинцированные д/з (слайд 21 )

Записывают домашнее задание.

П: удерживать цель деятельности до получения её результата, представлять найденную информацию в виде сообщения.

Приложение 1.

План-конспект урока

по обществознанию в 10 « Б» гуманитарно-правовом классе

по теме: «Свобода в деятельности человека»

Методическое обеспечения урока:

    Учебник «Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой., М, «Просвещение», 2009 г

    Раздаточный материал.

    Презентация к уроку.

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «свобода», «свобода выбора», «необходимость», «ответственность», «свободное общество», «деиндивидуализация», «предопределение»; ознакомить

с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель говорит строгим и громким голосом.)

Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники все положили на правую сторону, ручку - на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно

смотреть только на меня и т. д.

Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?

Издавна человек пытался приобрести свободу. Сладкий миг свободы нередко оценивался дороже жизни.. . На алтарь свободы были брошены бесчисленные жертвы. Поразмыслим: правда ли, что свобода во все времена воспринималась как святыня? Отчего сегодня большинство из нас верны

не себе, а политическому лидеру? Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь на наших уроках.

Тема урока: «Свобода в деятельности человека». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Почему невозможна абсолютная свобода?

2. Свобода как познанная необходимость.

3. Свобода и ответственность.

4. «Свобода от» или «свобода для».

5. Свободное общество.

II . Новый материал

Свобода - сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки.

Попробуем убедиться в этом: сыграем в игру «Ассоциация».

Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода.

Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам.

Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная свобода» § 16.

Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходимость» § 16.

Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16.

Группа 4 работает с п. 4 «"Свобода от" или "свобода для"» § 16.

Вопросы и задания к группе 1

1. Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен?

2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

3. Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы.

4. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.

5. Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли?

6. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где...»

7. Согласны ли вы с данным принципом?

Вопросы и задания к группе 2

1. Как трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.?

2. Как вы поняли смысл этих высказываний?

3. Согласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните.

4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали:

а) сторонники абсолютного предопределения;

б) религиозные деятели другого направления;

в) философы, отрицающие фатализм?

5. С кем из мыслителей вы согласны и почему?

Вопросы и задания к группе 3

1. Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие? Выскажите свое мнение и аргументируйте его.

3. Какие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу...», «Я должен...» Приведите практические примеры.

4. Что такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внешнего воздействия». Второй говорил: «Ответственность - это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы поддержали? Почему?

5. А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему?

Вопросы и задания к группе 4

1. «Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека.

2. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как...»

3. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

4. Согласны ли вы с ними?

5. Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»?

6. Как вы понимаете эту формулу?

7. При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы?

8. Все ли согласны с такой позицией?

9. Какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?

(По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема-конспект.)

Свободное общество

А теперь попробуем составить проект «Свободное общество». Разбившись на группы, создайте свои проекты. При необходимости вы можете проконсультироваться в четвертом пункте параграфа.

После окончания работы представьте результаты наглядно в виде коллажа.

III . Итог урока

К чему может привести неограниченная свобода выбора?

Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?

Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе?

А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Домашнее задание

Выучите § 16, выполните задания.

Нужно составить тезисный план?

Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer - целый) - состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции. Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой - оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции - степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя).

Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.
Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу . Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.

Свобода - способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира.

Ядро свободы - это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит также от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Социальные условия реализации свободы:

1) социальные нормы (правовые, моральные и др.);

2) место человека в обществе;

3) формы общественной деятельности;

4) уровень развития общества;

5) освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.

Свобода личности в различных её проявлениях является сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества.

Безграничной, абсолютной свободы быть не может. Человек является членом общества и обязан считаться с его закономерностями, прежде всего потому, что полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого.

Всеобщая декларация прав человека содержит положение о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Если человек поступает свободно, если существует свобода выбора, значит, он в ответе и за последствия своих действий. Ответственность является необходимой составляющей свободы, её неотъемлемой частью.

Ответственность - характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Если человек может свободно выбирать варианты своего поведения, он должен нести ответственность за сделанный выбор. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, обусловливает его поведение и поступки. Их регулятором выступает совесть.

Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека:

1) свобода - возможность осуществления целенаправленной деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели;

2) ответственность - осознание условий и поставленной цели, необходимости выбора способа действия для её осуществления.

Развернуть

Темы эссе:

1. («Высшая проба», 2-й этап, 11 класс, 2013 г.)

Альбер Камю однажды заметил: «Свобода - это возможность защищать то, во что ты не веришь». Не ошибся ли он - может быть, отрицание в этом высказывании является лишним? Или, возможно, здесь не хватает ещё одного отрицания - перед глаголом «защищать»? А если все-таки французский мыслитель не ошибся, то какую особенность человеческой свободы, на ваш взгляд, он хотел подчеркнуть? Изложите свои мысли по поводу затронутых здесь проблем в форме эссе.

2. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.)

«Злейший враг свободы - сытый и довольный раб».

Николай Бердяев

3. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 г.)

«Человек приговорен быть свободным».

Жан–Поль Сартр

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.10. Свобода и ответственность

Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. В праве свобода связана не только с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности – степени вменяемости или невменяемости поступка.

В истории : 1) у Сократа и Платона речь идет о свободе в судьбе; 2) у Аристотеля и Эпикура – о свободе от политического деспотизма; 3) в средние века подразумевалась свобода от греха; 4) в эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Стремление к свободе – естественное состояние человека. То или иное понимание свободы соотносится с такими понятиями, как произвол, воля, необходимость и т. д. В XVIII в. Б. Спиноза сформулировал тезис «свобода – есть познанная необходимость»: свободен человек, только когда познает; при этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность. В марксизме необходимость выступает как выражение закономерного, объективно обусловленного для развития событий; но задача заключается не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и преобразовать его. Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой инновационной деятельности. Мера необходимости и свободы, коллективистской и индивидуалистической устремленности в человеке задает определенные типы личности .

Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

Модели взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов: 1. Отношения борьбы за свободу (человек вступает в открытый и непримиримый конфликт с обществом); 2. Бегство от мира (эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, идет в монастырь, уходит «в себя», чтобы там обрести свободу самореализации); 3. Человек адаптируется к миру, добровольно подчиняется ему, жертвуя стремлением обрести свободу.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности; социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регуляторами подобного поведения являются долг и совесть .

Виды ответственности:

а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

б) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Свобода и ответственность – две стороны сознательной человеческой деятельности. Свобода реализуется тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем выше избранная цель, когда средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

3.10. Свобода и ответственность Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений

Из книги Политика автора Джойс Питер

СВОБОДА Свобода предполагает отсутствие препятствий самостоятельному выстраиванию индивидом своей жизни такой, какой он хочет ее видеть, без каких-либо внешних ограничений его деятельности. Между тем подобная трактовка свободы пользуется успехом преимущественно у

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Свобода союзов Свобода союзов, см. Право ассоциаций.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Свобода торговли Свобода торговли, см. Фритредерство.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

автора

СВОБОДА - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

СВОБОДА ВОЛИ - способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. акцентируется не столько философско-категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек - это гражданин полиса, тот, кто живет на земле

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

автора

Свобода воли Великие реформаторы церкви стояли за несвободную волю, а иезуиты за свободу воли, и однако первые основали свободу, вторые рабство совести. Анри Амьель Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего? Фридрих Ницше Мы должны верить в

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

автора Душенко Константин Васильевич

Свобода слова. Свобода совести См. также «Цензура» Милостью Божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим. Марк Твен Бороться за свободу законным образом можно лишь в том

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Совесть См. также «Раскаяние. Покаяние», «Свобода слова. Свобода совести», «Стыд» Совесть – тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. NN* Совесть – это дворняжка, которая свободно дает вам

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Цензура См. также «Свобода слова. Свобода совести» Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен. Томас Джефферсон* Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности,