Страхование туристов от банкротства туроператоров. Страховка от банкротства туроператора Страхование от банкротства туроператора

Изменение законодательства о туроператорской деятельности и страховании выезжающих за рубеж сильно видоизменит сам рынок путешествий. В 2014 году было несколько резонансных банкротств крупных туроператоров, что вызвало немало беспокойств о текущем регулировании рынка.

Это и послужило основной причиной серьезных изменений законодательства, многие из которых действительно усилят ответственность игроков на этом рынке и защитят туристов. Как минимум обязательное наличие обратного билета гарантирует возврат клиентов, проблемами которого были все озабочены. Но в целом разработчики законопроекта "перестарались" с усилением ответственности. На туроператоров пытаются возложить такую ношу, которая может стать причиной новых банкротств и уходов с рынка. Это же касается и страхования финансовых гарантий туроператоров. То есть если законопроект примут в текущей редакции, то, по сути, продолжать работать в качестве туроператора смогут лишь массовые игроки, а стать туроператором по выездному туризму будет просто невозможно из-за финансовых ограничений.

Альтернативой финансовым гарантиям предлагалось страхование каждой индивидуальной путевки за счет клиента. Этот путь также кажется тупиковым: пока страховщики не могут просчитать риски банкротства каждого отдельного оператора, они не будут в этом участвовать. Да, сейчас пара страховых компаний в экспериментальном порядке предлагает на добровольной основе этот вид страхования, но рынок в целом не поддержал эту инициативу, так как это, по сути, дискредитирует туроператорский рынок. Оператор, таким образом, должен призывать туриста приобрети полис от его (туроператора) собственного же банкротства. Это никуда не годится. И опять же, при страховании каждой путевки речь будет идти о рисках на миллиарды рублей - никто из страховщиков такую ответственность на себя не возьмет.

В том виде, в котором сейчас существует инструмент финансовых гарантий в законодательстве, он не имеет будущего. Основная причина нежелания страховых компаний заниматься этим состоит в невозможности просчитать риск того, что какой-либо туроператор вдруг решит объявить о приостановке или неисполнении обязательств. А ведь именно это сейчас и является страховым случаем.

С самого начала страховщики не воспринимали это в качестве бизнеса. Подумайте сами, реестр состоял из 2-3 тысяч "выездных туроператоров" (а сейчас их не более 1000) - на этом бизнес и заканчивается. И никакое увеличение тарифа не поможет этому рынку, будь то 5% от страховой суммы или 10%. Такая стоимость обременяет туроператора, но при этом и не компенсирует потери страховщиков, так как риски и страховые суммы существенно превышают их доходы. Даже с учетом инструмента перестрахования.

Одно можно сказать точно - страховщики выступили единым фронтом против страхования фингарантий. Мы проанализировали всю накопленную статистику и поняли, что риски совершенно непрогнозируемы. Вот простейший пример. Изначально речь шла о страховании от банкротства, на деле же стали предъявляться иски и при приостановке деятельности по непонятным причинам, которые никем и никак не прописаны. Начало этому было положено уже в конце 2008 года, когда заявил о "временной приостановке деятельности до марта" оператор "Вояж-Люкс". Начались суды, и решением суда эта "приостановка" была признана страховым случаем. Так возник прецедент, и в дальнейшем суды руководствовались уже прецедентным правом при вынесении решений о компенсации при любом неисполнении оператором своих обязательств, независимо от признания банкротства. В прошлом году многие закрывшиеся операторы воспользовались этой возможностью, чтобы прикрыть свои собственные просчеты: неумение спрогнозировать объемы, а часто и просто кассовые разрывы. А были и такие игроки, которые прямо заявляли: мы не банкроты, мы просто приостанавливаем деятельность, а для компенсаций "включаем" страховку. То есть можно откровенно сказать, что закон сам и явился причиной многих "банкротств".

Уже в 2007 году при принятии нового закона были заложены противоречия: с одной стороны, увеличивалась ответственность операторов, с другой - отсутствовал механизм проверки надежности компаний, их финансовой устойчивости. Отсутствовала система регулирования рынка, и в нынешних поправках роль регулятора, контролирующей инстанции по-прежнему не видна. А в такой ситуации гарантировать ответственность компаний невозможно.

В этом году мы столкнемся с тем, что страховые компании не будут пролонгировать договоры по страхованию ответственности, тем более с учетом увеличения объемов этой ответственности, требуемых в законопроекте, в отсутствие каких-либо "отладочных" механизмов. Конечно, это не коснется всех туроператоров и не произойдет за один день, но вызовет большой резонанс на рынке. Поэтому я очень надеюсь, что законодатели "услышат" рынок и как минимум переформулируют свои требования к его финансовой устойчивости. Ведь оставив страхование или банковскую гарантию в качестве обязательного вида финансового обеспечения туроператора, нет ни единой иной возможности продолжить эту деятельность в правовом поле. При этом существует прекрасный вид страхования путешествующих, по которому у туроператоров сложилось тесное сотрудничество со страховыми компаниями. И этот рынок растет и развивается. Очень много новых продуктов, интересных туристу и пользующихся большим спросом. И это можно назвать хорошим здоровым рынком с большим будущим. Конечно же, турист старается экономить на каком-либо дополнительном сервисе, особенно сейчас. Но тем не менее, так называемая культура страхования нашего туриста развивается, что не может не радовать. В этом сегменте страховщики работали, работают и будут продолжать работать с турбизнесом, здесь сомнений нет.

К тому же сейчас будут рассматриваться поправки к N132-ФЗ о страховании выезжающих за рубеж, согласно которым на туриста будет возложена обязанность самому оплачивать медицинские услуги, а также услуги по транспортировке и репатриации на родину. Государство за него ответственности нести не будет. Этот законопроект, несомненно, усилит роль и значимость страхования в выездном туризме.

В последние годы на рынке туроператоров начались проблемы. Прослеживается тенденция разорения туроператоров, так как те не выдерживают конкуренции и заявляют о своем банкротстве.

В таком случае крайне актуальна страховка от банкротства туроператора. Она поможет получить гарантии, но как ее оформить?

Почему туроператоры уходят с рынка

Проблемы начались еще в 2014 году, и тогда они заявили о себе крайне остро. Почему такое начало происходить? Суть проблемы необходимо искать в уменьшении доверия к подобного рода «конторам». Теперь туристы начинают самостоятельно планировать свои туры. В итоге у фирм просто нет работы, и впоследствии те начинают закрываться. Сами же компании официально заявили о следующих причинах спада их деятельности:

  1. Рост курса валют.
  2. Покупательная способность туристов значительно уменьшилась.
  3. В связи ситуацией в стране было введено ограничение на пересечение государственной границы для определенных категорий людей.

Если верить официальной статистике, 15% всех ранее путешествующих граждан потеряли способность оплачивать услуги туроператора. Неофициальные цифры выглядят более угрожающе.

Фирмы также винят во всем политическую ситуацию, которая сложилась в Восточной Европе. А вот чиновники, в свою очередь, нападают на сами компании, указывая, что причина их банкротства заключается в мошеннических схемах, которые они «проворачивали» с клиентами. Какими все-таки не были причины, страдать придется туристу и только туристу.

Правительство в целом недовольно состоянием туристического бизнеса в стране, ведь он хоть и имеет большой потенциал, но ему присущи определенные проблемы. Чаще всего называют следующие:

  • отсутствие законных актов, которые способны регулировать ведение туристического бизнеса;
  • у туристов мало финансовых гарантий;
  • плохое финансовое обеспечение операторов.

Как все происходит

Итак, вы решили отдохнуть, но самим организовывать тур вам некогда. А потому вы идете за помощью к туроператору. Вы покупаете путевку, приближается время тура, и к вам доходит печальная информация о банкротстве фирмы. В таком случае вам придется ждать момента поездки, и только тогда в ход пойдут страховые меры.

Все гораздо печальнее, если проблема настигла во время самого тура. Тогда оператор не оплачивает вам обратный билет, а ведь деньги вы ему уже заплатили. С этим ничего не поделать – придется платить дважды.

Как застраховать себя от банкротства

В нашей стране, к счастью, существует страховка по данному случаю. Такие виды услуг предлагают большие финансовых структуры, как то «Ингосстрах» или «Тинькофф». Страховой полис защитит вас от неприятных ситуаций в связи с банкротством компаний, однако у вас должен быть на руках подписанный договор о предоставлении организаторских услуг. Дабы получить максимальные гарантии при выборе и заключении договора, обращайте внимание на следующие моменты:

Зная о проблемной ситуации на рынке туроператоров, лучше всего заняться планированием отпуска своими силами. Таким образом, вы сами сможете выбрать отель, маршрут и перевозчика. Кроме того, вам удастся сэкономить немаленькие средства – услуги оператора стоят достаточно дорого. В таком случае вам, конечно, придется потратить немало времени на планирование, но зато у вас будут гарантии, что такой отпуск не прогорит.

Подведем итоги

Итак, в статье мы узнали, что сейчас рынок операторов туристических услуг переживает свои далеко не лучшие времена. На то есть масса причин, большинство которых связано с плохой организацией бизнеса и минимумом гарантий, предоставляемых операторами. При этом стоимость их услуг достаточно высока, а потому многие просто не могут позволить себе такой дорогостоящий отпуск.

Раз уж вы решили заказать услуги оператора, то не забывайте перестраховаться. Не пожалейте времени на оформление страхового полиса – это займет не более пары дней и чуточку ваших денег. В любом случае это обойдется дешевле, нежели повторная покупка билетов.

В последнее время туроператорывсе чаще не выдерживают конкуренции и заявляют о своей неспособности и далее вести дела на рынке туристических услуг. В связи с этим важно понимать, существует ли страховка от банкротства туроператора, и как ее получить.

Причины ухода туроператоров с рынка

Особенно урожайным на закрытие туристических компаний стал 2014 год. Основной причиной можно назвать спад интереса к данной сфере. Сложившаяся ситуация стала напоминать замкнутый круг: турфирмы закрываются, потребители теряют к ним доверие и занимаются планированием путешествий самостоятельно, в результате чего турфирмы закрываются.

Как полагают сами туристические компании, причин вызвавших такую ситуацию в стране, три:

  1. Спад покупательской способности.
  2. Рост курса валют.
  3. Ограничения на пересечение границы для различных категорий граждан.

По данным статистики, потери платежеспособных клиентов в данной сфере составили 15 % от общего числа путешествующих граждан.

Во многом эта цифра, по мнению туристических компаний, зависит от политической ситуации. Чиновники же, в свою очередь, не перестают обвинять сами компании в построении мошеннических схем. Как бы там ни было, страдает все равно турист.

Как работает закон

С точки зрения государственного влияния, также имеется ряд тормозящих развитие данной сферы причин:

  1. Низкое финансовое обеспечение компаний.
  2. Замедленный процесс механизма финансовых гарантий.
  3. Отсутствие законов, регулирующих туристический бизнес.

Как выглядит ситуация на практике? Очень просто – вы покупаете путевку, оплачиваете стоимость всего, и в этот момент узнаете, что ваш оператор – банкрот. Самое время наступить тому самому страховому случаю, но оказывается, что это может произойти только в день начала тура, и вам просто приходится ждать наступления этого дня.

Если же банкротство компании застало вас уже во время отдыха, а деньги за обратный перелет перечислены еще не были, тогда есть все шансы, что платить вам придется дважды.

Как обезопасить себя от банкротства туроператора

Страхование от банкротства туроператора, конечно же, в нашей стране предусмотрено. Такой вид услуг может предложить «Росгосстрах» или «Ингосстрах». Данный полис, безусловно, защитит от непредвиденных обстоятельств, но только если у вас уже есть подписанный с туроператором договор и счет об оплате его услуг. Дополнительно обратите внимание на следующие обстоятельства:

  1. Туристическая компания сама должна быть застрахована. Договор, удостоверяющий данный факт, должен быть действительным и не истекать во время вашей поездки. Если же дата выпадает как раз на то время, когда вы будете за рубежом, подыщите другую компанию. Если сомнения вызывает страховщик, проверьте его благонадежность. Кроме того, ваш туристический посредник должен числиться в Едином государственном реестре.
  2. Внимательно вчитывайтесь в ваш турдоговор. В нем должна быть указана сумма страховки, размер покрытия и ваши действия в случае наступления того самого страхового случая. Сохранить этот документ вы должны до конца своего путешествия. Если возникли вопросы, выясняйте их сразу на месте. За 24 часа до вылета вы должны получить от турфирмы ваучер с бронью отеля и билеты на самолет. Обратите внимание – именно билеты, а не подтверждение, чек или маршрутную квитанцию.
  3. Страховка от невыезда. Именно данный полис обеспечивает вам компенсацию в случае возникновения проблем с вашим турагентом. Ее стоимость невысока, а наличие страховки дает вам гарантию, что средства вы получите даже в том случае, если отправиться в путь у вас просто не получится по субъективным причинам. Иногда такой полис покупается вместе с путевкой. Если нет, тогда обратитесь в страховую компанию, которой вы доверяете.
  4. Читайте отзывы на сайте компании. Иногда там можно почерпнуть очень много полезной информации.

Самый действенный способ – это, конечно же, заняться планированием отпуска самостоятельно. Так вы сможете сами проложить маршрут следования к пункту вашего назначения, выбрать понравившийся отель, дату, перевозчика. Таким способом вы еще и деньги сэкономите, поскольку услуги туристических компаний, как правило, обходятся недешево. И последнее: ни в коем случае не путайте страховку, которую предусматривают визовые правила, и ту, которой вы оберегаете себя от неблагополучных операторов.

Рыночная экономика и банкротство турфирм тесно взаимосвязаны между собой. Можно сказать, что несостоятельность способствует перетеканию финансового и трудового потенциала от малоэффективных компаний к действующим организациям. Кроме того, процедура банкротства связана с удовлетворением требованием кредиторов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В то же время, обанкротившееся предприятие может нанести материальный ущерб своим партнерам или клиентам. На этой почве возникает необходимость более детально изучить вопрос, связанный с несостоятельностью туроператоров, а также рассмотреть возможные способы страховки от банкротства туристических компаний.

Предпосылки краха

Не так давно директор турфирмы «Ника» Корнышев Михаил заявил, что к краху туроператоров нередко приводит невыгодное сотрудничество с авиакомпаниями. Это связано с тем, что туристические компании вынуждены выкупать места в гостиницах и авиабилеты на год вперед.

При этом туристы не ездят отдыхать постоянно, а, следовательно, чтобы избежать простоя выкупленным мест, туроператоры вынуждены снижать цены и работать себе в убыток.

Поэтому чтобы избежать несостоятельности туристических компаний необходимо разделять ответственность между ними и авиакомпаниями.

Перечень туроператоров, что приостановили свою деятельность:

  • Солвекс-Турне;
  • Нева;
  • Роза ветров Мир;
  • Ветер странствий;
  • Санта Люция;
  • Экспо-тур;
  • ИнтАэр;
  • Сургуткурорт;
  • Этюд;
  • Лабиринт.

Однако как заявляют эксперты, основной причиной банкротства туроператоров является экономический спад в стране. В связи с этим началась девальвация российского рубля. Год назад аналитики прогнозировали, что первыми почувствуют ослабление рубля именно туристические компании. Это связано с тем, что стоимость путевок, гостиничные номера и авиабилеты привязаны к иностранной валюте. Следовательно, чем выше курс американского доллара, тем дороже становится отдых для российских граждан за границей.

В среднем зарубежный туризм вырос в цене на 20–30%.

Поэтому неудивительно, что инфляция и сокращение доходов населения привели к экономии на заграничном отдыхе. По мнению аналитика компании «Альпари» Бодровой Анны, сложившаяся ситуация показывает, что туроператоры еще не научились соотносить риски и доходность. Ведь в туристической деятельности недопустимо игнорирование опасных туров. Если рассматривать круизное черноморское направление, то здесь возникает много подводных камней, на изучение которых обычно уходит много времени. Ярким примером служит приостановка деятельности туроператора Экспо-тур.

В то же время эксперты ИХ Финам допускают, что финансовую дестабилизацию российских турфирм могли спровоцировать ошибочные управленческие решения и слабый контроль рисков. Кроме того, не последнюю роль сыграл неоднозначный долговой портфель, исключающий оперативное рефинансирование в условиях ужесточения банковских требований. Согласно с данными Ростуризма, первый квартал 2020 года показал сокращение количества отдыхающих за границей на 4% . При этом статистических данных за второе полугодие еще нет.

Однако если допустить, что у отдельных операторов могло наблюдаться сокращение спроса на уровне 15–20%, то при наличии достаточных резервов краткосрочное давление на продажи не может привести к фатальным кассовым потерям. Поэтому напрашивается вывод о том, что дестабилизация произошла по причине недостаточной ликвидности компаний.

Уже ушли

Список ушедших в историю крупных туроператоров включает:

  • Трансшоу;
  • Detour;
  • Вояж-Люкс;
  • Лужники Тревел;
  • Ланта-тур вояж;
  • Идеальный мир;
  • Асент-Тревел;
  • Нордик стар;
  • Инарт Вояж.

В то же время с рынка туристических услуг продолжают уходить и другие крупные игроки. После того, как потерпела крах компания Истанбул Тревел в прессе появилась информация о приостановлении деятельности московского туроператора VipReisen. Компания заявила о невозможности выполнять свои обязательства по соглашениям о реализации туристского продукта в начале декабря 2020 года. Исходя из ведомостей Единого реестра туроператоров, страховое покрытие гражданской ответственности компании в размере 30 млн. руб. обеспечивает СК «Либерти Страхование». При этом срок действия договора истекает 11.03.2015 года.

Ключевыми направлениями туроператора были следующие страны:

  • Таиланд;
  • Индонезия;
  • Мальдивы;
  • Чехия;
  • Черногория;
  • Финляндия;
  • Норвегия;
  • Россия и другие.

Прошлый год выделился чередой громких банкротств.

Ряды несостоятельных компаний также дополнил туроператор Идеал Тур, Аврора, Солвекс-Турне, Южный Крест и Акрис. Общее количество пострадавших туристов исчисляется сотнями тысяч человек. Одна только компания Лабиринт оставила после себя около 50 тыс. клиентов потерпевших убытки.

Кто следующий?

Ранее уже озвучивался список компаний, что приостановили свою деятельность. Что касается новых игроков туристического бизнеса, то в этом случае сложно спрогнозировать, кто именно будет следующим банкротом.

Как показывает статистика, за 6 месяцев прошлого года о своей несостоятельности объявили около 10 крупнейших туроператоров.

Туроператоры на грани банкротства в 2020

Обанкротившиеся компании обвиняют в своей несостоятельности негативную политическую ситуацию, которая спровоцировала:

  • падение покупательной способности;
  • рост курса основных валют;
  • запрет на пересечение границы силовиками.

Как заявил руководитель консалтинговой группы «Трэвел-эксперт» Мохов Георгий последний критерий очень сильно сказался на деятельности компании Нева. Если учитывать членов семей, то рынок потерял около 1,5 млн. клиентов.

Таким образом, при общем количестве выезжающих за границу туристов (8–10 млн.) потери составили почти 15% клиентов.

По мнению участников рынка, политические перемены привели к снижению туристического потока на 20–30% . Тогда как чиновники заявляют, что политика не имеет отношения к туристическому бизнесу. Глава Министерства культуры Мединский обвинил туристические компании в строительстве финансовых пирамид, ссылаясь на то, что следственный комитет уже возбудил 5 уголовных дел в отношении банкротов. Орган предварительного следствия инкриминирует мошенничество российским туроператорам.

С заявлением главы Минкультуры можно отчасти согласиться. На странные схемы взаимодействия также указывает тот факт, что туроператоры иногда заключали договора страхования с малоизвестными страховщиками. Так, компания Лабиринт накануне банкротства застраховала свои риски в СК «Восхождение». При этом туроператор Нева ранее заключал договора с СК «Согаз». Однако после истечения срока действия соглашения по странному стечению обстоятельств турфирма также обратилась в СК «Восхождение».

Интересен тот факт, что в указанную страховую компанию обратилось всего около 40 туристических фирм.

Тогда как СК «Восхождение» даже не является членом Всероссийского союза страховщиков. Как следствие Центробанк приостановил действие лицензии страховщика, до полного погашения долгов туроператоров Лабиринт и Нева. Однако не совсем понятно за счет чего небольшая СК сможет выполнить свои обязательства, и были ли перестрахованы риски начинающим страховщиком.

В этом случае на память приходит история с банкротством туроператора Капитал Тур в 2010 году, страховым партнером которого была СК «Инногарант» . В результате страховщик отказался выплачивать пострадавшим туристам компенсации и обанкротился вслед за турфирмой. Анализ ситуации указывает на преднамеренную дестабилизацию туристического рынка, что, в свою очередь, созвучно с высказываниями чиновников. В результате глава Ростуризма Сафонов призвал россиян отдыхать на территории РФ. По предварительным данным, рост внутреннего туризма достиг отметки в 25–30% .

Законодательная беспомощность

Слабость российского законодательства проявляется в разных направлениях, включая:

  1. Размер финансового обеспечения для туроператоров (30 млн. руб. ).
  2. Медлительность действия механизма финансовых гарантий.
  3. Отсутствие государственного регулирования туристического бизнеса.

Минимальные и максимальные размеры финансового обеспечения определяются законом (ст.17.2 ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности…»). Однако более детально нужно остановиться на неэффективности механизма финансовых гарантий для туристов.

Допустим, заинтересованное лицо приобретает путевку и заранее оплачивает проезд. Но так складывается, что туроператор вскоре объявляет о своей неспособности выполнить взятые на себя обязательства. Как следствие наступает страховой случай и гражданин имеет право на страховое возмещение.

В то же время на практике страховщики в большинстве случаев отказывают туристу в компенсации понесенных убытков, ссылаясь на то, что страховой случай считается наступившим со дня официального начала тура.

Поэтому туристу приходится дожидаться указанной даты, чтобы доказать факт неисполнения обязательств со стороны турфирмы. При этом после подачи заявления клиенту туроператора нужно ждать еще и, которые отведены страховщику на его рассмотрение.

Что касается тех туристов, которых финансовый крах туроператора застал уже в поездке, то здесь ситуация была еще плачевнее. В этом случае соотечественники часто были вынуждены повторно оплачивать гостиницу, авиаперелет или трансфер, в частности, если обанкротившаяся компания не успела перевести деньги. Подобные проблемы привели к созданию некоммерческой организации Турпомощь, которая объединяет туроператоров в сфере выездного туризма. Членство в организации подразумевает уплату ежегодного взноса, размер которого не может быть меньше чем 100 тыс. руб . (ст.11.4 Закона).

Есть ли страховка от банкротства туроператора?

Как бы ни страховали свою ответственность туроператоры, крайним всегда остается конечный потребитель. При этом даже продолжительность нахождения на рынке туристических услуг не является гарантией стабильности компании. В качестве примера можно привести одну из старейших отечественных турфирм Нева.

Поэтому чтобы не прогореть вместе с туристической компанией необходимо перед покупкой путевки удостоверится в финансовом обеспечении компании.

Другими словами, нужно узнать у какого страховщика обслуживается туроператор. Для этого можно попросить для ознакомления документы, которые подтверждают страхование ответственности, и совпадают со сроками вашей поездки. Если по документам финансовое обеспечение не совпадает с датой поездки, тогда есть большой риск остаться без страховки. Поэтому лучше воздержаться от покупки путевки у такого туроператора, чтобы не попасть в ситуацию, когда нужно будет повторно покупать авиабилеты для вылета домой.

Дополнительным способом защиты для туристов может быть самостоятельная организация отдыха. Сегодня обилие проверенных онлайн-ресурсов позволяют не только забронировать подходящую гостиницу, но и купить авиабилет с хорошими скидками. Независимое планирование путешествия способствует экономии времени и денег, а также нередко позволяет избежать уплаты завышенной комиссии турагентам.

При этом эксперты утверждают, что лучше всего ввести обязательное страхование каждого отдельного тура, по принципу медицинского страхования туристов.

С таким расчетом, чтобы страховой полис от неисполнения обязательств со стороны турфирмы или авиакомпании выписывался клиенту сразу при покупке путевки. Подобный механизм может полностью решить проблему с компенсацией пострадавшим туристам.

Что касается технической части реализации этой идеи, то в этом случае вся необходимая инфраструктура уже давно существует. Кроме того, не стоит забывать, что нынешние финансовые гарантии не в состоянии покрыть все претензии пострадавших клиентов.

Возможные способы решения проблемы

Решение проблемы банкротства туроператоров включает:

  1. стабилизацию экономической ситуации в стране.
  2. раздел ответственности между туристическими компаниями и авиакомпаниями.
  3. усиление контроля над рисками.
  4. повышение ликвидности компаний.
  5. страхование гражданской ответственности туроператоров.
  6. введение лицензирования.
  7. страхование каждого отдельного тура.
  8. сокращение количества турфирм.