Страхование грузов при перевозках. Страхование грузов Страхование грузов при перевозке автомобильным транспортом

Для чего необходимо страхование грузов при перевозках? Основных причин здесь две. Прежде всего страховка поможет возместить ущерб, произведенный непредвиденными обстоятельствами. Это, например, пожар, взрыв, ДТП и другие неприятные события. Также страховка нужна для большей уверенности в сохранности груза – все-таки приятно не беспокоиться за состояние перевозимых вещей.

Правила страхования грузов при перевозках закреплены следующими документами:

Гражданский Кодекс РФ;

Кодекс РФ от 30.12.01 об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 30.06.03 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Договор страхования груза при перевозке призван четко определить права и обязанности сторон – как заказчика, так и компании, осуществляющей доставку товара.

Договоры о страховании груза бывают двух видов:

- Ограниченная ответственность – в этом случае компания не обязана возмещать потери заказчика, связанные с разрушительными событиями, действующими стихийно – наводнение, пожар, землетрясение и др.

- Ответственность за все форс-мажорные обстоятельства – при таком договоре компания обязуется оплатить все убытки, которые несет заказчик в случае повреждения или потери ценности (гибели) груза. В него входит перечисление всех возможных ситуаций, за исключением тех, которые не считаются случайными или же никак не предполагаются – умышленные действия заказчика, военные действия неприятеля и другие подобные ситуации.

В любом из вышеперечисленных договоров оговариваются следующие пункты:

Вся информация о грузе – название, вес и размеры предметов, которые необходимо перевезти.

Весь перечень документов, необходимых при сделке.

Вид транспортного средства и способ перевозки.

Адрес конечного пункта «путешествия».

Точное время отправки и доставки по назначению – сроки транспортирования. Договор можно заключить не только с целью одной поездки – по желанию заказчика в него вносятся все грузоперевозки в течение любого периода времени.

Сумма страховки. Нужно сказать, что сумму страховки груза нельзя определить самостоятельно. Она складывается из таких вещей, как реальная стоимость груза, возможная комиссия и некоторые расходы, связанные с перевозкой.

Отдельно стоит сказать о страховании груза при перевозке другими лицами, т.е. страховыми компаниями, которые не имеют прямого отношения к транспортированию. На этот счет в «Правилах страхования грузов» есть особый пункт:

«Страхователь обязан информировать Страховщика обо всех Договорах страхования, заключенных в отношении страхуемого груза с другими Страховщиками. При этом он должен указать наименование других Страховщиков, объекты страхования и размеры страховых сумм».

Если все-таки случилось непредвиденное событие и груз пострадал, то, обращаясь к тем же «Правилам», читаем следующее:

«Если в момент наступления страхового случая в отношении застрахованного груза действовали Договоры страхования с другими Страховщиками по аналогичным рискам, возмещение за ущерб распространяется пропорционально соотношению страховых сумм, в которых объект страхования застрахован каждым Страховщиком. Страховщик выплачивает возмещение в части, падающей на его долю». Это означает, что Вы не вправе требовать возмещения убытков полностью только с компании, занимающейся транспортированием грузов.

Компания «Независимые страховые консультанты» - это страховой брокер, который сотрудничает с большим числом страховых компаний и имеет значительный опыт в страховании международных грузов, а также грузов на внутренних рейсах. Если вам необходима быстрая и грамотная консультация, если вы хотите найти партнера, который полностью снимет с вас проблему по страхованию грузоперевозок, то вы пришли по адресу.

Страхование грузоперевозок

В настоящий момент международные грузоперевозки стали стандартом даже для небольших компаний. И случается, что в одном рейсе находятся чуть ли не все активы компании. Но даже и для крупного предприятия потеря груза по любой из причин - явление крайне неприятное. Именно поэтому сегодня транспортное страхование грузов приобрело такую актуальность.

От чего вы можете застраховать свой груз?

Каждый вид груза, если страхование является добровольным, а не обязательным, может быть застрахован от самых разных рисков. Целесообразность включения тех или иных видов рисков вы можете просчитать сами, опираясь на здравый смысл и личный опыт. Если же вам необходимы гарантии, то более корректный ответ вам даст страховой брокер. Правила страхования грузов предусматривают обязательное страхование опасных грузов, ответственность грузоперевозчика при перевозке пассажиров. Но в остальном вы практически вольны в выборе программы для страхования.

Кроме того, что вы имеете возможность застраховать полностью или частично свой груз от повреждения или полной гибели, вы можете покрыть и другие понесенные убытки. Например, застраховать списание и утилизацию груза, расходы по его транспортировке, и даже внести в полис риск упущенной выгоды - каждый страховщик предлагает свои условия, но обычно размер возмещения по этому риску не превышает 10% от стоимости груза.

Применяемые риски
  • дорожно-транспортные происшествия;
  • хищения (включающие кражу, грабеж, разбой);
  • завладение грузом путем мошеннических действий третьих лиц;
  • стихийные бедствия;
  • всевозможные повреждения груза (поломка, бой, скол и прочие);
  • пропажа без вести перевозочного средства вместе с грузом;
  • повреждение или утрата груза в результате поломки рефрижераторной установки в результате воздействия как внешних, так и внутренних факторов;
  • риски связанные с проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • риски связанные с промежуточного хранения груза на складах и т.п.

Как определить, справедлива ли назначенная стоимость страховки?

Это как раз тот случай, когда страховой брокер необходим: он поможет вам снизить аппетиты страховой компании, указав на ваши сильные стороны. Ведь, если вы перемещаете груз по неопасному государству, пользуетесь услугами уважаемой транспортной компании, то у вас есть шанс получить некоторую скидку. Кроме того, такую скидку вам может гарантировать и сам страховой брокер.

На стоимость страховки также может повлиять опытность экипажа, ценность груза, то есть, будет ли он представлять особый интерес для «злоумышленников и прочих третьих лиц». Кроме того, при страховании отдельных классов грузов, например, напитков в стеклянной таре, вам не оплатят часть погибшего товара.

Что такое франшиза, как она влияет на стоимость страховки?

Если вы прогнозируете, что часть вашего груза может погибнуть из-за условий перевозки, то вы можете указать в полисе франшизу - часть стоимости груза, обычно от 0,1% до 3%, на которую вы не будете претендовать в случае убытка. При установлении франшизы вы дополнительно экономите на стоимости страхования и сможете избежать не самую простую процедуру сбора документов при урегулировании незначительных убытков. Кроме того, при некоторых видах грузоперевозок и типах грузов на франшизе будет настаивать и сам страховщик.

Хотя франшиза и является некоторым ограничением по получаемой вами страховой сумме, она снижает и тарифы на страхование грузов при перевозке, так что в некоторых случаях этот вариант вполне можно рассмотреть - ваш страховой брокер непременно даст вам такую рекомендацию.

Морское страхование грузов

Морское страхование при перевозке грузов зародилось одним из первых, но и по сей день пользуется огромным спросом. Чаще всего грузы пакуются в контейнеры и страхуются полностью от всех рисков. Однако вы сможете выбрать и оставить лишь необходимые. В основном вам стоит остановиться на выборе договора «на полную гибель» или «на частичное повреждение».

Как и с другими типами страхования, здесь возможно использование франшизы, исключение ненужных рисков, так что морское страхование грузов является вполне стандартным при грузоперевозках.

Страхование опасных грузов

Страхование грузов повышенного класса опасности является обязательным, однако, для того, чтобы правильно определить стоимость страхования и тарифные ставки, необходимо точно знать класс опасности груза, условия его перевозки, упаковки и так далее - выявить все эти нюансы вам поможет ваш страховой брокер. Кроме того, важно знать, что при перевозке таких грузов обязательному страхованию подлежит гражданская ответственность грузоперевозчика, который будет обслуживать данный груз.

Генеральное страхование грузоперевозок

Если ваша фирма регулярно соотносится с различными компаниями, отправляя и принимая грузы по всему свету, то, вероятно, для вас сотрудничество со страховым брокером будет действительно выгодным и удобным. Заключив договор генерального страхования грузоперевозок, вы полностью снимаете с себя все задачи по изучению условий, заполнению и сбору бумаг для расчета стоимости страховых взносов.

Страховой брокер: все вопросы со страхованием грузоперевозок решены

При транспортировке, внутренней или международной, - довольно сложная сфера. Особенно, если учесть, что зачастую приходится быстро принимать решения, чтобы отстоять права клиента. Ведь «Независимые страховые консультанты» не только позволят вам сэкономить на тарифах при страховании грузоперевозок, но и обеспечат точную оценку ущерба, даже если груз находится за границей, сумеют провести переговоры со страховыми компаниями, какое бы число их не участвовало в процессе.

Так, и только так можно получить гарантированные быстрые и адекватные выплаты по наступившим рискам. Самостоятельно общаться со страховыми компаниями бывает сложно даже для очень крупных компаний, содержащих в штате должное число юристов. Так что страховой брокер - это защитник ваших интересов при страховании грузоперевозок.

Данный вид страхования рассчитан на собственников товаров и грузов, перевозимых различными видами транспорта, и позволяет компенсировать убытки, связанные с повреждением или утратой груза, независимо от наличия или отсутствия вины перевозчика. Условия договоров страхования грузов AO «АльфаСтрахование» отвечают современным требованиям, предъявляемым к страховому покрытию.

«АльфаСтрахование» предлагает вашему вниманию следующие продукты по страхованию грузов.

  • Полис на разовую отправку. Оформляется на основании заявления на страхование. Используется в случаях разовых отправок различных видов грузов.
  • Генеральный полис (договор) по страхованию грузов. Оформляется в случае регулярных перевозок по согласованным маршрутам или при перевозках однородных грузов. Генеральный полис страхования упрощает документооборот по страхованию грузов, а страхование распространяется на все декларируемые отгрузки. По генеральному полису предусмотрены различные варианты оплаты страховой премии.

Что можно застраховать

  • Груз, перевозимый любым видом транспорта из любой точки мира в любую точку мира.
  • Транспортные расходы по доставке груза к месту назначения.
  • Ожидаемую прибыль в размере не более 10% от страховой стоимости груза в соответствии с условиями ИНКОТЕРМС 2010.

Страхование покрывает повреждение или гибель груза, произошедшие в результате случайностей и опасностей перевозки, кражи, разбойного нападения, военных и забастовочных рисков и др., в зависимости от объема страхового покрытия.

Возмещению подлежат убытки, вызванные повреждением или гибелью груза, расходы по спасанию или ремонту поврежденного груза, расходы по экспертизе.

СРЕДНИЕ ТАРИФЫ ПО СТРАХОВАНИЮ ГРУЗОВ

Величина страхового тарифа устанавливается в зависимости от особенностей предстоящей перевозки: условий страхования, вида груза и его упаковки, маршрутов перевозки, наличия перегрузок, стоимости груза, объема перевозок, величины франшизы, наличия охраны и сопровождения грузов и других факторов.

Страхование грузов, перевозимых автомобильным транспортом позволяет защитить интересы отправителя. Если нет финансовой возможности нанять охрану для сопровождения грузов, оптимальным выходом будет страховка. Компенсация убытков при страховом случае происходит независимо от того, виноват ли перевозчик. Застраховать можно не только сам груз, но и транспортные расходы и даже ожидаемую прибыль при перевозке.

Договор страхования при необходимости заключают на длительный период или разовую отправку. Компания-страховщик возмещает стоимость убытков при наступлении таких страховых случаев, как кража, порча, повреждение либо полная потеря груза. Это поможет учесть все возможные риски. Размер страховой суммы напрямую зависит от вида перевозимых грузов, стоимости и объема.

Обязательное страхование грузов и ответственности перевозчика при перевозке автомобильным транспортом

При перевозке грузов любым автомобильным транспортом применяется . Оно относится к , при котором страховщиком становится владелец груза. Полис может оформляться физическим либо юридическим лицом. Основными целями такого страхования являются:

  • обеспечение защиты грузов;
  • фиксация каждого из страховых случаев (включает контроль их количества);
  • защита интересов владельцев груза;
  • возмещение финансовых потерь при утере груза.

Договор страхования покрывает риски, возникшие из-за возможных опасностей перевозки либо в результате случайности.

Основной целью страхования грузов при перевозке является их гарантированная защита. Также учитываются интересы владельца груза.

Могут быть застрахованными:

  • груз любого вида (пригодный для перевозки автомобильным транспортом);
  • транспортные расходы (до прибытия в место назначения);
  • ожидаемая прибыль (не более, чем 10% от предполагаемой суммы).

Размер страхового тарифа определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Его величина зависит от:

  • вида груза;
  • типа упаковки;
  • длительности перевозки;
  • объем перевозки;
  • стоимости перевозимого имущества;
  • величины франшизы;
  • есть ли сопровождение.

Если владелец груза дополнительно обеспечил сопровождение вооруженной охраны, это также влияет на величину тарифа.

Законодательство

Страхование грузов при транспортировке автомобильным транспортом не является обязательным. Но для многих транспортных компаний наличие полиса является обязательным условием. Правила перевозки грузов автомобилем регламентируется такими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 30.06.03 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
  • Гражданский кодекс РФ.

Также к ним относится Кодекс РФ от 30.12.01 об административных правонарушениях.

Договором страхования регламентируется права и обязанности обеих сторон. Выгодоприобретателем по нему является страховщик.

Виды транспортного страхования

При транспортировке различных грузов автомобилем применяются такие виды страхования:

  • ответственности перевозчика (либо экспедитора);
  • сделок на предмет финансовых рисков;
  • грузов.

Страхование грузов подразумевает максимальную компенсацию причиненного ущерба по каждой партии грузов. Документооборот при оформлении такой страховки не требует сложного оформления.

Выплата компенсации производится в соответствии с заявленной стоимостью груза.

Менее распространенным является . Под ним подразумевается компенсация за утраченную выгоду, связанную с потерей груза. Оформление договора является довольно трудоёмким. Кроме обязательного пакета документов понадобится представить доказательства деятельности транспортной компании за 3 года. Кроме страхования непосредственно груза, возможно застраховать ответственность перевозчика либо экспедитора. Транспортная компания имеет возможность застраховать груз на случай утраты либо повреждения по вине третьих лиц.

Страхование ответственности экспедитора позволит обезопасить себя от рисков, возникающих из-за третьих лиц.

Как застраховать – правила и условия

Страхование грузов, перевозимых с помощью автомобильного транспорта подразумевает оформление таких видов полисов:

  • генеральный договор (оформляется при осуществлении регулярных перевозок);
  • на разовую транспортировку (заявление на страхование применяется при нерегулярных перевозках).

Возмещению подлежат не только убытки, связанные с повреждением либо полной утратой груза. Компенсация выплачивается по расходам на восстановление и ремонт груза, либо проведение экспертизы. Для оформления полиса между страхователем и компанией-страховщиком заключается договор.

При возникновении любых страховых случаев или любых неприятностей в дороге нужно немедленно сообщить страховщику. Представитель страховой компании должен получить информацию о происшествии в течении 3 дней.

Договор

Срок действия договора страхования в каждом конкретном случае определяется индивидуально. Максимально он составляет 1 год, после чего понадобится продление. Существуют такие типы договоров на страхование грузов:

  • с отграниченной ответственностью (не предполагает компенсацию ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия);
  • с ответственностью за форс-мажорные события (согласно предполагается компенсация ущерба при любом страховом случае, который привел к потере груза).

Для заключения договора страхователь должен предоставить компании-страховщику такие данные:

  • подробная информация о перевозимом грузе (название, точный вес, габариты);
  • вид транспортного средства;
  • адрес пункта назначения;
  • сумма страховки.

Читайте также о лицах договора страхования .

Дополнительно прилагается полный пакет документов, необходимый для заключения договора

Если груз необходимо отправить срочно, дополнительно к генеральному договору может быть заключено разовое соглашение.

Страховые случаи

Основными страховыми случаями при страховании грузов во время перевозки автомобилем:

  • кража;
  • намеренная порча;
  • гибель груза;
  • разбойное нападение на транспорт;
  • порча груза в результате дорожного происшествия;
  • стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.

Доказательством произошедшего страхового случая служит только акт о происшествии. Он должен быть составлен в присутствии аварийного комиссара, владельца груза и представителей автоперевозчика.

Подробный перечень случаев, по которым осуществляются выплаты указывается в договоре.

Выплаты

Для получения после наступления аварийной ситуации понадобится представить компании-страховщику такой перечень документов:

  • заявления страхователя и выгодоприобретателя;
  • страховой полис (к нему приложить квитанцию о выплате страховой премии);
  • оригинал договора о перевозке (либо экспедиции);
  • транспортная накладная;
  • путевой лист;
  • претензионные документы (документы на груз, а также подтверждающие размер ущерба).

При необходимости к этому перечню прилагают доверенность на перевозку и акт о произошедшем ДТП. Если в договоре указана стоимость груза, итоговая страховая сумма не может превышать стоимость автомобильного транспорта.

Величина страхового тарифа определяется индивидуально, в зависимости от условий перевозки. Для автомобильного транспорта его величина составляет 0,02 – 0,2%.

Основания для отказа выплат по страховке

Отдельно в договоре оговариваются случаи, когда компенсация не может быть выплачена. К основным причинам относятся:

  • доказанный факт перевозки грузов на неисправном автомобиле;
  • водитель находился в нетрезвом состоянии;
  • доказанное нарушение ПДД.

Страховщик также имеет право отказать в выплате, если информация о происшествии предоставлена несвоевременно.

При похищении груза основанием для выплат может служить только акт, составленный полицией.

Понятие опасных грузов согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке

Особые условия перевозки стоит соблюдать при транспортировке опасных грузов. Этим термином обозначают материалы, вещества либо изделия, могущие создавать угрозу для жизни и здоровья людей. К ним также относят небезопасные отходы производства. Согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов выделяют 9 классов опасных грузов. При определённых обстоятельствах такие грузы служат причиной:

При перевозке опасных грузов применяется маркировка, включающая 4 цифры:

  • класс;
  • подкласс;
  • категория возможной опасности;
  • степень опасности.

При транспортировке опасного груза перевозчик обязан обеспечить упаковку определённой группы. Упаковочные средства делятся на 3 категории:

  • 1 – для особо опасных грузов;
  • 2 – при просто опасном грузе;
  • 3 – для незначительно опасных грузов.

Степень опасности груза обозначается в накладной на перевозимый груз.

Накладная оформляется на государственном языке грузоотправителя. При необходимости, текст дублируется на английском, немецком, французском и других языках.

Видео

Страхование груза - один из наиболее эффективных способов снижения рисков при перевозках. Однако многие предприятия, стремясь сэкономить, отказываются от страхования грузов, надеясь, что "все обойдется". Практика показывает, что такая экономия рискованна, так как при повреждении или гибели груза убытки могут составить весьма существенную сумму.

Давайте разберемся, от каких рисков следует застраховать перевозимый груз и какие нюансы при этом нужно учесть.

В процессе грузоперевозок применяют два вида страхования:

Кроме того, эти два вида страхования имеют еще много существенных различий. К примеру, если об обязательном страховании ответственности за перевозимый груз, как части гарантий качества оказания транспортных услуг, говорить можно, то об обязательном страховании груза, конечно же, не может быть и речи.

Государство не имеет права указывать собственнику, как ему защищать свое имущество и защищать ли вообще, поскольку здесь отсутствуют общественные интересы или социальные риски. Как вариант может быть рассмотрено обязательное страхование ответственности перевозчика или даже грузовладельца, но не за перевозимый груз, а за возможный вред, который может быть причинен перевозимым грузом. Если взять, к примеру, перевозку опасных грузов, то здесь государство может выступить в качестве защитника интересов случайно пострадавших третьих лиц или окружающей среды.

Самому перевозчику нет надобности страховать груз, ему достаточно застраховать свою ответственность. Однако есть две причины, по которым в России это все-таки происходит. Первая связана с ситуацией, когда грузовладелец доверяет застраховать свой груз перевозчику. В этом случае перевозчик выступает в роли посредника между грузовладельцем и страховой компанией, при этом, как и любой другой посредник, он может получать за это комиссию. Помимо этого он является страхователем по полису страхования грузов, благодаря чему он может быть частично освобожден страховщиком от случаев суброгации в результате повреждения или гибели груза, что позволяет ему экономить на страховании своей ответственности.

На первый взгляд, грузовладелец в этом варианте тоже выигрывает, так как он экономит время на общении со страховщиком и, возможно, экономит часть средств, получая льготные ставки за счет большого грузооборота перевозчика. Однако этот вариант таит в себе и риски, которые могут перекрыть возможную выгоду. Получается, что грузовладелец доверяется перевозчику дважды - отдавая ему груз для перевозки и поручая страхование этого груза. В случае если перевозчик выполнит свою работу недобросовестно, есть вероятность, что полис страхования груза может не сработать, например, из-за нарушения страхователем (то есть перевозчиком) условий договора страхования или его прямой вины в повреждении, гибели или утрате груза.

Вторая причина, побуждающая перевозчика выступать в роли страхователя по полису страхования грузов, - это юридические сложности страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов в нашей стране. Написано об этом достаточно много. Недобросовестные страховщики берут неадекватные деньги за страхование ответственности, и, пользуясь пробелами в законодательстве, признают свои договоры ничтожными и отказывают в выплате. Это вынуждает некоторые транспортные компании защищать свои интересы не соответствующими их статусу договорами страхования грузов.

В свою очередь, грузовладелец, решивший застраховать свой груз, может пойти двумя путями: обратиться в страховую компанию перевозчика или к другому страховщику. О выгодах и рисках первого варианта было сказано выше. Во втором случае, у грузовладельца есть шансы получить или возмещение от страховщика по договору страхования грузов или от перевозчика непосредственно (или от его страховой компании). После оплаты убытков по полису страхования грузов страховщик может обратиться за суброгацией к перевозчику или его страховой компании. Если страховщик получит суброгацию, он не будет увеличивать ставку страховой премии для грузовладельца на следующий страховой период.

Для упорядочивания работы на рынке страхования грузоперевозок сначала необходимо уточнить и ограничить ответственность автоперевозчика за перевозимый груз разумными лимитами (на сегодняшний день эта ответственность не ограничена по сумме). Таким образом, перевозчик будет страховать свою ответственность на определенную сумму, грузовладелец в этом случае не будет надеяться на перевозчика или на полис страхования его ответственности, поэтому вынужден будет страховать свой груз на полную сумму по договору страхования грузов.

Следующим шагом должно стать признание на законодательном уровне страхования ответственности транспортных операторов, при чем это страхование не должно смешиваться со страхованием договорной ответственности.