Срок полномочий судей конституционного суда российской. Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия. Порядок избрания на должность, процедура освобождения от должности Председателя Конституционного Суда РФ и заместителя Председателя Конституцио

Председатель Конституционного суда РФ:

  • 1. Руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;
  • 2. Вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
  • 3. Представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;
  • 4. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;
  • 5. Осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации также издает приказы и распоряжения. 1 ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации. ст. 23 2

Заместитель Председателя Конституционного суда РФ:

  • 1. Когда наступает его очередность председательствовать на заседании палаты Конституционного Суда РФ, созывает данные заседания и председательствует на них;
  • 2. Участвует в заседании палаты как член суда, когда председательствует другой судья Конституционного Суда РФ;
  • 3. Участвует в пленарном заседании;
  • 4. По уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ

осуществляет отдельные его функции;

  • 5. Выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом РФ;
  • 6. Временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда РФ, когда последний не в состоянии сам исполнять таковые.

Как председатель, так и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования при обсуждении и принятии Конституционным Судом РФ решения.

Непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ осуществляет судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Помимо данного вида деятельности он:

  • 2. Организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;
  • 2. Доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;
  • 3. Организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;
  • 4. Контролирует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда с законодательной инициативой;
  • 5. Контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда;
  • 6. Организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда;
  • 7. Визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата Конституционного Суда;
  • 8. Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда РФ. 1 § 4 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации 3

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должности судей могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными органами власти субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Президент РФ не связан этими предложениями и вправе предложить Совету Федерации любую кандидатуру, отвечающую требованиям закона.

Мнения ученых

Формирование судейского корпуса органа конституционной юстиции имеет политическую окраску, влияющую на степень независимости суда. Особенно это заметно, когда право назначения судей монополизировано одним органом власти.

Законодательство в части формирования Конституционного Суда РФ претерпело существенную эволюцию: от полной монополии парламента в назначении всего состава Конституционного Суда РФ до скромного утверждения кандидатур (даже безальтернативных), предложенных Президентом РФ. Очевидна разная значимость полномочий на выдвижение кандидатуры и ее утверждение. Утвердить можно только того, кого выдвинули, поэтому вариант паритетного назначения судей различными ветвями власти в большей степени обеспечивает сбалансированность состава органа конституционной юстиции и соответствует принципу разделения властей .

К кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ предъявляются повышенные требования: возраст не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, высокая квалификация в области права.

Вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ Совет Федерации рассматривает в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ. Свое решение Совет

Федерации оформляет постановлением. После принятия решения Советом Федерации лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, приводится к присяге Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Конституционный Суд РФ вправе осуществлять деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ Президент РФ не позднее одного месяца со дня открытия вакансии представляет кандидатуру на место выбывшего судьи. Данная кандидатура утверждается на заседании Совета Федерации большинством голосов.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет, однако на Председателя Конституционного Суда РФ это правило не распространяется.

Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей, назначаемых в таком же порядке, как и Председатель. Председатель и его заместители по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Полномочия Председателя или его заместителей могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ, если решением Конституционного Суда РФ установлено, что Председатель или заместитель Председателя не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Решение Конституционного Суда РФ принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.

Это интересно

Согласно ранее действовавшей редакции ФКЗ о Конституционном Суде Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судью- секретаря избирали на три года сами судьи Конституционного Суда из своего состава, последовательно и на закрытом пленарном заседании. С изменением Закона процедура назначения Председателя Конституционного Суда и его заместителей была уравнена с порядком получения своих постов председателями Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их заместителями.

Порядок прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда и его заместителей ранее тоже был другим. Старая редакция ст. 23 закрепляла возможность инициации процедуры досрочного освобождения от должности Председателя или его заместителя не менее чем пятью судьями Конституционного Суда. Основания для такой инициативы - недобросовестное исполнение ими своих обязанностей либо злоупотребление своими правами. Окончательное решение о досрочном освобождении от должности указанных лиц принимал Конституционный Суд большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.

Председатель Конституционного Суда РФ:

  • 1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;
  • 2) вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению на его заседаниях;
  • 3) представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени;
  • 4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и структуру аппарата;
  • 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с ФКЗ о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда РФ;
  • 6) издает приказы и распоряжения.

На судей Конституционного Суда РФ распространяются права, обязанности, гарантии и запреты, установленные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с учетом особенностей, определенных ФКЗ о Конституционном Суде.

  • См.: Нарутто С. В. Конституционный Суд Российской Федерации: изменения встатусе и процедурах (2009 и 2010 годы) // Хозяйство и право. 2011. № 9. С. 12.

Брежнев О.В., заведующий кафедрой государственного строительства и конституционного права Курского института государственной и муниципальной службы, доктор юридических наук.

Срок полномочий представляет собой важный элемент правового статуса любого органа власти и должностного лица. Его значимость обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, срок полномочий устанавливает временные границы реализации компетенции конкретным составом коллегиального органа власти и лицом, замещающим ту или иную должность. Во-вторых, как следствие вышесказанного, законодательно установленный срок полномочий обусловливает обязательное периодическое обновление властвующих элит, что является неотъемлемым признаком современного демократического государства.

Сроки полномочий судей всегда отличались спецификой с точки зрения их законодательной регламентации по причине того, что они тесно связаны с важнейшими принципами, определяющими правовой статус носителей судебной власти, - несменяемостью, независимостью, неприкосновенностью судей (ст. 120 - 122 Конституции Российской Федерации). Срок полномочий, наряду с иными средствами законодательного регулирования статуса судьи, призван обеспечивать невозможность произвольного прекращения или приостановления этого статуса, равно как и перевода судьи на другую должность без его добровольного согласия. Он должен создавать условия, при которых исключалось бы какое-либо внешнее воздействие на судью при исполнении им своих должностных полномочий, эффективно защищались бы его личные права. Исходя из этого, чаще всего сроки полномочий судей значительно превышают сроки полномочий иных органов государственной власти - парламента, главы государства, правительства. Как отмечает Н.В. Витрук, это "обеспечивает известный "консерватизм" в действиях судебной власти, стабильность конституционного строя", но в то же время позволяет обновлять состав судов, делает его подвижным, что, как показывает практика, оправдывает себя <1>.

<1> См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. М., 1998. С. 133.

Все вышесказанное в полной мере относится к проблеме определения сроков полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, ибо в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, что, впрочем, не исключает и возможность специальной законодательной регламентации некоторых особенностей правового положения отдельных категорий судей <2>.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.

Анализ российского и зарубежного законодательства о статусе судей конституционных судов позволяет сделать вывод, что в целях определения сроков полномочий данной категории судей законодатель традиционно использует следующие способы:

  1. нормативное ограничение пребывания в должности судьи определенным временным промежутком (в этом случае, как правило, закрепляется норма о недопустимости повторного избрания или назначения судьи на новый срок);
  2. установление предельного возраста, по достижении которого полномочия судьи прекращаются;
  3. закрепление обязательности периодической ротации состава конституционного суда (как правило, на одну треть).

Законодатель может отдать предпочтение какому-либо одному из вышеуказанных способов или использовать их в сочетании. При этом чаще всего закрепляются нормы о том, что судья конституционного суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором он достигает предельно допустимого возраста.

Законодательное регулирование срока полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации исторически прошло несколько этапов.

Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР" впервые в новейшей российской истории закрепил норму (ст. 15) о том, что полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком <3>. Одновременно с этим был установлен предельный возраст для занятия должности соответствующего судьи - 65 лет. В отношении судей всех иных судов в тот период действовала конституционная норма о десятилетнем сроке полномочий <4>. Таким образом, при принятии Закона "О Конституционном Суде РСФСР" российский законодатель в известной мере предвосхитил последующее правовое регулирование рассматриваемых общественных отношений, ибо в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. в Конституцию была внесена норма о том, что "полномочия судей в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами Российской Федерации" <5>. Теоретическое обоснование данного положения содержалось в Концепции судебной реформы в РСФСР, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. <6>. В ней, в частности, было отмечено: "Краеугольным камнем преобразований будет несменяемость судей, распространяемая на всех судей, кроме мировых, для которых будет восстановлена выборность населением на 5-летний срок. Прочие судьи будут назначаться... НА СРОК ДО ОТСТАВКИ В СВЯЗИ С ДОСТИЖЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО ВОЗРАСТА. Будет упразднен институт отзыва судей (кроме мировых)" (выделено мной. - О.Б.). В соответствии с Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. 29 - 30 октября того же года 13 судей Конституционного Суда РСФСР были избраны на соответствующие должности без ограничения срока полномочий, до достижения 65-летнего возраста <7>.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1017.
<4> См.: Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1303.
<5> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 55.
<6> См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
<7> Согласно ч. 1 ст. 3 данного Закона Конституционный Суд состоял из 15 судей. Таким образом, после соответствующего голосования на Съезде народных депутатов Российской Федерации в составе Суда остались две вакантные судейские должности.

Конституция Российской Федерации 1993 г. непосредственно не содержала положений о сроке полномочий судьи Конституционного Суда. Поэтому соответствующий вопрос активно обсуждался в процессе подготовки проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и при его рассмотрении в Государственной Думе и Совете Федерации <8>. В итоге большинство депутатов согласилось с мнением о целесообразности ограничения срока полномочий судьи Конституционного Суда 12 годами, при одновременном "повышении" предельно допустимого возраста для занятия судейской должности до 70 лет. Соответствующая норма была закреплена в ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" <9>. По мнению депутатского корпуса, такое решение позволяло оптимально сохранить независимость Конституционного Суда и обеспечивало в то же время периодическое обновление его состава, тем более что законодательно был закреплен и запрет на назначение на должность судьи на второй срок.

<8> См.: Митюков М.А. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": правовые дискуссии при разработке и принятии (введение в тему) // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 12. С. 27 - 37.
<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 14. Ст. 1447.

Возник вопрос и о статусе тех 13 судей Конституционного Суда, которые были избраны на соответствующие должности Съездом народных депутатов Российской Федерации без ограничения срока полномочий, до достижения 65-летнего возраста. В п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции России содержалась следующая норма: "После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА, НА КОТОРЫЙ ОНИ БЫЛИ ИЗБРАНЫ. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией" (выделено мной. - О.Б.). Данная норма, по сути, была воспроизведена в п. 4 раздела пятого "Переходные положения" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Она породила такое своеобразное явление, как разделение состава Конституционного Суда, который был увеличен Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ч. 1 ст. 125) до 19 судей, на две части: избранных на неограниченный срок полномочий, до достижения 65-летнего возраста, и назначенных на 12-летний срок с предельным возрастным ограничением в 70 лет. Хотя формально статус всех судей был единым и регулировался главой II Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", отличия между судьями "первой и второй волны" существовали. Они касались не только сроков полномочий, но и опыта работы в должности судьи Конституционного Суда. Все-таки судьи, избранные Съездом народных депутатов Российской Федерации, получили определенную "закалку" в сложных политических обстоятельствах 1992 - 1993 годов. Как отмечает М.А. Митюков, это обстоятельство даже вызвало определенную дискуссию при рассмотрении Советом Федерации проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <10>. По мнению депутата Е.Б. Мизулиной, разделение судейского корпуса "не обеспечит приоритет Конституции Российской Федерации над политикой и политическими столкновениями" <11>. Депутат А.В. Усс, наоборот, утверждал, что "очень хорошо, что сегодня часть судей Конституционного Суда находится вне пределов нашей досягаемости. Они уже от нас независимы..." <12>. Последняя точка зрения получила признание парламентского большинства.

<10> См.: Митюков М.А. Указ. соч. С. 37.
<11> Там же.
<12> Там же.

Изменение законодательного регулирования срока полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации произошло с принятием Федерального конституционного закона от 8 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", который предусмотрел: увеличение срока полномочий судей Конституционного Суда до 15 лет; отмену предельного возраста для занятия должности судьи в 70 лет; распространение нового регулирования на всех судей Конституционного Суда, назначенных на должность Советом Федерации <13>. Была сохранена норма о недопустимости повторного назначения на должность судьи Конституционного Суда. В Пояснительной записке, направленной Президентом Российской Федерации (субъектом законодательной инициативы) вместе с проектом данного Закона в Государственную Думу, необходимость его принятия обосновывалась следующим образом: "...сложность и специфика деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации таковы, что требуется определенное время, пока судья не начнет работать с полной отдачей. С учетом этих факторов действующее в настоящее время положение, касающееся предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, неоправданно сокращает период его полноценной деятельности. Этими же обстоятельствами обусловлено и предусмотренное законопроектом увеличение срока полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации с 12 до 15 лет" <14>.

<13> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 7. Ст. 607.
<14> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Дополнительным аргументом в пользу принятия данного Закона послужило и то обстоятельство, что действовавшее в то время законодательство о статусе судей не предусматривало предельного возраста для занятия судейской должности, то есть в данном случае можно было ставить вопрос и об обеспечении единства статуса судей.

Интересно отметить, что первоначально предполагалось распространить новую норму о сроке полномочий судей Конституционного Суда России не только в отношении тех из них, кто был назначен Советом Федерации, но и тех, кто был избран Съездом народных депутатов, за исключением тех судей, срок полномочий которых превышал 15 лет. Однако впоследствии депутаты посчитали более корректным придать обратную силу соответствующей норме только применительно к судьям, назначенным на должность после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации.

15 декабря 2001 г. по инициативе Президента Российской Федерации были приняты три важных Закона: Федеральный конституционный закон "О внесении дополнения и изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" <15>, Федеральный конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <16>, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" <17>. Данные Законы привнесли много нового в правовое регулирование статуса судей. Одной из новелл явилось установление предельного возраста для занятия федеральной судейской должности - 65 лет (за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации). Первоначально не предполагалось каким-либо образом изменять нормы о сроке полномочий судей Конституционного Суда. Однако уже в процессе обсуждения соответствующего законопроекта депутаты пришли к выводу о том, что следует восстановить отмененный несколькими месяцами ранее предельный возраст для занятия должности судьи Конституционного Суда в 70 лет. При этом было установлено, что соответствующая норма вступает в силу с 1 января 2005 г., то есть действие прежнего регулирования пролонгировалось в течение некоторого промежутка времени. Была сохранена норма о 15-летнем сроке полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

<15> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4825.
<16> Там же. 2001. N 51. Ст. 4824.
<17> Там же. 2001. N 51. Ст. 4834.

В результате новых изменений законодательства сложилась ситуация, которая очень точно была охарактеризована в одном из заключений Правительства Российской Федерации, представленном в Государственную Думу: "...особенности правового положения отдельных категорий судей в настоящее время не позволяют говорить о реальном единстве статуса судей. Так, одной из гарантий независимости судей является неограниченный срок их полномочий (п. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), однако по отношению к судьям Конституционного Суда Российской Федерации срок полномочий ограничен 15 годами (ст. 12 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Различен также предельный возраст пребывания судьи в должности. Для судей Конституционного Суда Российской Федерации он определен в 70 лет, для остальных судей предельный возраст пребывания в должности - 65 лет" <18>. Исходя из этого, актуальной задачей стало принятие мер, направленных на устранение неравенства в вопросах срока полномочий между статусом судей Конституционного Суда и статусом иных федеральных судей, с тем, чтобы в конечном счете обеспечить реальность и единство гарантий самостоятельности и независимости всех носителей судебной власти. И такие законодательные меры не заставили себя ждать.

<18> См.: Заключение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 5451п-П4 на проекты Федеральных конституционных законов "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и "О внесении изменения в статью 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", вносимые в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

5 апреля 2005 г. были приняты следующие законы: Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" <19>, Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <20>, Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" <21>. В соответствии с данными законодательными изменениями было установлено, что полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, предельный возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Такое же регулирование срока полномочий закреплялось применительно и к другим федеральным судьям.

<19> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 15. Ст. 1274.
<20> Там же. 2005. N 15. Ст. 1273.
<21> Там же. 2005. N 15. Ст. 1278.

Особо отметим, что новой норме о сроке полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации была придана обратная сила. Устанавливалось, что она распространяется на всех действующих судей Конституционного Суда, то есть как назначенных на должность Советом Федерации, так и избранных Съездом народных депутатов России, в связи с чем были внесены изменения в п. 4 раздела пятого "Переходные положения" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Насколько такое решение законодателя правомерно? Хотя судьи "первой волны" избирались без ограничения срока (на что часто ссылаются сторонники такого регулирования), все же "повышение" для них предельно допустимого возраста для занятия судейской должности означает не что иное, как фактическое продление их полномочий, что, безусловно, расходится со смыслом п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации.

Сам Конституционный Суд придерживается на этот счет иной позиции. В его Определениях от 11 марта 2005 г. N 3-О и N 148-О, касающихся проблемы законодательного изменения срока полномочий судей судов общей юрисдикции, указывается: "...введение... предельного возраста пребывания в должности судьи... и распространение названного ограничения на судей, которые ранее были назначены на должность без определения конкретного срока полномочий, не противоречит конституционному принципу несменяемости судей. Нарушением данного принципа было бы распространение на действующих судей нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания в должности судьи, МЕНЬШИЙ по сравнению с установленным законом, на основании которого они были избраны" <22> (п. 3.1 мотивировочных частей Определений) (выделено мной. - О.Б.).

<22> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 5. С. 60, 67.

Глубоко аргументированная критика подобной позиции содержится в Особом мнении по этим Определениям судьи Конституционного Суда Российской Федерации Б.С. Эбзеева <23>. Он акцентирует внимание на необходимость соблюдения п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации при любом законодательном изменении сроков полномочий судей. Из данного конституционного положения, по мнению Б.С. Эбзеева, вытекают следующие выводы: "1) источником полномочий соответствующих судей является не воля Совета Федерации или главы государства, а воля многонационального народа Российской Федерации, выраженная на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.; 2) эта воля, выраженная ясно и недвусмысленно, направлена на сохранение полномочий судей, избранных до вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, до истечения срока, на который они были избраны...; 3) федеральный законодатель не вправе и не может легитимным образом преодолеть данное положение, поскольку оно является выражением воли народа-суверена, которая сама является источником полномочий парламента, главы государства; 4) иные положения Конституции Российской Федерации не могут истолковываться в противоречие с указанным императивным велением Основного Закона. Объективности ради полагаю нужным оговориться, что указанные выводы в полной мере распространяются и на судей Конституционного Суда Российской Федерации, избранных V (внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР в 1991 году, включая автора настоящего Особого мнения..." <24>. И далее: "...принцип несменяемости судей в различных правовых системах может наполняться различным нормативным содержанием и по-разному осуществляется: посредством пожизненного избрания или назначения; посредством назначения или избрания на определенный срок; посредством назначения или избрания до достижения определенного возраста. Возможна, как об этом свидетельствует отечественная государственно-правовая практика, и их комбинация. Следовательно, законодатель вправе избрать иной, чем это было сделано ранее, вариант реализации указанного принципа, но такой выбор и его регулятивное воздействие могут распространяться на судей, наделенных соответствующими полномочиями ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬ СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР" <25> (выделено мной. - О.Б.). Только такой взгляд на проблему, как представляется, соответствует содержанию конституционного принципа демократического государства, предполагающего разумную стабильность сроков полномочий судей и недопустимость законодательного "манипулирования" ими.

<23> Там же. С. 69 - 72.
<24> Там же. С. 70.
<25> Там же. С. 72.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Положение ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» о том, что все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, относится и судьям Конституционного Суда РФ. Судьи Конституционного Суда РФ независимы, несменяемы, неприкосновенны и т. д.

Вместе с тем применительно к членам Конституционного Суда имеются особенности в порядке их назначения, сроках полномочий, полномочиях, организации работы, которые определяются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Судьи Конституционного Суда РФ не избираются, а назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Назначенного на должность судьи Конституционного Суда Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге (ст. 10).

Срок полномочий членов Конституционного Суда не ограничен. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ - 70 лет. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель избираются на три года. По истечении этого срока они подлежат переизбранию. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, текст которой отражает специфику осуществляемых этими судьями полномочий: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» (ч. 2 ст. 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Для членов Конституционного Суда установлены более высокий возрастной ценз - не менее 40 лет и другие квалификационные требования - стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права, включая моральный ценз - наличие безупречной репутации.

По сравнению с другими судьями должность судьи Конституционного Суда обусловлена большим числом правовых запретов: они не могут быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, иных представительных органов, они не только не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, но и поддерживать их материально. Им запрещена всякая политическая деятельность, в том числе участие в политических акциях, политическая пропаганда и агитация, участие в избирательных компаниях, присутствие на съездах и конференциях политических партий и движений и т. д. Судьи Конституционного Суда не могут входить в руководящий состав не только политических партий, но и любых других политических объединений (ст. 11).

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией публично высказывать свое мнение о вопросе, который изучает, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения Суда. Этот запрет обусловлен интересами беспристрастного рассмотрения дел, по сути дела, лишает судей Конституционного Суда возможности публично размышлять о проблемах Конституции, участвовать в публичных дискуссиях.

Закрепляя несменяемость судей Конституционного Суда, Закон (ст. 17) устанавливает основания приостановления их полномочий. Это допускается лишь по двум основаниям: если в отношении судьи возбуждено уголовное дело или он привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, а также в случае болезни судьи, лишающей его способности выполнять свои обязанности. Такое решение принимается не позднее месяца со дня выявления указанных оснований.

Временное отстранение судьи Конституционного Суда от исполнения им своих обязанностей, каковым, по сути, является приостановление его полномочий по указанным основаниям, исключает возможность его участия в заседаниях Конституционного Суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие либо документы и иную информацию. Однако это не лишает его других гарантий, установленных законом и, как правило, не препятствует получению заработной платы и иного вознаграждения за труд (кроме случаев, когда он подвергнут аресту).

Что касается прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, оно может быть сделано по следуют основаниям: нарушение порядка назначения на должность судьи (производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда); истечение срока полномочий судьи; личного письменного заявления об отставке до истечения срока полномочий, утрата судьей гражданства РФ; вступивший в законную силу обвинительный приговор в отношении судьи; совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи (производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда, принятому большинством не менее 2/з от общего числа судей); продолжение, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершение действий, не совместимых с должностью судьи; неучастие в заседаниях Суда и уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; признание недееспособным, безвестно отсутствующим или объявление в установленным порядке умершим; смерть судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Наличие того либо иного основания для прекращения полномочий судьи констатирует сам Конституционный Суд РФ. Принятое им решение направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии (ст. 18).

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Он не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении норм закона, Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, на судью Конституционного Суда (по решению Суда) может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или прекращении полномочий судьи (ст. 15).

Снятие неприкосновенности с конституционных судей вправе произвести только сам Конституционный Суд. Занимая особое место в судебной системе, Конституционный Суд не имеет организационно отделенных органов судейского сообщества (собрания судей, съезды и советы судей, квалификационные коллегии), а функции и полномочия последних выполняет он сам. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда указом Президента РФ присваиваются квалификационные классы.

Независимо от сроков пребывания в должности все судьи Конституционного Суда имеют равные права. Им предоставлены значительные материальные гарантии независимости - материального и социального обеспечения, уровень которых не может быть ниже аналогичных гарантий судей иных федеральных судов, а также гарантий безопасности, соответствующих их высокому статусу.