Совершенствования правового статуса сотрудника полиции. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ Виноградова Валентина Сергеевна. Обязанности и права полиции

В соответствии со ст. 25 Закона «О полиции» сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное Законом «О полиции».

Можно также выделить ряд атрибутивных особенностей статуса сотрудника полиции:

  • лица, принимаемые на службу в полицию, в обязательном порядке проходят специальное профессиональное обучение или переподготовку;
  • сотрудникам полиции присваиваются специальные звания, им выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак;
  • они принимают присягу сотрудников органов внутренних дел;
  • сотрудники полиции имеют форменную одежду. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции;
  • сотрудники полиции подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации;
  • они имеют право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств;
  • профессиональная служебная деятельность сотрудника полиции осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым (утверждаемой) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем;
  • на гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников федеральными законами. Порядок и категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;
  • обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников полиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.

Служба в органах полиции регулируется как собственно Законом «О полиции», так и Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

В соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел...» служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в органах внутренних дел РФ, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены соответствующими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ.

Права и обязанности сотрудника полиции в настоящее время складываются из прав и обязанностей именно как сотрудника правоохранительного органа и как государственного служащего. Первый объем изложен в гл. 3 Закона «О полиции» и направлен на регулирование внешних отношений, когда сотрудник полиции взаимодействует с гражданами и юридическими лицами при выполнении своего профессионального предназначения. Второй объем закреплен в гл. 3 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел...» и связан с регулированием внутренних служебных отношений.

На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям, установленным российским законодательством, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Устанавливается предельный возраст поступления на службу в ор ган ы в нутр е н н их дел:

  • 1) для замещения должностей в органах внутренних дел - 35 лет;
  • 2) для поступления в образовательные учреждения высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме - 25 лет.

Граждане, поступающие на службу в полицию, проходят в обязательном порядке психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

Не могут быть приняты на службу в полицию граждане, имеющие либо имевшие судимость. Ограничение распространяется на граждан с погашенной или снятой судимостью. Более того, не могут служить в полиции граждане в случае прекращения в отношении их уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием. Не может поступить на службу в полицию гражданин, если он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

Для поступающего в полицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности без присвоения специального звания.

Как было отмечено выше, обязанности и права полиции закреплены в гл. 3 Закона «О полиции». Их условно можно обозначить единым термином - «полномочия». Разделим их на группы. В первую группу полномочий следует включить обязанности и права, которые полиция исполняет по отношению к гражданам, их правам и интересам. К таковым, в частности, относятся полномочия:

Принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных

правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

  • прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
  • оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
  • обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.

Данную группу полномочий объединяет их характер - содействие гражданам в реализации ими своих прав и интересов.

Следующая группа полномочий в зависимости от цели - предупредить возможное правонарушение - следует именовать контрольно-предупредительные. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

  • патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;
  • принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;
  • участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния анти-террористической защищенности и безопасности объектов;
  • осуществлять контроль за деятельностью частных детективов, а также участвовать в контроле за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов, по соблюдению ими требований и условий, установленных законодательством РФ;
  • осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;
  • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
  • проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности;
  • производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино-и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

Следующая группа полномочий носит пресекательный характер , единственная их цель - пресечение правонарушения. К таковым будут относиться полномочия:

  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;
  • пресекать административные правонарушения;
  • содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием;
  • осуществлять административное задержание;
  • применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие.

Полиция также наделена юрисдикционными полномочиями , т.е. полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях по существу.

Необходимо отметить, что приведенные сгруппированные полномочия лишь в общем представляют объем прав и обязанностей полиции. Закон «О полиции», как уже отмечалось, существенно детализирует полномочия полиции, поэтому их перечисление заняло бы значительный объем учебного пособия. Кроме того, полиция руководствуется также федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О безопасности дорожного движения», «Об оружии», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и многими другими.

  • Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4595.

Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ «О службе в ОВД» определены основы правового положения сотрудника органа внутренних дел. Открывает данную статью норма, которая установила, что сотрудником органа внутренних дел является гражданин при одновременном выполнении двух условий: во-первых, гражданин взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава, и, во-вторых, гражданину в установленном комментируемым Законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Ранее в норме ч. 1 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел было определено, что сотрудниками органов внутренних дел являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном названным Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Соответственно, в ч. 1 ст.10 ФЗ «О службе в ОВД» учтена формулировка нормы ч. 1 ст. 25 Закона о полиции, определяющей, что сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 названного Закона.

Частью 2 статьи 10 предусмотрены случаи, когда сотрудник проходит службу в органах внутренних дел, не замещая при этом должность в органе внутренних дел:

прежде всего, непосредственно названы случаи нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, и прикомандирования сотрудника органа внутренних дел к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации;

наряду с этим предусмотрено, что федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел. Ранее нормативные акты, регламентировавшие службу в органах внутренних дел на такую возможность не указывали. Не содержится подобного указания и в ФЗ «О полиции».

Частью 3 статьи 10 предусмотрено, что правовое положение (статус) сотрудника органа внутренних дел определяется как ФЗ «О службе в ОВД», так и иными федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в ОВД. Речь идет, прежде всего, о Законе о полиции и Законе о соцгарантиях сотрудникам ОВД, предметы регулирования которых самым тесным образом связаны с предметом регулирования ФЗ «О службе в ОВД». Эти три Закона образуют единую законодательную основу службы в органах внутренних дел.

Частью 4 статьи 10 предусмотрена выдача сотруднику органа внутренних дел служебного удостоверения и специального жетона с личным номером. При этом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел делегированы полномочия по утверждению образцов служебного удостоверения и специального жетона сотрудника и порядка их выдачи. Кроме того, непосредственно определено, что служебное удостоверение сотрудника органа внутренних дел: является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника; подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством РФ. Данные положения в отношении служебного удостоверения сотрудника ОВД законодательно ранее закреплены не были.

Правовой отдел УМВД России по Камчатскому краю

УДК 351.74 Берова Джульетта Михайловна доктор юридических наук,

заместитель начальника по учебной и научной работе Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

Тенгизова Жанна Адальбиевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ОВД

Аннотация:

В статье анализируются особенности прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приводится характеристика основных и специальных прав и обязанностей представителей правоохранительных органов. Определено, что деятельность сотрудников ОВД регламентирована гораздо жестче, чем деятельность государственных служащих (например, в отношении вопроса применения мер наказания в случае нарушения дисциплины). Отмечены случаи, в которых сотрудник ОВД может действовать согласно своим внутренним убеждениям (выбор вида принуждения).

Ключевые слова:

сотрудник полиции, социальные гарантии, права и обязанности, служебная деятельность, законность и правопорядок, применение физической силы, выбор вида принуждения, нарушение дисциплины.

Berova Julietta Mikhailovna D.Phil. in Law,

Deputy Head for Academic Affairs and Research, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Tengizova Zhanna Adalbiyevna

PhD in Law, Assistant Professor, Department for Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE SPECIFICS OF THE LEGAL STATUS OF POLICE OFFICERS

The article deals with the peculiarities of the rights and duties of employees of Internal Affairs bodies of the Russian Federation. The basic and special rights and responsibilities of law enforcement employees are described. It is stated, that the police officers" activities are regulated much stricter than the activity of civil servants (for example, application of penalties in disciplinary case). The authors discuss events when police officers can act according to their beliefs (choosing the type of coercion).

police officers, social guarantees, rights and responsibilities, service activities, law and order, use of physical force, choosing the type of coercion, violation of discipline.

Характеристика правового статуса кого-либо включает в себя анализ его прав и обязанностей, что также представляется необходимым при рассмотрении особенностей правового статуса сотрудников полиции. Причем необходимо учесть также и то, что правовой статус сотрудников органов внутренних дел в последние годы претерпел существенные изменения. Изменения, произошедшие в системе социально-политических отношений в стране за последнее время, потребовали коренного пересмотра существующего законодательства в отношении сотрудников ОВД. Данные изменения в основном закреплены в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» . Также права и обязанности сотрудника полиции прописаны в Законе о службе в органах внутренних дел, в федеральных законах «О полиции» , «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ» . Условно права и обязанности сотрудников органов внутренних дел разделены на два основных блока - социальные права и правила применения сотрудниками полиции физической силы и табельного оружия .

Большой объем обязанностей, выполняемых сотрудниками ОВД, связан с оказанием государственных услуг населению. К примеру, сотрудники дорожно-патрульной службы осуществляют прием экзаменов на право вождения автомобилем.

Помимо того, что сотрудник полиции, являясь гражданином Российской Федерации, обладает всеми гражданскими правами, он обладает и специфическими правами, так как обязан укреплять правопорядок и законность в государстве. В РФ существуют три основных вида государственной службы:

1) государственная гражданская служба - обеспечение исполнения полномочий государственного лица,

2) военная служба - государственные военные службы,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3) правоохранительная служба - службы по обеспечению выполнения законов государства и защите прав граждан.

Трудовой кодекс Российской Федерации распространяется на представителей органов внутренних дел лишь в той части, в которой он не соприкасается с законодательными актами, посвященными службе в полиции.

Сотрудником полиции считается лишь должностное лицо, которому присвоено специальное звание и который выполняет определенные обязанности. В территориальных органах внутренних дел сотрудник полиции выполняет свою работу в пределах определенной территории его территориального органа. Вне пределов своей территории полицейский выполняет обязанности, которые закреплены за ним федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. Обязательной является выдача всем полицейским служебного удостоверения и жетона с личным номером. Форменной одеждой полицейский обеспечивается за счет государства. Нагрудные знаки и знаки отличия на форменной одежде должны располагаться в строгом соответствии с установленным образцом. Все сотрудники полиции имеют право на ношение оружия и средств защиты. Их выдача осуществляется также за счет средств федерального бюджета. Дактилоскопическая регистрация является обязательной для всех полицейских.

Безусловным является тот факт, что деятельность сотрудников ОВД гораздо жестче регламентирована, чем деятельность государственных служащих. К ним применяются более жесткие меры наказания в случае нарушения дисциплины. Перечень условий, при которых следует увольнение сотрудника полиции из ОВД, гораздо больше, чем подобный перечень в отношении гражданских лиц.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на полное обеспечение всеми техническими средствами, необходимыми для работы. Все сотрудники полиции должны быть ознакомлены со своими должностными инструкциями, в которых полностью перечисляются их права и обязанности. Безусловно, график работы полицейских сильно отличается от графика работы гражданских лиц, но они также имеют право на отдых, выходные и нерабочие дни, ежегодные оплачиваемые отпуска .

Если возникает служебная необходимость, сотрудник органов внутренних дел имеет право получить материалы и информацию, составляющую государственную тайну, в строго установленном порядке. Он также может обратиться за необходимой информацией в государственные и муниципальные органы.

Все сотрудники органов внутренних дел по желанию могут ознакомиться со своими личными делами и отзывами на свою работу. Никто не имеет право препятствовать продвижению по службе сотрудника полиции, если на то нет веских оснований. Хотя деятельность полицейских регламентируется специальными федеральными законами, они так же, как и все граждане Российской Федерации, могут обратиться в суд за рассмотрением служебного спора в соответствии с законодательством РФ.

Особыми правами сотрудников полиции являются право:

1) требовать от физических и юридических лиц соблюдать законность и правопорядок,

2) при необходимости проводить проверку документов у граждан и организаций,

3) при необходимости использовать транспортные средства граждан,

4) проводить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений,

5) при необходимости в строго установленном законодательством порядке применять физическую силу, табельное оружие и специальные средства защиты.

Так как сотрудник полиции является представителем государственной власти, его требования являются обязательными для выполнения. Он подчиняется только непосредственному начальнику. При получении от начальника приказа или распоряжения, противоречащего законодательству Российской Федерации, он должен руководствоваться лишь положениями закона .

В случае необходимости сотрудник полиции имеет право на проведение служебной проверки. Проверка проводится по его заявлению.

Сотрудник полиции осуществляет свою деятельность на основании контракта, который вступает в силу со дня, названного в приказе руководителя структурного подразделения о назначении на должность. Контракт может быть как бессрочным, так и на определенный срок.

При принятии на службу гражданина устанавливается срок его стажировки не менее трех месяцев и не более шести месяцев. На этот период он считается стажером на должность в органы внутренних дел. В испытательный период со стажером заключается срочный трудовой договор.

Полиция обязана следить за соблюдением прав граждан. Если действия сотрудника полиции приводят к ограничению прав граждан для совершения правосудия, данные действия должны быть немедленно прекращены при достижении цели. Сотрудник полиции не имеет право

прибегать к применению пыток, насилия, жестокому обращению и всему тому, что унижает человеческое достоинство гражданина.

Все это не означает, что все действия сотрудника ОВД строго регламентированы законом и он не имеет права выбора. Он может выбрать по своему внутреннему убеждению, например, вид принуждения, применяемый к нарушителю. Также он сам решает по сложившимся обстоятельствам, применять огнестрельное оружие или нет.

Сотрудником полиции не может быть человек, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным. Также в ряды полиции не принимаются граждане с судимостью и имеющие заболевания, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень. Сотрудниками полиции также не могут быть граждане других государств.

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Российская газета. 2011. 7 дек.

3. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ // Там же. 21 июля.

4. Рахматуллин А.Ф. Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России // Вестник Новгородской академии МВД. 2012. № 20. С. 186-188.

5. Тенгизова Ж.А. Защита имущественных прав сотрудников полиции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-2. С. 24-27.

6. Тенгизова Ж.А. Требования законности в деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 272-275.

Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственности сотрудника полиции По вопросу о понятии и объеме правового статуса государственного служащего см., напр.: Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996; Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997; Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. М., 1999; Оболонский А.В. Государственная служба. М., 2001; Демин А.А. Государственная служба. М., 2007; Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2007; Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2008; Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2008..

Правовое положение сотрудника полиции, закрепленное в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в некоторой части заимствовало элементы правового статуса сотрудника милиции. Это касается понятия сотрудника, видов специальных званий, наличия гражданства Российской Федерации, прав сотрудников на объединение в профессиональные союзы, отдельных гарантий его правовой защиты и некоторых других вопросов. Правда, все эти позиции получили иное звучание, с учетом современных решений государственной службы.

Так, по сравнению со службой в милиции, теперь в полиции изменен срок испытания для поступающих на службу. Если раньше он составлял от трех до шести месяцев, то теперь согласно Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел» данный срок составляет от двух до шести месяцев. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.

Рассмотрим задачи, которые стояли перед милицией. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 статья 2, задачами милиции определял обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрану общественного порядка, защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также оказание помощи физическим и юридическим лицам. В Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», данные задачи более конкретизированы, а также определены дополнительно ряд новых направлений деятельности. Направлениями деятельности полиции определены: обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Так же по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Сравнительный анализ нормативно-правовых актов показал, что главной задачей как милиции, так и полиции, остается соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Однако, новаторство нового законодательства заключается в том, что Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» утвердил постулат об открытости и публичности деятельности полиции.

В соответствии с новым законодательством, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция обязана, в пределах своих полномочий, оказывать содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Сравнительный анализ административно-правового статуса сотрудника милиции и полиции позволил нам установить, что как сотрудник милиции, так и сотрудник полиции является гражданином Российской Федерации, осуществляющий свою служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел. Однако, в отличии от правого положения сотрудника милиции, новое законодательство устанавливает, что сотрудник должен соответствовать определённым квалификационным требованиям, не должен иметь судимость и вид на жительства за рубежом, обязан отчитываться о своих доходах и расходах, а также специально оговариваются требования к его поведению.

Что касается специальных званий сотрудников внутренних дел, то после реформы, они остаются прежними (изменения произошли лишь в категории высшего начальствующего состава: появилось специальное звание генерал полиции), что свидетельствует о преемственности в табеле о рангах.

Изменения коснулись и вопросов оплаты труда сотрудников полиции. Если ранее оплата труда сотрудников милиции происходила из бюджетов разного уровня, а оплата труда сотрудников милиции вневедомственной охраны за счёт внебюджетных источников, то сейчас источником оплаты труда сотрудников полиции является только федеральный бюджет Российской Федерации. Увеличился не только размер должностных окладов сотрудников полиции и окладов по специальному званию, но и установлены различные поощрительные выплаты. Например, сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию также за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год, которое осуществляется на условиях и в порядке, установленном федеральным законодательством.

Принципиально новыми по сравнению с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» являются три статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции»; ст. 28 «Основные права сотрудника полиции»; ст. 29 «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции». Положения, закрепленные в этих нормах, являются важнейшими элементами правового статуса государственного служащего, так как в свое время их отсутствие в Законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении.

Разночтения предписаний ч. 1 ст. 17 Закона о милиции часто встречались как в теории права, так и на практике. Сегодня же служба в полиции законодательно определена разновидностью федеральной государственной службы, что закреплено в ч. 1 ст. 25 ФЗ «О полиции», которой внесена ясность относительно правового статуса сотрудника полиции как государственного служащего.

Нормы, устанавливающие узловые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6 Федерального закона «О полиции». В ней содержатся современные требования по таким вопросам, как понятие сотрудника полиции и условия прохождения им федеральной государственной службы; права и обязанности сотрудника полиции; ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, гарантии правовой защиты; привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей полиции.

И это существенно отличает Закон о полиции от Закона о милиции, потому как положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, ранее были рассредоточены по разным разделам правового акта, а сегодня аккумулирование в одной главе предписаний о правовом статусе сотрудника полиции - признание важности и значения данных регуляторов в системе статусного законодательства.

Правда, следует также подчеркнуть, что нормы этой главы не исчерпывают всего объема полномочий сотрудника полиции. Ссылки на них содержат и другие статьи Закона, в частности обязанности сотрудника полиции как персонифицированного носителя публичной власти содержат ст. 5, 6, 7, 9 ФЗ «О полиции». Непосредственное отношение к регулированию правового статуса сотрудника полиции имеют и отдельные нормы главы 7 «Служба в полиции» (ст. 37, 39).

Правовой статус сотрудника полиции отражен и в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел» в главе 3. В статьях 10-16 раскрываются:

Понятие сотрудника органов внутренних дел;

Права сотрудника;

Основные обязанности;

Требования к служебному поведению;

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел;

Ответственность сотрудника;

Форменная одежда, знаки различия сотрудника и ведомственные знаки отличия Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 12.02.2015).

Термин «сотрудник» по своей природе имеет несколько значений, но применительно к ст. 25 ФЗ «О полиции» он используется в смысле - представитель профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников.

Несколько отличается понятие сотрудника в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел». Сотрудник органов внутренних дел, согласно статьи 10, это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

В свою очередь, корпоратив сотрудников полиции - это личный состав, персонал либо кадры полиции.

К сотрудникам полиции не относятся рядовые, офицеры и генералы внутренних войск, сотрудники следственного аппарата органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания внутренней службы.

Выделяется три обязательных признака сотрудника полиции: 1) гражданство Российской Федерации; 2) принадлежность к кадрам полиции; 3) наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции.

Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут.

Юридические факты состояния в кадрах полиции (кадрах органов внутренних дел): а) занятие должности рядового или начальствующего состава органов внутренних дел; б) нахождение в распоряжении органов внутренних дел; в) прикомандирование к государственным органам, а также иным организациям.

Должность - это базовая структурная единица государственного органа, включающая часть его компетенции. Иными словами, это то служебное место, которое связано с выполнением определенного круга служебных обязанностей. «Состояние в должности» означает пребывание в ней с момента подписания приказа о назначении.

Места в органах внутренних дел, замещаемые сотрудниками полиции, подразделяются на пять видов:

1) должности рядового состава;

2) должности младшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности старшего начальствующего состава;

5) должности высшего начальствующего состава.

Перечень первых четырех видов должностей утверждается приказами Министра внутренних дел Российской Федерации. Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которые могут замещать сотрудники полиции, определяется указами Президента Российской Федерации. Это посты министров внутренних дел, начальников главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, их первых заместителей, начальников академий, университетов, институтов, высших школ, начальников департаментов, главных управлений и управлений центрального аппарата МВД России и т.д. Такой Перечень утвержден Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 253.

Для каждой должности установлены квалификационные требования. Они включают в себя степень профессионального образования, стаж и опыт работы по специальности, уровень знания правовых основ исполнения соответствующих должностных обязанностей.

Зачисление сотрудника полиции в распоряжение органа внутренних дел может осуществляться в ходе оргштатных мероприятий, при его увольнении по собственному желанию, по болезни, по ограниченному состоянию здоровья, по истечении срока контракта о службе, на период прохождения военно-врачебной комиссии и оформления соответствующих документов и т.д. По общему правилу срок нахождения в распоряжении не может превышать двух месяцев, за исключением времени отпуска и времени болезни.

С пребыванием в распоряжении не следует смешивать отстранение сотрудника от должности. В соответствии с ФЗ «О службе в органах внутренних дел» (ст. 16) сотрудник полиции может быть отстранен от должности при привлечении его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также при грубом нарушении служебной дисциплины, делающем невозможным дальнейшее исполнение обязанностей. В последнем случае срок отстранения от должности не может превышать одного месяца.

Возможность прикомандирования сотрудников полиции предусмотрена в интересах выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью органов внутренних дел и МВД России в целом.

Сотрудники полиции могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Аппарату Федерального Собрания Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям. Перечень этих министерств, ведомств и организаций утверждается по предложению Министра внутренних дел Российской Федерации Правительством Российской Федерации. В настоящее время к числу таких организаций отнесены Минтранс России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, МИД России, ФНС России, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, Аппарат Совета безопасности Российской Федерации и ряд других.

Ранее существовала и возможность прикомандирования сотрудников милиции к органам законодательной (представительной) власти. В настоящее же время она исключена. В соответствии со ст. 41 Закона сотрудники полиции, избранные депутатами органов законодательной власти, приостанавливают свою службу в органах внутренних дел на весь срок своих полномочий.

Практика командирования сотрудников полиции в состав миротворческих сил по поддержанию мира по линии ООН и Совета Европы является не прикомандированием, а служебной командировкой, хотя и длительной.

Важно также напомнить, что принадлежность к сотрудникам полиции определяется наряду с состоянием в кадрах полиции наличием специального звания рядового или начальствующего состава полиции, присвоенного в установленном порядке. Специальные звания от рядового до генерала полиции Российской Федерации присваиваются сотрудникам в персональном порядке в соответствии с их служебным положением, образованием, квалификационной и специальной подготовкой, выслугой лет.

Атрибутами правового статуса сотрудника полиции являются форменная одежда, служебное удостоверение, право на ношение и хранение специальных средств и оружия.

Форменная одежда - комплект предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия.

Служебное удостоверение - официальный документ, удостоверяющий личность, но при этом не заменяющий паспорт. Он имеет следующие реквизиты: наименование ведомства, серию, номер, специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право назначения на указанную должность, фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками отличия, соответствующими специальному званию, дату выдачи и дату окончания его действия.

В удостоверении указывается личный номер сотрудника полиции, который представляет собой условный номер, присваиваемый сотрудникам полиции для персонального учета одновременно с первым специальным званием среднего начальствующего состава. Он состоит из заглавной буквы русского алфавита и шестизначного числа, которые изображаются на металлическом жетоне овальной формы, образца, установленного МВД России.

Сотрудники органов внутренних дел после прохождения особой профессиональной подготовки получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.

На каждого из них заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер.

Россия входит в число стран-лидеров по количеству полицейских среди населения. Каждый гражданин хотя бы раз в жизни имел контакт с работниками правоохранительных органов. При этом далеко не все знают о правовом статусе сотрудников полиции. В нашем материале будет подробно рассказано о правах, обязанностях и запретах для стражей порядка.

Полиция в России

Ни одно государство в мире, каким бы либеральным оно ни было, не может обойтись без государственных органов по охране прав граждан. Преступность неискоренима. Она существовала и будет существовать всегда. Ограничить количество злодеяний, то есть свести их число к минимуму, помогают сотрудники полиции. Правовой статус этих работников регламентируется законодательством. В разных странах он немного отличается друг от друга. Как он выглядит в России?

Полиция в нашем государстве имеет долгую и сложную историю. Стражи порядка существовали и при князьях, и при императорах, и при советской власти. Окончательное свое формирование полиция получила лишь в 2011 году. Именно тогда был издан специальный Федеральный закон, благодаря которому правоохранительные органы получили сегодняшнее наименование, а также обросли рядом сложных обязанностей и полномочий.

Правовая основа полиции

Если кратко, правовой статус сотрудника полиции в России складывается из его законных обязанностей и прав. Подтверждается статус положениями некоторых нормативных актов.

Самый важный и очевидный нормативный акт - это основной закон страны, Конституция. В первой, шестой и седьмой главах этого закона рассказывается о необходимости организовать качественную систему по охране прав человека и гражданина. Сама система так и называется - правоохранительная. Инстанции, входящие в эту структуру, находятся в подчинении исполнительной и судебной власти. Полиция - это важнейшая отрасль правоохранительной системы.

Она является составной частью единой федеральной исполнительной власти. Соответственно, правовой статус сотрудника полиции складывается из ряда положений, регламентирующих работу исполнительных органов власти. Это различные приказы МВД, постановления Правительства, а также:

  • Конституция;
  • Международная конвенция о защиту прав и свобод человека;
  • Федеральный закон "О полиции";
  • указы президента;
  • ряд других Федеральных и региональных законов, например, об оружии, о мерах безопасности на дороге, о социальных гарантиях правоохранителям и т. д.

Таким образом, полиция - это невероятно сложная и обширная структура. О правовом статусе сотрудников полиции будет подробно рассказано далее.

Принцип защиты прав и свобод

Работа полицейских базируется на ряде важных начал, идей и требований, именуемых принципами. Без принципов невозможно выстроить ни одну обязанность или право сотрудника. Первая идея связана с защитой прав и свобод людей.

По опросу, проведенному в 2011 году одним из СМИ, около 15 % россиян уверены, что полиция - это "мафиозная структура". 60 % потерпевших не захотели обращаться в полицию, а 43 % ни за что и ни при каких обстоятельствах не захотели бы иметь дело с сотрудниками правоохранительных органов. Причин, по которым народ столь сильно боится полицейских, невероятно много. Большинство из них связаны с бесконечными новостями о произволе стражей порядка. При этом россияне прекрасно понимают предназначение полиции и ее место в обществе: это обеспечение безопасности, защита свобод, интересов и прав граждан.

Полицейские призваны охранять общественный порядок, но делают они это зачастую слишком грубо, а иногда и вовсе преступая закон. Сотрудники правоохранительной системы должны помнить о главном своем предназначении: охрана безопасности всех людей, а не отдельных лиц.

Принцип законности

Понятие правового статуса сотрудника полиции напрямую связано с законом. Все права и обязанности стражей порядка регламентированы государственной властью и закреплены в нормативно-правовых актах. Законность - это общеправовой конституционный принцип. Реализуя свой юридический статус, полицейский обязан неуклонно соблюдать нормы материального и процессуального права. Любое отступление сотрудника от легальных требований грозит подрывом авторитета всей системы в целом.

Полицейский - это представитель не только власти, но и закона. Он охраняет государственный порядок, а потому и сам должен поступать в соответствии с правовыми нормами.

Принцип беспристрастности

Важнейшим атрибутом правового статуса сотрудника полиции является беспристрастность. Ее также можно назвать толерантностью, терпимостью или даже либеральным отношением. Речь идет о качественно новом требовании к стражам порядка. Они должны реализовывать свои функции, невзирая на пол, расу, национальность, язык или мировоззрение граждан.

Беспристрастности не было в СССР. Тогда существовала единая точка зрения, которой должны были придерживаться все советские граждане. Сегодня все гораздо проще. Человек может делать что хочет, важно лишь, чтобы он не нарушал закон.

Правовой статус сотрудника полиции РФ выстроен таким образом, что субъективности здесь попросту нет места. Стражи порядка просто защищают закон и делают это объективно и честно. Полицейский должен сохранять свой моральный облик, а также оставаться публичным и открытым для взаимодействия или сотрудничества. Лишь в этом случае граждане станут доверять полиции и поддерживать ее.

Содержание правового статуса сотрудника полиции

Понятие и структура юридического статуса полицейских отражены в Федеральном законе 2011 года. Здесь освещается широкий круг вопросов, связанных с организацией деятельности правоохранительного института России. Права и обязанности стражей порядка являются основными инструментами их деятельности.

Основной проблемой правового статуса до сих пор остается непроработанность классификаций. Так, права и обязанности сотрудников полиции приведены в едином списке, а не сгруппированы по отдельным сферам деятельности. То же касается ограничений и запретов.

Становление правового статуса

Справедливости ради стоит отметить, что до 2011 года все было еще хуже. В те времена, когда полиция еще именовалась милицией, единого Федерального закона в принципе не существовало. Было несколько постановлений МВД, серия указов, а также ряд специальных нормативных актов.

Разбросанность норм и положений значительно осложняла положение сотрудников правоохранительной системы. Затем была проведена сложная научная работа. Административно-правовой статус сотрудников полиции сформировался относительно качественно.

Обязанности полицейских по профилактике нарушений закона

Юристы по-разному классифицируют обязанности полицейских. В нашей статье будет приведена систематизация, согласно которой все полномочия будут поделены на две группы: по профилактике нарушений законодательства и по непосредственной их ликвидации.

Чтобы минимизировать число правонарушений и преступлений, стражи порядка должны работать с причинами нарушений закона. В архивах есть множество документов, в которых указаны мотивы преступника, обстоятельства совершения правонарушений или различные условия. Разобравшись с материалом и сформировав для себя хотя бы минимальное представление о причинах нарушения закона, полицейским будет гораздо легче работать.

Следующей обязанностью является сотрудничество полиции с другими властными инстанциями, не обязательно правоохранительными. Профилактика нарушений закона в этом случае выйдет на качественно новый уровень.

Все остальные обязанности прописаны в законе. Это необходимость в подтверждении классификации, проведение разъяснительных бесед с гражданами, оказание содействия судебным приставам и многое другое. Все это составляет понятие правового статуса сотрудников полиции.

Обязанности по устранению последствия нарушения закона

Необходимость в непосредственном разрешении ситуации находится у полицейских в приоритете. Этому есть объяснение: непосредственная ликвидация последствий злодеяний занимает у стражей порядка куда больше времени и сил.

Вот какие обязанности здесь нужно выделить:

  • пресечение противоправных деяний;
  • оказание первой помощи пострадавшим;
  • принятие чрезвычайных мер по спасению граждан;
  • противодействие терроризму;
  • осуществление розыска;
  • задержание виновных лиц и т. д.

Административно-правовой статус сотрудников полиции вбирает в себя громадное количество обязанностей. Все они, так или иначе, связаны с нарушением закона - реальным или потенциальным. Однако полномочия полицейских базируются на одной лишь идее: беспристрастной охране прав, интересов и свобод людей.

Права полицейских

Разобравшись с обязанностями стражей порядка, следует обратить внимание на их права и полномочия. Это важнейшие составляющие правового статуса сотрудников полиции, понятие и содержание которого регламентированы законом.

Вот что здесь следует выделить:

  • обеспечение оптимальных условий для выполнения трудовых обязанностей;
  • право на отдых;
  • возможность знакомиться со всей необходимой для работы документацией;
  • право на оплату труда;
  • ознакомление с отзывами о собственной службе;
  • доступ к государственной тайне, если подобное необходимо для исполнения государственных обязанностей;
  • возможность продвижения по службе;
  • право на рассмотрение служебного спора;
  • право на профессиональное образование.

Естественно, это далеко не все возможности, которые составляют административно-правовой статус сотрудников полиции. Более того, общее количество прав зависит от квалификации работника. Например, правовой статус внештатного сотрудника полиции будет разительно отличаться от статуса "классического" полицейского. Работник, не являющийся должностным лицом в органах внутренних дел, обладает куда меньшим объемом полномочий.

Ограничения и запреты

Правовой статус сотрудника полиции к 2017 году получил свой окончательный образ. Помимо прав и обязанностей в него входит ряд ограничений и даже запретов. Стоит перечислить самое основное:

  • запрет на исполнение служебных обязанностей при недееспособности или ограниченной дееспособности;
  • невозможность устраиваться на работу в ОВД, если непосредственным начальником сотрудника будет его родственник или близкий человек;
  • запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
  • недопустимость публичных высказываний, оценок или суждений в отношении своего начальства, если это не связано с прямыми обязанностями работника.

Таким образом, административно-правовой статус сотрудника полиции в России имеет четкие границы в виде ограничений и запретов.

Ответственность полицейских

Сотрудники полиции юридически выше простых граждан. Следовательно, они обладают куда большей ответственностью. Согласно статье 33 соответствующего Федерального закона налагаемые на сотрудников санкции соразмерны тому ущербу, который они причинили

Ответственность полицейских бывает трех видов. Первая форма именуется дисциплинарной. Это выговоры или увольнения. Есть также материальная ответственность. Это штрафы, выплаты компенсаций, а также более сложные формы санкций - например, лишение социального обеспечения сотрудников органа полиции. Правовой статус и вовсе может быть ликвидирован - но уже вследствие уголовной ответственности, когда полицейский совершил по-настоящему крупное злодеяние.

Гарантии правовой защиты

Гарантия - это способ обеспечения правового статуса. В правоохранительной сфере существует множество разнообразных гарантий: политических, нравственных, организационных, экономических и многих других. В качестве примера следует привести по одной гарантии из разных областей.

Важнейшая экономическая гарантия указана в ФЗ "О полиции", статье 47. Правовой статус сотрудника полиции, равно как и вся его деятельность, обеспечивается посредством государственного финансирования.

Политические гарантии были указаны выше. Это сотрудничество правоохранительных органов между собой, а также с другими государственными инстанциями.

Наконец, организационные гарантии связаны с множеством деталей, указанных в законе. Это подтверждение или повышение квалификации, составление деловых архивов, опора на нормативную базу и многое другое.

Итак, правовой статус полицейского - это совокупность его прав и обязанностей, подкрепленных ограничениями и гарантиями.