Согласование слов в предложении. Значение слова согласование в толковом словаре русского языка ушакова

Согласование - это такая подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое слово было поставлено в тех же (всех или некоторых) грамматических формах, в которых выступает главное слово.

Поскольку при согласовании в словосочетаниях всегда есть имя существительное, то согласование осуществляется в формах, присущих существительному,- в формах рода, числа и падежа:

ед. ч., м. р., И. п.

большой дом, в старом парке, за обеденным столом.

Какое слово в словосочетаниях с согласованием является главным, а какое зависимым, определяется на грамматической основе. Главным является то слово, которое можно поставить в любой присущей ему форме, при этом всегда у зависимого слова окажутся соответствующие согласовательные формы, ср.: хороший учитель - хорошие учителя - о хорошем учителе. Зависимым является то слово, которое в данном словосочетании не может реализовать все присущие ему формы, а реализует лишь только те, которые диктует главное слово: невозможно, например, словосочетание *хорошее учитель.

В тех случаях, когда связью согласования объединяются два существительных, определить главное и зависимое слово на грамматической основе нельзя. Так, в словосочетании красавец-мужчина можно в каких угодно формах поставить существительное красавец и для него всегда окажется соответствующая форма существительного мужчина, и наоборот: красавцы-мужчины, о кра- савце-мужчине, красавцам-мужчинам и т. п. В словосочетаниях с согласованием, в которых нельзя на грамматической основе определить главное и зависимое слово, представлена особая разновидность согласования - взаимосогласование.

При взаимосогласовании различать главное и зависимое слово можно только по смыслу. Если, например, считать, что слово, называющее более широкое понятие, является главным, а более узкое - зависимым, то в словосочетаниях с взаимосогласова- нием судно-рудовоз, юноша-студент, осетин-извозчик, красавец- мужчина главными являются первые по местоположению слова.

На основе согласования чаще всего сочетаются существительное в роли главного слова и прилагательное, причастие, местоименное прилагательное в роли зависимых слов: высокий человек, увядший цветок, мой портфель.

На основе взаимосогласования сочетаются существительные: словарь-справочник, грузовик-самосвал; город-герой.

Согласование может быть полным и неполны м. П р и полном согласовании согласуемые слова уподобляются во всех формах, при неполном - не во всех формах.’Например, в словосочетании город Москва согласование происходит в формах числа и падежа, но нет согласования в роде. Особый случай неполного согласования представлен в словосочетаниях хорошая врач, молодая доцент, где женский род зависимого прилагательного показывает реальный пол (женский) лица, профессия, звание которого обозначаются существительным мужского рода. Такое рассогласование в роде возможно только в нестрогих сферах литературного языка, например в разговорной речи, в официально-деловой речи такие сочетания недопустимы; там правильным будет: хороший врач, молодой доцент, даже если речь идет о женщине.

Основное грамматическое значение формы связи согласования - выражение определительных отношений.

Согласование - связь чисто грамматическая. Это значит: можно ничего не знать о лексическом значении главного слова и знать только его грамматические показатели, чтобы точно сказать, в какую форму должно быть поставлено любое по своему лексическому значению зависимое слово. Например, все существительные мужского рода ед. числа в Т. падеже будут иметь при согласовании прилагательные в тех же формах: молодым лесом, скорым поездом и т. д.

Согласование - связь необязательная, т. е. в предложении зависимое слово можно снять, не разрушив структуры предложения, ср..: Высокие ели стояли под снегом.- Ели стояли под снегом.

Сегодня мы поговорим о таком понятии в русском языке как согласование. Вы узнаете, что такое согласование, в чем заключается его особенность, также мы расскажем, какие виды согласований существуют.

Согласование: определение термина

У подчинительной синтаксической связи есть три разновидности: управление, примыкание и согласование. Согласование означает, что зависимый компонент уподобляется господствующему в таких грамматических категориях, которые называют одноименными (число, род, падеж). Проще говоря, при согласовании имеется главное слово и зависимое от него, которое полностью уподобляется в роде, числе и падеже главному слову. При этом изменение господствующего слова влечет за собой также и изменение зависимого. Например, «красное яблоко». Здесь слово «красное» имеет единственно число, средний род и именительный падеж. Но, уже изменив на «красных яблок» мы видим, что меняются и категории – множественное число, «красного яблока» - родительный падеж.

В отличие от управления и примыкания, тип связи согласование является слабой связью. Ведь в согласовании нет главных слов, которые бы всегда требовали наличия зависимых согласованных слов как одно из условий своего употребления. Меж тем, иногда встречаются случаи, когда обязательно наличие зависимого слова, например: "наш приход всех огорчил", " у неё был весёлый вид". Зависимые слова (в первом случае "наш", во втором - "веселый") здесь не могут быть устранены.

В согласовании главным словом считается то слово, у которого форма определяется передаваемым в высказывании смыслом. В соответствии с формой главного слова выбирается и форма зависимого. Впрочем, в отдельных сочетаниях, таких как, например, «юноша-студент», с помощью этого критерия нельзя различить зависимый и главный элементы, поскольку они выделяются только лишь из смысловых соображений.

Виды согласований

Согласование в русском языке может быть полным и неполным. Во втором случае зависимое слово уподобляется главному не во всех одноименных категориях. Например, если говорить о количественных числительных (два маленьких стула, два маленьких человека), прилагательное «маленьких» с существительными согласуется только в падеже, при этом в числе согласования не происходит. А числительное «два» с существительными согласуется в роде, но не в падеже.

Одна из грамматических связей в русском языке - согласование. Примеры такой связи встречаются в речи очень часто. Наряду с управлением и примыканием, согласование входит в состав трёх её основных разновидностей.

Между какими частями речи устанавливается связь согласование?

Существительные или другие части речи, выступающие в роли существительного (местоимения, причастия, прилагательные, субстантивированные слова), сочетаются с полными причастиями, порядковыми и собирательными числительными, прилагательными, местоимениями (относительными, притяжательными, указательными, определительными, отрицательными и неопределёнными) и существительными - согласованными приложениями связью «согласование». Примеры: поющей артистке, некоторого волнения.

В чём выражается согласование?

Часто главное и зависимое слова стоят в предложении в одном и том же роде, числе и падеже. Такая связь носит название «согласование». Примеры исключений также встречаются здесь. Таковым является приложение, когда зависимое слово может не сочетаться в роде (маме-врачу). если хотя бы некоторые граммемы повторяются и в зависимом, и в главном слове, то это - согласование.

Примеры предложений

1. У смеющейся девочки глазки были хитро прищурены.

  • Были у кого? у девочки - существительное женского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.
  • У девочки какой? смеющейся - причастие женского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.

2. На обеих ручках у малышки были браслеты.

  • Были на чём? на ручках - существительное женского рода, множественного числа, в родительном падеже.
  • На ручках скольких? обеих - собирательное числительное женского рода, множественного числа, в родительном падеже.

3. Какой радостью светилось её личико!

  • Светилось чем? радостью - существительное женского рода, единственного числа, в творительном падеже.
  • Радостью какой? какой - относительное местоимение женского рода, единственного числа, в творительном падеже.

В речи очень часто встречается согласование. Примеры словосочетаний: у смеющейся девочки (полное причастие с существительным), на обеих ручках (собирательное числительное с существительным), какой радостью с существительным), на девятом этаже (порядковое числительное с существительным), она моя (личное местоимение с притяжательным местоимением), не ждавшим им (личное местоимение с полным причастием).

Особенности сочетаний количественных числительных с существительными

Это довольно интересный случай. Ведь могут выступать главным словом, если стоят в именительном либо винительном падежах - налицо связь «управление». А в косвенных падежах они становятся зависимыми словами, согласуясь с существительным в роде, числе и падеже. Таким образом, при помощи одного и того же словосочетания можно продемонстрировать два вида связи - «согласование», «управление». Примеры:

1. Семь часов спустя Татьяна добралась до места, где был организован пикник.

  • Семь (главное слово в именительном падеже) чего? часов (родительный падеж) - управление.

2. Семью часами позже Татьяна добралась до места, где был организован пикник.

  • Чем? часами (главное слово во множественном числе в творительном падеже) сколькими? семью (количественное числительное во множественном числе в творительном падеже) - согласование.

Различие в согласовании причастий, прилагательных и субстантивированных существительных

Рассматривая согласование с примерами, некоторые особо внимательные люди замечают некоторые особенности. Не выраженные правописанием, тем не менее при разборе они играют роль. Помогут понять эти различия, где прослеживается связь согласование, примеры:

1. Дежурная студентка, опрятная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.

  • Дежурная студентка - согласование, где главное слово «студентка», а зависимое - «дежурная» - является прилагательным.

2. Дежурная, опрятная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.

  • «Дежурная» в этом случае выступает в роли субстантивированного существительного, имеющего форму прилагательного, является главным словом. Зависимыми от него словами будут «опрятная» и «подтянутая», которые согласуются с ним.

Три в предложениях

Сочетание слов в русском языке подчиняется особым правилам. Следует знать, что основными связями в словосочетаниях являются три: Примеры их в русской речи используются довольно широко. Именно благодаря им слова и сочетаются в предложения. Помогут рассмотреть и разобрать все три - управление, согласование, примыкание - примеры, взятые из одного предложения: «Пушистый котёнок с полосатым хвостиком весело играл оранжевым клубком».

Управление

Этот вид грамматической связи предполагает наличие главного слова, которое управляет зависимым. Часто в роли главного выступает глагол, который требует от существительного определённой падежной формы. В рассматриваемом примере от глагола «играл» к слову «клубком» можно задать вопрос «чем?». Этот вопрос требует постановки зависимого существительного в творительный падеж. Следовательно, эти слова связаны управлением. Даже если заменить существительное «клубком» другим, например, «бабочкой» или «мячиком», оно также будет стоять в творительном падеже. В роли зависимых слов могут выступать также числительные (обоими), местоимения (им), субстантивированные слова (бездомного). Главными словами тоже могут быть самые разные части речи. Например: глаголы, существительные (пальцы чего? руки), причастия (бегущая по чему? по волнам), количественные числительные в именительном или винительном падеже (два кого? человека), наречия (радостно от чего? от мысли), прилагательные (весёлые от чего? от понимания).

Примыкание

Этот вид связи опирается не на грамматическое значение зависимого слова, а только на лексическое. Примыкают к главному такие как наречие, инфинитив, деепричастие, неизменяемое прилагательное или стоящее в простой сравнительной форме, несогласованные приложения (существительные). В примере про котёнка также используется примыкание в словосочетании «играл весело» (играл как? весело).

Согласование. Каламбуры и шутки

Также присутствует в этом предложении связь согласование. Примеры: пушистый котёнок, с полосатым хвостиком, оранжевым клубком. Здесь видно полное согласование главных и зависимых слов в роде, числе и падеже. Однако бывают случаи неполного согласования. Это имеет место тогда, когда связь наблюдается между существительными, где зависимое является приложением и выражается существительным другого рода. Например, супруга-директор, сестра-администратор и тому подобные. Интересны случаи, когда происходит игра слов. Основывается каламбур на том, что форма существительного мужского рода в и в родительном совпадает в произношении и написании. Поэтому довольно легко превратить согласование в управление, из-за чего меняется весь смысл сказанного.

  1. Он не мог не любить супругу-врача.

    Существительные «супругу» и «врача» в данном тексте связаны согласованием, и оба стоят в винительном падеже.

  2. Он не мог не любить супругу врача.

    В данном контексте только слово «супругу» стоит в винительном падеже. Задавая вопрос «супругу кого? врача» можно установить, что зависимое находится в родительном падеже, какового требует главное слово. Следовательно, связь называется управлением. По написанию все слова совпадают, только во втором случае отсутствует дефис, что и меняет не только грамматические категории зависимого слова, но и сам смысл сказанного.

Русский язык очень интересен и многогранен. Тонкие нюансы использования связей слов следует тщательно изучать и понимать, чтобы не попасть в глупую ситуацию.

Согласование — морфологическое уподобление формы зависимого слова форме главного слова. Слабым участком является выбор способов согласования сказуемого с подлежащим в русском языке.

Приведём некоторые правила, определяющие нормы согласования подлежащего со сказуемым:

1. Сказуемое ставится в форме единственного числа, если в состав подлежащего входят имена существительные со значением определённого количества ( стая, группа, тройка, пара, десяток, сотня и т.п.): Тройка лошадей впряжена в возок. Стая птиц летела на юг.

2. Сказуемое ставится в форме единственного числа , е сли в состав подлежащего входят имена существительные со значением временного периода(час, день, год и т.п.): Прошло два года. Незаметно пролетело десять дней отдыха.

3. При подлежащем, выраженным собирательным существительным (ряд , большинство, меньшинство,часть ) и словом несколько + существительное в родительном падеже множественного числа, сказуемое может ставиться в форме единственного или множественного числа.

В форме единственного числа в следующих случаях:

    существительное обозначает неодушевлённый предмет: Часть лампочек перегорела;

    сказуемое предшествует подлежащему : Подошло несколько человек. Вывезено большинство экспонатов;

    при подлежащем есть определение : Подавляющее большинство голосовало «За»;

    если сказуемое выражено страдательным причастием: Большинство бойцов ранено.

Сказуемое ставится во множественном числе:

    существительное обозначает одушевлённый предмет: Несколько работников были уволены;

    в составе сказуемого или подлежащего есть однородные члены: Несколько мальчиков и девочек стояли у входа. Большинство детей хорошо отдохнули, набрались сил и приступили к занятиям;

    между подлежащим и сказуемым стоит придаточный или определительный оборот: Несколько отдыхающих, ожидающих автобус, прогуливались по аллее . Сказуемое здесь подстраивается к ближайшему компоненту - ожидающих.

4. Если высказывание передаёт совместное действие нескольких лиц, множественного числа, когда оба предмета(лица) выступают как равноправные производители действия: Максим с Олегом долго ждали возвращения отца .

Если же второй предмет сопутствует основному производителю действия, то второе существительное является дополнением, сказуемое ставится в форме единственного числа : Бабушка с внуком пошла в магазин.

5. Часто возникает вопрос, как согласуется определение (в именительном падеже или родительном) при сочетании существительного и числительного два, три, четыре. Выбор формы именительного или родительного падежей зависит от того, до или после числительного стоит определение:

Определение стоит после числительного:

    определение ставится в родительном падеже, если существительное мужского или среднего рода: Три новых автомобиля сошли с конвейера. Два соседних поля засеяны рожью.

    если существительное женского рода, то определение ставится в именительном падеже: Четыре белые лилии плавали в воде.

    - определение стоит перед числительным :

    употребляется именительный падеж независимо от рода существительного: На них он выменял борзые три собаки . Новые четыре дома появились в микрорайоне.

6. Если подлежащему, в которое входят имена числительные, предшествуют ограничительные частицы (всего, лишь, только и т.п.), то сказуемое ставится в форме единственного числа : Всего лишь пять человек пришло на занятие.

7. Если в состав подлежащего входит составное числительное, которое оканчивается на один ( сорок один, триста семьдесят один, пятьсот тридцать один и т.п.), то сказуемое ставится в форме единственного числа : В конференции принял участие сто двадцать один студент. Тридцать одна женщина получила награды за материнство.

8. Если в состав подлежащего входит числительные тысяча, миллион, миллиард, то сказуемое ставится в форме единственного числа : Тысяча человек вышла на субботник.

9. Если в состав подлежащего входят слова около, менее, более, свыше , то сказуемое можно использовать как в единственном , так и во множественном числе : Более ста студентов занимается (занимаются) научной работой.

Задание 1. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, указывая ее лексико-фразеологические и грамматические особенности

Уважаемые господа!

Подтверждаем получение составленного Вами проекта контракта на поставку нам железной руды. Мы рады отметить, что почти все пункты контракта составлены с учетом договоренности, достигну той во время переговоров, происходивших в Лондоне. Поэтому, в целом, мы одобряем составленный Вами проект контракта, однако мы хотели бы обсудить пункты, касающиеся сроков поставки и условий платежа.

Как Вы помните, при заключении контракта мы согласовали с Вами срок поставки - 1-ый квартал текущего года. Однако, в связи с тем, что намеченный по плану на февраль ввод в эксплуатацию завода будет осуществлен досрочно, в январе, оборудование нам нужно срочно, и мы согласны на поставку груза не по железной дороге, а самолетом.

Что касается условий платежа, то мы возражаем против п.6 Вашего проекта, предусматривающего авансовый платеж в размере 50% стоимости товара, подлежащего отгрузке, т.к. такой способ платежа противоречит давно установившейся у нас практике.

Мы предлагаем следующие условия платежа: 20% общей стоимости контракта должны быть уплачены в течение 30 дней после подписания контракта, а 70% платят наличными против документов: остальные 10% переводят в Госбанк после того, как будет произведен анализ в порту назначения, и результаты покажет полное соответствие руды спецификации.

Ввиду вышеизложенного, просим соответственно изменить пп.4 и 6 Вашего проекта контракта и выслать нам договор для подписания в течение ближайшего времени.

С уважением. Воронов А.П. директор фирмы А/ О "Интертрейд"

Данный текст принадлежит к официально-деловому стилю.

Официально-деловой стиль -- это язык документов, официальных бумаг и деловых совещаний. Как мы можем увидеть, вышеизложенный текст является деловым письмом.

Характерными чертами этого стиля являются:

  • - функционирование преимущественно в письменной форме (письмо)
  • - использование для передачи узкоспециальной информации (в данном случае о поставке товара и его оплате);
  • - сжатость и компактность изложения;
  • - точность и полнота формулировок;
  • - отсутствие авторской речевой индивидуальности, что допускается в отдельных видах деловых писем, в дипломатической переписке, в устных переговорах (в данном тексте, хотя и идет от лица директора фирмы, не проявляются его речевые особенности в стиле письма);
  • - максимальная экономия экспрессивных языковых средств.

Официально-деловой стиль обладает лексическими, грамматическими и синтаксическими особенностями:

  • - наличие канцеляризмов -- специфических слов и выражений, характерных только для официально-делового стиля (намеченный по плану, вышеуказанный, с учетом договоренности);
  • - употребление различных стандартных речевых оборотов, клишированных выражений (должны быть уплачены, одобряем проект контракта, ввод в эксплуатацию и др.);
  • - использование стилистически нейтральной лексики, при этом эмоциональная отрицательно окрашенная лексика (разговорная, жаргонная, просторечная) исключается;
  • - описательные глагольно-именные обороты вместо глаголов (одобряем проект, сделать предложение);
  • - использование предложных конструкций и сложных союзов (в силу, в связи);
  • - использование пассивной залоговой конструкции вместо активной (мы согласовали с Вами; Мы предлагаем следующие условия платежа);
  • - широкое использование отглагольных существительных;
  • - полное отсутствие фигур речи;
  • - повествовательный характер изложения с использованием номинативных предложений;
  • - построение сложного предложения, отражающее логическую связь фактов и подчинение одних фактов другим.

Задание 2. Устраните ошибочную смысловую связь слов

  • 1. Дело, за которое они борются, не может не победить, имея таких защитников, не может не восторжествовать правда. - Дело, имея таких защитников, за которое они борются, не может не победить, и не может не восторжествовать, правда.
  • 2. Оба купца поселились в особняках разорившихся дворян, доставленных из Европы в разобранном виде. - Оба купца поселились в особняках, доставленных из Европы в разобранном виде, разорившихся дворян.
  • 3. В построении научного знания данные опыта играют исходную и ведущую роль. Заслугой эмпиризма надо считать то, что он выдвинул опыт в качестве источника знания, однако неверно понимал сам опыт и абсолютизировал его значение, игнорируя наличие другого источника знания. - В построении научного знания данные опыта играют исходную и ведущую роль. Заслугой эмпиризма надо считать то, что был, выдвинут опыт в качестве источника знания, однако неверно понимался сам опыт, и абсолютизировалось его значение, игнорируя наличие другого источника знания.
  • 4. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. - На место происшествия прибыли работники уголовного розыска, которые были вызваны для задержания преступников, с собаками
  • 5. . Из леса показалась группа солдат в защитных фуражках, что-то кричавших. - Из леса в защитных фуражках показалась группа солдат, что-то кричавших.

Задание 3. Проведите синонимическую замену неологизмов и заимствованных слов

  • 1. Она проявила элементарность мышления. - Она проявила приемы мышления.
  • 2. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламент работы аптек. - В докладе были установлены факты прямых нарушений установленного порядка работы аптек.
  • 3. Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя игнорировать их специфические особенности. - Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя не обратить внимание на их особенности.
  • 4. Идентичное решение было принято студентами второй группы. - Схожее решение было принято студентами второй группы.
  • 5. Пассажиры отдыхали в комфортабельных шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера. - Пассажиры отдыхали в удобных креслах на палубе уютного лайнера.
  • 6. Кардинальный пункт расхождений между участниками дискуссии путем компромисса был сведен на нет. - Основной пункт расхождений между участниками дискуссии путем соглашения был сведен на нет.

Задание 4. Исправьте ошибки, вызванные смешением паронимов

  • 1. С героем фильма постоянно проходят (происходят) какие-то романтические истории.
  • 2. Утвержден статут (статус) новой организации, объединяющей любителей природы.
  • 3. Заключительный этап анализа - определение оборотливости (оборотности) и эффективности операций.
  • 4. Анализ финансового положения объединения по экспортным операциям проводится на основании данных бухгалтерской отчетливости (отчетности).
  • 5. Надо тактически (тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь важные решения.
  • 6. Служба первое время поддавалась (давалась) нелегко.
  • 7. Большинство учащихся могло ответить на вопрос, данный (заданный) преподавателем.
  • 8. Избыток микроэлементов в почве приводит к тому, что повышается плодовитость (плодоношение) зерновых культур.

Задание 5. Согласуйте слова

Упрекать (бездеятельность) - упрекать за бездеятельность;

ругать (беспечность) - ругать за беспечность;

благодаря (помощь) - благодаря помощи;

согласно (предписание) - согласно предписания;

превосходство (противник) - превосходство противника;

полон (бодрость) - полон бодрости;

поражаться (ошибка) - поражаться ошибке;

касаться (эта сторона произведения) - касаться этой стороны произведения;

возмущаться (неграмотность) - возмущаться неграмотностью.

Задание 6. Согласуйте сказуемое с подлежащим

  • 1. (Работать) двадцать с лишним человек. - Работали двадцать с лишним человек.
  • 2. Внимание экскурсантов (привлечь) таблица-плакат. - Внимание экскурсантов привлекла таблица-плакат.
  • 3. Углубление и развитие противоречий между странами неоднократно (вызывать) военные конфликты. - Углубление и развитие противоречий между странами неоднократно вызывало военные конфликты.
  • 4. . Свыше 720 мостов и тоннелей уже (отработать) свой срок. - Свыше 720 мостов и тоннелей уже отработали свой срок.
  • 5. Кто-то из делегаток (попросить) слова. - Кто-то из делегаток попросил слова.
  • 6. Много детей (быть, болен) гриппом. - Много детей были больны гриппом.
  • 7. Язык Рима, латынь, служившая и Римской империи, и католической церкви, (продолжать быть) общим языком западной науки вплоть до эпохи Возрождения. - Язык Рима, латынь, служившая и Римской империи, и католической церкви, продолжала быть общим языком западной науки вплоть до эпохи Возрождения.
  • 8. Большинство рабочих, инженеров, служащих нашего завода (пройти) квалификационную аттестацию. - Большинство рабочих, инженеров, служащих нашего завода прошли квалификационную аттестацию.
  • 9. Большинство учеников школы (быть отправлен) на лето в оздоровительный лагерь. - Большинство учеников школы были отправлены на лето в оздоровительный лагерь.
  • 10. Полгода (пролететь) незаметно. - Полгода пролетели незаметно.

Задание 7. Числительные напишите словами, согласуйте с ними существительные

  • 1. По сравнению с 1146 (трудные в орфографическом отношении слова), включенными в сборник диктантов, остальные представляются легкими. - По сравнению с тысячью ста сорока шестью трудными в орфографическом отношении словами, включенными в сборник диктантов, остальные представляются легкими.
  • 2. . Эти 17 (километры) мы прошли за 4,5 (час). - Эти семнадцать километров мы прошли за четыре с половиной часа.
  • 3. За последний месяц цены выросли на 4,3 (процент). - За последний месяц цены выросли на четыре целых и три десятых процента.
  • 4. Брошюра издана 1 500 (тираж). - Брошюра издана тиражом тысяча пятьсот экземпляров.
  • 5. Он вернется к 15 (май). - Он вернется к пятнадцатому мая.

Задание 8. Исправьте ошибки в употреблении прилагательных

  • 1. Наша цель - показать наиболее лучшие выступления фигуристов. - Наша цель - показать лучшие выступления фигуристов.
  • 2. Этот рассказ написан довольно раньше. - Этот рассказ написан довольно рано.
  • 3. Эти материалы периодической печати интересны и доступные. - Эти материалы периодической печати интересны и доступны.
  • 4. Завод имеет в этом году более высокие показатели, чем в прошлом. - Завод имеет в этом году более высокие показатели, чем в прошлом.
  • 5. Метод исследования правилен и соответственен сложности самой проблемы. - Метод исследования выбран правильно и соответствует сложности самой проблемы.

Задание 9. Исправьте ошибки в сложных предложениях

  • 1. Я взял в библиотеке книгу, где рассказывается о жизни животных. - Я взял в библиотеке книгу, в которой рассказывается о жизни животных.
  • 2. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. - Человечество охвачено страстным стремлением того, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя.
  • 3. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения. - Некоторые из выступавших в прениях, высказали предположение о том, что, докладчик хотел умалить значение своего собственного предложения.
  • 4. . Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача. - Все изложение в книге сделано предельно коротко, с учетом бюджета времени практического врача.
  • 5. В современной Болгарии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было до второй мировой войны, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной. - В современной Болгарии сельское хозяйство настолько отличается от того, которое было до второй мировой войны, и вообще вся экономика страны отличается от довоенной.

Задание 10. Поставьте ударения в следующих словах

Обыденный, заржаветь, кремень, кулинария, мельком, созыв, памятуя, средства, красивее, донельзя, завсегдатай, мускулистый, добыча, намерение, шасси, апостроф, асимметрия, гербовый, закупоренный, понял, аристократия.

Список литературы

  • 1. Введенская Л.А. Культура речи. - Ростов-на-Дону: Слово, 2004 - 298 с.
  • 2. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2006 - 236 с.
  • 3. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка - М.: Наука, 2006 - 987 с.