Социально – психологический подход. Конфликт как социально-психологическое явление и способ социального взаимодействия

Это понятие в научной литературе, впрочем, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина "конфликт". Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в определении его через противоречие как более общее понятие, и прежде всего - через социальное противоречие. По мнению А.А. Модестова и соавт. (2004), конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц.

Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий. Причинами их могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга (Вершинин М.С., 2003).

В основе конфликта лежат субъектино-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь ввиду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. "Итенсивность, - по словам Р. Дарендрфа, - означает вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов". Форма столкновений - насильственная или ненасильственная - зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.

Итак, социальный конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что проблематика конфликтов использует и такие термины, как споры, дебаты, торги, соперничество и контролируемые сражения, косвенное и прямое насилие.

В отечественной литературе наиболее полное определение социального конфликта дал Е.М. Бабосов ("Социологический словарь"): "Конфликт социальный - предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении интересов различных социальных общностей - классов, наций, государств, различных социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей, обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты".

Правда это определение схватывает основную суть дела, не отражая всех черт конфликта - его психологизма в частности. Эта особенность прослеживается в работе Ю. Запрудского "Социальный конфликт", где говориться: "Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству". Сказано, думается, слишком масштабно. Не оказалось места для бытовых, семейных, трудовых - словом, конфликтов более "низкого" уровня. А их не следует игнорировать. Приведем еще одно определение, принадлежащее Т.В. Новиковой. Социальный конфликт - это "ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга". Здесь, как видно, подчеркнут прежде всего личностный, психологический аспект (Фролов С.С., 2006 и т.д.).

Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых сил, это ситуация, в которой сталкиваются не совпадающие интересы одного или нескольких участников, преследующих различные цели, причем пути и методы достижения своих целей у них различны.

Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным. Результат любого поступка одной (каждой) из сторон зависит от выбранного образа действия других сторон.

Характерные черты конфликта:

неопределенность исхода, т.е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники;

различие целей, отражающих как несовпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; образ действия каждой из сторон.

Конфликт чаще всего ассоциируют с агрессией, угрозами, враждебностью, войной и т.д. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет (но не разрешение конфликта - тоже решение).

Конфликты происходят в организациях в связи с тем, что их члены не согласны со своим положением, авторитетом, ответственностью и по-разному относятся к одним и тем же организационным целям и задачам,

Некоторые типы конфликтов вредны, другие же полезны как персонально для работника, так и для организации в целом.

Считается, что в организации опасен не сам конфликт, а его ошибочное, неправильное регулирование.

Если конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает найти большее число вариантов, делает процесс принятия решений группой более эффективным, дает возможность самореализации отдельной личности, то это - созидательный (функциональный) конфликт по своим последствиям.

Если в результате конфликта не происходит достижение целей организации в целом и удовлетворение потребностей отдельной личности, то он является разрушительным (дисфункциональным) и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности работы организации.

На двух позитивных элементах конфликта необходимо остановиться особо.

  • 1. Конфликт как способ выявления проблем . Возникновение практически любой конфликтной ситуации свидетельствует, что в отношениях между людьми, группами людей, организациями существует проблема (или комплекс проблем).
  • 2. Стимулирующая функция конфликта . Мы живем в мире изменений. Скорость их постоянно увеличивается, а вместе с ней растет и наше психологическое сопротивление изменениям. Действительно, возможности человеческой психики, определяющие способность последней адаптироваться к происходящим изменениям, ограничены.

Именно поэтому отдельные личности и большие группы людей сопротивляются изменениям даже тогда, когда казалось бы, они должны принести им явную пользу.

Базой конфликта является конфликтная ситуация. Ее элементами выступают оппоненты (противоборствующие участники) и объект конфликта.

Важной характеристикой участников конфликта является ранг оппонента. В процессе конфликта оппоненты стремятся, как правило, сохранить или повысить собственный ранг, пытаясь одновременно снизить ранг своего противника.

Объект конфликта , вызвавший к жизни конкретную конфликтную ситуацию, обладает свойством неделимости. Она может быть либо физическим свойством объекта, либо следствием интересов одного из оппонентов.

Природа конфликтов - в уникальности ситуаций, проявлений, свойств и качеств человека, группы, коллектива. Для того чтобы понять ее, необходимо знать: что послужило началом конфликта; предысторию конфликта; посылки, из которых исходят стороны, участвующие в конфликте.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяются три типа конфликтов.

Первый - это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

Второй - это конфликт, вызванный расхождениями во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных противоречием целей.

Третий - это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом. Предметами конфликтов могут быть различные оценки, роли, распределение ресурсов, расходящиеся представления об отношениях обмена, разные представления о компетенциях и предпочтительных действиях.

Таким образом, конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любой организации, в том числе, и в сфере здравоохранения. Однако специфика учреждений здравоохранения значительно отличается от других учреждений и сфер, что влечет за собой особенности регулирования возникающих конфликтов. Рассмотрим далее особенности конфликтов в сестринском коллективе ЛПУ.

Проблематика конфликта поднимается в отечественной и зарубежной социальной психологии достаточно часто. Конфликт изучается с позиций различных направлений. Н.В. Гришина выделяет 3 традиционных подхода в рассмотрении психологических конфликтов вообще и межличностных в частности - мотивационный, ситуационный и когнитивный . Н.У. Заиченко выделяет 6 основных подходов, с позиций которых изучаются конфликты: когнитивный, мотивационный, аналитический, деятельностный, энерго-эмоциональный, организационный и системный . В рамках мотивационного подхода межличностный конфликт анализировался К. Левином . Конфликт рассматривался как следствие действующих на человека разнонаправленных "сил" (мотивов) - в ситуации межличностного конфликта это "собственные" и "вынуждающие" силы . Также, к мотивационному подходу относят психоаналитическую концепцию, в рамках которой межличностный конфликт рассматривался как явление, детерминированное внутриличностными особенностями или проявлениями самого человека.

В рамках ситуационного направления межличностный конфликт изучался М. Дойчем, Р. Маком, Р. Снайдером и др. авторами. В данном подходе конфликт понимается как результат определенной ситуации конкурентного или кооперативного взаимодействия людей. В традициях когнитивного подхода межличностный конфликт рассматривается как результат разбалансированной структуры взаимоотношений людей. Подобной точки зрения придерживался Ф. Хайдер, разработавший теорию структурного баланса. Он отмечает, что конфликт возникает в том случае, если сбалансировать структуру взаимоотношений не представляется возможным в силу обратной зависимости структур обоих людей, т.е. стремление к балансу структуры одного человека исключает баланс структуры другого.

В рамках аналитического подхода межличностный конфликт рассматривается такими авторами, как А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Л.А. Петровская и др. Данный подход подробным образом раскрывает основные компоненты конфликтного взаимодействия. Деятельностный подход рассматривает межличностный конфликт в рамках совместной деятельности людей. Подобной позиции придерживаются А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Т.А. Полозова, Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко, А.И. Шипилов и др.

Приведем для сравнения некоторые из них.

Например, А.И. Алексеева определяет межличностный конфликт обусловленностью противодействий людей друг другу. В межличностном конфликте происходит столкновение целей, интересов людей, а также в нем выражено реальное соперничество его участников .

К.А. Абульханова-Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. "С инструментальной точки зрения конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций. Конфликт можно понимать и как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений" .

По мнению И.П. Андриади, конфликт - это "наличие противоречий, разрешение которых есть поступательное движение в развитии внутриличностных, межличностных и межгрупповых отношений" .

А.А. Ершов определяет межличностный конфликт как "столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей" .

Н.У. Заиченко считает, что межличностный конфликт - это, во- первых, "социально-психологическое явление, детерминированное внутриличностными проблемами"; во-вторых, "проявление несовершенства энерго- эмоционально-информативного содержания социального пространства (активного уровня жизнедеятельности материи), высвечиваемым обстоятельствами возникновения (физическими, психофизиологическими, социальными)"; в- третьих, "противоборство субъективных и объективных тенденций, проявляющееся в конфронтации по какому-либо по-поводу"; в-четвертых, "взаимонавязывание и взаимосопротивление в ситуации негативной формы отношений взаимодействия между субъектами, детерминированные их психологическими позициями, социально-психологическими процессами (фасилитация и ингибиция), психофизиологическими состояниями, поведенческими и речевыми проявлениями" и в-пятых, "разноуровневое взаимодействие, отягощенное отрицательным эмоциональным фоном и стрессовыми реакциями" .

Часть авторов придерживаются, в том числе и при дефиниции межличностных конфликтов, определения Л. Козера, считающееся классическим в западной социологии: "Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, на также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника" . Хотя и сам Л. Козер относит данное определение и к межличностным конфликтам, отмечая, что конфликт "всегда происходит во взаимодействии между двумя или более лицами" .

Таким образом, различаясь в частностях, определения конфликта (и межличностного конфликта в том числе) сходятся, на что, например, указывают и проведенные исследования А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, где авторы, проанализировали более 50 определений конфликта в работах отечественных авторов.

Н.В. Гришиной проведен анализ понимания конфликта в представлениях различных психологических концепций, на основе которого ей были выделены следующие обязательные признаки конфликта: биполярность, активность и наличие субъекта субъектов. Анализировать конфликт Л.А. Петровская предлагает следующим образом: структура конфликта, его динамика, функции и типология. Единой общепризнанной всеми исследователями классификации межличностных конфликтов, так же, как и определения, не существует.

Различные варианты деления конфликтов, в том числе и на межличностном уровне, можно найти у В.И. Андреева, А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряк, О.Н. Громовой, М. Дойча, С.В. Кудрявцева и др. авторов.

Например, В.И. Андреев предлагает следующую классификацию: - по степени остроты конфликтов: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда; - по проблемно-деятельностному признаку: управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие и др.; - по степени вовлеченности людей в конфликт: межличностные, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные конфликты .

А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов включают в общую классификацию конфликтов зооконфликты наравне с конфликтами с участием человека. Последние они разделяют на внутриличностные и социальные, которые, в свою очередь, подразделяют на межличностные, конфликты между личностью и группой, между малыми социальными группами, между средними социальными группами, между большими социальными группами и межгосударственные, каждый из которых также, по из мнению, делится на более мелкие виды . Непосредственно межличностные конфликты авторы подразделяют на основании сфер деятельности людей: семейные конфликты, конфликты между руководителями и подчиненными, конфликты в условиях учебной деятельности, а также инновационные конфликты

Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют четыре типа конфликтов по характеру их возникновения: объективные целенаправленные, объективные нецеленаправленные (эти два типа конфликта порождены объективными обстоятельствами), субъективные целенаправленные и субъективные нецеленаправленные (эти два типа конфликта порождены человеком, группой, организацией...).

О.Н. Громова предлагает разделять конфликты в зависимости от следующих факторов: от способа разрешения (насильственные и ненасильственные), от природы возникновения (политические, социальные, экономические, организационные), от затронутых потребностей (конфликты интересов, взглядов, или когнитивные), от направления воздействия (вертикальные, горизонтальные), от наличия объекта конфликта (безобъектные, объектные), от степени выраженности (открытые, скрытые), от количества участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые) .

Кроме того, отечественные авторы обычно придерживаются следующей классификации конфликтов: социальные, социально-психологические, психологические, на что указывают, в частности, В.С. Агеев, Н.В. Гришина, Л.А. Петровская. Однако в последнее время социальные психологи к подобной классификации прибегают редко.

Также, одной из классификаций межличностных конфликтов, выделяемых достаточно часто, является их разделение на бытовые и производственные. Особенности подобных конфликтов рассматриваются в работах Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, Н.В. Гришиной, А.А. Ершова , А.И. Китова, Б.Б. Косова и других авторов.

Кроме указанных классификаций, в психологической и социологической литературе достаточно часто встречается деление конфликтов (в том числе и межличностных) по типу последствий для сторон. В таком случае указывают на конструктивный или деструктивный конфликт. Такой классификации придерживаются в той или иной степени практически все авторы, иногда не выделяя ее непосредственно. Например, О.Н. Громова исключила из своей типологии классификацию конфликтов по последствиям для участников (первоначально выделявшую) .

В отличии от определения конфликта и типологии конфликтов, выделение структурных элементов конфликтов не вызывает подобных разногласий в литературе. Например, Р. Мак и Р. Снайдер подразумевают под структурой конфликта следующее:

  • 1) наличие не менее двух сторон, имеющих контакт друг с другом;
  • 2) взаимонесовместимость ценностей и намерений сторон;
  • 3) поведение, направленное на уничтожение планов и разрушение намерений другой стороны, дабы приобрести нечто за ее счет;
  • 4) противопоставленность действий одной стороны другой и наоборот;
  • 5) применение силы с целью повлиять на поведение другой стороны в желаемом направлении .

Однако в данном представлении проглядывают элементы динамики конфликтов, с точки зрения отечественной науки.

В отечественных психологических исследованиях, посвященных проблематике конфликта, чаще обращаются к взглядам Л.А. Петровской на эту проблему. Анализируя структуру конфликта, Л.А. Петровская выделяет следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий .

Развивая взгляды Л.А. Петровской по этой проблеме, авторы, однако, идут несколько разными путями. Например, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов предлагают рассматривать структуру конфликта следующим образом:

  • · во-первых, конфликтная ситуация, включающая в себя участников, предмет, объект конфликта, элементы микро- и макросреды, связанные с конфликтом;
  • · во-вторых, психологические компоненты конфликта (мотивация сторон, стратегии и тактика поведения сторон и информационные модели конфликта, или образ конфликтной ситуации) .

Н.В. Гришина к структурным компонентам относит: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход (результат) конфликта .

Очевидно, что основные позиции структуры конфликта у различных авторов совпадают, однако в частных вопросах подобное "единомнение" отсутствует. конфликт социальный психологический

Таким образом, теоретический анализ литературы показывает, что однозначной, всеми признанной классификации конфликтов не существует. Вместе с тем, большинством авторов признаются некоторые общие моменты. В частности, распространенной классификацией конфликтов является основание по количеству участников (внутриличностный, межличностный, межгрупповой) в различных небольших вариациях - подобной классификации придерживаются, в частности, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, О.Н. Громова и другие авторы. Мы будем придерживаться следующего определения конфликта: конфликт как результат разбалансированной структуры взаимоотношений людей.

Совершенно очевиден тот факт, что без выяснения причин конфликтов мы с вами будем не в состоянии предпринять что-нибудь более или менее эффективное для их успешного разрешения и уж тем более для предупреждения.

Существует четыре группы причин конфликтов:

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш "противник" равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.

Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других - нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.

И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.

К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:

  • - естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.
  • - слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.

Третья группа причин имеет социально-психологический характер. Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) открытое столкно-вение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему-то негативному, он имеет и конструктивные функции.

Конструктивные функции конфликта:

1) он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);

2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);

3) призван разрешить противоречие (инструментальная функция);

4) имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функция).

Деструктивные функции конфликта :

1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологиче-ский дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное воз-буждение;

2) нарушается система взаимосвязей;

3) понижается эффективность совместной деятельности.

В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать. Хотя можно отметить существование субъектов, имеющих серьёзные психологические проблемы, которые, не всегда осознавая, сами инициируют возникновение конфликтных ситуаций.

По направленности конфликты делятся на:

· горизонтальные (то есть в них не задействованы лица, находящиеся друг у друга в подчинении);

· вертикальные (то есть между руководителями и подчинёнными). Эта разновидность конфликтов составляет от 70 до 80%;

· смешанные (то есть между руководителями и подчинёнными по социальному статусу, но не находящимися в прямой соподчинённости).

С точки зрения субъектов взаимодействия выделяют следующие типы конфликтов:

· внутриличностный конфликт – столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека. Т. е. мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;

· межличностный конфликт столкновение взаимодействующих людей, чьи цели, ценности и нормы несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют и мешают друг другу. Т. о., межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок;

· личностно-групповой конфликт – это вид отношений личности и группы, в основе которых лежит противоречие целей, интересов, мнений участников. Данный тип конфликта зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;



· межгрупповой конфликт – столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп. Нередко этот вид конфликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками.

В зависимости от поведения оппонентов выделяются следующие виды конфликтов:

· конструктивнымконфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы;

· деструктивный конфликт возникает в двух случаях:

Когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;

Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

Структурные компоненты конфликта:

а) стороны, участвующие в конфликте (конфликтанты, сочуствую-щие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы);

б) зона разногласий предмет спора, факт, вопрос обсуждения;

в) представления о ситуации – информационные модели конфликт-ной ситуации;

г) мотивы сторон в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонентов;

д) действия. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели.

Стадии конфликта:

1. Предконфликтная ситуация. Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то случай-но вторгшегося в эту стадию фактора (например, в автобус вошёл человек и неожиданно устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Этот период называется «латентным» (скрытым), и включает следующие этапы:



· возникновение объективной проблемной ситуации;

· осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;

· попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

· возникновение предконфликтной ситуации.

Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, но она остается подспудной и не выливается в открытые конфликтные столкновения. Подобное положение может сохраняться довольно долго.

2. Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. Это первое столкновение сторон, стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу.

3. Эскалация – прогрессирующее во времени развитие конфликта, интенсификация борьбы оппонентов.В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной – с постоянно возрастающей степенью напряженности отно-шений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волно-образной , когда напряженность отношений то усиливается, то спадает. Эскалация также может быть крутой (быстро вздымающейся до крайне резких проявлений враждебности) и вялой (медленно разгорающейся, а то и долго держащейся примерно на одном уровне). В последнем случае имеет место хронический, затяжной конфликт.

4. Кульминация – это верхняя, критическая точка эскалации.Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают. Кульминация обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва. Здесь тоже имеет значение «предел терпимости» конфликтантов. При превышении этого предела они устают от конфликта, им надоедает конфликтовать, и возникает желание как-то уладить разногласия.

В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал» негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда, наконец, момент кульминации наступает, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения.

5. Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

Выделяются следующие способы поведения в конфликте: соревно-вание (конкуренция), приспособление, избегание (уклонение, уход), сотруд-ничество.

Словом «конфликт » обозначают довольно широкий спектр явлений. Это объясняется тем, что конфликт достаточно сложный, многоплановый и многоуровневый социальный феномен, присущий всем сферам человека.

Слово «конфликт » пришло к нам из латинского языка (conflictus - дословно столкновение). В русский язык оно вошло в XIX столетии, впервые встречается в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова.

Ввиду разнообразия конфликтов и их специфичности разные отрасли научного познания наделяют понятие « » своим собственным, специфическим содержанием. Экономисты отождествляют его с конкуренцией. Психологи - с трудностями и напряженностью в общении. Социологи - с оппозицией. Военные - с «войной», «вооруженным столкновением» и др.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на разнообразие определений конфликта, их объединяет то, что практически все авторы исходят из следующих посылок:
- конфликт - неизбежное, широко распространенное социально-психологическое явление;
- конфликт - способ, форма социального взаимодействия;
- конфликт - динамичное явление, имеющее свое начало и конец;
- конфликт одновременно деструктивен и конструктивен по своим функциям;
- конфликт - сложное, разноуровневое, системное социально-психологическое явление;
- конфликт - столкновение противоречий.

Причины конфликта:
- сама природа социальной жизни;
- природа и сущность социального взаимодействия;
- природа и способ самоудовлетворения.

Конфликт - управляемое явление, это обусловлено:
- Противостояние в конфликте - является связующим звеном;
- Обоснование своих позиций, прогнозирование результатов и последствий;
- Конфликт - прогнозируемое явление, подверженное регулированию.

В китайском языке «кризис», « » образован сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а другой - «благоприятная возможность».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология социального взаимодействия» Тема: «Конфликт как социально-психологическое явление»

Выполнила: студент группы

1ВВ102 Зарипова Г.А.

Проверила: Чернухина М.Е.

Казань 2011

Введение

Заключение

Введение

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Научные исследования конфликтов имеют давние и прочные корни. К середине первого тысячелетия до нашей эры относятся первые попытки проникнуть в глубинные причины столкновений, теоретически осмыслить, обобщить накопленный практический опыт.

Значительный вклад в решение этой проблемы внесли мыслители античности. Известный философ-диалектик Гераклит (ок. 530-470 гг. до н.э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Для него все было подвержено вечному круговороту и взаимопревращению, в том числе и нормы человеческого общения - в мире все рождается через вражду и распри. «Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Цель реферата: исследовать конфликт как социально-психологическое явление.

Задачи реферата:

· Рассмотреть современные конфликтологические теории

· Изучить стратегии поведения в конфликте

· Сделать выводы

1.Психологический подход к изучению конфликта

конфликт поведение психологический

Расширяющаяся практика улаживания конфликтов выявила большую роль в их регулировании не только социологического, но и психологического подхода. Ведь необходимой стороной социального конфликта является не только выраженное во вне поведение людей, но и их внутренние установки, ценности, взгляды и чувства, потребности и интересы, т.е. их психология, индивидуальная и корпоративная.

Если социология ориентирована на анализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредоточивается преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений, например, межнациональных конфликтов.

Психолог видит в конфликтном взаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Таков конфликт, переживаемый молодым человеком при выборе между двумя интересными профессиями. Весьма болезненным может быть внутренний конфликт при выборе между двумя, поджидающими человека неприятностями, опасностями. Так, человек может захотеть избавиться от неудовлетворяюшей его, неприятной работы, но вместе с тем одновременно он может бояться стать безработным.

Испытываемые при подобного рода конфликтных ситуациях чувства дискомфорта, тревоги могут стать настолько сильными, что превратятся в источник невроза или стресса.

Исследуя причины разнообразных психических расстройств, австрийский психолог Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.

Один из последователей Фрейда Карл Юнг предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов. Интроверты - это люди, обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний.

Современная психология разработала и другие типологии, учитывающие поведение людей в конфликтных ситуациях.

Так, американский психолог Эрик Берн (1902--1970) разработал концепцию трансактного анализа. Согласно его теории все люди разделяются по трем основным состояниям, которые доминируют в их психике: «ребенок», «родитель» и «взрослый». Люди, относящиеся к первой группе, склонны к эмоциональному, спонтанному поведению; вторые любят поучать, отличаются стереотипным мышлением; третьи - прагматичны, рассудочны. Конфликтные ситуации как раз и возникают, когда начинают взаимодействовать люди с однотипной психикой, например два «ребенка» или два «взрослых».

Известное имя в области ситуационного подхода к изучению конфликтов - это М. Шериф с его знаменитыми экспериментами, в которых конфликт создавался в реальных условиях человеческого взаимодействия. Вполне закономерно, что именно межгрупповые конфликты стали объектом его внимания, как и интереса многих других исследователей: различные виды социальных, расовых, этнических и других конфликтов требовали поиска практических путей своего разрешения. Соответственно и в психологии начинает доминировать желание не столько теоретически объяснять существующие конфликты, сколько практически в различных терапевтических формах помогать людям справляться с ними.

2.Современные конфликтологические теории

Современная ситуация развития ставит перед человечеством серьезный выбор - или оно будет стремиться к разрешению своих конфликтов, или же оно скатывается к противостоянию на различных уровнях, вплоть до войн.

В настоящее время потребность в научном исследовании конфликтов стала очевидной, так как закончился этап игнорирования, замалчивания или негативного отношения к конфликту. Конфликт стал реальностью человеческой жизни. Более того, наступил этап, когда в общественном сознании произошли изменения, и отношение к конфликту стало не только как к естественному, но в некоторых случаях даже как к желательному явлению. Это порождает проблему эффективного управления конфликтом во всех областях его проявления. Многие авторы считают, что решение данной проблемы становится настолько очевидным, что либо XXI век станет веком конфликтологии (как науки о конфликтах), либо он будет последним в истории человеческой цивилизации.

Сложившаяся ситуация такова, что именно на социально-психологическом уровне можно наиболее глубоко и последовательно выявить общие тенденции возникновения, протекания и разрешения конфликтов.

Основные проблемы, тормозящие развитие конфликтологии, теснейшим образом взаимосвязаны, во-первых, с пониманием того, что такое конфликт как социальное явление и каково его место в ряду этих явлений, и, во-вторых, с определением подхода, лежащего в основе объяснения причин возникновения конфликтов.

Рассматривая проблему конфликта в связи с его местом в ряду социальных явлений, видно, что понятие «конфликт» чаще подводят под более широкую категорию - противоречие. Но такой способ определения влечет за собой игнорирование специфики собственно конфликтных отношений. Следовательно, такое подведение частного под общее недостаточно, а порою и ошибочно.

Социально-биологическая теория (Чарльз Дарвин)

Данная теория утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным. Ч. Дарвин открыл теорию естественного отбора и из неё вывели теорию естественной агрессивности человека. Его идея в том, что развитие мира осуществляется благодаря борьбе за выживание, что составляет естественный отбор наиболее приспособленных видов живых организмов.

Социально-психологическая теория

Эта теория объясняет конфликт посредством теории напряженности, т.е. характер современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой.

Толчком к этому является фрустация (внутреннее состояние индивида, реакция на социальные препятствия к достижению цели, проявляется в агрессии, регрессии или «уходе в себя»).

Теория насилия (К. Маркс, Ф. Энгельс, Мао Цзэдун, В.И. Ленин)

Авторы данной теории полагали, что социальный конфликт происходит из-за разделения людей на социальный классы в соответствии с их экономическим положением в стране. По их мнению, основными классами в обществе были буржуазия и пролетариат и естественно, между ними происходит борьба, т.е. задачей буржуазии было господство и эксплуатация наемных рабочих. Конфликт в этом случае неизбежен и, надо понимать, что это столкновение нужно правильно организовать, чтобы происходило дальнейшее развитие общества.

Для классов общества этой теории характерно неравенство шансов, т.к. у них неравное положение и уровень обогащения, преимуществ и привилегий. Все это проявляется в определенном образе жизни и в чувстве принадлежности к определенному слою (классу) общества.

В теории также обозначено разделение классов по территориальности (нации и другие формирования) и корпоративное разделение (по профессиональным качествам).

Теория структурного функционализма (Т. Парсонс, Э. Мэйо)

Смысл данной теории заключается в том, что конфликт рассматривается как искажение, аномальный процесс в общественных системах.

Существует ряд предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

Удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;

Эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;

Совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

Диалектическая концепция (Л. Козер, Р. Дарендорф)

Данная теория конфликта рассматривает мир как не отсутствие конфликта. Мир состоит в созидательном отношении с конфликтом, и мир представляет собой рабочий процесс разрешения конфликта.

Другие же сторонники теории утверждают о том, что в человеческом обществе не существует постоянства, поскольку общественная жизнь изменчива, следовательно, конфликт возникает из-за изменчивости общественной жизни.

Понимание всех происходящих сегодня в обществе процессов невозможно без осмысления сущности конфликтов на глубинном уровне.

Конфликты вплетены в процесс глобализации цивилизации наряду с катастрофами и кризисами. Достаточно указать на то, что особенности поведения любого группового социосубъекта в конфликте являются важнейшим фактором выбора его собственной судьбы (А.А. Гостев).

Единственное, с чем человечество пока не может справиться, это с самим собой, со своим могуществом, которое не всегда может разумно использовать, следствием чего являются конфликты различного масштаба и значимости. Следует отметить, что конфликты не есть нечто исключительное, а способ разрешения противоречий или способ взаимодействия сложных систем.

Таким образом, видно, что конфликту принадлежит особое место в ряду социальных явлений, которое имеет свое содержание и структуру.

3.Стратегии поведения в конфликте

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели нужно иметь в виду, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

Ценности межличностных отношений;

Индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает большей властью. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны.

Стиль конкуренции или разрешения конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль.

Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:

Рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и даже если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению;

При этом проявляют доверие и откровенность в отношении других;

Признают, что при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;

Считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование;

Полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех.

Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.

Стиль компромисса заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш - невыигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества.

Заключение

Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать миру и гармонии, конфликты неизбежны.

Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта важно иметь в своем арсенале различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекраснейший учебный материал, если вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Список использованной литературы

1. Гришина Н.В. Психология конфликта 2000

2. Донцов А.И. Психология коллектива. М 1984

3. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления. 1991

4. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. 1998

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Конфликт как актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов, его характерные признаки. Описание основных стилей поведения личностей в конфликте: борьба, уход, компромисс.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов. Основные черты конфликта, его этапы и составляющие. Структурные элементы конфликта: стороны, предмет, образ ситуации, мотивы, позиции сторон-конфликтеров.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Конфликт как столкновенье противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, знакомство с основными видами. Общая характеристика наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в организации.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Виды, условия и причины возникновения конфликтов как столкновения интересов, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Психологические особенности поведения личности в конфликте. Методика предотвращения и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Конфликт как социально-психологический феномен: сущность, основные виды, причины. Стратегии конфликтного взаимодействия. Акцентуации характера: понятие, типологии. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Конфликт как психологический феномен, его сущность и причины. Стратегии конфликтного взаимодействия. Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Влияние психологических особенностей личности на поведение в конфликте.

    презентация , добавлен 23.04.2015

    Современное состояние изучения психологии конфликта. Связь темперамента и деятельности. Психологические теории темперамента. Стратегии поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Понятие конфликта в психологии и особенности конфликтного взаимодействия подростков. Конфликт как одна из сторон взаимодействия подростков с окружающими людьми. Основные структурно-динамические характеристики конфликта. Стратегии поведения в конфликте.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2013

    Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Классификация и сущность конфликта. Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта. Стили поведения в межличностном конфликте. Профилактика и разрешение конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2009

    Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями. Понятие и особенности юридического конфликта. Типология и структура конфликта. Динамика и разрешение юридического конфликта.