Скупой человек щедрый. Щедрый и скупой (Турецкая сказка): Сказка. Смотреть что такое "щедрый" в других словарях

О ЖАДНОСТИ И ЩЕДРОСТИ

Щедрость и жадность являются прямыми противоположностями друг друга, что вообще облегчает понимание этих понятий.
О человеческой щедрости и жадности в народе ходят легенды. Нормированная,
усредненная щедрость и жадность в глаза не бросается, но если щедрость выходит за пределы нормы и выражается как сверхщедрость, то такая щедрость бросается в глаза и на её каждый смотрит по разному, например:
Человек снимает с себя последнюю рубашку и отдает её бесплатно и бескорыстно голому, сам остается голым, но зато он совершает очень благородный жест и одевает другого голого.
Что же изменилось? По сути ничего. Один голый всё равно остался, только голый и одетый поменялись местами. Внешне такое поведение выглядит сверхщедростью и среди людей вызовет неоднозначные суждения. Одна рубашка на двоих, означает что кто-то всё равно ходит голым.

Жадность фраера сгубила” – это формула сверхжадности. Воровал, воровал, хапал, хапал, обманывал, кидал, но вдруг попался и сел в тюрьму или самого обокрали, кинули, убили. Сверхжадный не мог остановиться сам, его остановили другие.
Каждый человек в чем –то щедр, в чем –то жаден. Оба понятия очень условны и относительны, но абсолютны в своих проявлениях.
Жадность имеет две стороны –внутреннюю, как скупость и внешнюю, как саму жадность.
Даю определение:
ЩЕДРОСТЬ, ЖАДНОСТЬ, СКУПОСТЬ – это качественные характеристики человека, проявляющие себя как свои свойства при определенных соответствующих ситуациях и обстоятельствах, возникающие как с внутренней, так и с внешней стороны человеческих отношений.

Есть человеческие отношения, появляются эти понятия, нет отношений, этих понятий для самого человека не существует.

ЩЕДРЫЙ ЧЕЛОВЕК –это человек, отдающий бесплатно как своё, так и чужое материальное богатство в неограниченном количестве, пока есть, что отдать, как помощь, милостыню, пожертвование, подарок и т.д., бескорыстно и бесплатно.

СКУПОЙ ЧЕЛОВЕК – это человек, жалеющий отдавать бесплатно то, что он считает своим и даже то, что считает чужим.

ЖАДНЫЙ ЧЕЛОВЕК – это человек, постоянно стремящийся заиметь любыми путями чужое богатство, притом самое лучшее и большее в неограниченном количестве.

Часто считают, что жадный, это тот, который никому ничего не дает, на самом деле жадный, это тот, который хочет заиметь, а не отдавать.

Жадность и скупость работают на себя, а щедрость от себя.

Все эти качества имеют свои высшие и низшие уровни. Итак:

НИЗШИМ УРОВНЕМ щедрости является присутствие всякой щедрости на низшем уровне и отсутствием всякой щедрости на высшем уровне.
Или
НИЗШИМ УРОВНЕМ щедрости является присутствие всякой жадности на высшем уровне и отсутствие всякой жадности на низшем уровне.
Или
НИЗШИМ УРОВНЕМ щедрости является высший уровень жадности.
Или
ЩЕДРОСТЬ – есть обратная сторона жадности.
Или
Объединив в единое, получим
ЩЕДРУЮ ЖАДНОСТЬ – ЖАДНУЮ ЩЕДРОСТЬ, ЩЕДРО – ЖАДНОЕ и ЖАДНО – ЩЕДРОЕ.

Низшие уровни скупости и жадности можно определить по аналогии с щедростью.

ВЫСШИМ УРОВНЕМ щедрости является отсутствие всякой щедрости на низшем уровне и присутствие всякой щедрости на высшем уровне.
Или
ВЫСШИМ УРОВНЕМ щедрости является присутствие всякой жадности на низшем уровне и отсутствие всякой жадности на высшем уровне.
Или
ВЫСШИМ УРОВНЕМ щедрости является низший уровень жадности.

Теперь можно сделать выводы.
На низшем материальном уровне получаем жадную щедрость, а на высшем духовном уровне получили щедрую жадность.
Две жадности, две щедрости. Одна щедрость и жадность материального уровня, другая щедрость и жадность духовного уровня. Между ними существует уровневая разница, а это значит, что духовный человек щедр и жаден, как духовный человек, а материальный человек, как материальный человек.
Определяемся в проявлении этих понятий материального и духовного человека.

ЩЕДРОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Щедрость материального человека на низшем материальном уровне выражена в оказании бесплатной помощи в виде материальных вещей, денег, услуг человеку и всему человечеству.
Меценатство и благотворительность можно считать щедростью материального человека, но на низшем эти понятия имеют другой смысл. Меценатство и благотворительность богатых людей чаще обретает политический, экономический, культурный смысл, как сохранение своего политического, экономического, культурного веса и влияния. В этом случае это выглядит как подкуп системы власти в лице чиновников разных уровней и заигрывание и популизм в лице граждан и с народом.
Замечу, что строительство больниц, детских домов, приютов, столовых для голодных и бездомных на деньги богатых людей без госпомощи, а в помощь государству и системе, это и есть подкуп системы власти, хотя внешне всё выглядит чинно и благородно и выступает как невероятная щедрость или сверхщедрость.

Богатые люди, это люди разумные и без личной выгоды ничего делать не будут какими бы они хорошими, белыми и пушистыми не казались.

Покупка картин и других матценностей, а затем безвозмездная передача их системе в лице музейных работников, это тоже подкуп системы власти. Срабатывает инстинкт самосохранения и выживаемости и богатые коллекционеры идут сознательно на такие жертвы.

Лучше отдать малое и сохранить большее, чем потерять всё и остаться ни с чем. Разве не так думали богатые коллекционеры, у которых было время, всё отнимали насильно.
В чистом виде на низшем уровне всё подменяется, имеет двойной смысл и значение.
Запомните это, пожалуйста!
Вы только что убедились в том, что щедрость подменили меценатством и благотворительностью. Щедрость на низшем уровне часто бывает показушной.
Если человек отдал свою действительно последнюю рубашку на людях с большой улыбкой на лице и сам остался голым, то, как это можно назвать? Сверхщедростью?
Сверхщедрость – это одна из человеческих глупостей. Ни один разумный человек не отдаст последнюю рубашку, если она у него действительно последняя, но легко сможет её продать, обменять, если это будет ему лично выгодно.
Щедрость на низшем уровне имеет элемент обмана. Человек щедро отдает последнюю рубашку, затем срывает бурные аплодисменты благодарных зрителей, идет домой и одевает свою вторую последнюю рубашку.
Щедрость на низшем уровне имеет элемент жертвенности. Человек под видом щедрости отдает мизер, сохраняя максимум.
Щедрость на низшем уровне имеет элемент взяточничества, подкупа, коррупции, состоит из бесконечного количества подмен и замен, как щедрый подкуп и подкупная щедрость и т.д.
И, наконец, щедрость на низшем уровне всегда имеет элемент жадности высшего уровня. Элемент жадности высшего уровня всегда остается невостребованным щедростью низшего уровня. Щедрости низшего уровня нет нужды пользоваться жадностью высшего уровня, ведь щедрость очень щедра на своем уровне проявления. Щедрость как бы отрицает всякую жадность, хотя сама состоит их всякой жадности. Если бы не было жадности, то нет смысла говорить о щедрости.

ЩЕДРОСТЬ ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Духовный человек насколько духовно щедр, настолько и духовно жаден и скуп. Они безграничны в проявлении духовным человеком. Притом, он абсолютно жаден и скуп на низшем уровне и абсолютно щедр на высшем уровне.
Как понимать его такую абсолютность?
Абсолютной скупостью духовного человека на низшем уровне является то обстоятельство, при котором он говорит, что на низшем уровне он ничего не имеет, ни чем не обладает и ничто ему не принадлежит, значит у него нет ничего своего, чтобы кому-то отдать это как лично своё.
Духовный человек только пользуется тем, что ему дано на временное пользование и на момент здесь и сейчас. Он может отдать то, чем временно пользуется сам, но при этом он им сам не обладает, он просто пользуется чужими вещами, которые принадлежат Вечности, поэтому он как бы условно становится абсолютно скупым человеком.

АБСОЛЮТНОЙ ЖАДНОСТЬЮ духовного человека на низшем уровне является абсолютное желание пользоваться всеобщим вселенским изобилием, куда входит всё изобилие материальных вещей.

АБСОЛЮТНОЙ ЖАДНОСТЬЮ духовного человека на высшем духовном уровне является абсолютное желание пользоваться всем материальным и духовным изобилием Вечности полностью, т.е. в абсолюте и, став точкой ноля абсолютности, он пользуется всем изобилием Вечности в абсолюте.
Что лучше, иметь только часть изобилия или пользоваться всем изобилием?
Для каждого случая жизни своё.

Абсолютную щедрость духовный человек проявляет на низшем уровне таким образом:
Он абсолютно щедр в том, что с большой охотой и желанием снабжает всё человечество знаниями о материальном и духовном мире, как абсолютными знаниями истины.
Т.к. большинство людей живут на низшем уровне восприятия мира, то абсолютные знания истины о материальном и духовном им бывают просто не нужны, просто не воспринимаются, а если и воспринимаются то с низшего уровня вся истина искажается, извращается, подменяется ложными знаниями и т.д.
Щедрости неважно количество и качество только потому что всё отдается или раздается. Жадности важно и количество и качество, потому что всё приобретается в личное пользование и всегда хочется большего и лучшего.

ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ АБСОЛЮТНО ЩЕДРЫМ ТОЛЬКО В ТОМ, В ЧЕМ АБСОЛЮТНО НЕ НУЖДАЕТСЯ.

Получается, человек абсолютно щедр только в том, что абсолютно не имеет, чего у него абсолютно нет. Нонсенс какой то…

Значит, абсолютно щедрый человек тот, который ничего не имеет, у которого ничего нет.
Он ничего отдать не может, потому и становится абсолютно щедрым. Какая –то несуразица получается.

Только став точкой НИЧТО и НИКЕМ человек может стать абсолютно щедрым и жадным. Ну и хитра же эта щедрая и жадная точка НИЧТО, которая имеет ВСЁ и ВСЕХ.

- Ты не поверишь, мой друг, как я не люблю денег отдавать!..
- Я не знаю, я ещё молод-с; а умные люди говорят, что скупость не глупость… (А.Н. Островский, «Лес»)

Алчность есть преступное желание чужого. (Цицерон)

Бедность - это такое состояние, при котором щедрость является добродетелью. (Альбер Камю)

Бережливость не хочет ничего расходовать по пустому, скупость вовсе ничего не хочет расходовать. (Леон Сэй)

Бескорыстным - иллюзии, корыстным - деньги, на которые можно купить иллюзии. (Джон Кеннеди)

Благородный в своей жизни должен остерегаться трёх вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости. (Конфуций)

Богатство не уменьшает жадности. (Саллюстий)

Быть щедрым - значит, давать больше, чем ты можешь; быть гордым - значит, брать меньше, чем тебе нужно. (Д.Х. Джебран)

Великая наша ошибка в том, что мы не знаем, где остановиться, что мы не примеряемся к своему положению и, благодаря ненасытной жадности, теряем всё, что имеем. (Э. Берк)
(По-нашему это звучит намного короче: «Жадность фраера сгубила»)

В молодости человек копит себе на старость, а состарившись, откладывает на похороны. (Лабрюйер)

В основе так называемой щедрости лежит тщеславие, которые нам дороже всего, что мы дарим. (Ларошфуко)

В требовании верности - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберёт. (О. Уальд)

В чём смысл старческой скупости - не понимаю. (Цицерон)

Высшее богатство - отсутствие жадности. (Сенека)

Гнусное и бессмысленное занятие - без конца заниматься своими деньгами, находя удовольствие в их перебирании, взвешивании и пересчитывании! Вот, поистине, путь, которым в нас тихой сапой вползает жадность. (Монтень)
(Кто такой жадный человек? Это тот, который пересчитывает свои деньги каждый день. 🙂)

Говорят, что мы бедны лишь тем, на что заримся. Если это так, значит, честолюбец и скупец прозябают в страшной нищете. (Лабрюйер)

Губит мот своих наследников, а скупец - самого себя. (Лабрюйер)

Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупает ежедневно. (Д.Б. Шоу)

Добродетель бедняка - душевная щедрость. (Альбер Камю)

Добродетель женщин происходит часто от скупости их любовников. (Гораций)

Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить своё имущество, а только умерь свою жадность. (Гельвеций)

Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.
(Аристотель)

Жадного деньги возбуждают, но не насыщают. (Публилий Сир)

Жадность есть источник всего зла. (Латинская посл.)

Жадность и корыстолюбие есть величайшее чудовище и корень всякого зла. (Уильям Пенн)

Жадность - лучшее средство от женщин. (Народная мудрость)

Жадность свою не трать по мелочам. (Теткоракс)

Жадность - удел стариков, которые первую половину жизни отдали развлечениям, а вторую - карьере. (Сэмюэл Джонсон)

Жадный король сам играет свою свиту. (Теткоракс)

Жадный человек и жирная корова хороши лишь после смерти. (Шолом-Алейхем)

Заблуждение скупых состоит в том, что они считают золото и серебро благами, тогда как это только средства для приобретения благ. (Ларошфуко)

Истинно щедр тот, кто даёт из того, что принадлежит ему самому. (Сенека)

Когда в дверь входит жадность, счастье выходит в другую.
(Тайская посл.)

Когда добродетель исчезает, честолюбие захватывает всех способных к нему, а жадность - всех без исключения. (Монтескье)

Корыстная любовь подлее бескорыстной ненависти. (Теткоракс)

Кто имеет меньше, чем желает, должен знать, что он имеет больше, чем заслуживает. (Георг Лихтенберг)

Любовь способна извинить всё, кроме скупости. (Жорж Санд)

Люди ненавидят скупого только потому, что с него нечего взять. (Вольтер)

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. (Махатма Ганди)

Мы ничего не раздаём с такой щедростью, как советы.
(Ларошфуко)

Мы рождаемся бесстрашными, доверчивыми и жадными; и большинство из нас остаются только жадными.
(Миньон Маклофлин)

Неблагодарных гораздо меньше, чем полагают, ибо щедрых значительно меньше, чем думают. (Сент-Эвремон)

Не будь расточителен - не будешь и нуждаться. (Вальтер Скотт)

Неизменная скупость в похвалах - верный признак посредственного ума. (Вовенарг)

Не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность. (Монтень)

Обычный человек поест - и сыт,
А жадный взять побольше норовит.
Он, ненасытный, всё сгребает в рот,
Покуда смерть его не приберёт. (Баласагуни)
(Так сказал Баласагуни после того, как увидел наших туристов в Турции за шведским столом. 🙂)

Оденем нагих, обуем босых, накормим алчных, напоим жадных, проводим мёртвых - и заслужим небесное царство. (Русская посл.)

Одной рукой жни, другою сей! (Русская посл.)

Подарите ему весь мир, и он потребует ещё и оберточную бумагу. (Ж. Фалкенаре)

По-настоящему скупой человек это тот, кто пересчитывает свои деньги каждый день. (Теткоракс)

Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьёзность, щедрость души, искренность, усердие и доброта. (Конфуций)

Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая своё - ты только себе вредишь. (Н. Макмавелли)

Расточительность и скупость - две болезни, текущие из одного источника и приводящие различными путями к одному концу. Голодная бедность мота встречается с голодным богатством скупца - и тут они равны. (Герцен)

Скряга близок к безумцу. (Гораций)

Скупец крадёт у своих потребностей ради обогащения своих фантазий. (Пьер Буаст)

Скупец изнуряет себя недоеданием, а мот - ненасытностью.
(Ф. Геббель)

Скупец после смерти тратит за один день больше, чем проживал за десять лет. (Лабрюйер)

Скупой всегда в нужде. (Гораций)

Скупой ничего не делает полезного, разве что когда умирает. (Публилий Сир)

Скупой платит дважды, женатый - всегда. (Геннадий Малкин)

Скупому все враги, а главный - он сам. (Публилий Сир)

Скупость благородна лишь в расходовании времени. (Сенека)

Скупость начинается там, где кончается бедность. (Бальзак)
(Необходимо только уточнить с какой именно стороны)

Скупость нередко приводит к самым противоречивым следствиям: многие люди приносят всё свое состояние в жертву отдалённым и сомнительным надеждам, другие же пренебрегают крупными выгодами в будущем ради мелочной сегодняшней наживы. (Ларошфуко)

Скупость - низменная и плачевная мания, которая не требует ни знаний, ни здравого рассудка, ни молодости; именно поэтому, когда чувства начинают нам изменять, она одна занимает место всех прочих страстей. (Вовенарг)

Скупость - это величайшее недоверие к обстоятельствам жизни, это старание уберечься от прихотей судьбы чрезмерной осмотрительностью. (Вовенарг)

Скупость - это постоянная бедность в страхе перед нищетой. (Бернар Клервоский)

Скупые люди сходны с ипохондриками, которые живут в постоянном страхе, повсюду видят опасности и боятся разбиться от прикосновения к чему-либо. (Гельвеций)

Скупых обжор нередко ждёт беда
На свадьбе, где бесплатная еда. (Туркменская посл.)

Сосед спать не даёт - хорошо живёт. (Русская посл.)

Только страх и корысть делают человека злым. (Гийом Рейналь)

То, что человек проматывает, он отнимает у своего наследника, а то, что скаредно копит, - у самого себя. Кто хочет быть справедливым к себе и другим, тот держится середины. (Лабрюйер)

Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым. (Макиавелли)

Умеренность - это богатство бедняков, алчность - бедность богачей. (Публилий Сир)

Умён тот, кто умеет держаться середины между скупостью и расточительством. (Лукиан)

Хуже всего скупой относится к самому себе. (Томас Фуллер)

Чем больше скупость, тем больше жестокость. (Петрарка)

Чем больше ты имеешь, тем с большей жадностью стремишься к тому, чего у тебя нет. (Александр Македонский)

Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно. (Лабрюйер)

Щедрость у богатого часто есть лишь особого рода застенчивость. (Ницше)

Щедрый не замечает чужой жадности, а жадный рассказывает о своей щедрости. (К. Мелихан)

Щедрый, расточительный друг лучше скупых двух! (Теткоракс)

Щедрый человек - это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. (Аристотель)

«Я стократ щедрей тебя», - похваляется иной,
А просители придут, повернётся к ним спиной. (Авиценна)

Давным-давно, теперь уж и не вспомнить, в решете ли, во соломе, когда верблюд выкликал вести громким голосом, когда я своего хозяина в люльке — скрип-скрип! — качал, росло возле нашего дома огромное дерево. Нанял я сорок человек обстругать его да еще сорок человек — выдолбить. Потом засыпал внутрь сорок казанов пшеничного плова с мясом, влил сорок котлов кислого молока. Перемешал все и съел, но ни губы мои, ни язычок даже и не почувствовали вкуса варева. А вот если тебе дать целую речку компота, целую гору плова да кучу голубцов каждый с мою руку величиной, согласишься ли ты сказку сказывать? Я, пожалуй, соглашусь да сразу же и начну.

Было так или не было, но жили в одной стране Щедрый и Скупой. Человека сразу трудно распознать. Он ведь не дыня — сквозь кожицу не прощупаешь. И не лимон — по запаху не узнаешь. Все плохое и все хорошее у него внутри. Как бы то ни было, Щедрый и Скупой подружились друг с другом. К тому же обоим надо было идти в чужую страну. «Раз уж мы стали друзьями,- решили они,- то и в путь отправимся вместе».

Кто путешествовал, знает: одному идти — дорога длиннее кажется, вдвоем идти — дорога короче, день как час пролетает.

Щедрый и Скупой вышли утром спозаранку и за разговорами прошагали почти до полудня. Устали от такого длинного перехода да и проголодались. Как подошли к источнику, Щедрый предложил:

— Давай здесь остановимся, отдохнём и поедим немножко.

— Хорошо,- согласился Скупой.

Расположились они на зеленой лужайке. Щедрый развязал свою котомку с едой, достал все, разложил, начал угощать Скупого. А Скупой — он и есть скупой. Не заставил себя долго упрашивать, тут же навалился на еду. Поели, попили, отдохнули и опять в путь отправились.

Прошли еще один немалый переход, на этот раз Скупой говорит:

— Я устал.

— Я тоже,- отвечает Щедрый.- И устал, и проголодался.

— Давай,- предлагает Скупой,- остановимся да поедим.

Дошли они до ручья и расположились возле него. Щедрый опять развязал котомку, выложил все свои припасы, угощает Скупого. Тот отказываться не стал, быстро умял угощение.

— Хорошо поели! — доволен Скупой.

Снова отправились они в путь. Шли-шли, шли-шли, еще один переход прошли. Так устали, что с ног валятся.

— Умираю, нет моих сил,- признался Щедрый.- Давай здесь остановимся, я больше и шага шагнуть не могу.

— Я тоже.

— Есть и пить хочется невмоготу.

— И мне тоже.

— Только у меня никаких припасов не осталось,- говорит Щедрый.- А у тебя есть что-нибудь?

— Нет,- рассердился Скупой.

— Неужели нет? Кто собрался в дорогу, у того всё должно быть предусмотрено.

— Да откуда! — удивился Скупой.- Ничего у меня нет.

Настал вечер, воды потемнели, на небе звезды зажглись…

Люди говорят: два раза попить — все равно что раз поесть. Но это только так говорят. А на самом деле у воды своё место, у еды — своё.

Щедрый не то что два раза — двадцать два раза воду пил, но — увы! — в животе всё так же урчало и посасывало от голода. Наконец не выдержал он, говорит Скупому:

— Пройдусь-ка я по окрестностям, может, где кусок хлеба раздобуду.

Шёл он, шёл в ночной темноте и наткнулся на мельницу. Позвал мельника — нет ответа. «Дай,- думает,- войду внутрь, хоть запахом муки подышу, обману нутро».

Только Щедрый переступил порог, как поднялся такой шум и гам, что не приведи бог! Спрятался он за мешки и что же видит? Целая толпа джиннов устроила на мельнице свой ночной шабаш. Заиграли джинны на бубнах и барабанчиках, начали песни петь, хороводы водить. Потом устали, сели в кружок, давай разговаривать. Один джинн говорит:

— В той деревне, где я поселился, есть кузнец-бедняк. Нахлебников у него целых одиннадцать душ. Несчастный едва концы с концами сводит. Знал бы он, что у него под кузницей богатейший клад зарыт! Только копни поглубже, тут тебе и золото, и алмазы. Мог бы стать богачом!

— Это что! — перебил его другой джинн.- А вот в той стране, где я поселился, падишах на оба глаза ослеп. Ни главный лекарь, ни главный советник не могут ему помочь. А ведь есть очень простое средство. Каждое утро в сад падишаха прилетает соловей, садится на стебель розы и поёт-заливается. Поймали бы того соловья, дали бы ему проглотить две чёрные тутовые ягоды, потом сказали бы: «Выплюнь, соловушка, выплюнь!» Он бы выплюнул те ягоды, их соком смочили бы глаза падишаха, он бы тут же прозрел.

— Ах, человек, человек! — вздохнули джинны.- Воистину странное создание!

Пока они так беседовали, усталость прошла, снова принялись джинны за песни и за пляски. А едва забрезжил рассвет, вмиг исчезли. Рассеялись как пыль, развеялись как дым — и следа не осталось.

Щедрый насилу этого дождался, тут же побежал в деревню, где жил бедный кузнец. Разыскал его и просит:

— Давай скорей лопату!

— Зачем тебе лопата? — удивился кузнец.

— Тащи лопату, остальное пусть тебя не волнует.

«Похоже, этот человек знает какую-то тайну»,- решил про себя кузнец и дал ему лопату.

Щедрый перевернул всю кузницу вверх дном, но докопался до клада. Много там было и золота, и серебра, и разных украшений. Кузнец от радости не чует ног под собой, бросился он Щедрому на шею:

— Ты узнал о кладе, ты его нашёл, бери себе половину.

— Спасибо! — отвечает Щедрый.- Ничего мне не надо. Семьи у меня нет, поить-кормить некого. Один я на свете. Забирай клад и устраивай свои дела.

Сказал так и ушёл.

Через некоторое время приходит Щедрый в ту страну, где падишах ослеп на оба глаза, и является прямо во дворец:

— Государь, принес я тебе избавление от твоего несчастья.

— Говори скорее, что надо делать?

— У тебя ведь есть сад?

— Есть, конечно. У каждого падишаха есть свой сад.

— А розовый куст в саду растет?

— Конечно! Все падишахи любят розы.

— А садится ли по утрам соловей на этот розовый куст?

— Роза любит соловья, а соловей вздыхает о розе. Это всем известно.

— Распорядись поймать соловья и дай ему проглотить две черные тутовые ягоды. Потом скажи: «Выплюнь, соловушка, выплюнь!» А как выплюнет, смажь соком этих ягод свои глаза.

— А потом?

— Потом глаза твои прозреют, государь.

Сделали всё, как велел Щедрый. Только смазали глаза падишаха соком тутовых ягод, он тут же прозрел.

— Проси у меня чего хочешь,- говорит падишах Щедрому.

— Хочу, чтобы ты был здоров!

— От моего здоровья тебе пользы нет. Проси чего хочешь.

— Хочу, чтобы ты был здоров!

Видит падишах, что перед ним человек щедрый, скромный, великодушный.

— Не могу я остаться в долгу перед твоей добротой,- говорит.- Отдам тебе в жены свою дочь, посажу тебя на самое почетное место во дворце. Что на это ответишь?

Щедрый потупил голову:

— Что ты ни скажешь, что ни сделаешь, всё хорошо.

Отдал падишах за Щедрого свою дочь, велел зажечь праздничные огни и справлять свадьбу.

Пока Щедрый и дочь падишаха пируют на свадьбе да угощаются сладким пловом с душистым шафраном, посмотрим, что стало с нашим Скупым.

Ждал он, ждал своего товарища, и закралось в его душу подозрение: раз человек ушел и не возвращается, значит, наверняка что-то нашел. «Дай-ка,- думает,- и я пойду туда же и найду то же, что он нашёл».

Побрёл Скупой в темноте наугад. Шёл-шёл и наткнулся на мельницу. Только перешагнул через порог, поднялся такой грохот и шум, что и описать нельзя. Скупой тут же забился в угол, смотрит — целая толпа джиннов собралась. А были это те же самые джинны, что и в предыдущую ночь. И начали они опять песни играть, хороводы водить, плясать да притопывать. Потом устали, расселись на полу и давай разговаривать.

— Помните,- начал один,- мы прошлый раз здесь сидели, беседовали, и я рассказал про бедного кузнеца, у которого под кузницей клад зарыт? Я тогда ещё сказал, что если бы он копнул поглубже да нашёл бы этот клад…

— Помним, помним! — перебили его джинны.- Так что с ним стало?

— А вот что. Кто-то пришёл, сказал об этом кузнецу, они всю землю под полом перерыли и нашли клад. Теперь кузнец уже не бедняк несчастный, а богачом стал на нашу голову!

— Ай-яй-яй! — завопили джинны.

— Это ещё что,- говорит другой джинн.- Помните, я в ту же ночь рассказывал о падишахе, который ослеп на оба глаза?

— Рассказывал, хорошо помним! Неужели и с ним тоже что-то случилось?

— Случилось. Кто-то пришёл, научил падишаха, и они сделали всё, как я сказал. Теперь падишах стал зрячим.

— Ай-яй-яй! — опять закричали джинны.- Ведь это всё такие вещи, до которых человек сам додуматься не может.

— Конечно, не может!

— Значит…

— Значит, кто-то проник сюда и выведал наши тайны. Ну-ка давайте обыщем мельницу.

Отодвинули джинны мешки с мукой, а за ними Скупой сидит, от страха дрожит. Главный джинн не дал ему и слова сказать, повелел остальным:

— Излупить этого негодяя как следует, чтобы впредь умнее был!

Набросились джинны на Скупого, надавали ему пинков и оплеух и оставили лежать, а сами скрылись.

Что ещё сказать? Сказка за сказкой, всё по порядку, язык разболтался, а нёбу сладко. На том и закончим.