Сергей Витте — творец российской экономики. Биография витте

ВВЕДЕНИЕ

витте дипломат политика

Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 г. в семье крупного провинциального чиновника. Семья Витте была, по характеристике одного из его биографов ультра-русской и ультра-дворянской, а также ультра-монархической. С.Ю. Витте вполне унаследовал эти черты, также заметное влияние на его мировозрение и характер оказал дядя генерал Р.А. Фадеев, который был кроме того военным историком и публицистом, человеком отнюдь не прогрессивных взглядов, но при этом образованным и обладавшим писательским даром. Сергей получил типчино дворянское воспитание. Первое образование ему и его братьям дала баб ушка Е.П. Фадеева, в дальнейшем домашнее образование продовжилось с помощью нанятих учителей из тифлиской гимназии. В 1866 г. С.Ю. Витте поступил в Новороссийский университет в Одессе, в соответствии со своими наклонностями, избрав физико-математический факультет. Учился он с завидной прилежностью и думал о научно-преподавательской карьере. Но так как его диссертация «Выяснение понятий о пределах» была признана неудачной, С.Ю. Витте решил отказаться от научной карьеры, хотя ректор и професора убеждали его не оставлять мысли о карьере в научно-преподавательском мире.

В 1870 г. молодой кандидат физико-математических наук поступил в управление государственной Одесской железной дороги. Одновременно он был зачислен в канцелярию Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, где также занимался изучением железнодорожного дела.

Деятельность С.Ю. Витте на избранном им поприще протекала успешно. Одаренность деятельной натуры Витте проявлялась в том, что по мере продвижения по служебной лестнице, в нем раскрывались все новые сильне стороны. К качествам администратора и дельца прибавились способности ученого-практика. Он стал инициатором научной разработки железнодорожного-тарифного дела в России. В 1883 г. Витте опубликовал свою книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». Ее основная идея заклечалась в том, что железнодорожные тарифы должны устанавливаться не произвольно, а базироваться на экономическом законе спроса и предложения. Лучшим доказательством Витте стало увеличение доходности юго-западных дорог, благодаря предложенным им новшествам. В это же время он впервые столкнулся, хотя и региональном масштабе, с внешнеэкономическими вопросами. Дальнейшее развитие его карьеры привело С.Ю. Витте на пост министра финансов. В 1915 г. «Русские ведомости», оценивая его деятельность, писали: «Целая эпоха нашей финансовой и экономической истории связано с его именем». Можно говорить, что С.Ю. Витте предложил и во многом реализовал свой путь в преодолении отсталости России, ее модернизации на рельсах рыночной экономики с государством в роли «локомотива».

Также яркий след в истории страны оставила не только экономическая деятельность Витте, а и создание Манифеста 17 октября 1905 г. Разные его инициативы касались культурной, образовательной, дипломатической сфер. Но при этом в историческом освещении личность С.Ю. Витте сложна и противоречива, а результаты его деятельности неоднозначны, что во многом связано с особенностями его времени - времени больших перемен в жизни российского общества.

Следует отметить, что до сих пор исследованием деятельности Витте занимались в основном историки, в то время как многие аспекты требуют внимания и экономистов. Прежде всего это касается вопросов экономической стратегии, налоговой политики, денежной реформы и т.д.

Осмысление экономической истории России «эпохи» Витте актуально прежде всего тем, что оно может стать полезной социокультурной информацией при уточнении стратегии современных реформ и преобразований экономики в государствах бывшего СССР. В которых идут активные поиски национальной модели рыночного хозяйства, которая была бы в состоянии обеспечить возрождение и процветание этих стран, в т.ч. это актуально и для Украины. В этих условиях закономерно повышается интерес к реформам и реформаторам пришлого. Есть смысл оглянуться назад, но не просто из интереса к родной истории, а прежде всего потому, что ретроспектива является основаним для прогноза.

Предметом данной работы является личность С.Ю. Витте и его реформы. Объект - экономическая и политическая ситуация, сложившаяся на рубеже ХІХ - ХХ вв. Целью работы является выяснение особенностей экономического развития России. Указанная цель обусловила следующие задачи: проследить общую экономическую политику царского правительства; в чем заключалась суть «системы Витте», его денежно-кредитная политика, точка зрения на крестьянский вопрос; результаты работы С.Ю. Витте на посту министра финансов, его внешнеполитический курс.

Исследованием этого периода российской истории и изучением личности и деятельности С.Ю. Витте занимались многие ученые. Основными источниками для написания данной работы стали, в первую очередь, воспоминания самого С.Ю. Витте, отзывы о нем в трудах П.Б. Струве, А.А. Лопухина, П.Н. Милюкова.

Из более новых исследований были привлечены работы С.Д. Мартынова, А.В. Игнатьева, Т.Ф. Изместьевой, В.И. Бовыкина.


I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА


Глубокий политический и экономический кризис, разразившейся в России в середине XIX в., выявил необходимость поисков путей модернизации страны. Во время царствования Александра ІІ наступает «эра либерализации». Проведенные в 60 - 70-е гг. царским правительством реформы не без оснований принято считать великими. Они охватили все важнейшие сферы жизни общества: социально-экономическую, культурно-образовательную, административно-управленческую. Успешное экономическое развитие Российской империи не могло произойти на старой феодально-крепостнической социальной основе. Те ростки капиталистических отношений, которые внедрялись, как правило сверху, чахли не получая должного развития на феодальной почве. Таким образом, эти реформы послужили толчком к изменению социальных, а, следовательно, и экономических отношений в российском обществе.

Во второй половине XIX - начале ХХ вв. для России было характерно наличие особой, преобладающей роли государства в процессе развития крупной капиталистической промышленности. Деятельность С.Ю. Витте и вся его «система» тесно связаны с реализацией этой роли и не могут быть рассмотрены изолировано.

Вопросы выработки целей и выбора средств экономической политики решались рядом правительственных учреждений царской России. В 1802 г. в структуре созданной министерской системы было образовано Министерство финансов, функции которого на протяжении XIX в. неоднократно уточнялись. Сначала главной задачей этого Министерства было заведование всеми источниками государственных доходов, а также ему были подчинены горное дело и внешняя торговля. В 1819 г. в ведение Министерства были переданы промышленность и торговля, которые раньше относились к Министерству внутренних дел. В 1857 г. в целях объединения деятельности министерств был образован Совет Министров, который должен был периодически собираться под началом царя для обсуждения наиболее важных вопросов. Однако этот орган существенной роли не играл. Александр ІІ и его наследники предпочитали решать вопросы напрямую, путем личных докладов министров. В этих условиях вопрос осуществления торгово-промышленной и всей экономической политики стал зависеть в 60-х гг. от того, будет ли управление промышленностью и торговлей сосредоточено в Министерстве финансов и тем самым подчинено интересам государственных финансов или оно будет выделено в самостоятельное министерство, где этим отраслям уготовано главное и самостоятельное значение. Очень многое в решении подобных вопросов зависело от личного фактора - фигуры министра. Как правило, министры финансов назначались для реализации конкретной программы.

В отечественной литературе советского периода при исследовании экономического и социального строя середины XIX - начала ХХ вв. широко использовалась ленинская фраза: «В течение этого периода следы крепостного права, прямы переживания его насквозь проникали собой всю хозяйственную и всю политическую жизнь страны. И в то же время именно этот период был периодом усиленного роста капитализма снизу и насаждение его сверху». Развитие экономики в общем и промышленности в частности было целью царской политики, а капитализм был вынужденным средством достижения этой цели и платой за это. Впервые выражение «капиталистический строй» в России в официальных документах стали употреблять только с 1890-х гг6.

В этот период в России проводилась политика насаждения промышленности, на средства казны строились мануфактуры, но в основном они были связаны с нуждами армии и флота. Насаждение, однако, не подменяло фактического развития, а только ускоряло его. Осуществляя такую политику государство лишь удовлетворяло назревшие нужды страны в железнодорожном транспорте, военной технике и т.д. Такая деятельность совпадала с процессами развитиями товарного хозяйства, торговли, промышленности, происходившими стихийно, снизу.

К началу 60-х гг. XIX в. Российская империя оставалась аграрной страной, однако в ней существовало громадное количество мелких, преимущественно крестьянских и ремесленных хозяйств, предприятий мануфактурного типа. По данным исследователей, из числа фабрично-заводских предприятий, существовавших в конце XIX в. 15 % возникли до 1861 г., причем для Петербурга это превысило 21 %, а для Москвы 18%, из чего можно сделать вывод, что эти города и в дальнейшем продолжали лидировать в стране. Главными отраслями промышленности были текстильная и пищевая, машиностроение только зарождалось.

В дореформенной России по сути не было важных элементов рыночной инфраструктуры, вся финансово-кредитная сфера находилась «под колпаком» у Министра финансов. Главным стимулом экономической политики царского правительство было развитие производственных сил на основе капиталистического способа производства. Капиталистические отношения зрели тогда и внутри страны, и вне ее. Россия не могла отгородиться от экономического влияния капиталистических стран, ушедших далеко вперед по пути индустриализации, более того она сама претендовала на положение великой державы. Поэтому влияние этих стран и их опыт имели значение важного фактора капиталистической эволюции страны. Чтобы сохранить политический режим в стране и международное влияние, царское правительство должно было идти на буржуазные реформы.

Экономическая политика правительства страны во многом определялось той личностью, которая возглавляла Министерство финансов - главное экономическое ведомство страны. В пореформенный период этот пост занимали деятели разного калибра, однако такие предшественники С.Ю. Витте как М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский оставили наиболее заметный след в экономической истории страны, их не без основания относят к числу реформаторов. Краткий анализ их взглядов и политики представляется важным для понимания С.Ю. Витте.

М.Х. Рейтерн возглавлял Министерство финансов в 1862 - 1878 гг. в период Великих реформ Александра ІІ. В 50-х гг. он командирован для изучения финансового строя Пруссии, Франции, Англии и США. Не случайно, что позже в его политике была сделана ставка на частное предпринимательство и ориентация на опыт Запада. В 1862 - 1863 гг. Министерство финансов сделало попытку восстановить курс рубля и установить его размен на золото, но она потерпела неудачу. Это убедило Рейтерна, что денежное обращение зависит прежде всего от состояния экономики в целом. В первый период министерства М.Х. Рейтерна внимание финансового ведомства было сосредоточено на вопросах привлечения иностранного капитала, железнодорожного строительства, промышленного и торгового законодательства и т.д. С середины 1876 г. реализация программы Рейтерна была осложнена, а частью вообще прервана экономическим кризисом. Затем война с Турцией 1877 - 1878 гг. практически разрушила многие из его достижений. Как министр финансов М.Х. Рейтерн потерпел поражение и дело было не только в русско-турецкой войне, несостоятельной оказалась сама концепция экономической политики. Он ждал обновления России от пробуждения частной инициативы. Перенос центра тяжести финансирования промышленности на частный сектор было рискованным шагом. Правительство, перенимая опыт Запада, явно не учло специфику страны, слабость отечественной буржуазии, узость внутреннего рынка и другие факторы. В результате уже в середине 70-х гг. XIX в. начался постепенный переход к тотальному государственному регулированию экономики.

Н.Х. Бунге, занявший пост управляющего Министерством финансов в мае 1881 г., характеризуется как одна из интересных политических фигур в России XIX в. Он был известным ученым-экономистом. Убежденный либерал-западник, он, тем не менее, признавал самобытность российской государственности. Верил в способность монархии к решению назревших политических и экономических задач. Еще в период Великих реформ Бунге предлагал обширную программу либеральных преобразований, которая носила комплексный характер и охватывала многие сферы экономической жизни. Главное место в ней занимали вопросы, касавшиеся правового и материального положения рабочих и крестьян. Он стоял за превращение крестьян в собственников-землевладельцев, а для решения проблем малоземелья рекомендовал массовое переселение крестьян в Сибирь и на окраины. Для решения рабочего вопроса Бунге предлагал на европейский манер приступить к разработке фабрично-заводского законодательства, допустить участие рабочих в прибылях предприятий. Большое внимание в программе Бунге уделялось проблеме соотношения частного предпринимательства и государственного участия в экономике. Приход Бунге на пост министра финансов произошел в крайне неблагоприятный для экономики период. Александр ІІІ при назначении Бунге выразил надежду, что тот «положит начало новой финансовой эре». Бунге удалось провести ряд важных законопроектов, но процесс финансового оздоровления экономики протекал с большими трудностями. Ему не удалось осуществить многое из задуманного, некоторые из реформ остались лишь в стадии первичной подготовки, в частности денежная реформа и введение подоходного налога.

И.А. Вышнеградский вступил в управление Министерством финансов с начала 1887 г. Он имел известность как выдающийся ученый в области механики и машиностроения, принимал участие в руководстве ряда акционерных компаний. Витте, в судьбе которого Вышнеградский сыграл заметную роль, дал ему в своих воспоминаниях такую оценку: «Вышнеградский был человек очень умный. Но человек он был довольно мелочный и его всегда более интересовали мелкие вещи, нежели крупные». По воспоминаниям других современников Вышнеградский был человек исключительной трудоспособности и сумел дисциплинировать ведомство финансов. Основы программы Вышнеградского были изложены в записке к Александру ІІІ от 21 декабря 1888 г. Основной упор в его программе делался на усиление политики протекционизма. Также предполагалось введение винной и табачной монополий государства. При этом новый министр финансов был совершенно глух к социальным проблемам. Экономическая политика, проводимая Вышнеградским, во многом способствовала созданию благоприятных условий для последующей индустриализации страны, осуществленной позднее С.Ю. Витте. Однако нельзя игнорировать вопрос о социальной стороне, о цене такой политики для населения. Трагические события 1890-х гг., когда от голода и эпидемий погибло множество народа, не были случайны. Вышнеградский скончался в марте 1895 г. и управляющим Министерством финансов был назначен С.Ю. Витте. Следует отметить, что назначение С.Ю. Витте произошло вопреки желанию Вышнеградского.


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ «СИСТЕМЫ ВИТТЕ»


Вступив на пост министра финансов Витте сначала пытался придерживаться курса своего предшественника, но вскоре стал отступать от него по соображениям чисто прагматическим. Освоившись на новом посту, он направил свою энергию на разработку и проведение ряда реформ. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста Ф. Листа, исследованию взглядов которого Витте посвятил брошюру «Национальная экономия и Фридрих Лист». Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с точки зрения этой практики пореформенных десятилетий послужил отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной ее задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства. Это должно было, по его мнению, в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.

Став министром финансов С.Ю. Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 млн. рублей, при этом расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли. Сначала он думал получить дополнительные средства просто за счет увеличения объема выпуска денег, но эта идея вызвала панику среди финансистов, и Витте скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогообложения. Не малую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 г. государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававших до четверти всех поступлений в казну. Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы, имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5-и и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему удалось это сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг на французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 - 1896 гг., которые позволили осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 г. перейти на золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3. Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 млн. рублей. Это позволило укрепить конвертируемость русской валюты и обеспечить приток в страну иностранных капиталов. Вопрос о денежной реформе в то время был одним из наиболее сложных. В финансовом комитете ни один из членов не знал, как проводить металлическую денежную реформу, не было толковых книг на русском языке на эту тему. Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, металлическое обращение имело скорее теоретических, а не практический характер. По воспоминаниям самого С.Ю. Витте: «Многие из теоретиков и практиков, для которых преимущество металлического обращения над бумажным не составляло никакого вопроса, а являлось аксиомой, тем не менее колебались, когда дело шло о том, следует ли ввести денежное обращение основанное только на одном золоте или же может быть введено денежное обращение основанное на серебре или же ни совместном обращении денег двух металлов…».

Со второй половины 90-х гг. экономическая программа Витте приобретает все более отчетливые контуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства. Критика была такой ожесточенной, что фактически встал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти дальше России. Витте не отказался от своей идеи, хотя ему неоднократно пришлось корректировать свой курс на индустриализацию страны, развивая его и дополняя новыми элементами. Ускоренное промышленное развитие страны министр рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов, внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налогообложения, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, а также за счет активации русского экспорта. Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов, в российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х гг. ХІХ в., с которыми совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40 % всех действующих к началу ХХ в. предприятий и было построено столько же железных дорог, в т.ч. великая транссибирская магистраль. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам Запада.

Вместе с тем, следует отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива в своей основе, т.к он использовал для индустриального развития страны средства и условия, порожденные феодальной природой существовавшей в России системы государственного управления. Консерватизм системы Витте состоял и в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базы реакционного абсолютистского режима. Вся политика С.Ю. Витте была подчинена одной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы. Витте был ярым сторонником самодержавия, неограниченную монархию он считал лучшей формой правления для страны. С этой же целью он начал разработку крестьянского вопроса, сознавая, что расширить покупательную способность внутреннего рынка можно только за счет капитализации сельского хозяйства, за счет перехода от общинного землевладения к частному. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине. Излагая свою программу Витте был обязан исходить из противоречивых установок Николая II, согласно которым, с одной стороны, в основу трудов должен был быть положен принцип сохранения неприкосновенности общины, а с другой стороны - изысканы способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины10. Поэтому в аграрной программе переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки.

События начала ХХ в. поставили под сомнение все грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис резко затормозил развитие промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией. Экономическая «система» Витте явно пошатнулась, это дало возможность его противникам постепенно оттеснить министра финансов от власти. В августе 1903 г. кампания против Витте увенчалась успехом, его сняли с должности министра финансов и назначили на пост председателя Комитета министров. По сути это была «почетная отставка».


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВИТТЕ КАК ДИПЛОМАТА


Современники С.Ю. Витте отзывались о нем крайне противоречиво, П.Б. Струве говорил, что «В истории русского управления мало фигур можно поставить рядом с Витте, и только одного человека можно поставить выше его - Сперанского… Витте был, несомненно гениальным государственным деятелем… Отсутствие морально-идейного стержня у Витте было особенно поразительно именно в связи с его политической гениальностью». Директор департамента полиции А.А. Лопухин отзывался о нем более жестко: «Большой ум, крайнее невежество, беспринципность и карьеризм… Отсутствие элементарной научной подготовки и нравственных устоев было причиной того, что, будучи государственным деятелем, он не был человеком государственным». По мнению П.Н. Милюкова: «Это был редкий русский самородок - со всеми достоинствами этого типа и с большими его недостатками. Конечно, он стоял головой выше всей той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой путь к действию, а действовать - это была главная потребность его натуры».

Потерпев поражение в политической борьбе, С.Ю. Витте поставил себе целью отвоевать утраченные позиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не потерять окончательное расположение царя, укрепить и наладить связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с начала войны Николай ІІ призовет его - не оправдались. Летом 1904 г. эсером Е.С. Сазоновым был убит давний противник Витте министр внутренних дел Плеве. С.Ю. Витте приложил все усилия, чтобы занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача. Несмотря на то, что он успешно выполнил возложенную на него миссию - заключил новое соглашение с Германией, Николай ІІ не назначил его на пост министра внутренних дел.

Пытаясь обратить на себя внимание царя, Витте принимает самое активное участие в совещаниях по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательстве, пытаясь добиться расширения компетенции Комитета министров. Наконец, 17 января 1905 г. Николай ІІ, несмотря на всю свою неприязнь, все-таки обращается к Витте и поручает ему организовать совещание министров по мерам необходимым для успокоения страны и возможным реформам. Но в апреле того же года последовала новая царская немилость, правда на этот раз опала длилась не долго. В конце мая 1905 г. на очередном военном совещании окончательно прояснилась необходимость скорейшего прекращения войны с Японией. Надо сказать, что в бытность министром финансов С.Ю. Витте способствовал постепенному втягиванию России в дальневосточный конфликт. Пытаясь спрямить направление транссибирской магистрали, Витте предложил проложить часть дороги через территорию Маньчжурии. Он добился от китайского правительства согласия на строительство Китайско-Восточной дороги, подкупив 72-летнего мандарина Ли Хунчжана, считавшего при пекинском дворе реформатором и поклонником новизны. В Маньчжурии появились русские путейные инженеры, затем в полосу отчуждения были введены отряды пограничной стражи, потом российское правительство вместе с правительствами других иностранных держав приняло участие в навязыванию Китаю кабальных соглашений. Россия взяла в аренду Ляодунский полуостров и начала военно-морскую базу Порт-Артур и коммерческий порт Дальний. В придворных кругах заговорили об установлении протектората над Маньчжурией, а также об устройстве военного плацдарма в Корее. С.Ю. Витте открещивался от этих планов, говоря, что он планировал всего лишь обеспечение экономических интересов России в Северном Китае и ничего более: «Представьте себе, что я позвал своих гостей в аквариум, а они, напившись пьяны, попали в публичный дом и наделали там скандалы. Неужели я виноват в этом? Я хотел ограничиться аквариумом». Главным соперником России на Дальнем Востоке была Япония, которая вынашивала такие же экспансионистские планы в отношении Китая и Кореи. Отстраненный от власти Витте в бессилии наблюдал за развитием конфликта, приведшего к военному столкновению.

Гибель тихоокеанской эскадры в Цусимском проливе заставила правящие круги России принять предложение президента США Т.Рузвельта о посредничестве. Витте был назначен первым уполномоченным на переговоры с японцами. Ему пришлось проявить большое дипломатическое искусство, чтобы свести к минимуму потери России. В сущности, за столом переговоров Витте даже вернул часть потерянного на полях сражений. Тем не менее, ему пришлось согласиться на уступку южной части Сахалина, уже захваченной японцами. После подписания Портсмутского мира 23 августа 1906 г. С.Ю. Витте был дарован графский титул, а недоброжелатели тут же ехидно окрестили его «графом Полусахалинским».

Портсмутский мир, давший передышку самодержавию, значительно упрочил влияние Витте. Это был один из моментов его высшего торжества. С.Ю. Витте переиграл японцев по многим статьям. Имея изначально объективно крайне слабые позиции, Витте использовал личное превосходство в воле и интеллекте, при этом он подчас занимался демагогией, откровенно манипулировал соперником. Он как обычно действовал по принципу «цель оправдывает средства», ему нужен был результат - уберечь Россию от тяжелых последствий бездарно проигранной войны, и он сделал все что мог, не очень выходя за рамки тогдашних политических нравов.

По словам академика Е.В. Тарле «способности больших дипломатов развертывается в полном блеске, конечно, в ликвидации несчастных войн, а в не использовании результатов войн счастливых». Истинный патриотизм Витте-дипломата, проявленный в Портсмуте, можно сравнить с патриотизмом французского дипломата князя Толерана в Вене 1814 г., когда разгромленная Франция предстала перед странами-победителями и дипломат с труднейшей ситуации смог с достоинством отстоять лицо страны. Портсмутский мир - один из самых ярких эпизодов в жизни Витте-дипломата, но и в других менее известных, но не менее трудных, было немало. В истории русской дипломатии он занимает, несомненно, особое место, хотя среди историков дипломатии отношение к С.Ю. Витте до сих пор остается неоднозначным.



Созданная в конце ХІХ в. С.Ю. Витте уникальная система государственного капитализма привлекает внимание своей результативностью. С ее созданием связан этап «взлета» национальной экономики, позволившей заметно сократить отставание от высокоразвитых стран Запада. Очевидно, что С.Ю. Витте удалось найти наиболее адекватные в тех условиях формы и методы государственного регулирования экономики. Вместе с тем проводившееся Министерством финансов широкое вмешательство в экономику препятствовало естественному развитию рыночных отношений в стране. Но было необходимо догнать Запад и сделать это быстро, чем объясняется специфика национального пути. Система государственного монополистического капитализма, возникшая в эпоху Витте, стала предвестником советской экономике. Крайности характерные для российского менталитета, всегда приводили к печальным последствиям. История показала, что в конечном итоге непродуктивность как централизованного управления экономикой, так и «бегство» государства из экономики. Система Витте в конечном итоге потерпела крах. Но как реформатор С.Ю. Витте оставил яркий след в политической и экономической истории России. Оценка его деятельности всегда была неоднозначна. Экономическая политика Витте была глубоко противоречива, так как для промышленного развития страны он использовал средства, порожденные феодальной природой российской власти.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


Источники

1.Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849 - 1911 гг. - М.: Мысль, 1991. - 708 с.

Лопухин А.А. Отрывки из воспоминаний (по поводу «Воспоминаний» гр. С.Ю. Витте). - М.-Пг.: Гос. Издат., 1923. - 99 с.

Милюков П.Н. Воспоминания (1859 - 1917). В 2-х т. - Т.1. - М.: Современник, 1990. - 445 с.

Струве П.Б. Граф С.Ю. Витте. Опыт характеристики. - М.-Пг.: Гос. издат, 1915. - 128 с.

Литература

5.Бовыкин В.И. Формирование финансового капитала в России, кон. XIX - 1908 г. - М.: Наука, 1984. - 280 с.

Игнатьев А.В. С.Ю. Витте - дипломат. - М.: Международные отношения, 1989. - 336 с.

Изместьева Т.Ф. Россия в системе европейского рынка, кон. XIX - нач. ХХ в. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 192 с.

Мартынов С.Д. Государство и экономика: Система Витте. - СПб.: Наука, 2002. - 405 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сергей Юльевич Витте - одно из ярчайших имен, оставивших глубокий след в истории, экономике, политической и общественной жизни России конца 19 - начала 20 века. Великий реформатор и активный государственный деятель, он был истинным патриотом своей страны и стремился привести ее к процветанию и благополучию. Смелые и глубокие преобразования, которые он претворял в жизнь на протяжении своей карьеры, заставляют обращать на них внимание до сих пор.

Министр путей сообщения, министр финансов, председатель комитета министров, председатель Совета министров: С.Ю.Витте на протяжении долгих лет принимал непосредственное участие в управлении Российской Империей, успев оказать влияние на самые разные стороны жизни общества, от таможенных норм и вопросов денежного обращения до винной монополии и агентства печати.

Имевший университетское образование и широчайший кругозор, С.Ю.Витте понимал значимость науки для экономического прорыва страны, а хорошего образования служащих для их эффективной работы. Он издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием и уделял много внимания созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности. Он инициировал открытие 73 коммерческих учебных заведений и 3-х политехнических институтов.

Московский Университет имени С.Ю.Витте , разделяя представления своего интеллектуального покровителя о важности науки и образования для развития экономического потенциала России, неизменно поддерживает высокий стандарт подготовки кадров, новых отечественных экономистов, правоведов и будущих государственных деятелей. Наш вуз готовит активных, компетентных, самостоятельных и всесторонне развитых профессионалов, содействующих укреплению потенциала России, и с честью продолжает наследие великого реформатора, имя которого носит.

Историческая справка:

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) - граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, Министр финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук.

В 1879 г. Сергей Витте занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, был составителем проекта ныне действующего «Общего устава Российских железных дорог». С 1886 по 1888 г. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами по инициативе Витте. Когда при Министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 г. призван к управлению Министерством путей сообщения. 30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов.

Одиннадцать лет, в течение которых Сергей Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы двукратным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. Несомненной заслугой является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

За годы министерства Витте Россия вышла на первое место по добыче нефти. С 1895 по 1899 год было построено рекордное количество железных дорог. В год вводили три тысячи километров новых путей. Витте был инициатором строительства Транссибирской магистрали. Ее проложили за десять лет и используют до сих пор.
При активном участии С. Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

В 1903 г. вступил в обязанности председателя Комитета министров. Возглавил правительство после реформирования в качестве председателя Совета министров.

С 1903 года - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

С 1903 года - член комитета финансов, с 1911 по 1915 год - его Председатель.

Сергей Юльевич Витте скончался 28 февраля 1915 года в Петрограде. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Девятнадцатое столетие подарило России многих талантливых государственных деятелей. Одним из них был Сергей Витте - государственный деятель, работавший при Александре II, Александре III и Николае II. Витте успел побыть министром путей железнодорожного сообщения и министром финансов, председательствовал в Совете министров. Но ярче всего современникам и потомкам запомнились проведенные им реформы, которые фактически вывели Россию на новый уровень развития.

Коротко рассмотрим, какие именно изменения инициировал Витте за время своей активной работы.

Деятельность на посту министра финансов

За промежуток между 1892 и 1903 годом Витте было проведено несколько законопроектов, усиливших экономический потенциал страны.

  • В 1890 году министр установил несколько дополнительных косвенных налогов. Не повышая прямые денежные поборы с физических лиц, Витте вынудил торговцев выплачивать налоги на сахар, табак, керосин и ряд других товаров. Кроме того, теперь требовалось платить большие пошлины при оформлении документов в гос. инстанциях.
  • В 1891 году стартовала политика так называемого «протекционизма». Были повышены пошлины на ввоз зарубежных товаров, в результате более уверенно почувствовал себя отечественный производитель. Это укрепило российскую экономику.
  • В 1895 году государство объявило себя монополистом в сфере торговли алкогольной продукцией. Все средства от продажи спиртного пошли напрямую в казну - и это принесло бюджету почти 30% дополнительной прибыли.
  • И наконец, в 1897 году была завершена , в ходе которой бумажная валюта империи получила твердое золотое обеспечение. В результате рубль стал одной из самых прочных международных валют, уровень внутренней инфляции снизился, возрос поток зарубежных инвестиций в российские предприятия.

Эти реформы считаются главными достижениями Витте, однако он запомнился не только ими одними. До того, как занять пост министра финансов, Витте заведовал транспортным сообщением страны. На новой должности он продолжил уделять внимание, в частности, развитию железных дорог. При нем за год строилось свыше 2,5 тыс километров железной дороги. Это способствовало улучшению транспортного сообщения на территории всей страны. Прокладка железных дорог подстегивала рост торговли, налаженное сообщение очень пригодилось России в ходе Первой мировой и последующих войн.

(29.06.1849 года - 13.03.1915 года) - граф, российский государственный деятель.

Жизнь, политическая деятельность, нравственные качества Сергея Юльевича Витте всегда вызывали противоречивые, порой полярно противоположные оценки и суждения. По одним воспоминаниям его современников перед нами «исключительно одаренный », «в высокой степени выдающийся государственный деятель », «превосходящий разнообразием своих дарований, громадностью кругозора, умением справляться с труднейшими задачами блеском и силой своего ума всех современных ему людей ». По другим - это «делец, совершенно неопытный в народном хозяйстве », «страдавший дилетантизмом и плохим знанием русской действительности », человек со «среднеобывательским уровнем развития и наивностью многих взглядов », политику которого отличали «беспомощность, бессистемность и... беспринципность ».

Характеризуя Витте, одни подчеркивали, что это был «европеец и либерал », другие - что «Витте никогда не был ни либералом, ни консерватором, но иногда он был намеренно реакционером ». Писалось о нем даже и такое: «дикарь, провинциальный герой, наглец и развратник с провалившимся носом ».

Так что же это была за личность - Сергей Юльевич Витте?

Образование

Родился он 17 июня 1849 г. на Кавказе, в Тифлисе, в семье провинциального чиновника. Предки Витте по отцовской линии - выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику, - в середине XIX в. получили потомственное дворянство. По линии матери его родословная велась от сподвижников Петра I - князей Долгоруких. Отец Витте, Юлий Федорович, дворянин Псковской губернии, лютеранин, принявший православие, служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Мать, Екатерина Андреевна, была дочерью члена главного управления наместника Кавказа, в прошлом Саратовского губернатора Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой. Сам Витте очень охотно подчеркивал свои родственные узы с князьями Долгорукими, но не любил упоминать, что происходил из семьи малоизвестных обрусевших немцев. «Вообще вся моя семья , - писал он в своих «Воспоминаниях», - была в высокой степени монархической семьей, - и эта сторона характера осталась и у меня по наследству ».

В семье Витте было пятеро детей: три сына (Александр, Борис, Сергей) и две дочери (Ольга и Софья). Детские годы Сергей провел в семье своего деда А. М. Фадеева, где получил обычное для дворянских семей воспитание, причем «первоначальное образование , - вспоминал С. Ю. Витте, - мне дала бабушка... она выучила меня читать и писать ».

В Тифлисской гимназии, куда он был затем отдан, Сергей учился «очень плохо», предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. В результате в шестнадцать лет он получил аттестат зрелости с посредственными отметками по наукам и единицей по поведению. Несмотря на это, будущий государственный деятель отправился в Одессу с намерением поступить в университет. Но юный возраст (в университет принимали людей не моложе семнадцати лет), а ко всему - единица по поведению закрыли ему туда доступ... Пришлось снова поступить в гимназию - сначала в Одессе, потом в Кишиневе. И только после усиленных занятий Витте сдал экзамены успешно и получил приличный аттестат зрелости.

В 1866 г. Сергей Витте поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. «...Я занимался и днем, и ночью , - вспоминал он, - и поэтому все время пребывания моего в университете я действительно был в смысле знаний самым лучшим студентом ».

Так прошел первый год студенческой жизни. Весной, отправившись на каникулы, по дороге домой Витте получил известие о кончине отца (незадолго до этого он потерял деда - А. М. Фадеева). Вышло так, что семья осталась без средств к существованию: незадолго до смерти дед и отец вложили весь свой капитал в компанию Чиатурских копей, которая вскоре потерпела крах. Таким образом, Сергей получил в наследство лишь отцовские долги и был вынужден взять на себя часть забот о матери и маленьких сестрах. Продолжить учебу ему удалось лишь благодаря стипендии, которую выплачивало Кавказское наместничество.

Студентом С. Ю. Витте мало интересовался общественными проблемами. Его не волновали ни политический радикализм, ни философия атеистического материализма, будоражившие умы молодежи 70-х годов. Витте не принадлежал к числу тех, чьими кумирами были Писарев, Добролюбов, Толстой, Чернышевский, Михайловский. «...Я всегда был против всех этих тенденций, ибо по моему воспитанию был крайним монархистом... а также и человеком религиозным », - писал впоследствии С. Ю. Витте. Его духовный мир складывался под влиянием родных, в особенности дяди - Ростислава Андреевича Фадеева, генерала, участника покорения Кавказа, талантливого военного публициста, известного своими славянофильскими, панславистскими взглядами.

Несмотря на свои монархические убеждения, Витте был избран студентами в комитет, заведовавший студенческой кассой. Эта невинная затея чуть было не закончилась плачевно. Эта так называемая касса взаимопомощи была закрыта как. опасное учреждение, а все члены комитета, в т.ч. Витте, оказались под следствием. Им грозила ссылка в Сибирь. И только случившийся с ведшим дело прокурором скандал помог С. Ю. Витте избежать судьбы политического ссыльного. Наказание свелось к штрафу в 25 рублей.

Начало карьеры

Окончив в 1870 г. университет, Сергей Витте задумался о научной карьере, о профессорской кафедре. Однако родные - мать и дядя - «очень косо смотрели на мое желание быть профессором , - вспоминал С. Ю. Витте. - Главный их довод заключался в том, что... это не дворянское дело ». К тому же научной карьере помешало пылкое увлечение актрисой Соколовой, после знакомства с которой Витте «не желал больше писать диссертации».

Избрав карьеру чиновника, он был причислен к канцелярии одесского губернатора графа Коцебу. И вот через два года первое повышение - Витте был назначен столоначальником. Но неожиданно все его планы изменились.

В России бурно развивалось железнодорожное строительство. Это была новая и перспективная отрасль капиталистического хозяйства. Возникали различные частные общества, которые вкладывали в железнодорожное строительство суммы, превышавшие капиталовложения в крупную промышленность. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся вокруг строительства железных дорог, захватила и Витте. Министр путей сообщения граф А. П. Бобринский, знавший его отца, уговорил Сергея Юльевича попытать счастья в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог - в чисто коммерческой области железнодорожного дела.

Стремясь досконально изучить практическую сторону предприятия, Витте сидел в станционных кассах, исполнял обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, побывал даже в роли конторщика грузовой службы и помощника машиниста. Полгода спустя он был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги, вскоре перешедшей в руки частного общества.

Однако после многообещающего начала карьера С. Ю. Витте чуть было не оборвалась совсем. В конце 1875 г. недалеко от Одессы произошло крушение поезда, повлекшее за собой много человеческих жертв. Начальник Одесской железной дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы. Однако пока тянулось расследование, Витте, оставаясь на службе, сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий (шла русско-турецкая война 1877-1878 гг.), чем обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича, по велению которого тюрьма для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой.

В 1877 г. С. Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а после окончания войны - начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Получив это назначение, он переехал из провинции в Петербург, где принял участие в работе комиссии графа Э. Т. Баранова (по исследованию железнодорожного дела).

Служба в частных железнодорожных обществах оказала на Витте чрезвычайно сильное влияние: дала опыт управления, научила расчетливому, деловому подходу, чувству конъюнктуры, определила круг интересов будущего финансиста и государственного деятеля.

К началу 80-х годов имя С. Ю. Витте было уже достаточно хорошо известно в среде железнодорожных дельцов и в кругах русской буржуазии. Он был знаком с крупнейшими «железнодорожными королями» - И. С. Блиохом , П. И. Губониным, В. А. Кокоревым, С. С. Поляковым , близко знал будущего министра финансов И. А. Вышнеградского. Уже в эти годы проявилась многогранность энергичной натуры Витте: качества превосходного администратора, трезвого, практичного дельца хорошо сочетались со способностями ученого-аналитика. В 1883 г. С. Ю. Витте опубликовал «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», принесшие ему известность среди специалистов. Это была, кстати, не первая и далеко не последняя работа, вышедшая из-под его пера.

В 1880 г. С. Ю. Витте был назначен управляющим Юго-Западными дорогами и поселился в Киеве. Удачная карьера принесла ему и материальное благополучие. Как управляющий Витте получал больше любого министра - свыше 50 тысяч рублей в год.

Активного участия в политической жизни в эти годы Витте не принимал, хотя и сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом, был хорошо знаком с известным славянофилом И. С. Аксаковым и даже опубликовал в его газете «Русь» несколько статей. Серьезной политике молодой предприниматель предпочитал «общество актрис». «...Я знал всех более или менее выдающихся актрис, которые были в Одессе », - вспоминал он впоследствии.

Начало государственной деятельности

Убийство народовольцами Александра II резко изменило отношение С. Ю. Витте к политике. После 1 марта он активно включился в большую политическую игру. Узнав о гибели императора, Витте написал своему дяде Р. А. Фадееву письмо, в котором подал идею создания дворянской конспиративной организации для охраны нового государя и борьбы с революционерами их же методами. Р. А. Фадеев подхватил эту идею и с помощью генерал-адъютанта И. И. Воронцова-Дашкова создал в Петербурге так называемую «Священную дружину». В середине марта 1881 г. С. Ю. Витте был торжественно посвящен в члены дружины и вскоре получил первое задание - организовать в Париже покушение на известного революционера-народника Л. Н. Гартмана. К счастью, вскоре «Священная дружина» скомпрометировала себя неумелой шпионско-провокаторской деятельностью и, просуществовав чуть более года, была ликвидирована. Надо сказать, что пребывание Витте в этой организации отнюдь не украсило его биографию, хотя и дало возможность продемонстрировать горячие верноподданические чувства. После смерти Р. А. Фадеева во второй половине 80-х годов С. Ю. Витте отходит от людей его круга и сближается с контролировавшей государственную идеологию группой Победоносцева-Каткова.

К середине 80-х годов масштабы Юго-Западных железных дорог перестали удовлетворять кипучую натуру Витте. Честолюбивый и властолюбивый железнодорожный предприниматель упорно и терпеливо стал готовить свое дальнейшее продвижение. Этому немало способствовало то, что авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного хозяйства привлек внимание министра финансов И. А. Вышнеградского. И, кроме того, помог случай.

17 октября 1888 г. в Борках произошло крушение царского поезда. Причиной этого было нарушение элементарных правил движения поездов: тяжелый состав царского поезда с двумя товарными паровозами шел с превышением установленной скорости. С. Ю. Витте ранее предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях. С присущей ему грубоватостью он сказал как-то в присутствии Александра III, что императору сломают шею, если будут водить царские поезда с недозволенной скоростью. После крушения в Борках (от которого, впрочем, ни император, ни члены его семьи не пострадали) Александр III вспомнил об этом предупреждении и выразил желание, чтобы на вновь утвержденный пост директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов был назначен С. Ю. Витте.

И хотя это означало сокращение жалованья в три раза, Сергей Юльевич без колебаний расстался с доходным местом и положением преуспевающего дельца ради манившей его государственной карьеры. Одновременно с назначением на должность директора департамента он был произведен из титулярных сразу в действительные статские советники (т.е. получил генеральский чин). Это был головокружительный скачок вверх по бюрократической лестнице. Витте попадает в число ближайших сотрудников И. А. Вышнеградского.

Вверенный Витте департамент сразу становится образцовым. Новому директору удается на практике доказать конструктивность своих идей о государственном регулировании железнодорожных тарифов, проявить широту интересов, недюжинный талант администратора, силу ума и характера.

Министерство финансов

В феврале 1892 г., удачно использовав конфликт двух ведомств - транспортного и финансового, С. Ю. Витте добивается назначения на пост управляющего Министерством путей сообщения. Однако пробыл он на этом посту совсем недолго. В том же 1892 г. тяжело заболел И. А. Вышнеградский. В околоправительственных кругах началась закулисная борьба за влиятельный пост министра финансов, в Которой Витте принял самое активное участие. Не слишком щепетильный и не особенно разборчивый в средствах для достижения цели, пустив в ход и интригу, и сплетню о психическом расстройстве своего покровителя И. А. Вышнеградского (который совсем не собирался оставлять свой пост), в августе 1892 г. Витте добился места управляющего Министерством финансов. А 1 января 1893 г. Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины.

Правда, путь к этой вершине был заметно осложнен женитьбой С. Ю. Витте на Матильде Ивановне Лисаневич (урожденной Нурок). Это был не первый его брак. Первой женой Витте была Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) - дочь черниговского предводителя дворянства. Она была замужем, но не была счастлива в браке. Витте познакомился с ней еще в Одессе и, полюбив, добился развода.

С. Ю. Витте и Н. А. Спиридонова обвенчались (видимо, в 1878 г.). Однако прожили они недолго. Осенью 1890 г. супруга Витте скоропостижно скончалась.

Примерно через год после ее смерти Сергей Юльевич встретил в театре даму (тоже замужнюю), которая произвела на него неизгладимое впечатление. Стройная, с серо-зелеными грустными глазами, загадочной улыбкой, чарующим голосом, она показалась ему воплощенным очарованием. Познакомившись с дамой, Витте стал добиваться ее расположения, убеждая расторгнуть брак и выйти замуж за него. Чтобы добиться от ее несговорчивого мужа развода, Витте пришлось заплатить отступные и даже прибегнуть к угрозам административными мерами.

В 1892 г. он женился-таки на горячо любимой женщине и удочерил ее ребенка (своих детей у него не было).

Новый брак принес Витте семейное счастье, но поставил в крайне щекотливое социальное положение. Сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да еще в результате скандальной истории. Сергей Юльевич даже был готов «поставить крест» на карьере. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что этот брак только увеличивает его уважение к Витте. Тем не менее Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе.

Надо заметить, что отношения и самого Витте с высшим светом складывались далеко не просто. Великосветский Петербург косо смотрел на «провинциального выскочку». Его коробили резкость Витте, угловатость, неаристократичность манер, южный выговор, плохое французское произношение. Сергей Юльевич надолго стал любимым персонажем столичных анекдотов. Его быстрое продвижение вызывало неприкрытые зависть и недоброжелательство со стороны чиновников.

Наряду с этим к нему явно благоволил император Александр III. «...Он относился ко мне особливо благосклонно », - писал Витте, - «очень любил », «верил мне до последнего дня своей жизни ». Александру III импонировали прямота Витте, его смелость, независимость суждения, даже резкость его выражений, полное отсутствие подобострастия. Да и для Витте Александр III остался до конца жизни идеалом самодержца. «Истинный христианин », «верный сын православной церкви », «простой, твердый и честный человек », «выдающийся император », «человек своего слова », «царски благородный », «с царскими возвышенными помыслами », - так характеризует Витте Александра III.

Заняв кресло министра финансов, С. Ю. Витте получил большую власть: ему теперь были подчинены департамент железнодорожных дел, торговля, промышленность, и он мог оказывать давление на решение самых важных вопросов. И Сергей Юльевич действительно показал себя трезвым, расчетливым, гибким политиком. Вчерашний панславист, славянофил, убежденный сторонник самобытного пути развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца и заявил о своей готовности в течение короткого срока вывести Россию в разряд передовых промышленных держав.

На посту министра финансов

К началу XX в. экономическая платформа Витте приобрела вполне законченные очертания: в течение приблизительно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, обеспечить ускоренное промышленное развитие России путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вывоза. Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам; министр финансов выступал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя лекарством против бедности. Вторым важнейшим механизмом он считал неограниченное государственное вмешательство.

И это была не простая декларация. В 1894-1895 гг. С. Ю. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное обращение, обеспечив вплоть до первой мировой войны стране твердую валюту и приток иностранных капиталов. Кроме того, Витте резко увеличил налогообложение, особенно косвенное, ввел винную монополию, которая вскоре стала одним из основных источников правительственного бюджета. Еще одним крупным мероприятием, проведенным Витте в начале его деятельности, было заключение таможенного договора с Германией (1894 г.), после чего С. Ю. Витте заинтересовался даже сам О. Бисмарк. Это чрезвычайно льстило самолюбию молодого министра. «...Бисмарк...обратил на меня особое внимание , - писал он впоследствии, - и несколько раз через знакомых высказывал самое высокое мнение о моей личности ».

В условиях экономического подъема 90-х годов система Витте работала превосходно: в стране было проложено небывалое количество железных дорог; к 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов высоко котировались за границей. Авторитет С. Ю. Витте вырос неизмеримо. Министр финансов России стал популярной фигурой среди западных предпринимателей, привлек благосклонное внимание иностранной прессы. Отечественная же печать резко критиковала Витте. Бывшие единомышленники обвиняли его в насаждении «государственного социализма», приверженцы реформ 60-х годов критиковали за использование государственного вмешательства, русские либералы восприняли программу Витте как «грандиозную диверсию самодержавия, отвлекавшую внимание общества от социально-экономических и культурно-политических реформ». «Ни один государственный деятель России не был предметом столь разнообразных и противоречивых, но упорных и страстных нападок, как мой... муж , - писала впоследствии Матильда Витте. - При дворе его обвиняли в республиканизме, в радикальных кругах ему приписывали желание урезать права народа в пользу монарха. Землевладельцы его упрекали в стремлении разорить их в пользу крестьян, а радикальные партии - в стремлении обмануть крестьянство в пользу помещиков ». Обвиняли его даже в дружбе с А. Желябовым, в попытке привести к упадку сельское хозяйство России, чтобы доставить выгоды Германии.

В действительности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении. Витте был ярый сторонник самодержавия. Неограниченную монархию он считал «наилучшей формой правления » для России, и все, что им делалось, делалось с тем, чтобы укрепить и сохранить самодержавие.

С этой же целью Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь добиться пересмотра аграрной политики. Он сознавал, что расширить покупательную способность внутреннего рынка можно только за счет капитализации крестьянского хозяйства, за счет перехода от общинного землевладения к частному. С. Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской собственности на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине. В 1902 г. Витте добился создания специальной комиссии по крестьянскому вопросу («Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности»), которая ставила целью «водворить личную собственность в деревне ».

Однако на пути Витте встал его давний противник В. К. Плеве, назначенный министром внутренних дел. Аграрный вопрос оказался ареной противоборства двух влиятельных министров. Реализовать свои идеи Витте так и не удалось. Однако инициатором перехода правительства к буржуазной аграрной политике был именно С. Ю. Витте. Что же касается П. А. Столыпина, то впоследствии Витте неоднократно подчеркивал, что тот «обокрал » его, использовал идеи, убежденным сторонником которых был он сам, Витте. Именно поэтому Сергей Юльевич не мог вспоминать о П. А. Столыпине без чувства озлобления. «...Столыпин , - писал он, - обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования. По образованию и уму... Столыпин представлял собою тип штык-юнкера ».

Отставка

События начала XX в. поставили под сомнение все грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис резко затормозил развитие промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией.

Экономическая «система» Витте явно пошатнулась. Это дало возможность его противникам (Плеве, Безобразову и др.) постепенно оттеснить министра финансов от власти. Кампанию против Витте охотно поддержал Николай II. Надо заметить, что между С. Ю. Витте и Николаем II, вступившим на российский престол в 1894 г., установились довольно сложные отношения: со стороны Витте демонстрировались недоверие и презрение, со стороны Николая - недоверие и ненависть. Витте теснил собой сдержанного, внешне корректного и прекрасно воспитанного царя, постоянно оскорблял его, сам того не замечая, своей резкостью, нетерпеливостью, самоуверенностью, неумением скрыть свое неуважение и презрение. И было еще одно обстоятельство, которое превращало простое нерасположение к Витте в ненависть: все-таки без Витте никак нельзя было обойтись. Всегда, когда требовались в самом деле большой ум и изворотливость, Николай II, хоть и со скрежетом зубовным, обращался к нему.

Со своей стороны, Витте дает в «Воспоминаниях» весьма резкую и смелую характеристику Николаю. Перечисляя многочисленные достоинства Александра III, он все время дает понять, что его сын ни в коей мере ими не обладал. О самом же государе он пишет: «...Император Николай II... представлял собою человека доброго, далеко не глупого, но неглубокого, слабовольного... Основные его качества - любезность, когда он этого хотел... хитрость и полная бесхарактерность и безвольность ». Сюда же он добавляет «самолюбивый характер » и редкую «злопамятность ». В «Воспоминаниях» С. Ю. Витте немало нелестных слов досталось и императрице. Автор называет ее «странной особой » с «узким и упрямым характером », «с тупым эгоистическим характером и узким мировоззрением ».

В августе 1903 г. кампания против Витте увенчалась успехом: он был снят с должности министра финансов и назначен на пост председателя Комитета министров. Несмотря на громкое название, это была «почетная отставка», так как новый пост был несоизмеримо менее влиятелен. Вместе с тем Николай II не собирался окончательно удалять Витте, ибо тому явно симпатизировали императрица-мать Мария Федоровна и брат царя великий князь Михаил. Кроме того, на всякий случай Николай II и сам хотел иметь под рукой такого опытного, умного, энергичного сановника.

Новые победы

Потерпев поражение в политической борьбе, Витте не вернулся к частному предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные позиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не потерять окончательно расположения царя, почаще привлекать к себе «высочайшее внимание», укреплял и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.

Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давний противник Витте министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача. Несмотря на то, что Сергей Юльевич успешно выполнил возложенную на него миссию - заключил новое соглашение с Германией, - Николай II назначил министром внутренних дел князя Святополка-Мирского.

Пытаясь обратить на себя внимание, Витте принимает самое активное участие в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательстве, пытается добиться расширения компетенции Комитета министров. Он использует даже события «Кровавого воскресенья», чтобы доказать царю, что без него, Витте, тому не обойтись, что если бы Комитет министров под его председательством был наделен реальной властью, то такой поворот событий был бы невозможен.

Наконец 17 января 1905 г. Николай II, несмотря на всю свою неприязнь, все-таки обращается к Витте и поручает ему организовать совещание министров по «мерам, необходимым для успокоения страны» и возможным реформам. Сергей Юльевич явно рассчитывал на то, что это совещание ему удастся преобразовать в правительство «западноевропейского образца» и стать во главе его. Однако в апреле того же года последовала новая царская немилость: Николай II совещание закрыл. Витте вновь оказался не у дел.

Правда, на сей раз опала длилась недолго. В конце мая 1905 г. на очередном военном совещании окончательно прояснилась необходимость скорейшего прекращения войны с Японией. Вести нелегкие переговоры о мире было поручено Витте, который неоднократно и весьма успешно выступал в качестве дипломата (вел переговоры с Китаем о постройке КВЖД, с Японией - о совместном протекторате над Кореей, с Кореей - о русском военном инструктаже и русском управлении финансами, с Германией - о заключении торгового договора и др.), проявляя при этом недюжинные способности.

На назначение Витте чрезвычайным послом Николай II пошел с большой неохотой. Витте давно подталкивал царя начать мирные переговоры с Японией, чтобы «хотя немного успокоить Россию ». В письме к тому от 28 февраля 1905 г. он указывал: «Продолжение войны более нежели опасно: дальнейшие жертвы страна при существующем состоянии духа не перенесет без страшных катастроф ...». Он вообще считал войну гибельной для самодержавия.

23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Это была блестящая победа Витте, подтверждавшая его выдающиеся дипломатические способности. Из безнадежно проигранной войны талантливому дипломату удалось выйти с минимальными потерями, добившись при этом для России «почти благопристойного мира ». Несмотря на свое нерасположение, царь по достоинству оценил заслуги Витте: за Портсмутский мир ему был присвоен графский титул (кстати, Витте тут же издевательски прозовут «графом Полусахалинским», обвинив тем самым в уступке Японии южной части Сахалина).

Манифест 17 октября 1905 года

Вернувшись в Петербург, Витте с головой погрузился в политику: принимает участие в «Особом совещании» Сельского, где разрабатывались проекты дальнейших государственных преобразований. По мере нарастания революционных событий Витте все настойчивее показывает необходимость «сильного правительства», убеждает царя, что именно он, Витте, сможет сыграть роль «спасителя России». В начале октября он обращается к царю с запиской, в которой излагает целую программу либеральных реформ. В критические для самодержавия дни Витте внушает Николаю II, что у того не осталось иного выбора, кроме как либо учредить в России диктатуру, либо - премьерство Витте и сделать ряд либеральных шагов в конституционном направлении.

Наконец, после мучительных колебаний, царь подписывает составленный Витте документ, который вошел в историю как Манифест 17 октября 1905 г. 19 октября царь подписал указ о реформировании Совета министров, во главе которого был поставлен Витте. В своей карьере Сергей Юльевич достиг вершины. В критические дни революции он стал главой правительства России.

На этом посту Витте продемонстрировал удивительную гибкость и способность к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то твердым, безжалостным охранителем, то искусным миротворцем. Под председательством Витте правительство занималось самыми разнообразными вопросами: переустраивало крестьянское землевладение, вводило исключительное положение в различных регионах, прибегало к применению военно-полевых судов, смертной казни и других репрессий, вело подготовку к созыву Думы, составляло Проект Основных законов, реализовывало провозглашенные 17 октября свободы.

Однако возглавляемый С. Ю. Витте Совет министров так и не стал подобным европейскому кабинетом, а сам Сергей Юльевич пробыл на посту председателя всего полгода. Все более усиливавшийся конфликт с царем вынудил его подать в отставку. Это произошло в конце апреля 1906 г. С. Ю. Витте пребывал в полной уверенности, что выполнил главную свою задачу - обеспечил политическую устойчивость режима. Отставка по сути стала концом его карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все еще являлся членом Государственного совета, часто выступал в печати.

Надо заметить, Сергей Юльевич ожидал нового назначения и старался приблизить его, вел ожесточенную борьбу сначала против Столыпина, занявшего пост председателя Совета министров, затем против В. Н. Коковцова. Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных противников позволит ему вернуться к активной политической деятельности. Он не терял надежды вплоть до последнего дня своей жизни и даже был готов прибегнуть к помощи Распутина.

В начале первой мировой войны, предсказывая, что она закончится крахом для самодержавия, С. Ю. Витте заявил о готовности взять на себя миротворческую миссию и попытаться вступить в переговоры с немцами. Но он был уже смертельно болен.

Смерь «Великого реформатора»

Скончался С. Ю. Витте 28 февраля 1915 г., немного не дожив до 65 лет. Хоронили его скромно, «по третьему разряду». Никаких официальных церемоний не было. Более того, рабочий кабинет покойного был опечатан, бумаги конфискованы, на вилле в Биаррице произведен тщательный обыск.

Смерть Витте вызвала довольно широкий резонанс в русском обществе. Газеты пестрели заголовками типа: «Памяти большого человека», «Великий реформатор», «Исполин мысли». Многие из тех, кто близко знал Сергея Юльевича, выступили с воспоминаниями.

После смерти Витте его политическая деятельность была оценена крайне противоречиво. Одни искренне считали, что Витте оказал родине «великую услугу », другие утверждали, что «граф Витте далеко не оправдал возлагавшихся на него надежд », что «он ни в чем не принес стране действительной пользы », и даже, напротив, деятельность его «скорее должна считаться вредной ».

Политическая деятельность Сергея Юльевича Витте была действительно крайне противоречива. Порой она сочетала в себе несоединимое: стремление к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу против международно-политических последствий этого привлечения; приверженность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ, подрывавших его традиционные устои; Манифест 17 октября и последующие меры, которые свели его практически к нулю, и т.д. Но как бы ни оценивались итоги политики Витте, несомненно одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение «великой России». И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты.

Статья: "История России в портретах". В 2-х тт. Т.1. с.285-308

ВИТТЕ Сергей Юльевич , граф (1905), российский государственный деятель, почётный член Петербургской Академии Наук (1893), действительный тайный советник (1899). Дворянин. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе (1870) со степенью кандидат математики. Отказавшись от преподавательской карьеры, в 1870 году поступил служить на казённую Одесскую железную дорогу (с 1877 начало эксплуатации дороги), которая в 1878 году вошла в акционерное общество Юго-Западных железных дорог (с 1886 Витте - его управляющий). Заслужил высочайшую благодарность за то, что способствовал организации быстрой переброски войск и грузов на театр военных действий во время русско-турецкой войны 1877-78 годов. Выступил инициатором научной разработки железнодорожных тарифов, книга Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883) сделала его авторитетом в этой сфере. Участвовал в работе Особой высшей комиссии для исследования железнодорожного дела в России, один из главных составителей Общего устава российских железных дорог (принят в 1885). По инициативе министра финансов И. А. Вышнеградского (покровительствовал Витте) в 1889 году назначен директором Департамента железнодорожных дел и председателем Тарифного комитета Министерства финансов.

На формирование политических взглядов Витте ещё в юности оказал влияние дядя - славянофильский публицист Р. А. Фадеев. Общественная позиция Витте достаточно долго характеризовалась ярко выраженным консерватизмом. После убийства императора Александра II членами организации «Народная воля» Витте выступил одним из инициаторов создания «Священной дружины» (1881) - монархической конспиративной организации, которая в борьбе с революционерами должна была взять на вооружение их же террористические методы (сам Витте активного участия в её деятельности не принимал). Витте подчёркивал, что, «не будь неограниченного самодержавия, не было бы Российской великой империи». В записке императору Николаю II, поданной в связи с проектом введения земств в западных губерниях (1899), Витте доказывал, что земство может привести к конституции, которая в России «при её разноязычности и разноплемённости... неприменима без разложения государственного режима». Экономические взгляды Витте эволюционировали от славянофильских представлений об особом пути России до признания в конце 1880-х годов неизбежности капиталистического развития страны по примеру промышленного Запада. Витте стал последователем немецкого экономиста Ф. Листа, чью теорию он пропагандировал в книге «Национальная экономия и Фридрих Лист» (1889); считал, что для успешного развития народного хозяйства необходимо учитывать национальные особенности, а преимущество России видел тогда в сильной самодержавной власти, способной проводить коренные преобразования в интересах всего населения.

С февраля 1892 года Витте - управляющий Министерством путей сообщения. Министр финансов . Усиливая позиции Министерства финансов, Витте привлёк к работе в нём крупных специалистов и предпринимателей - П. Л. Барка, В. Н. Коковцова, Д. И. Менделеева, А. И. Путилова, И. П. Шипова. На посту министра Витте пользовался полной поддержкой Александра III и Николая II в первые годы его царствования. Первоочередной задачей считал развитие отечественной промышленности. Проводя политику протекционизма, предоставлял выгодные казённые заказы и льготы отдельным предприятиям и целым отраслям (химической, машиностроительной, металлургической и др.). Особое внимание уделял привлечению в промышленность иностранных капиталов (называл их «лекарством против бедности»). Участвовал в разработке таможенного тарифа 1891 года, который носил запретительный характер для ввоза иностранных товаров и вызвал таможенную войну с Германией. Добился для Министерства финансов права по согласованию с МИДом увеличивать ставки таможенных тарифов для стран, препятствовавших экспорту российских товаров (1893). Заключил в 1894 году компромиссный русско-германский торговый договор и аналогичные двусторонние соглашения с Австро-Венгрией и Францией. Для увеличения числа специалистов в народном хозяйстве по ходатайству Витте открыты Киевский, Варшавский (оба в 1898) и Санкт-Петербургский (1902) политехнический институты (первоначально находились в ведении Министерства финансов, которое в 1892-1902 открыло ещё 188 различных учебных заведений, главным образом коммерческих училищ). Используя находившиеся под государственным контролем Учётно-ссудный банк Персии и Русско-Китайский банк (созданы по инициативе Витте соответственно в 1894 и 1895), Витте стремился обеспечить российским товарам выход на азиатские рынки. Совместно с министром иностранных дел В. Н. Ламздорфом выступал за постепенное установление экономического контроля над Маньчжурией, в связи с этим вступил в конфронтацию с группой влиятельных придворных и государственных деятелей, настаивавшей на политической экспансии в северо-восточном Китае и Корее (А. М. Безобразов, В. К. Плеве и др.).

Одним из главных направлений деятельности Витте было развитие железных дорог (став министром финансов, Витте сохранил влияние на Министерство путей сообщения), которые Витте рассматривал как кровеносную систему народного хозяйства. Он продолжил политику расширения государственного сектора (за время пребывания Витте на посту министра финансов казной было выкуплено свыше 15 тысяч км железнодорожных путей, построено около 27 тысяч км). Витте считал «задачей первостепенного значения» строительство Транссибирской магистрали (её называли разорительной для казны его предшественники Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградский). Он указывал на большое значение такой дороги для освоения Сибири и рассчитывал с её помощью направить мировую транзитную торговлю вместо Суэцкого канала через Россию. Несмотря на значительное превышение первоначальной сметы, Витте обеспечил финансирование этого грандиозного строительства и его завершение в сжатые сроки. В 1896 году, подкупив китайского государственного деятеля Ли Хунчжана, Витте добился предоставления Российской империи выгодной концессии на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), прошедшей через северо-восточный Китай.

Добиваясь своих целей и полемизируя с противниками, Витте использовал различные средства, в том числе финансирование отдельных журналистов или органов печати (позицию Витте отстаивали газеты «Биржевые ведомости», «Русские ведомости» и др., а также ряд зарубежных периодических изданий).

Задачам промышленного развития и железнодорожного строительства была подчинена и политика Витте, направленная на реформирование финансовой системы, характеризовавшейся к началу 1890-х годов избытком денежной массы, неустойчивостью кредитного рубля и его слабой конвертируемостью. Под руководством Витте Министерство финансов в 1895-97 годах осуществило введение золотого монометаллизма, завершившего одну из важнейших денежных реформ в истории России (её подготовка начата предшественниками Витте). Витте увеличил налоги, главным образом косвенные, в 1895-1902 годах ввёл винную монополию, доходы от которой стали одной из важнейших статей государственного бюджета. Инвестиции в железнодорожную отрасль Витте осуществлял во многом и за счёт государственных займов, размещаемых на иностранных рынках среди мелких и средних вкладчиков (современники говорили, что русские железные дороги построены на деньги немецких кухарок). Общий баланс государственного бюджета за время пребывания Витте на посту министра финансов вырос на 114,5%.

Начиная государственную деятельность, Витте в области социальных отношений считал необходимым сохранение общины и сословной обособленности крестьян, но в середине 1890-х годов пришёл к выводу о том, что для создания ёмкого внутреннего рынка необходимо уравнять в правах крестьян с остальным населением и предоставить им возможность свободного выхода из общины. В 1902-05-е годы отстаивал эти идеи в качестве председателя Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности. При поддержке Витте разработан закон об отмене круговой поруки в сельской общине (принят в 1903). В «Записке по крестьянскому делу» (опубликован в 1905) Витте подчёркивал, что община является «неодолимым препятствием к улучшению земледельческой культуры», что она уже перестала сдерживать имущественное расслоение среди крестьян. Вместе с тем Витте выступал против насильственной ломки общины. Он считал также, что переход к частной земельной собственности займёт долгое время. Намеченные Особым совещанием предложения впоследствии были использованы среди других мер при проведении столыпинской аграрной реформы.

Противники Витте обвиняли его в проведении антидворянской политики, увлечении развитием промышленности в ущерб сельскому хозяйству, «фабрикации фабрикантов», неспособных существовать без помощи государства, росте внешней задолженности. Постепенно Витте перестал пользоваться поддержкой императора Николая II, что привело к его отставке с поста министра финансов и назначению на менее влиятельный пост председателя Комитета министров (1903). Член Государственного совета (1903).

Под воздействием поражений России в русско-японской войне 1904-05 и начавшейся Революции 1905-07 годов Витте выступал за скорейшее заключение мирного договора с Японией. Император Николай II назначил Витте главой российской делегации на мирных переговорах с Японией. Витте заключил Портсмутский мир 1905 года, за выполненную миссию получил титул графа, а от своих противников - прозвище «граф Полусахалинский» (условия мира предусматривали передачу Японии южной части острова Сахалин).

Революционные события 1905 года способствовали изменению политических взглядов Витте. Во время Октябрьской всеобщей политической стачки 1905 года он представил императору записку, в которой констатировал, что «государственная власть должна быть готова вступить и на путь конституционный». Витте стал настаивать на немедленном даровании населению гражданских свобод, созыве законодательного народного представительства и создании объединённого правительства. Под его руководством подготовлен Манифест 17 октября 1905 года.

Одновременно с изданием манифеста Витте назначен председателем реформированного Совета министров . Пытаясь создать «кабинет общественного доверия», он предложил войти в состав правительства лидерам либеральной оппозиции (А. И. Гучкову, П. Н. Милюкову, М.А. Стаховичу, Е. Н. Трубецкому и др.), но они выдвинули требование созыва Учредительного собрания и ряд других неприемлемых для власти условий. Тогда Витте сформировал «деловой кабинет» из чиновников. Находясь во главе объединённого правительства, он оказался под огнём критики и правых (считали его скрытым «пособником революции»), и левых (осуждали его за «охранительную» политику). Поскольку уступки государства обществу не прекратили антиправительственных выступлений, Витте одобрил направление карательных отрядов для подавления Декабрьских вооружённых восстаний 1905 года. В апреле 1906 года он заключил иностранный заём в 2,25 миллиарда франков (в левой печати назван «займом на подавление революции»). Витте поддержал преобразование Государственного совета в верхнюю законодательную палату (февраль 1906), которая должна была служить противовесом Государственной думе, при подготовке Основных государственных законов 1906 года отстаивал ограничение прав Думы. Столкнувшись с тем, что по итогам выборов в Думу её большинство составили левые депутаты, и не рассчитывая на конструктивную работу с ними, Витте подал в отставку накануне начала заседаний Государственной думы. В 1907 году лидеры Союза русского народа организовали неудавшееся покушение на его жизнь. В 1911-1915-е годы Витте - председатель Комитета финансов.

Автор воспоминаний, завещал опубликовать их после его смерти (рукопись хранил за границей). Впервые они изданы в 1922 году в Германии в редакции И. В. Гессена, переизданы в Москве в 1960 году, в оригинальной редакции записки Витте изданы в Санкт-Петербурге в 2003 году. В них представлена детальная картина российской политической жизни и характеристика крупных государственных деятелей конца 19 - начала 20 века. Ряд событий, а также позиция некоторых политических противников Витте искажены им.

Награждён орденами Святого Александра Невского (1906), Святого Владимира 1-й степени (1913), французским орденом Почётного легиона (1894) и др.

Соч.: Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. 2-е изд. СПб., 1912.

Лит.: Тарле Е. В. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики. Л., ; Mehlinger Н. D., Thompson J. М. Count Witte and the Tsarist government in the 1905 revolution. Bloomington, 1972; Laue Т. Н. S. Witte and the industrialization of Russia. N. Y., 1974; Игнатьев А. В. С. Ю. Витте - дипломат. М., 1989; Ананьич Б. В., Ганелин Р.Ш. С. Ю. Витте - мемуарист. СПб., 1994; они же. С. Ю. Витте и его время. СПб., 1999; Корелин А. П., Степанов С. А. С. Ю. Витте - финансист, политик, дипломат. М., 1998; С. Ю. Витте - государственный деятель, реформатор, экономист: В 2 часть М., 1999.