Считается ли пост действительным. О том, как правильно делать намерение для соблюдения поста. Время соблюдения поста в исламе

Вопрос: Работаю в ночную смену. В месяц Рамазан, перед тем как лечь спать, забыл сделать намерение на пост. Когда проснулся, уже читали азан на полуденный намаз. Мне сказали, что теперь делать намерение поздно, время намерения прошло. Я про себя подумал может есть какой-то выход и не ел, не пил до времени разговления. Я оставался словно постящийся человек. Я должен восполнить этот день поста?

Ответ: Пост без намерения, не считается действительным. Вы должны будете восполнить один день поста. Но в таких случаях, чтобы не прерывать и сохранить начатое поклонение можно воспользоваться другим решением по этому поводу, или же воспользоваться решением других трех мазхабов. По мнению Имама Зуфара, муджтахида мазхаба Ханафи, пост без намерения действителен. По мнению этого ученого, если намерение было забыто или намерение не было сделано по каким-либо другим причинам, а пост этого дня не был нарушен никакими действиями, то будет считаться что пост был выдержан. В таких случаях нужно действовать по мнению Имама Зуфара.

ОДНО НАМЕРЕНИЕ НА ВЕСЬ МЕСЯЦ

Вопрос: В начале месяца Рамазан, я сделал намерение на пост на весь месяц. Затем, в течении всего месяца постился уже не делая другого намерения. Позже я узнал, что оказывается намерение нужно делать на каждый день поста. Я должен восполнить посты за те дни на которые не делал намерения?

Ответ: Намерение нужно делать на каждый день отдельно, но необязательно это произносить вслух. Например, само то что человек встает на сахур (прием пищи перед постом) уже является намерением на пост наступающего дня. Будет считаться намерением если человек подумает что завтра будет держать пост. Человек легший спать с намерением проснуться на сахур, но проспавший, будет считаться сделавшим намерение так, как у него было намерение на пост. Если не было подобных намерении, то можно последовать мнению Имама Зуфара и пост будет засчитан. По мазхабу Малики, достаточно сделать одно намерение в начале месяца Рамазан. Шафииту не потребуется восполнить посты если он скажет: «Свой пост держал по мазхабу Малики»

ПРО ЗАБЫТОЕ НАМЕРЕНИЕ В МАЗХАБЕ ШАФИИ

Вопрос: Может ли шафиит сделать намерение на пост тогда, когда встало солнце, если лег спать без намерения на пост, проспал сахур, а проснулся когда солнце уже встало?

Ответ: По мазхабу Шафии намерение должно быть сделано до времени Имсак. В случае если намерение было забыто, шафиит следует мазхабу Ханафи и держит пост. В подобных ситуациях, когда возникает препятствие на соблюдение поста, нужно находить выход из ситуации воспользовавшись мнением ученых четырех мазхабов и спасти начатое поклонение.

Наступил месяц Рамадан, и у мусульман, как всегда появляются вопросы, связанные с соблюдением поста в месяц Рамадан. В частности, люди, которые не соблюдают все обязанности Ислама и не отстраняются от всех его запретов, — находятся в раздумье, держать им пост или нет. К примеру, люди, которые не совершают намаз, или женщины, которые не покрываются, совершают какие-то явные грехи, такие люди стоят перед выбором, стоит ли им держать пост, будет ли их пост действительным, если они не соблюдают других религиозных предписаний, совершают грехи и прочее. Каждый из людей, которые находятся в подобной ситуации, задает себе такой вопрос. Тем более, что иногда практикующие, но невежественные мусульмане говорят таким людям: «Зачем тебе поститься, если ты не делаешь намаз, не носишь хиджаб, твой пост не примется».

Здесь нужно понимать, что обязанности Ислама носят индивидуальный характер, и они не зависят друг от друга. Если человек не совершает намаз и держит пост, это не значит, что его пост не примется, действительность поста никак не связана с действительностью намаза. То же самое, если женщина не носит хиджаб: это не значит, что хиджаб является условием действительности поста – если она не носит хиджаб и постится, ее пост зачтется. Поэтому тем, кто сомневается, нужно отбросить сомнения и начать поститься, чтобы пост стал причиной преображения человека и его изменения.

Это правило выводится из Корана, где Всевышний Аллах говорит в суре Бакара: «О те, которые уверовали! (это обращение к каждому верующему – к каждому человеку, который считает себя мусульманином, даже если он не соблюдает религию). «Вам предписан пост так же, как он был предписан предыдущим общинам». Пост не является чем-то уникальным для мусульман, он был предписан и общинам других пророков как вид поклонения.

Далее Всевышний Аллах говорит: «Возможно, вы проявите богобоязненность» — то есть, возможно этот пост, если вы будете его соблюдать должным образом, изменит вас — человек, который не делал намаз, если будет держать пост, этот пост его духовно изменит.

Поэтому человеку в этом месяце следует посетить мечеть – чтобы она не была чуждым для человека местом, чтобы он знал, как войти туда, как совершить намаз – если он не умеет, просто посмотреть, как другие люди совершают намаз, чтобы устранить эту отчужденность современного человека, живущего неисламскими ценностями, от мечети. И лучшим временем для этого является месяц Рамадан. Поэтому нужно стараться держать пост, чтобы видеть в нем не просто какой-то обычай предков или магический ритуал, который совершают без смысла и понимания. А это деяние, которое изменяет наше сердце – когда мы будем испытывать голод и жажду и будем сострадать людям, у которых нет еды, для которых даже вода — это роскошь. И когда мы испытаем этот состояние, оно должно изменить нас и поменять наше ощущение жизни.

Ценность этого месяца огромна. Нужно понимать, что у этого месяца есть определенный баракат, милость Аллаха, и эту милость нельзя получить, соблюдая пост в другое время. Это милость Аллаха, которую Он дает именно в это время. Поэтому Рамадан — это лучшее время, чтобы покаяться в своих грехах, сделать таубу и стараться измениться. И если человек чего-то из религии не соблюдает – это лучшее время сделать дуа и попросить Аллаха чтобы Он дал мужество и силу соблюдать религию.

По достоверному слову, намерение, произнесённое в начале ночи, тоже является достаточным. Есть алимы, которые говорят, что недостаточным является намерение, произнесённое в первой половине ночи, и необходимо произнести его во второй половине, объясняя это тем, что втораячасть ночи ближе непосредственно к посту. Если после произнесения намерения ночью ещё до рассвета совершить действия, нарушающие пост (приём пищи, близость с женой), это не повредит посту. Если кто-то после произнесения намерения уснул, то намерение обновлять не нужно, но желательно. Впадение в неверие (куфр), (муртадство) портит намерение. Если человек , впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение, произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?

Если забыл прочитать намерение ночью

Если кто-либо до наступления рассвета забыл произнести намерение, то пост в этот день не будет считаться. Но из уважения к Рамадану в этот день он не должен делать что-либо, нарушающее пост. Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда дня поста, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.

Также при намерении можно не называть месяц и день для суннат-поста (Шавваль, Ашура, Арафа, белые дни и т.д.). Достаточно сказать «поститься завтра», но лучше называть эти дни. Вместе с тем, если в эти дни произнести намерение соблюдать пост (возмещающий или другие суннат - посты), то можно получить воздаяние как за оба поста.

Лица, пропустившие пост в месяц Рамадан

1. Это те, которым не нужно выплачивать каффарат – фидья, они лишь возмещают пост.В эту категорию входят шестеро, которые должны соблюдать имсак: потерявший сознание; опьяневший по своей вине; сошедший с ума; пропустивший пост в пути (путник); больной или тот, кто от голода, жажды, тяжёлой работы или имея грудного ребёнка , или беременна и, боясь трудностей, которые могут их постигнуть при посте, не постились, а также и женщина в период месячных и послеродовых выделений. Эта вся категория обязана лишь возместить пропущенный пост. Все четыре имама согласились с тем, что, если находящийся в пути человек по своему желанию прервёт пост, поев или выпив воду, то этот день он должен возместить и в остальное время дня соблюдать имсак. Более того, имамы Абу Ханифа и Малик говорят, что он должен выплатить каффарат.

По мазхабу имама Ахмада каффарат на такого не налагают, по наиболее достоверному слову имама аш-Шафии – тоже не налагают. Также имамы согласились с тем, что пропущенный по своему желанию один пост нужно возместить одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что по каждому дню возмещается по месяцу, Нахаи говорит, что тысяча дней нужно возместить, а Ибну Масуд сказал, что, всю жизнь возмещая, не восполнить пропущенный в месяц Рамадан пост;

2. Те, которые выплачивают лишь фидья, т. е. не должны возмещать посты. Это неспособные поститься старики; безнадёжно больной (это определяется заключением одного или двух богобоязненных врачей).Неспособность поститься определяют по сильной непривычной трудности, которая настигнет человека с постом или болезнью, которая позволяет совершить таяммум. Неспособными же они должны быть во все

В переводе с арабского языка слово «савм» означает «воздержание от чего-либо», а в религиозной терминологии означает особое воздержание, требуемое от особого человека в особое время.

Для вменения в обязанность поста с терминологическим смыслом есть три условия :

Ислам, то есть чтобы человек придерживался религии Ислам;

Совершеннолетие;
Умственная полноценность .

Обязательность поста установлена Кораном, Сунной и единогласным решением всей мусульманской уммы.

Всевышний Аллах сказал:

فمن شهد منكم الشهر فليصمه

(смысловой перевод): «Тот, кого из вас застигнет месяц Рамазан, пусть соблюдает пост ».
В достоверном хадисе сказано:

بني الإسلام على خمس

(смысловой перевод): «Религия Ислам строится на пяти вещах: <…> пост в месяц Рамазан ».
Учёные единогласно сошлось на том, что пост в месяц Рамазан обязателен. Пост не возлагается на неверного, ребёнка и сумасшедшего.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

رفع القلم عن ثلاثة

(смысловой перевод): «На троих не возлагаются обязательства», после чего упомянул ребёнка и сумасшедшего» .

Что же касается того, кто вообще не в силах соблюдать пост, или того, кому соблюдение поста нанесёт неисправимый вред из-за старости или болезни, от которой нет надежды на выздоровление, – пост не возлагается на такого человека. Тем не менее, на такого человека возлагается выплата одного мудда (мера веса, равная шестистам граммам того, что чаще всего используется в пищу, – у нас это пшеница) за каждый пропущенный день, если он в состоянии выплатить, а если нет, то насчёт обязанности выплаты мудда есть разногласия.

У поста пять обязательств:

1) намерение;
2) воздержание от питья;
3) от еды;
4) от половой близости;
5) от вызывания рвоты.

Пост не считается действительным без намерения. Намерение необходимо совершать сердцем, при этом не является обязательным произнесение его языком, и в этом нет разногласий среди учёных. Намерение обязательно совершать для каждого дня поста, совершается оно ночью, начиная с вечернего азана и до утреннего азана. Если человек вознамерится совершить намерение на месяц, то действительным будет первый пост. Ещё обязательно определить при намерении обязательность поста. Также обязательно совершить его ночью, как об этом было сказано. Приём пищи, питьё, сон и половая близость не нарушают намерение, если это было до утреннего азана. Если человек вознамерится с восходом солнца, то его намерение не считается, так как он не совершил его ночью.

Самое полноценное намерение таково: «Я намереваюсь соблюдать обязательный пост завтра своевременно за месяц Рамазан этого года ради Аллаха ». Необходимо знать, что надо быть твёрдым в намерении. Если человек вознамерится прекратить пост, то он не нарушается.

Знай, что постящемуся необходимо воздерживаться от того, что разговляет. Это кушанье и питьё, если даже будет малым, при умышленном употреблении. А также всё то, что можно проглотить.

Правило – проникновение любого тела снаружи вовнутрь в открытый проход приводит к разговению, если человек допустит это умышленно, помня о посте. Внутренностью считается любое отверстие, даже если оно не способно переваривать пищу. Если человек капнет в ухо что-нибудь или введёт карандаш или соломинку, то это приведёт к разговению.

Подкрашивание сурьмой глаз не портит пост, так как глаз не считается отверстием. Если кто-либо воткнёт нож себе в бедро, он не разговеется, потому что это не считается отверстием и ёмкостью. Если проткнуть живот, то пост нарушается, так как живот есть ёмкость и внутренность.

Проглатывание слюны не портит пост. Если же слюна будет смешана с чем-нибудь другим – при этом не имеет значения, является ли это чем-то чистым, к примеру намоченная слюной окрашенная нитка, или нечистым, к примеру дёсны кровоточат и из-за этого изменилась слюна, – это тоже, без тени сомнений, портит пост. Если слюна выйдет на губу и человек проглотит её, то пост нарушается. Если намочить нитку своей слюной, затем вернуть её обратно в свою ротовую полость (если на нитке будет жидкость) и проглотить после этого слюну, то портится пост. Если человек высунет свой язык со слюной на кончике, заведёт его обратно в рот и проглотит слюну, то пост не нарушается.

Если мокрота стечет из носа к глотке, если человек не в силах выплюнуть её и она попадет вовнутрь, то пост не портится, а если он мог выплюнуть и не выплюнул и она попала вовнутрь, то в этом случае пост нарушается из-за его халатности.

Если он сполоснёт рот или наберёт воды в нос и проявит чрезмерность, то пост нарушается, а если нет, то нет, – это тогда, когда он помнит о посте. Если же человек забылся, то пост не нарушается. Если при споласкивании рта для того, чтобы очистить его от чего-то нечистого, вода случайно попадёт вовнутрь, то пост не нарушается.