Руководство деятельности органов федеральной службы безопасности. Органы государственной безопасности. Федеральные органы государственной охраны

Обеспечение безопасности в учебной литературе по курсу “Правоохранительные органы Российской Федерации” обычно рассматривалось в качестве функции лишь федеральной службы безопасности (ФСБ). В учебнике под ред. проф. В.П. Ботнева дана характеристика более широкого круга органов безопасности, что представляется вполне оправданным с учетом положений Закона РФ “О безопасности”. В соответствии с Законом РФ “О безопасности” органами обеспечения безопасности РФ являются: Вооруженные Силы, органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, внутренние войска , пограничные войска, органы, обеспечивающие безопасное проведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и сельском хозяйстве, службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения. Создание органов обеспечения безопасности, не предусмотренных законом РФ, не допускается.

Каждый из этих органов обладает собственными задачами и компетенцией. Одни создаются для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, органы внешней разведки), другие - для отражения внутренних угроз безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска). Некоторые органы обеспечивают безопасность как от внутренних, так и от внешних угроз. К ним относятся федеральная служба безопасности, таможенные органы .

Общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента РФ . Он возглавляет Совет Безопасности, совместно с Федеральным Собранием определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности.

Совет Безопасности РФ является конституционным органом, на который возложена подготовка решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности личности , общества и государства , обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий.

Совет Безопасности организуется и действует в соответствии с Конституцией РФ , Законом “О безопасности” и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ.

Задачами Совета Безопасности являются:

  • определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
  • разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организации подготовки федеральных программ ее обеспечения;
  • подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
  • подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения ;
  • разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности ;
  • совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

В состав Совета Безопасности входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. Секретарь Совета Безопасности является его постоянным членом и назначается Президентом РФ. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Ими могут быть руководители федеральных министерств и ведомств - внутренних дел, внешней разведки и другие должностные лица.

Совет Безопасности может образовывать постоянные и временные межведомственные комиссии.

Совет Безопасности является совещательным органом. Его решения вступают в законную силу только после утверждения их Председателем Coвета Безопасности - Президентом РФ. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ.

Органы федеральной службы безопасности

Органы внешней разведки

Органами внешней разведки являются специальные государственные органы , осуществляющие защиту граждан , общества и государства от внешней угрозы. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других органов исполнительной власти органами внешней разведки.

Деятельность органов внешней разведки, их организация осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О внешней разведке”. Она заключается в добывании и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах иностранных государств, организаций и лиц, оказании содействия в обеспечении безопасности граждан.

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов законности , разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти , входящих в состав сил обеспечения безопасности РФ, уважения прав и свобод человека и гражданина , сочетания гласных и негласных методов и средств.

Задачами органов внешней разведки являются обеспечение Президента , Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействие экономическому, научно-техническому прогрессу страны.

Разведывательную деятельность запрещено осуществлять для достижения антигуманных и не предусмотренных законом целей.

Осуществление разведывательной деятельности возложено на:

  • Службу внешней разведки Российской Федерации;
  • органы разведки Министерства обороны;
  • органы разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;
  • органы разведки Федеральной пограничной службы РФ;
  • органы разведки Федеральной службы безопасности РФ .

В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведки используются как гласные, так и негласные средства и методы. На территории Российской Федерации применение этих средств и методов в отношении граждан РФ не допускается.

Надзор за соблюдением законов органами внешней разведки осуществляет прокуратура . За деятельностью органов внешней разведки установлен парламентский контроль , осуществляемый в порядке, предусмотренном законом. Общее руководство органами внешней разведки, включая контроль и координацию деятельности, осуществляет Президент РФ.

Федеральная пограничная служба Российской Федерации

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС) является федеральным органом исполнительной власти , обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны государственной границы , территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

Организация и деятельность Федеральной пограничной службы осуществляется на основании Закона РФ “О Государственной границе Российской федерации”, а также Положения о Федеральной пограничной службе РФ, утвержденного Указом Президента РФ .

Органы федеральной пограничной службы образуют централизованную систему, возглавляемую Федеральной пограничной службой РФ. В эту систему включаются:

  • органы пограничного контроля ;
  • органы внешней разведки;
  • оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность ;
  • пограничная стража;
  • пограничные войска и воинские образовательные учреждения;
  • другие органы пограничной службы, подчиненные Федеральной пограничной службе РФ.

Федеральная пограничная служба РФ и ее органы находятся в ведении Президента РФ по вопросам, закрепленным за ними Конституцией РФ , и подчиняются Правительству РФ .

Федеральная пограничная служба РФ в пределах своей компетенции совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает защиту государственной границы на суше, море, реках, иных водоемах, в пунктах пропуска через государственную границу; организует пропуск через государственную границу РФ лиц, животных, транспортных средств и грузов; организует разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; обеспечивает руководство органами и войсками федеральной пограничной службы; участвует в подготовке органами государственной власти нормативных и иных правовых актов, касающихся сферы охраны государственной границы; осуществляет взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств .

Органы федеральной пограничной службы обязаны всеми мерами не допустить противоправное изменение прохождения государственной границы, осуществлять контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах прохода государственной границы. В связи с этим они осуществляют:

  • режимно-пропускную деятельность;
  • разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
  • войсковую и военно-техническую деятельность;
  • производство по делам об административных правонарушениях и дознание.

Осуществляя военно-техническую деятельность, органы федеральной пограничной службы возводят необходимые инженерно-технические сооружения, создают и строят средства связи, коммуникации, размещают и используют технику и вооружение на предоставленной им территории . Войсковая деятельность осуществляется пограничными войсками как самостоятельно, так и совместно с внутренними войсками и Вооруженными Силами РФ.

В ходе режимно-пропускной деятельности органы федеральной пограничной службы имеют право находиться на любых участках местности и передвигаться по ним, требовать от владельцев земельных участков выделения мест для передвижения пограничных нарядов; проверять документы, производить досмотр транспортных средств и перевозимых грузов; задерживать лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима государственной границы, пограничного режима и режима пунктов пропуска через государственную границу, производить их личный досмотр; останавливать, досматривать и задерживать невоенные корабли, допустившие нарушения режима.

Если нарушения образуют состав административного правонарушения , органы федеральной пограничной службы осуществляют административное производство в соответствии с соответствующим законодательством. В ходе производства они имеют право осуществлять административное задержание лиц, допустивших административное правонарушение , получать от них объяснения. По окончании производства органы федеральной пограничной службы применяют к виновным лицам меры административной ответственности : предупреждение, штраф .

Органы федеральной пограничной службы обладают правами органа дознания. При обнаружении признаков преступления , относящегося в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, они возбуждают дело, производят неотложные следственные действия, а затем передают дело по подследственности.

Сотрудники органов федеральной пограничной охраны являются военнослужащими , обладающими правами и льготами, установленными Законом “О статусе военнослужащих”. Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности. Они являются представителями федеральных органов исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Никто, кроме уполномоченных лиц, не имеет права вмешиваться в деятельность сотрудников федеральной пограничной службы по охране государственной границы. Они носят установленную форму одежды, при исполнении служебных обязанностей имеют право на применение специальных средств и оружия в порядке, установленном законом.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами федеральной пограничной службы осуществляет прокуратура . Полномочия прокурора зависят от вида деятельности органов федеральной пограничной службы и определяются действующим законодательством.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении жалоб на незаконные действия и решения органов федеральной пограничной службы, ущемляющие законные права и интересы граждан.

Государственный контроль за деятельностью органов федеральной пограничной службы возлагается на Президента и Правительство РФ.

Ведомственный контроль осуществляют соответствующие подразделения Федеральной пограничной службы РФ при осуществлении проверок соответствующих нижестоящих подразделений. Для выявления среди сотрудников лиц, совершающих должностные преступления, в органах федеральной пограничной службы действует служба собственной безопасности.

Федеральные органы правительственной связи и информации

Федеральные органы правительственной связи и информации (ФОПСИИ) являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, на которые возложено обеспечение высших органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ , Совета Безопасности РФ, организаций, предприятий , учреждений специальными видами связи и информации, а также организация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти , организаций, учреждений, предприятий по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифровальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществление государственного контроля за этой деятельностью.

Организация и деятельность органов ФОПСИИ осуществляется в соответствии с Законом РФ “О федеральных органах правительственной связи и информации”. Кроме того, деятельность ФОПСИИ осуществляется в соответствии с международными договорами , заключенными или признанными РФ.

Принципами деятельности ФОПСИИ являются законность , уважение прав и свобод граждан , сохранение государственных секретов, подконтрольность и подотчетность высшим органам государственной власти .

Федеральные органы правительственной связи и информации образуют централизованную систему, в которую входят:

  • Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ ;
  • органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические центры) в субъектах Российской Федерации);
  • войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части;
  • научно-исследовательские учреждения, учебные заведения.

Федеральное агентство правительственной связи и информации возглавляет систему ФОПСИИ и осуществляет их общее руководство. Оно находится в непосредственном ведении Президента РФ и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов спецсвязи для государственных органов , организаций и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной засекреченной и иных видов спецсвязи. Возглавляет его Генеральный директор, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. При Федеральном агентстве правительственной связи и информации действует Академия криптографии.

К основным направлениям деятельности ФОПСИИ относятся:

  • организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации;
  • обеспечение сохранности государственных секретов, обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в РФ и ее учреждениях за рубежом;
  • организация и ведение внешней разведки в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов спецсвязи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
  • обеспечение высших органов государства , центральных органов исполнительной власти , Совета Безопасности достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики , международных отношений.

Для осуществления этой деятельности ФОПСИИ предоставлены права издавать нормативные акты в части организации, обеспечения функционирования, безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи; налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, владеющими распределением и назначением радиочастот, на использование радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нарушением нормативных актов и создают помехи работе средств правительственной связи; входить на любые объекты связи независимо от ведомственной принадлежности, в которых проходят линии или размешены средства правительственной связи; производить разработку и изготовление технических средств и систем для обеспечения основных направлений своей деятельности; осуществлять лицензирование и сертификацию шифровальных средств, систем и комплексов телекоммуникаций; осуществлять контакты и сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств.

Сотрудники ФОПСИИ являются военнослужащими , служащими и рабочими. Их численность определяется Президентом РФ. На военнослужащих распространяются права и льготы, предусмотренные Законом “О статусе военнослужащих”. Служащие и рабочие пользуются правами и льготами в соответствии с трудовым законодательством.

Сотрудники ФОПСИИ находятся под особой охраной государства. Не допускается привод, административное задержание сотрудника ФОПСИИ, его личный досмотр, досмотр вещей , транспорта без участия представителя этого органа или без санкции прокурора . Сотрудникам ФОПСИИ разрешено применение огнестрельного оружия в порядке и условиях, определенных законодательством. Сотрудникам ФОПСИИ запрещается организовывать забастовки , заниматься другой оплачиваемой деятельностью помимо основной работы.

Надзор за точным исполнением законов в деятельности ФОПСИИ осуществляет прокуратура в соответствии с действующим законодательством.

Президент РФ осуществляет контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на ФОПСИИ, утверждение программ их развития, санкционирование проведения мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы РФ.

Парламентский контроль за деятельностью ФОПСИИ осуществляется в форме заслушивания отчетов Генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации, других должностных лиц этих органов в высшем органе государственной власти.

Федеральные органы государственной охраны

Государственной охраной называется функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер.

Объектами государственной охраны являются: Президент РФ , лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие , главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации. Охраняемыми объектами являются здания, сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти , прилегающие к ним территории и акватории.

Государственная охрана осуществляется специальными федеральными органами государственной охраны, которые состоят из Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента РФ.

Федеральная служба охраны РФ осуществляет охрану Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации семьи , проживающих с ним или его сопровождающих, в течение срока полномочий Президента, а по его истечении государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

Федеральные органы государственной охраны создаются, реорганизуются и упраздняются Президентом РФ.

Задачами, стоящими перед Федеральными органами государственной охраны, являются выявление угрозы жизненно важным интересам, объектам государственной охраны, осуществление мер по ее предотвращению, обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда, обеспечение организации и функционирования (совместно с ФОПСИИ) президентской связи, участие в борьбе с терроризмом, выявление, предупреждение и пресечение преступлений на охраняемых объектах.

Государственная охрана осуществляется следующими мерами:

  • предоставлением объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания;
  • проведением охранных мероприятий и поддержанием общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;
  • поддержанием порядка и пропускного режима на охраняемых объектах.

Для осуществления этих мер Федеральные органы государственной охраны вправе привлекать силы и средства обеспечения безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска и др.), необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность ; производить при въезде (выезде) на охраняемые объекты личный досмотр граждан, принадлежащих им вещей , транспортных средств; задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны; вносить в федеральные органы государственной власти , органы государственной власти субъектов Российской Федерации , органы местного самоуправления , организации независимо от форм собственности обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов; использовать транспортные средства предприятий , а в неотложных случаях - и граждан для предотвращения преступления, преследования и задержания лиц, совершивших преступление или подозреваемых в его совершении; беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на земельные участки при пресечении преступлений, а также при преследовании лиц, подозреваемых в их совершении; обмениваться со специальными службами и организациями иностранных государств служебной информацией и договариваться об условиях и порядке обеспечения личной безопасности объектов государственной охраны при их выезде за пределы РФ.

Сотрудниками федеральных органов государственной охраны являются военнослужащие (за исключением лиц, проходящих службу по призыву), а также лица, назначенные на соответствующие должности. Они проходят службу в соответствии с законодательством, с учетом особенностей деятельности органов государственной охраны. Законные требования сотрудников федеральных органов государственной охраны обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность. При исполнении своих служебных обязанностей к сотруднику федеральных органов государственной охраны не допускается применение административных взысканий, привод, административное задержание, его личный досмотр и досмотр его вещей и транспортных средств без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда . В своей служебной деятельности сотрудники федеральных органов государственной охраны не вправе руководствоваться решениями политических партий , им запрещается совмещение службы в федеральных органах государственной охраны с другой оплачиваемой работой, коммерческой деятельностью, оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности.

Надзор за исполнением законов федеральными органами государственной охраны осуществляет прокуратура . Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством. В предмет надзора не входят организация, тактика, методы и средства осуществления деятельности федеральных органов государственной охраны.

Судебный контроль осуществляется в ходе рассмотрения судом жалоб на незаконные действия и решения органов государственный охраны, нарушающие их права или причинившие им убытки.

Государственный контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ. Члены Совета федерации и депутаты Государственной Думы вправе получать сведения о деятельности федеральных органов государственной охраны при осуществлении ими депутатской деятельности.

Одним из основных элементов системы безопасности Российской Федерации являются федеральные органы безопасности (ст.ст. 8, 12 Закона о безопасности).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. органы федеральной службы безопасности (ФСБ) являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона об органах ФСБ).

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности (ст. 5 Федерального закона об органах ФСБ).

Специфика деятельности органов ФСБ обусловлена необходимостью применения ими специальных методов и средств для решения возложенных на них обязанностей, что в свою очередь неизбежно связано с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, которое в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Согласно ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ эти органы представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности России. Органы федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных Федеральным законом об органах федеральной службы безопасности, не допускается.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об органах ФСБ структура и организация деятельности федеральной службы безопасности определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г.. На основании этих актов Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (ст. 1 Положения о ФСБ).

Система органов ФСБ состоит из трех звеньев: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, территориальные органы безопасности по регионам и субъектам Российской Федерации и приравненные к ним органы безопасности в войсках, территориальные органы безопасности по иным административно-территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в войсках.

Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков (ст. 6 Положения о ФСБ).

Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6 Федерального закона об органах ФСБ, ст. 5 Положения о ФСБ). ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяется правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Однако, в отличие от большинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органами, но и орган, непосредственно реализующий основные направления своей деятельности.

Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ, ст. 9 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Федерации соответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ в Российской Федерации).

На Директора ФСБ России возлагается руководство органами федеральной службы безопасности и организация их деятельности, информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации (ст. 7 Положения о ФСБ).

В соответствии со ст. 10 Положения о ФСБ в ФСБ Российской Федерации образуется коллегия в составе Директора ФСБ России (председатель коллегии), первого заместителя директора и заместителей директора по должности, а также руководящих работников органов федеральной службы безопасности. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения. Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России.

Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов, управлений и других подразделений. В частности, имеются: департамент контрразведки, департамент по борьбе с терроризмом, департамент анализа, прогноза и стратегического планирования, департамент по организационно-кадровой работе, департамент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-поисковое управление, управление оперативно-технических мероприятии, управление собственной безопасности, управление делами, следственный изолятор, научно-исследовательский центр.

Департаменты и управления возглавляют заместители Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Звеном системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы) ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях, а также в их органах управления.

Данные органы безопасности создаются ФСБ России и находятся в ее прямом подчинении, позволяющем исключить непосредственное влияние на их деятельность со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводить единую государственную политику в сфере обеспечения безопасности России. В субъектах Российской Федерации не допускается создание органов государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и функции органов федеральной службы безопасности вне зависимости от того, какое наименование будут иметь такие государственные органы. Это обусловлено тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение вопросов безопасности к исключительному ведению Российской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе непосредственно вмешиваться в деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более создавать государственные органы с аналогичными функциями.

Исходя из социально-политических и экономических условий развития того или иного региона Российской Федерации, особенностей сложившейся в нем оперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерации правомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельных регионах (ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ). Они решают возложенные на органы ФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, например созданы региональные управления - Управление ФСБ по Москве и Московской области, Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Помимо территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках в зависимости от складывающейся оперативной и криминогенной обстановки в регионах могут создаваться и действовать региональные подразделения специального назначения (п. "о" ст. 13 Закона об органах ФСБ). На территории России созданы 12 филиалов Антитеррористического центра ФСБ, выполняющих специальные операции по борьбе с терроризмом и иными тяжкими преступлениями.

Руководители управлений (отделов) ФСБ по регионам и субъектам Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Директора ФСБ.

Низовым звеном системы органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации являются отделы и отделения ФСБ в административно-территориальных единицах. Их начальники назначаются на должность и освобождаются от должности Директором ФСБ Российской Федерации.

Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности сформулированы в ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ в Российской Федерации и ст. 7 Положения о ФСБ Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная деятельность. Для документирования деятельности органов ФСБ и ее результатов могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные средства. Деятельность органов ФСБ, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерба жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.

Контрразведывательная деятельность - это деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона об органах ФСБ).

Основаниями для осуществления органами ФСБ контрразведывательной деятельности являются:

  • а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (контрразведывательный поиск);
  • б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;
  • г) необходимость обеспечения собственной безопасности.

Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Органы федеральной службы безопасности в соответствии с российским законодательством осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется:

в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом об органах ФСБ в Российской Федерации (ст. 10).

В связи с тем, что данным Федеральным законом борьба с преступностью выделена в качестве самостоятельного направления деятельности, появилась необходимость в создании специализированных подразделений по борьбе с преступностью.

В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона разведывательная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Это положение Закона не означает, что органы ФСБ не вправе осуществлять данную деятельность самостоятельно. Разведывательная деятельность органов ФСБ осуществляется совместно с органами внешней разведки, если каким-либо образом пересекаются сферы их деятельности. Порядок и условия взаимодействия органов ФСБ и внешней разведки Российской Федерации устанавливаются соответствующим соглашением или совместными нормативными актами.

В ч. 3 ст. 11 Федерального закона об органах ФСБ устанавливается, что проведение разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ Российской Федерации. Из этого следует, что органы ФСБ имеют право самостоятельно проводить разведывательные мероприятия, а также определять перечень таких мероприятий и устанавливать порядок их проведения. Федеральный закон не ограничивает проведение органами ФСБ разведывательной деятельности территорией Российской Федерации, а также не запрещается применение ими методов и средств разведывательной деятельности в отношении лиц в связи с их принадлежностью к конкретному гражданству.

Сведения об организации, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Деятельность ФСБ регламентируется Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности ".

Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом РФ.
Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Система органов федеральной службы безопасности

К органам федеральной службы безопасности относятся (см. подробнее на сайте ФСБ):

  1. федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (центральный аппарат );
  2. управления (отделы) по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности );
  3. управления (отделы) в Вооруженных Силах РФ , других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
  4. управления (отделы, отряды) по пограничной службе (пограничные органы);
  5. другие управления (отделы) (другие органы безопасности);
  6. авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Принципы деятельности федеральной службы безопасности

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

  • законность;
  • уважение и соблюдение и свобод человека и ;
  • гуманизм;
  • единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;
  • конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Направления деятельности органов федеральной службы безопасности

  1. контрразведывательная деятельность;
  2. борьба с терроризмом;
  3. борьба с преступностью;
  4. разведывательная деятельность;
  5. пограничная деятельность;
  6. обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

Обязанности органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности обязаны:

  • информировать Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;
  • выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;
  • добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
  • осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории РФ;
  • выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления (административные правонарушения), дознание и предварительное следствие, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
  • выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать террористические акты;
  • разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
  • участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну
  • проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан РФ за ее пределами;
  • осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;
  • участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
  • осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств;
  • участвовать в соответствии с законодательством РФ в решении вопросов, касающихся приема в

29.Система органов безопасности: виды и задачи.

Для обеспечения безопасности (т.е. состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам, государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.

На основе анализа Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 7 августа 2004 г.) к числу органов безопасности относят:

    Совет безопасности РФ, органы федеральной службы безопасности;

    Органы внешней разведки;

    Федеральные органы государственной охраны;

    органы федеральной фельдегерской связи;

    органы пожарной безопасности.

1. Правовую основу организации и деятельности Совета Безопасности России составляет Указ Президента РФ «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» №736 от 7 июня 2004 г.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

    обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

    определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

    разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

    подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства и мн.др.

Деятельность органов ФСБ основывается на ФЗ «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. Согласно ст. 1 и ст. 2 указанного закона, федеральная служба безопасности – есть единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ. К органам ФСБ относятся:

    федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

    управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

    управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

    управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

    другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

    авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям (ст.8 Закона):

    контрразведывательная деятельность;

    борьба с преступностью и террористической деятельностью;

    разведывательная деятельность;

    пограничная деятельность;

    обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

2. В системе органов обеспечения безопасности Российской Федерации важное место отводится внешней разведке.

На сегодняшний день деятельность органов внешней разведки урегулирована ФЗ «О внешней разведке» . Внешняя разведка РФ как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки РФ - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств (ст.1).

Система органов внешней разведки включает:

    Службу внешней разведки РФ,

    органы внешней разведки Министерства обороны РФ.

То есть можно говорить о наличии двух звеньев системы органов внешней разведки. Высшим звеном является Служба внешней разведки РФ. Общее руководство всей системой осуществляется Президентом РФ.

Разведывательная деятельность осуществляется в целях добывания информации о действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и отдельных лиц, затрагивающих жизненно важные интересы российского государства.

При проведении разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставлено право использовать гласные и негласные методы и средства. Особый характер их применения определяется условиями этой деятельности. На них возложено обеспечение безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, командированных за границу граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Кроме того, органы внешней разведки решают задачи обеспечения собственной безопасности, осуществляя оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В систему органов безопасности включены также федеральные органы государственной охраны, основывающие свою деятельность на ФЗ «О государственной охране». Государственная охрана определена как функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер;

Итак, государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, которыми является Федеральная служба охраны РФ. Основными задачами их являются (ст. 13 Закона):

1) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) защита охраняемых объектов;

6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 . В соответствие с ним, федеральная служба охраны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам.

4.Систему органов федеральной фельдегерской связи возглавляет Государственная фельдегерская служба России. Организация и деятельность данного органа исполнительной власти регулируется Положением о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, (утв. Указом Президента РФ от 13 августа 2004г. N 1074).

5.Система органов обеспечения пожарной безопасности предусмотрена в ФЗ «О пожарной безопасности». Возглавляет систему органов обеспечения пожарной безопасности Государственная противопожарная служба, состоящая из двух звеньев - федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации.

Д. А. Абубекерова

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

СИСТЕМА ОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы деятельности органов обеспечения безопасности в Российской Федерации: Совета безопасности РФ, ФСБ России, Службы внешней разведки России, ФСО России и иных органов. Особое внимание уделено правовому статусу органов Федеральной службы безопасности и анализу положений Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности». Выделено, что ФСБ России представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющую решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Проанализирован также Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960, которым утверждено Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структура органов федеральной службы безопасности. Сформулирован вывод о законченности системы органов обеспечения безопасности в нашем государстве.

Ключевые слова: безопасность, государственный орган, Президент Российской Федерации, Совет безопасности.

D. A. Abubekerova

Penza State University, Penza, the Russian Federation SECURITY BODIES SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article considers the legal bases of activity of security agencies in the Russian Federation: the Russian Security Council, Russian Federal Security Service, Foreign Intelligence Service of Russia, Russian Federal Security Service and other agencies. Particular attention is paid to the legal status of the Federal Security Service and the analysis of the provisions of the Federal Law of April 3, 1995 № 40-FZ «On the Federal Security Service». It stressed that the Russian FSS is a single centralized system of the Federal Security Service, is carrying out a decision within its powers to ensure the safety objectives of the Russian Federation. Author analyzed as Presidential Decree of 11 August 2003 № 960, which approved the Regulation of the Federal Security Service of the Russian Federation and the structure of the Federal Security Service. Author conclusions on the completeness of the safety system of organs in our country.

Key words: safety, public authority, the President of the Russian Federation, the Security Council.

31 декабря 2015 года Указом Президента РФ № 683 была утверждена Стратегия национальной безопасности. Это уже четвертый по счету документ, посвященный определению приоритетов национальной политики, перечня возможных угроз, мероприятий, направленных на их предотвращение. Стратегия выделяет понятия «национальной безопасности», «национальных интересов Российской Федерации», «стратегических национальных приоритетов».

Стратегия закрепляет: «национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое

социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности».

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство для обеспечения безопасности проводит необходимую политику, должно разрабатывать соответствующую систему правовых норм, должно образовывать в системе исполнительной власти государственные органы обеспечения безопасности .

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации, который:

Определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

Утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

Формирует и возглавляет Совет Безопасности;

Устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

В порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

Принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации: а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты: а) информации и государственной тайны; б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Совет безопасности РФ является конституционным совещательным органом (статья 83 Конституции РФ), осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности .

Указом Президента РФ от 6 мая 2011 года № 590 утверждено Положение о Совете безопасности, а также ряд обеспечивающих его деятельность правовых актов: Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере, Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности и др.

Необходимо отметить, что полномочия значительным образом расширены по сравнению с теми, которые принадлежали Совету безопасности в соответствии с ранее действовавшим Законом «О безопасности». Так, задачами Совета Безопасности являются:

а) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;

б) формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;

в) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

г) подготовка Президенту Российской Федерации предложений:

О мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

О применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;

О введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения;

О реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности;

Об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны.

Приведенный перечень носит не полный характер. Пунктом 4 Указа Президента РФ № 590 специально выделены функции Совета Безопасности.

В состав Совета Безопасности входят:

а) Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации;

б) Секретарь Совета Безопасности Российской;

в) постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

Персональный состав Совета безопасности РФ утвержден Указом Президента РФ от 25 мая 2012 года № 715.

Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности. Он отвечает за подготовку и организацию заседаний Совета Безопасности и обеспечение подготовки проектов его решений, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ и ему непосредственно подчиняется.

Федеральными специальными службами обеспечения безопасности являются: Федеральная служба безопасности (ФСБ России), Служба внешней разведки (СВР России), Федеральная служба охраны (ФСО России), Государственная фельдъегерская служба (ГФС России).

В соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» ФСБ России представлена как «единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации». Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 утверждено Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структура органов федеральной службы безопасности.

ФСБ России возглавляет директор ФСБ России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Официальный сайт ФСБ России: http://www.fsb.ru/

ФСБ России создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и

непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. При ФСБ России действует Академия криптографии РФ. Официальный сайт Академии: http://www.academy.fsb.ru/

Статья 8 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» устанавливает, что деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

Контрразведывательная деятельность;

Борьба с терроризмом;

Борьба с преступностью;

Разведывательная деятельность;

Пограничная деятельность;

Обеспечение информационной безопасности .

Статья 1 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» предусматривает: «Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств».

Законом определены цели разведывательной деятельности (статья 5):

Обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

Обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;

Содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

Службой внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами РФ, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за пределы территории РФ граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

Органом внешней разведки Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» федеральная фельдъегерская связь в РФ обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области фельдъегерской связи, который является составной частью сил и средств обеспечения безопасности РФ и действует в интересах законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, а также в целях защиты государственных интересов РФ. Специальным органом, осуществляющим указанные функции является Государственная фельдъегерская служба России (ГФС), руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ.

Основными задачами ГФС России являются:

Обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений:

Президента РФ, федеральных органов государственной власти;

Органов прокуратуры РФ;

Органов государственной власти субъектов РФ;

Органов местного самоуправления по решению Правительства РФ;

Членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

Минобороны России, органов управления видов Вооруженных Сил РФ, родов войск, военных округов, флотов, округов внутренних войск МВД России, территориальных органов ФСБ России;

Администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решению Правительства Российской Федерации.

Доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ и (или) Правительства РФ;

Доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств - участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

Доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории РФ;

Управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС России организациями, созданными для решения возложенных на ГФС России задач.

ГФС России возглавляет директор Государственной фельдъегерской службы РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ .

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Объекты государственной охраны - лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, к которым относится, в первую очередь, Президент России, а также некоторые другие лица в соответствии с названным законом.

Президенту РФ со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране». Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно.

В течение срока полномочий Президента РФ государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его.

Государственная охрана предоставляется также следующим лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, в течение срока их полномочий:

Председателю Правительства РФ;

Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

Председателю Конституционного Суда РФ;

Председателю Верховного Суда РФ;

Генеральному прокурору РФ;

Председателю Следственного комитета РФ .

Закон допускает, что при необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности РФ, в частности, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим.

Согласно статье 11 закона «О государственной охране» безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории России обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ, а также соглашениями между федеральными органами государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств. При необходимости безопасность иных иностранных государственных, политических и общественных деятелей в период пребывания на территории России обеспечивается на основании распоряжений Президента РФ.

В настоящее время действует Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам. ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности РФ.

Согласно Положению о ФСО России, утвержденному Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013, в состав федеральных органов государственной охраны входят:

ФСО России, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах Российской Федерации, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

Управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России;

Подразделения связи специального назначения ФСО России;

Образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.

Таким образом, в настоящий момент сформирована целостная система обеспечения безопасности нашего государства, которая представляет собой единую вертикаль государственных органов, имеющих специальные цели и задачи. Во главе данной вертикали находится глава нашего государства - Президент Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная власть в субъектах Российской Федерации: понятие, организация, принципы / под ред. Г.Б. Романовского. - М. : Юрлитинформ, 2016. - 288 с.

2. Капитонова Е.А. Современный терроризм / Е.А. Капитонова, Г.Б. Романовский. - М. : Юрлитинформ, 2015. - 216 с.

3. Романовская О.В. О юридических лицах публичного права / О.В. Романовская // Гражданин и право. - 2015. - № 5. - С. 29-40.

4. Романовский Г.Б., Романовская О.В. Правоохранительные органы. Учебное пособие / Г.Б. Романовский, О.В. Романовская. - М. : ИД РИОР, 2009. - 310 с.

5. Романовский Г.Б. Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации / Г.Б. Романовский // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2013. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru (дата обращения: 27.10.2016).

1. Romanovsky G.B. Gosudarstvennaia vlast" v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii: pon-iatie, organizatsiici, printsipy . Moscow, Iurlitinform Publ., 2016, 288 p.

2. Kapitonova E.A., Romanovskii G.B. Sovremennyi terrorizm . Moscow, Iurlitinform Publ., 2015, 216 p.

3. Romanovskay O.V. On the Juridical Persons of Public Law. Grazhdanin i pravo = Citizen and law, 2015, no. 5, pp. 29-40 (in Russian).

4. Romanovsky G.B., Romanovskay O.V. Pravookhranitel"nye organy . Uchebnoe posobie. Seriia «Vysshee obrazovanie». Moscow, ID RIOR Publ., 2009, 310 p.

5. Romanovsky G.B. The Legal Status of the Investigative Committee of the Russian Federation]. Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2013, no. 1. Available at: http://esj.pnzgu.ru (accessed 27.10.2016).

Абубекерова Динара Алиевна - магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Abubekerova Dinara Alievna - Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Абубекерова Д.А. Система органов обеспечения безопасности в Российской Федерации / Д.А. Абубекерова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2016. - Т. 4, № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Abubekerova D. A. Security bodies system in the Russian Federation. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2016, vol. 4, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).