Римская архитектурная ячейка. Архитектурно-композиционные формы и их эволюция. Архитектура Римской республики

Римское государство проходит сложный путь развития. Оно сначала завоевывает Италию (V-III вв. до н.э.), затем Карфагена (II в. до н.э.) и, наконец, Грецию (II в. до н.э.).

Архитектура Древнего Рима заметно менялась на протяжении всего существования этого могучего государства.

Многие черты легли в основу римского искусства. Предшественниками римлян были этруски. В середине первого тысячелетия они обладали уже собственной культурой. Этрусские храмы имеют сходство с греческими периптерами, но в них сильнее подчеркнут лицевой фасад: перед входом имеется площадка с колоннами, а к ней ведет многоступенчатая лестница. При возведении ворот этруски часто применяют полуциркульную арку, которую греки почти не знали. Их дома имели в центре помещение с открытым квадратным отверстием в кровле посередине и черными от копоти стенами. Видимо там был очаг. Это дало основание назвать данное помещение атриумом (от слова «ater» — «черный»).

Атриум — помещение с отверстием в кровле

В культуре сталкиваются официальное государственное течение эллинизированного общества и народные вкусы, восходящие к италийскому прошлому.

В целом, римское государство обособляется, противопоставляется частному лицу. Оно славилось своей системой управления и правом.

Армия была основой мирового могущества. Верховная власть сосредоточилась в руках полководцев, которые мало считались с общенародными и общегосударственными интересами, а города строились по образцу лагерей.

По воззрениям Витрувия (трактат написан 27-25 гг. до н.э.) архитектура распадается на две категории: конструкция и пропорции (соотношения отдельных частей здания служат ее основой). А эстетическое начало есть лишь в ордере, колоннах, присоединяемых к конструкциям.

В эпоху Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) были построены такие памятники архитектуры, как «квадратный дом» в Ниме (Юж Франция) или храм Фортуны Вирилис, принадлежащие к типу псевдопериптера. Псевдопериптер похож на периптер, но целла отодвинута немного назад. Храм ставится на высокий подиум; к его входу ведет широкая лестница (этим определяется сходство псевдопериптера с этрусскими храмами). Только в римском храме более строго соблюдаются классические формы ордера: каннелированные колонны, ионийские капители, антаблемент.

Мезон Карре «Квадратный дом» в Ниме (Франция). I в. до н. э.

Храм Фортуны Вирилис. I в. до н. э.

Виды жилища богатых горожан

Еще сильнее своеобразие римской архитектуры откликнулось в новом типе жилища в духе эклектизма: италийский атриум и эллинистический перистиль. Наиболее богатые помпейские постройки, такие как дома Пансы, Фавна, Лорея Тибуртина, Веттиев, относятся к этому типу. Перистиль служил больше украшением богатого поместья, чем местом многообразной жизни его обитателей, каким он был в домах Греции.

В отличие от греческого жилища все помещения выстраивались в строгом порядке по сторонам от его главной оси.

Атриум

Перистиль дома Веттиев, вид со стороны большого триклиния.

Портик и садик в доме Лорея Тибуртина

Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Настоящее время

Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Так было раньше

Вилла Публия Суллы (Дом Фавна). Внутренний сад с перистилем и ионическим ордером

Помпеянские виллы чаруют высоким совершенством прикладного искусства. Но там проскальзывает много тщеславия и безвкусной роскоши: роспись стен копиями прославленных греческих картин IV века, подражание египетским плоским украшениям, или, наоборот, создание обманчивого впечатление окон.

Эпоха Августа характеризуется стилизаторством и эклектизмом. К лучшим памятникам этого времени принадлежит Алтарь Мира на форуме. Отличие рельефа сразу бросается в глаза: фигуры поставлены в несколько планов, что придает картинность, но между фигурами не чувствуется пространства, воздуха, световой среды, как в эллинистических рельефах.

Алтарь Мира, построенный в честь богини Мира. Крытый музей.

Рельеф одной из стен алтаря

Классическое течение при Августе было главным, но не единственным. Во II в. до н.э. сторонники ветхозаветной старины выступали против подражания грекам.

Инженерные сооружения. Акведуки

Среди римских памятников существует большой раздел, посвященный инженерным сооружениям.Таким образом появилось много элементов благоустройства городов: мощенная Аппиева дорога, водопровод, акведук.

Гардский мост в Ниме Пон-дю-Гар

Помпеи. Италия

Риме

Свинцовый водопровод

Форум

Искусство становится в руках государей средством упрочнения своего авторитета. Отсюда зрелищный характер архитектурных сооружений, большой размах строительства, пристрастие к огромным размерам. В римской архитектуре было больше беззастенчивой демагогии, чем подлинного гуманизма и чувства прекрасного.

Самым величественным типом построек был форум. Каждый император стремился увековечить себя таким сооружением.

Форум императора Траяна достигает почти размеров афинского акрополя. Но по своему замыслу акрополь и форум глубоко различны. Чопорный порядок, пристрастие к строгой симметрии выражены в огромном масштабе.

Форум императора Траяна. Италия

Римские строители оперировали не объемами, как строители афинского акрополя, а открытыми интерьерами, в пределах которых выделялись небольшие объемы (колонны и храмы). Эта возросшая роль интерьера характеризует римский форум, как ступень большого исторического значения в развитии мировой архитектуры.

Форум, в центре - колонны храма Сатурна, за ними триумфальная арка Септимия Севера

На фото слева изображена Базилика Максенция и Константина - самое большое здание, когда-либо построенное на форуме в 312 г.

Храм Мира, также известный как Форум Веспасиана (латинском: Форум Vespasiani), был построен в Риме в 71 году н. э.

Здание табулария (государственный архив) на форуме, 78 г. до н. э. - самое ранее из дошедших до наших дней сооружений, в котором была применена система римской архитектурой ячейки, сочетавшей в себе два противоположных конструктивных принципа - балочной и сводчатой конструкции.

Городская планировка

Римские города, как Остия в Италии или Тимград (в Африке), похожи строгой правильностью своего плана на военные лагери. Прямые улицы окаймлены рядами колонн, сопровождающих всякое движение по городу. Улицы завершаются огромными триумфальными арками. Жить в таком городе означало всегда чувствовать себя солдатом, быть в состоянии мобилизации.

Тимград — древнеримский город в Северной Африке, расположенный на территории современного Алжира. 100 г. н. э.

Триумфальные арки

Новым типом римской архитектуры были триумфальные арки. Одна из лучших — арка Тита. Арки воздвигались для того, чтобы служить воспоминанием о победах среди поколений. В построении этой арки существует два типа ордера: один подразумеваемый — на котором покоится полуциркульная арка, отделенная от него карнизом; другой ордер, обозначенный могучими полуколоннами, поставлен на высокий подиум и придает всей архитектуре характер напыщенной торжественности. Оба ордера пронизывают друг друга; карниз первого сливается с карнизами ниш. Впервые в истории архитектуры здание складывается из отношения двух систем.

Пристрастие римлян к впечатлению тяжести и силы сказывается в арке Тита в огромном антаблементе и аттике. Резкие тени от карниза придают напряженность и силу архитектурным формам.

Амфитеатры

Амфитеатры служили ареной занимательных и эффектных зрелищ для многолюдной толпы: выступлений гладиаторов, кулачных состязаний. В отличие от греческих театров, они не давали высоких художественных впечатлений. Например, здание Колизея, которое имело 80 выходов и это позволяло зрителям быстро заполнять ряды и так же быстро выходить. Внутри Колизей производит неотразимое впечатление своей ясностью и простотой форм. С наружной стороны он был украшен статуями. Весь Колизей выражал сдержанность, одновременно с внушительностью. Ради этого три его открытых яруса увенчаны четвертым, более массивным, расчлененным всего лишь плоскими пилястрами.

Колизей (амфитеатр Флавиев) в наши дни. Год строительства -80 н. э.

Исходный облик Колизея

Колизей внутри

В сооружении Пантеона был использован весь многовековой опыт римского строительства: его двойные стены с бутовой массой внутри, разгрузочные арки, купол диаметром и высотой 42 м. Такого огромного художественно оформленного пространства ранее не знала архитектура. Особая сила Пантеона — в простоте и в целостности его архитектурных композиции. В нем нет сложной градации масштабов, нарастания черт, которые придают повышенную выразительность.

Термы

Потребности городской жизни создали в середине I в. н.э. новый тип зданий — термы. Эти здания отвечали различным нуждам: начиная с культуры тела и кончая потребностью в умственной пище, размышлениях в одиночестве. Снаружи термы имели малопримечательный вид. Главное в них — . При большом многообразий форм плана, строители их подчиняли симметрии. Стены были облицованы мрамором — красным, розовым, пурпурным или нежно-зеленым.

Руины термы императора Каракаллы (Антониновые термы). III век (212-217 годы)

Римским искусством завершается история античного искусства.

Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия

Кафедра истории искусств и реставрации

Домашняя работа

По курсу история искусств

II семестр

Выполнил: ст. гр. 177 Тимонин Евгений

Руководитель: профессор кафедры ИИиР

Голобородский М.В.

Екатеринбург, 2012

Искусство Древнего Рима.

Апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Арка - криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собойбрус криволинейного очертания в продольном направлении и создающее боковой распор.

а - плинтус; б - импост; в - лоб арки; г - замок; д - архивольт.

Замковый камень - клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию.

Кессон - углубленная панель в плоском, сводчатом или купольном потолке, облегчающая конструкцию и служащая дополнительным декоративным элементом.

Композитный ордер - Представляет собой несколько усложненную версию коринфского. К привычной коринфской капители, состоящей из колокола с рядами листьев аканфа, добавляются ионические эхин и подушка с волютами, характерные для ионического ордера. Высота композитной колонны обычно целях. Колонны не несли на себе нагрузку многоэтажных сооружений, а опорные функции выполняла стена. Только в аркадах сохранялась конструктивная роль колонны.

Римская ячейка - композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом.

Ретикулат - облицовочный слой римских бетонных стен, имеющий рисунок в виде правильной сетки под углом к основанию стены.

Ребро свода - силовой элемент, как правило, имеющий вид тонкой арки, выделенной рельефом, а иногда цветом. Ребра могут играть и чисто декоративную роль, не неся никакой нагрузки.

Свод - пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхности.

Крестовый свод - образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений.

Цилиндрический свод - образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, параболы, проч.) Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры - две стены, ряд столбов или аркады.

Купол - пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор.

Колизей - это символ Рима и его вековой истории. Он является самым большим и красивым стадионом античного мира, построен в I веке н. эр.и имеет форму амфитеатра. Колизей в Риме был заложен императором Веспазиано (Виспасиан) в 72 году, этим жестом он желал ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов. Закончил же постройку (через восемь лет) его сын - император Тито.

Пьедестал –художественно-оформленное основание, на котором устанавливают произведения- скульптуру (статуя, скуль-птурная группа, бюст), вазу, обелиск, стелу и т.д.

Термы Каракаллы - термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми. Они находились около Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н.э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс - 150 на 200 м

Тосканский ордер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера.Название связано с архитектурой этрусков (тусков). Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза. Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

Триумфальные арки - мемориальные сооружения, предназначенные для увековечивания памяти о каком - либо событии.

Форум Цезаря - первый из императорских форумов Рима, занимал территорию 170 на 75 метров. Форум был построен Гаем Юлием Цезарем в 54-46 гг до н. э. как расширение Римского Форума. В северной части форума располагались храм Венеры-Прародительницы (VenusGenetrix) и Серебряная базилика (basilicaArgentaria). Во II веке, при императоре Траяне, форум полностью перестроили, а после пожара в 283 г., при Диоклетиане, отстроили заново.

Экседра - большая полукруглая ниша с конхой, обычно завершаемая полукуполом.

Древний Рим явился наследником эллинской (греческой) и эллинистической культур. На формирование древнеримской архитектуры ока залп определяющее воздействие два фактора: наличие местных в основном этрусских традиции и воздействие греко-эллинистического зодчества. Основное, что привнесли в архитектуру Рима этруски -- это сводчатые конструкции, получившие здесь широчайшее распространение (ил. 26). От греков в Рим перешла архитравно-балочная система и ее ордерное выражение. Греческие ордера -- дорический, ионический и коринфский - восприняты были римлянами и приобрели здесь две новые модификации -- ордера тосканский и сложный (композитный).

В Греции пропорции и детали ордеров с течением времени совершенствовались, «оттачивались» в пропорциях и деталях. В эллинистическое и римское время ордера подвергались регламентации. До нас дошел знаменитый трактат римского архитектора Витрувия (начало I в. до п. э.), суммировавший теоретические принципы зодчества. В нем изложены все основные строительные правила того времени, в частности, касающиеся построения ордеров.

В эпоху Возрождения (XV --XVI вв.), когда в архитектуре вновь широко начинают применять ордера, некоторыми -- Виньолой, Палладио и другими разрабатываются «идеальные» пропорции, наиболее совершенные с их точки зрения системы построения колонн, антаблементов и их частей. Они были выведены как нечто среднее из обмеров самых значительных и характерных памятников древности.

Наиболее простую, удобную и логичную систему предложил архитектор Д.-Б. Виньола. Она закрепилась в архитектуре последующего времени и используется для определения размеров ордерных элементов в наши дни.

Согласно Виньоле, за модуль (мерило) всех пяти ордеров принимается нижний радиус ствола колонны. Для определения высоты колонны следует отложить вверх -- при построении тосканского ордера -- четырнадцать модулей, дорического -- шестнадцать, ионического -- восемнадцать и коринфского, а также композитного (сложного) -- двадцать. Из этого следует, что самым приземистым и тяжелым является тосканский ордер, а остальные последовательно делаются все более легкими и изящными.

Высоту антаблемента для всех пяти ордеров Виньола устанавливает в 1/4 высоты колонны (включая базу и капитель). В случае введения пьедестала (он применялся только римлянами), высота последнего должна составлять 1/ 3 высоты колонны.

Виньола дает точные соотношения для трех основных частей антаблемента (архитрава, фриза и карниза) и устанавливает правила для построения и прорисовки всех ордерных элементов. Сужение колонны но вертикали должно быть осуществлено для тосканского ордера на l /8> a для всех остальных на в нижнего диаметра (верхний диаметр ствола колонны соответственно должен составлять -- для тосканского ордера "/ 8 , а для остальных четырех ордеров э / 6 нижнего диаметра). Виньола вводит правило для определения кривизны стволов колонн (так называемой курватуры). В пределах нижней трети высоты колонны ее ствол строится как цилиндр, а затем начинает слабо изгибаться в соответствии с правилами построения. То место, где этот изгиб начинается и возникает легкая припухлость, называется энтазисом

Следует помнить, что цифровые показатели, выведенные Виньолой, не соответствуют ни одному из конкретных исторических сооружений, они способны лишь создать примерное, обобщенное представление о пропорциональном строе античных сооружений.

Помимо ордеров, в Риме возникла и применялась совершенно особая система, сочетающая два противоположных конструктивных принципа -- балочной и сводчатой конструкций -- так называемая ордерная аркада или иначе римская архитектурная ячейка (ил. 27).

Этрусская архитектура -- предшественница собственно римской, известна по остаткам оборонительных стен городов со своими сводчатыми перемычками въездных ворот, по гробницам, реконструкциям храмов и т. д. Этрусками, на основе трансформации греческих образцов, был создан особый вид храма, стоящего на подиуме, с глубоким передним портиком. В храмах подобного рода появился новый, так называемый тосканский (этрусский) ордер, как результат переработки форм греческой дорической архитектуры. Тосканский ордер, в отличие от греческих прототипов, имел более тяжелые пропорции, базу, на его стволе отсутствовали каннелюры, фриз же был гладким, зофорным.

С этрусской традицией связан также специфический италийский тип жилого дома, композиционным центром которого являлся атриум -- обширное помещение типа зала с прямоугольным отверстием в центре перекрытия.

Значительная часть памятников, наиболее известных и ценных, сосредоточена в пределах города Рима. «Вечный» город, основанный в VIII веке до н. э., расположен на холмах, главными из которых являются Капитолий, Палатин и Квиринал. Именно здесь, между этими тремя холмами, в пределах болотистой котловины, возникла центральная римская площадь -- форум как место народных собраний и торговли. Форум в своих основных элементах сформировался к II веку до н. э. Сравнительно небольшая трапецеидальной формы площадь была окаймлена храмами и базиликами -- административно-судебными зданиями, где находились городские чиновники, взимавшие подати, нотариусы, скреплявшие торговые акты, судьи, разбиравшие тяжбы (ил. 28). На самой площади возвышалась ростра -- трибуна для выступлений ораторов, оглашения правительственных указов

Планировка площади и размещение примыкавших к ней зданий асимметричны. Но эта асимметрия не была результатом единого и заранее определенного плана, как в Афинском акрополе, а лишь результатом разновременной застройки пустующих участков. С северо-запада, со стороны самого высокого, хотя и небольшого по площади холма Капитолия, на вершине которого находился древний храм Юпитера Капитолийского, форум ограничивало здание Табуляриума -- государственного архива, фасад которого представлял собой двухъярусную ордерную аркаду. Построенный в 80-х годах до н. э. Табуляриум является самым ранним из дошедших до нас сооружений, в которых была применена в сформировавшемся виде система римской архитектурной ячейки. Ниже Табуляриума, уже на границе форума, строятся в пределах императорского периода храмы Конкордии и Веспасиана.

На северо-восточной стороне 1 форума еще во II веке до н. э. была построена базилика консула Эмилия, а рядом с ней -- здание сенатской курии. Противоположная сторона площади занималась большой базиликой Юлия Цезаря, справа и слева от которой возникли храмы Сатурна и Диоскуров.

Через территорию форума проходила виа сакра -- Священная дорога, соединявшая Палатинский холм, на котором располагались дворцы цезарей, с Капитолием. На этой дороге, недалеко от форума, во второй половине I века н. э. была сооружена однопролетная триумфальная арка императора Гита в честь взятия им Иерусалима. Далее, уже в пределах самого форума, в начале III века н. э. возникла арка императора Септимия Севера, имевшая три пролета (ил. 29). На площадке форума был в разное время установлен ряд памятников, колонн, скульптур.

Несмотря на отсутствие единой композиционной идеи и разновременность постройки и перестройки отдельных памятников, форум производил сильное впечатление многочисленными портиками, аркадами, так как каждое сооружение, отличаясь изысканными пропорциями и деталями. имело свою собственную эстетическую характеристику,

Но относительно небольшой форум Романум не мог в полной мере удовлетворить потребностей быстро растущего города (в начале II н. н. э. Рим имел около полутора миллионов жителей) и уже с середины I века до н. э. рядом, с северной стороны, в седловине между Квириналом и Капитолием, начинают возникать новые, дополнительные форумы, называемые императорскими, вытянувшиеся один за другим длинной цепочкой. Все эти форумы -- их было построено пять -- отличаются от республиканского форума, прежде всего тем, что композиция каждого из них едина, и все они имеют симметричную планировку

Наиболее сложен и интересен по композиции пятый и самый крупный форум -- императора Траяиа, построенный в начале II века н. э. по проекту зодчего Аполлодора Дамасского, чье имя связано с рядом крупных сооружений этого времени. Форум Траяиа состоял из нескольких элементов, размещенных по одной оси. Первым был большой перистильный двор, имевший квадратные очертания. В центре его стояла конная статуя императора. В глубине форум замыкался фасадом самой крупной в Риме базилики Ульпия (Траян был из рода Ульпиев). Подобно другим римским сооружениям этого рода, базилика Ульпия имела в плане прямоугольные очертания и представляла собой внутри единый объем, расчлененный на три нефа, не считая двух наружных галерей вдоль длинных фа садов -- но одной с каждой стороны. Боковые нефы были двухъярусными, центральный же охватывал всю высоту здания. Нефы отделялись друг от друга колоннами, перекрытия были балочными; центральный неф перекрывался вместе со всем зданием бронзовыми стропильными фермами треугольной формы. Торцы базилики завершались полукруглыми залами экседрами, где происходили судебные разбирательства.

Поскольку базилика Ульпия была обращена к большому двору своей длинной стороной, ее легко было пересечь насквозь, продвигаясь по основному направлению, совпадающему с осью форума. Оказавшись по другую сторону базилики, посетители попадали в пределы еще одного небольшого перистильного двора, слева и справа от которого были два здания библиотек -- греческой и латинской литературы. В центре двора стояла огромная колонна -- монумент, посвященный Траяну. Ствол колонн, высота которой достигала 38 метров, был обработан спиральной лентой с рельефными изображениями сцен из военных походов Траяна. За иеристильным двором с колонной Траяна находился третий двор с храмом, посвященным ему же. lice императорские форумы развивают основной планировочный принцип римско-эллинистической архитектуры -- систему дворовой композиции с осевой постановкой центрального сооружения. Она же распространилась и на многие другие римские сооружения.

В пределах старого римского форума и форумов императорского времени находилось большое количество храмов. Они различны по размерам, но своим формам и включению в окружающую архитектурную среду, по в них присутствовали те архитектурные стилевые особенности, которые позволяют сразу отличать древнеримские храмы от греческих. Все они поставлены не на стилобаты, а на подиумы -- площадки типа пьедесталов, с, лестницей только с передней стороны. В большей части храмов -- глубокие передние портики. Боковые фасады или прикрыты колоннадами, или же обработаны полуколоннами, таким образом, храмы фактически являлись псевдопериптерами. Большинство их решено и коринфском ордере, столь любимом римлянами. Коринфский ордер мы находим в храме Диоскуров, в храме Венеры на форуме Цезаря и в других. В некоторых сооружениях этого рода применялся композитный ордер. Ионический и дорический ордера использовались в Риме все же в виде исключения.

Вершиной римской архитектуры времени ее расцвета являлся прославленный Пантеон -- храм во имя всех богов, перестроенный Аполло-до ром Дамасским в 118 125 годах н. э. из зала терм Агриппы (ил. .41).

Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре, ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый по форме храм, перекрытый сферической чашей купола диаметром почти 43 метра. Пролет этот -- максимальный в римском зодчестве, непревзойденный в последующие века. При первом же взгляде на сооружение поражает простота композиции: огромный цилиндрический объем завершается мягко круглящимися очертаниями купола. И этот огромный сплошной массив кладки, лишенный каких бы то ни было проемов, служит фоном для глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном.

Построенный по-римски, путем использования кирпично-бетонных конструкций, что только и позволило столь блестяще решить строительную задачу, Пантеон был отделан внутри полихромными мраморами в гамме охристо-коричневых тонов с частичным введением белого мрамора. Вследствие того, что сооружение на протяжении всего времени его существования не переставало выполнять функции храма, оно поддерживалось и сохранило почти всю свою внутреннюю отделку. В этом отношении Пантеон также является сооружением уникальным.

К основному центрическому объему храма примыкают ниши-лоджии, отделенные от зала коринфскими колоннами. Выше ордера проходит кольцевой аттик, и над ним начинается купол, скуфья которого покрыта пятью рядами квадратных кессонов. Дневной свет, проникающий в храм, через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 метров), создает совершенно особое распределение света в пределах его внутреннего пространства. Свет скользит по полированным поверхностям мрамора, рефлексирует, в легком сумраке тонут экседры.

Базилики, о которых выше шла речь, были наряду с храмами главным компонентом римских форумов. В базиликах свободные римляне проводили основную, деловую часть своего дня. Вторая его часть, связанная с отдыхом, проходила в термах.

Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных со спортом и гигиеной. Обычно термы называют банями, но это не было единственной их функцией. В термах находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед и выступлений ораторов. Термы достигали грандиозных размеров. Самыми крупными были термы императора Диоклетиана, вмещавшие до 3200 человек, и императора Каракаллы, вместимость которых составляла 1800 человек. Структура всех терм, их планы сходны. Вместе с тем каждое из сооружений имело свои отличительные особенности.

Термы Каракаллы представляли собой в плане огромный квадрат. Это была терраса, так называемая ксиста, поднятая над землей на высоту одного этажа. В центре ее стояло основное здание, прямоугольное в плане. На его центральной оси одно за другим размещались три главных помещения тина залов: большой прямоугольный бассейн с холодной водой - фригидариум (ил. 33) (не имевший перекрытия), центральный зал, вестибюль -- тепидариум (ил. 32) и, наконец, круглый бассейн с горячей водой, наполовину своего объема выступающий за пределы основных стен здания -- кальдариум. Справа и слева от этих основных помещений находились другие залы, в том числе палестры, предназначавшиеся для занятий легкой атлетикой.

По контуру ксисты располагалась непрерывная цепь помещений, частично индивидуальных ванн, частично залов для отдыха. Под ними, в первом этаже, на уровне земли, находились торговые помещения, вход в которые был возможен с улицы.

Основная территория ксисты между главным зданием и огибающими ее помещениями использовалась как сад -- с газонами, цветниками, аллеями. В наиболее широкой и просторной ее части, примыкавшей к заднему фасаду основного сооружения, планировался стадион, а перед ним - трибуны для зрителей.

Термы были связаны с потреблением огромного количества воды, поэтому сюда подводилось специальное ответвление водопровода -- акведука. Подогрев ее производился котельными установками в подвалах под ксистой, где в тяжелых условиях, в полутьме и жаре работали рабы.

Римские термы, в том числе термы Каракаллы, представляли собой самые большие и сложные из римских сооружений -- по их планам, конструкциям и архитектурно-декоративному убранству.

В декоративное оформление терм активно вводились скульптура, мозаика. Фрески не применялись из-за возможной сырости в здании.

Наиболее наряден был тепидариум, перекрытый тремя большими крестовыми сводами пролетом около 25 метров. Пятовые их пасти опирались на одинарные монолитные полированные гранитные колонны коринфского ордера. Своды покрывала мозаика, частично золотая. Полы в термах были мраморными и мозаичными из белой и черной смальты с сюжетно-орнаментальными композициями.

Колоссальные двухсветные залы, перекрытые сводами, наполненные воздухом и светом, отделанные полихромными мраморами и различными средствами декоративного порядка, производили большое впечатление на современников. Сопоставление интерьеров римских терм и греческих архитектурных сооружений позволяет почувствовать огромную разницу между этими двумя стадиями развития античной архитектуры.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Римские театры были сходны с греческими, они состояли также из трех элементов -- театрона, орхестры, скены, но в отличие от греческих строились и на горизонтальных участках, подъем же театрона достигался применением так называемых субструкций опорных конструкций, состоявших из пилонов, соединяемых арками. Благодаря ним создавался искусственный наклон мест для зрителей. Вторая отличительная особенность римских театров заключалась в конструктивной связи театрона и скены, которая сооружалась здесь не из дерева, а из прочных материалов -- кирпича, бетона и каменной, частично мраморной облицовки.

Из сооружений этого типа, возведенных в пределах римской империи, следует назвать относительно хорошо сохранившийся театр в Аспендосе (Малая Азия). Его сценический портал отличался декоративностью и насыщенностью архитектурно-скульптурного убранства.

Специфически римскими сооружениями являлись амфитеатры. Самым крупным из них был прославленный амфитеатр Флавиев (Колизей) (ил. 30) в Риме. Как и другие сооружения этого рода, он использовался для театрализованных представлений -- пантомим, боев гладиаторов, травли диких зверей. Колизей, построенный в 70-х -- 90-х гг. н. э., находится в центре Рима, на небольшом расстоянии от форума Романум.

Колизей представляет собой огромную чашу, овальную в плане. Находящаяся в центре арена окружена со всех сторон поднимающимися вверх местами для зрителей, число их составляло 56 тысяч. Трибуны для зрителей поддерживаются, как и в театрах, многоярусными кирпично-бетонными субструкциями. В основе системы субструкций -- радиальные стенки, соединяемые в пределах каждого этажа сводами. Сообщение по горизонтали во всех четырех ярусах производилось по кольцевым коридорам. Эта простая и четкая конструктивная и плановая структура выявлена на фасадах поярусным расположением римских архитектурных ячеек. В аркадах первого яруса применен тосканский ордер, во втором ярусе - ионический, и в третьем -- коринфский. Четвертый ярус решен в виде высокой и глухой стенки -- аттика, оформленной пилястрами коринфского ордера. Наружная облицовка здания была осуществлена из известняка -травертина, им же были одеты внутренние пилоны и своды, места же для зрителей облицованы мрамором.

Арочно-ордерная ячейка (ордерная аркада и аркада на колоннах)

1 Вариант ответа (более простой)

римская архитектурная ячейка - сочетание массивных опор, соединенных аркой, и приставленных к ним полуколонн, которые несут антаблемент, проходящий выше арки.

О ́ рдерная аркада - ряд арочных проемов в стене с применением архитектурного ордера. Ордер частично или полностью теряет своё конструктивное значение - антаблемент является частью стены и перестает быть перекрытием, лежащим на колоннах. Колонны теряют несущую функцию и превращаются в полуколонны (или пилястры). Ордерная аркада представляет собой тектоническое сочетание аркады на пилонах, на пролеты которой наложена ордерная колоннада.

Аркада (от фр. arcade) - ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные, или квадратные столбы - устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.

2 Вариант ответа из книги.

применение



Аркада на колоннах

Ордерная аркада

Пример: Колизей

32. Колизей

Материалы: Колизей построен из туфа; наружные стены сложены из более твердого травертина. Кроме того, для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон. Кладка выполнена с большим мастерством.

Размещение в структуре города : Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешённой непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как его называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нём имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр.

Назначение: Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 - 82 гг. н.э.). Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Устройство игр было средством завоевания популярности и отвлечения римского населения от его реальных интересов.

Объемно – пространственная композиция : В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Система галлерей и множество входов способствовали быстрому заполнению и освобождению здания. Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах, укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент(веларий).

Декор : Внутреннее убранство Колизея изобиловало мраморными облицовками и стуковыми украшениями; в пролетах арок второго и третьего этажа, вероятно, помещались статуи. «Фасад» Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду; в качестве четвертого яруса над ней высится мощная каменная стена, расчлененная пилястрами коринфского ордера.

Конструкции : В Колизее нашла свое выражение характерная для римского зодчествасистема многоярусной аркады ,составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера - полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого - отделять один ярус аркады от другого. Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада), но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. Полуколонны и антаблементы образно выявляют конструктивное значение многоярусной аркады: примыкающая к арочному столбу полуколонна более красноречиво, нежели сам столб, выражает его опорное значение; в свою очередь антаблемент как бы усиливает несущую способность арки. Ширина арочных проемов и столбов в Колизее одинакова во всех трех ярусах, однако благодаря тому, что полуколонны нижнего яруса выполнены в формах строгого тосканского ордера, полуколонны среднего яруса - в формах более легкого по пропорциям ионического ордера, а полуколонны верхнего яруса - в формах нарядного коринфского ордера, создается необходимое для тектонической логики архитектурного сооружения впечатление постепенного убывания тяжести и облегчения верхней части здания.

Лекция № 6. Тема: Архитектура Древнего Рима (первая часть.)1. Этрусское строительное искусство и архитектура (VII-III вв.до н.э.)
2. Архитектура Римской республики (510-27гг. до н.э.)
2.1 Общественно-политические и социальные предпосылки формирования архитектуры.
2.1 Строительные материалы, техника и конструкции.
3. Основные типы архитектурных сооружений.
3.1 Инженерные сооружения: мосты, акведуки, дороги, оборонительные стены (римская
стена Сервия – 378-352г. до н.э., акведук Аппия Клавдия – 311г. до н.э., акведук
Марция – 144 г. до н. э.)
3.2 Форумы: форум Романум, форум Цезаря, форум императора Августа, форум
Веспасиана, форум Нервы, форум Траянум, форум Мира.
3.3 Общественные здания: курии, табуларии, базилики (базилика Максенция 306-312),
ростральные колонны, палестры, термы, театры).
3.4 Культовые сооружения: храмы
Литература: 1. ВИА (12т.) – 2т. ; http://www.designw.ru/drevrum.html
2. ВИА (2т.) – 1т.
3. Бартенев, Батажкова. «Очерки истории архитектурных стилей».
4. Саваренская Т.Ф. «История градостроительного искусства»
5. ru.wikipedia.org/.../Файл:Roman_Emperor_map.jpg3.
6. http://www.roman-glory.com/05-01-01
7. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/map08.shtml

Древняя Италия.

Границы Римской империи.

Римская империя II в. н.э.

1. Этрусская культура.

В истории этрусской культуры различают три основных периода:
Первый период – архаический – VII в. начало V в. до н.э.
Сильное влияние Греции. Характерен высокий уровень строительной техники.
Инженерные, оборонительные, общественные сооружения возводятся из камня.
Второй период – V-IV вв. до н.э. постепенный упадок могущества этрусков.
В архитектуре нет новых поисков и решений.
Третий период – середина IV-III вв. до н.э.
Этрурия попадает в подчинение Рима. Взаимодействие эллинских и
эллинистических влияний, выразившихся в развитии жилого дома, военного
строительства, введение греческих ордерных форм в качестве декора.
Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств.
Господство аристократии: правящая группировка – военно-жреческая знать.

Глоссарий
Тумулус (гробница) – насыпной курган
Дромос – погребальная камера под тумулусом
Гробницы могут быть: а) из отдельных каменных блоков
б) высечены в форме тумулуса в туфовых скалах
в) подобие прямоугольных домиков
Подиум – высокое основание этрусского храма
Атрий (атриум) – центральное помещение этрусского и римского дома,
обычно с отверстием в покрытии
Комплювий (комплювиум) – прямоугольное отверстие в крыше атрия над
имплювием
Имплювий (имплювиум) – плоский бассейн посредине атрия, куда с крыши
стекала вода
Курии – здания судов
Табуларий – государственный архив
Базилики – здания для судебных разбирательств, торговых сделок
Ростра – нос побеждённого корабля (на форуме – трибуна для оратора)
Урбос (город) – территория внутри стен
Помериум – внешняя граница города
Пуццолана – вулканический песок
Терракота – жёлтая или красная обожжённая гончарная глина

1. Этрусский храм. Реконструкция. 2. Гробницы (Рим, Тарквиний)

Этрусский храм.

Этрусский храм располагался
на высоком основании – подиуме.
Строился по принципу фронтальной
композиции: один из торцов
здания являлся главным фасадом
и украшался глубоким портиком.
Внутреннее помещение – целла,
делилось на три части, посвящавшиеся
божествам.
В конце VI в. до н. э. этрусский царь
Тарквиний Старый возводит на
Капитолийском холме в Риме большой
храм, имевший три ряда колонн.
Типично: богатство скульптурного
и живописного убранства, а также
яркая полихромия.

1. Этрусский жилой дом. 2. Этрусская урна в виде дома.

2. Архитектура Римской республики.

Три основных периода в развитии культуры Древнего Рима:
- Царский период – 753-510 гг. до н.э.
- Республиканский период – 510-27 гг. до н.э.
- Императорский период – с 27 г. до н.э. по 476г. н.э.
«Римский народ», т.е полноправное население Рима делилось на:
роды – курии (объединения родов) – трибы (племена).
Всё население, находившееся вне этой родовой организации, называлось плебсом.
Народные собрания происходили по куриям, в них участвовали только патриции.
Власть царя ограничивалась Сенатом и народными собраниями.
Постепенно патриции становятся господствующим классом, владеющим земельными
наделами и рабами. Плебеи превращаются в средних землевладельцев и
ремесленников.
Клоака Максима – древнейшее гидротехническое сооружение Рима.
Царь Сервий Туллий (578-553 гг. до н.э.) – оборонительные стены
После изгнания царя Тарквиния Гордого в Риме был установлен Республиканский
строй. Власть сосредоточилась в руках двух, ежегодно избираемых консулов.

Холмы Рима.

Дата основания Рима.
21 апреля 753 г. до н.э.
Холмы Рима
Капитолий
Палатин
Квиринал
Виминал
Эсквилин
Целий
Авентин
Яникул
Ватикан

Конструкции, строительные материалы.

Арочные, сводчатые конструкции.
Клинчатые (распорные) конструкции
арок и сводов.
«Полигональная» – неправильная
кладка (инцерт) из камня (11 а)
«Нормальная» – квадровая кладка
(ретикулат) стен из правильных
блоков с кратными размерами сторон
(60х60х120/180 см) (11 б)
Римский бетон – раствор из:
извести +
песок с каменным щебнем +
гидравлические добавки в виде вулканического песка – пуццолана
Цилиндрические, полусферические
своды.
Армирование кирпичным каркасом.
Деревянные конструкции, опалубки.
11а
11 б

Типы сводов. Римская ордерная ячейка.

Типы сводов.
Литая кладка с каменным наполнителем
называлась греческим словом «эмплектон».
Римская ордерная ячейка.

1. Ним. Акведук Агриппы. 2. Римский военный лагерь.

Кардо – северо-южное направление
Декуманус-максимус – западно-восточное
направление

Дом Пансы.

Перистильный двор
Атриум
Дом Пансы.

Руины форумов в Риме.

Римские форумы. План.

Форум Романум: 1.храм Весты,
2-храм Кастора и Поллукса,3- храм
Цезаря, 4-храм Антонина и Фаустины
5-базилика Эмилия,6-базилика Юлия
7-Ростра,8-арка Септимия Севера,
9-храм Сатурна,10-храм Веспасиана
11-храм Конкордии (Согласия), 12 –
Табуларий,
М
А)Форум Цезаря: 13-храм Венеры
Б)Форум Нервы: 14-храм Минервы
12
9
А
7-
С)Форум Августа: храм Марса Ультора
С
8
Б
6
5
3
2
1
4
К
М)Форум Траяна: 16-базилика Ульпия
17-колонна Траяна,18,19-библиотеки,
20-храм Траяна, 21-вход на рынок
Траяна
К) Форум Мира

Какие принципы использовались в градостроительстве этрусков?
Дать определение понятию «подиум».
В чём принципиальное отличие этрусского храма от греческого?
Какие основные строительные материалы использовались этрусками?
Как называется прямоугольное отверстие в покрытии этрусского жилого дома?
Что такое имплювиум?
Как называется внутренний закрытый дворик в центре городского дома этруска?
Что такое пуццолана?
Что представляет собой римская ордерная ячейка?
Какие системы перекрытия использовали римские архитекторы?
Какие строительные материалы применяли в строительстве римские зодчие?
Назвать самую большую базилику Древнего Рима.
Какие инженерные сооружения возводились в Древнем Риме?
Какую ориентацию имели города в Римской империи?
Каково принципиальное различие (с точки зрения визуального восприятия) римского
и греческого храмов?
17. Какие типы сооружений в Риме можно отнести к общественным?
18. Что такое «форум» в древнем Риме?