Прямое право. Косвенное и прямое избирательное право. Прямое и косвенное избирательное право

Применение того или другого из указанных принципов или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право - означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность . Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда – верхних палат (например, в США, Италии, Польше), президентов (например, в Мексике, Австрии, Болгарии), практически повсеместно – органов местного самоуправления.

Косвенное (многостепенное) избирательное право - означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган . Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь, как отмечалось, две ступени или более, хотя три или четыре встречаются весьма редко.

Двухстепенными выборами избираются, например, Президент США, Совет штатов (верхняя палата Парламента) Индии, трехстепенными – подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

Прямые выборы имеют много плюсов. Они создают непосредственные связи между избранными депутатами и избирателями, дают возможность именно последним принять решение при голосовании. В какой-то мере они ставят депутата под контроль избирателей своего округа. Во всех демократических странах депутаты сравнительно часто встречаются с избирателями округа, принимают и выслушивают их, стремятся к тому, чтобы при принятии законов и иных актов в парламенте были учтены интересы жителей их округа.

Косвенные выборы представляют собой своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа. Чем больше ступеней имеют такие выборы, тем больше в процессе их может нарушаться воля избирательного корпуса. В тоже время эта система более надежно отсеивает случайных лиц, оставляя более зрелых и надежных кандидатов.

Иногда, впрочем, различие между прямым и косвенным избирательным правом несколько стирается. Например, при выборах Президента США избиратели в каждом штате избирают по конкурирующим спискам выборщиков в коллегию, которая должна избрать Президента. Однако выборщики не свободны в своем выборе. Во-первых, будучи избраны по одному списку, они обязаны голосовать одинаково, а во-вторых, они обязаны голосовать за кандидата в Президенты, который значился на бюллетенях, поданных за соответствующий список выборщиков. Формально голосуя за список выборщиков, избиратель фактически поддерживает определенного кандидата в Президенты.

Однако это не значит, что разница между прямым и косвенным избирательным правом здесь исчезла. При американской системе выборов существует и сохраняется возможность избрания Президента меньшинством голосов избирателей. Покажем эту возможность на гипотетическом числовом примере. Согласно части второй раздела 1 статьи II Конституции США, каждый штат посылает столько выборщиков в коллегию, сколько представителей (членов нижней палаты) и сенаторов в Конгресс США. Число же представителей пропорционально численности населения штата. Итак, предположим, что в трех штатах – А, Б и В – число избирателей соответствует численности населения и составляет соответственно 300, 600 и 900 тыс. человек. Допустим также, что на 10 тыс. избирателей приходится один представитель. В Сенате же каждый штат имеет два места. Предположим, что в штате А 151 тыс. избирателей проголосовали за кандидата в Президенты Смита, и он получил от этого штата в коллегии выборщиков 32 места (30 представителей + 2 сенатора); в штате Б за Смита проголосовали 301 тыс. избирателей, что дало ему еще 62 места в коллегии выборщиков. В штате же В за Смита проголосовали только 50 тыс. избирателей, а 850 тыс. предпочли его соперника Джонса, который получил в коллегии 92 места. Таким образом, в трех штатах за Смита проголосовали всего 502 (151 + 301 + 50) тыс. избирателей, и он получил 94 места в коллегии выборщиков. За Джонса же проголосовали 1298 (149 + 299 + 850) тыс. избирателей, то есть более чем в 2,5 раза больше, однако выборщиков он получил меньше - всего 92.Это пример наглядно показывает, что косвенные выборы в США и при отмеченных ограничениях способны существенно исказить результаты народного волеизъявления.

Прямое (косвенное) избирательное право при тайном голосовании

Прямое избирательное право предусмотрено в нашем законодательстве при выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления. Он означает, что каждый избиратель подает свой голос напрямую без посредников за кандидата, которого он хотел бы видеть Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихатов или членом органа местного самоуправления. Этим прямые выборы отличаются от непрямых выборов, которые бывают двух разновидностей: косвенные и многостепенные. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 6 Конституционного закона.

Как отмечает Э.Б. Мухамеджанов, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Протокол 31, 1952 года) - не содержат требований, чтобы выборы обязательно были прямыми .

Но вместе с тем, международные нормативные правовые акты часто содержат требование о том, чтобы, если не все, то определенное число мандатов распределялось по результату прямых выборов. Как определено в пп.7.2 п.7 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ "Для того чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства -участники допускают, чтобы мандаты, по крайней мере, в одной палате национального законодательного органа были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов". Обязательное проведение выборов депутатов одной из палат национального законодательного органа путем прямого голосования как одно из условий демократичности государства свидетельствует о том, что в международном сообществе предпочтение дается прямому избирательному праву .

И в юридической литературе можно встретить многих сторонников прямого избирательного права: "На принцип прямого избирательного права опирается вся система представительной демократии. Он обеспечивает адекватность действий избирательного органа воле избирателей. В условиях авторитарного режима Верховный Совет был лишь номинальным органом власти и принцип прямого избирательного права действовал безотказно. В современных условиях формирования двухуровневого органа власти - Парламента, принцип прямого избирательного права нарушается. Необходимо восстановить принцип прямого избирательного права, т.е. формирование избирателями всего Парламента…".

Э.Б. Мухамеджанов также дает предпочтение прямым выборам: "применение той или иной системы при выборах Палат Парламента РК - это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями в стране. Поэтому с обретением электоратом Казахстана политической культуры в будущем система прямых выборов, на наш взгляд, была бы более предпочтительной и для формирования "верхней" Палаты Парламента - Сената. Ведь как бы ни были объективны выборщики при выдвижении и избрании кандидатов в депутаты Сената, все равно их число никогда не будет соответствовать числу социальных групп населения, принимающих участие в прямых выборах" .

Примером того, что косвенные выборы могут несколько исказить волю избирателей могут служить выборы президента США в 2000 году, когда набравшему меньшее число голосов в общенародном голосовании Дж. Бушу была присуждена победа большинством голосов коллегии выборщиков. Признание закономерности этого явления увеличило бы вероятность ревизии американского избирательного права и даже конституционной реформы, на чем настаивали многие политики в конце 2000, самом начале 2001 годов . Кроме того, при косвенных выборах всегда есть опасность большего воздействия властей на небольшое количество выборщиков, чем при прямых выборах.

Прямые выборы кажутся более демократичными, так как они обеспечивают непосредственное волеизъявление избирателей. При прямых выборах четко видна воля народа. Но косвенные выборы и двухэтапные выборы, иначе говоря, непрямые выборы тоже имеют свои преимущества. "Их нельзя считать явно недемократичной формой народного волеизъявления хотя бы потому, что во многих государствах, в том числе и демократических, высшие ораны государства и должностные лица избираются косвенными выборами: В США, ФРГ -президенты, во Франции - Сенат и другие.

В Казахстане косвенные выборы депутатов Сената Парламента через местные представительные органы обеспечивают на республиканском уровне представительство интересов всех регионов. Кроме того, при косвенных выборах выборщики из-за их немногочисленности могут приходить к предварительным соглашениям, к предварительной оценке качеств избираемых кандидатов в депутаты Сената.

Как показывает практика, посредством косвенных выборов можно сформировать более качественный и профессиональный состав верхней палаты парламента, поскольку при косвенных выборах избиратели "фильтруются", т.е. в их состав попадают наиболее подготовленные в политическом отношении и с большим жизненным опытом люди, которых популистскими призывами и программами не привлечешь на свою сторону. Следовательно, они способны более трезво оценивать программы того или иного кандидата в депутаты. Обмениваясь мнениями о той или иной кандидатуре, выборщики вполне осознанно отдают предпочтение тому или иному кандидату, а это чрезвычайно важно, так как это позволяет избрать в Сенат наиболее компетентных кандидатов" .

Косвенными выборами в юридической литературе называют выборы, когда воля избирателей опосредуется избирательной коллегией, которая создается специально для этой цели. Примером могут служить выборы президента США, когда избиратели голосую в своем штате за выборщиков от той или иной партии, а уже выборщики подают голос за кандидата в президенты. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не специально создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным органом, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию. Так, верхняя палата Индии избирается законодательными собраниями штатов. Если воля избирателей опосредуется дважды, то выборы считаются трехстепенными, трижды -четырехстепенными и т.д. И косвенные, и многостепенные выборы - это самостоятельные разновидности непрямых выборов .

Такого же взгляда придерживаются известные отечественные юристы - конституционалисты А.Т. Ащеулов и А.А. Караев: "При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и которая только для этого и создается. В Казахстане подобные коллеги формируются при выборах сельских акимов".

В Конституционном законе ст. 7 называется косвенное избирательное право, но избрание депутатов Сената Парламента осуществляется не специально создаваемыми коллегиями избирателей, а выборщиками - депутатами Маслихатов. В этой связи, мы разделяем точку зрения Э.Мухамеджанова, который пролагает, "что название ст.7 "Косвенное избирательное право" необходимо изменить на "Непрямое избирательное право", которое более точно будет выражать суть закрепленных в ней положений" .

Принцип тайного голосования означает, что контроль над волеизъявлением избирателей не допускается, т.е. избирателям создаются такие условия, при которых их волеизъявление остается неизвестным для других лиц. В случае нарушения этого правила может наступить предусмотренная законом ответственность. Таким образом, тайное голосование позволяет каждому избирателю, каково бы ни было его положение, совершенно свободно выбирать того или иного кандидата, которого он считает достойным. Принцип тайного голосования обеспечивает избирателям свободу выборов и подлинно свободное волеизъявление без опасения за свою дальнейшую судьбу или преследование со стороны каких -либо органов или политических объединений. Он осуществляется с помощью специальных кабин для обязательного заполнения бюллетеней или голосования с помощью автоматизированной системы, где запрещено в этот момент присутствие иных лиц, кроме голосующего.

Отклонения от этой нормы могут иметь место только в исключительных случаях. Если избиратель (выборщик) не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетени, он вправе воспользоваться помощью лица, которому он доверяет. Фамилия этого лица после голосования заносится в список избирателей рядом с росписью избирателя (выборщика) в получении бюллетеня. Этим лицом не может быть:

1) член избирательной комиссии;

2) должностное лицо местного представительного или исполнительного органа;

3) доверенное лицо кандидата;

4) журналист - представитель средств массовой информации;

5) наблюдатель, зарегистрированный в соответствующей избирательной комиссии.

Используемые бюллетени в целях обеспечения тайности не подлежат нумерации, или еще каким - либо пометкам, по которым можно идентифицировать личность голосующего. Возможны случаи, когда применяются дополнительные меры, призванные гарантировать и обеспечить данный принцип - избирательный конверт для бюллетеней. Избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Кроме того, тайность, подразумевает что, никто не вправе требовать информацию о том, за кого проголосовал избиратель в отдельности.

англ. indirect election) – форма непрямых выборов, при проведении которых между избирателями и кандидатом существует промежуточное звено, опосредующее волю избирателей. При К.в. волю избирателя выражают представители (выборщики) для дальнейшего голосования при выборах главы государства, депутатов и т.д. Институт К.в. применяется при избрании Президента (США, Аргентина, Германия, Италия), одной из палат парламента (Сенат во Франции).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОСВЕННЫЕ ВЫБОРЫ

разновидность избирательной системы, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты нижестоящих представительных органов, либо и те, и другие. К.в. могут иметь две и более ступеней, хотя выборы в три или четыре ступени встречаются в настоящее время довольно редко. Двухстепенными выборами избираются, например, президенты США, Финляндии, верхняя палата парламента Индии. Трехстепенными выборами формируется часть сената Франции: избиратели голосуют за муниципальных советников, последние назначают делегатов, избирают сенаторов.

Прямые выборы - это такой вид выборов, когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост. Например, одного из имеющихся кандидатов выбирают депутатом, или подтверждают право одного из кандидатов, выдвинувших свою кандидатуру, по-прежнему занимать эту должность. Прямыми выборами избирают в ряде стран главу государства - президента. Например, существуют прямые выборы президента во Франции, Египте, ряде стран СНГ. Прямые выборы обычно применяются при избрании нижних палат парламентов. Главный признак нижней палаты именно в том, что она избирается прямыми выборами. В некоторых странах прямыми выборами избираются обе палаты. К примеру, Палата представителей и Сенат США избираются прямыми выборами - то же относится к Бельгии, Италии и другим странам. Прямые выборы - это такие выборы, когда между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией) нет никаких промежуточных инстанций, нет промежуточных ступеней.

Непрямые выборы - такой вид выборов, при котором воля избирателей не прямо реализуется, а опосредуется волей группы выборщиков, либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы - это такие выборы, которые имеют промежуточную ступень. Существует два вида непрямых выборов: косвенные выборы и многоступенчатые.

Косвенные выборы - это такие выборы, когда посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые потом от имени избирателей уже непосредственно сами избирают конкретное должностное лицо. Косвенные выборы были придуманы еще «отцами-основателями» американской конституции, которые полагали, что основная масса граждан США в то время не была подготовлена для того, чтобы избирать президента, и может ошибиться в этом деле. Граждане, по их мысли, должны были избрать специальных людей - выборщиков, которые потом выберут самых достойных. Такая система формально существует в США до сих пор. Однако формально, что означает, что в отличие от тех давних времен, когда подразумевалось, что выборщики сами по своему вкусу будут выбирать президента, в настоящее время выборщики не имеют права проявлять свою волю. Они заранее отдают свои голоса тому или иному кандидату, косвенные выборы стали формальной процедурой, и о том, кто избран президентом, становится известно уже в день выборов - в первый вторник после первого понедельника в ноябре високосного года. Вторая стадия - происходит в январе следующего года - и в ней выборщики участвуют очень формально. Просто они заранее подают записки о том, как они проголосовали, и Вице-президент их оглашает. Но все равно, эти два этапа соблюдаются, и в промежутке между первым и вторым этапами, днем избрания и днем вхождения в должность, существует два с лишним месяца ожидания. Путем косвенных выборов в некоторых странах проходят выборы парламентов, правительства, иногда - судей. Иногда они применяются в некоторых других случаях.

Многоступенчатые (многостепенные) выборы - это нечто иное, по сравнению с косвенными, поскольку в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из палат парламента. Так, например, принято считать, что многоступенчатыми выборами избирается президент Италии, потому что он избирается коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента.

2. Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосред­ственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинст

ве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, кото­рая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

3. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей). AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

4. Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально - множественное голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

5. Принципу равного избирательного права также противоречат куриальные выборы, которые заранее делят избирателей на группы - курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей.

В некоторых странах допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные Межпарламентскому союзу.

7. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

Цензы избирательного права и ограничения избирательного права.

Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав.

Виды цензов:

Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет - в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет - в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избирательного права возрастные цензы выше. Например, президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается.

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во. Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии - 3 месяца, которые нужно прожить на территории избирательного округа.

Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не требует сам по себе этого проживания. Например, по Конституции США членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет. Ценз грамотности и образовательный ценз предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда.