Прокурорская проверка. Прокурорские проверки ограничили Что может проверять прокурор

Органы прокуратуры РФ ведут надзор за соблюдением законности при проверках субъектов предпринимательства различными контролирующими органами. Ежегодно формируемый и утверждаемый прокуратурой план проверок, составляется по данным надзорных органов субъектов РФ (Роспотребнадзора, Гострудинспекции, ГУ МЧС, Росздравнадзора, департамента образования и т.п.). О том, как происходит формирование ежегодного «проверочного» плана предпринимателей и фирм, и кого он коснется в 2018 году, расскажем в этой статье.

Сводный план проверок прокуратуры на 2018 год

До 1 сентября каждого года региональные органы надзора составляют планы проверок хозсубъектов своего региона и направляют их в прокуратуру региона для согласования. Задача прокуратуры – проверить, соответствуют ли представленные проекты нормам закона. Если замечаний нет, план проверки возвращается обратно контролирующему органу, который его утверждает и в срок до 1 ноября план снова направляется в прокуратуру уже в окончательном утвержденном виде.

Причины, по которым прокуратура может отказать в проведении надзорно-контрольных мероприятий, – отсутствие оснований для проверки, несоблюдение сроков периодичности или наличие недостоверных сведений о юрлице или ИП.

Так, план проверок на 2018 год прокуратура Москвы из почти 8 тысяч заявок утвердила лишь для 6454 предпринимательских субъектов. Прокуратура Ставропольского края план проверок на 2018 г. одобрила, включив в него 6897 предложений о проверках органами госконтроля, и отклонив 688 по причине нарушения законности.

Более чем на 300 заявок по причине их необоснованности сократила прокуратура Республики Карелия план проверок на 2018 г. После «отсеивания» 473 неправомерных заявок, утвержденный прокуратурой Ивановской области, план проверок на 2018 г. включает 1904 мероприятия. Башпрокуратура из сводного плана проверок на 2018 год исключила по тем же причинам более 450 заявок, а план проверок на 2018 год прокуратура Мордовии сократила на 651, оставив 1600 планируемых мероприятий.

Для кого утвердила Генпрокуратура план проверок

В ходе плановых проверок субъектов бизнеса различными органами контроля проверяется:

В принятый Генеральной прокуратурой план проверок не входит информация о проверках органами налогового , таможенного, валютного контроля , о контроле за использованием персональных данных и о соблюдении законодательства о противодействии терроризму.

Включать в план проверок на 2018 год прокуратура может далеко не всех субъектов предпринимательства: с 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г. действует мораторий на плановые проверки всех представителей малого бизнеса, поэтому тех, кто отнесен к этой категории, проверять в 2018 г. не должны (ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Кроме того, плановая проверка возможна только в отношении фирм и ИП, с момента регистрации которых прошло не менее 3-х лет. Такой же срок должен пройти со дня окончания предыдущей аналогичной плановой проверки по тому же основанию (неплановые проверки не учитываются). Вновь созданные ИП и организации включаются в «проверочный» план не ранее, чем через 3 года после начала ведения деятельности.

Из приведенных правил есть и исключения: несмотря на принадлежность к представителям СМП, в план проверок-2018 прокуратура и другие надзорные органы на законном основании вправе включать:

  • «административных нарушителей», в течение последних 3-х лет привлекавшихся к ответственности за грубые правонарушения, либо лишенных лицензии на право своей деятельности;
  • субъектов, чья деятельность относится к так называемым «рисковым» видам и входит в перечень, устанавливаемый Правительством.

Независимо от приведенных сроков, плановые проверки могут проводиться ежегодно, или раз в 2 года для организаций и ИП, ведущих деятельность в социальной, образовательной сфере и в здравоохранении (Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 в ред. от 20.01.2011).

Если в план прокурорских проверок на 2018 год ошибочно включен субъект, которого по всем признакам проверять не должны, ему необходимо написать в соответствующий проверяющий госорган заявление об исключении из плана ежегодных проверок (п. 3 ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Как узнать, включила ли вас Генпрокуратура в план проверок на 2018 г.

В соответствии с законом, Прокуратура РФ план проверок на 2018 год после согласования опубликовала на своем официальном сайте 28 декабря 2017 г. Реестр плановых проверок содержит контрольные мероприятия, проводимые надзорными органами в соответствии с законом № 294-ФЗ. В нем указана цель проверки, сроки ее проведения, контролирующий орган, информация о присвоении категории риска той или иной деятельности проверяемых лиц и т.д.

В 2018 году в целом по России проверки состоятся у 350 тыс. ИП и организаций. Любой субъект предпринимательства может проверить, значится ли он в общем «проверочном» списке. Для этого нужно найти на сайте Генпрокуратуры сводный план проверок на 2018 год, и на ]]> странице специального сервиса ]]> указать информацию о себе (ИНН, наименование, ОГРН, или адрес), а также месяц проверки и название госоргана, ведущего надзор.

Здравствуйте, Михаил!

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон), который существенно изменил основания, порядок и сроки проведения контролирующими и надзорными органами проверочных мероприятий.

В соответствии с Законом проверки могут быть двух видов: плановые и внеплановые, которые в свою очередь по форме могут быть документарными либо выездными.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами контроля (надзора), органами муниципального контроля планов, которые подлежат опубликованию на официальных сайтах соответствующих органов в сети «Интернет» либо иным доступным способом. Основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в план проверок является истечение 3-летнего срока с момента:

· его государственной регистрации,

· окончания проведения последней плановой проверки,

· начала осуществления деятельности уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

С 2011 года основанием для проведения плановых проверок будет являться единый сводный план проверок, составляемый Генеральной прокуратурой РФ и размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет».

Законом установлена периодичность плановых проверок – не чаще чем 1 раз в три года . Вместе с тем в законе есть и исключения. Так, частью 9 статьи 9 предусмотрено, что проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере проверки могут проводиться 2 и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ отдельным правовым актом.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены проверяющим органом не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя о проверке заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Основаниями проведения внеплановой проверки являются:

· истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

·поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства контролирующими органами при наличии оснований полагать о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при причинении такого вреда, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к числу субъектов малого и среднего предпринимательства определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В целях баланса между защитой прав субъектов предпринимательской деятельности и прав граждан – потребителей законодатель разрешил контролирующим и надзорным органам проводить проверки по жалобам граждан-потребителей без согласования с прокурорами.

Решая вопрос, содержит ли обращение гражданина сведения о фактах нарушения прав потребителей, следует руководствоваться Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно ст. 1 которого потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из пункта 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» следует, что законодательство о защите прав потребителей не распространяется на отношения между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином - предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов и др.

Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 утвержден Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которым согласование проведения внеплановых проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, их межрегиональными и региональными территориальными органами, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов РФ производится по месту осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя прокурором или заместителем прокурора субъекта РФ. Согласование проверок, проводимых городскими, районными или иными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, региональными органами контроля (надзора) субъектов РФ, а также органами муниципального контроля, производят прокуроры и заместители прокуроров соответственно городского и районного звена.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

В соответствии с Законом основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;

3) несоблюдение требований, установленных Законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

Контролирующий (надзорный) орган обязан уведомить проверяемого субъекта предпринимательской деятельности о предстоящей проверке путем направления копии распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки не менее чем за 24 часа до ее начала в случае, когда основанием проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. В иных случаях уведомление о предстоящей проверке не требуется.

Как уже было отмечено проверки могут быть документарными и выездными.

В процессе проведения документарной проверки изучаются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в изученных документах вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований проверяющий орган направляет в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемый субъект обязан направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений проверяющий орган установит признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа о проверке вручаются под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Срок проведения документарной либо выездной проверок не может превышать двадцать рабочих дней . В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений изложен в ст. 20 Закона.

Согласно закону действует уведомительный порядок предпринимательской деятельности , в соответствии с которым субъекты хозяйственной деятельности, указанные в ст. 8 Закона, при уведомлении о начале осуществления деятельности уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти вправе осуществлять эту деятельность без получения разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, местного самоуправления для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 8 Федерального закона (гостиничные, бытовые услуги, услуги общественного питания организациями общественного питания, розничная и оптовая торговля, автомобильные перевозки пассажиров и багажа и др.).

Особо следует отметить те правоотношения, на которые действия Закона не распространяется.

Так, Закон не применяется по отношению к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие проверяющих и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований проверяющих органов.

Согласно ст. 22. Закона «О прокуратуре» Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Поэтому ВАЖНЕЙШИМ моментом будет являться на основании чего зам. прокурора пришёл к вам в пекарю. Иногда конкуренты прибегают к ложным доносам (жалобам), причём сами сотрудники прокуратуры помогают в этом. Поэтому если вы поймёте что жалоба не обоснована, то обязательно обжалуйте заключение проверки в суде. С учётом того, что вы являетесь юридическим лицом (ИП) обжаловать действия прокурора Вам необходимо через Арбитражный суд.

Внесение изменений в Закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые касаются порядка проведения прокурорских проверок.

Закон теперь четко устанавливает сроки проведения прокурорами проверочных мероприятий, а также исполнения теми, кого проверяют, требований надзорного органа.

В частности, согласно принятым изменениям, все необходимые материалы и документы должны представляться безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора. А в ходе проведения проверок исполнения законов этот срок сокращается до двух дней. До одних суток сокращается срок подачи документов прокурорам при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций.

При этом срок проведения ревизии не должен превышать 30 календарных дней. В исключительных случаях он может быть продлен максимум еще на 30 дней. В то же время вышестоящим прокурорам предоставлено право продлевать сроки проверки, если все мероприятия не успели провести в срок. Прокуратура имеет право приостановить проверку на 6 месяцев.

В случае если и этого срока не хватает, то он может быть продлен еще на шесть месяцев, но только по решению Генпрокурора или уполномоченного им заместителя. Когда проверка приостанавливается, закон обязывает возвращать изъятые у организации материалы и документов. Исключение - если эти документы и материалы необходимы для решения вопроса об уголовном преследовании. Или проведения специальных экспертиз, которые в свою очередь могут повлиять на выводы проводимой проверки. Следует отметить, что время, на которое проверка приостанавливалась, не засчитывается в срок ее проведения.

Прокурорская проверка не должна превышать 30 дней, но может быть продлена на этот же срок

Если же она проводится в крупной организации, у которой есть подразделения в нескольких регионах России, то сроки будут исчисляются отдельно по каждому филиалу.

Кроме того, если раньше надзорное ведомство имело право проверять исключительно те материалы, которые относились к предмету проверки, то теперь закон расширил его полномочия. В случае если во время проверки прокурору станет известно и о других нарушениях закона в проверяемой организации, то он имеет право добавить новый предмет проверки или вообще начать новую проверку.

Вводится прямой запрет дублировать полномочия и проводить проверку вместо других органов власти. Также прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету.

Такой же запрет относится и к получению материалов, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ либо были размещены на официальном сайте организации в Интернете.

А еще, согласно закону, вводится новый документ - "решение о проведении проверки". В решении в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. С этим документом прокуроры обязаны знакомить проверяемых, еще до начала ревизии. Если во время проверки нарушений закона выявлено не было, то в течение десяти дней с момента ее завершения составляется акт. После чего копия акта направляется руководителю проверяемой организации.

Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни. Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов. Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.

Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.

Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.

Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.

Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ " ").

Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.

Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
  • требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).

Прокурор не имеет права:

  • вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
  • истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
  • возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.

Предприниматель (руководитель организации) обязан:

  • безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
  • безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).

Последствия неподчинения требованиям прокурора

Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток ().

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев ().

Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе

Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.

Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 " " прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.

Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.

Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном , доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.

Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления "всех документов", вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.

Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.

Передавайте документы прокурору только по описи.

В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.

Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд. Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав. Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.

По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики. К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел. Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.

Это не сложно. Есть два способа.

Способ первый – узнать заранее. Подходит для тех, кто не любит неизвестности и все предпочитает планировать заранее.

Заходим на сайт Генеральной прокуратуры РФ: http://www.genproc.gov.ru/

Крутим колесо «мыши» и спускаемся по странице вниз:

Нажимаем на кнопку «Сводный план проверок субъектов предпринимательства» и оказываемся на следующей странице:

Жмем «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2012 год» и переходим в следующий раздел:

Вводим в соответствующие поля данные своей организации.
Достаточно ввести только идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Наименование контролирующего органа вводить бессмысленно – все равно система выдаст абсолютно все виды проверок, запланированные различными надзорными органами. Если не вводить период проверок, то система выдаст результаты поиска за весь год. Выбирать регион имеет смысл только если организация имеет развитую филиальную сеть в различных субъектах Российской Федерации.

Введем, например, вот такие данные:

И узнаем, что проверка ОАО «АвтоВАЗ» Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Самарской области, продолжительностью 20 рабочих дней, запланирована с 29.04.2012 г.

Заодно увидим, что одновременно с проверкой ОАО «АвтоВАЗ» органом ГПН будут проводиться проверки того же объекта Росприроднадзором и Роспотребнадзором. А также проверки трех различных объектов ОАО «АвтоВАЗ», расположенных на территории Шигонского района Самарской области, Комитетом по управлению муниципальным имуществом одноименного муниципального района, в котором не знают как правильно пишется наименование проверяемой организации.

Есть еще два пути получить ту же информацию:

1. На официальном сайте МЧС России: Деятельность > Планы и результаты проведения плановых проверок > Планы проведения плановых проверок на 2012 год > Наименование территориального органа (Регионального центра) МЧС России: http://www.mchs.gov.ru/activities/?ID=703877 . В результате будет скачан архив файлов MS Excel, с графиками проверок по каждой области, входящей в состав соответствующего федерального округа.

2. На сайте Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Например, для Самарской области – на сайте Главного управления МЧС России по Самарской области (http://www.63.mchs.gov.ru/): Направления деятельности > Планы и результаты проведения плановых проверок > План проведения плановых проверок. В результате будет скачан архив с файлом MS Excel План плановых проверок на 2012 год.xls. В частности, по Самарской области на 2012 год запланированы проверки 5 375 объектов.

В этом случае Вы дополнительно узнаете:
— перечень и адреса всех объектов, подлежащих проверке,
— цель проведения проверки (проверка соблюдения требований пожарной безопасности, либо в области ГО и ЧС, либо – и то и другое);
— основание для проведения проверки;
— вид проверки (документарная или выездная).

И еще: если данные трех источников расходятся, то верить следует Генеральной прокуратуре РФ.

Способ второй – Вам сообщат, незадолго до того, как. Подходит для тех, кто любит сюрпризы.

О проведении плановой (документарной и выездной) орган государственного пожарного надзора обязан уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Под «не позднее чем в течение трех рабочих дней» чаще всего понимается «не позднее чем, за три рабочих дня».