Право на выбор места жительства. Эссе «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов) (ЕГЭ обществознание) Каждый имеет право на индивидуальность

1. Из истории о естественных правах человека

Естественные права человека - вопрос не новый для истории ци­вилизации. Более того, проблема естественных прав (естественное право) возникла задолго до появления государственной организа­ции общества.

И, несомненно, она переживает историю государст­ва. Во всяком случае, историю классовой трактовки государства естественное право пережило.

О естественном праве как совокупности естественных прав че­ловека говорили еще в Древней Элладе. Естественно-правовые взгляды нашли свое развитие в учениях софистов, Сократа, Плато­на, Аристотеля, римских мыслителей и юристов, среди которых вы­делялся Цицерон. Заметим, что уже Цицерон апеллировал к законам природы, ее разуму и справедливости, которая воздает каждому
свое. Критерием справедливости писанных законов он рассматри­вал их соответствие естественному праву.

Учение о естественных правах имеет длительную историю сво­его развития. Она свидетельствует о периодах взлета и падения этой доктрины. Установлена закономерность, которая состоит в том, что интерес к естественным правам человека всегда возникал на пере­ломных этапах развития человеческого общества.

Как закономерный результат возрождения естественно-правовых взглядов в Европе после крушения тоталитарной системы и соот­ветствующего мышления следует рассматривать принятие 10 де­кабря 1948 г. генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека. Сюда же следует отнести и Парижскую Хартию для новой Европы от 21 ноября 1990 г. В этих важнейших для человече­ства документах говорится о том, что пренебрежение и презрение к правам человека ведут к варварским актам; естественные права че­ловека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и должны быть гарантированы законом; их со­блюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливо­сти и мира.

2, Духовность и естественные права человека

Несмотря на солидный возраст проблемы, она до сих пор остает­ся непознанной. Уровень ее познания зависит от степени подготов­ленности человека к ее восприятию. Как говорится, человек видит вокруг себя прекрасное ровно настолько, насколько он способен к восприятию прекрасного. Нужно определенно сказать, что к пони­манию и осмыслению ряда аспектов этой проблемы сегодня мы не готовы. Среди них вопрос об источниках естественных прав. В на­шей науке этот вопрос вообще не поднимается. В самом деле, кто наделяет человека естественными правами? Можно определенно лишь ответить, что государство ни в коей мере не является творцом этих прав. Было бы великим заблуждением думать иначе.

Длительное время наше правосознание было деформировано, и мы действительно «онаучивали» такие расхожие понятия как «го­сударство», «партия», «родное правительство». Между тем естественные права неотчуждаемы от человека, они его суть. Само слово «человек» гордо не звучит. Это слово приобретает смысл, если его носитель в полной мере осознает и обладает естественными правами.

Говоря об источниках прав человека, русские юристы обраща­лись к Творцу. И этот вопрос более чем серьезный. В основе естест­венных прав лежит нравственность, духовность. При этом духов­ность вовсе не сводится к так называемой «сознательности».

Тота­литарное государство развило патерналистически-инфантильный тип сознания. Вся идеология покоилась всецело на признании при­мата общественных форм, что противоречит естеству человеческого духа.

Кризис политический повлек за собой и кризис духовный (более правильно считать наоборот!). Правовая и общая культура личности сейчас находится в полной запущенности. У нее отсутствуют те аб­солютные нормы и ценности, которые для этой культуры необхо­димы. В сознании многих людей смешались такие понятия, как «добро» и «зло», «правомерность» и «законность», обесценены та­кие понятия, как «милосердие», «благожелательность», «правда», «порядочность» и т. д.

В принципе все подлежит переосмыслению. Возможно, мы явля­емся свидетелями процесса смены мировоззренческой парадигмы, лежащей в основе всей современной культуры и самого образа жиз­ни.

Под духовностью следует понимать не просто нравственное по­ведение человека, но и осознание его принадлежности и причастно­сти ко всему Храму мироздания. Вот почему признание естествен­ных прав человека невозможно без признания его естественных обязанностей. В научной литературе вопрос о естественных обязан­ностях человека, к сожалению, ие привлекает пока необходимого внимания.

5. Право на индивидуальность - основа духовности

Человек познает принадлежащие ему с рождения права и обя­занности. И чем более высока ступень цивилизации, тем глубже и шире познание этих прав и обязанностей. Полнота закрепления ес­тественных прав и обязанностей в законодательстве, Конституции характеризует уровень цивилизованности государства, его правовой характер.

До недавнего времени мы понятия не имели о том, что сущест­вует право на личную жизнь, право на свободу убеждений и их рас­пространение, и при этом считали, что строим «высший историче­ский тип государства». До сих пор у нас не гарантированы до конца такие права, как право на вознаграждение за труд, обеспечивающее
достойное человека существование, право на собственность, право на общественный порядок. Мы до сих пор имеем слабое представ­ление о таких естественных правах человека, как право на частную жизнь, свобода брачного выбора, право на индивидуальность. Эти моменты характеризуют сравнительно низкий уровень правосозна­ния нашего общества.

Между тем одной из предпосылок творческой демократии, по словам известного русского юриста И. А. Ильина, является высокий уровень правосознания.

Его основой является личность с духовным достоинством и пра­вами. Если в народе нет здравого правосознания, то демократиче­ский строй превращается в решето злоупотреблений и преступле­ний. Люди, лишенные духовного достоинства и естественных чело­веческих прав становятся рабами, хотя из истории период рабства давно миновал. Духовное рабство гораздо опаснее. Духовные рабы, по словам Аристотеля, достаточно причастны уму, чтобы понимать чужие мысли, но недостаточно, чтобы иметь свои. В этих условиях очень легко зарождаются новые классы, новые слои, новые нацио­нальности, не имеющие своей истории и культуры, которую они презирают. Новые диктаторы и лица причастные к власти принад­лежат к полу интеллигенции. Они не имеют представления о право­сознании, нравственности, религии. Сложность и утонченность ми­ра неведома им. «Совесть» и «честь» для них понятия относитель­ные. Не удивительно, что в таких условиях формируется и расцве­тает полунаука, перед которой преклоняются с суеверием.

Именно в такой среде созрела «химера всеобщего равенства и предрассудок всеобщей свободы». Идея справедливости была под­менена всеобщим уравнением. Эта мысль задолго до Маркса была высказана Стенькой Разиным: «Чтобы всяк всякому был равен». По словам Ф. Достоевского «рабы должны быть равны... Не надо обра­зования, довольно науки! Жажда образования есть уже жажда ари­стократическая». Свобода от науки, свобода безбожия, свобода от правосознания - вот те постулаты, на которых основывается любой тоталитарный режим.

4. Право на индивидуальность - право на неравенство

Сегодня мы являемся очевидцами крушения старых мифов о че­ловеке и праве. Все более очевидной становится мысль о том, что основные законы социального развития нами не познаны. Человек, утративший чувство реальности, единственно достоверной реально­
стью самоуверенно признал самого себя. В соответствии с этим он пожелал не обрести смысл жизни, а сконструировать его.

Все те закономерности, которые нас окружают и влияют на по­ведение, не связанные с нашим сознанием, отвергались. А те инди­видуальности, которые смели лишь догадываться о существовании этих закономерностей, изгонялись и уничтожались. Само понятие «право на индивидуальность» было под запретом, ибо оно букваль­но означает «право на неравенство».

Как же это увязать с известной преамбулой французской консти­туции 1958 г., в которой провозглашены принципы всеобщей сво­боды, равенства и братства? Обратимся к весьма своеобразному от­вету на этот вопрос известного профессора права Парижского уни­верситета Ф. Люшера, который участвовал в выработке проекта Конституции 1958 г., в течение 9 лет был членом Конституционно­го совета Франции и ректором университета в Сорбонне.

«О, Равенство! - писал он. - Сколько же различий требуется учи­тывать во имя твоего торжества! Действительно, применение прин­ципа равенства ведет лишь к подчеркиванию существования основ­ного права: права на индивидуальность» \\

Таким образом, несмотря на провозглашение в Конституции идей свободы, равенства и братства, право на йндивидуальность рассматривается Ф. Люшером как основное право человека. Само по себе равенство не является естественным. Более того, его_ навя­зывание означало бы объявление войны самой человеческой приро­де и, следовательно, вызов свободам. В этом смысле равенство и свобода несовместимы. Поэтому, как это ни парадоксально, в самой преамбуле французской конституции заложено противоречие. И это, на мой взгляд, не прихоть законодателя, а констатация вечного противоречия между формальным равенством и действительным неравенством. Строгое соблюдение формального равенства может привести к усугублению действительного неравенства, полное же искоренение неравенства означает, по словам Люшера, восстание против человеческой природы.

5. Индивидуальность как антипод одинаковости

В этом смысле каждый человек индивидуален: со своими, при­сущими только ему интересами, потребностями, желаниями. Ут­верждение о том, что «незаменимых людей нет» могло появиться

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. С. 229.

лишь в условиях всеобщей идиотизации общества. Именно к такому состоянию общества приводит идея всеобщей уравнительности (этому состоянию созвучен проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России»).

Всеобщая уравнительность опасна своим конформизмом. Девиз «все как у людей» становится путеводной звездой социальной оди­наковости, стимулом жизни обывателей. Эта одинаковость стано­вится не только образом мышления, но и моды, увлечений, стилем всей жизни.

Такое общество отталкивает умных людей своим принципом равноправия, т. е. равенством притязаний при неравенстве способ­ностей, а следовательно, и заслуг. Это общество готово принять любые достоинства, кроме умственных; эти последние - контра­банда, или как выражались наши недавние «кумиры» - «идеи, кото­рые нам постоянно подкидывают со стороны».

Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр писал, что «общество возлагает на нас обязанность бесконечного терпения к глупости, извращенности и безумию; напротив, личные достоинст­ва должны вымаливать себе пощаду или же прятаться, ибо умст­венное превосходство оскорбительно уже в силу своего существо­вания... Поэтому умные речи и замечания имеют смысл лишь в ум­ном обществе; в обычном же их прямо-таки ненавидят: чтобы по­нравиться в таком обществе, надо быть пошлым и ограниченным нужно сравняться с другими» .

Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят нас в такое общество. Беспросветное однообразие собственной личности невы­носимо.

Известно, что несчастья легче переносятся сообща; к несчастьям же люди причисляют и скуку, а потому они и сходятся, чтобы ску­чать вместе. В определенной мере Шопенгауэр был прав, когда го­ворил, что общительность людей не есть прирожденный инстинкт, она покоится не на любви к обществу, а на страхе перед одиночест­вом. Одиночество, утверждал он, удел всех выдающихся умов.

Живя же в обществе, не следует отворачиваться от той или иной индивидуальности, раз она определена и дана природой, какой бы великой, дурной или смешной она ни была. Никто не может изме­нить своей индивидуальности - своего характера, ума, темперамен­
та, внешнего облика. Живя с людьми, необходимо признавать каж­дого, считаться с его индивидуальностью, какова бы она ни была.

Таким образом, индивидуальность - это антипод одинаковости, которая неестественна для всего живого и тем более для человека. В условиях одинаковости может быть воспитан лишь духовный раб. Естественным правом человека является его право на индивидуаль­ность,

Еще по теме Право на индивидуальность:

  1. Проверка правоспособности индивидуального предпринимателя и дееспособности физического лица
  2. §1 Понятие и основные виды правоприменительной техники
  3. § 1. Осуществление интеллектуальных прав на производные объекты
  4. § 1. Юридическая техника правотворчества: определение институционально-правового статуса и элементный состав
  5. § 1. Общая характеристика механизма правового регулирования общественных отношений
  6. § 2.3. Основные формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина
  7. Внутрисистемные и межсистемные связи российского уголовного права: понятие, виды, интегративные свойства
  8. Функции системосохраняющего механизма в российском уголовном праве
  9. §1. Основания внедрения антимонопольного регулирования в частноправовую сферу хозяйствующих субъектов.
  10. § 3. Структура теоретической модели взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта
  11. § 2. Эволюция содержания теоретической модели взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -

Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 37 "Мастерок" города Абакана",
город Абакан, Республика Хакасия

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Труд.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цели деятельности педагога: подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка; дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть; закрепить уже знакомые права ребенка; познакомить с новым правом – право на индивидуальность.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств дошкольника: отвечает на вопросы педагога, участвует в разговоре со сказочным персонажем, проявляет интерес к различным видам игр, активен при украшении индивидуальной именной карточке.

Материалы и оборудование: демонстрационные карточки с изображением различных ситуаций общения и правил поведения; символ изучаемого права, кукла Карлсон; аудиозапись песни В.Шаинского «Песенка друзей»; конфеты, цветные карандаши, фломастеры, рабочая тетрадь «Мои права», зеркало.

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям всем вместе посмотреть в большое зеркало.
- Кого мы там увидим? Зеркало отражает каждого из нас. (Я вижу себя, друга, воспитателя, и т.д.)
- Согласитесь со мной, что каждый привлекателен по-своему.

2. Игра «Угадай по описанию»

Воспитатель описывает несколько детей, дети должны узнать, о ком говорит воспитатель.
- Я вижу хрупкую, как мотылек, красивую девочку с карими глазами. Ее темные, волнистые волосы держит красивая заколка. Эта девочка очень добрая, отзывчивая, всегда вежливая в общении со своими друзьями и взрослыми. (Это Катя)
- Катюша, ты узнала себя? (Да, я узнала себя)
- Оставайся всегда такой же доброй.
-Я вижу сильного мальчика. Он добрый, послушный, не обижает наших красивых девочек. Он такой скромный, что его почти не слышно. (Это Артём)
- А ты узнал себя? (Да, я узнал себя)
Воспитатель отмечает индивидуальные качества детей.
- Каждый из вас единственный и неповторимый.
Дети садятся полукругом, чтобы видеть друг друга.
- Подумайте, что в вас особенного, непохожего на других ребят. (Разный цвет волос, глаз, разные по росту, по характеру, мы все разные, похожие на родителей своих и т.д.).
- Еще есть такие как вы? (Нет)
- Нет такого Вани, нет такой Ирины.
Других таких детей не было, и нет на всей Земле.
Все люди разные.
- А что вы знаете о близнецах? (Они очень похожи друг на друга, одинаковые и их очень трудно отличить.)
- Верно, сходства есть, но только внешние, а внутри – по характеру они отличаются. Как вы думаете, это хорошо или плохо, что все люди разные? (Это хорошо, потому что бывают люди добрые, веселые, злые. Если бы были все одинаковые, было бы не интересно, скучно.)
- Каждый из вас индивидуален, не похож на других, поэтому нам интересно жить и нескучно общаться.

3. Право на индивидуальность.

В конвенции о правах ребенка казано, что каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, то есть оставаться таким, какой он есть.
«Рассматривают символ права»
- Буква «Я» говорит о том, что каждый ребенок имеет право на индивидуальность.

4. Игра - упражнение

Дети начинают игру словами – Я похож на тебя, но отличаюсь … и т.д.
- У нас много общего, но все мы отличаемся друг от друга. Каждый из нас интересен по – своему.
Сюрпризный момент
Воспитатель подходит к окну.
- Ой, кто это? (кукла Карлсон)
Карлсон: Привет. Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
- Да – да, пожалуйста. А что, трудно вот так летать?
Карлсон: Мне – нисколечко! Потому что я - лучший в мире летун!
- А мы знаем, почему ты умеешь лететь, и ребята знают.
Карлсон: Я красивый, умный, и в меру упитанный мужчина, в самом расцвете сил.
- Дети, есть еще один в мире такой сказочный герой как Я?

Дети: -Нет. Ты особенный, и единственный в мире.
Карлсон: Ой, как много вас здесь.
Вы все одинаковые, похожие друг на друга.
Вы что, все братики и сестренки?
Почему вас воспитатели не путают?

Ты приглядись, Карлсон, повнимательнее, познакомься с ребятами поближе, тогда ты увидишь, что каждый ребенок индивидуален по-своему, особенный, неповторимый, отличается от других.
Карлсон: Как тебя зовут Малыш? (Подходит ко всем детям, спрашивает имена, говорит им приятные слова). Какие у вас красивые имена.
Воспитатель: - В народе говорят, что не имя красит человека, а человек имя. Наши ребята дружные, добрые, они делают много добрых, полезных дел. А когда вырастут, обязательно прославят свое имя и фамилию большими добрыми делами.
Карлсон: Как хорошо здесь у вас, весело, я вижу у вас здесь порядок, давайте устроим тарарам.
Воспитатель: - Карлсон, мы знаем, что ты любишь проказничать, но тарарам устраивать не хотим. Уважай, пожалуйста труд наших ребят, лучше поиграй с нами в игру.
Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»
Дети договариваются, что будут делать. Жестами и мимикой показывают – ребенок должен узнать, чем они занимались.
Карлсон: С вами так весело и хорошо играть, даже не хочется больше устраивать тарарам.
Воспитатель: - Конечно, хорошо играть, ведь все дети имеют право на что? (дети отвечают на игру)
- А какие права мы ребята с вами уже знаем? Расскажем Карлсону.
(Право на еду, ученье, леченье, отдых, игру, чтение книг, счастье ходить в детский сад)
Карлсон: Теперь я понял, что мир разнообразен, а человек индивидуален.
Я хочу все рассказать своему другу Малышу.
Вот только я вас всех еще не запомнил. Расскажите мне о себе, отвечая на мои вопросы:

Что ты любишь больше всего делать?
- Чем любишь заниматься?
- Что тебе нравиться?
- Ты любишь носить украшения?
- А какой цвет тебе нравится?

Продуктивная деятельность «Украшение карточки»
- Ребята, чтобы Карлсон нас всех лучше запомнил. Подарим ему свои именные карточки. Тогда он нас не перепутает.
(Дети украшают именные карточки и дарят Карлсону.)
- А еще Карлсон расскажи своему другу Малышу, что у него тоже есть права, как и у всех детей. И чтобы ты ничего не перепутал, дети тебе помогут.
Рассказы детей о правах по иллюстрациям.
- А еще дети знают стихи.

1 ребенок: Ребенок должен быть красивым.
Веселым, сильным, и счастливым.
Потому хочу сказать
Ребенок должен отдыхать.

2 ребенок: Сначала в детсаде, а после и в школе
Все дети обучаются
Это право на ученье у нас называется

3 ребенок: Хоть и маленькая я
У меня есть все права
Права не простые,
Гражданки России!

4 ребенок: Ой, родители, простите,
Я бываю не права
Но физическую силу
Применять ко мне нельзя!

5 ребенок: Мамы, папы, всей страны
Это знать давно должны.
Есть права у их детишек
Например на чтенье книжек.

6 ребенок: Так же на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире.

5. Рефлексия.

С каким правом мы сегодня познакомились?
- Для кого мы сегодня украшали карточки, зачем и для чего?

Право на место жительства

Право физического лица на место проживания закреплено в ст. 310 ГК. Такое право имеет, несомненно, и ребенок. Признание за каждым ребенком права приобрело сейчас особую актуальность в связи с тем, что много детей по разным причинам оказались на улице.

Место жительства ребенка определяется по месту жительства ее родителей. Из этого правила можно сделать вывод о том, что ребенок, оставленный в родильном доме, имеет сервітутне право на проживание в их доме, независимо от того, что не была поселена в нем. Это право у ребенка возникает из факта кровного родства, а не по факту поселения. Ведь, согласно абзацу 3 ч. 2 ст. С СК, ребенок принадлежит к семье родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает.

С целью защиты права ребенка, которая была оставлена в роддоме, к родителям можно предъявить требование об уплате денежного эквивалента за невозможности проживания ребенка в квартире родителей, то есть своеобразного отступного, по аналогии со ст. 600 ГК. Следует однако признать, что реальное взыскание такой денежной компенсации будет иметь немало препятствий.

Право на выбор места жительства

Право самостоятельно выбирать себе место проживания предоставлено ребенку, которому исполнилось 14 лет. Это связано со многими обстоятельствами, а именно: вступлением в неполной гражданской дееспособности и гражданской процессуальной дееспособности, возможностью (при определенных условиях) регистрации с ней брака. Ребенок в этом возрасте, если она перешла, например, жить к бабушки, деда, других родственников или посторонних лиц, не может быть принудительно возвращен к родителям.

Право на собственное мнение

В статье 13 Конвенции о правах ребенка ребенку предоставлено право свободно выражать свои мысли. В статье 171 УК конкретизирована эта общая норма: ребенку предоставлено право на высказывание перед родителями, другими родственниками, должностными лицами собственного мнения по вопросам, которые касаются ее личной жизни, а также жизни семьи. Следовательно, ЕЕ мнение должно быть выслушано и услышано. Но это еще не значит, что решения старших должно быть обязательно согласовано с ней. Уважение к ребенку требует предоставления ребенку объяснений в случае неподдержания ее мысли.

Согласно части 2 ст. 171 СК ребенок, который может высказать свое мнение относительно спора, который решается судом, должен быть выслушан, в частности тогда, когда речь идет об определении места ее жительства, лишения в отношении него родительских прав, возобновление родительских прав или относительно управления ее имуществом.

Однако процессуальное положение ребенка в судебном процессе не определено. Привлечь ребенка к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований можно, но только после достижения 14-летнего возраста. До этого времени ребенок может быть разве что свидетелем.

Право на индивидуальность

"Ребенок - это поле, вспаханное предыдущими поколениями" - писал Януш Корчак.

Это значит, что немало индивидуальных черт ребенка не зависят от ее воли: она с ними родилась и часто, даже при большом желании и настойчивости, до конца жизни не сможет избавиться.

Право ребенка на индивидуальность и сохранение этой индивидуальности закреплено в ст. 8 Конвенции о правах ребенка. В Семейном кодексе оно отдельно не оговорено, но, поскольку эта Конвеція является частью нашего национального законодательства, пробелы относительно признания в Украине этого права ребенка нет.

Конвенцией, элементами этого права являются имя и гражданство ребенка. Сохранение за ребенком имени, которым она была названа, обусловливается возможностью его изменения по воле ребенка. Усыновление ребенка иностранцем не является основанием для изменения ее гражданства: она останется гражданином Украины до совершеннолетия.

Индивидуальность определяется и другими признаками: внешним чертам, особенностью характера, природными склонностями и предпочтениями.

Ребенок имеет право быть таким, какой он есть. "Зрикаймося ложной тоски за совершенными детьми", - призывает нас Януш Корчак. А сколько, к сожалению, есть еще родители, которые наказывают ребенка за плохие оценки по математике, за невнимательность, за неумение сосредоточиться, как будто эти черты они сами выбрали для себя, а не родились с ними.

В последнее десятилетие в Украине наконец признано право на индивидуальность детей - лівачків, которых уже сейчас никто не заставляет писать правой рукой.

"Я играю на арфе, но музыку не люблю с детства". Эти слова одного из персонажей кинофильма "В бой идут одни старики" является укором многим родителям, которые, не заметив индивидуальности своего ребенка, давили ее в сторону собственных желаний.

Элементом права на индивидуальность есть право быть некоторое время в одиночестве. Его осуществление возможно лишь тогда, когда ребенок имеет свой уголок, в котором могла бы уединиться.

Ребенок имеет право на формирование своей внешности: прически, одежды, манер поведения, что так же является проявлением ее права на индивидуальность.

Относительно родителей, то они должны собственным примером воспитывать у ребенка чувство меры, при ваты ей высокую эстетику внешнего вида и поведения. Насильственное подавляння проявлений индивидуальности ребенка не дает желаемого для родителей результата, а лишь усугубляет противостояние между ними.