Право на благоприятную окружающую среду как основное конституционное право граждан. Право на благоприятную окружающую среду 3 право граждан на благоприятную окружающую среду

Право на благоприятную окружающую среду составляет основу экологических прав граждан и является - по современным правовым нормам - одним из фундаментальных, естественных прав человека, так как обеспечивает его право на жизнь (ст.3 Декларации прав человека).

Ядром права на благоприятную окружающую среду является право на здоровую окружающую среду - его необходимая и постоянная, наиболее защищенная законом и наиболее успешно реализуемая часть. Универсальный критерий качества природной среды - это уровень здоровья населения .

Объектом права на здоровую окружающую среду является такая природная среда, состояние всех компонентов которой соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам, а их соотношение между собой создает экологическое равновесие.

Благоприятная окружающая природная среда - это в первую очередь среда, безопасная для здоровья (здоровая) с точки зрения ее нормативных характеристик и стандартов. Но благоприятность среды определяется и другими признаками, такими как ресурсоемкость, экологическая устойчивость, эстетичность и разнообразие. Именно такое понимание благоприятной окружающей среды сложилось в теории экологического права .

Россия как государство, осуществляя свои управленческие функции в области использования природных объектов, обязана согласовывать свою позицию с отдельным человеком и не причинять ущерб гражданам своей страны как настоящего, так и будущего поколений. Эта обязанность заложена в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой государство обязано признавать, соблюдать и защищать право каждого гражданина, в том числе и природопользователя, на благоприятную окружающую среду. Государство должно жестко регулировать и контролировать природопользование, разрабатывать научно обоснованные, предельно допустимые показатели изменения природной среды и следить за соблюдением их всеми природопользователями.

В свою очередь, за неразработку их, бесконтрольность, нарушение природопользования государство обязано предусмотреть эффективные меры ответственности, а также и меры предупреждения этих нарушений. Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается проводимыми государством мерами по мониторингу окружающей среды, планированию мероприятий по ее охране, предотвращению экологически вредной деятельности и мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных экологических фондов, организацией медицинского обслуживания населения,


Право человека на благоприятную окружающую среду формируется в рамках международного права в течение нескольких десятилетий . К числу основных международных нормативных актов в области реализации экологических прав граждан следует отнести Всеобщую декларацию прав человека и гражданина 1948 г., Международные пакты о правах челове-ка 1966 г., Декларация принципов ООН по окружающей среде 1972 г. и т.д.

К основным публично-правовым средствам охраны окружающей среды можно отнести:

- регулирование (ст. 9 и 36 Конституции РФ, федеральные законы) охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; использование природных ресурсов их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

- лицензирование и нормирование ряда видов природопользования и природоохранной деятельности;

- обязательность государственной экологической экспертизы (допустимость инициативной, добровольной общественной экспертизы) и публичной компетентной оценки воздействия любой хозяйственной и иной деятельности, которая может повлиять на состояние окружающей среды;

- государственный и муниципальный экологический контроль за использованием природных ресурсов и уровнем загрязнения окружающей среды с предоставлением соответствующим инспекторам права посещать предприятия любых организационно-правовых форм, проверять документы и состояние очистных сооружений, выдавать обязательные для исполнения предписания, составлять протоколы об экологических правонарушениях;

- экологический аудит, экологическое страхование, стимулирование выпуска экологически чистой продукции и применения наилучших технологий, использование иных государственных средств поддержки предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды и организацию рационального природопользования;

Возможность ограничения хозяйственной и иной деятельности в интересах создания особо охраняемых природных территорий (национальных парков, заповедников, заказников, ботанических садов, природных парков, памятников природы) и лечебно-оздоровительных местностей (курортов), лишения прав на охоту, рыбную ловлю и иные отдельные виды природопользования, прекращения экологически вредной деятельности.

Кроме того, реализация права граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается:

Созданием благоприятных условий жизнедеятельности человека;

Предоставлением возможности участвовать в обсуждении подготавливаемых решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

Осуществлением государственных мер предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий, природных стихийных бедствий, оздоровления и восстановления окружающей среды;

Предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей среды;

Гарантиями возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате несоблюдения экологических требований российского законодательства;

Возможностью требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически опасных объектов;

Развитием системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

Улучшением качества продуктов питания;

Содействием созданию экологических общественных объединений, общественных экологических фондов, иных общественных экологических формирований;

Созданием условий для повышения юридической культуры;

Всеобщим и непрерывным экологическим воспитанием и образованием.

УДК 342.7:349.41

Страницы в журнале: 59-64

В.Н. Харьков,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и земельного права Тульского государственного университета Россия, Тула [email protected]

На основе анализа данных государственного мониторинга окружающей среды Российской Федерации, программно-целевых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую среду посредством совершенствования норм природоресурсного законодательства и повышения эффективности государственного экологического надзора и производственного контроля.

Ключевые слова: государственное управление в сфере природопользования; обеспечение рационального использования природных ресурсов, охрана окружающей среды, государственный экологический надзор, производственный экологический контроль.

Гарантированное российским законодательством право пользования землей и иными природными ресурсами призвано обеспечить основы жизнедеятельности человека и направлено на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности в соответствии с провозглашенными в Конституции Российской Федерации 1993 года (далее - Конституция РФ) целями политики Российской Федерации как правового и социального государства.

Конституция РФ закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Указанная конституционная норма размещена в главе I «Основы конституционного строя» и является определяющей для характера регулирования условий и порядка природопользования в соответствии со ст. 16 Конституции РФ, закрепившей, что положения главы I Конституции РФ составляют основы конституционного строя Российской Федерации 1.

Глава II Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» содержит ряд статей, закрепляющих экологические права граждан и развивающих положения главы I . Так, ст. 36 определила, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1). Также в названной статье указывается, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2). Следовательно, согласно ст. 36 неотъемлемыми составляющими надлежащего использования и охраны природных ресурсов в Российской Федерации является такой порядок природопользования, при котором сохраняются качественные характеристики окружающей среды и соблюдаются права и законные интересы иных лиц.

Статьи 42 и 58 Конституции РФ устанавливают соответственно право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В развитие положений ст. 9 Конституции РФ названные конституционные нормы устанавливают дополнительные критерии оценки природопользования, которое должно быть благоприятным для жизнедеятельности человека, все обязаны добросовестно и разумно осуществлять природопользование, охранять окружающую среду, не допускать причинение вреда природным ресурсам и природе в целом, человеку, другим охраняемым объектам, а в случае причинения ущерба обязаны возместить его.

Таким образом, дополнительным критерием оценки надлежащего природопользования, т. е. использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляется такое состояние окружающей среды, которое в наибольшей степени благоприятно для человека, а также для естественных экологических систем и природной среды в целом .

Обеспечение реализации права каждого на благоприятную окружающую среду рассматривается нами как средство достижения более общей цели - сохранение природной среды, качественное состояние которой благоприятно и для человека, и для всего живого.

В связи с этим природоресурсное законодательство, детализируя и адаптируя общие предписания экологического права применительно к использованию отдельных природных ресурсов, призвано обеспечить в рамках правового регулирования использования соответствующих ресурсов общие для экологического и природоресурсного законодательства цели и задачи, и тем самым обеспечить реализацию приведенных выше конституционных основ природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации.

В связи с этим одним из главных направлений развития природоресурсного (водного, горного, земельного, лесного и др.) законодательства как предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов является обеспечение сохранения, рационального и эффективного использования природных ресурсов - главных природных богатств и достояния народов Российской Федерации, основы устойчивого социально-экономического развития страны.

Указанные направления развития природоресурсного законодательства имеют актуальное значение в свете задач модернизации экономики страны и перехода на инновационный путь развития , что с неизбежностью повлечет усиление антропогенной нагрузки на окружающую среду в целом. В связи с этим вопросы правового обеспечения рационального и эффективного использования и охраны природных ресурсов в контексте обеспечения права на благоприятную окружающую среду принадлежат к числу наиболее актуальных как в теории права, так и в практике правового регулирования природоресурсных отношений, а также в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

В Российской Федерации вопросам охраны окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, повышению эффективности управления земельным фондом уделяется большое внимание. С 2012 года реализуются Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012); Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326); Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012- 2017 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р) .

Кроме того, прошедший 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды (Указ Президента РФ от 10.08.2012 № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды») ; была начата реализация Государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322). Названные программно-целевые документы в целом обозначили устойчивую тенденцию формирования экологоцентричной, ресурсосберегающей экономики, призванной обеспечить рациональное и эффективное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды .

Высокий уровень внимания к экологическим проблемам обусловлен негативным экологическим состоянием значительной части наиболее населенных территорий. В частности, в Государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» отмечается, что примерно на 15% территории Российской Федерации, где проживает 60% населения, качество окружающей среды является неудовлетворительным.

О низких качественных показателях окружающей среды свидетельствуют данные государственного доклада «О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году» (далее - государственный доклад) , в котором отмечаются высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха в городах, значительный уровень загрязнения поверхностных водных объектов (в том числе вследствие отсутствия на многих предприятиях необходимых очистных сооружений), говорится, что значительные площади земель изъяты из продуктивного оборота под свалки, зоны размещения отвалов пустой породы, и это оценивается как признаки неустойчивого развития. В отношении состояния земельных ресурсов государственный доклад указывает в качестве распространенных вредных воздействий такие, как загрязнение почв токсикантами промышленного происхождения - тяжелыми металлами, фтором, а также нефтью, нефтепродуктами и др.

Приведенные и иные данные, содержащиеся в материалах государственного мониторинга окружающей среды, свидетельствуют о необходимости повышения эффективности государственного экологического надзора. При этом следует отметить, что федеральный законодатель воспринял выработанные в доктрине права предложения по повышению статуса экологического контроля , был принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» .

В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Законом об охране окружающей среды, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный экологический надзор включает в себя государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации; государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации; государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал; федеральный государственный лесной надзор; федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; федеральный государственный охотничий надзор; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Таким образом, осуществление эффективного и действенного государственного экологического надзора следует рассматривать как способ обеспечения реализации права народов Российской Федерации на использование и охрану природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, а также как способ обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.

Вопросам состояния окружающей среды, а также контроля в экологической сфере в системе государственного управления природопользованием уделяется большое внимание. Так, 20 ноября 2013 г. под председательством Президента РФ было проведено заседание Совета безопасности, посвященное обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования . В своем выступлении Президент РФ отметил, что Россия обладает колоссальным и разнообразным природным потенциалом, у нас расположены уникальные экосистемы, влияющие на устойчивость природы всей планеты, и мы обязаны сохранить это богатство, обеспечить экологический баланс, а значит, повысить качество жизни граждан.

В качестве первоочередных задач в сфере обеспечения экологической безопасности государства Президент РФ назвал повышение эффективности государственного экологического контроля и надзора, восстановление системы внутреннего производственного экологического контроля на предприятиях 1. Главная задача при этом - минимизировать угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций экологического характера, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и материальному ущербу.

Также в докладе Президента РФ было отмечено, что природоохранные мероприятия в целом недостаточно финансируются, эта сумма составляет 0,8% от ВВП, что не может идти в сравнение со странами с развитой экономикой. В связи с этим было сказано, что одной из актуальных проблем является отсутствие полноценного механизма «экологических платежей» со стороны бизнеса и других структур за использование природных ресурсов. По мнению Президента РФ, за счет таких платежей мобилизуются ресурсы для охраны и восстановления природной среды. В то же время сложную проблему «экологических платежей» надо решать так, чтобы не перегрузить экономику такими требованиями.

Иллюстрацией того, какое большое значение придается государственному экологическому надзору и производственному контролю, а также взвешенному подходу в сфере государственного управления природопользованием, может служить доклад министра природных ресурсов и экологии на заседании Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности (далее - Комиссия) . Из содержания доклада явствует понимание Минприродой России сложностей выполнения природоохранных мероприятий предприятиями топливно-энергетического комплекса, в связи с чем министр выступил с рекомендациями в адрес природопользователей. В частности, он предложил разработать и представить в Комиссию программу по реконструкции внутрипромысловых нефтепроводов, рекультивации нефтезагрязненных земель и др.

Эти рекомендации, представляется, обусловлены тем, что, по информации Минприроды России, в сфере топливно-энергетического комплекса в 2013 году было проверено 500 компаний-недропользователей, и в деятельности большинства из них выявлены существенные нарушения природоохранного законодательства. Ущерб, нанесенный окружающей среде этими компаниями, оценивается более чем в 1,5 млрд руб. Самое распространенное нарушение - аварийные разливы, которые чаще всего происходят из-за прорывов трубопроводов. По информации общественных природоохранных организаций, которой располагает Минприроды России, из-за износа оборудования ежегодно происходит более 25 тыс. аварийных разливов, из которых в поле зрения надзорных органов попадает не более 5 тыс. По информации Росприроднадзора, в результате аварийных разливов нефти на месторождениях ежегодно в окружающую среду поступает не менее 50 тыс. тонн нефти и пластовых вод, загрязнению подвергается почвенно-растительный покров площадью до 10 тыс. га. По независимым экспертным оценкам, масштабы потерь составляют более 1,5 млн тонн нефти в год. В связи с этим и учитывая перспективы геологического освоения континентального шельфа, Минприроды России предлагает компаниям «Роснефть» и «Газпром» с привлечением ученых разработать эффективные методы, технологии и оборудование для ликвидации нефтяных разливов в условиях Арктики.

Министр отметил также, что в 2013 году были приняты новые Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 (зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2013 № 28222)), согласно которым определены сроки замены трубопроводов (не менее 1 раза в 8 лет), однако чтобы полностью модернизировать всю промысловую сеть, компаниям топливно-энергетического комплекса необходимо вкладывать ежегодно более 1,3 трлн руб.

Вероятно именно сопоставление порядка цифр, определяющих размер экологического ущерба и необходимых затрат на его предотвращение и ликвидацию, вынуждают органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды искать баланс между наполнением бюджета и сохранением компонентов природной среды. В таких условиях, когда государственный экологический надзор фактически осуществляется с учетом экономических условий хозяйственной деятельности природопользователей, большое значение приобретает производственный экологический (земельный и др.) контроль.

Представляется верным подход, согласно которому наряду с государственным экологическим надзором необходимо повышать эффективность производственного экологического (земельного и др.) контроля, осуществляемого непосредственно природопользователями. В связи с этим совершенствование организационно-правового обеспечения производственного экологического (земельного и др.) контроля представляется актуальной научно-практической задачей, поскольку должно рассматриваться в приведенном выше контексте как один из важных аспектов обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Правовую основу производственного экологического контроля образует ст. 67 Закона об охране окружающей среды, согласно которой производственный контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Приведенные положения Закона об охране окружающей среды, определяющего основы правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды, нуждаются в дополнении применительно к расширенным задачам по осуществлению производственного экологического контроля в современных условиях.

Позитивным примером правового регулирования производственного контроля и повышенной ответственности лиц, осуществляющих производственный контроль в сфере природопользования, могут служить положения ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанная статья предусматривает квалификационные требования для лиц, осуществляющих производственный охотничий контроль, перечень прав производственных охотничьих инспекторов, а также возможность их отстранения от производственного контроля . Соответствующими нормативными правовыми актами регулируется порядок осуществления данного вида производственного контроля , что, безусловно, повышает его значимость и эффективность.

Закрепление в экологическом и природоресурсном законодательстве аналогичных подходов к осуществлению производственного контроля (экологического, земельного и др.) будет способствовать обеспечению рационального использования и охраны соответствующих природных ресурсов и повышению эффективности охраны окружающей среды в целом, поддержанию качественных характеристик природных ресурсов (природных объектов) и окружающей среды, что в итоге будет способствовать обеспечению реализации конституционного права народов Российской Федерации на использование и охрану природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, а также реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.

Список литературы

1. Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. - М., 2010.

2. Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. № 9.

3. Институты экологического права. - М., 2010.

4. Комментарий к Конституции Российской Фе-дерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). - М., 2010 // СПС «Гарант-Эксперт».

5. Об утверждении порядка осуществления производственного охотничьего контроля и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 марта 2012 г. № 86 «Об утверждении порядка осуществления производственного охотничьего контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 31.03.2014 № 31781): Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2014 № 6 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении Порядка отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуще-ствления производственного охотничьего контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 13.03.2014 № 31593): Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2014 № 1 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Порядка проведения проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора» (зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2014 № 31819): Приказ Ми-нистерства природных ресурсов и экологии Россий-ской Федерации от 09.01.2014 № 4 // СПС «Кон-сультантПлюс».

8. Об утверждении формы акта о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов» (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2014 № 31719): Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Рос-сийской Федерации от 09.01.2014 № 2 // СПС «Кон-сультантПлюс».

9. Собрание законодательства Российской Феде-рации. 2011. № 30 (ч. I ). Ст. 4590.

10. Собрание законодательства Российской Фе-дерации. 2012. № 12. Ст. 1425.

11. Собрание законодательства Российской Фе-дерации. 2012. № 33. Ст. 4634.

12. Харьков В. Н. Актуальные вопросы законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере использования и охраны земельных ресурсов // Хозяйство и право. 2013. № 8. С. 122-128.

13. Харьков В.Н. Задачи земельного законодательства в сфере обеспечения инновационного развития России // Правовые вопросы недвижимости. 2012. № 1. С. 13-15.

14. Харьков В.Н. Принцип добросовестности в гражданском и земельном праве // Хозяйство и право. 2012. № 9. С. 34-43.

15. URL: http://президент.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/19655

16. URL: http://www.mnr.gov.ru/mnr/minister/statement/detail.php?ID=133886&sphrase_id=414966

17. URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/cef/gosdoklad%20za%202012%20god.pdf

Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду впервые в России, а точнее - в СССР, было закреплено в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1991 г. Съездом народных СССР. А позднее - в Конституции 1993 г.

Конституция устанавливает также право каждого на жизнь (ст. 20). Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с состоянием окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.
В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной сред ы, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав . Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Субъекты права на благоприятную окружающую среду :

  1. граждане России;
  2. иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания.

Определение понятия "благоприятная окружающая среда" дано в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" : благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Однако, благоприятную окружающую среду целесообразно определять через характеристику не качества, а состояния (которое включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды). Легальное (приведенное в законе) определение не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов - понятие естественных наук, привнесенное в Закон без какого-либо пояснения.

Кроме законодательного имеется достаточно обоснованное научное определение понятия благоприятной окружающей среды. Окружающая среда является благоприятной , если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения уникальных (достопримечательных) объектов природы, сохранения естественных экологических систем, использования природы с учетом допустимого экологического и техногенного риска.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом "Об охране окружающей среды", иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Критериями оценки благоприятного состояния окружающей среды с точки зрения ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств являются нормативные требования по использованию (изъятию) природных ресурсов, установленные Законом "Об охране окружающей природной среды", актами земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.

Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью сохранения видового разнообразия, удовлетворения эстетических и иных потребностей человека, обеспечивается созданием особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий и установлением в законодательстве их правовых режимов.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

Б01: 10.19073/2306-1340-2017-14-2-110-114

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН _НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

КУЩИЙ Вячеслав Олегович*

И [email protected]

Ул. Короленко, 12, г. Омск, 644010, Россия

Аннотация. В статье выделяется особая роль конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Определены проблемы возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу в результате экологических правонарушений. Автор проводит анализ федерального и регионального законодательства, затрагивающего данные правоотношения, а также постановленные судебные акты. Предлагаются пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: конституционное право на благоприятную окружающую среду, экологические права, возмещение ущерба, атмосферный воздух.

Some Problems of Realization of Citizens" Constitutional Rights

to a Favorable Environment

Kushchii Vyacheslav O.**

El [email protected]

12 Korolenko st., Omsk, 644010, Russia

Abstract. The article highlights the special role of the constitutional right of citizens to a favorable environment. The problems of compensation for damage caused to health or property as a result of environmental violations are identified. The Author conducts an analysis of federal and regional legislation affecting these legal relations, as well as legal acts, suggests ways to solve this problem.

Key words: the constitutional right to a favorable environment, environmental rights, compensation for damage, atmospheric air.

Одной из важнейших групп конституционных прав человека является группа экологических прав, выражающихся в праве на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и праве на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации. Подобные права также закреплены и в конституциях развитых европейских государств, таких как Испания, Германия, Швейцария, Португалия, а также в странах постсоветского пространства Беларуси, Казахстана, Украины, что свидетель-

ствует об их существенной роли и актуальности проблем экологии в мире в целом.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, обстановка в сфере экологии в Российской Федерации по ряду показателей с каждым годом становится хуже или практически неизменна. В целом отмечается увеличение площади нарушенных земель, загрязняются воды, уменьшается общая площадь лесов и защитный озоновый слой в атмосфере1 .

Надлежащее обеспечение данных прав заключается в обязанности государства в лице государственных органов, органов местного

* Аспирант кафедры конституционного и муниципального права Омской юридической академии.

** Postgraduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law of Omsk Law Academy. 1 Лайкам К. Э. Охрана окружающей среды в России. 2016: стат. сб. / Росстат. M., 2016. 95 с.

самоуправления, физических лиц и хозяйствующих субъектов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Ключевой деятельностью в этом направлении является реализуемая внутренняя политика государства, направленная на охрану и защиту окружающей среды. Важным шагом явилось принятие указов Президента Российской Федерации от 10 августа 2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды»2 и от 1 августа 2015 г. № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий»3.

Следует отметить, что осуществление деятельности по поддержанию качества природной среды и ее охраны требует значительных затрат со стороны государства, что в условиях современной экономической обстановки является весьма затруднительным. В связи с этим особую актуальность приобретает реализация конституционного права на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу в результате экологических правонарушений. Но в действующем российском законодательстве отсутствуют отдельные механизмы, позволяющие рассчитать нанесенный вред окружающей среде и, как следствие, оценить размер причиненного вреда здоровью и имуществу граждан.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 12194 (далее - Положение), именно Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, а также выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы охраны атмосферного воздуха. Соответственно, в рамках указанных полномочий именно оно

должно заниматься вопросом определения размера данного вреда.

Действующим природоохранным законодательством предусмотрено два способа определения размера вреда, причиненного окружающей среде: в соответствии с фактическими затратами на восстановление окружающей среды или в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда5, утверждение которых отнесено к полномочиям Минприроды России. В настоящее время приняты, в частности, приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»6 и приказ Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»7, а также иные методики.

Вместе с тем, например, на протяжении длительного периода времени не утверждаются методика и таксы по расчету размера вреда, причиненного окружающей среде в результате допущенного загрязнения атмосферного воздуха, что является определенным препятствием для определения размера соответствующего ущерба и реализации закрепленных конституционных прав. Единственным документом, регламентирующим отдельные вопросы, связанные с возмещением вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушений законодательства об атмосферном воздухе, является приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. № 1325-ст, утвердивший национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56167-2014 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета ущерба от промышленного предприятия объектам окружающей среды»8 (далее - ГОСТ Р 56167-2014), вступивший в силу с 1 июля 2015 г. В соответствии с ним определяются методы расчета вреда, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного промышленного предприятия объектам окружающей среды,

2 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 33, ст. 4634.

3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 31, ст. 4670.

4 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5 Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8 ГОСТ Р 56167-2014. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета ущерба от промышленного предприятия объектам окружающей среды. М. : Стандартинформ, 2014.

экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам. ГОСТ Р 56167-2014 предназначен для работников подразделений по охране окружающей среды, органов и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России.

Основанием для расчета ущерба с применением данного стандарта являются факты превышения установленных нормативов выбросов, выбросов без соответствующего разрешения. Вместе с тем, согласно действующему законодательству, перечисленные факты не являются достаточными для взыскания с предприятия компенсации причиненного окружающей среде вреда, в частности, подлежит установлению факт причинения вреда окружающей среде, в результате которого может быть причинен вред здоровью и имуществу человека и гражданина. Если обратиться к понятию вреда окружающей среде, то законодатель определяет его как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

На основании пп. 40, 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»9 следует, что при разрешении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий. Также необходимо устанавливать причинную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей, хотя совокупность обстоятельств, являющихся основанием для возмещения указанного вреда, на практике доказать достаточно сложно.

Тем не менее в п. 5.1 ГОСТ Р 56167-2014 приведена формула, по которой производится расчет ущерба, в ней также учтено количество загрязняющих веществ, удельные затраты на улавли-

вание и (или) обезвреживание загрязняющих веществ и затраты, необходимые для определения размера ущерба. Удельные затраты на улавливание и (или) обезвреживание загрязняющих веществ определяются на основе затрат на приобретение и установку оборудования по улавливанию и (или) обезвреживанию загрязняющего вещества, определяемых по рыночным ценам на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике. При отсутствии сведений о рыночных ценах на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике, расчет ущерба производится по формуле, учитывающей коэффициент для вычисления размера ущерба, зависящий от отрасли, к которой относится промышленное предприятие.

В разделе «Библиография» ГОСТа 561672014 дана ссылка на единственный документ -постановление Правительства Москвы № 94-1III «Об утверждении методики определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения на территории города Москвы» (далее - постановление Правительства Москвы № 94-ПП), которое определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2011 г. № 5-Г11-161 признано недействующим10.

Следует отметить, что ГОСТ Р 56167-2014 утвержден для добровольного применения, не является нормативным правовым актом, так же как и постановление Правительства Москвы № 94-ПП, на основе которого он был разработан, а соответственно, отсутствуют обязательства по его исполнению и собственно методика исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха.

Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне отсутствует действующий нормативный правовой акт, определяющий методы и таксы по расчету размера вреда, причиненного окружающей среде в результате допущенного загрязнения атмосферного воздуха, что не позволяет нам в полной мере реализовать конституционное право на возмещение ущерба при экологических правонарушениях.

9 Доступ из СПС «КонсультанПлюс».

10 Доступ из СПС «Гарант».

Более того, анализ судебной практики и законодательства субъектов Российской Федерации показал, что регионами предпринимаются попытки по разработке и принятию методик по исчислению размера вреда окружающей среде в результате нарушений законодательства об атмосферном воздухе. Например, постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 26 апреля 2007 г. № 105 была утверждена Методика исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, предназначенная для определения размера вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, вызванного в том числе превышением нормативов (лимитов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Отдельные положения данной методики определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2010 г. № 81-Г10-811 признаны недействующими. Положения методики предусматривали расчет размера вреда при выявленных фактах превышения предельно допустимых выбросов (временно согласованных выбросов). Однако судом отмечено, что определение такс и методик оценки воздействия на окружающую среду является полномочием Минприроды России и никакой другой орган исполнительной власти, как федеральный, так и региональный, не вправе устанавливать собственное нормативное регулирование по данному вопросу, иное означает вторжение регионов в компетенцию федеральных органов исполнительной власти.

Аналогичным образом решением Приволжского районного суда г. Казани от 9 декабря 2005 г. № 2-1167/05 признаны недействующими отдельные положения Временной методики определения размера вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств, утвержденной приказом министра экологии и природных ре-

11 Доступ из СПС «КонсультанПлюс».

12 Доступ из СПС «КонсультанПлюс».

13 Доступ из СПС «КонсультанПлюс».

сурсов Республики Татарстан от 7 июля 2003 г. № 66012 (далее - временная методика). Судом отмечено, что Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не является специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха, следовательно, не имеет полномочий утверждать оспариваемую временную методику. Применение временной методики при отсутствии соответствующей методики, утвержденной специально уполномоченным федеральным органом государственной власти в области охраны атмосферного воздуха, нарушает принцип верховенства федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, предпринятые субъектами Российской Федерации попытки по восполнению действующего пробела законодательства были пресечены судебными органами.

Хотя думается, что, учитывая климатические, гидрологические и иные особенности территорий, целесообразно было бы законодательно закрепить за регионами полномочия по утверждению методик и такс расчета ущерба в рассматриваемых правоотношениях, исходя, например, из реализации принципа совместного правового регулирования отношений в сфере оценки экологического вреда между региональными и федеральными органами.

На практике данный принцип уже реализуется в смежных областях. Например, субъекты Российской Федерации вправе определять с учетом региональных особенностей размеры такс, в том числе повышенные, на объекты животного и растительного мира, не указанные в российском законодательстве. Данное право впервые было предоставлено субъектам Российской Федерации приказом Минприроды России от 4 мая 1994 г. № 126 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением растительного мира»13 .

Подводя итог вышеизложенному, думается, что, предоставив регионам возможность правового регулирования в рассматриваемой сфере, можно было бы обеспечить механизм реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в рассматриваемой области.

Список литературы

1. Глибко О. Я., Лукин А. А. Правовые основы оценки и возмещения экологического ущерба в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2011. № 4. С. 201-210.

1. Glibko O. Ya., Lukin A. A. Pravovye osnovy otsenki i vozmeshcheniya ekologicheskogo ushcherba v Rossiiskoi Federatsii . Rossiiskii yuridicheskii zhurnal -Russian Juridical Journal, 2011, no. 4, pp. 201-210.

Правильная ссылка на статью:

Евтушенко В.И. — Современные проблемы реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (экологических прав человека) // Экологические исследования. - 2016. - № 1. - С. 19 - 24. DOI: 10.7256/2453-8833.2016.1.20084 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20084

Современные проблемы реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (экологических прав человека)

10.7256/2453-8833.2016.1.20084


13-08-2016

Дата публикации:

22-08-2016

Аннотация.

Настоящая статья посвящена исследованию современных проблем реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (экологических прав человека).Автор считает, что представляется необходимым разработать и принять специальный Федеральный закон «О доступе к экологической информации», а в последующем и Экологический кодекс России, законодательно закрепляющий понятие «экологическая информация», гарантирующий законодательное право общественности на доступ к любой экологической информации с целью обоснованного, своевременного и эффективного участия в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды для обеспечения принципов устойчивого развития, а также нормы, предусматривающие различные виды ответственности за отказ в предоставлении экологической информации. В настоящей научной статье автором использован ряд научных методов исследования, в частности: сравнительного правоведения; формально-логический; статистический; моделирования; описания. Результатом принятия в России Федерального закона «О доступе к экологической информации» должны стать заметное ускорение имплементации Орхусской конференции, безусловное расширение и укрепление экологических прав человека и, как следствие, дальнейший прогресс на пути к активизации и расширению реального участия населения в принятии решений по вопросам окружающей среды.


Ключевые слова: современные, проблемы, реализация, конституционное право, граждане, Российская Федерация, благоприятный, окружающая среда, экологические, права человека

Abstract.

This article examines the current issues in realization of the constitutional right of the Russian citizens to a favorable environment (environmental human rights). The author believes that it is necessary to develop and adopt a special Federal law "On the Access to Environmental Information”, and subsequently the Environmental Code of Russia, which codifies the concept of "environmental information", as well as guarantees a statutory right of public to access any environmental information for the purpose of justified, timely, and efficient participation in the process of decision-making with regards to environmental issues to ensure the principles of sustainable development, along with the norms that regulate different types of responsibility for refusal to provide environmental information. The result of the adoption of the Russian Federal law "On the Access to Environmental Information" should be a notable acceleration of implementation of the Aarhus Conference, an absolute expansion and strengthening of the environmental human rights, and thus, further progress towards the expansion and activation of real public participation in decision-making with regards to environmental issues.

Keywords:

Environment, favorable, Russian Federation, citizens, constitutional law, implementation, issues, current, environmental, human rights

Основополагающие, конституционные права человека, обеспечивающие его благополучие и жизнедеятельность, такие как право на жизнь, охрану здоровья и среды его обитания, получили свое развитие в так называемых экологических правах человека. Первостепенное место в системе экологических прав занимают закрепленные в статье 42 Конституции России, гарантированные каждому «…право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Центральным по мнению многих юристов, но, к сожалению, в современной России самым нарушаемым правом является конституционное право на благоприятную окружающую среду, закрепляющее соответствие окружающей среды благополучному развитию человека и общества. Авторитетным документом, показывающим реальное положение, сложившееся в России в сфере экологии, является специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, опирающийся на мнения ведущих экспертов в этой сфере. Спецдоклад по проблемам экологии, сделанный впервые российским омбудсменом еще в 2002 году и содержащий оценки экологической ситуации в России ведущих российских экологов (Л. Федорова, Э. Черного, А. Яблокова), а также Центра экологической политики России и Института экологических проблем «Экоюрис» и т.д., не только не утратил своей актуальности, а даже, наоборот, к сожалению, получил новые подтверждения в своей оценке экологической ситуации в России. По мнению российского омбудсмена, экологическая ситуация в стране близка к катастрофической. По его оценке, в последние годы ущерб от чрезвычайных ситуаций экологического характера, включая расходы по ликвидации их последствий, реабилитацию населения и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций экологического характера, превосходит возможности экономики страны. Экологически неблагополучны практически все крупные города России, где уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает все допустимые пределы. Общее количество подвергающихся негативному воздействию окружающей среды достигает 20 млн. человек. Недопустимо высокие загрязнения отмечены в основных реках 45 субъектов России. Выявлены загрязнения Амура, Белого Иртыша, Волги, Дона, Невы, Оби, Северной Двины, Тобола, Томи, Урала, Уфы и других рек, которые во многом достигли критической отметки. Данный фактор негативным образом сказывается на действующей системе водоснабжения большинства городов страны. Возрастает число чрезвычайных ситуаций экологического характера, связанных с опасностью проникновения в атмосферу и водные ресурсы вредных химических веществ. По экспертным оценкам, в России в экологически неблагоприятных условиях проживает более 70 млн. человек. Большую угрозу экологии России, равно как и всем прибрежным государствам, несет, например, Балтийское море, страдающее как от выбросов многочисленных промышленных предприятий, так и от почти 270 тыс. тонн (по оценкам экспертов) химического оружия союзников, затопленного после Второй мировой войны, от 70 химических свалок, реакторов субмарин, неудовлетворительного состояния портов. Выброс химических веществ от проржавевших боеприпасов уничтожает весь рыбный промысел. Все это, по мнению члена экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в России А.В. Яблокова, привело к тому, что в России умирает ежегодно по экологическим причинам более 350 тыс. человек. Анализ экологического законодательства в России показывает, что в стране отсутствует стройная система экологических прав человека и гражданина. Так, в отличие от Европейского Союза, где благодаря широкому распространению прецедентного права создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования системы экологических прав человека, в Российской Федерации «…добрая половина неотъемлемых прав экологических прав гражданина России не имеет под собой реального обоснования и их осуществление зависит только от воли национального законодателя». Такое положение зачастую вызывает только справедливую критику. Например, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» содержится законодательное определение понятия «благоприятная окружающая среда» как «…окружающей среды, качество которой обеспечивает функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Однако, по мнению ряда авторов, в этом определении отсутствуют юридические критерии благоприятности окружающей среды. По мнению М.М. Бринчука, данное положение вызвано тем, что на уровне федерального и регионального законодательства Российской Федерации основное внимание уделено охране окружающей среды, но нет четко сформулированной цели данной деятельности, а само понятие «благоприятная окружающая среда» не «…осознано ни в науке…, ни в природоохранной практике правоприменения». Наиболее отчетливо проблемы правового регулирования проявляются в сфере эколого-информационных правоотношений. Правовые нормы, гарантирующие гражданам России получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, закреплены в Конституции России и во внутригосударственном законодательстве. Россией, к сожалению, не подписана принятая в 1998 году в г. Орхуссе (Дания) Конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, и в настоящее время вопрос о присоединении к Конвенции на государственном уровне не идет. В то же время, несмотря на то, что права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды помимо Конституции отражены в Градостроительном, Водном, Земельном, Лесном кодексах, в федеральных законах «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об экологической экспертизе», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии», «Об уничтожении химического оружия», законах РФ «О недрах», «О государственной тайне», «О защите прав потребителей», население России недостаточно информировано о своих экологических правах. Законодательно не определено понятие «экологическая информация», право на открытость экологической информации, закрепленное в Конституции РФ, в определенной степени противоречит требованиям защиты государственной тайны. В результате существующей тенденции к засекречиванию экологической информации во многих случаях граждане встречают трудности в получении доступа к ней. Так, п. 1 статьи 5 вышеупомянутого Закона РФ «О государственной тайне» констатирует, что государственную тайну составляют в том числе и сведения в военной области, связанные с недрами, землей, экологией. Представляется необходимым разработать и принять специальный федеральный закон «О доступе к экологической информации», а в последующем и Экологический кодекс России, законодательно закрепляющий понятие «экологическая информация», гарантирующий законодательное право общественности на доступ к любой экологической информации с целью обоснованного, своевременного и эффективного участия в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды для обеспечения принципов устойчивого развития, а также нормы, предусматривающие различные виды ответственности за отказ в предоставлении экологической информации. Результатом принятия в России федерального закона «О доступе к экологической информации» должны стать заметное ускорение имплементации Орхусской конференции, безусловное расширение и укрепление экологических прав человека и, как следствие, дальнейший прогресс на пути к активизации и расширению реального участия населения в принятии решений по вопросам окружающей среды.

Библиография

.

Экология и нарушение прав человека. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2002. С. 12-18, 28, 49.

.

Ковалева Л.И. Экологическая ситуация в России (2000-2015 гг.). М., 2016. 402 с.

.

Покровский В. Омбудсмены – сторожевые псы прав человека // Экология и право. 2002. № 1. С. 12.

.

Трудова О.В., Яковлев Э.Ю. К вопросу о классификации содержании, правовой гарантированности экологических прав человека и гражданина (сравнительный анализ правовых систем Российской Федерации и Евросоюза) // Международное публичное и частное право. 2008. № 2. С. 22-25.

.

Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

.

Васильева М.И. О применении в праве экологических критериев благоприятности окружающей среды // Государство и право. 2002. № 11. С. 87.

.

Соколова Н.Л. Развитие принципов международного экологического права и проблемы их имплементации (на примере законодательства Российской Федерации): автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 20.

.

Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды». Волгоград. 2005. С. 131-133.

.

Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда – важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. № 9. С. 37-52.

.

Выпханова Г.В, Правовая дискуссия «экологическая информация»: дискуссионные вопросы // Экологическое право. 2008. № 3. С. 169-170.

.

Стецишин Р.И. Экологическое право: учебник. Краснодар, 2016. 456 с.

.

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

.

Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

.

Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

.

О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

.

Об использовании атомной энергии»: Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

.

Об уничтожении химического оружия»: Федеральный закон от 02.05.1997 № 76-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2105.

.

О недрах: закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

.

О государственной тайне: закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220.

.

О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

.

Белокрылова Е.А., Кологерманская Е.М. "Особенности реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации и Индии: сравнительно-правовой анализ" // Право и политика. 2016. № 4. C. 547 - 553. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.4.13946.

.

Данилова Н.В. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред: проблемы теории и практики // Право и политика. 2014. № 12. C. 1931 - 1935. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.12.13789.

.

Калюжная Д.Е. Становление глобальной экологической политики:
достижения, промахи и риски // Право и политика. 2013. № 9. C. 1182 - 1194. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.9.9216.

.

Данилова Н.В. Право на благоприятную окружающую среду: субъективное право или законный интерес? // Политика и Общество. 2015. № 10. C. 1396 - 1402. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.10.16416.

.

Киричёк Е.В. Дискуссионные аспекты понимания организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Право и политика. 2013. № 13. C. 1891 - 1902. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.13.10359.

.

Молодцова Е.С. Роль международных организаций в охране
окружающей среды от радиоактивного загрязнения // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2011. № 3. C. 6 - 19.

.

Попова А.Д. Особенности формирования гражданского общества в России в условиях догоняющей модернизации // Исторический журнал: научные исследования. 2016. № 1. C. 40 - 50. DOI: 10.7256/2222-1972.2016.1.17785.

.

Анохин С.А., Герасимова О.А. Административно-правовая охрана лесов // Административное и муниципальное право. 2010. № 7. C. 52 - 56.

.

Кузнецова Н.А. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды // Административное и муниципальное право. 2012. № 6. C. 87 - 89.

References (transliterated)

.

Ekologiya i narushenie prav cheloveka. Spetsial"nyi doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii. M., 2002. S. 12-18, 28, 49.

.

Kovaleva L.I. Ekologicheskaya situatsiya v Rossii (2000-2015 gg.). M., 2016. 402 s.

.

Pokrovskii V. Ombudsmeny – storozhevye psy prav cheloveka // Ekologiya i pravo. 2002. № 1. S. 12.

.

Trudova O.V., Yakovlev E.Yu. K voprosu o klassifikatsii soderzhanii, pravovoi garantirovannosti ekologicheskikh prav cheloveka i grazhdanina (sravnitel"nyi analiz pravovykh sistem Rossiiskoi Federatsii i Evrosoyuza) // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2008. № 2. S. 22-25.

.

Ob okhrane okruzhayushchei sredy: Federal"nyi zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ // SZ RF. 2002. № 2. St. 133.

.

Vasil"eva M.I. O primenenii v prave ekologicheskikh kriteriev blagopriyatnosti okruzhayushchei sredy // Gosudarstvo i pravo. 2002. № 11. S. 87.

.

Sokolova N.L. Razvitie printsipov mezhdunarodnogo ekologicheskogo prava i problemy ikh implementatsii (na primere zakonodatel"stva Rossiiskoi Federatsii): avtoref. diss. … kand. yurid. nauk. M., 1998. S. 20.

.

Anisimov A.P., Ryzhenkov A.Ya., Chernomorets A.E. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Federal"nomu zakonu «Ob okhrane okruzhayushchei sredy». Volgograd. 2005. S. 131-133.

.

Brinchuk M.M. Blagopriyatnaya okruzhayushchaya sreda – vazhneishaya kategoriya prava // Zhurnal rossiiskogo prava. 2008. № 9. S. 37-52.