Получить права на вождение иностранцу. Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен. Какие водительские удостоверения иностранного образца можно обменять

Управление иностранными гражданами автотранспортным средством с 1 июня 2018 года возможно только на основании водительских прав, выданных в РФ. Требование обязательно для водителей, ведущих коммерческую деятельность или нанятых по договору для осуществления перевозок.

Порядок обмена иностранных водительских удостоверений (ВУ) установлен ПП РФ от 24.10.2014 № 1097 последней редакции от 23.03.2017). Выдача ВУ российского образца путем замены производится при волеизъявлении заявителя до истечения срока действующего национального иностранного документа. При отсутствии ВУ или истечении срока действия потребуется пройти обучение или переподготовку.

Категории водителей, попавшие под действие законодательных норм

Иностранные подданные, использующие транспортное средство в личных целях, имеют право передвигаться по дорогам РФ без ограничений. Иностранцы имеют право использовать при управлении транспорта иностранные национальные или международные ВУ. Требование о получении прав российского образца применяется к лицам, осуществляющих перевозки:

  • Такси любого типа, включая маршрутного назначения.
  • Автобусов городского и международного транспорта.
  • Грузового транспорта всех размеров тоннажа, занимающегося грузоперевозками.

О недопущении к управлению транспортным средством в предпринимательских или трудовых целях лиц с международными или национальными ВУ указано в п.12-13 ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ . Потребность в замене водительских прав на документ российского образца вызвана большим числом аварийных случаев, возникающих с участием водителей-мигрантов.

Право на обращение за получением или обменом иностранного национального удостоверения на документ российского образца имеют временно пребывающие, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные подданные. При обращении в ГИБДД лицо должно подтвердить законность нахождения в РФ соответствующими статусу документами.

Положение лица Подтверждение законности нахождения
Временно проживающие граждане Паспорт иностранного гражданина с отметкой о РВП
Постоянно проживающие граждане Паспорт иностранца, вид на жительство
Лица, пребывание которых не требует регистрации до 90 дней Паспорт, миграционную карту и талон учета с соответствующими отметками
Лица без гражданства (апатриды) Документ, подтверждающий личность (при наличии), вид на жительство или удостоверение о разрешении на временное проживание с отметкой о регистрации

Получение и замена ВУ иностранной формы на российский документ

При отсутствии у иностранца ВУ, выданного в стране подданства, для его получения необходимо пройти обучение и сдачу экзаменов. Условия получения прав иностранцами совпадают с процедурой российских граждан. Дополнительно потребуется подтвердить легальность положения в стране.

При наличии национального или международного ВУ производится замена документа на российскую форму. Обмен иностранного удостоверения осуществляется после проведения экзаменов (п. 38 ПП РФ от 24.10.2014 № 1097 ).

Для получения документа прохождения курса обучения не требуется при условии, что лицо обладает иностранным удостоверением, соответствующим международным стандартам. Потребуется успешно пройти проверку знаний путем сдачи нескольких экзаменов:

  1. О наличии знаний теории управления транспортным средством. К экзамену на наличие навыков в практической части управления транспортом водитель допускается после успешной сдачи теоретической части.
  2. На умение вождения в ограниченном пространстве. Водитель проходит проверку на наличие навыков езды на территории обучающего центра или экзаменационной площадке ГИБДД.
  3. На наличие навыков езды в реальном пространстве. Лицо проходит проверку умения управления транспортом при езде по городу.

После успешного прохождения экзамена лица должны обратиться в территориальный орган ГИБДД с заявлением о предоставлении прав. Подача заявления может осуществляться через сайт «Госуслуги».

По информации, представленной адвокатом, с 2018 года выдача (замена) удостоверения осуществляется во всех территориальных отделениях МФЦ.

Адвокат Г.Г.Ефремов

Документы, необходимые для получения удостоверения

Водители-мигранты, имеющие вид на жительство, могут обратиться для замены удостоверения в любое подразделение ГИБДД. Лица с РВП, временным убежищем или находящиеся по миграционной карте, должны направлять документы в региональное отделение по месту проживания.

Для замены иностранного ВУ представляют:

  • Заявление по форме, предоставляемой МРЭО ГИБДД.
  • Паспорт иностранного гражданина.
  • Документ или отметку в паспорте, подтверждающие законность нахождения иностранца в РФ.
  • Водительское удостоверение страны, в которой имеется подданство.
  • Справку из медицинского учреждения о состоянии здоровья. Прохождение медицинской комиссии производится в учреждениях, имеющих право на удостоверение состояния здоровья для управления транспортом.
  • Квитанцию об уплате госпошлины. Платеж вносится до подачи документов и заявления в ГИБДД.

Документы, изданные на иностранном языке, представляются в форме нотариально заверенного перевода. Удостоверение нотариусом перевода русского текста производится на все записи документа, включая надписи на печати.

Удостоверения с наличием нескольких категорий ТС

Проверка знаний и навыков лиц, имеющих в иностранном удостоверении несколько открытых категорий, не производится по каждой из них.

Важно! Переэкзаменовка иностранных граждан производится по высшей категории, указанной в удостоверении лица.

Лицо может выбрать для прохождения экзамена категории ниже заявленной в национальном удостоверении. Отметки о других категориях переносятся в документ российского образца. Одновременно в удостоверение, выданное в РФ, переносятся отметки об ограничениях медицинского характера.

Пример о прохождении переэкзаменовки. Иностранный подданный имеет в водительском удостоверении подтверждение на право управления транспортом категорий D, C и B. По желанию лица прохождение экзамена было произведено на знание вождения по категории С. По результатам проверки водителю выдан ВУ российской формы с правом управления ТС категорий С и В.

Санкции при нарушении требований закона

Лица иностранного подданства, не получившие (заменившие) своевременно водительские права РФ и управляющие транспортом в коммерческих целях, подлежат административному наказанию в соответствии с КоАП. Наказание применяется как к водителю, управляющему транспортным средством без документов.

Одновременно с водителями, управляющими коммерческим ТС, санкции налагаются и на перевозчика. К руководителям, работникам предприятия, ответственным за эксплуатацию автотранспорта, применяется санкция, установленная ст.12.32.1 КоАП . Штраф применяется в случае допуска к управлению транспорта лиц, не имеющих ВУ российского образца.

Ошибки при получении ВУ

Ошибка № 1. Иностранные подданные получают возможность заменить права на российские удостоверения в случае соответствия имеющегося документа международным требованиям. ВУ должны соответствовать условиям Венской конвенции о дорожном движении от 08.11.1968 . Документы, выданные странами, не присоединившимися к Конвенции, не подлежат обмену на российские удостоверения.

Ошибка № 2. Граждане государств, ранее входивших в состав СНГ, имеют одинаковую подготовку при обучении вождению ТС. Лица ошибочно считают правомочным использование национальных удостоверений в РФ. Наравне с иностранцами других государств, управлять коммерческим транспортом лица могут только при наличии документа российского образца. Удостоверения, применяемые гражданами стран бывшего объединения СНГ, также подлежат замене.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1. Подлежат ли возврату иностранные ВУ после их обмена на права российской формы? Большинство стран изымают иностранные документы при их обмене.

В отличие от правил других стран, ВУ иностранных государств возвращаются владельцам после их замены на документ, принятый в РФ (п. 43. ПП РФ от 24.10.2014 № 1097).

Вопрос № 2. Как получить удостоверение в случае, если имеющийся документ на право управления ТС не соответствует международным требованиям?

Иностранец с удостоверением несоответствующего образца приравнивается к лицу, не имеющему прав на управление ТС. Потребуется пройти курс обучения и экзамен на проверку теоретических знаний и практических навыков.

5 мая 2014 года вступила в силу та часть федерального закона касательно безопасности дорожного движения, в которой описываются требования, предъявляемые к водителям-иностранцам. Работодателям запрещено нанимать тех водителей, которые имеют иностранные водительские права. С этого года на территории страны действительными будут считаться те водительские права для мигрантов, которые были получены в РФ, а не в той стране, откуда была эмиграция.

Причина нововведения

Обязать работодателей принимать на работу только тех, у кого имеются российские права, заставило немалое количество ДТП и аварий с участием иностранных водителей-гастарбайтеров. Выходцы других государств, которые чаще всего работают на грузовиках, маршрутках, фурах, обслуживающих стройки, нередко водят то или иное автотранспортное средство по собственным правилам. О безопасности находящихся в транспорте пассажиров, а также тех людей, которые едут в соседних машинах, задумывается редко кто. Трудовые мигранты нанимались за маленькую зарплату, поэтому на их квалификацию раньше внимание не обращалось. В результате эту работу выполняли те, кто не был знаком с действующими правилами дорожного движения.

При эмиграции в другую страну может понадобиться профессиональный перевод тех или иных документов. Агентство переводов «Лингво Сервис» предлагает свои услуги по переводу документов в Москве и Санкт-Петербурге.

«Виновники» нового закона и обязательное условие для работы

Вопрос относительно того, будут ли подвергаться штрафу организации, в коллективе которых есть водители-мигранты, стал довольно-таки волнительным для многих юридических лиц. Причиной этому служит не только потенциальные разбирательства в ГАИ, так как именно транспортные ответственны за сотрудника, не имеющего российского водительского удостоверения, но также сумма штрафа - она составляет порядка 50000 рублей, и это за каждый случай нарушения. Поэтому некоторые транспортные организации уже перестали нанимать на работу выходцев из стран Центральной Азии. Ведь согласно статистике, именно мигранты из СНГ создают больше всего проблем на дорогах.

Чтобы получить новые права, мигрантам надо сдать теоретический экзамен. Но как показывает практика, это стало для них непростой задачей. Хотя и приезжие осаждают все отделения ГИБДД, до самого экзамена допускаются лишь единицы. Это происходит из-за того, что большинство экзаменующихся людей с трудом выражается на русском языке. После того как транспортные фирмы передают в ГИБДД списки водителей, имеющих нероссийские права, сотрудники инспекции тщательно проверяют их на наличие официальной регистрации, задолженности по невыплаченным штрафам, участия в происшествиях на дорогах и т. д. Таким образом нарушители отсеиваются перед экзаменами. Примечательно, что эти проверки длятся почти 30 дней.

Что необходимо сделать иностранным водителям?

Итак, процесс получения российских водительских прав включает в себя четыре этапа.

  1. Организация должна отправить список всех сотрудников с целью сдачи теоретического экзамена. Этот список отправляется в электронном виде (таблица Эксель) по специальному электронному адресу. В нем обязательно должно содержаться:
    • Фамилия, имя, отчество сотрудника;
    • дата его рождения;
    • все паспортные данные (номер, серия, срок действия, дата выдачи, кем выдан);
    • номер и серия, а также срок действия водительского удостоверения;
    • номер и срок действия разрешения на работу.
  2. Полученная информация переправляется в ФМС для того, чтобы подтвердить возможность этого иностранца работать водителем. Разрешение на работу, в котором указана отличная от водительской профессия, отбраковывается.
  3. После проверки трудового мигранта через ФМС, по оставленному в электронном запросе телефону уполномоченные лица сообщают дату экзамена.
  4. В день экзамена иностранец в сопровождении представителем той организации, где он работает, должен обратиться в ГИБДД. Мигрант при себе должен иметь:
  5. По результатам этого экзамена, представитель организации получает документы для последующего использования при получении российского национального водительского удостоверения. Лица, «провалившиеся» на экзамене, допускаются к пересдаче, но не ранее, чем через 7 дней.

Законы в Российской Федерации касательно действующих образцов водительских удостоверений за последнее время поменялись для иностранцев, которые собираются вести коммерческую деятельность в России, либо устраиваться на работу водителем у российского работодателя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Теперь очень важно нерезидентам страны узнать, каким образом они могут получить российские водительские права, не утрачивая своего гражданства.

При оформлении понадобится собрать определенный состав документов, а также быть готовым оплатить госпошлину в определенном размере.

Изменения в новом законе с 1 июля 2019 года

Федеральным законом, который говорит № 92-ФЗ от 07.05.13 г. , отредактированным 23.05.15 г., учреждено, чтобы иностранные граждане использовали не свои национальные удостоверения, а российские.

Только это касается не тех случаев, когда водительские права используются для личных целей, а случаев, когда водитель собирается устраиваться шофером на работу в России.

Предусмотрены права для иностранных граждан в России проживающих временно по патенту. Они заключаются в том, чтобы использовать свое легальное положение в стране в виде приобретения патента и российских водительских прав.

Это обозначает, что граждане иной страны, которые нынче в России захотят вступить в официальные трудовые отношения, должны будут в первую очередь оформить:

  • регистрацию места пребывания;
  • страховку обязательную по ;
  • патент для права вести трудовую деятельность в РФ;
  • медицинский полис;
  • водительские права российского образца.

Таким правилам подчиняются все иностранные граждане, намеревающиеся устроится на работу в России водителем, кроме граждан Беларуси.

Недавно белорусам разрешено использовать свои, национальные водительские права в коммерческих целях, а также в целях основания для трудоустройства водителем в РФ.

Их водительские права приравниваются к российским по правительственному указу, который вступил в силу с 1 июля 2019 года.

Обратите внимание! Все водители, которые едут через Россию транзитом (международные перевозчики), даже, если это в коммерческих целях или по работе, не меняют свои водительские удостоверения на российские.

То же самое касается тех водителей, что используют водительские права, свои машины в личных целях, без осуществления трудовой деятельности на своем автотранспорте.

Получение водительского удостоверения иностранными гражданами в России

Процедура получения документов для водителя, иностранного гражданина, имеет свой порядок, правила и регламент. Документы следует сдавать вовремя – не позднее заключения трудового соглашения с работодателем.

В случае игнорирования новых правил, работодателя могут оштрафовать на 50 000 рублей , а самого водителя на 5000-15 000 рублей .

В любое время, как только иностранного водителя остановят на дорогах полицейские, чтобы проверить документы, и выяснится, что водительское удостоверение у него национальное, не российского образца, так сразу же на адрес работодателя придет письмо со уведомлением о штрафе.

Теперь с иностранным водительским удостоверением с 1 июня не допустят к трудоустройству или к работе, если гражданин уже ранее был трудоустроен.

Получается, что новые правила касаются даже тех иностранных граждан, которые трудоустроились водителями ранее 1 июня 2019 года.

Заявление

Заявление заполняется на специальном бланке, установленного учреждением регистрирующего органа. Образец заявления можно отыскать самому на сайте МФЦ, Госуслуг, либо ГИБДД.

А можно получить бланк уже при встрече с сотрудником дорожной полиции и за полнить бланк при нем. Сам бланк один является тем же самым бланком заявления, который подают россияне на замену своих водительских прав.

В документе обязательно должны присутствовать пункты следующего содержания:

  1. Сначала пишется шапка документа, в которой указывается кому подается заявление – на имя начальника отделения ГИБДД.
  2. Потом ниже указывается имя, фамилия, откуда прибыл водитель, документы, легально обосновывающие его нахождение на территории России.
  3. После этого нужно указать свою просьбу, прописать номер своих национальных водительских прав и обозначить, что замене подлежат именно они на определенный срок.
  4. Указать обязательно перечень тех бумаг, которые нужны как приложение для оформления разрешительного документа.
  5. Подписывается заявление составителем – иностранным гражданином, водителем, а не его будущим работодателем.
  6. В конце документа ставится обязательно дата его составления.

Заметьте, обратная сторонам бланка заявления не заполняется водителем. Эту часть будет заполнять уже специалист регистрационного учреждения – МФЦ, ГИБДД, в зависимости от того, куда обратился зарубежный гражданин.

При указании документов, дающих право легально проживать какое-то время на территории Российской Федерации, а также указании того населенного пункта, от куда прибыл гражданин – эти факты и будут рассматриваться как причина, на основании которой можно заменять удостоверение водителя.

Пакет документов

Для замены национального водительского удостоверения на российский образец иностранному водителю нужны будут следующие документы:

  • гражданский паспорт, либо иное удостоверение личности, которое котируется в стране иностранного лица и признается как удостоверение личности гражданина другого государства;
  • водительское удостоверение иностранного образца;
  • миграционное свидетельство, подтверждающее, что нахождение на территории России лица, прибывшего из-за границы, легально;
  • медицинская справка о допуске к управлению автотранспортом;
  • полис ОСАГО, подтверждающий наличие обязательного автострахования для иностранных лиц.

Все эти бумаги копируются и вместе с оригиналами подаются на проверку и оформление специалисту ГИБДД.

Миграционная карта подтверждает только легальное пересечение границы с Россией и какое-то пребывание (90 дней без регистрации) на территории этой страны. Но вот уже ВУ (временное убежище), ВНЖ (вид на жительство), РВП (разрешение на временное проживание, патент виза и прочее) – эти документы подтверждают право пребывания и трудоустройства на территории РФ.

Если у иностранного гражданина имеется какой-либо их этих документов, он также может потребоваться при регистрации водительских прав по российскому законодательству.

Кроме этих бумаг, еще может потребоваться подтверждение регистрации места проживания (временная прописка), но она нужна в редких случаях.

Обратите внимание! Документальных доказательств того, что работодатель будет принимать на работу водителя, являющегося иностранным гражданином, предоставлять сотрудникам автодорожной полиции не требуется.

Порядок оформления

Существует определенный порядок оформления водительских удостоверений по российским правилам. Этому порядку подчиняются также и граждане России.

Алгоритм действия заключается в следующих шагах:

  1. Успешная сдача экзаменов и получение соответствующей справки о том, что экзамены сданы, и водитель годен по медицинским показателям к управлению автотранспортным средством.
  2. Приложение пакета документов к заявлению.
  3. Получение квитанции на оплату госпошлины.
  4. Возвращение в регистрирующий орган и сдача квитанции с отметкой о проплате государственной пошлины.
  5. Получение новых документов российского стандарта, дающих право на управление автотранспортным средством на дорогах России.

Водительские права по стандарту РФ, выданные лицу, прибывшему из-за границы на своем автотранспорте, выдаются в виде пластиковой карты, на который на двух языках – русском и универсальном английском прописаны краткие сведения о водителе и его стаже вождения, категории транспорта.

Такой документ оформляется сроком ровно на столько, на сколько выдавались в УФМС документы иностранцу, разрешающие ему проживать и трудиться в России.

Поэтому сроки пребывания в России иностранного лица и сроки действия прав по вождению должны совпадать.

Обратите внимание! Ранее все работодатели при приеме на работу иностранного гражданина на должность водителя, легально пребывающего на территории страны, имели право использовать перевод национальных (иностранных) водительских прав с нотариальным переводом на русский язык с иностранного.

Как заменить права и в каких случаях

Иностранные граждане за получением российского водительского удостоверения могут обращаться в ближайшее подразделение РЭО ГИБДД – экзаменационный отдел. Там они сдают вождение и теорию на знание правил автодорожного движения.

После успешных экзаменов только они могут подавать уже заявление на получение российского образца водительского удостоверения.

При этом национальные права у водителя отбираются и не остаются при нем – это и называется обменом национального иностранного удостоверения водителя на российские права.

Для оформления удостоверения по вождению на территории РФ иностранный водитель обязан сдать 3 экзамена:

Обратите внимание! При обращении в государственное учреждение за получением водительского удостоверения, привязки к месту прописки (временной регистрации места проживания) не предусмотрено.

Иностранный гражданин вправе обратиться в любое территориальное отделение ГИБДД, в которое ему будет удобно обращаться.

Но есть одна здесь поправка – важно подать документы на получение права вождения по российскому образцу только там, в том регионе России, где именно регистрировался в ФМС иностранный гражданин.

Цена документа

Цена обучения в автошколе и прохождение экзаменов входят в процедуру получения российского водительского удостоверения.

Если учитывать прохождение занятий в автошколе, сдачу экзаменов, а также оформление самих водительских прав, то это обойдется в приличную сумму.

Поэтому новое правило выгодно только тем, кто в России остается надолго и собирается использовать свое водительское умение и свой автотранспорт для работы. При этом стоимость одного только обучения отличается от региона к региону по всей России.

В западно-центральном регионе стоимость обучения составляет около 35000-40000 рублей , тогда как в других регионах можно встретить цены и дешевле.

Теперь, что касается госпошлины, которую платят все, как россияне, так и иностранные лица, оформляющие водительское удостоверение по любой замене.

Размер пошлины за оформление бланка водительского удостоверения российского образца составляет 2000 рублей .

Но если даже иностранный гражданин станет оформлять получение водительского удостоверения на российском бланке через портал Государственных услуг (сайт Госуслуг), то он может оплатить пошлину по 30% скидке. Это допущение будет действовать с 1 января 2019 года по 1 января 2019 года.

Среди автомобилистов-иностранцев распространяются слухи о том, что будто бы действие иностранных водительских удостоверений продлили до 2019 года по территории России. На самом деле, это далеко от действительности.

ДУШАНБЕ, 31 янв — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. В такси, общественном транспорте и маршрутках мы часто видим за рулем гостей из центральноазиатских республик.

Для иностранного гражданина это одна из форм заработка, тем более что многие транспортные компании трудоустраивают своих водителей легально — на полностью "белую" зарплату (в отличие от директоров строек, рынков и мелких торговых точек). Для бизнесменов-перевозчиков мигранты, умеющие водить машину, — возможность более широкого выбора кадров.

По российским законам, допустимая доля иностранных работников на пассажирском транспорте уже более года составляет 40%. На практике почти так и есть. Потому неудивительно, что за рулем каждой третьей маршрутки и такси мы видим мигранта, чаще всего гостя из Средней Азии.

Однако через несколько месяцев все может измениться: вступают в силу пресловутые, неоднократно откладывавшиеся с 2013 года, изменения в Федеральный закон № 92 "О безопасности дорожного движения". Согласно новым правилам, с 1 июня 2017 года иностранные граждане имеют право работать водителями только при наличии российских водительских удостоверений соответствующей категории.

Удостоверения, которые они получали у себя на родине и по которым работают сейчас, утратят силу на территории РФ. Международные водительские удостоверения также не помогут. Предприниматели, которые допустят к работе мигрантов без российских документов, будут нести административную ответственность.

Обмен национального водительского удостоверения на аналогичный документ на территории России — процесс не быстрый. А учитывая, что в одной транспортной компании может работать несколько десятков иностранных водителей и всех надо успеть проконтролировать на предмет оформления нового документа, Госавтоинспекция МВД России рекомендует бизнесменам готовиться уже сейчас.

В связи с нововведениями мы решили глобально исследовать, как мигрантам из Центральной Азии работается водителями в России.

Минимум данных и статистики

Сколько сейчас в России (и в отдельных регионах) работает азиатских мигрантов на общественном и коммерческом транспорте? Ответ на этот вопрос отсутствует, даже приблизительный.

В Министерстве внутренних дел РФ, Госавтоинспекции, Министерстве транспорта, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, Министерстве труда и социальной защиты России и в Федеральной службе государственной статистики, куда были отправлены запросы, информацию дать не смогли.

Представители данных государственных органов сообщили, что они не ведут отдельную статистику по гражданам среднеазиатских республик, которые работают в России на транспорте.

Единственную официальную статистику предоставили в пресс-центре Министерства внутренних дел: количество иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих в России трудовую деятельность на сухопутном транспорте, составляет 40 661. Это данные по состоянию на январь 2017 года.

Есть отдельные цифры по некоторым регионам, например: в Москве — 9955, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 4551, в Нижегородской области — 346. Однако это общая статистика по всем иностранцам, — выходцам из Белоруси, Украины, Молдовы, азиатских стран и др. Конкретики по водителям-мигрантам из Центральной Азии нет.

Из социологических исследований, которые больше основаны на опросах общественного мнения, заслуживают внимания данные московского "Центра миграционных исследований" (ЦМИ).

Как сообщил директор ЦМИ Дмитрий Полетаев, в 2016 году был проведен опрос тысячи трудовых мигрантов из Таджикистана и Киргизии, которые работают в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге как минимум 1 год.

Выяснилось, что в сфере транспорта и связи работают 6% опрошенных мигрантов из Таджикистана и 7,8 % мигрантов из Киргизии. При переносе этих данных на всех пребывающих в России граждан Таджикистана и Киргизии — это примерно 101 тысяча человек.

Однако уточним: социологи проводили исследование в рамках отдельной выборки, но не основе официальной статистики. Плюс сфера транспорта не отделялась от сферы связи. Поэтому цифры относительные.

Иностранцы привлекают перевозчиков

На первый взгляд компании не выгодно брать на работу иностранных водителей. Ведь для каждого надо оформлять патент, платить более высокие налоги и страховые взносы, а штрафы за нелегальных иностранных работников в разы выше, чем за нарушение трудовых прав граждан России.

© Sputnik

Но, несмотря на риски и дополнительные расходы, мигранты из Центральной Азии пользуются спросом у владельцев транспортных компаний.

Во-первых, бизнесмены довольны их личными качествами. Например, директор московской службы такси "Престиж" Айгуль Мередова отмечает ответственность, воспитание и законопослушность своих водителей-иностранцев: "Они всегда стараются хорошо выполнить заказ, уважительно относятся к клиентам. Если жалобы и поступают на мигрантов, то очень редко".

"Качество работы зависит от человека, а не откуда он приехал. Мы предлагаем работу всем желающим вне зависимости от гражданства. Важно только наличие необходимых документов", — говорит заместитель генерального директора АО "Группа Автолайн" Олег Савельев.

Тем более руководство компании всегда проверяет у своих будущих водителей знание ПДД и ориентирование на столичных улицах. Если гость из Таджикистана может грамотно проложить маршрут поездки по Москве и быстро довезти в пункт назначения, то он не уступает по качеству вождения российскому водителю.

Во-вторых, таксист-мигрант может работать на перевозчика по агентскому договору. Для этого надо получить лицензию на вождение и оформить предпринимательскую деятельность на территории России — в форме ИП или ООО. Затем мигрант заключает договор с диспетчерской службой и получает заказы на поездки.

Клиенты, которые садятся в такси, расплачиваются с водителем наличными, а он, в свою очередь, должен перечислить в диспетчерскую службу процент за каждый заказ. Ведь диспетчер оказывает услугу, направляя клиента. Если заключить такой договор об информационном посредничестве, то компания не имеет трудовых отношений с водителем-мигрантом и не несет за него ответственность, а значит, избавлена от рисков.

Кстати, машина у водителя-ИП обычно либо своя, либо арендованная. Многие такие водители, имея в распоряжении транспортное средство, сотрудничают сразу с несколькими диспетчерскими фирмами и не задерживаются надолго у одного перевозчика.

Конечно, у водителей маршруток и общественного транспорта нет такой свободы выбора партнеров, и данная схема "информационной поставки заказов" к ним не применима.

Третья причина спроса на водителей-мигрантов — дефицит российских водителей категории Д. Эти люди могут управлять транспортным средством, в котором более 8 сидячих мест: маршрутки, автобусы, троллейбусы, трамваи.

По информации Госавтоинспекции МВД России, в период с 2011-го по 2015 год право на управление транспортным средством по категории Д получили 334 720 жителей страны. По мнению экспертов, это крайне мало водителей на всю страну.

"Главные причины дефицита: неразвитость обучения по категории Д, минимум автошкол, цена занятий в 3-4 раза выше, чем на категорию Б, — отмечает председатель "Ассоциации перевозчиков пассажиров" Василий Киселев. "В итоге профессия малоинтересна местным жителям. Если взять для примера Санкт-Петербург, в городе почти 8000 автобусов транспорта общего пользования (включая маршрутки), и водителей должно быть по нормативу 2-3 человека на один автобус. Соответственно, не менее 20 тысяч специалистов, а в городе их сейчас максимум 14 тысяч. С каждым годом все меньше людей получают права категории Д. В итоге ситуация давно уже на грани срыва перевозочного процесса, и мигранты хоть как-то спасают ситуацию", — резюмирует Киселев.

© Sputnik

Схема работы наемных водителей

У таксистов график обычно непредсказуемый. Бывают смены 2/2, или 3 дня подряд работа и 1 день отдыха. Иногда приходится работать каждый день по 9-10 часов, спать в машине в ожидании заказов. Многое зависит от количества заказов, например, в праздничные и выходные дни график более плотный. В среднем таксист обслуживает 10 клиентов за одну смену.

Заработок штатного таксиста состоит из фиксированного оклада и процентов от стоимости выполненных заказов. Получает он зарплату, как положено, два раза в месяц. Если водитель работает с диспетчерской службой, его заработок напрямую зависит от количества клиентов за смену и от суммы каждого заказа.

Система связи с начальством автоматизированная: на мобильный телефон (планшет) таксиста устанавливается специальное приложение, и как только клиент оплатил заказ, программа автоматически списывает свою долю за координаторские услуги.

Размер комиссии варьируется от 10 до 20 процентов от стоимости заказа. Зависит от цены поездки: чем она дороже, тем выше процент. Иногда диспетчеры, наоборот, устанавливают для водителей единую ставку. Все остальное, что получил таксист от своих пассажиров в течение смены, он оставляет себе в этот же день.

У водителей общественного транспорта оплата почасовая, то есть зависит от количества времени, которое он провел за рулем своего автобуса (трамвая, троллейбуса). Смены по 12-13 часов. Начинаются они либо ночью, либо в послеобеденное время. Доход водителя маршрутки более гибкий — зависит от количества пассажиров, которые с ним проехали за смену.

Как устроиться на работу водителем?

Сегодня иностранному гражданину достаточно иметь для этого стандартный набор документов: паспорт, патент на работу в России, медицинский страховой полис и водительские права соответствующей категории.

В нынешней редакции статьи 25 Закона "О безопасности дорожного движения" сказано, что международное или национальное водительское удостоверение (выданное, например, в Киргизии или Таджикистане) признается действительным на территории России.

То есть закон разрешает мигрантам не только ездить, но и работать водителями по "своим родным" правам. Через 4 месяца правила изменятся: все иностранцы, желающие работать водителями на территории РФ, должны будут подтверждать свою квалификацию на экзамене в ГИБДД.

К слову, некоторые участники транспортного рынка уже давно практикуют эту обязанность для своих работников. Например, в вышеупомянутой компании "Автолайн" мигрантов принимают на работу только при наличии российских водительских удостоверений.

Водитель Бахром Ходжаев, сотрудничающий с диспетчерской службой такси "Везет", рассказывает, что в его компании работают только граждане России.

"Еще два года назад руководство уволило всех иностранцев, даже людей с огромным стажем. Видимо, побоялись риска высоких штрафов за нелегальных работников", — говорит он.

Сам Бахром, уроженец города Ош, давно имеет российское гражданство и водительские документы, поэтому не попал под сокращение.

Аналогичная история произошла с работниками одной из крупных автобусных компаний Москвы.

"Начальство объявило всем водителям из других стран, что они должны срочно получить российские права. А это ведь трата денег и времени, большинство не захотели и уволились, кого-то потом сократили. Некоторые мигранты получили российское водительское удостоверение и остались, а кто-то перешел на должность кондуктора", — рассказывает водитель автобуса Алишер Исмоилов.

Эта тенденция неудивительна. Ведь разговоры о запрете на работу в России водителем по иностранному удостоверению начались в Государственной думе еще в 2013 году.

Мнения и последствия

Эксперты и участники транспортного рынка по-разному относятся к обязанности мигрантов получать российские права. Одни считают, что это сделает поездки с иностранцами за рулем безопаснее.

"Мигранты, как правило, получали водительское удостоверение не в мегаполисе и потому не всегда безопасно водят в крупных городах. Одно дело, если учился и получал права в городе, а другое — в деревне", — говорит вице-председатель межрегиональной общественной организации "Комитет по защите прав автовладельцев" Александр Холодов.

Для перевозчиков же нововведения чреваты потерей большого количества работников и, соответственно, прибыли, которую вряд ли удастся быстро восполнить.

Мало того, "утечка иностранной рабочей силы осложнит транспортную ситуацию в крупных городах, которые и так страдают от "пробок" и нуждаются в стабильных общественных маршрутах", — уверен председатель "Ассоциации перевозчиков пассажиров" Василий Киселев.

В то же время мигранты увеличат доходы автошкол, в которые они пойдут учиться для сдачи экзамена по вождению. Преподаватели прогнозируют изменение среднего возраста водителей из Центральной Азии.

"Люди из этих республик старшего поколения (45+), которые застали советскую школу, лучше владеют русским языком и быстрее усваивают материал. Зачастую, молодым мигрантам сложно воспринимать речь лектора, и они предпочитают выучивать ответы по книгам, что, к сожалению, плохо сказывается и на результатах экзаменов, и на последующем самостоятельном вождении", — говорит координатор автошколы "АвтоМир" Анастасия Ануфриева.

Основная часть мигрантов, не имея финансовой возможности идти на водительские курсы, летом останутся без официальной работы. Кто-то просто сменит сферу деятельности (стройки, общепит), кто-то будет нелегально "таксовать" (если есть своя машина), а кто-то вернется на родину.

У тех же мигрантов, кто хочет во что бы то ни стало продолжить работать в России водителем, остается ровно четыре месяца, чтобы сдать экзамен в ГИБДД и получить заветный документ.