Полномочия депутатов городской думы. Льготы депутатам местного самоуправления. Проект решения, вызвавший разногласия

Правовой статус депутата включает его права, обязаннос­ти и гарантии деятельности.

Права и обязанности депутата реализуются посредством различных форм его деятельности. Среди них два наиболее крупных направления работы: с избирателями и в представи­тельном органе местного самоуправления.

1. Работа с избирателями осуществляется главным обра­зом в избирательном округе. Различный характер взаимоотно­шений депутатов с избирателями находит воплощение в прин­ципах императивного или свободного мандата. Императивно­му мандату присущи следующие признаки. Депутат связан с избирателями наказами-поручениями, имеющими обществен­ное значение и одобренными в установленном порядке. Кроме того, депутат подотчетен и ответствен перед избирателя­ми. В советском и российском законодательстве было установ­лено положение о том, что депутаты не менее двух раз в год должны в обязательном порядке отчитываться перед избира­телями по месту жительства и работы. Наконец, депутат мо­жет быть отозван избирателями. В совокупности названные три элемента составляли императивный депутатский мандат. Установленный законодательно в названных параметрах им­перативный мандат в настоящее время вытеснен принципом свободного мандата. Последний применяется практически во всех демократических странах и является противоположностью императивному мандату. Свободный мандат отрицает воз­можность досрочного отзыва депутата избирателями. Данный принцип занимает доминирующее положение в нашей стране, однако, поскольку Федеральный закон от 28 августа 1995 г. до­пускает возможность отзыва, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют этот институт. Следовательно, можно говорить о существовании двух типов депутатского мандата.

Депутат местного представительного органа во взаимоот­ношениях с избирателями: 1) принимает меры по обеспечению их прав, свобод и законных интересов; 2) рассматривает по­ступившие от них предложения, заявления и жалобы и спо­собствует их правильному и своевременному рассмотрению; 3) ведет прием граждан; 4) изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения.

2. Работа в представительном органе местного самоуп­равления и его структурных подразделениях проводится в самых разных формах.

Депутат имеет право на правотворческую деятельность по вопросам ведения, отнесенным к компетенции представитель­ного органа местного самоуправления. Она может быть реали­зована в виде: 1) проектов правовых актов и поправок к ним; 2) предложений о разработке и принятии новых правовых ак­тов; 3) проектов правовых актов о внесении изменений и до­полнений в действующие нормативные акты местного само­управления.


Депутат реализует предоставленные ему права на заседа­ниях представительного органа, его постоянных и временных комиссий. В числе наиболее важных правомочий, реализуе­мых депутатом на заседании (сессии) представительного орга­на, следует отметить депутатский запрос. Под ним понимает­ся обращение депутата представительного учреждения к органам государственного управления, должностным лицам с требованием о предоставлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции данного представи­тельного органа власти.

Следует иметь в виду, что обращение депутата должно касаться вопросов, имеющих общественное значение, или фактов, связанных с нарушением органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами законов РФ, правовых актов субъектов Федерации и муници­пальных учреждений власти. Решение о признании депутатс­кого обращения депутатским запросом принимается предста­вительным органом местного самоуправления. Эти признаки позволяют различать депутатский запрос и обычное обраще­ние депутата. Запрос может быть направлен одним депутатом либо группой депутатов данного органа власти. Депутатский запрос может быть обращен к главе муниципального образо­вания, исполнительным органам местного самоуправления, прокурорам, руководителям органов государственной власти субъектов Федерации. Полагаем, что обращение депутата (депутатов) может быть адресовано также руководящим органам данного представительного учреждения местного самоуправ­ления (председателю Думы, его заместителю, президиуму). Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ, оглашаемый на заседании Думы. Данное обстоятельство характеризует запрос как одну из форм контроля представительного органа за дея­тельностью подотчетных ему учреждений и должностных лиц.

Депутат обязан выполнять поручения данного представи­тельного органа местного самоуправления, его постоянных и временных комиссий. О результатах выполнения поручений депутат информирует Думу, соответствующую комиссию.

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ДУМЫ

Статья 6. Формы деятельности депутата

Формами деятельности депутата являются:

участие в заседаниях Думы;

участие в формировании и работе комиссий Думы;

выполнение поручений Думы

внесение в Думу в порядке нормотворческой инициативы проектов нормативных правовых актов, а также поправок к ним, участие в разработке нормативных правовых актов;

участие в депутатских слушаниях;

обращение с депутатским запросом;

участие в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы;

участие в расследованиях, проводимых Думой;

и) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц;

участие в работе депутатских объединений; фракций;

работа с избирателями.

Деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законами, а также Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

Статья 7. Участие депутата в заседаниях Думы

Депутат Думы принимает личное участие в заседании Думы и пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой поселения, а также комиссией Думы, членом которой он является.

Депутат имеет право:

избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Думе;

высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;

предлагать вопросы для рассмотрения Думой;

вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседании Думы;

вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Думы;

вносить предложения о заслушивании на заседании Думы внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного Думе в соответствии с Уставом;

ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных Думой органов или избранным, назначенным или утвержденным ей должностным лицам в случаях, установленных Уставом;

вносить в Думу предложения о необходимости проведения проверки исполнения Устава и нормативных правовых актов Думы органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования;

участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседаниях Думы, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

оглашать на заседаниях Думы обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;

обращаться с депутатским запросом;

передавать председательствующему текст выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений, для включения в протокол заседания Думы;

осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

При невозможности присутствовать на заседании Думы, на заседании её комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы, председателя комиссии.

Отсутствие депутата на заседании Думы без уважительной причины не допускается. Депутат может ознакомиться с материалами очередной Думы и дать письменное мнение по всем вопросам повестки заседания.

По решению Думы фамилии депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин отсутствия могут доводиться до избирателей через средства массовой информации

Статья 8. Участие депутатов в заседаниях комиссий Думы

Депутат принимает участие в работе комиссий, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может принимать участие в работе комиссий Думы, членом которых он не является, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

В случае несогласия с решением комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого Думой, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Внесенные им поправки подлежат обязательному рассмотрению Думой, и по ним проводится голосование.

Депутат по решению Думы может быть выведен из состава комиссии за систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном Регламентом Думы, иными нормативными правовыми актами Думы.

Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения заседания Думы, заседаний ее комиссий, вопросах, выносимых на их рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.

Статья 9. Выполнение депутатом поручений

Депутат выполняет поручения Думы. Решения о даче депутату поручения принимаются на заседаниях Думы или соответствующих комиссий и отражаются в протоколах.

Статья 10. Обращение депутата с нормотворческой инициативой

Депутат Думы имеет право нормотворческой инициативы, осуществляемой в форме внесения в представительный орган:

проектов нормативных правовых актов;

проектов актов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Думы;

поправок к проектам нормативных правовых актов Думы по вопросам, отнесенным к компетенции Думы.

Предложения депутата, внесенные в порядке нормотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Думой. Порядок осуществления депутатом нормотворческой инициативы определяется Регламентом Думы.

Статья 11. Участие депутата в депутатских слушаниях

Депутат участвует в депутатских слушаниях, проводимых по решениям Думы, в том числе выступает на этих слушаниях в ходе обсуждения проектов нормативно-правовых актов поселения и (или) вопросов, имеющих важное общественное значение.

Статья 12. Депутатское обращение и депутатский запрос

Депутат или группа депутатов имеют право на обращение непосредственно к органам местного самоуправления, главе местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории поселения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, по вопросам, входящим в компетенцию Думы.

Депутатский запрос вносится на заседании Думы в письменной форме, оглашается, и по нему принимается соответствующее решение. Лицу, к которому обращен депутатский запрос, направляются заверенная копия решения о признании обращения депутата депутатским запросом и подлинник обращения депутата признанного депутатским запросом.

Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами актов органов местного самоуправления, то Дума может признать его депутатским запросом и включить в повестку дня своего заседания.

Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный Думой срок. Депутатский запрос и письменный ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен запрос, на заседании Думы или доводятся до сведения депутатов иным путем в порядке, установленном Регламентом Думы. Депутат вправе дать оценку ответа на запрос. По результатам рассмотрения запросов Думой поселения может быть принято решение. Запрос, ответ на него и решение Думы, затрагивающие права, свободы и интересы граждан, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации.

Статья 13. Осуществление депутатом контроля за соблюдением нормативно-правовых актов местного самоуправления

Депутат участвует в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы путем участия в проверках, подготовки предложений по результатам проверок.

Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод, законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Статья 14 .Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата

По вопросам, связанным с депутатской деятельностью, на территории поселения депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. При обращении депутата в органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, находящиеся на территории муниципального образования, их должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов вышеуказанные руководители органов и должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 15 дней со дня получения письменного обращения депутата.

Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования, общественные объединения обязаны оказывать депутату содействие в осуществлении его полномочий. Вмешательство депутата в хозяйственную деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм, деятельность органов дознания, органов прокуратуры, следователей и судов не допускается.

Статья 15. Обращение депутата в средства массовой информации

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации.

Депутат несет ответственность за достоверность материалов, представляемых им к публикации.

Статья 16. Работа с избирателями

Депутаты отчитываются перед избирателями во время встреч с ними, а также информируют их о своей деятельности через средства массовой информации не реже одного раза в год. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении отчета необходимо собрать не менее 1% подписей от числа избирателей данного избирательного округа.

Депутат в пределах предоставленных ему полномочий:

принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей;

рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением;

участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов Думы;

участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы; использует иные формы работы с избирателями и населением.

Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется Думой.

Статья 17. Обязанности депутата

Депутат обязан:

соблюдать правила депутатской этики, установленные Думой. Ответственность за нарушение правил депутатской этики устанавливается Регламентом Думы;

отчитываться перед избирателями. Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата, администрация поселения, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;

Выполнять поручения Думы, поручения комиссии, членом которых он является.

Как правило, под полномочием понимают право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определённой ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом. В этом смысле не являются и исключением и полномочия депутата, которые представляют собой прежде всего совокупность его прав и обязанностей. Полномочия - это не только наличие прав как охраняемая законом возможность поступать каким-либо образом, как свобода усмотрения в их использовании. Властные полномочия депутата - это и обязанность осуществлять эти права. Всякая публичная сфера предполагает соединение прав и обязанностей в формулу «полномочия» как правообязанность,

Так, И.В. Гранкин говорит о трёх группах полномочий, в которые входят, соответственно, следующие права депутатов:

  • 1)права, реализация которых обусловлена деятельностью депутата непосредственно в парламенте;
  • 2)права депутатов участвовать в деятельности правительств и других органов государственной власти и местного самоуправления;
  • 3)права депутатов осуществлять контроль за исполнением законов и других решений парламента.

В.Е. Чиркин подразделяет полномочия депутатов по возможности их реализации на две группы: индивидуальные и коллективные.

А.И. Лукьянов утверждал, что полномочия депутата лежат в областях:

  • 1)участия в выявлении, выражении и формировании воли избирателей;
  • 2)участия в принятии решения парламентом;
  • 3)участия в выполнении решения парламентом.

По мнению И.В. Васильева, полномочия региональных депутатов, как и в советские годы, подразделяются на две группы:

  • 1)деятельность депутата на сессии парламента;
  • 2)деятельность депутата в органах парламента и в избирательном округе.

Однако любая из указанных классификаций не учитывает того, что депутат является членом коллективного органа - парламента и что через полномочия депутата, как составную часть его компетенции, реализуются основные функции парламента.

Таким образом, с учётом данной классификации основных функций регионального парламента правильнее разделить полномочия депутатов на четыре группы в зависимости от того, на

реализацию каких функций они направлены:

  • 1)полномочия депутата по осуществлению представительной функции;
  • 2)полномочия депутата по осуществлению законодательной функции;
  • 3)полномочия депутата по осуществлению контрольной функции;
  • 4)полномочия депутата по осуществлению организационной (кадровой) функции.

В настоящее время нет однозначного подхода к вопросу, является ли депутат должностным лицом и может ли он обладать полномочиями, не связанными с реализацией функций парламента. Однако этот вопрос поднимался на самом высоком уровне. Так, Президент Российской Федерации в своём открытом письме, посвящённом принятию первой редакции Федерального закона о статусе депутатов Федерального Собрания в 1994г., указывал, что депутат в данном законе рассматривался как самостоятельное должностное лицо, а не как законодатель. Данный подход, по мнению президента, был неправильным, и, соответственно, все полномочия, не связанные с законодательным процессом, из закона необходимо было исключить. Указанное мнение представляется отчасти верным. Действительно, принцип разделения властей не позволяет депутату принимать активное участие в деятельности органов, относящихся к другим ветвям власти, как это было в советский период, когда исполнительные комитеты являлись органами Советов народных депутатов и формировались из депутатов. С другой стороны, у парламента кроме законодательной, очевидно, есть ещё и другие функции, а реализация этих функций требует от депутатов деятельности, не связанной с законодательным процессом. В любом случае есть основания утверждать, что депутат может рассматриваться как самостоятельное должностное лицо, однако его деятельность в этом качестве всё-таки должна быть направлена на реализацию основных функций парламента, и прежде всего функции представления воли и защиты интересов избирателей, а данные полномочия должны входить в одну из вышеуказанных групп.

На заседаниях представительного органа муниципального образования депутат наделен определенным кругом прав и обязанностей, которые целесообразно закрепить в регламенте представительного органа муниципального образования. Среди возможных прав и обязанностей депутата на заседаниях представительного органа муниципального образования можно назвать следующие:

Избирать и быть избранным в комиссии, созданные при представительном органе муниципального образования;

Предлагать вопросы для рассмотрения на заседании представительного органа муниципального образования;

Вносить предложения по повестке дня заседания представительного органа муниципального образования;

Вносить для рассмотрения проекты нормативных правовых актов;

Оглашать тексты обращений, заявлений, депутатских запросов;

Получать информацию о ходе выполнения решений;

Объединяться в депутатские группы, объединения и др.

Обязанности:

Присутствовать на заседаниях представительного органа муниципального образования;

Соблюдать регламент представительного органа муниципального образования и другие нормативные акты, определяющие порядок его деятельности;

Соблюдать дисциплину на заседаниях представительного органа муниципального образования.

Эффективное выполнение депутатами своих депутатских обязанностей имеет существенные положительные стороны, как для граждан, так и для самого народного избранника.

Во-первых, сотрудничая со своими избирателями, депутаты представительного органа лучше понимают потребности граждан, что дает возможность защищать перспективные направления деятельности муниципального образования.

Во-вторых, депутат представительного органа, который сотрудничает со своими избирателями, может таким способом обеспечить поддержку своей политики в рамках своего избирательного округа.

В-третьих, для обеспечения эффективной деятельности депутату, как представителю представительного органа муниципального образования, необходимо выработать соответствующую стратегию представительства своих избирателей.

Депутат имеет право законодательной инициативы, осуществляемой в форме внесения в городскую Думу:

а) законопроектов и поправок к ним;

б) законодательных предложений о разработке и принятии новых областных законов;

в) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие областные законы либо о признании этих законов утратившими силу;

г) подготовка, внесение на рассмотрение городской Думы проектов постановлений Думы. Закон Тюменской области от 27 июня 1994 г. N 1 "О статусе депутата Тюменской областной Думы" (с изменениями от 26 октября 1994 г., 25 июля, 3 ноября 1997 г., 27 февраля, 1 июля 1998 г., 6 октября 2000 г., 16 марта, 22 июня 2001 г., 23 января, 1 апреля, 8 июля, 7 октября 2002 г., 4 февраля, 8 декабря 2003 г., 16 марта 2004 г., 28 марта, 28 июня, 6 октября, 6 декабря 2005 г., 26 сентября 2006 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

Законодательная инициатива подлежит обязательному рассмотрению в городской Думе, установленном регламентом Думы.

Депутат также имеет право законодательной инициативы в форме внесения в окружные Думы (Ханты-Мансийской и Ямало-Ненецкой) законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых окружных законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие окружные законы.

Порядок осуществления законодательной инициативы в этих случаях определяется регламентом соответствующей окружной Думы.

Обнаружив нарушение Закона, депутат вправе потребовать прекращения нарушения, в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь нарушение Закона. Факт нарушения может фиксироваться в документе, составленном председателем соответствующего правоохранительного или контрольного органа по требованию депутата.

Должностные лица, работники правоохранительных и контрольных органов, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения Закона и при необходимости - для привлечения виновных в нарушении Закона к ответственности.

По вопросам своей депутатской деятельности депутат пользуется правом беспрепятственного посещения на территории области предприятий и организаций независимо от их правовых форм, областных, окружных учреждений и органов местного самоуправления, а также правом безотлагательного приема их руководителями, а при отсутствии - другими должностными лицами. Порядок посещения воинских формирований, федеральных органов государственной власти, расположенных на территории области, регулируется федеральным законодательством.

Депутат вправе обращаться в органы государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных вопросов либо привлекать своих помощников и специалистов-экспертов.

Органы государственной власти Тюменской области и должностные лица обязаны дать ответ депутату на его обращение безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении - не позднее чем в месячный срок.

Федеральные органы государственной власти, расположенные на территории области, обязаны дать ответ в срок, предусмотренный федеральным законом.

Ответ на обращение депутата дается в письменной форме непосредственно тем должностным лицом, которому оно адресовано.

Депутат в установленном Регламентом Думы порядке обеспечивается документами, принимаемыми федеральными органами РФ, областной Думой, главой администрации области, а также информационными и справочными материалами, официально распространяемыми областными органами власти.

При обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации по вопросам компетенции городской Думы должностные лица безотлагательно представляют ему необходимую информацию и документацию. Закон Тюменской области от 27 июня 1994 г. N 1 "О статусе депутата Тюменской областной Думы" (с изменениями от 26 октября 1994 г., 25 июля, 3 ноября 1997 г., 27 февраля, 1 июля 1998 г., 6 октября 2000 г., 16 марта, 22 июня 2001 г., 23 января, 1 апреля, 8 июля, 7 октября 2002 г., 4 февраля, 8 декабря 2003 г., 16 марта 2004 г., 28 марта, 28 июня, 6 октября, 6 декабря 2005 г., 26 сентября 2006 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

Предоставление информации и документации, составляющими государственную тайну, регулируется федеральным законодательством.

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом материалы, предоставляемые депутатом, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения.

В уставе муниципального образования в соответствии с законами, определяющими статус депутата представительного органа местного самоуправления, предусматриваются такие гарантии депутатской деятельности, как: право запрашивать и получать от учреждений, предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, их должностных лиц информацию и документы, необходимые для деятельности депутата; право обращаться с депутатскими запросами к органам, предприятиям, организациям и учреждениям, должностным лицам, подконтрольным представительному органу местного самоуправления; право иметь помощников на общественных началах и др.

Депутат городской Думы в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (часть I). Ст. 21. обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

Контрольная деятельность Думы - это система обеспечения контрольных полномочий выборного представительного органа местного самоуправления за соблюдением и исполнением Устава города, решений Думы, ее постоянных комиссий, протокольных решений Думы, за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления города, муниципальных предприятий и учреждений.

Контрольная деятельность Думы складывается из контрольной деятельности самой Думы, ее постоянных, временных комиссий и рабочих групп.

Контрольная деятельность Думы строится на следующих основных принципах: законности; инициативы депутатов городской Думы; коллективного, свободного и делового обсуждения и решения вопросов, отнесенных к ее компетенции; гласности; конструктивного сотрудничества с государственными органами и органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и политическими партиями. Решение Тюменской городской Думы от 30 мая 1996 г. № 21 «Об утверждении Положения о контрольной деятельности Тюменской городской Думы» // Справочная правовая система «Гарант»

Городская Дума, постоянные и временные комиссии в пределах своих полномочий контролируют: деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления города, муниципальных предприятий и учреждений, в том числе соблюдение и исполнение ими Устава города, действующих правовых актов Российской Федерации, Тюменской области, правовых актов органов местного самоуправления города; исполнение городского бюджета; соблюдение законности и повышение эффективности расходования финансовых средств бюджетополучателями; законность принимаемых (издаваемых) органами и должностными лицами местного самоуправления города правовых актов; исполнение органами и должностными лицами местного самоуправления города правовых актов городской Думы, решений постоянных комиссий, а также протокольных решений Думы.

Городская Дума реализует иные контрольные функции, предусмотренные действующим законодательством, Уставом города, правовыми актами городской Думы.

Контрольные полномочия Думы осуществляются в форме рассмотрения контрольных вопросов на заседаниях Думы, комиссий в форме проверок, истребования соответствующих документов, публичных слушаний. Решение Тюменской городской Думы от 30 мая 1996 г. № 21 «Об утверждении Положения о контрольной деятельности Тюменской городской Думы» // Справочная правовая система «Гарант»

При осуществлении контрольных полномочий городская Дума, постоянные и временные комиссии имеют право: требовать от должностных лиц местного самоуправления города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений необходимые документы, справочные материалы; привлекать в установленном порядке к проверке представителей правоохранительных органов, органов контроля, экспертов; информировать Главу города о выявленных нарушениях, неисполнении или ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации города, руководителями муниципальных предприятий и учреждений правовых актов Думы; вносить Главе города рекомендации по совершенствованию работы администрации города; требовать у должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений устранения выявленных нарушений.

По инициативе постоянных, временных комиссий их предложения по результатам осуществления контрольных полномочий могут быть рассмотрены городской Думой, постоянными комиссиями.

Депутат представительного органа местного самоуправления несёт ответственность за систематическое неучастие в его работе.

Систематическим неучастием в работе представительного органа местного самоуправления признаётся регулярное (более чем в половине заседаний в течение полугода) неучастие в заседаниях как представительного органа местного самоуправления, так и его рабочих органов, членом которых является депутат, регулярное и без уважительных причин неисполнение поручений представительного органа местного самоуправления и его рабочих органов, членом которых является депутат.

В случае недобросовестного отношения депутата к исполнению своих обязанностей или злоупотребления ими сведения об этом доводятся до избирателей, его избравшим. Закон Тюменской области от 3 июня 2003 г. N 139 "Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области" (с изменениями от 29 декабря 2003 г., 11 марта, 5 ноября 2004 г., 6 декабря 2005 г., 3 июля 2006 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

В настоящее время возникает необходимость уделять больше внимания гарантиям депутатской деятельности. В юридической литературе нет единства взглядов как по вопросу понятия гарантий депутатской деятельности, так и по вопросу их классификации, имеются разночтения при определении объекта депутатских гарантий.

Институт гарантий вводится не только и даже не столько ради обеспечения прав и обязанностей депутатов, сколько ради того, чтобы депутатская деятельность в целом осуществлялась действительно эффективно и беспрепятственно, приносила оптимальные результаты.