Подданство российской империи. Гражданство российской федерации. См. также Подданство Российской Империи

ПО МАТЕРИАЛАМ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОДДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ВТ. ПОЛ. Х1Х - НАЧАЛО ХХ СТ.)

LEGAL MECHANISM OF NATURALIZATION IN THE RUSSIAN EMPIRE (THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENT.)

УДК 340.15:340.154

А.Ю. СТАЩАК

(Харьковский национальный университет внутренних дел, Украина)

(Kharkiv National University of Internal Affairs)

Аннотация: рассмотрены условия и процедура приобретения подданства Российской империи, право на выход из подданства и условия выхода.

Ключевые слова: подданство, иностранец, натурализация, присяга на подданство, апатризм, утрата подданства.

Abstract: in the article terms and procedure of naturalization in the Russian Empire are studied along with the right and conditions to quit the citizenship.

Keywords: citizenship, foreigner, naturalization, oath, apatrism, stateless persons, loss of citizenship.

Современная наука конституционного права характеризует устойчивую политико-правовую связь человека и государства, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях, с помощью понятия гражданства. Однако долгое время в монархических странах, к которым относилась и Российская империя, связь лица с государством выражалась в виде подданства - непосредственной связи лица с монархом, а не с государством в целом.

А. Градовский в «Началах русского государственного права» отмечал, что «вследствие разнообразия народонаселения России и обширности ее территории, русское зако-

нодательство устанавливает больше градаций между лицами, пребывающими в границах империи, чем другие государства. Оно различает: 1) природных русских подданных, 2) инородцев, 3) иностранцев». К природным русским подданным относились лица, принадлежавшие к одному из сословий, установленных государством (дворянство, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели). Согласно А. Градовскому, имперское законодательство признавало «принцип крови», в соответствии с которым всякое лицо, происшедшее от русского подданного, несмотря на место его рождения, считалось подданным России до тех пор,

пока не было узаконенным порядком уволено из русского подданства. Под инородцами подразумевались лица «не-русского происхождения, однако вполне подвластные России» (в первую очередь, евреи, а также народы, занимавшие восточную и северовосточную окраины Российской империи). Инородцы могли приобретать права природного русского подданства путем вступления в одно из состояний, при этом они освобождались от всяких формальностей (например, принесения присяги) .

Основным нормативным актом, регулировавшим правовой статус иностранцев в империи, был Закон о состояниях, положения которого содержал т. 9 Свода законов Российской империи . Этим законом иностранцы на территории России выделялись в отдельное состояние (общественный класс), а их правам и обязанностям был посвящен Раздел 6 Закона о состояниях. Ст. 1512 упомянутого акта содержала определение иностранца в России: «Иностранцами признаются все подданные других государств, которые не вступили в установленном порядке в подданство России» .

Закон предоставлял право каждому приезжему или пребывающему в Российской империи иностранцу просить местное начальство о принятии его в подданство России . Однако законодателем закреплялся запрет к принятию в подданство дервишей и евреев (исключение составляли евреи-караимы) , а также не допускались к присяге иностранки отдельно от мужей, состоявших в иностранном подданстве. Присягавший на подданство иностранец мог причислить в него также всех или некоторых своих детей, либо оставить их в иностранном подданстве, о чем он упоминал в своем прошении . Однако в дополнениях к Своду законов Российской империи 1876 г. значилось, что принятие русского подданства являлось личным для того, кто его удостоился, и не распространялось на прежде рожденных детей без различия, совершеннолетние они или малолетние .

Вступление в подданство совершалось путем принесения присяги. Присяга на подданство совершалась по распоряжению местных губернских правлений, за исключением военнослужащих иностранцев, которые приводились к присяге по распоряжению воинских начальников по месту их службы. Кроме того, в столице Российской империи, Санкт-Петербурге, привод к присяге и дела по выходу из подданства принадлежали к

предметам ведомства Управы благочиния.

Приведение иностранца к присяге на подданство России совершалось духовной особой в присутствии членов губернского правления. Начальникам губерний предоставлялось право по просьбе иностранца по уважительным причинам разрешить принять присягу на подданство не в присутствии губернского правления, а в городской или земской полиции, городской думе или в другом ближайшем к месту его жительства присутственном месте.

Иностранец, не знавший русского языка, присягал на своем отечественном. После принятия присяги иностранец подписывал два присяжных листа, из которых один хранился в месте, где происходил привод к присяге, а второй экземпляр отправлялся в сенат за подписями духовного лица и начальства присутственного места, в котором совершалась присяга . В более поздней редакции Закона о состояниях (Свод законов Российской империи издательства 1876 г.) предписывалось составлять также протокол о принятии присяги. Протокол и присяжный лист подписывались присягнувшим и всеми присутствовавшими, после чего оригиналы документов направлялись начальнику губернии, который выдавал свидетельство о принятии в подданство .

Иностранцы, вступившие в подданство, обязаны были избрать себе род жизни (то есть, приписаться к одному из состояний) по своему усмотрению. Ст. 1548 устанавливала девятимесячный срок, считая со дня прибытия в Империю, для всех выходцев из-за границы, желавших приписаться к городскому состоянию. Вступление иностранцев в состояние сельских обывателей производилось согласно правилам, определенным в Уставе о колониях. При вступлении в подданство России и причислении к определенному состоянию, иностранцы наделялись полным перечнем прав, принадлежавших этому состоянию, без отличия от коренных жителей .

О количестве принявших русское подданство иностранцев, губернатор предоставлял ведомости в III отделение собственной его императорского величества канцелярии .

Правила вступления в подданство несколько изменились в связи с принятием закона 10 февраля 1864 года «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства». Так, закон определил правила обычной и чрезвычайной

натурализации. Обычный путь предполагал следующее: перед принятием в подданство иностранец должен был проживать в империи не менее пяти лет. Для этого он обращался с письменным прошением к начальнику той губернии, где имел намерение «водвориться» . В прошении иностранец должен был указать, чем он занимался в отечестве и какого рода занятие предполагал избрать в России . После этого ему выдавалось письменное свидетельство, которое служило подтверждением его поселения в России. По окончании пятилетнего срока иностранец имел право подавать прошение на имя министра внутренних дел о принятии в подданство с указанием состояния или общества, к которому он хотел и имел право приписаться . К прошению прилагались свидетельство об образе жизни иностранца и его водворении, а также акт состояния просителя, составленный по форме, требуемой в его отечестве, и заверенный российскими дипломатическими агентами (миссиями, консульствами) и министерством иностранных дел Российской империи. В случае отсутствия дипломатических агентов в отечестве просителя, документ заверялся только в министерстве иностранных дел .

Чрезвычайная натурализация предполагала сокращение сроков проживания или даже принятие в подданство без предварительного проживания в России. Сокращенным сроком натурализации могли воспользоваться иностранцы, оказавшие значительные услуги российскому государству, известные своими талантами или чрезвычайными умениями, или же «поместившие значительные капиталы в общеполезные русские предприятия».

Кроме того, на протяжении года после достижения совершеннолетия имели возможность вступить в подданство дети иностранцев, которые родились в России или за рубежом, получившие воспитание и образование в империи. Если они пропускали годичный срок, то натурализация для них проходила в рамках обычной процедуры. В любое время и без какого-либо срока могли принимать подданство иностранцы, состоявшие на государственной службе .

Интересными, на наш взгляд, являются нормы ст. 1551, 1552 т. 9 Свода законов Российской империи, которые поощряли военных дезертиров других стран (особое преимущество отдавалось турецким военным дезертирам) к принятию российского

подданства. Так, определялось, что военные дезертиры могут оставаться в Российской империи только в качестве ее подданных и на протяжении двух месяцев (для турецких дезертиров - на протяжении года) после принятия присяги обязаны приписаться к определенному состоянию, а также выбрать место проживания. Турецкие военные дезертиры и военнопленные, принявшие христианство, навсегда освобождались от уплаты налогов, а также на десять лет освобождались от натуральных повинностей, в том числе рекрутской. Остальные военные дезертиры и военнопленные освобождались от всех податей и повинностей на десять лет. Дезертиры также имели льготы в виде освобождения от уплаты государственного сбора за гербовую бумагу. Кроме того, дезертирам выдавались деньги на обзаведение хозяйством и устройство жилья, при этом выдаваемая сумма удваивалась в размере в случае принятия военнопленным или дезертиром православной веры .

Организационно-практические моменты принятия турецкими военнопленными российского подданства разъяснялись циркуляром департамента полиции исполнительной от 4 ноября 1878 года № 162, где, в частности, указывалось, что в виду устранения нареканий на насильственное задержание все турецкие пленные должны были быть отправляемы в Севастополь. В Севастополе находился комиссар, назначенный от Турецкого правительства для приема пленных. Пленные, принявшие решение остаться в России в качестве подданных, должны были лично сообщить об этом комиссару. После чего пленные отправлялись по железным дорогам за счет российского военного ведомства в места, которые они избрали для жительства. В месте, избранном для жительства, пленные передавались в распоряжение местного гражданского начальства для снабжения их русскими видами на жительство и наблюдения за тем, чтобы они в предписанный срок приняли присягу на подданство и приписались к одному из податных сословий .

Однако стоит заметить, что законоположения о принятии в подданство военных дезертиров, на наш взгляд, противоречили международным договорам, участницей которых была Российская империя. В описываемый период времени Россия имела договорные обязательства о выдаче преступников со многими странами, такими как Швейцария, Австрия, Дания, Бавария, Гес-

сен, Италия, Бельгия, Швеция, Люксембург, Соединенные Штаты Америки. Правда, как отмечал Е.Я. Шостак, российские трактаты, регулировавшие выдачу преступников, определяли, что российские подданные не подлежали выдаче. А к подданным в этом случае причисляли не только тех, кто принял присягу, но и иностранцев, поселившихся на проживание, или женатых на местных жительницах .

Обращают на себя внимание законодательные попытки борьбы с апатризмом. На решение проблемы пребывания в Российской империи иностранцев, потерявших право на какое-либо подданство, был направлен циркуляр департамента полиции от 4 февраля 1881 года № 761. Так, в циркуляре указывалось, что некоторые иностранцы, прибывавшие в Россию с увольнительными свидетельствами от своих правительств, водворялись в империи и проживали долгое время, не принимая никаких мер к приобретению прав на русское подданство. Таким образом, отказавшись от своего первоначального подданства, и не вступая в русское подданство, они оставались не принадлежавшими ни к какому подданству, пользуясь тем, что местные власти часто считали увольнительные свидетельства из отечества равносильными паспортам. А лица, имевшие такие свидетельства, по их мнению, еще имели права подданных страны своего происхождения. С целью уменьшения количества лиц, потерявших право на всякое подданство, департамент полиции МВД просил губернаторов сделать распоряжение по губернии об установлении особого наблюдения за иностранцами, уволенными из их прежнего подданства, с тем, чтобы по истечении пятилетнего срока их пребывания в России предлагать им немедленно принимать российское подданство .

Иностранцы пользовались свободным правом выхода из подданства при условии продажи недвижимого имущества в России, оплаты податей за три года вперед по тому состоянию, к которому принадлежал иностранец, пребывая в подданстве Российской империи, а также уплаты пошлины за вывоз движимого имущества (если пошлина эта не была отменена взаимными договорами с государством, в которое он отправлялся). При выходе из российского подданства и исключении из податного оклада иностранцу предписывалось в годичный срок покинуть территорию империи, иначе он записывался в тот же оклад, но уже без его согласия, и

обязывался платить подати до того времени, пока не оставит России. Окончательное решение про разрешение на выход иностранца из российского подданства принималось губернским начальством .

Согласно Уставу о воинской повинности в редакции 1886 года лица мужского пола в возрасте от 15 лет и более могли быть увольняемы из русского подданства лишь после полного отбытия ими воинской повинности, либо в случае полного освобождения от службы в постоянных войсках .

Следует отметить, что законодательные акты исследуемого периода не предполагали добровольного выхода из подданства коренных русских подданных. Утрата подданства являлась одним из видов уголовных наказаний за самые серьезные преступления, такие как: участие в мятеже против власти, незаконный выезд за границу и невозвращение в отечество по вызову правительства и другие .

18 августа 1877 департамент полиции исполнительной МВД издал циркуляр № 102, в котором указывалось, что по соглашению министерства иностранных дел и III отделения собственной его императорского величества канцелярии было установлено, чтобы лицам, оставившим подданство России и выехавшим за ее пределы, был воспрещен обратный приезд в качестве иностранных подданных, впредь до истечения пятилетнего срока со дня их выезда. Министерство иностранных дел также информировало все заграничные консульства и миссии Российской империи о запрете визирования таким лицам каких-либо документов на проезд в пределы России. Таким образом, циркуляр был адресован губернаторам с указанием необходимости предоставить подробные сведения в департамент внутренних сношений министерства иностранных дел о всех лицах, исключенных из русского подданства за последние пять лет. Впредь такие сведения должны были доставляться своевременно губернаторами в указанный департамент министерства иностранных дел. Заметим, что уже через полгода «в связи с изменившимися обстоятельствами» циркуляром департамента полиции исполнительной № 28 от 2.03.1878 года доставка выше указанных сведений была отменена .

Таким образом, подводя итог нашему исследованию, обратим внимание на несколько основных моментов. Во-первых, законодательство Российской империи исследуемого периода, регулировавшее права

и обязанности иностранцев в империи, в частности в области приобретения и утраты русского подданства, характеризуется развитостью и детальной регламентацией организационно-правовой процедуры, что доказывается существованием значительного числа подзаконных нормативно-правовых

актов по указанному вопросу. Во-вторых, большинство правовых положений, направленных на урегулирование условий и этапов вступления в подданство Российской империи для иностранцев, на наш взгляд, сопоставимы с современной мировой практикой натурализации.

Литература -

1. Градовский А. Начала русского государственного права: о государственном устройстве. Т. 1. - СПб.: тип. Стасюлевича, 1875. 436 с.

2. Свод законов Российской империи. Т. 9. М., 19_ . 756 с.

3. Мыш М.И. Об иностранцах в России. - СПб.: тип. Лебедева, 1888. С. 53.

4. Градовский А. Начала русскаго государственнаго права: органы местного самоуправления. Т. 3 Ч. 1. - СПб.: тип. Стасюлевича, 1883. 384 с.

5. Труды киевского юридического общества, доклад действительного члена общества Е.Я. Шостака «О выдаче преступников по договорам России с иностранными державами»: [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01003545009

6. Государственный архив Харьковской области, ф. 52, опись 1, дело 242.

7. Государственный архив Харьковской области, ф. 54, опись 1, дело 656.

8. Государственный архив Харьковской области, ф. 54, опись 1, дело 470.

На правах рукописи

Николаев Владимир Борисович

ПОДДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ:

ЕГО УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Нижний Новгород - 2008


Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России.

Защита состоится л__ ноября 2008 года в 9 часов на заседании диссертационного совета Д-203.009.01 при Нижегородской академии МВД России по адресу: 603600, г. Н. Новгород, ГСП-268, Анкудиновское шоссе, 3. Зал ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородской академии МВД России.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук,

доцент Миловидова М.А.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Изменения, последовавшие за распадом Советского государства, затронули общественно-политическую и социально-экономическую сферы общества и не оставили безучастными людей, проживавших в нем, поставив перед каждым их них вопрос о выборе государства, гражданами которого они станут.

Гражданство, являясь важным институтом права, составляет основу правового положения личности в обществе и государстве. Законодатель под гражданством понимает устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанных на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод граждан.

Определение содержания и значения гражданства, его основных особенностей - сложная и важная проблема. Вопрос о понятии подданства (граж-данства) рассматривался в работах многих авторов, на протяжении всей истории отечественной правовой науки. Существование различных определений этих понятий объясняется тем, что в их содержании происходили значительные изменения. Это естественное состояние развития любого явления. Содержание правовой связи государства и индивида обусловлено конкретными историческими условиями развития, как самого государства, так и состоянием его теоретического осмысления и законодательного регулирования. Поэтому при комплексном подходе к разрешению вопросов гражданства особое значение приобретает вопрос о том, насколько адекватно отражено в них понимание реальной действительности .

Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. В таких условиях на законодателя возлагается основополагающая задача - комплексная проработка вопроса гражданства, при разрешении которой не должно быть нечеткостей и обтекаемости определений и формулировок, пробелов в регулировании, которые превращают его в уравнение с несколькими неизвестными и оставляют простор для производства со стороны органов и должностных лиц, к компетенции которых отнесено применение закона .

Необходимость проработки вопросов о взаимоотношении Российской Федерации с новыми независимыми государствами, перемещение лиц через возникшие границы суверенных государств - все эти проблемные вопросы затронули и систему правоохранительных органов.

В современной историко-правовой литературе отсутствуют работы, в которых бы комплексно анализировался порядок приобретения и прекращения подданства Российского государства в различные исторические эпохи. Миграционные процессы, вызванные изменениями политического, религиозного или военного характера, оказывали влияние на переселенцев, избравших Россию для своего постоянного проживания.

Весьма интересным и показательным с этой точки зрения является опыт решения вопросов подданства в исторической ретроспективе Российского государства и права до Октябрьской революции 1917 года. К сожалению, он в полной мере не изучен. Между тем в деятельности правоохранительных органов России находили отражения процессы, присущие государственному и общественному устройству Империи в целом. Наработанный опыт в вопросах приобретения подданства иностранцами содержит немало элементов, которые при творческом подходе могут быть модернизированы и приняты в целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе и Федеральной миграционной службы.

Степень научной разработанности темы исследования.Еще В.М. Гес-сен в 1909 году отмечал, что учение о подданстве является одной из наименее разработанных тем современной науки публичного права. Она оставалась таковой и в последующие годы. Достаточно сказать, что за всю историю России гражданству (подданству) было посвящено только три монографии, авторами которых были В.М. Гессен (1909 г.), С.С. Кишкин (1925 г.) и В.С. Шевцов (1969 г.), а также несколько кандидатских диссертаций. Конечно, в области гражданства работали и многие другие исследователи, включая специалистов в области конституционного и международного права. Это, прежде всего, Ю.Р. Боярс, С.К. Косаков, С.В. Черниченко, которые в своих работах затрагивали некоторые аспекты разрабатываемого нами вопроса.

Вместе с тем, можно назвать ряд работ по истории так называемого полицейского права, в которых в той или иной мере освещались изучаемые нами вопросы. Это работы И.О. Андреевского, Н.В. Варадинова, А.Д. Градовского, В.Ф. Дерюжинского, В.В. Ивановского, Ф.Ф. Мартенса, И.Т. Тарасова, Д.В. Цветаеваи многих других.

На нынешнем этапе развития отечественной юридической науки в среде ученых значительно активизировалась разработка вопросов, связанных с приобретением гражданства России и миграцией населения. Это работы С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, О.Е. Кутафина. Кроме работ названных ученых, на формирование идей и положений исследования в большей или меньшей степени оказали воздействие теоретико-правовые, методологические исследования и публикации А.В. Дружининой, А.М. Корж, А.В. Мещерякова, О.В. Ростовщиковой, Е.С. Смирновой, Е.А. Скрипилева, А.М. Тес-ленко и других авторов, посвященные разработке вопросов правового статуса подданного и миграции населения в самодержавной России. Однако акцент в исследованиях современных ученых, занимающихся проблемами миграции населения, делался на изучение организационно-правовых основ миграции, структуры и компетенции государственных органов, осуществляющих контроль за передвижением населения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что до настоящего времени в отечественной литературе отсутствовали комплексные монографические исследования, посвященные изучению развития законодательной регламентации приобретения и прекращения подданства Российской империи.

Объектом диссертационного исследования является процесс формирования и развития законодательства, регулировавший общественные отношения, связанные с приобретением и прекращением подданства Российской империи.

Предметом исследования выступает совокупность нормативно-право-вых актов самодержавной России и некоторых других европейских государств о свободе передвижения и выборе места жительства, о выезде из Российской империи и въезде иностранцев на ее территорию, о правовом положении иностранных граждан в самодержавной России, о приобретении и прекращении подданства.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе ретроспективного анализа отечественного и зарубежного законодательства, историко-правовых источников, сложившейся практики, архивных и иных документальных материалов провести комплексный, хронологически последовательный анализ правовых материалов, связанных с формированием и развитием института подданства в России.

В связи с этим основными задачами, поставленными в ходе исследования, являются:

Изучение и обобщение законодательных документов, научных, архив-ных и иных источников в целях определения степени и уровня теоретической разработанности проблемы;

Определение и научно аргументированное обоснование этапов форми-рования законодательства о подданстве Российской империи;

Оценка состояния института подданства самодержавной России накануне и в период проведения буржуазных реформ второй половины XIX века, а также начала XX века;

Определение объема прав, привилегий и ограничений, устанавливаемых российским законодательством в отношении иностранных подданных, находящихся в Империи;

Выявление общих закономерностей и национальных особенностей раз-вития института подданства в Российской империи и западноевропейских государствах в XVIII - начале XX века.

Хронологические рамки работы. Первой границей основной части исследования является XVIII век - период Петровских реформ, когда институт подданства получает целенаправленную правовую регламентацию. Однако в целях выявления генезиса изучаемого института в первой главе затрагивается и период Московской Руси. Второй границей исследования выступает 1917 год, когда институт монархии и соответственно институт подданства прекращают свое существование.

Методологическую основу исследования образует всеобщий диалектический метод познания, позволяющий рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи. В работе использованы общенаучные приемы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и др.), а также частнонаучные методы познания - исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой и иные методы научного исследования.

Теоретическую основу исследования составили работы ученых, посвященные функционированию института подданства (гражданства) России, а также труды отечественных специалистов в области теории и истории права и государства С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, В.М. Гессена, В.Ф. Дерюжинского, А.А. Жилина, С.В. Кодана, Ф. Кокошкина, О.Е. Кутафина, М.И. Сизикова, В.В. Сокольского, И.Т. Тарасова.

Эмпирической базой исследования являются российские правовые акты законного и подзаконного характера, регулировавшие право подданства до начала XX века. Основополагающими источниками работы стали: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845) в редакциях 1857 и 1885 годов, Положения о видах на жительство для дворян, чиновников, почетных граждан и о евреях 1895 года, Высочайше утвержденное мнение Государственного совета, распубликованное 6 марта 1864 года О правилах относительно принятия и оставления иностранцами Русского подданства, циркуляры департамента полиции и другие нормативно-правовые акты органов государственной власти, статистическая информация и отчеты МВД. В этих документах содержится богатый материал, характеризующий становление и функционирование института подданства России.

Научная новизна работы. В диссертации впервые в отечественной юридической науке проведено комплексное исследование историко-правовых процессов становления института подданства России. В работе обобщается и анализируется опыт правового регулирования деятельности государственных органов власти по использованию института подданства в обеспечении экономического и социального развития государства. На документальной основе показано формирование правовой базы приобретения и прекращения подданства, соответствующей каждому историческому отрезку времени развития нашего государства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Предпосылкой зарождения института подданства в России были цент-рализация Русского государства и свержение татаро-монгольского ига в XV веке. Тогда же появляются первые правовые акты, регламентирующие въезд в страну иностранцев. До конца XV века высшая государственная власть не регламентировала и не контролировала въезд и перемещение иноземцев. Данная проблема решалась удельными князьями на основе возникающих служебно-договорных и товарно-экономических отношений с иноземцами.

2. По окончании Смутного времени и после воцарения династии Романовых во внутренней политике России значительную роль приобрел религиозный фактор. В XVII веке иноверцы юридически отграничивались от коренного населения страны. Для не крещенных в православную веру иностранцев законодательно регламентировалась форма одежды, место проживания и другие ограничения. Крещение в православную веру снимало эти ограничения и фактически означало приобретение российского подданства.

3. В период правления Петра I, наряду с крещением в православную веру, появился новый способ приобретения русского подданства. Иностранец, желающий принять российское подданство, должен был присягнуть российскому царю (с 1721 года - императору) на вечное подданство. Отход от чисто религиозного способа принятия в подданство был связан с политикой Петра I, направленной на привлечение квалифицированных специалистов для обеспечения государственных интересов.

4. Правовое положение иностранцев в России в XVIII веке обусловливалось государственными экономическими интересами. Российское правительство, заинтересованное в развитии промышленности и торговли, стимулировало предпринимательскую деятельность иностранцев путем установления льготного налогообложения. В первой половине XIX века под влиянием внешнеполитических факторов (революция во Франции 1789 г., наполеоновские войны) происходило ужесточение правового режима въезда иностранцев в Россию, ограничивалось их передвижение по территории страны. Во второй половине XIX века эти ограничения снимали - с 1864 года иностранные подданные при соблюдении законов Российской империи и соответствующем оформлении документов на въезд не были ограничены каким-либо предельным сроком пребывания в стране и могли просить о принятии их в российское подданство.

5. XIX век являлся переломным в развитии института подданства для европейских стран. Если до этого времени подданство определялось, как правило, местом рождения индивида, то в XIX веке основополагающим становился комбинированный принцип подданства, сочетающий территориальное и кровное начало. Для всего европейского пространства, включая Россию, стало характерно развитие института натурализации, выработка общих правил приобретения подданства. В ряде государств, включая Россию, обязательным условием натурализации являлось предварительное прекращение подданнической связи с прежним отечеством.

6. Во второй половине XIX - начале XX века в российском законодательстве достаточно четко прописывались условия натурализации, уравнивались статусы приобретенного и прирожденного подданного. Законодатель четко разграничивал статус подданного и иностранца, стремясь ликвидировать слой неполноценных граждан или привилегированных иностранцев.

7. В Российской империи за все время ее существования не было официально одобренного законодательного акта, регулирующего прекращение подданства, а в XIX - начале XX века Россия оставалась единственным европейским государством, не признававшим свободу экспатриации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней сформулированы теоретические положения, позволяющие получить комплексное представление о функционировании института подданства, его месте и значении в системе законодательства самодержавной России. Материалы исследования дают возможность использовать их в учебном процессе при преподавании дисциплин: История отечественного государства и права, История государства и права зарубежных стран, Конституционное право России, Конституционное право зарубежных стран, Международное право, а также при составлении учебно-методических пособий по названным дисциплинам.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в процессе формирования современной миграционной политики Российской Федерации, совершенствования деятельности Федеральной миграционной службы России. Накопленный в период организации научного поиска материал может оказать фактологическую и методологическую помощь педагогам учебных заведений МВД в преподавании юридических дисциплин, а также слушателям (курсантам) при подготовке самостоятельных теоретических и прикладных исследований по данной теме.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в семи публикациях автора, а также в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях: Актуальные вопросы юриспруденции и юридического образования в современных условиях (Киров, 24 марта 2006 г.); Проблемы обновления России (Н. Новгород, 27 апреля 2006 г.); Бунты, революции, перевороты в истории российской государственности (Санкт-Петербург, 23 марта 2007 г.); Общественная палата как институт политической системы Российской Федерации (Н. Новгород, 19 апреля 2007 г.); Человек и общество в противоречиях и согласии (Н. Нов-город, 22 ноября 2007 г.); XII Нижегородская сессия молодых ученых (Н. Нов-город, 21Ц25 октября 2007 г.).

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографии и приложений. Работа выполнена в соответствии с требованиями ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Во введении обосновываются актуальность и степень научной разработанности темы, определяются объект и предмет, цель и задачи, хронологические рамки работы, методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна, теоретическая, практическая и дидактическая значимость работы, приводятся данные об апробации результатов проведенного исследования.

Первая глава Становление и развитие института подданства в России, включающая два параграфа, посвящена исследованию процесса формирования и развития законодательства о подданстве. Проводится анализ законодательства, регулирующего правоотношения в сфере подданства Российской империи.

В первом параграфе Формирование института подданства в Российской империи в XVIII веке рассматривается процесс формирования и развития института подданства. Изначальной предпосылкой развития данного института являлся переход к оседлому образу жизни, впоследствии формирование института подданства происходило под влиянием покорения сильным государством более слабого и возникновения откупа от худших последствий в виде дани, отсюда и название Ц подданный.

Процесс возникновения подданства тесно связан с процессом прикрепления народа к земле и службе, который начался в московский период истории отечественного государства. Московские князья для достижения своих целей нуждались в бессменной службе бояр и в исправном отбывании плательщиками податей и повинностей. Едва только представилась возможность, князья (с Ивана III) воспрещают служилым людям отъезд под страхом уголовного наказания . Ограничение личной свободы имело целью укрепить начала территориального единства и было направлено против старинного права оставлять княжение и государственную территорию в случае личного неудовольствия на князя или государя. Такой смысл имела борьба против боярского отъезда. Народонаселение приравнивалось, таким образом, к части государственной территории, обязанной вовремя исполнять подданнические повинности, каждый должен был нести тягло, наложенное на него государством.

Во времена Московской Руси подданство законодательно не регламентировалось. В источниках этого периода отсутствовали правовые нормы, точно определявшие, кто именно являлся подданным, а кто иноземцем. Их не могло быть в силу того, что само понятие подданства имело в рассматриваемую эпоху лишь бытовой, а не юридический характер. Деление населения в государстве происходило по сословиям, а отличие россиян от других народов происходило по вероисповеданию, понятия русский и аправославный были синонимами.Иностранные специалисты приезжали на службу в Россию и продолжительное время проживали в государстве. По мере укрепления Русского централизованного государства претерпевала изменения структура правоотношений между иностранными подданными и центральной властью, которая характеризовалась обеспечением новых условий передвижения и закреплением вещных прав иностранцев. Иностранцам предписывалось проживание на определенных правительством территориях, существовал запрет на ношение русского костюма, ограничивалось общение иностранцев с коренным населением. Только крещение в православие снимало существующие правоограничения.

Принадлежность к Русской православной церкви отождествлялась законодателем с принадлежностью к Русскому государству . Принятие православия было для иностранца единственным способом вступления в русское подданство . Только после этого иностранец не испытывал больше стеснений и ограничений в общении с русскими. По общему правилу, новокрещенному разрешалось одевать русское платье и покидать иноземскую слободу, его прежнее имя менялось на православное, он мог жениться на русской и постепенно ассимилировался с населением Московской Руси .

Государственные преобразования Петра I изменили отношение к иностранцам. Манифестом 1721 года разрешалось приобретение русского подданства по принесении присяги - так в отечественном законодательстве появился новый ранее неизвестный способ вступления в подданство - натурализация. Натурализация представляет собой принятие иностранца в подданство актом правительственной власти, обусловленное предварительным согласием или его ходатайством. Поступление на государственную службу подтверж-дало лояльность иностранца к государству и влекло за собой право приобретения русского подданства.

Вступление в подданство России было добровольным. Однако непосредственно процедура принесения присяги и ее содержание в XVIII веке были недостаточно разработаны и носили индивидуальный характер.

Развитию института подданства в России способствовали территориальные изменения, при дефиците внутренних ресурсов для освоения присоединенных земель привлекались иностранцы. Иммигранты, приглашенные из-за рубежа, наделялись особым правовым статусом и находились в выгодном положении по отношению к коренному населению.

Русское правительство справлялось с противоречиями между объективной необходимостью развития международной торговли, использования знаний и навыков иностранных специалистов, с одной стороны, и стараниями оградить православное население лот совращения православных от веры Христианской - с другой. Власти, вынужденные в ряде случаев поступиться принципами лоберегания веры, в целом продолжали политику, направленную на максимально возможную изоляцию иноземцев от русского общества. В этот период выход из русского подданства считался преступлением. Человек, самовольно выехавший на жительство за рубеж, в глазах правительства становился изменником.

Во втором параграфе Юридический статус подданного в международном праве в XVIII - начале XX века анализируется становление и развитие института подданства на примере таких европейских государств, как Англия, Франция и Германия. Обращение к другим странам Европы происходит для выявления общих и отличительных черт с Россией в развитии института подданства.

В европейских странах законодатели касались вопросов подданства фрагментарно, в связи с возникающими потребностями государственного управления. Возникая на почве обычного права, институт подданства в зависимости от бытовых, политических и социальных условий в государствах формировался по-разному. Условия принадлежности к государству, пользование в нем гражданскими и политическими правами определялись в разные исторические эпохи различно под влиянием двух противоположных принципов, из которых один в теории подданства называется личнымили принципом крови, а второй - территориальным или принципом почвы . Первый из них особенно ярко проявлялся в римском праве, развитие второго характерно для феодальных государств.

Правда невероятнее вымысла, потому что вымысел обязан держаться в рамках правдоподобия, а правда - нет. (Марк Твен)

Российская империя является федеративной конституционной монархией , единственным правопреемником государства, основанного Петром I Великим. Герб воссозданной Российской империи представляет собой двуглавого орла, держащего в лапах серп и молот.

Официальный флаг - Андреевский.

Воссозданная империя реально существует уже 5 лет. А вы и не знали? Торопитесь принять гражданство Российской империи. Она пока не в границах бывшей Российской империи Николая Второго. И не в границах Красной империи Сталина - СССР, и даже не в границах нынешней Российской Федерации Путина. Пока ещё...Председатель Совета министров РИ Антон Баков утверждает, что воссозданное государство, как правопреемник Российской империи, имеет право на незаселенные территории, которые были открыты Российской империей, но в состав отделившихся от нее государств не вошли.

Это материк Антарктида и еще 15 островов, которые сейчас находятся под юрисдикцией США, Великобритании, Японии и других государств. По некоторым данным, подданными империи на текущий момент являются более 1 тыс. человек. Посольства “Российской империи” открыты в Екатеринбурге и Новосибирске.

А где же она, эта Империя? В Тихом океане, на атолле Суворова, выкупленного у правительства Островов Кука уральским олигархом Антоном Баковым.

Площадь атолла составляет чуть больше столичного парка Горького - и состоит из 40 мелких коралловых островков. Антон Баков ранее предложил гражданам братской Российской Федерации создать монархическую партию. И она была создана 25 июня 2012 года с целью восстановления монархии в России.

Отцы-основатели политической монархической партии убеждены, что только монархия – Верховная власть, стоящая над народами, классами и партиями России, являющаяся примером нравственности, гарантом равновесия политической системы и участия нации в делах государства, способна вывести страну на путь развития и процветания обеспечить социальный мир и снять навсегда угрозу тирании и анархии.

Плацдарм для превращения РФ в великую Российскую империю уже имеется. Основатель и лидер Монархической партии Антон Баков к уже имеющимся книгам издал новую книгу, которая называется «Демократия по-русски».

Светская хроника

Торжественный ужин

13 октября 2016 года Их Светлости князья Баковы организовали торжественный ужин для Его Превосходительства Вице-президента Республики Кирибати Кураби Ненема и его супруги Джойс, урождённой княжны Ливен.

Торжественное заседание Правительствующего Сената

2 ноября 2016 года состоялось торжественное заседание Правительствующего Сената, посвященное 295 годовщине принятия Петром Первым титула Императора Всероссийского. На заседании были приняты законы: "Об Императорском Доме", "О внесении изменений в Приложение I к Основным государственным законам Российской империи", "О нумерации законов Романовской Империи". Законы будут направлены на подпись Е.И.В. Государю Императору Николаю Третьему.

Данных о Николае Третьем я пока не нашёл. Но что мне совсем не понравилось, так это то, что уральский монархист Антон Баков намерен устроить суд над Иосифом Сталиным. Ему что, не известно, что Иосиф Сталин был по факту императором Красной империи, правопреемницы Российской империи?

Желаете получить дворянство? Заплатите 1 миллион рублей. Кроме того, люди, пожертвовавшие партии более 100 тыс. рублей, будут награждены императорской грамотой «Сподвижник монархии Романовых».

Некоторые яркие высказывания Антона Бакова в новой книге.

«...я же пришёл к неутешительному выводу, что социал-демократия - отнюдь не то, что необходимо российскому обществу. И начал искать альтернативные варианты. А вот что нашему обществу точно противопоказано, так это равенство. Я в этом убеждён».

«Теперь же я уверен, что отнюдь не избиратели, а избираемые определяют характер устройства страны».

«Оптимальная структура мира видится мне в своего рода современной Священной Римской империи. В синтезе интересов государства и частного бизнеса, которые будут вовлечены в единую систему, когда бюджеты стран станут как минимум сопоставимы с бюджетами процветающих крупных корпораций, которые порой становятся «государством в государстве». Будущее же есть только у мира, где авторитарные и демократические структуры научатся эффективно взаимодействовать».

Ну, и как вы на всё это смотрите, мои читатели, господа-товарищи?

История

[править]

Гражданство РСФСР

См. также Подданство Российской Империи

До Октябрьской революции в Российской Империи существовал институт подданства, который закреплял правовое неравенство подданых, во многих чертах сложившееся в феодальную эпоху Средневековья.

Подданные Российской империи к 1917 году подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:

Дворяне (потомственные и личные);

Духовные лица (делились по вероисповеданиям);

городские обыватели (разбивались на группы: почётные граждане, купцы, мещане и цеховые);

Сельские обыватели;

Инородцы (евреи и восточные народы);

Финляндские обыватели.

С принадлежностью к той или иной категории подданных имперское законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях. Например, четыре группы природных подданных делились на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почётные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории Российской империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) такими правами не обладали.

После Октябрьской революции Совет Народных Комиссаров и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет 10 (23) ноября 1917 года приняли Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». В нём устанавливалось, что:

Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.

Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр., титулы - княжеские, графские и пр.) и наименование гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики.

5 апреля 1918 года ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Он давал возможность иностранцу, проживающему в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, стать российским гражданином. Полномочия принимать в российское гражданство иностранцев были предоставлены местным Советам, которые выдавали им удостоверения о приобретении прав российского гражданства. В исключительных случаях допускалось принятие ВЦИКом в число граждан РСФСР лиц, находящихся за её пределами, через дипломатического представителя РСФСР. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал всех принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики отнесла издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК (п. «р» ст. 49). За местными Советами Конституция закрепила полномочия «без всяких затруднительных формальностей» предоставлять права российского гражданства, «исходя из солидарности трудящихся всех наций», тем иностранцам, которые проживали в Республике «для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству» (ст. 20).

[править]

Гражданство СССР

Основная статья: Гражданство СССР

С образованием Союза Советских Социалистических Республик было введено общесоюзное гражданство СССР. В главе II Основного Закона (Конституции) СССР 1924 года «О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве» было установлено, что для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

[править]

Гражданство Российской Федерации

28 ноября 1991 года в связи с распадом СССР Верховным Советом России был принят Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР», который вступил в силу с момента опубликования - 6 февраля 1992 года. В связи с изменением наименования государства в названии и тексте Закона слова «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» 14 июля 1993 года были заменены словами «Российская Федерация» в соответствующем падеже.

В 1997 году Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации было принято решение о разработке новой редакции Закона «О гражданстве Российской Федерации», так как Закон РФ 1991 года разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, и в нём не были учтены особенности последующего развития России, характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами, он не полностью соответствовал Конституции РФ 1993 года. К тому же, Российская Федерация в 1997 году предприняла шаги по подписанию Европейской конвенции о гражданстве.

1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», принятый Государственной Думой России 31 мая того же года.

[править]

В 2004 году президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился в Каннах с одним из старейших русских эмигрантов первой волны, последним подданным Российской империи восьмидесятидвухлетним Андреем Шмеманом и вручил ему российский паспорт. «Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь я счастлив, что наконец обрёл Родину», - сказал Андрей Дмитриевич.

Андрей Шмеман всю жизнь прожил с так называемым нансеновским паспортом - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев. Нансеновские паспорта были введены Лигой Наций и выдавались на основании Женевских соглашений 1922 года.

Все эти годы он сохранял статус беженца. Такого рода решение сделало пребывание Андрея Дмитриевича на французской земле крайне сложным - он был автоматически лишён многих социальных и иных преимуществ. Не имея местного паспорта, трудно было сделать и профессиональную карьеру. Поэтому в течение всей жизни он работал администратором небольшой картинной галереи, но в то же время уделял много сил и труда социальной помощи людям из русской эмиграции.

В июне 2000 года русские кадеты и их потомки во Франции приняли историческое решение о примирении и сотрудничестве с Россией. Это решение, как рассказывает Шмеман, было принято на своего рода референдуме, который прошёл среди выпускников корпуса кадет-версальцев, существовавшего во Франции до 1964 года. Примирение с Россией было закреплено торжественным богослужением на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа, у могил предков и соратников.

Более полувека Андрей Дмитриевич является старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имеет духовное звание иподиакона. Не так давно он вместе с другими видными деятелями русской эмиграции стал инициатором создания общественной организации «Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе».

Шмеман стоял у истоков возрождения кадетских корпусов в России. Раньше, когда Андрей Дмитриевич чувствовал себя лучше, он много ездил по кадетским корпусам по всей стране, чтобы посмотреть лично, как строится система воспитания, преподавания, в каких условиях живут современные кадеты. И всякий раз его поражали успехи корпусов.

Для кадет он был настоящей легендой. Ещё «зелёные» кадеты чувствовали связь времён, которая объединяет любого кадета и «господина вица-фельдфебеля», как к нему с трепетом обращались мальчишки.

Жизнь Андрея Дмитриевича Шмемана похожа на жизнь многих эмигрантов первой волны. Таких или похожих судеб среди представителей первой волны русской эмиграции можно, наверное, найти далеко не одну. Именно таким, похожим сразу на всех эмигрантов, видимо, и должен был быть последний подданный Российской империи. Но Андрей Дмитриевич, безусловно, останется символом русской эмиграции, примером патриотизма и верности Родине.

Андрей Шмеман был похоронен 10 ноября на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, рядом могилой его родителей.