Почему нужно обязательно использовать других людей, чтобы добиться успеха. Понятие и виды правомерного поведения. Подавляющим большинстве люди добровольно исполняют предписания норм права в связи с В подавляющем большинстве люди добровольно

Вариант 1

1. Любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям, называется

1)социальной группой 2) конфликтной группой 3) классом 4) репрезентативной группой

2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы. Б. Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты.

1) верно только А 2) верны оба суждения 3) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Место человека в социальной структуре общества называется

1)социальной стратой 2) социальной сферой 3) социальной группой 4) социальным статусом

4. Ниже приведён перечень терминов, характеризующие понятие «социальная группа». Большая, первичная, вторичная, неформальная, доктринальная. У кажите термин, относящийся к другому понятию.

5. Предписанным статусом не является

1) пол 2) расовая принадлежность 3) образование 4) возраст

6. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств называется

1) модификацией 2) нострификацией 3) социализацией 4) адаптацией

7. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом,полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности, называется социальным(1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные (2): для школьника и студента - это учёба, для солдата - служба, для профессора - преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по (3) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является (4) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе(5) статусов является основой социальной(6)».

Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только од ин раз.

А)функция Б)гражданин В ) статус Г) стратификация Д)рождение Е)социализация Ж)иерархия

8. Дайте определение понятиям «нация», «конфликт» «отклоняющееся поведение».

9. Традиционно установившиеся правила общественного поведения называются

1) обычаем 2) правом 3) порядком 4)моралью

10. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность А) достигаемый

2) профессия Б) предписанный

3) пол

4) образование

5) социальное происхождение

11. В романе Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» действие происходит в США в середине XIX века - в эпоху расцвета рабства. После того как в 1512 году правительство Испании запретило использовать американских индейцев в качестве рабов, негры стали массово вывозиться из Африки на плантации Юга США. Они были приспособлены к труду в тяжёлых условиях и фактически бесправны. Когда во всём цивилизованном обществе развивался капитализм, в США ещё существовало рабовладение. Возраставшее напряжение между свободными Северными и рабовладельческими Южными штатами привело к мятежу рабовладельческого Юга и Гражданской войне, в ходе которой были освобождены миллионы рабов. Это стало первым этапом межэтнических конфликтов между неграми и «белыми» в США, которые продолжались более века. Одним из ярких его проявлений было возникновение в 1865 г. тайного общества Ку-клукс-клан, занимавшегося поджогами и убийствами на расовой почве.

А. Используя свои знания из курса истории и обществознания, напишите не менее двух последствий существования рабовладения на территории США для межнациональных отношений в этой стране.

Б. Приведите не менее двух примеров роли государства в разрешении межэтнических конфликтов.

Вариант 2.

1. К социальным нормам не относится

запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора 2)запрещение разбирать электроприбор,если он подключён к электричеству 3) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение 4)обязанность заботиться о престарелых родителях

2. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется

    девиантным 2) демонстративное 3) дезинтеграционное 4) деструктивное

3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «этнос».

Народ, нация, народность, племя, группа, раса.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

4. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется

1) ксенофобией 2) ассимиляцией 3) толерантностью 4) этногенезом

5.Устойчивая группа людей, осознающих свою принадлежность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы культуры, говорящих на одном языке, называется

1) расой 2) племенем 3) народом 4) гражданством

6. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют социальные (1). Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, принятыми (2), называется отклоняющимся поведением.К нему можно отнести алкоголизм, наркоманию, религиозный фанатизм, терроризм, расовую нетерпимость и др. Особенно опасными для общества являются такие социальные(3), которые признаются в обществе правонарушением. Правонарушение - это общественно опасное виновное, противоправное (4) (действие или бездействие), наносящее вред общественным(5) и влекущее за собой юридическую(6)».

Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

А)норма Б) деяние В) общество Г) отношение Д)труд Е)ответственность Ж) отклонение

7. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения называется

1)конформизмом 2) популизм 3) экстравагантное поведение 4) эмансипация

8. Дайте определения понятиям «социальная стратификация», «межнациональный конфликт», «социальная роль».

9. Дайте определение понятия «социальная группа» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

10. Прочитайте текст и выполните задание: «Факторы успеха» по ранжиру для молодежи выстроились так: личные качества, амбиции самого человека назвали 75,9%, влиятельные связи - почти столько же (74,7% опрошенных). Способности...на третьем месте по значимости в глазах молодых людей (71,2%). А дальше можешь рассчитывать на своё трудолюбие (70,0%), на помощь родственников и друзей (50,4%), а ещё на удачу и везение (49,6%), поддержку со стороны государства (39,1%)... Замыкают список государственныесоциальные программы - 26,7%.»

А. Дайте определение «факторам успеха», упомянутым в тексте.

Б. Используя свои знания из курса обществознания, истории и общественной жизни, приведите не менее двух примеров влияния, которое оказывают факторы успеха на социальную мобильность людей.

11. Найдите в приведённом списке субъекты Российской Федерации, чьи названия произошли от названия титульной нации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Курская область

    Чукотский автономный округ

    Республика Татарстан

    Республика Башкортостан

    Иркутская область

    Красноярский край

    Приморский край

    Еврейская автономная область

Урок обществознания в 9 классе

«Правонарушение»

Цели: : познакомить учащихся с понятиями правонарушение и преступление, выяснить их особенности, продолжить работу по формированию умений выделять существенные признаки явлений, сравнивать; осуществлять поиск и анализировать информацию; раскрывать на примерах изученные и теоретические положения по теме; оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения правовых норм при решении задач; работы в группах; воспитывать уважение к закону, формировать гражданскую ответственность, правовое самосознание, коммуникативную культуру.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: урок- практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Словарь урока: правонарушение, проступок, преступление, дееспособность, вина.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, презентация по теме «Правонарушения»

План: 1. Орг. момент.

2. Правонарушение и его признаки.

3. Виды правонарушений.

4. Состав преступления.

5. Почему важно знать, что считается правонарушением?

6. Рефлексия

7. Подведение итогов.

Здравствуйте! Наш урок сегодня мы начнем с древней притчи

« Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « а вот это и есть небеса», заметил старец»

О чем эта притча?

Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласиям в обществе. Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.

Что придумали люди для регулирования общественных отношений? (социальные нормы)

Дайте определение понятию «социальные нормы»?

(Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе)

Перечислите виды социальных норм?

Большинство поступков, совер­шаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений.

Подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права.

Д. Савонарола - итальянский монах, реформатор еще в 15 веке сказал: «Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам». Прокомментируйте это высказывание . Слайд

Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.

Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы?

Как вы считаете, будет называться такое поведение? (противоправное).

О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему .

Итак, тема нашего урока: «Правонарушение». слайд

Сформулируйте цель урока .

Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.

Для достижения этой цели, что нам необходимо знать?

Возможные ответы: Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? Каковы причины противоправного поведения?

Итак, мы совместно поставили задачи, которые предопределили план урока.

План: слайд

*. Правонарушение и его признаки.

*. Виды правонарушений.

*.Причины правонарушений. Зачем нужно знать причины правонарушений?

Итак, начинаем с первого пункта плана. Цель нашей работы: дать определение понятию правонарушение и определить его признаки.

Попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение».

Сравните его с определениями из юридического словаря.

1.Правонарушение- это виновное общественно опасное противоправное деяние. Слайд

2.Правонарушение- это противоправное деяние, причиняющее вред личности, государству, обществу и наказуемое по закону. Слайд.

Итак, правонарушение несет общественную опасность и связано с нарушением права .

Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Любое правонарушение характеризуется 4 признаками.

Прочтите определения и выделите признаки правонарушения.

Признаки правонарушения: (запись в тетрадь по ходу обсуждения) Слайд

    Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействие.

Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы). Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается.

Приведите примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права.

Примерные ответы: Примером действия может служить:

-превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; - кража чужой вещи.

Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов;

- неоказание помощи больному.

2.ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ (вредность).

Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.

3. Наказуемость. О данном признаке речь пойдет более подробно на следующем уроке.

4.Виновность.

Т.е. деяние, предполагающее наличие вины.

ВИНА- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам.

Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.

Рассмотрим ситуации и определим виновность человека: Слайд№

1 группа. Гражданин Р., ограбил прохожего.

2 группа. Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.

Определите можно ли граждан, совершавших деяния считать виновными?

Однако в первом случае гражданин Р. явно хотел наступления отрицательных последствий своего деяния, а во втором - нет.

Т.о., вина может быть выражена в различных формах: Слайд№ (запись в тетрадь)

Формы вины: а) умысел, б) неосторожность.

Т.о., в первой ситуации мы видим умысел, а в другой – неосторожность.

Выполните Задание №1 в котором нужно определить форму вины. Слайд

Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние, ==========

Запишите в тетрадь.

Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.

1.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было.

2.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.

Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).

Зная, это мы можем определить виды правонарушения.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

Преступление

Проступок

В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?

Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Преступления запрещены УК РФ под угрозой уголовного наказания

Дайте определения понятиям проступок и преступления.

Преступление - по ст. 14 УК РФ "виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Проступок - противоправное деяние (правонарушение) менее опасное, чем преступление. Слайд

Запишите их в тетрадь.

Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления . Слайд №

Найдите в приведенном ниже списке примеры преступлений. Ответ обоснуйте.

    хранение и распространение наркотиков

    нарушений санитарно – гигиенических норм в кафе

    разглашение государственной тайны

    пешеход переходит проезжую часть в неположенном месте

    нецензурная брань в общественном месте.

А остальные ситуации чем являются? (т.к. причиняют меньший вред обществу)

Класс делится на группы.

Познакомьтесь с содержанием статьи 20 УК РФ. (Рабочий лист 1) Задание для 1 –ой группы.

Задание для 2- ой группы. Проанализируйте материал на рабочем листе № 2.

Выясните какие виды и категории преступлений существуют?

Сделайте вывод.

Т.о., ответственность наступает за преступления с 16 – ти лет, а по ряду преступлений с 14 –ти.

Переходим к следующему пункту нашего плана.

Каковы же причины преступности?

Работа в группах.

1 группа. Проанализируйте обращения несовершеннолетних преступников к своим сверстникам, т.е. к вам.

2 группа. Познакомьтесь с социологическим опросом учащихся нашей школы среднего и старшего звена.

Задание. Определите причины преступлений. Подумайте, зачем нужно знать, изучать причины преступлений? Зная причины преступлений, можно предотвратить или уменьшить их количество.

Т.о., причины правонарушений различны – это дефекты в сознании людей. Пренебрежительное отношение к личности – это причина совершения телесных наказаний, отсутствие трудолюбия – приводит к кражам, отсутствие патриотизма – к измене Родине, разглашению госуд. тайны.

Дефекты в сознании возникают из многочисленных жизненных ситуаций, которые неправильно разрешаются. Ребенок принес домой чужую игрушку, а родителя хвалят за «сообразительность», а не заставляют ее вернуть, то у ребенка сформируется неправильное отношение к чужой собственности.

Вряд ли в семье, где отец постоянно груб с матерью, детьми, можно рассчитывать на уважительное отношение к личности.

Т.о., дефекты в сознании порождаются негативными условиями в жизни, низким уровнем жизни населения, незнанием законов, наркоманией и т.д.

Мы проделали большую работу в поиске ответов на поставленные вопросы по теме. Вернемся к плану нашего урока. Достигли мы цели?

Рефлексия. Я даю вам мяч, а вы перекидывая его друг другу, говорите, что больше всего запомнили на уроке, что понравилось, что дал мне урок для жизни, у меня получилось…

Тест по обществознанию Отклоняющееся поведение для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 2 задания.

1. Правило поведения с этическим содержанием, обладающее значимостью для общества, социального слоя, отдельного человека, называется

1) правовой нормой
2) обычаем
3) моральной нормой
4) религиозной нормой

2. К социальным нормам не относится

1) запрещение переходить у лицу на красный сигнал све­тофора
2) запрещение разбирать электроприбор, если он подклю­чён к электричеству
3) обязанность здороваться, когда человек входит в по­мещение
4) обязанность заботиться о престарелых родителях

3. Традиционно установившиеся правила общественного по­ведения называются

1) обычаем
2) правом
3) порядком
4) моралью

4. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется

1) фикцией
2) презумпцией
3) деликтом
4) санкцией

5. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам называется

1) совестью
2) самоконтролем
3) санкцией
4) самооценкой

6. Элементом механизма самоконтроля не является

1) коммуникация
2) общественное мнение
3) санкция
4) индивидуальное сознание

7. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется

1) девиантным
2) демонстративным
3) дезинтеграционным
4) деструктивным

8. Виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания, называется

1) проступком
2) преступлением
3) девиацией
4) деликвенцией

9. По общему правилу уголовная ответственность наступает с

1) тринадцати лет
2) шестнадцати лет
3) семнадцати лет
4) восемнадцати лет

10. К понятию принудительных мер воспитательного воздействия для несовершеннолетнего, совершившего преступле­ние, не относится(ятся)

1) обязательные работы
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
3) возложение обязанности загладить причинённый вред
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

1. «Вставьте пропущенное слово: Вид отклоняющегося поведения, которое провоцируется патологическим пристра­стием к наркотикам и выражается в аморальных и криминальных действиях, называется __________».

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «правонарушение».
Вина, умысел, деяние, алкоголизм, разбой, хулиганство.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между деянием и видом правонарушения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) нанесение лёгких те­лесных повреждений
Б) опоздание на работу
В) безбилетный проезд в общественном транспорте
Г) отказ от выплаты процентов по ипотеке

Вид правонарушения

1) гражданско-правовой проступок
2) административное правонарушение
3) уголовное преступление
4) дисциплинарный проступок

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют социальные __________(1). Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, принятыми в __________(2), называется отклоняющимся поведением. К нему можно отнести алкоголизм, наркоманию, религиоз­ный фанатизм, терроризм, расовую нетерпимость и др. Осо­бенно опасными для общества являются такие социальные __________(3), которые признаются в обществе правонару­шением. Правонарушение — это общественно опасное, виновное, противоправное __________(4) (действие или бездействие), наносящее вред общественным __________(5) и влекущее за собой юридическую __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) норма
Б) общество
В) труд
Г) отклонение
Д) деяние
Е) отношение
Ж) ответственность

1. Прочитайте отрывок из повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» и выполните задания.

«Путь, но которому двигался Громоносцев к Шкиде, был длинный путь беспризорного. Пяти лет он потерял отца, а позже и мать. Без присмотра, живя у дальних родственников, схулиганился, и родственники решили сплавить юнца поско­рее с рук, сдав его в Николо-Гатчинский институт.
Родственники получили облегчение, но институт не обрадовался такому приобретению. Маленький шкетик Колька развернулся вовсю: дрался, ругался, воровал и неизвестно чем закончил бы свои подвиги, если б в это время институт не расформировался.
Но Колька — сирота, и его переводят в другое заведение, потом в третье. Колька так много сменил казённых крыш, что и сам не мог их перечислить, пока наконец воровство не привело его в Александро-Невскую лавру.
Когда-то лавра кишела чёрными монашескими скуфьями и клобуками, но к прибытию Кольки святая обитель значитель­но изменила свою физиономию. Исчезли монахи, а в бывших кельях поселились новые люди.
Тихие кельи превратились в общие и одиночные камеры, в которых теперь сидели несовершеннолетние преступники. Лавра была последней ступенью исправительной системы. От­сюда было только две дороги: либо в тюрьму, либо назад в нормальный детдом.
Попасть в лавру считалось в те годы самым большим не­счастьем, самым страшным, что могло ожидать молодого пра­вонарушителя. Провинившихся школьников и детдомовцев пугали Шкидой, но если уж речь заходила о лавре -значит, дело было швах, значит, парень считался конченным.
И вот Колька Громоносцев докатился-таки до лавры. Три ме­сяца скитался он по камерам, наблюдая, как его товарищи по заключению дуются самодельными картами в «буру», слушал рассказы бывалых, перестукивался с соседями, даже пытался бежать. В тёмную зимнюю ночь он с двумя товарищами проло­мили решётку камеры и спустились на полотенцах во двор. Поймали их на ограде, через которую они пытались перелезть. Отсидев тридцать суток в карцере, Колька неожиданно образу­мился. Однажды, явившись к заведующему, твёрдо заявил:
-Люблю математику. Хочу быть профессором.
Категорическое заявление Кольки подействовало. Громо­носцева перевели в Шкиду».

1) Дайте определение понятия «отклоняющееся поведение» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Автобиографическая повесть Г. Белых и Л. Пантелеева рассказывает о проблеме беспризорности в первые годы после революции 1917 г. Количество беспризорных детей резко увеличилось после Первой мировой и Гражданской войн. В 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн бес­призорников, что неизбежно вело к росту преступности. 27 января 1921 года была создана Комиссия по улучше­нию жизни детей — «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Фе­ликсом Дзержинским. Были организованы детские воспи­тательные учреждения интернатного типа — детские дома, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. Одной из таких школ и была школа имени Ф.М. Достоев­ского в Петрограде, в которой учились авторы.
Найдите в тексте не менее двух названий исправительных учреждений для детей и молодежи.
Используя текст, напишите три проявления отклоняюще­гося поведения у Громоносцева.

3) Используя текст, приведенную выше информацию и свой жизненный опыт, напишите не менее трёх причин откло­няющегося поведения у детей и подростков.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Оставить преступление безнаказанным — значит стать его соучастником» (П. Кребийон).

2. «Величайшие преступления совершаются из-за стрем­ления к избытку, а не к предметам первой необходимо­сти» (Аристотель).

3. «Преступление остаётся иногда ненаказанным, но оставляющим в покое — никогда» (Сенека).

Ответы на тест обществознанию Отклоняющееся поведение
Часть 1
1-3, 2-2, 3-1, 4-4, 5-1, 6-1, 7-1, 8-2, 9-2, 10-1
Часть 2
1. наркоманией
2. алкоголизм
3. 3421
4. АБГДЕЖ

В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим о том, что они поступают правомерно. Правомерное поведение - это социально полезное явление, и оно справедливо считается предпосылкой нормального функционирования общества, содействуя его благополучию и эффективному развитию.

Антиподом правомерного поведения является правонарушение.

Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Правонарушение характеризуется следующими признаками. 1.

Правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, какими бы «черными» они ни были, до тех пор пока они не выразились в конкретных противоправных действиях. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные обязанности, предусмотренные нормой права, но не совершил (не оказал помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, если он обязан был это сделать, не выполнил служебные обязанности, не заплатил налоги и т. п.). 2.

Правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им. На что в конечном итоге посягает правонарушение? Прежде всего на интересы других лиц, находящихся под защитой закона. Однако не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не всегда может быть противоправным. Так, конкуренция умаляет чьи-то частные экономические интересы, но правонарушения здесь нет. 3. Правонарушения совершаются только людьми. Это верно и тогда, когда ответственность несут организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, находящиеся в коллективе организаций. Истории известны случаи, когда субъектами правонарушений признавали животных (свиней, мышей, крыс, собак и т. д.) и судили их по всей строгости закона. Но было это во времена Средневековья. Однако не всякий человек может быть признан правонарушителем, а лишь тот, кто отдает отчет в своих действиях и может собой руководить. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним. 4.

Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то деяние правонарушением не признается, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, случайное лишение жизни). Виновным человек будет признан, если установят, что в момент совершения общественно опасного противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться от этого, что свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями. 5.

Правонарушения обладают общественно опасным характером, т. е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом. Наиболее опасные из них признаются законом преступлениями. Общественная опасность отдельно взятого проступка может быть неочевидной. В самом деле, что произошло, если пешеход перешел улицу на красный свет светофора или в ненадлежащем месте? Опасных (вредных) последствий вроде и нет. Но если взять такие проступки в совокупности, то налицо дезорганизация дорожного движения.

Критическая же масса таких правонарушений даст уже вполне очевидный вред от дорожно-транспортных происшествий. 6.

Правонарушение влечет применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Рассмотрим виды правонарушений. Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на преступления и проступки.

Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Что есть преступление, определяет закон (УК РФ), принимаемый высшим законодательным органом. Законодатель, решая вопрос, отнести ли деяние к категории преступлений, руководствуется следующими критериями: 1)

значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, собственность, государственная безопасность, порядок управления обществом, основные права и свободы граждан и др.); 2)

размер причиненного ущерба. Так, если в результате дорожно-транспортного происшествия имеется имущественный ущерб, но нет причинения вреда жизни, здоровью людей, то деяние не будет считаться преступлением; 3)

способ, место и время совершения противоправного деяния; 4)

личность правонарушителя.

Вторую (очень многочисленную) группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Проступки как разновидность правонарушений крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, на которые они посягают, делятся на восемь разновидностей. 1.

Административные проступки - правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области осуществления исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с выполнением служебных обязанностей. Административными проступками, например, являются различные нарушения правил дорожного движения (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора, управление автомобилем в нетрезвом состоянии и др.), правил пожарной безопасности, санитарной гигиены на предприятиях, распитие спиртных напитков в общественном месте, безбилетный проезд и др. 2.

Дисциплинарные проступки - правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы предприятий, учреждений, организаций. Ослабляя трудовую дисциплину (служебную, воинскую, учебную), дисциплинарные проступки способствуют дезорганизации работы организаций и снижению ее эффективности. Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил, недобросовестное выполнение трудовых обязанностей и т. п.

Материальные проступки - правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации, в которой правонарушитель находится на службе (порча инструментов, недостача материальных ценностей, их неправильное хранение и проч.). 4.

Гражданские проступки - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство) и защищаются с помощью средств гражданского права. Гражданские правонарушения выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного или морального вреда (неисполнение договорных обязательств, причинение вреда источником повышенной опасности, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, и др.). 5.

Финансовые проступки - правонарушения в области сбора и распределения денежных ресурсов государства (сокрытие налогов, нарушение финансовой отчетности, правил ведения кассовых операций и т. д.). 6.

Семейные проступки - правонарушения в области брачно- семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания или воспитания детей и др.). 7.

Конституционные проступки - нарушения, выражающиеся, в частности, в издании государственными органами таких нормативных актов, которые противоречат конституции. 8.

Процессуальные проступки - нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе. Примером такого проступка может быть неявка свидетеля по вызову следователя, прокурора, суда, за что может последовать наложение штрафа, или неявка подсудимого в суд, являющаяся основанием изменения меры пресечения на более суровую (например, вместо подписки о невыезде - арест).

Состав правонарушения - совокупность его элементов. Структура правонарушения такова: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. 1.

Объектом правонарушения являются социальные блага, явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Об объекте конкретного правонарушения можно говорить предметно: объектами посягательства являются жизнь человека, его здоровье, имущество гражданина, организации, атмосфера, загрязняемая правонарушителем, лес, им уничтожаемый, и т. п. 2. Субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние. Им может быть индивид или организация. Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностыо). 3.

Объективная сторона правонарушения - это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения - очень сложный элемент состава правонарушения, требующий для его установления очень много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются:

а) деяние (действие или бездействие);

б) противоправность, т. е. противоречие его предписаниям правовых норм;

в) вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.);

г) причинная связь между деянием и наступившим вредом, т. е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя, устанавливающего, предшествовало по времени то или иное поведение наступившему результату или нет;

д) место, время, способ, обстановка совершения деяния. 4.

Субъективную сторону правонарушения составляют вина, мотив, цель. Вина как психическое отношение лица к совершенному правонарушению имеет различные формы. Она может быть.умышленной и неосторожной. Умысел бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность. Именно субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса (случая). Казус - это факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица. Казус может быть как следствием действия природных явлений (наводнение, пожар), так и результатом поступков других людей и даже результатом действий формального причинителя вреда, которые человек не осознавал либо не предвидел возможные их последствия. Казус - это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым своим формальным признакам случай сходен с правонарушением. Будучи лишен вины (умышленной или неосторожной), он не влечет ответственности лица, по отношению к которому рассматривается.

Различие разновидностей умысла и неосторожности, а также казуса можно проиллюстрировать {табл. 2.1). »

Пример казуса. Следуя на автомашине по тихому переулку, водитель неожиданно увидел, как из-за кустов на дорогу выкатился мяч, а следом за ним выбежала девочка лет пяти. Желая предотвратить наезд на девочку, водитель резко вывернул руль влево. Девочка осталась жива и невредима, но сидевший на заднем сиденье подросток в результате такого резкого поворота ударился головой о стойку салона автомо-

Таблица 2.1

Различие разновидностей умысла, неосторожности и казуса Умышленная вина Неосторожная вина Казус (случай) прямой умысел косвенный умысел легкомыслие небрежность Интеллектуальная сторона Субъект осознает, что совершает противоправное деяние То же, что и в прямом умысле То же, что и в прямом умысле Не осознает противоправность и общественную опасность деяния Не осознает противоправность и общественную опасность деяния Предвидит вредные последствия этого деяния То же, что и в прямом умысле То же, что и в прямом умысле Не предвидит вредных последствий Не предвидит вредных последствий Волевая сторона Желает наступления вредных последствий Допускает или равнодушно относится к наступлению вредных последствий Не желает наступления вредных последствий и легкомысленно (без достаточных оснований) надеется их предотвратить Должен и мог предвидеть общественную опасность противоправного деяния и наступивший вред Не должен и (или) не мог предвидеть общественную опасность и противоправность

деяния и наступление вреда

биля и получил тяжкие телесные повреждения. Родители просили привлечь водителя к уголовной ответственности. Суд, рассмотрев дело, признал водителя невиновным, указав, что, хотя водитель должен был предусмотреть все последствия его резких действий, он не мог этого сделать по причине малого промежутка времени (доли секунды), разделяющего момент появления девочки на дороге и момент принятия решения резко повернуть руль.

Современное общество устроено так, что нам постоянно приходится общаться с самыми разными людьми: это могут быть коллеги, партнеры по бизнесу или начальство, клиенты и покупатели. Умение общаться с правильными людьми и извлекать из этого выгоду — очень важный навык, который в нынешних реалиях просто необходим. Людей, у которых «хорошо подвешен язык», предостаточно, но вот те, кто умеет манипулировать другими и получать то, что нужно, стоят особняком. Как правило, о таких умельцах большинство людей отзывается негативно, удостаивая «званий» вроде пройдох, манипуляторов и даже эгоистов. И действительно, на первый взгляд может показаться, что такое поведение не совсем честно по отношению к окружающим: если обыкновенным людям иной раз не дают и слова вставить, то этих частенько слушают, разинув рот, им охотно подчиняются и идут на уступки. Естественно, такое положение вещей устраивает не всех: массу недовольных по большей составляют те, кто не умеет подобным образом общаться с другими людьми. Большинство попросту завидует такому нужному в наше время умению, не более того. Управлять другими для того, чтобы достигать поставленных целей, вполне нормально, и в нашей статье мы попытались это доказать: существует 3 веских причины, по которым обязательно нужно использовать других людей, чтобы добиться успеха.

Манипуляция — это не только естественно, но и эффективно

Некоторые люди не могут манипулировать другими из этических соображений: им кажется, что, манипулируя человеком, они его обманывают, а это нечестно. Если управлять другими людьми вам тоже мешают совесть и воспитание, спешим вас разочаровать: манипуляция сознанием уже настолько плотно въелась в нашу жизнь, что стесняться этого попросту глупо, да и не нужно. В качестве примера приведем торговлю: без нее сегодня уже не обойтись, услугами продавцов так или иначе пользуется подавляющее большинство людей. Для того, чтобы реализовать свой товар или продукт, продавцам нередко приходится прибегать к манипуляции покупателями: к примеру, у маркетологов давным-давно существуют уловки, которые заставляют нас покупать то, что нам на самом деле не нужно . Они пользуются ими безо всякого зазрения совести, и вы наверняка хоть раз на них попадались: в статье, которую вы можете найти по ссылке выше, мы подробно рассказали про это.

Самая лучшая манипуляция — это та, которой вы не заметили. Именно благодаря своей незаметности для того, кем манипулируют, она намного эффективнее всех прочих средств. Приведем простой пример: допустим, начальнику нужно, чтобы ваш отдел к концу месяца выполнил показатели, которые гораздо выше того, чего вы достигаете обычно. Чтобы добиться своего, ваш начальник может пойти двумя способами. Он может применить свой авторитет, в открытую давить на вас и ваших коллег, ежедневно напоминать о поставленных задачах, угрожать лишением премии. Эффект это, конечно, даст, но кратковременный: вполне возможно, что после выполнения нужных задач ваш отдел несколько поредеет — некоторые люди способны уйти в компанию, где зарплата намного меньше, но лучше отношение к подчиненным.

Гораздо лучших результатов можно достичь, освоив искусство манипуляции: если уметь тонко и незаметно управлять человеком, он точно так же, как и тот, кого запугали, справится с поставленной задачей, но будет думать, что сделал это не по воле своего шефа, а захотел самостоятельно. Негативного отклика, вероятнее всего, не будет: при грамотном подходе человек попросту не поймет, что его использовали, и продолжит трудиться — в описанном нами случае это весьма кстати, потому что нанимать новых сотрудников, как правило, долго и дорого.

Манипулируя другими, вы не позволите никому управлять собой

Роль ведомого устраивает немногих людей. Когда управляют вами, вы теряете драгоценное время, выполняя чужие задачи. Можно, конечно, изучить некоторые приемы, которыми пользуются манипуляторы, и постараться не поддаваться на их уловки: наши постоянные читатели уже знают, как безболезненно слезть с крючка манипулятора . К сожалению, в большинстве случаев таких узких познаний недостаточно: рано или поздно вы все равно попадетесь на удочку манипулятора-профессионала. Так что лучший способ научиться пресекать все попытки управлять вами — это самому стать манипулятором: помимо очевидной пользы и выгоды, которую вы научитесь извлекать из других людей, вы точно сможете обороняться от неумелых попыток «заарканить» вас.

Манипуляция развивает управленческие навыки

Открыть свое дело — лишь один из способов достижения успеха. Этот метод довольно популярен, но в мнениях касательно него существуют две крайности: одни считают, что заниматься собственным бизнесом очень сложно, а другие, напротив, что это безумно легко. Эти суждения, конечно, имеют право на существование, однако неверны: попробовать открыть свое дело может практически каждый, но усилия все равно приложить придется: богатство не упадет на вас с неба. В частности, вам потребуется овладеть управленческими навыками: это будет нужно для того, чтобы грамотно организовать процесс и взаимодействие между людьми, которые будут на вас работать (без наемных сотрудников не обойтись, если вы хотите расширить бизнес и добиться большего успеха). Манипуляция — это практически вершина мастерства управления людьми, поэтому она сможет во многом вам помочь.