Почему мы боимся ислама

Салям алейкум! Я хотела бы спросить, почему мусульманкам запрещено вступать в брак с немусульманами? Ведь мужчинам-мусульманам дозволено жениться на христианках и иудейках. В чем суть этого повеления? Зайнаб.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что в вопросе выбора будущего супруга Ислам призывает мусульман обращать внимание, в первую очередь, на единоверцев. Является общим правилом то, что мусульмане должны заключать браки с мусульманками. Единственное исключение сделано для мужчин, которым позволено брать в жены целомудренных девушек из числа людей Писания.

Тем не менее, искренняя мусульманка лучше подходит в супруги мужчине-мусульманину, чем христианка или иудейка, независимо от их достоинств. Это связано с тем, что исламский брак основывается не на плотских желаниях, а направлен на создание крепкой семьи. Этот союз должен придерживаться исламских ценностей и гармонии. Чтобы выполнить эту задачу, желательно, чтобы вся семья поклонялась Аллаху.

Ислам сделал для мусульманки недопустимым брак с иноверцем для того, чтобы сохранить ее нравственные убеждения в чистоте. Так как Ислам бережет достоинство веры и каждой женщины. Для достижения этой цели религия не позволяет мусульманке участвовать в чем-то сомнительном или могущем поставить под угрозу ее идеалы.

Мусульманка вряд ли будет чувствовать, что ее религиозные убеждения в безопасности, если свяжет свою жизнь с мужем евреем или христианином. Порой некоторые люди Писания не оказывают должного уважения Пророку Мухаммаду (саляллаху алейхи ва саллям), а иногда стремятся обратить супругу в свою веру.

Всевышний повелел: « Никогда не будут довольны тобой ни иудеи, ни христиане, если не последуешь за их учением. Скажи [, о Мухаммад ]: «Только путь Аллаха - это прямой путь». А если ты последуешь за их желаниями, после того как тебе явилось [божественное] знание, то Аллах не будет тебе ни покровителем, ни заступником » (Сура «аль-Бакара», 2 / 120).

Учитывая, что обычно супруг является главой семьи, муж может отвратить мусульманку от выполнения некоторых поклонений, которые могут показаться ему неприемлемыми, например, пост или отказ от близости во время месяца Рамадан. В результате он может заставить женщину принять свою веру, а при ее отказе все может закончиться разводом.

Ислам разрешает мусульманам жениться на христианках и иудейках, так как у этих религий одни и те же пророки. К тому же, это проявление исламской толерантности к представителям других конфессий. И женщина может проникнуться в итоге красотой Ислама.

Выдающийся мусульманский ученый, шейх Мухаммад аль-Ханути, член Североамериканского совета фикха, обращает внимание: «Если Аллах повелел мусульманкам не выходить замуж за людей с иным вероисповеданием, то надо принять его предписание и соблюдать его. Иначе вы не можете считаться искренним мусульманином. В Коране сказано: « О , вы, которые уверовали! Не старайтесь опередить Аллаха и Его Посланника в чем-либо и бойтесь Аллаха, ибо Аллах - слышащий, знающий » (Сура «аль-Худжурат», 49 / 1)».

К тому же, нет гарантий, что супруг-представитель другой веры будет так же хорошо относиться к своей жене, как этого требуют нормы Ислама. Ведь брак также заключается ради довольства Аллаха.

Также проливает свет на этот вопрос выдающийся исламский шейх Юсуф аль-Карадави: «Считается харамом для мусульманки выйти замуж за немусульманина, независимо от того, принадлежит он к людям Писания или нет. Ведь Аллах ясно сказал: « Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Несомненно, верующая невольница лучше [свободной] многобожницы, если даже та и нравится вам. Не выдавайте [дочерей] замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру. И, конечно, верующий раб лучше [свободного] многобожника, хотя бы он и нравился вам. Многобожники зовут к адскому огню, а Аллах зовет вас в рай и к прощению со Своего соизволения и разъясняет Свои аяты людям, - может быть, они поразмыслят » (Сура «аль-Бакара», 2 / 221)».

Ни один из аятов не делает исключений относительно этого запрета: « О , вы, которые уверовали! Когда к вам прибывают на жительство верующие женщины из [Мекки], то подвергайте их испытанию, [хотя] Аллах лучше знает, какова их вера. Если вы убедитесь, что они верующие, то не возвращайте их к неверным, ибо неверным не дозволено [жениться] на них, а верующим женщинам не дозволено выходить замуж за неверных. Возвращайте им то, что они потратили [на калым ]. На вас нет греха, если вы женитесь на них после уплаты того, что им полагается. Не соблюдайте ваших [брачных уз] с неверующими жёнами, [оставшимися в Мекке], и требуйте назад то, что вы потратили [на калым]. И пусть [мужья-неверные] требуют то, что потратили [на калым бежавшим от них жёнам]. Таково для вас решение Аллаха. Он решает [дела] между вами, и Аллах - знающий, мудрый » (Сура «аль-Мумтахина», 60 / 10).

Поэтому мусульманин может жениться на девушке из числа людей Писания, однако мусульманкам это не дозволено. Для этого существует немало веских причин. Мужчина является главой семьи и несет ответственность за жену. Ислам гарантирует свободу вероисповедания, чего нельзя сказать о других религиях. Поэтому как можно рисковать будущим женщин, вверяя их как аманат тем, кто не чтят их нравственные устои и убеждения?

Брак между представителями разных конфессий может быть основан только на взаимном уважении мужа и жены, иначе хорошие отношения не сложатся. Мусульманкам невозможно было бы сохранять гармонию в семье, если супруг станет постоянно ей запрещать совершать поклонения или проявлять недостаточную почтительность к благочестивым посланникам Всевышнего.

Этот запрет для женщин стал логическим продолжением предписания Аллаха не жениться на многобожниках, так как это бы привело к краху семьи.

Вопрос: Мой вопрос вам может показаться странным, но мне очень нужна ваша помощь. Меня просто замучили мысли в моей голове. Они такие ужасные, что иногда жить не хочется. Я не знаю, откуда они. Я иногда аж передергиваюсь от них. Вначале я плакала, потом я прочитала про силу самовнушения и внушаю себе, что они не мои. Я – девушка религиозная, и очень боюсь, что попаду в ад из-за них, потому что мои мысли идут против того, что я люблю больше всего на свете. Я прошу помощи у Аллаха, так как только Он может помочь. Помогите мне, пожалуйста, не осуждайте меня только. Родителям не говорю, не хочу их расстраивать. Всегда была для них образцовой дочкой...

Ответ: Это явный признак веры (имана).

Мы хотели бы поздравить Вас с Вашими чувствами. Это само по себе является признаком имана. В сборнике «Сахих» Муслима записано, что однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) пришла группа сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и пожаловалась ему, что у них есть такие мысли, о которых им стыдно даже рассказывать.

Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Серьезно? Вам всем приходят такие мысли и сомнения? » Они ответили утвердительно. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это явный признак имана ». («Сахих» имама Муслима, хадис 357).

Алимы объяснили причину этому на следующем примере: вор не будет пытаться ограбить дом, в котором нет никаких ценностей; вор будет пытаться ограбить только те дома, в которых есть ценные вещи.

Сердце верующего подобно дому, в котором имеется величайшая драгоценность этого мира и ахирата. Шайтан будет вкладывать сомнения только в те сердца, которые содержат такой драгоценный дар как иман. Он постарается сделать все, чтобы выбить человека из колеи и украсть у него иман. Поэтому Вам не стоит беспокоиться; будьте благодарны Аллаху за то, что Он благословил Вас иманом.

Алимы сообщили, что средством избавления от таких сомнений является их игнорирование. Когда Вас мучают такие сомнения, проигнорируйте их и займитесь зикром и шукром Аллаха. Это всего лишь безосновательные сомнения от шайтана, которые совершенно не заслуживают никакого внимания.

Поразмышляйте о различии между неверующим и верующим. Когда такие мысли возникают в голове верующего, он обеспокоен и растерян, показывая, что он не принимает эти мысли, и это явный признак имана. А неверующий, наоборот, совершенно не беспокоится и в действительности наслаждается этими мыслями и убеждениями, лелеет и распространяет их. Тот факт, что Вы возмущены, – достаточное доказательство Вашего имана и Вашего довольства Исламом в качестве своей религии.

Кроме того, воздержитесь от всех видов харама, всей той литературы и иных вещей, которые могут стимулировать такие сомнения, и самое главное – держитесь подальше от всех грехов.

    «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». (2/172)

    «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (2/168,169)

    «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (2/165)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей». (2/164)

    «Совершайте салят, раздавайте закят - и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния». (2/110)

    «…Не будь же неверующим…»(2/104)

    «…Держитесь крепко за то, что Мы вам даровали, и слушайте!...» (2/93)

    «…«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах…»(2/91)

    «…Не проливайте крови друг друга без права и не изгоняйте друг друга из жилищ!..» (2/84)

    «…Ваш бог-Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного». (2/163)

    «…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закат…» (2/83)

    «…Следуйте тому, что ниспослал Аллах…»(2/170)

    «…Держитесь крепко за то, что даровали вам, помните то, что содержится в дарованном, и тогда, быть может, вы станете богобоязненными…»(2/63)

    «…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»(2/60)

    «…Взывайте:"[Прости нам наши] грехи…»(2/58)

    «…Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел…» (2/57)

    «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься? Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят(намаз) - тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных…» (2/44,45)

    «Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее. Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими». (2/42,43)

    «Помните милость, которую Я оказал Вам. Будьте верны завету, который [вы] Мне дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только Меня страшитесь. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь». (2/40,41)

    …«Страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным. Обрадуй (о Мухаммад) тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут ручьи». (2/24,25)

    «[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]».(2/22)

    «…(О люди!) Раскайтесь же перед Творцом…»(2/54)

    «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: и тогда вы станете богобоязненными». (2/21)

    «Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди»….. (2/13)

    …«Не творите нечестия на земле!»….. (2/11)

    «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени",которые терпеливы, правдивы, смиренны, тратят на подаяние и просят прощения [Аллаха] на заре». (3/16,17)

    «Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказания адом. Господи наш! Введи их в сады рая, которые Ты обещал им, а также праведным из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты - великий, мудрый. Охрани их от напасти, а тех, кого Ты охранил в тот День от напасти, Ты и помиловал. Это и есть великая удача». (40/7-9)

    «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. Грешникам же приумножь только гибель!» (71/28)

    «Господи! Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты - милостивейший из милостивых». (21/83)

    «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты». (14/40,41)

    «Господи наш! Воистину, Тебе ведомо и то, что мы таим, и то, что мы вершим явно. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (14/38)

    «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами,- быть может, они возблагодарят [Тебя]». (14/37)

    «О Господи! Даруй моему городу безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков],- мой [по вере], а если кто ослушается меня, то ведь Ты - прощающий, милосердный».(14/35,36)

    «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (7/23)

    «Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний».(3/194)

    «Господи наш! Кого ты введешь в адский огонь, тот будет посрамлен. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали глашатая, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего", - и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми2. (3/192-193)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня». (3/190-191)

    «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]. Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий». (3/8)

    «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего». (2/286)

    «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2/201)

    «Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты - великий, мудрый». (2/129)

    «Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства - общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты - прощающий и милосердный». (2/128)

    «Господи наш! Прими от нас [праведные дела и мольбы], ибо Ты, воистину, - слышащий, знающий». (2/127)

    ... «Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день».(2/126)

«О те, кто уверовал! Если вы будете бояться Аллаха, Он даст вам (способность) различения, очистит вас от ваших дурных деяний и простит вас, ведь Аллах – Обладатель великой милости!» (Коран, 8:29).

Как следует из сказанного – не должно людям бояться никого, кроме их Творца. Однако зачастую в жизни бывает обратное.

Мы живем в мире навязчивых страхов, в мире фобий. Причем этим страхам подвержены не только обычные люди, но и мусульмане тоже, хотя они-то, в первую очередь, и должны помогать обществу избавляться от страхозависимости.

Навязчивые страхи (фобии) влияют на нашу жизнь гораздо сильнее, чем нам может показаться. Когда вера в душе человека ослабевает или вовсе отсутствует, он начинает бояться всего остального, того, перед чем чувствует себя беззащитным.

В современной психотерапии принято разделять фобии в зависимости от того, какая причина их вызывает. Так, из наиболее известных и распространенных: клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), агорафобия (боязнь открытого пространства), аутофобия (боязнь одиночества), батеофобия (боязнь высоты), нозофобия (боязнь заразиться и заболеть) и т. д.

Сегодня появились и новые специфические виды фобий, которые связаны с этническим и религиозным фактором. Из таковых в нашей стране можно назвать исламофобию, кавказофобию и все, связанное с ними.

Иногда при нахождении в обществе людей, которые боятся и презирают тебя исключительно по причине того, что ты носишь платок, ходишь в мечеть или хоть как-то внешним видом напоминаешь мусульманина, становится достаточно тяжело. Более того, когда общество охвачено фобией в отношении тебя, то и сам начинаешь платить ему той же монетой – в душе мусульманина может поселиться ответный страх. Этого надо стараться избегать.

В мусульманской середе навязчивых страхов подчас не меньше. К ним можно отнести кяфирофобию (фобия в отношении неверующих), милицеофобию, школофобию, женщинофобию, мужчинофобию, медицинофобию и др. Все это, конечно, мои неологизмы и никто из приверженцев Ислама, наверное, с подобными страхами не обращался к психотерапевтам, однако – эти фобии среди нас встречаются.

Зачастую мы боимся лишний раз выйти на улицу из-за того, что вокруг немусульманское окружение, из-за того, что оно может оказать дурное влияние на чистоту нашей веры и проч., забывая подчас о том, что Пророк Мухаммад (мир ему) и первые из сподвижников жили среди немусульманского (куда как более враждебного окружения) в течение долгих лет и не утратили своей веры, а, наоборот, она только укрепилась.

Многие мусульмане боятся встреч с милицией. При виде представителя органов правопорядка у них появляются сердцебиение, холодный пот, тяжесть в ногах, слабость, резкая головная боль, затрудненное дыхание, тошнота и полуобморочное состояние; силы стремительно покидают их, и кажется, что вместе с ними уходит и сама жизнь…

Однако в большинстве случае именно эта симптоматика, становясь видимой, выделяет вас из толпы, и милиционер вместо того, чтобы обойти стороной, не обращая никакого внимания, подходит к вам. Завязавшийся в результате разговор становится не совсем приятным.

Многие мусульмане боятся отдавать детей в школы. Причем причины также зачастую надуманны и иррациональны: ребенок будет кушать не халяль, общаться с немусульманами, его научат верить во что-то другое… Причин можно насчитать очень много.

В итоге, интеллигентные родители, имеющие зачастую по 2 высших образования, категорически не отдают детей в школы, считая, видимо, что ребенок и дома научится писать и считать, и этого ему будет достаточно для жизни. Позиция крайне неверная и, более того, вредная для общества.

Мусульманам сейчас очень не хватает квалифицированных специалистов, а такие родители изначально «приговаривают» своих детей на малополезное для уммы существование. В конце концов, если уж страх слишком силен, то надо не отгораживаться от него, а, пока дети еще маленькие, идти и добиваться создания мусульманских школ или классов.

Также иногда мусульмане начинают тотально запрещать общение между полами, причем полностью. По Шариату, естественно, мужчины и женщины отделены друг от друга, но это не значит, что при виде девушки мужчина должен переходить на другую сторону улицы. Степень дозволенности в общении и сотрудничестве представителей разных полов определена и не стоит искать способы ее увеличения или уменьшения.

Многие из мусульман не хотят обращаться к врачам, даже если заболеют очень серьезно. Они предпочитают лечиться дома «по Сунне», забывая, что как раз в этой самой Сунне сказано, что если захвораешь – обращайся к специалисту.

Многие боятся рекомендаций врача и того, что прописанные лекарства только навредят их здоровью, списывая свой страх на то, что данных средств во времена Пророка Мухаммада (мир ему) не было и их применение никак не может быть Сунной. Однако при этом благополучно забывается, что и электричества, компьютеров, мягкой мебели, телефонов и прочего тоже не было в то время, а мы всем этим пользуемся, в том числе и для распространения Ислама.

Что же теперь: мусульманин должен «согласно Сунне» жить в хижине, без средств связи, при лучине…? Естественно – позиция неверная.

И таких страхов среди мусульман великое множество.

Все они свидетельствуют по большому счету только об одном – о слабости степени нашей веры и низком уровне понимания Ислама. Ведь Аллах нас предупреждает о том, что нужно бояться только Его и только к Нему устремляться всем сердцем.

Все наши страхи выдают слабые места в нашей вере. Если мы боимся выйти на улицу и подвергнуться влиянию немусульман - значит, не так крепки наши убеждения, как нам кажется. Если мы боимся, что отданный в школу ребенок отклонится от Шариата, - значит, в первую очередь мы в этом виноваты. Значит, мы его неправильно воспитали, раз он стал мнение одноклассников и учителей ставить выше родительского.

Если же бояться врачей и считать, что они только и ждут, как навредить здоровью, – то, по большому счету, это уже параноидальные тенденции. Все-таки следует успокоиться на сей счет и поискать специалиста, которому лично вы доверяете.

Чтобы победить эти страхи, в первую очередь, нам надо научиться бояться Аллаха должным образом и трезво оценивать мир, в котором живем.

Вот такое интересное современное общество складывается: все боятся мусульман и мусульмане всех боятся. Кто начал это бесконечное противостояние – сказать сложно, но одно – точно: надо искать выходы из сложившейся ситуации. И, наверное, следует в этом быть первыми именно мусульманам.

Нам надо стараться жить в соответствии с Шариатом, не перегибая установления религии в ту сторону, в которую бы нам хотелось. Тогда мусульмане смогут вполне органично вписаться в окружающее общество, и окружающие не захотят и не смогут жить без исламского компонента.

Даже сейчас заметны подобные тенденции. Некоторые боятся брать на работу мусульманок в платках, однако те, которые все-таки решаются на это, через некоторое время убеждаются в том, что были правы.

Ведь мусульманка, если она соблюдает установления своей религии, никогда не позволит себе халтурно выполнить задание, обмануть, заниматься решением своих личных проблем в рабочее время. Мужчина-мусульманин не придет на работу в нетрезвом виде, не будет устраивать перекуры через каждые полчаса, не станет заводить служебных романов. Дети в школе не создадут никакой социальной напряженности, будут стараться как можно более полноценно учиться.

Если так посмотреть – то одни только плюсы получаются. А, может, мусульман боятся совершенно не за то, что они могут устроить взрыв в метро, а за то, что они более конкурентноспособны; есть опасения того, что через некоторое время, если человек захочет найти достойную работу, он вынужден будет ориентироваться на исламские стандарты?

Кто знает, может и так. Но для этого мусульманам надо преодолеть свой страх перед обществом и научиться вере в Аллаха в полном смысле. Если человек живет по установлениям Ислама, учил Пророк (мир ему), – его полюбит Аллах, затем Он передаст через Джабраила повеление ангелам возлюбить этого человека, а затем – его полюбят и все люди… А если так – то смогут ли сохраниться межрелигиозные фобии на земле?!