По степени обязательности исполнения. По степени обязательности нормы права делятся на По роли норм в регулировании общественных отношений


В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы- правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм — определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм — предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях.

Классификация правовых норм по степени обязательности

Важно

Так, согласно ГК РК не допускается принудительное изъятие имущества у собственника.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.

По степени обязательности нормы права разделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Таковы нормы уголовного и административного права.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.


Внимание


Например, в соответствии с ГК РК наниматель обязан поддерживать нанятое имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено договором. Это означает, что хотя по общему правилу обязанность текущего ремонта нанятого имущества лежит на нанимателе, стороны при заключении договора могут договориться об иных правилах.

* По сфере действия правовые нормы делятся на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода.
Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты. Например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям.

Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения данного рода, относятся к отдельным институтам отрасли права.
Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях.

Исключительные нормы устанавливают изъятия из содержащихся в общих и специальных нормах правил.

Классификация правовых норм по степени обязательности:

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

Виды юридических норм исключительно разнообразны, в основе их классификации лежит множество критериев.

* По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий.

Хотя нормы-декларации и нормы-дефиниции прямо правил поведения не устанавливают, они являются полноценными правовыми нормами. Соблюдение этих правил обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в международном, уголовном и других отраслях права.

* По целевому назначению нормы права распадаются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности участников правоотношений.


Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции, закрепляющий права и обязанности граждан.

Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью, возникающей вследствие нарушения регулятивных норм.

* По способу воздействия на субъектов права нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия. Примером может служить статья ГК РК, на основании которой лица, незаконно получившие информацию, составляющую коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

Запрещающие нормы указывают на недопустимость совершения каких-либо действий.

Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм | Шпаргалка по теории государства и права | 42.
Понятие и виды форм права.
Классификация правовых норм

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм.

1. По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права. Если определение зафиксировано в тексте правовой нормы, оно называется легальной дефиницией.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов, работников различных организаций, различные служебные инструкции, регламентные нормы.

Они есть по сути нормы-обязывания. Обязательность требования и запрет его неисполнения, изложенные в норме, создают норму-предписание.

2. По целевому назначению нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения.

Инфо

Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями. Это нормы общедозволительного характера.

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.


Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

3. По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса».

7. По целевой направленности нормы права выделяют коллизионные, внутриорганизационные, восстановительные, компенсационные, компетенционные нормы.Коллизионные нормы – это разновидность специализированных норм права, издаваемых с целью устранения коллизий, возникающих между нормами права. Внутриорганизационные нормы – это нормы, целью которых является обеспечение единства и целостности системы права и направлены на повышение организованности и эффективности ее функционирования.

Компенсационные нормы – это нормы права, имеющие общеобязательный характер предписания, регламентирующие восстановление нарушенного права, правового положения личности.

По степени общности содержания и по функциональной роли нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и специальные нормы.

13. По техническим приемам установления правил поведения нормы права делятся на определенные, отсылочные и бланкетные.

Приведенный перечень классификации правовых норм в некоторых аспектах является условным и не исчерпывает всех существующих в науке теории права способов классификации правовых норм.

Например, нормы права можно классифицировать и по таким основаниям, как по степени активизации социально полезной деятельности, по непосредственному предмету воздействия или по признакам, свойственным элементам правовой нормы.

Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими, или только запрещающими, или только управомочивающими.

Обязывая к совершению какого-либо действия, норма права запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия и запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или несовершения этого действия. Условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще.

Тем самым данные нормы занимают особое, ведущее место в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений и, соответственно, имеют высшую юридическую силу по сравнению с другими видами норм права. В свою очередь учредительные нормы принято разделять на нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, дефинитивные нормы.

Нормы-начала, в содержании которых закрепляются основы (начала) конституционного (государственно-правового) строя, политические, экономические, культурные и социальные основы государства и общества, взаимоотношения личности, общества государства.
Данные нормы содержаться в Конституции РФ, прежде всего в гл. 1 «Основы конституционного строя». Так, например, в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и обязанности являются высшей ценностью, это ориентирует формирование и развитие государственно-правового устройства общества исходя из приоритета индивидуальных прав, свобод и обязанностей. Причем осуществление которых, т.е. этих прав и свобод, не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), что в свою очередь, ориентирует на создание политико-правовых механизмов по защите, согласованию этих прав и свобод, минимизации конфликтов между ними. Другой пример, Основной Закон ст. 7 п. 1. ориентирует формирование правового, экономического и политического пространства исходя из того, что Российская Федерация является социальным государством, что подразумевает создание политико-правовых и социально-экономических гарантий для достойной жизни и развития как отдельного человека и гражданина, так и всего общества в целом, согласования общественных и индивидуальных интересов и потребностей.Нормы-принципы – это нормы общего характера, выражающие и закрепляющие принципы права и правового регулирования отдельных видов общественных отношений.Диспозитивные нормы , напротив, предписывая субъектам вариант поведения, в то же время предоставляют этим субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему выбору (усмотрению), самим определить конкретное содержание прав и обязанностей. Например, Гражданский кодекс РФ предусматривает «свободу договора», означающую возможность свободно избирать своего партнера и определять правовые условия заключаемого договора.

В свою очередь содержание в диспозитивной норме определенного правила поведения необходимо на тот случай если субъекты правовых отношений не установили своим соглашением (усмотрением) иных условий своего взаимоотношения, тогда им предписывается определенный в норме обязательный вариант поведения. Вообще принцип диспозитивности в праве означает наличие у субъектов правовых отношений известной степени свободы волеизъявления относительно своих прав и обязанностей в пределах, предусмотренных соответствующими нормами права 485.

Стимулирующие нормы или традиционно их еще называют как поощрительные.

Однако более верно, с нашей точки зрения, их называть стимулирующими, поскольку данные нормы не предписывают гражданам и организациям определенного положительного поведения, а устанавливают правовые стимулы для такого поведения. В этом плане происходит не подчинение правовому предписанию, а, напротив, создается правовое побуждение к законопослушному (одобряемому обществом и (или) государством) поведению 486.

В свою очередь, под воздействием этих стимулов субъект настраивается на общественно одобряемое положительное поведение, рассчитывая на получения каких-либо поощрений (премий, льгот и т.п.)487. Например, Трудовой Кодекс РФ предусматривает целую систему стимулирующих средств (а, точнее «стимулирующих выплат» ст. 144 ТК РФ): премии, доплаты, надбавки. Ст.

Классификация норм права

По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на:

Регулятивные — нормы, связанные с правомерным поведением. Регулятивные нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

· Управомочивающие нормы предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор купли-продажи), в том числе и обращения за защитой субъективного права (например, право обращения в суд с иском).

· Обязывающие нормы налагают на субъектов права реализацию соответствующих действий (уплата штрафа, возвращение долга, вещи).

· Запрещающие нормы предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е.

по своему характеру это также обязывающая норма, но содержание обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов);

Охранительные — правила, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение — нормы уголовного, административного и других отраслей права.

Специализированные — нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм. Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др.

· Дефинитивные — содержат определения терминов, использующихся в других нормах. Например, ст. 8 НК РФ («Понятие налога и сбора») дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1).

· Коллизионные — применяются в случае коллизий — противоречий между нормами права, регулирующих одно и то же фактическое отношение. Коллизионные нормы подразделяются на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные.

Классификация норм права проводится по различным основа­ниям:

1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, разли­чаются государственно-правовые (конституционные), администра­тивные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уго­ловно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования от­раслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, «что делать».

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, «как делать».

3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.

4. По характеру содержания выделяют нормы-декла­рации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и за­дачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уго­ловного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.


Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гра­жданского права, которое предусматривает равноправие субъек­тов, их автономность и возможность соглашения сторон.

7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).

Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.

8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и закон­ных интересов от нарушений.

9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они на­ходятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).

10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

По выполняемым функциям

Большинство конституционных норм являются регулятивными , т.е. содержат только гипотезу и диспозицию. Правоохранительные нормы, содержащие санкции за их нарушения.

Например, если Президент РФ совершит тяжкое уголовное преступление, то он может быть отстранен от должности (ст. 93 Конституции РФ).

В конституционном праве немного охранительных норм. Часто санкции за нарушение конституционных норм содержатся в иных отраслях права: уголовном, административном, трудовом, гражданском.

В особую группу выделяют нормы-принципы , закрепляющие правовые принципы (принцип демократии, разделения властей), нормы целеполагания , закрепляющие цели политики государства (Российское государство должно создавать условия для достойной жизни человека – ст. 7 Конституции). Эти нормы, конечно, надо поделить на действующие и имеющие только идеологический характер (лозунг, призыв). Опять следует вспомнить, что идеология, закрепленная в норме, может оправдывать существующий строй или требовать изменить его.

Конституционное право содержит большое количество дефинитивных норм, разъясняющих отдельные понятия, используемые в праве.

Например, Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» содержит нормы, разъясняющие, что такое публичное мероприятие, собрание, митинг и т.д. Ч. 1 ст. 80 Конституции РФ говорит о том, что Президент РФ является главой государства. Ст. 1 Конституции РФ указывает, что термин «Россия» и «»Российская Федерация» являются тождественными.

Коллизионные нормы разрешают противоречия между нормами разного уровня (федерации и субъекта Федерации – ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Методические нормы определяют правила применения других норм.

Технико-юридические нормы описывают документы (герб, флаг, удостоверение депутата).

1) Императивными – содержащими строгие предписания.

«Принудительный труд запрещен» (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ).

2) Диспозитивные – дающие возможность выбора того или иного поведения (управомочивающие нормы, которые можно не реализовать).

«Каждый вправе иметь имущество в собственности …» (ч. 2 ст. 35 Конституции)

Тексты конституций часто наполнены декларациями, требования которых невозможно защитить с помощью судебного механизма.

Например, ч. 2 ст. 40 Конституции РФ гласил, что органы государственной власти поощряют жилищное строительство. Но ни один человек не может обратиться в суд и потребовать каких-то действий от государственных органов во исполнении этой нормы.

3) Рекомендательные нормы предлагают какой-то вид поведения. Ими часто пользуются для обязывания субъекта, при отсутствие у властного субъекта права, закрепленного в нормах официального права давать такие обязанности.

По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на:

Регулятивные - нормы, связанные с правомерным поведением. Регулятивные нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

· Управомочивающие нормы предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор купли-продажи), в том числе и обращения за защитой субъективного права (например, право обращения в суд с иском).

· Обязывающие нормы налагают на субъектов права реализацию соответствующих действий (уплата штрафа, возвращение долга, вещи).

· Запрещающие нормы предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е. по своему характеру это также обязывающая норма, но содержание обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов);

Охранительные - правила, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение - нормы уголовного, административного и других отраслей права.

Специализированные - нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм. Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др.

· Дефинитивные - содержат определения терминов, использующихся в других нормах. Например, ст. 8 НК РФ ("Понятие налога и сбора") дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1).

· Коллизионные - применяются в случае коллизий - противоречий между нормами права, регулирующих одно и то же фактическое отношение. Коллизионные нормы подразделяются на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные. Темпоральные (временные) снимают конфликты между нормами права, принятыми в разное время, по одному и тому же вопросу. Пространственные коллизионные нормы разрешают противоречия между юридическими нормами одинаковой юридической силы, но имеющими разную "пространственную юрисдикцию" (например, нормы права по одному и тому же вопросу разных субъектов РФ). Иерархические коллизионные правила снимают конфликты между нормами разной юридической силы, например, в конфликте между Конституцией РФ и федеральными законами преимущество имеют нормы Конституции РФ.

· Оперативные нормы отменяют действие других норм, продлевают или распространяют действие основной нормы на более широкий круг субъектов или отношений.

По степени обязательности нормы подразделяются на:



· императивные - содержат категорические предписания и не могут быть заменены участниками конкретного правоотношения (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ);

· диспозитивные - допускают активность сторон, предоставляя участникам правоотношений самим определять круг и объем прав и обязанностей путем соглашения сторон (если иное не установлено договором).

· Факультативные нормы- позволяют при определенных усло­виях отступать от главного варианта поведения, избирая второ­степенный (запасной).

По объему регулирования нормы подразделяются на:

· общие - регулируют определенный род общественных отношений;

· специальные - содержат более детализированные предписания;

· исключительные - регулируют фактические отношения "внутри" тех, что определены общими нормами, как правило, способом, противоположным в отличие от общих (специальных) норм.

По степени определенности нормы подразделяются на:

· абсолютно-определенные - детально регулируют поведение сторон (свойственно процессуальному праву и другим отраслям);

· относительно-определенные - устанавливая правило поведения, предоставляют возможность уточнить его в конкретном случае, например, при помощи договора.

В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (административные, уголовно-правовые, трудовые, семейные, гражданско-правовые и др.).

Отраслевые нормы делятся на:

· материальные - воздействуют на общественные отношения путем непосредственного регулирования этих отношений;



· процессуальные - закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.

По времени действия:

· Постоянные – нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права;постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного.

· Временные – нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств.

· Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства.

Юридические презумпции закреплены в правовых нормах, фактические – нет, но в жизни существуют (родители любят своих детей, но это не нашло прямого отражения в правовых нормах).

47. Понятие и структура политической системы общества.

Политическая система общества - это механизм организации и функционирования политической власти.

Структура : политические организации, политические отношения, политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая организация - это совокупность государственных, общественных организаций, при помощи которых осуществляется управление общественными делами. Основные элементы политической организации: государство, политические партии, массовые национальные и общественные движения; общественные организации, в том числе и различные церковные организации; профессиональные союзы, органы местного самоуправления, трудовые коллективы.

Политические отношения , т.е. взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разобщение; передача идей, взглядов; обмен ресурсами (информацией, знаниями); передача волевых побуждений от одного субъекта к другому. Главные взаимосвязи, определяющие политические отношения: между государством и обществом; властью и народом; классами, социальными группами и слоями общества; внутри групп и на уровне межиндивидуального общения.

Политическая идеология - это отражение политической жизни в теориях, взглядах, представлениях, чувствах и настроениях, политических традициях и установках. Политическая идеология существует на двух уровнях: теоретическом, включающем доктрины, программы, политические решения; и общественно-психологическом, состоящем из взглядов, представлений, иллюзий, предрассудков, чувств, настроений, убеждений, стереотипов, традиций.

Политическая деятельность представляет одну из форм функционирования политической системы. Структура политической деятельности вклю­чает: субъект процесса (реальная власть или ее носитель, тот, кому делегирована власть); объект процесса, который должен быть создан; средства, методы, исполнители, ресурсы (материальные и финансовые, а также идеальные - наука, знания, настроение масс и др.).

Важнейшими функциями политической системы являются: определение целей развития общества, его политическое объединение, регулирование режима политической деятельности, легитимация политического режима и др.

В современных условиях различают два основных вида политических систем: демократическую и антидемократическую . Первая связана с вещными отношениями и имеет предпосылкой построение их по рыночному типу. Вторая определяется единственной правящей партией, проводящей свою политику через общественные организации и население.

48. Соотношение публичного и частного права.

Деление норм права на публичное и частное существовало уже в Древнем Риме, где предмет публичного права – это государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, предмет частного права – имущественные отношения отдельных лиц, их правовой статус.

Существуют разные основания для деления норм права на публичное и частное:

· интерес, соответственно публичное право относится к положению государства, частное – к пользе отдельных лиц;

· субъективный состав, когда публичное право охватывает такие
отношения, где государство участвует как принудительная власть; частное же право – это отношения между гражданами и государством, когда последнее выступает как носитель имущественных отношений;

· способ судебной защиты. Нормы публичного права охраняются по инициативе государства в уголовном или административном процессе. Нормы же частного права защищаются по личной инициативе в гражданском производстве;

· инициатива и содержание нормативно-правовых актов. В сфере публичного права нормативные акты имеют категорический, императивный характер. Государство в нормах частного права не определяет содержания принимаемых решений. Если оно вмешивается в частные дела, то только в том случае, когда физические лица решения не приняли;

· полномочия центра и регионов. Публичное право – это централизованное воздействие, предполагающее субординацию. Частное право – область децентрализации, где наблюдается координирование субъектов права;

· вид нормативного акта. Публичное право тяготеет к односторонним актам: указам, приказам, постановлениям. Для частного права характерен договор, основа которого – формальное равенство сторон.

Границы между публичным и частным правом подвижны.

В настоящее время существуют две частноправовые системы: пандектная (всеобъемлющая) и институционная.

Пандектная состоит из общего раздела и трех-четырех особенных. В общий раздел входят нормы, применяемые в особенных. Это физические и юридические лица и др. В специальные разделы входят: право собственности, вещное право, обязательственное и наследственное право.

Институционная система группируется по трем разделам:

· лица (правовой статус субъектов права);

· вещи (право собственности, вещное право);

· иски, обязательства (способы возникновения правоотношений).

49. Правопорядок и его соотношение с законностью.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Законность - строгое и неуклонное соблюдение исполнения норм права всеми участниками общественных отношений.

Законность – идея, требование и система (режим) реального выражения права в законах государства, в законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

Соотношение:

Правопорядок – результат обеспечения законности; законность – условие обеспечения правопорядка;

Состояние правопорядка оказывает влияние на уровень обеспечения законности.

50. Конфедерация: понятие, признаки.

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

1. Конфедерации - государственно-правовые объединения, союз суверенных государств.

Применительно к внутренней организации конфедерации отметим:

 в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств;

финансовые средства образуются из взносов государств-членов;

исполнительные органы носят коллегиальный характер;

 нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством;

 вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием;

международная политика проводится совместно.

В конфедерациях устанавливаются политико-административ­ные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.

2. Содружества - объединения государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

 интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);

 языковым единством (Британское Содружество Наций);

 общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских государств).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др.

Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ принят модельный Уголовный кодекс от 2 ноября 1996 г.).

3. Сообщества - объединения государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе могут существовать бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества - выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. А для этого нужно упростить таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже ввести единую валюту. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

4. Ассоциации - объединения государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.). Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.), например, направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

5. Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

К насильственным формам объединений государств относят империи, которые образуются путем территориального завоевания либо оказания экономического, политического давления.

Черты империи:

 обширная территория;

 централизованная власть;

 стремящаяся к экспансии элита;

 асимметричные отношения господства и подчиненности между центром и периферией;

 разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации на первый план выходят добровольные формы

51. Правовая культура: понятие, классификация.

Правовая культура – это исторически обусловленная характеристика правовой среды общества, уровень развития субъекта права, его юридическая деятельность и результаты этой деятельности, определенные в правовых институтах и отношениях.

Смысл правовой культуры в том, что она охватывает те проявления правового бытия, которые фиксируют устойчивые связи между ее элементами и закрепляют стабильные и прогрессивные стороны правовой жизни.

Классификация:

По субъектам права различают правовую культуру личности, группы и общества.

Концентрированная форма правовой культуры личности правовая активность .

Развитию активности способствует:

· уровень правовой информации;

· доведение информации до субъектов права;

· состояние законодательства;

· характер правоприменительной деятельности;

· состояние правового просвещения и образования.

Емкая форма проявления правовой культуры группы правоотношение .

Субъективные права и юридические обязанности, гарантированность реализации прав – показатель уровня правовой культуры различных групп общества.

С расширением сферы правоотношений правовая культура групп обогащается такими ценностями, как компромисс, примирение и исключение экстремизма, анархизма, правового радикализма и др.

Выражением правовой культуры общества является право, которое оказывает мощное воздействие на культуру. Это воздействие двояко:

· если право рассматривается как орудие обеспечения диктатуры господствующего класса, а несогласие части общества с такими правовыми предписаниями, как подрыв строя, то воздействие такого права на правовую культуру негативно, если вообще можно говорить в этом случае о правовой культуре как таковой (таким было советское право);

· если же право – это средство упорядочения межличностного общения, управления социальными процессами без преувеличения принудительного начала, защиты прав и свобод человека, то право способствует становлению правовой культуры общества.

52. Правоприменительные акты: понятие, виды.