План конспект требования пожарной безопасности. Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Правила пожарной безопасности. Общие сведения о процессах горения

  • Обязательные требования к инструкции о мерах пожарной безопасности
  • Приложение № 2 Программы обучения в области пожарной безопасности
  • Тематический план
  • Прием экзаменов. Проверка знаний пожарно-технического минимума.
  • Тема 1. Требования пожарной безопасности к помещениям проведения ки­носеансов и киноаппаратного комплекса при демонстрации кинофильмов в учеб­ных, лечебных и других учреждениях.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ.
  • Тема 2. Виды и порядок проведения пожароопасных работ. Причины возник­новения пожаров, меры их предупреждения.
  • Тема 3. Требования пожарной безопасности. Основные требования ппб 01-031.
  • Тема 4. Общие сведения о противопожарной защите в организации.
  • Тема 5. Действия при пожарах.
  • Тема 6. Практические занятия.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
  • Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопас­ности на вновь строящихся и реконструируемых объектах.
  • Тема 3. Меры пожарной безопасности на вновь строящихся и реконструиру­емых объектах.
  • Тема 4. Первичные средства пожаротушения. Действия работников при пожарах.
  • Тема 5. Практические занятия.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
  • Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопас­ности в театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждениях.
  • Тема 3. Меры пожарной безопасности в театрально-зрелищных и культур­но-просветительских учреждениях
  • Тема 4. Первичные пожаротушения, автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Действия при пожарах и вызов пожарной охраны.
  • Тема 5. Практические занятия.
  • Протокол №_____
  • Приложение № 2-7
  • Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем
  • Приложение № 4
  • Наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности2
  • 1.4 План противопожарных мероприятий
  • 1.4.1 Разработка плана противопожарных мероприятий
  • Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" должен содержать:
  • Для выполнения требований пожарной безопасности его руководитель обязан обеспечить:
  • 1. Наличие приказа руководителя о противопожарном режиме в образовательном учреждении.
  • 3. Наличие приказа руководителя об утверждении состава добровольной пожарной дружины
  • 11. Наличие журнала регистрации противопожарного инструктажа.
  • 12. Наличие журнала учета первичных средствпожаротушения.
  • 15. Наличие акта обработки деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом.
  • 17. Наличие сертификата на химический состав, примененный для огнезащитной обработки.
  • 31. Наличие знаков пожарной безопасности и указателей направлений путей эвакуации.
  • 33. Отсутствие глухих решеток на окнах.
  • 35. Наличие графиков проверки противопожарного состояния гаражей и электрохозяйства. Исправное состояние электрохозяйства:
  • 3. Наличие перечня видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электроустановок.
  • 4. Наличие графика технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта электрооборудования.
  • 6. Состояние электрощитовых комнат.
  • 7. Состояние электрических щитов.
  • 8. Состояние электросети.
  • II Порядок организации деятельности специалистов в области пожарной безопасности
  • 2.1 Основные задачи и функции специалиста по пожарной безопасности
  • 2.1.1 Основные задачи и функции специалиста по пожарной безопасности История профессии
  • Места работы
  • Обязанности инженера по пожарной безопасности
  • Требования к инженеру по пожарной безопасности
  • Образование
  • Должностная инструкция специалиста по пожарной безопасности
  • I. Общие положения
  • II. Должностные обязанности
  • III. Права
  • IV. Ответственность
  • 2.2 Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности
  • III Проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности
  • 3.1 Противопожарные инструктажи. Пожарно-технический минимум
  • 3.1.1 Противопожарные инструктажи
  • 3.1.2 Пожарно-технический минимум
  • 3.2 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности
  • Примеры план-конспектов проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности
  • IV Нормативное и правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности
  • 4.1 Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность пожарной безопасности
  • 4.1.1 Документы, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности
  • 4.2 Порядок ведения документов в области пожарной безопасности
  • 4.2.1 Порядок ведения акта проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов
  • Образец акта проверки пожарных кранов
  • 4.2.2 Порядок ведения акта проверки гидранта на водоотдачу
  • Образец акТа
  • 4.3. Порядок ведения документов в области пожарной безопасности
  • 4.3.1 Разработка планов тушения пожаров
  • Образец Плана тушения пожара
  • Табель пожарного расчета
  • Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации, города, населенного пункта (района), зато
  • Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны
  • Оперативно-тактическая характеристика здания n
  • Наличие и характеристика установок пожаротушения
  • Пожарная опасность веществ и материалов, обращающихся в производстве, и меры защиты личного состава
  • Наличие ахов, радиоактивных веществ в помещениях, технологических установках (аппаратах)
  • Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара
  • Учет использования планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров
  • 4.3.2 Разработка карточки тушения пожара
  • Образец Карточки тушения пожара
  • V Разработка и осуществление мер по пожарной безопасности
  • 5.2.2 Оценка пожарного риска
  • 5.2.3 Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
  • Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты
  • Раздел II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
  • Раздел III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты
  • 5.3 Организация проведения противопожарных тренировок
  • 6.1.2 Порядок составления и выдачи наряд-допуска
  • Форма наряда-допуска на производство работ повышенной опасности _______________________________________________________________________
  • Наряд-допуск
  • 6.2 Обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности
  • 6.2.1 Обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности
  • 6.2.2 Ответственность руководителя за нарушение требований пожарной безопасности
  • VII Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
  • 7.1 Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, инженерному оборудованию зданий и сооружений, веществам и материалам
  • Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, инженерному оборудованию зданий и сооружений
  • Требования пожарной безопасности к веществам и материалам
  • 7.2 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
  • 7.2.1 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
  • 7.2.2 Особенности подтверждения соответствия веществ, материалов и средств огнезащиты требованиям пожарной безопасности
  • 7.3 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
  • 7.3.1 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
  • Формы документов
  • VIII Порядок организации и проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора)
  • 8.1 Руководство по организации проведения проверок требованиям пожарной безопасности
  • 8.1.1 Порядок организации проверки соблюдения правил пожарной безопасности
  • 8.1.2 Полномочия лиц, осуществляющих пожарный надзор в Российской Федерации
  • IX Противопожарный и особый противопожарный режимы
  • 9.1 Противопожарный режим на территории объекта
  • 9.1.1 Нормативно-правовой акт, регламентирующий правилапротивопожарного режима в рф. Термины и определения
  • 9.1.2 Общие обязанности руководителей организации в период противопожарного режима
  • X Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • 10.1 Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • 10.1.1 Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • Литература
  • 3.2 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    3.2.1 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    ТИПОВОЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ

    ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    «Утверждаю»

    Директор ____________

    Л.Л. Иванов

    План-конспект

    проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности:

      Ознакомление с требованиями законодательных документов в области пожарной безопасности.

      Возникновение и развитие пожара.

      Оперативная обстановка по пожарам, основные причины и места возникновения.

      Общие требования Правил пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий и сооружений (ППБ 01-03).

      Требования Правил пожарной безопасности к электроустановкам (ППБ 01-03).

      Требования Правил пожарной безопасности к системам отопления, вентиляции и инженерного оборудования (ППБ 01-03).

      Требования к содержанию средств обнаружения и тушения пожаров, противопожарного водоснабжения.

      Размещение и обслуживание пожарной техники. Первичные средства пожаротушения с иллюстрациями и техническими характеристиками.

      Эвакуация при пожаре. Требования к путям эвакуации.

      Пожароопасные работы.

      Пожарно-технические комиссии. Обучение работников мерам пожарной безопасности. Ведение документации по пожарной безопасности на объекте.

      Действия при пожаре. Распределение обязанностей в случае возникновения пожара.

    Ответственный

    за проведение занятий С.А. Петров

    Примеры план-конспектов проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    ТЕМА № ____ Возможные причины пожаров и условия для их возникновения.

    ЦЕЛЬ: Ознакомить с основными причинами пожаров.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: статистика, примеры пожаров, видеофильм, фототаблицы, наглядная агитация.

    Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства

    В основном пожары сопровождаются открытым горением. Основными опасными факторами пожара являются:

      открытый огонь, (пламя, искры),

      тепловой поток,

      повышенная температура,

      токсичность продуктов горения,

      пониженная концентрация кислорода,

      задымление, снижение видимости в дыму.

    К сопутствующим факторам пожара относятся:

      осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, оборудования, агрегатов и иного имущества.

      радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок,

      опасные факторы взрыва, происшедшего вследствии пожара,

      воздействие огнетушащих веществ.

    Основными причинами возникновения пожаров являются:

      неосторожное обращение с огнем (НОСО);

      электротехнические;

      нарушение правил устройства и эксплуатации печей;

    НОСО является самой распространенной причиной пожара. А нередко неосторожность переходит в небрежность: НОСО при курении, пользование приборами освещения с открытым пламенем (керосиновыми лампами, фонарями, свечами и т.п.), что особенно опасно для чердачных и подвальных помещений, кладовых и различных хозпостроек.

    Пожар может возникнуть и от костра, разведенного вблизи строения, причем, чаще всего от искр, которые разносит ветер. Если в этом случае пожар причиняет значительный ущерб, гибель людей, то небрежность может квалифицироваться как преступление. Тогда, в соответствии со ст.168 Уголовным Кодексом РФ, виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.

    Еще одной из распространенных причин пожаров является поджог, который в соответствии со ст.167 УК РФ также влечет уголовное наказание.

    В зимнее время, с наступлением холодов нередко замерзают водопроводные и канализационные трубы. Пренебрегая мерами пожарной безопасности их отогревают пламенем факела или паяльных ламп. А это приводит к пожарам. Следует помнить, что металлические трубы, нагретые в одном помещении, за счет теплопередачи способны воспламенить соприкасающиеся к ним горючие материалы, расположенные в соседнем помещении.

    Особую тревогу вызывают пожары по причине детской шалости с огнем, а также от неумелого, неосторожного обращения с ним. Примерно каждый 6-8 пожар в нашей стране происходит по этой причине. Статистика свидетельствует, что чаще всего виновниками, а порой и жертвами пожаров, оказываются дошкольники и учащиеся начальных классов. Самый надежный способ предотвратить шалость малыша с огнем – не оставлять его без присмотра.

    Не менее распространенной причиной пожаров является электротехнические причины. Анализ пожаров, происходящих по этим причинам, показывает, что они происходят в основном по 2-м причинам: из-за нарушения правил при пользования электробытовыми приборами и скрытой неисправности в этих приборах или электрической сети.

    Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин. после выкипания воды вызывают загорания почти любой сгораемой опорной поверхности. А при испытании электрочайников с нагревательным элементом мощностью в 600 Вт воспламенение основания этого чайника произойдет через 3 минуты после выкипания воды. Соприкосновение занавесей (портьер) с электронагревательными приборами также приводит к их воспламенению.

    Пожары могут возникнуть от неисправной электропроводки или неправильной эксплуатации электросети. Это объясняется тем, что при прохождении тока по проводнику всегда выделяется тепло. Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, является короткое замыкание. Короткое замыкание наступает тогда, когда 2 проводника без изоляции накоротко соединяются друг с другом. Провода мгновенно нагреваются до такой температуры, что металлические жилы плавятся, наблюдается интенсивное выделение искр и большое выделение количества тепла. Если в месте короткого замыкания окажутся горючие материалы и конструкции они моментально воспламеняются. Вот почему необходимо следить за изоляцией проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию, не прокладывать по горючей поверхности. Плохой контакт и сильный разогрев в местах соединения проводов (в скрутку) происходит из-за слабого крепления и сильно окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов. Неплотный контакт может также вызвать искрение. В таких местах обычно образуются электрические дуги, а это приводит к сильному разогреву контактирующих поверхностей и воспламенении изоляции и кабелей. Из-за неплотного контакта вилок в гнездах штепсельной розетки происходит сильный разогрев розетки, а это может вызвать самовоспламенение деревянных подрозетников, горючих перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка.

    Довольно часто встречаются пожары, связанные с явлением самовоспламенения или самовозгорания. Известны случаи, когда только из-за того, что в помещении столовой, находящейся в подвале, кондитер положил на батарею отопления халат, нечаянно облитый растительным маслом, произошло самовоспламенение. Та температура, при которой вещество загорается без соприкосновения с открытым с огнем, называетсясамовоспламенением. Чтобы предотвратить пожары, нужно знать температуру самовоспламенения веществ. Вот некоторые из них:

    Сероуглерод (жидкость)

    Целлулоид

    Гтанитоль и детматин

    Торф кусковой

    Древесина

    Бензин автомобильный

    Древесно-волокнистая плита

    Уголь древесный

    Такие температуры часто встречаются в быту. Так, например, температура на колбе электрической лампочки, мощностью 150 Вт, составляет до 300 градусов. Вот почему ее нельзя обертывать бумагой, накрывать тканью, допускать попадания на нее древесной и другой опасной пыли.

    Нередко самовоспламенение происходит вследствие трения. Температура при трении возникает очень большая. Если трущиеся детали машин соприкасаются с горючим материалом, может возникнуть пожар.

    Вещество может загораться без внешнего источника тепла, вследствиесамовозгорания (за счет химических, биологических, физических процессов). Нередко самовозгораются текстильные материалы (тряпки, ветошь), смоченные растительными маслами. Надо помнить, что обтирочные материалы, спецодежда, на которые попали капли масла, например, олифы, пожароопасны.

    На заводе в ремонтном цехе рабочий, уходивший в отпуск, скатал валиком свою спецодежду, на которой были масляные пятна, и положил в верхний ящик своего шкафчика. Через несколько дней спецодежда самовозгорелась и возник пожар.

    Пожары от бытовых газовых приборов нередко происходят из-за нарушения ППБ. Основные причины этих пожаров – утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит. Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропано-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Именно поэтому при ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать, выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой. Все это может вызвать взрыв. Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещении и только после этого можно зажигать огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользования ими, необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства. В газифицированных квартирах рекомендуется каждое утро проветривать помещения, в которых установлены газовые плиты. Категорически запрещается пользоваться огнем для обнаружения утечки газа из газопроводов, баллонов и газовых приборов, можно применять только мыльный раствор.

    Значительное количество пожаров возникают в результате неправильного устройства и неисправности печей и дымоходов, а также несоблюдения правил пожарной безопасности при их эксплуатации. В холодное время года пожары от печного отопления достигают 80% всех происходящих в это время пожаров.

    Причины возникновения пожаров от печного отопления следующие:

      от непосредственного воздействия пламени, топочных газов и искр на сгораемые конструкции зданий через трещины и неплотности в кладке печей и дымоходов и деревянные конструкции, заделанные с нарушением требований ППБ.

      от соприкосновения сгораемых строительных конструкций с поверхностями элементов печи, имеющих высокую температуру, из-за недостаточной толщены стенок печей и дымоходов, из-за отсутствия или занижения размеров противопожарных разделок и отсутствия отступок, а также в результате перекала печей.

      от соприкосновения горючих материалов (мебели, белья, одежды, дров, торфа и.т.п.) с неисправными частями печей.

      от выпадания горящего топлива и раскаленных искр на сгораемые элементы зданий и предметы.

    ТЕМА № ___ Первичные средства пожаротушения. Действия обслуживающего персонала на случай пожара

    ЦЕЛЬ: Изучить первичные средства тушения пожаров и научить правильно ими пользоваться

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: для полного усвоения этой темы необходимо проводить практические занятия с первичными средствами по тушению условного пожара.

    Общие сведения о процессах горения.

    Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Горение – физико-химический процесс, который характеризуется выделением теплоты, излучением света и химическими превращениями.

    Из курса химии известно, что углерод может образовывать угарный газ CO - ОЧЕНЬ ЯДОВИТОЕ ВЕЩЕСТВО. Это происходит в тех случаях, когда сгорание углерода или его соединений идет при недостатке кислорода. Например, на воздухе при температуре 70 градусов CO загорается. При этом выделяется большое количество теплоты.

    Значит, при увеличении содержании кислорода в окружающей среде, процесс окисления всех веществ протекает интенсивнее.

    Другими окислителями являются: оксид азота, хлор, сера и вещества, содержащие кислород. Например, азотная кислота.

    Источником воспламенения является пламя, искры и накаленные предметы, световое излечение (например, лазерное).

    Эта группа источников называется о т к р ы т а я.

    С к р ы т а я группа источника тепла – это теплота химической реакции, трения, удар. При горении спички, тлении папиросы температура пламени находится в пределах от 700 до 900 градусов. Более высокую температуру (200-1300) имеет пламя бензиновой зажигалки.

    Существует выражение треугольник огня. Что же это такое? Оно означает единство трех основных оставляющих огня:

      Горючего вещества;

      Окислителя;

      Источника воспламенения.

    При отсутствии хотя бы одного из углов треугольника горение не возникнет.

    Условия и способы прекращения горения.

    Рассматривая понятие «пожар», мы говорим о том, что горение можно прекратить, снизив температуру продуктов сгорания в зоне реакции горения.

    Существуют четыре способа понижения температуры горения и, следовательно, его прекращения:

      Воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами;

      Создание между зоной горения и горючими материалами или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих средств;

      Торможение скорости реакции горения воздействием на нее химическими огнетушащими средствами;

      Создание между зоной горения и другими объектами или вокруг нее газовой или паровой среды.

    Поэтому для каждого способа прекращения горения необходим определенный набор огнетушащих средств.

    К охлаждающим средствам можно отнести воду, водные растворы различных солей и углекислоту в снегообразном виде.

    К разбавляющим средствам относятся углекислый газ, азот, водяной пар.

    К изолирующим средствам – различные пены, огнетушащие порошки, песок.

    Огнетушащими средствами химического торможения горения являются бромистый этилен и др. средства.

    Несмотря на то, что все огнетушащие средства обладают комбинированным воздействием на процесс горения, их классифицируют по основной способности вещества.

    Вода, попадая на горящий объект, в первую очередь снижает температуру в области горения.

    Основное свойство пены – изоляция очага загорания.

    При выборе средств тушения следует исходить из свойств горящих веществ и материалов, возможности получения наилучшего огнетушащего эффекта при минимальном их расходе.

    Для предупреждения взрывов при аварийном выделении метана и тушения факела в закрытых объемах используют диоксид углерода CO2 или азот N2 .

    Загорание ароматического вещества тушат тонкораспыленной водой и различными пенами.

    Натуральные олифы легче воды и нерастворимы в ней, поэтому при тушении олифы, нитролаков нужно применять пену или тонкораспыленную воду.

    Огнетушащие свойства воды.

    Вода является универсальным огнетушащим веществом, кроме того, она весьма допустима и имеется на любом участке производства в неограниченном количестве. Так, для тушения небольших очагов загораний можно воспользоваться ближайшим водопроводным краном. Для подачи большого количества воды на предприятиях создают систему внутреннего пожарного водопровода.

    Применение воды особенно эффективно при тушении твердых горючих материалов – дерева, бумаги, резины, тканей, являющимися наиболее часто горящими материалами при пожаре. Также водой хорошо тушить растворяющиеся в ней горючие жидкости – спирты ацетон, органические кислоты.

    Огнетушащие свойства воды резко увеличиваются, если она попадает в зону горения в виде распыленных струй, что уменьшает ее расход.

    Воду успешно используют для локализации очага загорания, когда пожар быстро ликвидировать не удается. В этом случае водой обливают все горючие вещества, материалы, конструкции и установки, расположенные в непосредственной близости к очагу загорания.

    Именно так поступают в помещениях и на площадках, где установлены баллоны с различными сжатыми газами. Этот прием успешно используют до тех пор, пока баллоны или другие объекты не эвакуируются в безопасное место.

    Вода при тушении пожаров весьма эффективна, однако использование ее в условиях предприятий радиоэлектроники реже ограничено . В первую очередь это связано с тем, что электропроводимость воды достаточно высока, следовательно, ею тушить горящее электрооборудование, находящееся под напряжением нельзя.

    Также воду нельзя применять, если в зоне пожара находятся щелочные металлы – натрий, калий.

    Особенно опасно попадание воды в горящие масляные баки и другие емкости с горящими жидкостями или плавящиеся при нагревании твердыми веществами, так как в зависимости от количества воды температуры жидкости происходит либо ее бурное вскипание, либо разбрызгивание и выброс горящей жидкости в объем помещения. В результате увеличивается интенсивность горения и расширяется площадь пожара. В то же время использование распыленных водяных струй позволяет успешно тушить многие горючие жидкости, в том числе различные масла, керосин.

    Первичные средства тушения пожаров

    К первичным средствам пожаротушения относятся:

      Ящики с песком;

      Кошма 1*1 кв.м., асбестовое полотно;

      Огнетушители;

      Водопроводная вода

    Асбестовое полотно и одеяло из кошмы применяют для тушения веществ и материалов, горение которых прекращается без доступа воздуха. Этими средствами полностью покрывают очаг пожара. Эти средства эффективны при пожаре, возникающем на гладкой поверхности (по полу помещения) и площади загорания меньше размера полотна или одеяла.

    Песком тушат или собирают небольшие количества пролившихся ЛВЖ, ГЖ или твердых веществ, которые нельзя тушить водой.

    Огнетушители

    В настоящее время промышленность выпускает различные ручные, передвижные и стационарные огнетушители.

    Для того чтобы успешно бороться с пожаром, необходимо четко знать возможности и области применения каждого огнетушителя.

    Углекислотные огнетушители ОУ – 2; ОУ - 3; ОУ – 5; ОУ – 8:

    Ручные огнетушители, представляют собой стальные баллоны с раструбом.

    Для приведения огнетушителя в действие нужно снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб огнетушителя в горизонтальное положение, направив на очаг пожара, нажать на рычаг.

    Выходящая из баллона через раструб струя сжиженного диоксида углерода сильно охлаждается и переходит в газообразное состояние (снег).

    Огнетушащий эффект обусловлен снижением концентрации кислорода в зоне горения и охлаждением горящего. Все три устройства предназначены для тушения начальных возгораний различных веществ и материалов, а также электрооборудование под напряжением до 1000в.

    Это связанно с тем, что диоксид углерода не содержит воды.

    ОУ - нельзя тушить:

      горящую одежду на человеке (может вызвать обморожение)

      пользоваться для прекращения горения щелочных металлов, а также веществ, продолжающих горение без доступа кислорода из окружающей среды (например: состав на основе селитры, нитроцеллюлозы, пироксилина).

    Поскольку углекислота может улетучиваться из баллона, ее заряд следует контролировать по массе и периодически заправлять.

    Порошковые ручные огнетушители: ОП – 4(г); ОП-5(г); ОП-8(г); (газогенераторного типа):

    Порошковые огнетушители предназначены для тушения небольших загораний горючих жидкостей, электроустановок находящихся под напряжением до 1000в.

    Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого находится заряд (порошок) и баллон с рабочим газом или газогенератор. Принцип действия: при срабатывании запорно – пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (углекислый газ, азот). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создаёт избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество изолирует его от кислорода и воздуха.

    Порошковые ручные огнетушители: ОП – 2(з); ОП-3(з); ОП-4(з); ОП – 8(з) (закачного типа):

    Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого под давлением находится заряд (порошок). Принцип действия: рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно – пускового устройства, порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг к стволу –насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Попадая на горящее вещество, он изолирует его от кислорода и воздуха.

    Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить шланг с насадкой на огонь, нажать на рычаг.

    Нужно учесть, что поскольку порошки в основном обладают способностью замедлять скорость реакции горения и в какой-то степени изолировать очаг горения от кислорода воздуха, их охлаждающее действие невелико. Это может привести к тому, что при недостаточной толщине слоя порошка вследствие малых размеров зарядов огнетушителей возможны повторные вспышки от предметов, раскаленных при горении.

    Воздушно – пенные огнетушители: ОВП – 5; ОВП – 10:

    Предназначены для тушения мелких очагов пожара твердых и жидких горючих веществ и тлеющих материалов при температуре окружающей среды не ниже +5°С. Состоит из стального корпуса, внутри которого находится заряд – раствор пенообразователя и баллон с рабочим газом. Принцип действия основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь давлением газа вытесняется через сифонную трубку в насадку. В насадке пенообразователь перемешивается с засасывающим воздухом, в результате чего образуется пена. Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу возгорания, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить пеногенератор на очаг загорания, ударить по пусковой кнопке или нажать на рычаг. Нельзя тушить электропроводку и электроприборы под напряжением.

    Воздушно – эмульсионные огнетушители с фторсодержащим зарядом ОВЭ - 5(6) - АВ – 03; ОВЭ-2(з); ОВЭ-4(з); ОВЭ-8(з) (тонкодисперсной струёй) Новейший, высокоэффективный, экологически чистый и безопасный огнетушитель воздушно-эмульсионный закачной (с газовым баллоном высокого давления) предназначен для тушения пожаров твердых горючих веществ, горючих жидкостей и электрооборудования, находящегося под напряжением. В воздушно-эмульсионных огнетушителях в качестве заряда используют водный раствор фторсодержащего пленкообразующего пенообразователя, а в качестве насадка – любой водный распылитель. Эмульсия образуется при ударе капель распыленного заряда огнетушителя о горящую поверхность, на которой создается тонкая защитная пленка, а получающийся вспененный слой воздушной эмульсии предохраняет эту пленку от воздействия пламени. Огнетушителями ОВЭ тушить электропроводку и электроприборы под напряжением можно только тонкодисперсной струёй.

    Аэрозольные генераторы (аэрозольные огнетушители) - СОТ – 1 ;СОТ – 5м; СОТ – 5М:

    Предназначены для ликвидации пожаров в замкнутых объемах при горении ЛВЖ и ГЖ (нефтепродуктов, растворителей, спиртов), твердых горючих материалов электрооборудования (в том числе находящихся под напряжением).

    В системе объемного аэрозольного пожаротушения огнетушащим веществом является аэрозоль солей и окислов щелочных и щелочноземельных металлов. И спокойной атмосфере аэрозольное облако сохраняется до 50 минут. Аэрозоли образующиеся при срабатывании генераторов СОТ-1; СОТ – 5м; СОТ – 5М является не токсичным, не вызывает порчу имущества. Осевшие частицы легко удаляются пылесосом или смываются водой.

    На всех объектах, в том числе и в общеобразовательных учреждениях необходимо вести журнал учета первичных средств пожаротушения (приложение № 11).

    Контроль за состоянием огнетушителей проводится согласноСП 9.13139.2009. «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

    Порядок действий в случае возникновения пожара

    В случае возникновения пожара, действия работников общеобразовательных учреждений в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

    Каждый работник, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах или тление различных материалов, повышение температуры и.т.п.), обязан:

      Немедленно сообщить об этом по телефону 01 (при этом четко сказать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию).

      Задействовать систему оповещения людей о пожаре.

      Приступить к эвакуации детей из здания в безопасное место, согласно плана эвакуации.

      Известить о пожаре руководителя учреждения или заменяющего его работника.

      Организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средства пожаротушения.

      Организовать проверку детей и работников, эвакуированных из здания по имеющимся спискам.

      При необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другую службы.

      Информировать начальника прибывшего пожарного подразделения о наличии людей в здании.

      При проведении эвакуации и тушения пожара необходимо:

      эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и его признаков горения;

      детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;

      хорошо проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под партами, в шкафах и других местах;

      воздержаться от открывания окон, дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения;

      покидая помещения или здания, следует закрывать за собой окна и двери.

    "

    Цель: прививать навыки осторожного обращения с огнём.
    Задачи: Образовательная: познакомить детей с некоторыми причинами пожаров и правилами поведения при их возникновении;
    Развивающая: научить предвидеть и прогнозировать
    опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении;
    Воспитательная: воспитывать чувство ответственности.
    Оборудование: наглядный материал, чтение художественной литературы.

    Ход:
    Организационный момент: сбор детей.
    1. Постановка целей.
    Отгадайте загадку:
    Рыжий зверь в печи сидит,
    Рыжий зверь на всех сердит.
    Он от злости ест дрова
    Целый час, а может два.
    Ты его рукой не тронь,
    Искусает всю ладонь.
    2. Актуализация.
    Слово воспитателя.
    - (картины) Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.

    Вопросы:
    - Ребята, скажите, а огонь друг или враг?
    - Когда друг? (ответы детей);
    - Когда враг? (ответы детей);
    - (картины) С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.
    Огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.
    Огонь- враг. Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас.
    - Сегодня мы поговорим с вами о правилах поведения с огнём. Ознакомимся с некоторыми причинами пожаров.
    3. Постановка учебной задачи и выявление причин пожара.
    - Послушайте шуточное стихотворение.
    Спички - лучшая игрушка
    Для скучающих детей.
    Папин галстук, мамин паспорт -
    Вот и маленький костер.
    Если тапочки подкинуть,
    Или веник подложить,
    Можно целый стул зажарить,
    В тумбочке сварить уху.
    Если взрослые куда-то
    Спички спрятали от вас,
    Объясните им, что спички
    Для пожара вам нужны.
    - Стихотворение то шуточное, но можно ли шутить с огнём? К чему это может привести? (к пожару)
    -Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага. Пожар.
    - Подумайте, от чего возникают пожары? (ответы детей)
    - Признаки возможного загорания электроприборов?
    - Что необходимо предпринять в этом случае? Если вдруг загорелся телевизор. Как вы поступите? (ответы детей)
    - Чем же опасен огонь для человека? (ответы детей)
    4. Первичное закрепление. Игра «Запрещается- разрешается».
    (Разрешается - хлопок, запрещается – молчок).
    Называю основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие действия.
    Запрещается:
    - Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
    - Небрежно, обращаться с огнём.
    - Оставлять открытыми двери печей, каминов.
    - Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
    - Пользоваться повреждёнными розетками.
    - Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов
    Разрешается:
    - Защитить дом от пожара
    - В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
    - Использовать все имеющие средства для тушения пожара.
    - Подавать сигнал тревоги.
    - Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
    - Знать план эвакуации на случай пожара.
    - Кричать и звать на помощь взрослых.

    5. Подведение итогов (анализ)
    Давайте сейчас подведём итоги и составим устно такую памятку, (ответы детей)
    1. Не играть со спичками и зажигалками.
    2. Не оставлять костер непотушенным.
    3. Не включать электроприборы в отсутствии взрослых.
    4. Не оставлять без присмотра включенные электроприборы, топящуюся печь.

    6. Рефлексия.
    На столе у ребёнка три сигнальные фишки: красная, жёлтая и зелёная. Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зелёную фишку; если сомневаетесь – жёлтую, если не уверены – красную.

    Трапезникова Ольга Сергеевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 183 «Огонёк», г.Архангельск, Россия.

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №25 Московского района

    г. Санкт-Петербурга

    Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по пожарной безопасности.

    Воспитатель.

    2015 г.

    Цель: расширить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.

    Образовательные задачи:

    закрепить знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара.

    Познакомить детей с правилами поведения в задымленном помещении.

    Формировать практические навыки действий в случае пожара.

    Совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.

    Развивающие задачи:

    развивать логическое мышление, сообразительность, инициативу при решении проблемных ситуаций; творческие способности.

    Воспитательные задачи:

    Воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков; послушание, дисциплинированность, желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности; уважение к профессии пожарных.

    Предварительная работа. Серия занятий о правилах пожарной безопасности, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, изобразительная деятельность по теме пожарной безопасности, рассматривание иллюстраций, плакатов.

    Демонстрационный материал: плакаты «Правила пожарной безопасности для дошкольников», «Правила поведения при пожаре для дошкольников»; плакат «При пожаре звонить 0-1», иллюстрация «Пожарный пост»,

    средства пожаротушения: вода, песок, снег, земля, одеяло, огнетушитель.

    Раздаточный материал: сюжетные картинки по правилам пожарной безопасности, полотенца, перфокарты с изображением различных предметов, в том числе и пожароопасных (утюг, зажигалка, спички, электроплита и т.п.).

    Ход занятия.

    (Дети стоят полукругом перед воспитателем)

    Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим с вами о пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара. Отгадайте, пожалуйста, загадку:

    Шипит и злится, Воды боится.

    С языком, а не лает. Без зубов, а кусает.

    Он красив и ярко-красен,

    Но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь)

    • Где вы видели огонь? (Огонь костра, на газовой плите, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев).
    • Огонь – это хорошо или плохо? (Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо).

    (Огонь – это и хорошо и плохо.

    Хорошо: Огонь дает тепло. Свет. На огне готовят пищу. Огонь используют люди некоторых профессий – сварщики, сталевары.

    Ребенок читает стихотворение:

    А без доброго огня Обойтись нельзя и дня: Гонит холод,

    Гонит мрак.

    Он приветливое пламя Поднимает, будто флаг. Всем огонь хороший нужен, И за то ему почет,

    Что ребятам греет ужин, Режет сталь

    И хлеб печет.

    Плохо: при неосторожном обращении с огнем может возникнуть пожар, и дома, и в лесу;

    если долго топить печь – будет очень жарко; можно обжечься и т.д.)

    Ребенок: Да, огонь бывает разный- Бледно-желтый, ярко-красный, Синий или золотой,

    Очень добрый, очень зло

    Воспитатель: Ваши ответы правильные, молодцы. В древние времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать». Постепенно они привыкли к огню и научились его использовать. Они поняли, что огонь

    – это свет, тепло и защита от врагов. Но иногда огонь вырывается из-под власти человека и сотворяет страшные беды: поджигает жилища, людей, животных.

    А что же может стать причиной пожара? (Шалости со спичками, зажигалками, свечками, незатушенные окурки сигарет, неисправные электроприборы и электрические провода, невнимательное обращение с утюгами, электроприборами, бенгальские огни, петарды.)

    Работа с перфокартами (за столами).

    Воспитатель: Дети, обведите на карточке пожароопасные предметы. (Обводят).Перечислите, пожалуйста, пожароопасные предметы? (Спички, зажигалка, газовая плита, электроплитка, свеча, утюг, печь).

    • Как вы будете себя вести по отношению к ним и почему? (не брать в руки, не играть. Можно обжечься, может случиться пожар).

    Дети, объясните, пожалуйста, выражение « Детские шалости – малые малости, да к большой беде могут привести» (Ответы).

    Игра «Хлопай-топай»

    А сейчас мы поиграем в игру «Хлопай-топай». Я буду перечислять различные действия. Если они безопасны – вы хлопайте, а если названные действия могут привести к пожару – топайте:

    • рисование (хлопают);
    • чтение (хлопают);
    • поджигание бумаги (топают);
    • пение (хлопают);
    • лепка из пластилина (хлопают);
    • вырезывание из бумаги (хлопают);
    • игра с зажигалкой (топают);
    • зажигание свечки (топают);
    • чтение стихотворений (хлопают);
    • игра в мяч (хлопают);
    • поджигание сухой травы (топают).

    Игра «Составь правило по картинке»

    Воспитатель: Дети, садитесь, пожалуйста, за столы. Перед каждым из вас лежит сюжетная картинка, рассмотрите их и составьте по ним правила поведения, которые мы все должны соблюдать, чтобы не случилось беды – пожара.

    (- Нельзя играть спичками дома.

    • Нельзя включать газ, если рядом нет взрослых.
    • Нельзя пользоваться неисправным пылесосом.
    • Нельзя сушить белье над открытым огнем
    • Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы.
    • Не играй с бенгальскими огнями и не подноси их близко к елке.

    Нельзя зажигать костры детям.

    • Нельзя зажигать костры вблизи деревянных строений.
    • Нельзя оставлять непогашенные костры.
    • При пожаре звонить – 01!)

    Воспитатель: Ребята, вы были очень внимательны и очень точные правила составили. А теперь посмотрите на этот плакат «Правила пожарной безопасности для дошкольников». О чем говорят нам эти картинки?

    (- Не играй с розетками!

    • Не играй с газовой плитой!
    • Не трогай провода электроприборов и сами электроприборы мокрыми руками!
    • Пользуйся электроприборами только под присмотром взрослых!
    • Уходя из дома, выключай электроприборы!)

    Воспитатель: Дети, а чем можно потушить пожар? Найдите в группе средства пожаротушения. (Дети выставляют на отдельный стол песок, землю, снег, воду, одеяло, огнетушитель).

    • Что нельзя тушить водой? (Электроприборы).

    Такие средства пожаротушения называют подручными. Почему, как вы думаете? (Ответ).

    • Во всех учреждениях: магазинах, детских садах, на заводах есть специальное оборудование, пожарные посты. Посмотрите на эту иллюстрацию. Какое оборудование вы видите на пожарном посту? (ящик с песком, лопаты, лом, ведра, огнетушитель. Что делают каждым из этих предметов?
    • А какие средства и где вы видите в нашем детском саду? (огнетушители, пожарные краны; есть и пожарный пост с таким же оборудованием, как и на картинке).

    Воспитатель: Дети, мы с вами выучили несколько пословиц и поговорок о пожаре, давайте вспомним их и объясним значение.

    (1. Огонь тушат, пока не разгорелся. (Если случился пожар, надо действовать быстро и правильно: вызвать пожарных по номеру 01, если еще очень мало огня - попытаться самим взрослым потушить его водой или другими подручными средствами, а на электроприборы накинуть плотную ткань или одеяло.

    2.От малой искры, да большой пожар. (Даже от одной спички может загореться весь дом, лес.)

    3. Пожар слезой не потушишь. (Во время пожара нужно быстро

    действовать и правильно, а не плакать.)

    Игра «Шаг вперед – два назад»

    • Ребята, предлагаю вам построиться в одну шеренгу. Мы поиграем в игру

    «Шаг вперед – два назад». Я буду говорить о поступках детей. Если они правильные, то вы делайте шаг вперед, а если неправильные, опасные – 2 шага назад. Будьте внимательны!

    • Для девочки Оли куклы – подружки,

    А спички – вовсе не игрушки. (Шаг вперед)

    • Вышла на улицу Мила, Про утюг совсем забыла.

    Он на юбке грелся, грелся- (2 шага назад) Легкий шелк и загорелся.

    • Братик старший мой Сережка Увидал огонь в окошко.

    01 он позвонил

    И пожарным сообщил. (Шаг вперед)

    • Красивый новогодний вечер,

    Саша зажег на елке свечи. (2 шага назад)

    • Правила пожарной безопасности Вова четко знал.

    Спички, зажигалки никогда не брал! (Шаг вперед)

    Воспитатель: Дети, когда горит огонь, то вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет». Во время пожаров большая часть людей гибнет от дыма. Кислород, которым мы дышим, превращается в очень ядовитый угарный газ. А знаете ли вы, как нужно вести себя в задымленном помещении? (Ответы).

    • Если помещение наполнилось дымом, нужно бежать к воде, намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань, т.к. она задерживает часть ядовитых веществ. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, приложив к лицу мокрую ткань. Внизу ядовитого газа меньше.

    Воспитатель: Дети, представьте, что в квартире возник пожар, а вы там одни без взрослых, что делать? (Вызвать пожарных по номеру 01, плотно захлопнуть дверь в квартиру и бежать на улицу.)

    • А зачем нужно закрыть плотно дверь? (Чтобы огонь не разгорался сильнее и не распространился в другое помещение.)

    Ребенок: Если вьется пламя,

    Дым валит столбом,

    «Ноль – один» мы наберем Мы пожарных позовем!

    Воспитатель: Как правильно вызвать пожарных? (Набрать номер 01, четко, ясно указать по телефону свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж).

    • Давайте поучимся быстро и правильно звонить по телефону. (Каждый ребенок набирает номер и указывает адрес).
    • А что делать, если в квартире дым? Действуйте быстро по правилам! (Дети бегут в умывальную комнату, мочат полотенца, прикладывают к лицу и двигаются к выходу пригнувшись.)

    Воспитатель: Дети, а что нужно делать, чтобы в квартире никогда не возник пожар? (Соблюдать правила пожарной безопасности).

    • Огонь - не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь кто? (Пожарные.) Кто такие пожарные? (Люди, которые тушат пожар, спасают других людей, их вещи, животных).

    Воспитатель: Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать в лесу?

    (Не поджигать ветки, траву; не ходить в лес без взрослых и не играть со спичками, зажигалками, огнем; взрослым не разбрасывать окурки сигарет).

    • Ежегодно в стране случается большое количество лесных пожаров. Нужно строго соблюдать правила поведения самим и учить этому других.

    Ребята, я думаю, что вы очень хорошо знаете все правила пожарной безопасности и никогда не допустите, чтобы случился пожар. Сейчас мы их повторим в игре «Продолжи стихотворение»:

    Кто с огнем не осторожен, У того пожар возможен, Дети, помните о том,

    Что нельзя шалить с огнем! Если младшие сестрички Зажигают дома спички,

    Что должны вы предпринять? (Сразу спички те отнять!)

    Раскалился если вдруг, Электрический утюг,

    Что здесь нужно сделать, детки? (Вынуть вилку из розетки).

    Если вдруг пожар возник, Ты звонить обязан вмиг, Знает каждый гражданин, Часть пожарных – (01!).

    Выпал на пол уголек, Деревянный пол зажег,

    Не смотри, не жди, не стой, А залей его…(водой).

    Крепко помните, друзья,

    Что с огнем шалить… (нельзя).

    Ты о пожаре услыхал- Скорей об этом дай сигнал!

    Пусть помнит каждый гражданин При пожаре - …(звонить 01).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все хорошо запомнили Правила пожарной безопасности и, надеюсь, будете их строго выполнять.

    Дети исполняют частушки:

    Частушки (под музыкальное сопровождение) Мы частушки пропоем,

    Правила расскажем, Как вести себя с огнем, Вам сейчас покажем.

    То, что спички не игрушка, Знает каждый, знают все.

    Не давайте спички детям. А то быть большой беде.

    Когда из дома ты выходишь, Не забудь проверить вновь, Все ли выключил приборы, Не возникнет ли огонь.

    Если вдруг увидишь дым,

    Что-то загорается, Позвони по 01,

    Сразу все уладится.

    Всем напомнить здесь уместно, Что с огнем шутить нельзя.

    Выполняйте повсеместно Это правило, друзья!

    Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного, сделанного и увиденного сегодня?

    (-Нужно знать Правила пожарной безопасности, чтобы не допустить пожара.

    • Нельзя играть с пожароопасными предметами.
    • Нужно правильно и быстро действовать в случае пожара.
    • Нужно уважать труд пожарных. И т.п.)

    Нам нужно запомнить самое главное:

    Легче, чем пожар тушить,

    Нам его предупредить.

    Давайте это правило повторим все вместе. (Повторяют). Занятие закончено.


    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 168

    «Детский сад комбинированного вида»

    Конспект урока

    «Правила пожарной безопасности»


    Подготовила

    Родионова Ирина Анатольевна,

    старший воспитатель

    Кемерово, 2012

    Цель : расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни; учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях.

    Оборудование : каски, перчатки, ремни, сапоги, таз, маленькие ведра, 2 катушки со шнурами..

    Предварительная работа с детьми:

      рассматривание плакатов и иллюстраций по пожарной безопасности; чтение художественной литературы («Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого, «В дыму», «Пожар» В. Жидкова, «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» С.Маршака); беседа о профессии пожарного; экскурсия в пожарную часть; видеозапись инсценировок.

    Ход развлечения

    Организационный момент (под музыку входит ведущий)

    Ведущий: Пригласить хочу я в сказку

    Всех детей с добром и лаской.

    Сказка наша не простая

    Вся волшебная такая,

    Чтобы в сказку нам попасть

    Загадки нужно отгадать.

    Загадки:

      Это тесный-тесный дом,

    Сто сестричек жмутся в нем,

    И любая из сестер

    Может вспыхнуть как костер (спички)

      Вылетел из печки,

    Завивал колечки (дым)

      И мала и зла,

    Чуть свечу,

    А иногда так упаду,

    Что много горя принесу (искра)

      Он – друг ребят,

    Но когда с ним шалят,

    Он становится врагом

    И сжигает все кругом (огонь)

    Ведущий: Верно. Про Огонек и наша сказка.

    Жили – были

    Мама - спичка – невеличка,

    Папа – коробок

    И их сын – озорной огонек.

    Огонек : Ох, и скучно же мне сидеть все время дома. Мама с папой никуда одного не отпускают. Говорят, что я – опасная личность. А я что? Я - ничего!

    Мама: Ах, ты еще и возмущаешься, и обижаешься! Ты ведь знаешь, сынок, как может быть опасен огонек.

    Папа: Вспомни, как ты чуть не натворил беды! Забыл? А вот мы тебе сейчас напомним! Давай посмотрим видеоматериал.

    (Сценки видеоматериала в исполнении детей старшего возраста )

      Зверята на дне рождения у Лисы – Алисы

    Однажды звери: Миша, Волк и Заяц

    Все вместе собрались,

    Оделись празднично

    И в предвкушении веселья,

    Отправились к Лисе на день рожденья.

    Лиса уж постаралась:

    Для встречи званных

    Приготовила шикарный стол.

    Чего из вкусностей тут не было,

    Сказать нам трудно,

    И, кстати, музыка была недурной.

    Гости пели и плясали.

    Настало время для игры.

    Решили свечи взять,

    Зажечь их для веселья,

    Поставить на пол

    И побегать между них.

    Но свечи вдруг попадали,

    Ковер затлел, зажегся!

    А звери?

    Те попрятались

    Кто куда успел.

    Вот вам задание, ребята,

    Скажите, верно ли, зверята:

    Лиса-Алиса, Волк, Зайчишка, Миша

    Попрятались от страха от огня?

    (обсуждение сценки)

      Случай в детском саду

    Вот вам еще история одна.

    По правде грустная история была.

    Ребята – дошколята решили развести костер.

    Под лестницу детсада они сложили сор

    И, чиркнув спичкой, развели огонь.

    А чтобы он быстрее разгорался,

    Ребята стали дуть, что было сил.

    И тут одна из искорок, о Боже!

    Метнулась в сторону мальчишки одного

    И стала тлеть на кофточке его.

    Что делать тут, ребята, подскажите,

    Задачу трудную попробуйте, решите!

    (обсуждение сценки)

    Огонек: Беды бы не случилось, если бы дети знали правила противопожарной безопасности. А вы, дети, знаете их?

    Ведущий: А вот сейчас мы это проверим!

    Дети :

      Спички не тронь! В спичках огонь!

      Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами будьте осторожны.

      Не суши белье над газом: все сгорит единым разом.

      Костер вы бросили в лесу – и вот несчастье на носу.

      Мусор поджигать нельзя, может случиться беда.

      Пальцами в розетку не лезь, может током пальцы обжечь.

      Помни каждый гражданин: пожарный номер 01.

    Огонек: Вот и хорошо, что дети знают правила обращения с огнем, а я пойду и погуляю. Может быть, мне повезет, и я встречу настоящих друзей, ведь я могу быть не только опасным, но и полезным. А вдруг кому – то нужна моя помощь?!

    Ведущий: И Огонек отправился в путь. Он шел лесом и вдруг увидел ребят. Смотрите, ребята о чем - то громко спорят.

    Инсценировка (лес, ребята сидят возле костра)

    1-ый ребенок : Это ты виноват, что мы остались без огня, без костра, без горячего чая и обеда, ведь я же говорил тебе взять спички.

    2-ой ребенок : А я взял, но только не знал, что они промокнут, когда мы провалились в ручей!

    1-ый ребенок : Спички нужно, когда идешь в поход, положить в полиэтиленовый пакет, а ты не догадался этого сделать.

    (дети увидели Огонька )

    Дети: Ты кто такой?

    Огонек : Не пугайтесь меня, ребята. Я – веселый Огонек!

    2-ой ребенок . А мы и не боимся. Мы знаем, как с тобой обращаться, ведь мы – юные пожарные и готовы к любым испытаниям.

    Огонек : А кто такие пожарные?

    Ведущий: А вот послушай наших детей, они тебе, Огонек, расскажут про них.

    3-ий ребенок: Прозвучал сигнал тревоги –

    Быстро мчится по дороге

    Боевой отряд пожарных,

    И в любое время года

    В зимний холод, в летний жар

    По тревоге в полминуты

    Соберутся на пожар.

    4-ый ребенок: За смелость, отвагу и доблестный труд

    Героями люди пожарных зовут.

    Они охраняют богатство страны

    Такими людьми гордимся все мы!

    5-ый ребенок : Кто – то в мусор бросил спичку

    Огонечек – невеличку.

    Тлела искорка сначала

    Словно силы набирала,

    А потом, потом, потом,

    Запылало все кругом.

    Пламя дразнит языками,

    Потушить не можем сами.

    Вот звучит сигнал тревоги,

    Быстро мчится по дороге

    Боевой отряд пожарных

    Погасить огонь коварный.

    Потушил огонь отряд,

    Командир пожарных рад.

    Шаловливый огонек

    Посадили под замок.

    Ведущий: Пожарные всегда готовы к испытаниям, а вот вы, ребята, готовы ли? Давайте проверим.

    Эстафета «На пожар »

    По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена пожарная амуниция: каска, перчатки, ремень и т.д. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

    Эстафета «Тушение пожара»

    По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает та команда, которая быстрее ее заполнит.

    Эстафета «После пожара»

    Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.

    Огонек : Вы прекрасно справились с заданиями, ребята. Теперь я знаю, кто такие пожарные.

    Ведущий: Сегодня и ребята многому научились и поняли, что огонь может быть не только врагом, но и другом, который и накормит, и напоит и согреет.

    Нам без доброго огня

    Обойтись нельзя ни дня.

    Он надежно дружит с нами:

    Гонит холод, гонит мрак,

    Он приветливое пламя

    Поднимает, будто флаг.

    Нам огонь хороший нужен.

    И за то ему почет,

    Что ребятам греет ужин,

    Режет сталь и хлеб печет.

    Используемая литература.

    1. Васильев М.С. Педагогам и родителям о пожарной безопасности.- Учебное пособие: ВНИИПО, 2005

    2. Гайнулина В.М.Учителю о пожаре. - Пособие для преподавателя, М.: Просвещение. 1998 г.

    3. Каверина Р.Д. Мир профессий, Т. 1, - М.: Молодая гвардия, 1986

    4. Шадрин К.В.Сценарии проведения детских утренников, агитбригад на противопожарную тематику - МГО ВДПО, 2002 г.

    5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они?- М.: Гном и Д, 2005