П 9 ст 45 закона о банкротстве. Разъяснения Пленума ВАС РФ, ВС РФ

1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьей 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьей 20.2 настоящего Федерального закона, а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией, указанной в таком ходатайстве.

8. Утратил силу.

9. В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

10. В случае, если арбитражный управляющий, кандидатура которого указана в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, либо иные арбитражные управляющие - члены заявленной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не имеют допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд.

11. Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, если она не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для подтверждения информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или повторного представления саморегулируемой организацией кандидатуры арбитражного управляющего в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

  • проверено сегодня
  • закон от 08.01.2020
  • вступила в силу 02.12.2002

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 29.12.2015 29.01.2015 30.07.2010 22.07.2009 31.12.2008 20.07.2006 07.11.2005 02.12.2002

При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несёт ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьёй 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьёй 20.2 настоящего Федерального закона, а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьёй, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

Одновременно с ходатайством арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей в деле о банкротстве заявленная саморегулируемая организация, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд кандидатуру нового арбитражного управляющего в порядке, установленном настоящей статьёй, за исключением случаев, если в саморегулируемой организации отсутствуют арбитражные управляющие, изъявившие согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. О невозможности представления кандидатуры арбитражного управляющего в связи с отсутствием арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, саморегулируемая организация извещает арбитражный суд.

В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией, указанной в таком ходатайстве.

Утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 219-ФЗ.

В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трёх месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

В случае, если арбитражный управляющий, кандидатура которого указана в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, либо иные арбитражные управляющие - члены заявленной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не имеют допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд.

Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, если она не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для подтверждения информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или повторного представления саморегулируемой организацией кандидатуры арбитражного управляющего в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.


Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

Информация об изменениях:

1. После получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе (далее — список кандидатур). В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям — с учетом их профессиональных качеств.

В случае получения не содержащего требований к кандидатуре арбитражного управляющего запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация проводит отбор кандидатур арбитражных управляющих из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.

В список кандидатур не могут быть включены лица, не имеющие допуска к государственной тайне по установленной форме, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

Информация об изменениях:

1.1. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух и пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника или об отсутствии такого допуска в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию.

2. Заявленная саморегулируемая организация обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о включении арбитражных управляющих в список кандидатур принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2005 г. N 133-ФЗ пункт 3 статьи 45 изложен в новой редакции

3. В течение пяти дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация направляет список кандидатур, содержащий информацию о профессиональных качествах арбитражных управляющих и, если в определении арбитражного суда указаны требования к кандидатуре арбитражного управляющего, мотивированное заключение об их соответствии требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, а при необходимости также и информацию о наличии допуска к государственной тайне, в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику.

4. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона.

В случае, если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном заявленной саморегулируемой организацией.

5. В случае непредставления арбитражному суду заявленной саморегулируемой организацией списка кандидатур в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Информация об изменениях:

6. В случае, если арбитражные управляющие — члены заявленной саморегулируемой организации не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника, а наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд. После получения такого сообщения арбитражный суд в течение двух дней обращается в регулирующий орган, который в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обязан обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию, если указанная организация не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для повторного представления указанной организацией списка кандидатур в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Пункт 7 статьи 45 настоящего Федерального закона подлежит применению также в отношении дел о банкротстве, производство по которым было возбуждено до дня вступления в силу названного Федерального закона

7. Собрание кредиторов вправе принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об утверждении административным, внешним или конкурсным управляющим лица, исполнявшего обязанности арбитражного управляющего при проведении процедуры банкротства, предшествующей введению финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В этом случае предусмотренный пунктами 1 — 6 настоящей статьи порядок утверждения арбитражного управляющего не подлежит применению, а арбитражным судом выносится определение об утверждении в качестве административного, внешнего или конкурсного управляющего кандидатуры, представленной собранием кредиторов, при условии ее соответствия требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона.

См. комментарии к статье 45 настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 45 закона о банкротстве. Судебная практика: Порядок утверждения арбитражного управляющего

Статья определяет порядок утверждения арбитражного управляющего. Ранее вся регламентация сводилась к следующим положениям п. 3 ст. 41 Закона 1998 г. о банкротстве: при введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается о назначении временного управляющего; если при принятии заявления о признании должника банкротом невозможно определить кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд выносит определение о назначении арбитражного управляющего не позднее 10 дней со дня принятия указанного заявления.

В первоначальной редакции комментируемой статьи содержалось гораздо более широкое регулирование. Так, был определен следующий порядок утверждения арбитражного управляющего:

после получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям — с учетом их профессиональных качеств. В случае получения не содержащего требований к кандидатуре арбитражного управляющего запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная СРО проводит отбор кандидатур арбитражных управляющих из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры в порядке снижения уровня их профессиональных качеств (п. 1);

заявленная СРО обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего. Решение о включении арбитражных управляющих в список кандидатур принимается заявленной СРО на коллегиальной основе (п. 2);

заявленная СРО не позднее чем через пять дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего, содержащего требования к кандидатуре арбитражного управляющего, направляет список кандидатур, содержащий сведения о профессиональных качествах арбитражных управляющих и мотивированное заключение об их соответствии требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику (п. 3);

должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям ст. 20 Закона. В случае если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном заявленной СРО (п. 4);

в случае непредставления арбитражному суду заявленной СРО списка кандидатур в срок, установленный п. 3 статьи, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими СРО из числа включенных в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих (п. 5).

Законом 2005 г. N 133-ФЗ в п. 1 статьи было введено положение о том, что в список кандидатур не могут быть включены лица, не имеющие допуска к государственной тайне по установленной форме, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего. Этим же Законом были введены п. 1.1 статьи, обеспечивающий представление в арбитражный суд информации о форме допуска к государственной тайне руководителя должника или об отсутствии такого допуска, а также п. 6, предусматривавший последствия ситуации, когда арбитражные управляющие — члены заявленной СРО не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника, а наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

Законом 2006 г. N 116-ФЗ в статью был введен п. 7, предусматривавший право собрания кредиторов принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об утверждении административным, внешним или конкурсным управляющим лица, исполнявшего обязанности арбитражного управляющего при проведении процедуры банкротства, предшествующей введению финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. Для этого случая устанавливалось, что предусмотренный п. п. 1 — 6 статьи порядок утверждения арбитражного управляющего не подлежит применению, а арбитражным судом выносится определение об утверждении в качестве административного, внешнего или конкурсного управляющего кандидатуры, представленной собранием кредиторов, при условии ее соответствия установленным требованиям. В обоснование необходимости таких дополнений отмечалось, что практика рассмотрения дел о банкротстве свидетельствует об участившихся случаях использования такого права должниками для отвода кандидатур арбитражных управляющих, добросовестно и надлежащим образом исполнивших на стадии наблюдения обязанности, возложенные на арбитражного управляющего в соответствии с комментируемым Законом, а также правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего.

В свою очередь, статья в соответствии с Законом 2008 г. N 296-ФЗ полностью изложена в новой редакции, разъяснения о применении которой даны в Постановлении Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60. В частности, в п. 23 указанного Постановления даны следующие разъяснения:

в новой редакции Закона изменен порядок утверждения арбитражного управляющего: заявитель или собрание кредиторов вправе не только выбрать СРО, которая предложит кандидатуру арбитражного управляющего, но и предложить кандидатуру конкретного арбитражного управляющего (абз. 6 п. 2 ст. 12, абз. 11 п. 2 ст. 37, абз. 10 п. 2 ст. 39, абз. 9 п. 3 ст. 41 и абз. 7 п. 1 ст. 73 Закона), в том числе на первом собрании кредиторов;

на основании абз. 1 и 2 п. 1 статьи при получении определения суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная СРО, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона. В случае получения определения суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе СРО заявленная СРО представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными судом в деле о банкротстве;

после первого утверждения арбитражного управляющего на основании заявления о признании должника банкротом в дальнейшем предоставление СРО информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона, осуществляется не на основании судебного акта, а на основании протокола собрания кредиторов, направляемого СРО лицом, проводившим собрание кредиторов.

С учетом того, что в соответствии с комментируемой статьей арбитражный управляющий осуществляет свою деятельность на основании определения арбитражного суда, в письме Минэкономразвития России от 1 июня 2011 г. N ОГ-Д06-2 отмечалось, что арбитражный управляющий в целях осуществления своей профессиональной деятельности не заключает с предприятием-должником ни трудовой договор, ни гражданско-правовой договор.

согласно абз. 1 и 2 п. 4 статьи СРО направляет в суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне. СРО несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих;

по общему правилу СРО не представляет суду документы, подтверждающие соответствие кандидатуры арбитражного управляющего установленным требованиям, и суд не проверяет достоверность представленной ею информации о таком соответствии;

суд вправе проверить достоверность представленных СРО упомянутых сведений в случае представления участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве лицом (например, органом по контролю и надзору) доказательств несоответствия арбитражного управляющего установленным требованиям, предложив СРО и кандидату в арбитражные управляющие представить документы, подтверждающие необходимое соответствие.

В письме Минэкономразвития России от 12 октября 2010 г. N Д06-3492 «О разъяснении законодательства» отмечено, что поскольку срок, указанный в п. 4 статьи, установлен для осуществления процессуальных действий СРО, то указанный срок исчисляется в порядке, установленном ст. 113 АПК РФ.

Пункт 25 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 содержит следующие разъяснения:

согласно п. 6 статьи в случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной СРО не представлено собранием кредиторов в суд в течение 10 дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, СРО, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в суд в порядке, установленном этой статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве;

в связи с изложенным к направляемому в суд заявлению (ходатайству) об освобождении (отстранении) арбитражного управляющего заявителем должны быть приложены доказательства направления копий этого заявления СРО и представителю собрания кредиторов. В данном случае собрание кредиторов вправе принять решение о выборе арбитражного управляющего или иной СРО как до судебного заседания по вопросу об освобождении (отстранении) арбитражного управляющего, так и после принятия судебного акта об этом. Проведение такого собрания кредиторов освобожденным (отстраненным) арбитражным управляющим, а в соответствующих случаях самими кредиторами не является основанием для признания принятого решения недействительным.

В пункте 8 статьи, изложенном в редакции Закона 2008 г. N 296-ФЗ, предусматривалось, что в случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в сроки и в порядке, которые установлены п. п. 1 — 7 статьи, то арбитражный суд обращается в орган по контролю (надзору), который в течение семи рабочих дней с даты получения обращения арбитражного суда обязан обеспечить в порядке, установленном регулирующим органом, представление кандидатуры арбитражного управляющего другой СРО арбитражных управляющих из числа СРО, сведения о которых включены в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих. Данный пункт утратил силу в соответствии с Законом 2010 г. N 219-ФЗ, авторами проекта которого отмечалось, что комментируемой статьей лицам, участвующим в деле о банкротстве, предоставлен ряд возможностей для обращения с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего из числа членов иных СРО; если указанными лицами не заявлены соответствующие ходатайства, это свидетельствует о незаинтересованности в возбуждении производства по делу о банкротстве как кредиторов, так и самого должника; в этой связи представляется целесообразным прекращать дело о банкротстве в соответствии с п. 9 статьи, а указанную функцию органа по контролю (надзору) исключить как избыточную. Этим же Законом 2010 г. N 219-ФЗ в п. 9 статьи внесено изменение, в результате которого срок, указанный в этом пункте, сокращен с шести месяцев до трех месяцев.

В письме Минэкономразвития России от 6 сентября 2011 г. N ОГ-Д06-1224 изложено мнение о том, что комментируемым Законом не устанавливается преимущественное право заявителя по делу о банкротстве при выборе кандидатуры арбитражного управляющего из числа членов иной СРО арбитражных управляющих в случае, если до утверждения судом предложенной заявителем кандидатуры временного управляющего, но после даты направления в заявленную СРО определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом от указанного заявителем при подаче заявления о признании должника банкротом арбитражного управляющего заявителю и в арбитражный суд поступило заявление этого арбитражного управляющего об отказе быть утвержденным временным управляющим должника.

Согласно разъяснению, данному в п. 26 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60, в силу п. 10 статьи в случае, если арбитражный управляющий, кандидатура которого указана в определении суда о принятии заявления о признании должника банкротом или в протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, либо иные арбитражные управляющие — члены заявленной СРО не имеют допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения судом арбитражного управляющего, заявленная СРО в срок, установленный п. 4 статьи, сообщает об этом в суд; в таком случае применяется порядок представления и утверждения арбитражного управляющего, предусмотренный п. 7 статьи.

О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части повышения гарантий независимости, добросовестности и компетентности арбитражного управляющего в ходе дела о банкротстве

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2005, № 44, ст. 4471; 2009, № 1, ст. 4, 14; № 29, ст. 3632; 2010, № 17, ст. 1988; 2011, № 1, ст. 41; № 30, ст. 4576; № 49, ст. 7015, 7068; 2013, № 27, ст. 3481; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 6975; 2014, № 11, ст. 1065; № 49, ст. 6914; 2015, № 1, ст. 10, 29, 35; № 27, ст. 3945, 3977; 2016, № 1, ст. 11, 29; № 23, ст. 3296; № 26, ст. 3891) следующие изменения:

а) абзац седьмой пункта 1 изложить в следующей редакции:

«по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о выборе новой кандидатуры арбитражного управляющего в связи с введением новой процедуры, применяемой в деле о банкротстве»;

абзац пятый признать утратившим силу;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

2) абзац девятый пункта 2 статьи 15 изложить в следующей редакции:

«об обращении в арбитражный суд с ходатайством о выборе новой кандидатуры арбитражного управляющего в связи с введением новой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;»;

3) пункт 3 статьи 20.2 признать утратившим силу;

а) абзац третий пункта 2 признать утратившим силу;

б) абзацы четвертый и пятый пункта 3 изложить в следующей редакции:

«Отстранение арбитражного управляющего, к которому применено административное наказание в виде дисквалификации,
от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве осуществляется арбитражным судом не позднее дня, следующего после дня принятия ходатайства саморегулируемой организации, без вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Определение арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве подлежит немедленному исполнению.»;

в) в абзаце первом пункта 6 после слов «в деле о банкротстве» дополнить словами «или отмене такого судебного акта»;

5) абзац третий пункта 9 статьи 21.1 признать утратившим силу;

а) абзац второй пункта 6.1 дополнить словами «, группа должника»;

б) дополнить пунктом 9:

«9. Сведения об утверждении или отстранении арбитражного управляющего, включаемые в Единый федеральный реестр сведений
о банкротстве, должны содержать группу должника, указанную
в определении о принятии заявления о признании должника банкротом.»;

7) абзац второй пункта 2 статьи 35 изложить в следующей редакции:

«саморегулируемая организация арбитражных управляющих, член которой рассматривается для утверждения либо утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих»;

а) абзац одиннадцатый пункта 2 признать утратившим силу;

9) в пункте 2 статьи 39:

а) абзац десятый признать утратившим силу;

б) первое предложение абзаца двенадцатого исключить;

10) абзац девятый пункта 3 статьи 41 признать утратившим силу;

а) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

«3. В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются регистрационные данные должника — юридического лица (государственный регистрационный номер записи
о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), группа должника, определенная в соответствии со статьей 44.1 настоящего Федерального закона, а также дата рассмотрения обоснованности заявления
о признании должника банкротом. Регистрационные данные должника — юридического лица указываются во всех судебных актах, вынесенных арбитражным судом в деле о банкротстве.

4. Арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику
и в орган по контролю (надзору), в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

В случае наличия у должника лицензии на проведение работ
с использованием сведений, составляющих государственную тайну, арбитражный суд направляет определение о принятии заявления
о признании должника банкротом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.»;

б) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого определена в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона.»;

12) дополнить статьей 44.1 следующего содержания:

«Статья 44.1. Регистр арбитражных управляющих

1. Для обеспечения функционирования системы случайного выбора арбитражных управляющих для утверждения в делах
о банкротстве и стимулирования добросовестного и компетентного поведения арбитражных управляющих ведется Регистр арбитражных управляющих (далее – Регистр).

Регистр формируется и ведется Судебным департаментом
при Верховном Суде Российской Федерации (далее – оператор Регистра) и подлежит размещению в открытом доступе на официальном сайте Регистра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт Регистра), за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 настоящей статьи.

2. В Регистре содержатся следующие сведения о каждом арбитражном управляющем:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, наименование саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, а также адрес электронной почты для направления уведомления о выборе для утверждения
в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве;

2) стаж членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих (с точностью до дня за вычетом перерывов);

3) количество присвоенных баллов;

4) группа арбитражных управляющих, к которой он отнесен (далее – группа управляющих);

5) группы должников, в делах о банкротстве которых
он согласился быть утвержденным (не менее одной и не выше группы управляющих, к которой он отнесен);

6) субъекты Российской Федерации, в которых он согласился быть утвержденным (не менее двух);

7) наличие допуска к государственной тайне с указанием формы такого допуска;

8) об отказе арбитражного управляющего от учета
его кандидатуры при осуществлении случайного выбора с указанием срока действия такого отказа (не менее тридцати календарных дней непрерывно и не более шести месяцев в совокупности в течение одного календарного года);

9) соответствие требованиям, являющимся обязательными
о банкротстве стратегических предприятий или организаций;

10) соответствие требованиям, являющимся обязательными при утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле
о банкротстве финансовой организации, предусмотренным пунктом 1 статьи 183.25 настоящего Федерального закона, с указанием вида финансовой организации;

11) включение в список арбитражных управляющих, которые могут быть утверждены в делах о банкротстве должников, к которым применяется порядок выбора арбитражных управляющих
в соответствии с пунктом 14 статьи 45 настоящего Федерального закона;

12) соответствие требованиям, являющимся обязательными
при утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле
о банкротстве кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, предусмотренным пунктом 2.1 статьи 189.77 настоящего Федерального закона

13) соответствие требованиям, являющимся обязательными
при утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле
о банкротстве застройщика, который осуществлял взносы
об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренным пунктом 2 статьи 201.1 настоящего Федерального закона.

3. Для целей ведения Регистра в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включаются сведения:

1) предусмотренные подпунктами 1, 5, 6, 8-10, 12 и 13 пункта 2 настоящей статьи, а также необходимые для расчета сведений о стаже членства арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи — саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в течение трех рабочих дней со дня принятия лица
в члены этой организации;

2) о привлечении арбитражного управляющего к уголовной ответственности за преступление в сфере экономики
и к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве или об отмене соответствующих судебных актов — саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в течение трех рабочих дней со дня, когда она узнала или должна была узнать
об этом;

3) предусмотренные подпунктами 7 и 11 пункта 2 настоящей статьи — органом по контролю (надзору) в течение трех рабочих дней
со дня получения таких сведений.

4. Изменения сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (в том числе при прекращении членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих), должны быть включены
в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве соответствующим лицом не позднее трех рабочих дней со дня, когда оно узнало или должно было узнать об этих изменениях.

5. Оператор Единого федерального реестра сведений
о банкротстве обеспечивает включение в Регистр сведений, предусмотренных:

1) подпунктами 1, 2 и 5-13 пункта 2 настоящей статьи — не позднее одного рабочего дня со дня их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

2) подпунктами 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи — ежеквартально по результатам расчета, произведенного им на основании сведений, включенных в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
в течение соответствующего квартала (далее – расчетный квартал),
не позднее трех первых рабочих дней квартала, следующего
за расчетным.

6. В целях определения кандидатуры арбитражного управляющего должники и арбитражные управляющие относятся к одной из трех групп в следующем порядке.

Отнесение должника к определенной группе осуществляется
на основании сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

к первой группе относятся средние предприятия и организации,
не включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (кроме отсутствующих должников);

ко второй группе относятся малые предприятия (кроме отсутствующих должников);

к третьей группе относятся микропредприятия.

К третьей группе должников относятся также граждане,
не являющиеся индивидуальными предпринимателями
и отсутствующие должники.

К первой группе арбитражных управляющих относятся арбитражные управляющие, соответствующие одновременно двум следующим критериям: стаж членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих составляет не менее пяти лет, имеют баллы в количестве не менее значения среднего балла всех арбитражных управляющих, увеличенного на пятнадцать процентов.

Ко второй группе арбитражный управляющих относятся арбитражные управляющие, соответствующие одновременно двум следующим критериям: стаж членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих составляет от трех до пяти лет, имеют баллы в количестве не менее значения среднего балла всех арбитражных управляющих, уменьшенного на пятнадцать процентов.

К третьей группе арбитражных управляющих относятся арбитражные управляющие, не отнесенные к первой или второй группам.

7. При включении в Регистр сведений об арбитражном управляющем, который ранее не был включен в Регистр,
ему присваиваются баллы в размере среднего балла арбитражных управляющих саморегулируемой организации, членом которой он стал, за квартал, предшествующий его включению в Регистр, и третья группа арбитражных управляющих.

При включении в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих сведений о новой некоммерческой организации ее первоначальным членам, не имеющим баллов, присваивается средний балл всех арбитражных управляющих
за квартал, предшествующий ее включению в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих,
и третья группа арбитражных управляющих.

При включении в Регистр сведений об арбитражном управляющем, который ранее был включен в Регистр,
ему восстанавливаются баллы и группа арбитражных управляющих, присвоенные на дату его исключения из Регистра.

8. Количество баллов, присвоенных арбитражному управляющему, увеличивается:

1) на десять процентов от среднего балла арбитражных управляющих саморегулируемой организации, членом которой
он являлся на последний день квартала, предшествующего расчетному (далее – средний балл) за каждый случай его утверждения арбитражным управляющим должника первой группы;

2) на пять процентов от среднего балла за каждый случай
его утверждения арбитражным управляющим должника второй группы;

3) на один процент от среднего балла за каждый случай
его утверждения арбитражным управляющим должника третьей группы;

4) за каждый случай завершения конкурсного производства либо реализации имущества гражданина (прекращения производства по делу о банкротстве), в котором сумма задолженности по включенным
и иных финансовых санкций) погашена в размере пятидесяти или более процентов:

а) на двадцать пять процентов от среднего балла – в деле

б) на пятнадцать процентов от среднего балла – в деле
о банкротстве должника второй группы;

в) на пять процентов от среднего балла — в деле о банкротстве должника третьей группы;

5) за каждый случай завершения конкурсного производства либо реализации имущества гражданина (прекращения производства по делу о банкротстве), в котором сумма задолженности по включенным
в реестр требованиям кредиторов третьей очереди (кроме неустоек
и иных финансовых санкций) погашена в размере от двадцати
до пятидесяти процентов:

а) на пятнадцать процентов от среднего балла – в деле
о банкротстве должника первой группы;

б) на десять процентов от среднего балла – в деле о банкротстве должника второй группы;

в) на три процента от среднего балла — в деле о банкротстве должника третьей группы;

6) за каждый случай завершения конкурсного производства либо реализации имущества гражданина (прекращения производства по делу о банкротстве), в котором сумма задолженности по включенным
в реестр требованиям кредиторов третьей очереди (кроме неустоек
и иных финансовых санкций) погашена в размере менее двадцати процентов:

а) на пять процентов от среднего балла – в деле о банкротстве должника первой группы;

б) на три процента от среднего балла – в деле о банкротстве должника второй группы;

в) на один процент от среднего балла — в деле о банкротстве должника третьей группы.

9. Количество баллов, присвоенных арбитражному управляющему, уменьшается:

1) на один процент от среднего балла за каждый случай признания действий арбитражного управляющего незаконными;

2) на пять процентов от среднего балла за каждый случай привлечения к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве в виде штрафа;

3) на десять процентов от среднего балла и дополнительно
на тот процент от среднего балла, на который увеличивается количество баллов за утверждение в деле о банкротстве должника соответствующей группы – за каждый случай отстранения арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве;

4) на пятнадцать процентов от среднего балла – за каждый случай взыскания с арбитражного управляющего убытков в связи
с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве;

5) на двадцать процентов от среднего балла за каждый случай исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации по основанию, предусмотренному абзацем третьим пункта 11 статьи 20 настоящего Федерального закона;

6) на двадцать пять процентов от среднего балла за каждый случай привлечения к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве в виде дисквалификации;

7) на тридцать процентов от среднего балла за каждый случай привлечения к уголовной ответственности за преступление в сфере экономики.

При наличии нескольких оснований, предусмотренных настоящим пунктом, для уменьшения количества баллов, присвоенных арбитражному управляющему, применяется основание, предусматривающее такое уменьшение на наибольшее количество баллов.

10. В случае отмены судебного акта (признания судом незаконным решения), в связи с которым в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи были уменьшены баллы, арбитражному управляющему восстанавливается уменьшенное количество баллов.

11. Арбитражный управляющий или другое заинтересованное лицо (далее – заявитель) вправе в течение десяти рабочих дней со дня включения в Регистр сведений о начисленных арбитражному управляющему баллах или присвоенной ему группе управляющих обратиться к саморегулируемой организации, членом которой является этот арбитражный управляющий, с заявлением о пересчете его баллов
в связи с нарушением правил их расчета (присвоения), предусмотренных настоящей статьей и (или) включением в Единый федерального реестра сведений о банкротстве недостоверных сведений. За рассмотрение такого заявления саморегулируемая организация может взимать с заявителя плату, максимальный размер которой
не может превышать ста минимальных размеров оплаты труда.

В течение десяти рабочих дней со дня получения такого заявления саморегулируемая организация обязана либо обратиться в национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с ходатайством о включении в Регистр соответствующих изменений, либо отказать в этом и уведомить заявителя о причинах принятого решения. Такой отказ может быть обжалован в арбитражный суд в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления.
К рассмотрению такой жалобы могут быть привлечены в качестве третьих лиц национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих обязано в течение десяти рабочих дней
со дня получения указанного ходатайства обратиться к оператору Единого федерального реестра сведений о банкротстве для включения
в Регистр соответствующих изменений, либо отказать в этом
и уведомить саморегулируемую организацию и заявителя о причинах принятого решения. Такой отказ может быть обжалован в арбитражный суд в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления.
К рассмотрению такой жалобы могут быть привлечены в качестве третьих лиц заявитель и оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве обеспечивает включение в Регистр соответствующих изменений
в течение одного рабочего дня со дня получения обращения национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих либо вступившего в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения спора, предусмотренного абзацем вторым или третьим настоящего пункта.

12. Восстановление (изменение) баллов или изменение группы управляющих в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящей статьи осуществляется по истечении того квартала, в котором в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве были включены сведения об отмене судебного акта (признании судом незаконным решения)
в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи или в котором в Регистр были внесены изменения в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.

Восстановление (изменение) количества баллов в соответствии
с пунктами 10 и 11 настоящей статьи не влечет перерасчета среднего балла за кварталы, предшествовавшие такому восстановлению (изменению).»;

13) статью 45 изложить в следующей редакции:

«Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

1. Кандидатура арбитражного управляющего для ее утверждения в деле о банкротстве определяется арбитражным судом посредством случайного выбора из Регистра с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта Регистра.

2. Для назначения в деле о банкротстве должника первой группы осуществляется выбор из числа арбитражных управляющих первой группы, согласившихся быть утвержденным в делах о банкротстве должников первой группы.

Для назначения в деле о банкротстве должника второй группы осуществляется выбор из числа арбитражных управляющих первой
и второй групп, согласившихся быть утвержденным в делах о банкротстве должников второй группы.

Для назначения в деле о банкротстве должника третьей группы осуществляется выбор из числа арбитражных управляющих всех групп, согласившихся быть утвержденным в делах о банкротстве должников третьей группы.

3. Выбор кандидатуры арбитражного управляющего осуществляется с учетом сведений:

1) о субъектах Российской Федерации, в которых арбитражный управляющий согласился быть утвержденным;

2) об отказе арбитражного управляющего от учета его кандидатуры при осуществлении случайного выбора на определенный срок;

3) о соответствии требованиям, являющимся обязательными
при утверждении в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации, финансовой организации с указанием вида финансовой организации, кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, застройщика, который осуществлял взносы
в компенсационный фонд в соответствии с законодательством
об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

4) о наличии допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражного управляющего.

В течение десяти календарных дней со дня включения в Регистр сведений, предусмотренных подпунктом 2 пункта 5 статьи 44.1 настоящего Федерального закона, не учитываются при случайном выборе кандидатур арбитражных управляющих члены саморегулируемой организации, отвечающей совокупности следующих критериев: средний балл ее членов является наименьшим среди всех саморегулируемых организаций и его значение составляет менее пятидесяти процентов от среднего балла всех арбитражных управляющих.

4. Выбор кандидатуры арбитражного управляющего осуществляется арбитражным судом не позднее одного рабочего дня
со дня возбуждения дела о банкротстве, либо принятия судебного акта
о назначении судебного заседания по вопросу об отстранении (освобождении) арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей в деле о банкротстве, либо получения ходатайства собрания кредиторов о выборе новой кандидатуры в связи с введением новой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Сведения о выборе арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего включаются в Регистр. Оператор Регистра направляет арбитражному управляющему уведомление о выборе
его кандидатуры на адрес электронной почты, указанный в Регистре,
не позднее одного рабочего дня со дня включения сведений об этом
в Регистр.

Арбитражный управляющий включает в Регистр с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта Регистра, сведения о своем согласии или об отказе от утверждения
не позднее пяти рабочих дней со дня включения в Регистр сведений
о выборе его кандидатуры. Если в течение этого срока арбитражный управляющий не включил указанные сведения, он признается отказавшимся от утверждения.

Арбитражный управляющий, получивший уведомление о выборе его кандидатуры, вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве до своего отказа от утверждения или в случае согласия
до его утверждения. Давший согласие на утверждение арбитражный управляющий вправе участвовать в судебном заседании по вопросу
о его утверждении.

В случае отказа арбитражного управляющего от утверждения такой арбитражный управляющий в течение трех лет не учитывается при определении посредством случайного выбора кандидатуры арбитражного управляющего для данного дела о банкротстве
и в течение тридцати рабочих дней в любом другом деле о банкротстве.

В течение одного рабочего дня со дня отказа арбитражного управляющего арбитражным судом осуществляется выбор новой кандидатуры.

При выборе второй и каждой последующей кандидатуры применяются правила абзацев второго – шестого настоящего пункта.


в соответствии с абзацем первым пункта 2 настоящей статьи, три раза подряд, два последующих выбора кандидатуры арбитражного управляющего для этого должника осуществляются из числа арбитражных управляющих, предусмотренных абзацами первым
и вторым пункта 2 настоящей статьи.

В случае отказов арбитражных управляющих, определенных
в соответствии с абзацем вторым пункта 2 настоящей статьи, три раза подряд, два последующих выбора кандидатуры арбитражного управляющего для этого должника осуществляются из числа арбитражных управляющих, предусмотренных абзацами вторым
и третьим пункта 2 настоящей статьи.

В случае отказов арбитражных управляющих пять раз подряд, информация об этом размещается на сайте Регистра. В таком случае любой арбитражный управляющий вправе предложить свою кандидатуру для утверждения путем включения сведений об этом
в Регистр. Арбитражный суд утверждает кандидатуру арбитражного управляющего, которая была первой включена в Регистр.

Если в течение трех лет арбитражный управляющий, отнесенный
к первой или второй группе, не был утвержден ни в одном деле
о банкротстве и в течение этого срока не менее трех раз отказался
от утверждения, его группа арбитражных управляющих понижается
до третьей. Такой управляющий в течение трех следующих лет
не учитывается при определении посредством случайного выбора кандидатуры арбитражного управляющего и по истечении каждого квартала в течение этих трех лет количество его баллов уменьшается
на пять процентов вплоть до первого квартала, в котором он будет утвержден арбитражным управляющим.

5. Сведения о согласии арбитражного управляющего
на утверждение направляются оператором Регистра не позднее одного рабочего дня со дня их включения в Регистр арбитражному суду
с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта Регистра, и саморегулируемой организации арбитражных управляющих по электронной почте.

6. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух рабочих дней и пяти рабочих дней
с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

7. В течение пяти рабочих дней с даты получения сведений
о согласии арбитражного управляющего на утверждение саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства
в ней), способом, обеспечивающим доставку в течение пяти рабочих дней с даты направления, а также при необходимости информацию
о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Саморегулируемая организация несет ответственность
за представление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

8. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, либо установления факта такого несоответствия на основании сведений, представленных участвующими в деле лицами, арбитражный суд отказывает
в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего. В этом случае осуществляется выбор новой кандидатуры арбитражного управляющего по правилам пункта 4 настоящей статьи.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности
и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле
о банкротстве, арбитражный суд может отказать в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве. В этом случае осуществляется выбор новой кандидатуры арбитражного управляющего по правилам пункта 4 настоящей статьи.

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце третьем настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок
не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих
на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

В судебном заседании по вопросу об утверждении арбитражного управляющего по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом вправе также участвовать кредиторы должника, указанные в списке кредиторов, приложенном к заявлению должника, либо требования которых подтверждены вступившим
в законную силу судебным актом, либо требования которых признаны должником, либо являющиеся кредитными организациями.

9. В случае непредставления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд информации
о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение пяти рабочих дней с даты получения сведений о согласии арбитражного управляющего на утверждение арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на десять рабочих дней.
Если в течение установленного срока саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, арбитражный суд рассматривает кандидатуру арбитражного управляющего на основании сведений, предоставляемых этим арбитражным управляющим
и другими участвующими в деле лицами.

10. Если кандидатура арбитражного управляющего должника – юридического лица не утверждена в течение трех месяцев с даты случайного выбора последней кандидатуры, арбитражный суд прекращает производство по делу.

11. Если арбитражный управляющий, выразивший согласие
на утверждение, не имеет допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 7 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд.
В этом случае выбирается новая кандидатура в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.

12. Арбитражный суд обращается в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, если она не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для подтверждения информации о наличии у кандидатуры арбитражного управляющего такого допуска.

13. При введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает в качестве арбитражного управляющего лицо, исполнявшее его обязанности в предшествующей процедуре,
за исключением случая, когда не позднее чем за пять рабочих дней
до даты судебного заседания по вопросу о введении процедуры
в арбитражный суд поступило ходатайство собрания кредиторов
о выборе новой кандидатуры арбитражного управляющего в связи
с введением новой процедуры.

14. Правительством Российской Федерации утверждается перечень организаций, для которых кандидатура арбитражного управляющего определяется в порядке, предусмотренном настоящей статьей (кроме пункта 2, абзацев восьмого – десятого пункта 4
и пункта 13), посредством случайного выбора только из числа арбитражных управляющих, включенных в перечень, утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Критерии включения организаций и арбитражных управляющих
в предусмотренные настоящим пунктом перечень организаций
и перечень арбитражных управляющих определяются Правительством Российской Федерации.»;

абзац шестой признать утратившим силу;

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«обращение в арбитражный суд с ходатайством о выборе новой кандидатуры арбитражного управляющего в связи с введением новой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;»;

б) пункт 2 признать утратившим силу;

15) абзац третий пункта 3 статьи 75 изложить в следующей редакции:

«Если административный, внешний или конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего до утверждения соответствующего арбитражного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона.»;

16) в абзаце пятом пункта 3 статьи 107 слова «, с одновременным выбором кандидатуры внешнего управляющего (указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий,
и утверждением дополнительных требований к кандидатуре внешнего управляющего» исключить;

17) пункт 1.1 статьи 127 признать утратившим силу;

18) в абзаце втором пункта 2 статьи 146 слова «и требования
к кандидатуре внешнего управляющего» исключить;

19) абзац второй пункта 1 статьи 163 изложить в следующей редакции:


в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение. Кандидатура арбитражного управляющего определяется арбитражным судом в соответствии
со статьей 45 настоящего Федерального закона.»;

20) абзац второй пункта 1 статьи 166 изложить в следующей редакции:

«При возобновлении производства по делу о банкротстве
в отношении должника вводится процедура, которая применяется в деле о банкротстве и в ходе которой было заключено мировое соглашение. Кандидатура арбитражного управляющего определяется арбитражным судом в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона.»;

21) пункт 2 статьи 171 признать утратившим силу;

22) пункт 5 статьи 183.19 признать утратившим силу;

23) в статье 183.20:

б) пункт 5 признать утратившим силу;

24) в статье 183.21:

а) подпункт 5 пункта 2 признать утратившим силу;

б) пункт 5 признать утратившим силу;

25) пункт 6 статьи 187.6 признать утратившим силу;

26) пункт 1 статьи 189.68 признать утратившим силу;

27) в абзаце первом пункта 1 статьи 194 слова «и не определена саморегулируемая организация, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям,» исключить;

28) в статье 201.1:

а) пункт 2.4 признать утратившим силу;

б) в пункте 2.5 слова «пункта 6 статьи 45 настоящего Федерального закона из арбитражных управляющих, аккредитованных Фондом» заменить словами «статьи 45 настоящего Федерального закона»;

в) второе предложение абзаца пятого пункта 3 исключить;

29) абзац первый пункта 4 статьи 213.4 признать утратившим силу;

30) абзац первый пункта 3 статьи 213.5 признать утратившим силу;

31) абзац второй пункта 2 статьи 213.24 признать утратившим силу;

32) пункт 2 статьи 220 изложить в следующей редакции:

«На основании ходатайства собрания кредиторов внешним управляющим может быть утверждено лицо, не соответствующее требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом
к арбитражным управляющим. В таком случае статья 45 настоящего Федерального закона не применяется.».

1. В течение ста двадцати календарных дней со дня вступления
в силу настоящего Федерального закона:

оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляет доработку программно-аппаратного комплекса этого реестра для обеспечения соответствия его функций требованиям Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» в редакции настоящего Федерального закона;

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации осуществляет разработку программно-аппаратного комплекса Регистра арбитражных управляющих (далее – Регистр), соответствующего требованиям Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции настоящего Федерального закона.

Факт готовности указанных программно-аппаратных комплексов подтверждается регулирующим органом. Сведения о таком подтверждении подлежат публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

2. В течение тридцати календарных дней со дня публикации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, саморегулируемые организации арбитражных управляющих и орган по контролю (надзору) включают в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения, необходимые для формирования Регистра в соответствии
со статьей 44.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ

3. В течение тридцати календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве обеспечивает включение в Регистр сведений, предусмотренных статьей 44.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона).

Каждому арбитражному управляющему присваивается сто баллов.

При формировании Регистра в соответствии с настоящим пунктом оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве относит арбитражных управляющих к группам, предусмотренным статьей 44.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона), на основании следующих критериев
по состоянию на дату публикации, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи:

1) к первой группе относятся арбитражные управляющие, соответствующие одновременно двум следующим требованиям:

стаж членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих составляет не менее пяти лет;

количество дел о банкротстве, в которых арбитражный управляющий был утвержден в течение предшествовавших трех календарных лет, составляет не менее десяти;

2) ко второй группе относятся арбитражные управляющие, соответствующие одновременно двум следующим требованиям:

стаж членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих составляет от трех до пяти лет;

количество дел о банкротстве, в которых арбитражный управляющий был утвержден в течение предшествовавших трех календарных лет, составляет не менее пяти;

3) к третьей группе относятся все иные арбитражные управляющие.

4. Положения Федерального закона от 26 октября 2002 г.
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат применению
при утверждении арбитражного управляющего после истечения срока, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в том числе в делах
о банкротстве, возбужденных до этой даты.

5. Первый расчет (определение) баллов и групп арбитражных управляющих в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 5 статьи 44.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве после первого полного квартала со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи (далее – первый отчетный квартал).

Такой расчет (определение) осуществляются на основании сведений, включенных в Единый федеральный реестр сведений
о банкротстве в период с даты публикации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, до последнего дня первого отчетного квартала.
При этом средний балл для целей пунктов 10 и 11 статьи 44.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) принимается за сто.

По итогам первых четырех отчетных кварталов группа арбитражного управляющего не может быть ухудшена.

6. Арбитражным управляющим, сведения о которых впервые включаются в Регистр после истечения срока, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, и до окончания первого отчетного квартала включительно, присваиваются сто баллов и третья группа арбитражных управляющих.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если иное
не предусмотрено настоящей статьей.

2. Статьи 20.4 и 28 и пункты 3 и 4 статьи 44.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) вступают в силу со дня публикации, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и применяются в том числе в делах
о банкротстве, возбужденных до этой даты.Федерального закона 73 от 25062002 № 73-ФЗ от 25.06.2002 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации - Глава XIV. Заключительные и переходные положения Принят Государственной Думой 24 мая 2002 года Одобрен Советом […]

  • ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 18 января 2018 С 01.01.2018 в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № […]
  • Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Комментарии Российской Газеты Принят […]
  • Материнский капитал в Саратове и Саратовской области Различные виды материальной поддержки, оказываемой семьям с детьми со стороны государства, являются стимулирующими с точки зрения улучшения демографических показателей в стране и в […]
  • Закон Оренбургской области от 5 сентября 2016 г. N 4026/1096-V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О государственной гражданской службе Оренбургской области" (принят Законодательным Собранием Оренбургской области […]
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 11 января 2011 г. N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]