Остановка вне стационарного поста дпс. Имеет ли право сотрудник ДПС остановить для проверки документов вне стационарного поста? Правом остановки наделены

Вопрос Ответ
Да, вы можете отказаться от предъявления документов.
— при визуальном установлении инспектором или фиксировании через технические средства признаков нарушения;

— при наличии информации о причастности водителя или пассажира (ов) к ДТП, преступлению или административному правонарушению;

— при наличии определенной информации относительно нахождения автомобиля в розыске или угоне;

— остановка может быть произведена в том случае, если вы оказались свидетелем аварии или совершенного преступления;

— если ему нужно привлечь понятого;

— при выполнении распорядительно-регулировочных действий;

— при необходимости предоставления своего ТС сотрудникам ГИБДД или медицинским сотрудникам;

— для оказания вами помощи сотрудникам полиции или пострадавшим;

— при проведении мероприятий, исполнение которых соответствует распорядительным актам. Это делается для того, чтобы проверить ТС на наличие в них запрещенных грузов или людей, находящихся в розыске.

Да, но такая остановка должна производиться только на посту ДПС.
— дубинкой, газовым баллончиком, пистолетом и иными средствами, с помощью которых производится принудительная остановка.

специальных сигналом для запрета или движения.

— перекрытием движения патрульным автомобилем с включенными световыми сигналами.

— в крайних случаях – даже огнестрельным оружием.

В целом нет. Однако исключение могут составлять случаи, когда причиной такой остановки является необходимость пресечения преступления или правонарушения, угроза жизни участников дорожного движения.
Да, но при этом вы должны оставаться водителем.
Да, если водитель попросит, то ему будет выдана справка или сделана запись в путевом листе, где будет указана продолжительность поездки и другая информация, обязательная для такого случая.
Нет, останавливать машину можно только по определенной причине.

В соответствии с законом РФ «О полиции» сотрудник ГИБДД имеет право останавливать автотранспортное средство с целью исполнения возложенных на него служебных обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. Такие действия являются правомерными при наличии определенных причин, например нарушение ПДД, ориентировка по задержанию водителя машины, которая находится в розыске и прочее.

Остановка автотранспортного средства в соответствии с Распоряжением МВД №185 должна осуществляться в местах, не запрещенных ПДД. Право полицейского ДПС, производить осмотр документов у водителя автомобиля, описано в КоАП.

Административный регламент о процедуре проверки документов:

Пункт 82: основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении являются выявление нарушения ПДД, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность водителя, пассажиров, пешехода, являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого.

Пункт 88: при установлении личности участника дорожного движения выясняются данные в объеме, необходимом для возбуждения дела об административном правонарушении, проверки по разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам подразделений Госавтоинспекции (фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, место его жительства, работы).

В пункте 20 Административного регламента четко сказано (а в пункте 67 - продублировано), что не водитель должен угадывать причину остановки, а автоинспектор, представившись, обязан сам, без напоминания, сообщить эту причину, даже если вы и так понимаете, в чем дело. Только после этого он может потребовать для проверки необходимые документы. Тем не менее с соблюдением описанной процедуры у сотрудников ГИБДД порой возникают проблемы. Некоторые из них вместо того, чтобы представиться как положено, начинают диалог с фразы "Ваши документики", другие могут задать "невинный" вопрос - "Вам рассказать, что вы нарушили, или сами знаете?", третьи интересуются, как вы себя чувствуете и давно ли принимали спиртное.

Все эти ухищрения - своеобразный тест: в зависимости от вашей реакции автоинспектор сразу поймет, имеет ли он дело с "чайником", которого запросто можно обвести вокруг пальца, или с юридически грамотным человеком, с которым нужно держать ухо востро и обращаться строго официально. Поэтому при необходимости следует в вежливой форме напомнить автоинспектору о его обязанностях, а если он отказывается их выполнять, предупредить его о том, что вы намерены обжаловать его неправомерные действия. Конечно, в тех случаях, когда вы явно нарушили Правила, это не спасет от ответственности, предусмотренной Административным кодексом, однако вымогать у вас взятку или противозаконно применять такие меры административного принуждения, как задержание или досмотр, автоинспектор вряд ли осмелится.

Из пункта 82 Регламента следует, что если вы ничего не нарушали, то сотрудники ГИБДД не имеют права остановить вас для проверки документов вне стационарного поста или контрольного пункта, если только в данный момент в данном месте не проводятся специальные розыскные мероприятия.

Согласно пункту 2.1.1 ПДД в число документов, которые водитель должен предъявлять для проверки, входит:

Водительское удостоверение соответствующей категории (подкатегории);

Свидетельство о регистрации транспортного средства;

Страховой полис ОСАГО.

Если владелец транспортного средства отсутствует, а за рулем сидит другой человек, то он должен быть вписан в полис ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению данным транспортным средством (если полис предусматривает ограниченное использование). Работающие по найму в установленных случаях должны в дополнение к перечисленным документам предъявлять путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый, а таксисты - еще и разрешение на коммерческие перевозки пассажиров и багажа. Водительское удостоверение выдается, как правило, на срок 10 лет. Оно не должно быть просрочено. Полис ОСАГО, без которого вы вообще не имеете права сесть за руль, действует, как правило, 1 год и требует своевременного переоформления.

Никаких других документов, помимо перечисленных, водитель предъявлять не обязан. Попытки автоинспектора без упомянутых выше оснований проверить регистрацию по месту жительства, медицинскую справку и т.п. являются незаконными и могут быть вами обжалованы. Согласно пункту 26 Регламента с документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг. Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий.

Дорожно-патрульная служба как структура ГИБДД осуществляет контроль за безопасностью дорожного движения. Порядок выполнения этой государственной надзорной функции регулируется ведомственным документом – регламентом МВД, который в 2018 г. действует в новой редакции. В нем содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым проводится проверка документов вне стационарного поста ДПС. Каковы требования к проверке документов на право управления ТС и перевозку грузов, особенности взаимодействия сотрудника ГИБДД с водителем остановленного автомобиля рассматриваются в данной статье.

Порядок остановки ТС вне стационарного поста

Принятию действующей редакции документа – Административного регламента МВД – предшествовал ведомственный приказ о запрете инспекторами дорожной полиции останавливать автомобили вне стационарных постов ДПС. Однако реалии жизни привели к тому, что такой приказ впоследствии был признан ошибочным.

Сокращение личного состава сотрудников полиции, недостаточность стационарных постов в дорожной инфраструктуре привели к существенным затруднениям в исполнении контрольно-надзорных функций ГИБДД, что негативно сказалось на безопасности дорожного движения. По данным руководства МВД увеличилось число инцидентов на дороге со смертельным исходом (число погибших возросло на 21 %).

Правила размещения автомобиля ДПС

Новый регламент отменяет запрет на проверку документов вне поста ДПС, но конкретизирует правила размещения патрульного автомобиля. К ним относятся следующие:

  1. Размещение патрульного автомобиля (выбор места, время) производится по решению территориального отдела руководства ГИБДД.
  2. Автомобиль ДПС должен иметь специальную цветографическую схему. Использование иных автомобилей при дорожном надзоре не допускается.
  3. Фиксация нарушений ПДД, способствующих возникновению аварийной ситуации на дороге, в том числе фактов опасного (агрессивного) вождения осуществляется визуально и при помощи специальной техники.
  4. На аварийных участках дороги в целях обеспечения безопасности движения, фото- и видеофиксации нарушений машина ДПС может располагаться в местах с ограниченной видимостью (повороты дорог, объекты дорожного благоустройства, технические средства для проведения ремонтных работ, естественный рельеф местности).

ВАЖНО! Скрытая от участников дорожного движения установка патрульного авто («засада») не допускается. Спецавтомобиль сотрудников дорожной полиции должен находиться в зоне видимости водителей (за исключением аварийных участков дорог).

Порядок остановки ТС

Могут ли дорожные полицейские тормозить машину вне поста ДПС? Исчерпывающие основания для остановки авто сотрудником ГИБДД даны в регламенте (ст.84):

  • факты нарушения ПДД (фиксируются визуально и при помощи сертифицированных технических устройств);
  • ориентировка или получение информации от дежурного ГИБДД о возможной причастности водителя или пассажиров к аварийной дорожной ситуации или иного правонарушения, преступления;
  • привлечение водителя в качестве свидетеля аварии или преступления;
  • необходимость привлечь водителя в качестве понятого;
  • наличие данных о розыске (угоне) конкретного авто;
  • необходимости привлечь водителя к мероприятиям по оказанию помощи потерпевшим в результате ДТП;
  • необходимость использовать ТС сотрудниками полиции для выполнения оперативных задач;
  • при проведении спецопераций правоохранительных органов;
  • масштабные разрушительные процессы природного и техногенного характера.

Таким образом, дорожным полицейским разрешили останавливать ТС вне стационарных постов при соблюдении определенных условий по размещению машины ДПС и в строго регламентированных законом случаях.

Порядок проверки документов

В статье 106 административного документа перечислены конкретные требования к процедуре проверки водительских документов при выявлении признаков дорожных правонарушений.

Документы проверяются инспектором после остановки ТС, в соответствии с должностным регламентом, установленным по этой административной процедуре.

Обязанности инспектора

После остановки ТС при помощи специального жеста или после подачи речевого требования через громкоговоритель инспектор обязан:

  • подойти без промедления к водителю;
  • четко и разборчиво представится по установленной форме (ФИО, должность, звание);
  • назвать причину остановки авто;
  • по требованию водителя предъявить служебное удостоверение;
  • запросить документы для проверки;
  • сообщить водителю права и обязанности, если его привлекают в качестве понятого;
  • дать пояснения по сути правонарушения;
  • производить остановку ТС на короткий срок.

ВАЖНО! В темное время суток инспектор обязан при наличии возможности подавать сигналы остановки специальными светоотражающими средствами. В дневное время используются регулировочные атрибуты (красный сигнальный диск и жезл).

На видео о новом регламенте ГИБДД

Законодательство не обязывает автолюбителя выходить из автомобиля при проверке документов. Требование покинуть ТС может быть сформулировано сотрудником ДПС только в строго определенных случаях: при наличии признаков болезни или опьянения водителя, для проверки перевозимого груза, сверки номеров агрегатов с информацией в техпаспорте, для устранения неисправности машины или если своим общением и действиями водитель препятствует сотруднику дорожной инспекции в исполнении должностных обязанностей.

Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.

Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, - приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил .

По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину только на стационарных постах ДПС.

Этот приказ появился на свет в те же времена, что и по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.

Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.

Единственный документ, которым должен руководствоваться водитель, - Правила дорожного движения. Остальные он знать не обязан. Но чтобы быть во всеоружии, некоторые положения Закона о полиции лучше усвоить заранее. Ведь довольно часто инспекторы ДПС пользуются безграмотностью автовладельцев и творят, что хотят.

КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!

Для проверки документов - водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира - автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном - см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам : если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) - проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД И ВОДИТЕЛЯ: ВСЁ ПО ПРАВИЛАМ

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола.

Примерно так же проводят досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ). И здесь обязательно присутствие понятых, составление протокола в письменном виде. Досматривают авто только на глазах владельца-водителя!

Если инспектор решил сам поковыряться в багажнике, это уже не досмотр, а обыск. А он возможен только с санкции суда или прокурора. Советую спокойно напомнить инспектору о порядке досмотра. Если ваше замечание не подействовало, звоните опять же по телефону доверия.

Часто инспекторов беспокоит наличие знака аварийной остановки, аптечки, огнетушителя. Здесь хочу напомнить: пункт 2.1.1 ПДД содержит исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан предъявить инспектору, - нет в нем никаких аптечек, аварийных знаков и огнетушителей. Всё это контролируют при техническом осмотре. Да и сам водитель, прежде чем сесть за руль, обязан проверить техническое состояние машины. Мы ведь все так поступаем, правда?

А поэтому потребовать открыть багажник «просто так, посмотреть» инспектор не вправе. Есть основания подозревать водителя в перевозке чего-то запрещенного? Пусть вызывает двух понятых и составляет протокол досмотра. Иначе - никак. К слову сказать, понятыми не могут быть напарники инспектора. Есть еще один ход, с помощью которого полицейский может попытаться заглянуть под капот или в багажник - сверка номеров двигателя и кузова. Проводить так называемую проверку технического состояния транспортного средства в соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД № 185) имеет право лишь инспектор технического контроля - на стационарных постах, с использованием специального оборудования. Впрочем, сверить идентификационные номера инспектор ДПС может, но только визуально. То есть заглянул под капот, посмотрел номер, сравнил его с тем, что указан в документах (или есть у полицейского в компьютере, в базе данных) - и всё. Заставить водителя чистить номер у него права нет!

ПСИХОЛОГ В ПОГОНАХ

Бывает, что инспектор - особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, - занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф - 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.