Основные понятия в учебном курсе "правоохранительные органы россии". Общие положения Структура и система курса правоохранительные органы рф

В результате изучения раздела студент должен:

  • знать систему курса «Правоохранительные органы России», соотношение данного курса с другими юридическими дисциплинами;
  • уметь анализировать основные понятия учебного курса «Правоохранительные органы России», давать общую характеристику федерального законодательства и других нормативных правовых актов, в том числе о судах;
  • владеть навыками сравнительного исследования Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов правоохранительных органов РФ.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Предмет и система курса «Правоохранительные органы России», методы его изучения

Накопленный объем научных знаний о государственном устройстве России, опыт практической деятельности в государстве по созданию, построению правоохранительных органов, организация деятельности государственных органов по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России».

Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано. К определению предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни ученые отталкиваются от назначения уголовного процесса и организации в государстве уголовного преследования за совершенные преступления. Другие исходят из построения в государстве судебной системы и связанных с ней в своей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих отдельные виды правоохранительной деятельности наряду с главной и основной для них иной правоисполнительной деятельностью.

Определение предмета учебного курса «Правоохранительные органы России», по нашему мнению, опирается на организацию осуществления предусмотренной законом правоохранительной деятельности. Органы государства, специальные учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом правоохранительную деятельность, составляют основу для выделения предмета изучения.

Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в Российской Федерации правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущностное понятие учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины. Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этих органов. Порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения.

Освоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть знаний. Наряду с историей информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии и Америки.

Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной, комплексной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала.

Таким образом, предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законо- дательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении.

Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы.

Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе, обеспечивающей последовательное и осознанное усвоение материала изучаемой дисциплины.

Формирование системы учебного курса в имеющихся в России учебниках и учебных пособиях осуществляется по-разному. Одни излагают учебный материал в определенной последовательности глав, другие выделяют разделы и главы, в которых систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить две части: Общую и Особенную.

В данном учебнике авторами предлагается также определенная систематизация изложения материала, которую можно посмотреть и вывести из оглавления работы. Излагаемый вариант системы учебного курса основан на анализе имевшихся вариантов на период подготовки учебника и отражает предложение авторов по взаимосвязи материала курса.

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Органы судебной власти и судебная система Российской Федерации.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации.

Раздел IV. Органы предварительного расследования и прокурорского надзора.

Раздел V. Органы по обеспечению правовой помощи.

Раздел VI. Органы юстиции в зарубежных государствах.

Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса «Правоохранительные органы России» ведущим является диалектический метод: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический.

Взаимную ответственность государства и граждан .

Функции правоохранительных органов

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений , административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры . Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности , и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства .

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось,

1. Под правоохранительными органами понимается совокупность судебных органов, органов исполнительной власти и негосударственных организаций, которые систематизируются по признаку профессиональной принадлежности и по осуществлению своей деятельности.

2. Правоохранительные органы как учебная дисциплина – система теоретических знаний об органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, основывающихся на обобщении нормативной и практической деятельности, представляющей собой основу всей правоохранительной структуры РФ. Это предмет изучения данной дисциплины. Предметом курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» являются юридические институты и нормы права разного уровня правовой силы и значимости, на основе и во исполнение которых действуют все правоохранительные органы.

3. Предмет данного курса состоит из следующих элементов:

☝структура и устройство органов;

☝основы организации правоохранительных органов в части ее соответствия задачам и целям, для которых они предназначены;

☝функции, которые выполняют правоохранительные органы;

☝правовые и технические средства, посредством которых осуществляется деятельность правоохранительных органов.

4. Курс «Правоохранительные органы» делится на шесть разделов.

Раздел 1 определяет общие положения, основные понятия, предмет и систему данного курса; основные черты, задачи и функции правоохранительных органов, приоритетные направления их деятельности; источники права о правоохранительных органах.

Раздел 2 рассматривает судебную власть; значение, характерные черты, правовое регулирование правосудия; конституционные основы организации и деятельности органов судебной власти, их понятие и систему принципов правосудия. Данный раздел отражает судебную систему РФ.

Раздел 3 раскрывает сущность государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности. Здесь раскрываются задачи и структура органов внутренних дел; организационные основы полиции в РФ. Данный раздел характеризует органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы; таможенные органы; органы юстиции.

Раздел 4 рассматривает органы предварительного расследования, задачи и структуру следственного аппарата, органы дознания и их задачи.

Раздел 5 раскрывает сущность и предназначение прокуратуры РФ.

Раздел 6 рассматривает систему органов по правовому обеспечению и правовой помощи, в которую включаются нотариат, адвокатура и др. Также рассматриваются частные детективные и охранные службы.

5. Учебный курс «Правоохранительные органы» рассматривает вопросы организации и основы деятельности

суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и др. Освоение этой учебной дисциплины способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

2. Система правоохранительных органов

1. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы. Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

2. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

3. Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий органВерховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

4. Система судов общей юрисдикции включает городские и районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

5. Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. На основании Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» систему арбитражных судов также возглавляет Верховный Суд РФ. Кроме того, в структуру арбитражных судов также входят федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

6. Суды субъектов РФ включают мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан. Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

7. Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую:

✓ из органов прокуратуры;

✓ органов внутренних дел;

✓ федеральной службы безопасности;

✓ органов государственной охраны;

✓ органов государственной налоговой службы;

✓ таможенных органов;

✓ органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

✓ органов предварительного расследования;

✓ органов юстиции.

8. Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

конституционный контроль;

✓ отправление правосудия; прокурорский надзор;

✓ расследование преступлений;

✓ оперативно-розыскная деятельность;

✓ оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

✓ предупреждение преступлений и иных правонарушений.

9. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

10. Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

11. Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащего им имущества. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

12. Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в УПК РФ (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

3. Место и роль правоохранительных органов в системе органов государства. Законодательство о правоохранительных органах

1. Правоохранительные органы как общественно-правовой институт взаимодействуют с такими институтами права, как защита прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций.

2. Критерии, которым должен соответствовать государственный орган для отнесения его к правоохранительным:

☝правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности;

☝правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая ответственность;

☝в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя властные полномочия, имеют право применять государственное принуждение;

☝законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению, их неисполнение влечет дополнительную юридическую ответственность.

3. Исходя из указанных критериев к правоохранительным органам могут быть отнесены: прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат. Спорным является мнение об отнесении к указанным органам адвокатуры и частных охранных и детективных служб.

4. Определяя место правоохранительных и судебных органов в системе органов государства, необходимо исходить из принципа разделения власти. С этой позиции место правоохранительных органов определяется функциями данного вида государственной деятельности, обеспечивающими выполнение стоящих перед ними задач: защиту личности, общества, государства.

5. Деятельность каждого из правоохранительных и судебных органов нацелена на достижение определенных результатов:

☝обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ, проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов;

☝справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел;

☝выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения;

☝раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовку материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;

☝исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений;

☝предоставление квалифицированной помощи всем, в ней нуждающимся, оказание других юридических услуг.

6. Данные результаты достигаются путем реализации правоохранительными и судебными органами соответствующих функций:

✓ конституционный (уставный) контроль;

✓ правосудие и судебный контроль;

✓ прокурорский надзор;

✓ выявление и расследование преступлений;

✓ исполнение судебных решений;

✓ предупреждение преступлений и иных правонарушений;

✓ оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Некоторые правоохранительные органы призваны осуществлять только одну функцию, на другие же возлагается целый ряд функций.

7. В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации отнесены:

☝установление системы федеральных органов судебной власти;

☝судоустройство; прокуратура;

☝формирование федеральных органов судебной власти;

☝формирование федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы.

8. Законодательство о правоохранительных органах РФ состоит из нескольких частей. К основным нормативным актам о правоохранительных органах относятся:

✓ Конституция РФ;

✓ Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);

✓ Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ);

9. Другую часть законодательства о правоохранительных органах составляют законы, определяющие место и роль конкретного правоохранительного органа, например федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

10. Также к законодательству о правоохранительных органах относятся законы РФ, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации»”.

11. Нельзя не учитывать указы Президента РФ. Они носят подзаконный характер. Относительно правоохранительных органов Президент РФ принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции РФ, федеральных, конституционных и иных законов. Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ. В законодательстве о правоохранительных органах взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе РФ, положения федеральных законов – с положениями законов республик в составе РФ, указы Президента РФ – с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений – с положениями ведомственных нормативных актов и т. д.

  • 7.Осуществление правосудия только судом.
  • 8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
  • 9.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • 11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • 12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.
  • Фз от 20.08.04 г. "о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в рф". Ст. 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
  • Федеральный закон от 30.05.01г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов рф" Ст. 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
  • 13.Право граждан на судебную защиту.
  • 14.Презумпция невиновности.
  • 15.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
  • 16.Национальный язык судопроизводства.
  • 17.Гласность судебного разбирательства.
  • 18.Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.
  • 19.Понятие судебной системы рф. Признаки судебной системы.
  • 21.Конституционный суд рф: задачи, принципы организации и деятельности.
  • 22.Высший Арбитражный Суд рф: структура и компетенция.
  • 23.Федеральные арбитр. Суды округов: порядок образования, структура, полномочия.
  • 24.Арбитражные Суды субъектов рф: порядок образования, структура, полномочия.
  • 25.Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
  • 26.Понятие суда 1ой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 27.Понятие суда 2й (кассационной) инстанции: суды рассматр. Дела во 2й инст-ции
  • 28.Понятие суда апел-ной инст-ции: суды рассматр. Дела в апел-ной инст-ции.
  • 29.Понятие суда надзорной инст-ции: суды рассматр-щие дела в надзорн. Инст-ции.
  • 30.Верховный Суд рф: его полномочия и структура.
  • 31.Суды субъектов рф: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
  • 32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 34.Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.
  • 35.Судебный департамент при Верховном Суде рф и его функции.
  • 36.Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.
  • 37.Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.
  • 39.Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.
  • 40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
  • 41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)
  • Вопросы к зачету по дисциплине

    «Правоохранительные органы»

      Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

      Правоохранительная деятельность, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

      Законодательство о правоохранительных органах в РФ, его классификация.

      Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.

      Понятие правосудия.

      Понятие принципов правосудия, их система.

      Осуществление правосудия только судом.

      Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.

      Независимость судей и подчинение их только закону.

      Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.

      Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

      Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.

      Право граждан на судебную защиту.

      Презумпция невиновности.

      Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.

      Национальный язык судопроизводства.

      Гласность судебного разбирательства.

      Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.

      Понятие судебной системы РФ. Признаки судебной системы.

      Суд в системе других правоохранительных органов.

      Конституционный суд РФ: задачи, принципы организации и деятельности.

      Высший Арбитражный Суд РФ: структура и компетенция.

      Федеральные арбитражные суды округов: порядок образования, структура, полномочия.

      Арбитражные Суды субъектов РФ: порядок образования, структура, полномочия.

      Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

      Понятие суда первой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.

      Понятие суда второй (кассационной) инстанции: суды рассматривающие дела в кассационной инстанции.

      Понятие суда апелляционной инстанции: суды рассматривающие дела в апелляционной инстанции.

      Понятие суда надзорной инстанции: суды рассматривающие дела в надзорной инстанции.

      Верховный Суд Российской Федерации: его полномочия и структура.

      Суды субъектов РФ: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.

      Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.

      Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.

      Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.

      Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его функции.

      Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.

      Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.

      Органы судейского сообщества, их функции.

      Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.

      Понятие и виды отраслей прокурорского надзора.

      Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора.

      Система органов прокуратуры.

      Система органов военной прокуратуры.

      Выявление и раскрытие преступлений как самостоятельная функция правоохранительной деятельности.

      Органы дознания, виды дознания.

      Оперативно-розыскная деятельность и органы её осуществляющие.

      Оперативно-розыскные мероприятия, основания их проведения.

      Понятие и задачи адвокатуры.

      Статус адвоката: порядок приобретения статуса адвоката.

      Формы адвокатских образований, требования предъявляемые к ним.

      Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

      Права и обязанности адвокатов.

      Военные суды РФ: порядок образования, система и полномочия.

      Органы госбезопасности: виды и задачи.

      Нотариат.

      Полномочия прокурора.

      Таможенные органы РФ: система, структура, полномочия.

      Органы предварительного расследования: виды и полномочия.

      Военная прокуратура: система, структура, полномочия.

      Органы внутренних дел Российской Педерации: система и полномочия.

    1.Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

    ПО – это учебная дисциплина, которая дает представление о том, какие органы предназначены для обеспечения законных прав и интересов граждан, для обеспечения законной деятельности органов государственной власти и управления правопорядка в стране.

    ПО – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

    Предметом дисциплины является изучение компетенций уполномоченных государством ПО, их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия м/у собой и с другими органами гос. власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

    Система – это совокупность отдельных элементов, составляющих единое целое.

    Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

    В общей части рассматриваются: понятие правоохранительных органов, их система, предмет и задачи курса, основные законодательные акты и иные источники, взаимосвязь курса ПО с др. учебными дисциплинами.

    В особенной части рассматриваются вопросы организации и деят-ти конкретных ПО в отдельности: их место в системе ПО, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, осн. направления деят-ти, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в ПО, правовой статус работников ПО.

    Курс ПО связан с конституционным правом, поскольку конституция гос-ва содержит фундаментальные положения о системе ПО, их задачах и компетенции.

    Также курс связан с административным правом, так как нормы административного законодательства определяет систему и структуру органов гос. управления.

    Порядок применения мер гос. принуждения в зависимости от вида правонарушения регламентируется административным, гражданским, арбитражным, головным процессуальным правом. ПО в совей деят-ти по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деят-ти ПО применяют достаточно широко нормы и иных отраслей права: налогового, земельного, семейного и т.д.

    2.Пд, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

    ПД – это деят-ть, установленная государством, спец. органов , которая осущ-ся с цельюохраны прав а путем примененияюридических мер воздействия , в строгом соответствии сзаконом и при обязательном соблюденииустановленного им порядка .

    Признаки ПД:

      правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

      направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

      правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

      применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае

      правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.

    Задачи ПД:

      Охрана личности, ее прав и свобод (в конституции 93 г. личность ставится в первую очередь).

      Охрана общества, ее материальных и духовных ценностей

      Охрана государства, его конституционного строя и государственной целостности.

    Направления (функции) ПД:

      Конституционный контроль (осуществляет конституционный суд) – это контроль за всем, что принимается, издается на соответствие Конституции РФ

      Функция правосудия – это рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, административных дел судами общей юрисдикции по существу (это рассмотрение и разрешение дел, с вынесением либо приговора (оправдательный и обвинительный), либо решения по спорам).

      Организационное обеспечение деятельности судов (органы осуществляющие эту функцию обеспечивают всем необходимым суды и судей конкретно – канцтовары, мебель, ремонт и пр.). Осуществляет судебный департамент при Верховном суде РФ, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции.

      Прокурорский надзор (прокуратура) – это надзор за точным, единообразным применением закона всеми: и должностными лицами, и органами гос. власти, и общественной жизнью.

      Выявление и расследование преступлений (следственный аппарат МВД, ФСБ,ФСБ по обороту наркотиков и следственный комитет при прокуратуре РФ – 4 органа)

      Оказание юридической помощи (помимо гос-ной помощи имеются негос-ная; адвокатура (негос-ная) – это профессиональное объединение юристов, занимающихся адвокатской практикой; нотариусы (и частн. и негос-ная); агентства охранные, детективные (коммерческие органы).

  • |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
  • 1.3. Система правоохранительных органов
  • 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
  • Тема 2. Судебная власть в российской федерации
  • 2.1. Понятие и признаки судебной власти
  • 2.2. Суд как орган судебной власти
  • 2.3. Судебная система
  • Тема 3. Принципы правосудия
  • 3.1. Понятие правосудия
  • 3.2. Принципы правосудия
  • 3.3. Система принципов правосудия
  • Тема 4. Правовой статус судьи
  • 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
  • 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
  • 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
  • 4.4. Гарантии независимости судей
  • 4.5. Органы судейского сообщества
  • Тема 5. Система судов общей юрисдикции
  • 5.1. Мировые судьи
  • 5.2. Районный суд
  • 5.3. Суды субъектов рф
  • 5.4. Верховный Суд рф
  • 5.5. Военные суды
  • Тема 6. Система арбитражных судов российской федерации
  • 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
  • 6.2. Арбитражные суды субъектов рф
  • 6.3. Арбитражные апелляционные суды
  • 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
  • 6.5. Высший Арбитражный Суд рф
  • Тема 7. Конституционный суд российской федерации
  • 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда рф
  • 7.2. Компетенция Конституционного Суда рф
  • 7.3. Состав и структура Конституционного Суда рф
  • Тема 8. Прокуратура российской федерации
  • 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
  • 8.2. Следственный комитет при прокуратуре рф
  • 8.3. Кадры органов прокуратуры
  • 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
  • 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
  • Тема 9. Органы внутренних дел российской федерации
  • 9.1. Система органов внутренних дел
  • 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
  • 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
  • 9.4. Кадры милиции
  • Тема 10. Органы предварительного расследования
  • 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
  • 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел рф
  • 10.3. Следственное управление при гувд (увд) субъекта рф
  • 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
  • Тема 11. Правоохранительные органы, обеспечивающие общую и экономическую безопасность российской федерации
  • 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
  • 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
  • 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
  • 11.4. Федеральная служба государственной охраны
  • 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Тема 12. Адвокатура в российской федерации. Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
  • 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
  • 12.2. Правовой статус адвоката
  • 12.3. Система адвокатуры
  • 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам
  • Литература
  • М. П. Поляков, а. В. Федулов Правоохранительные органы Российской Федерации: краткий курс лекций

    Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

    Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Правоохранительные органы».

    Структура и содержание пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

    Издание предназначено студентам юридических вузов.

    Принятые сокращения

    Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ

    1.1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

    |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов

    1.3. Система правоохранительных органов

    1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов

    Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2.1. Понятие и признаки судебной власти

    2.2. Суд как орган судебной власти

    2.3. Судебная система

    Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

    3.1. Понятие правосудия

    3.2. Принципы правосудия

    3.3. Система принципов правосудия

    Тема 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ

    4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей

    4.2. Порядок наделения судей полномочиями

    4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи

    4.4. Гарантии независимости судей

    4.5. Органы судейского сообщества

    Тема 5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    5.1. Мировые судьи

    5.2. Районный суд

    5.3. Суды субъектов РФ

    5.4. Верховный Суд РФ

    5.5. Военные суды

    Тема 6. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов

    6.2. Арбитражные суды субъектов РФ

    6.3. Арбитражные апелляционные суды

    6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов

    6.5. Высший Арбитражный Суд РФ

    Тема 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ

    7.2. Компетенция Конституционного Суда РФ

    7.3. Состав и структура Конституционного Суда РФ

    Тема 8. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры

    8.2. Следственный комитет при прокуратуре РФ

    8.3. Кадры органов прокуратуры

    8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

    8.5. Задачи и функции органов прокуратуры

    Тема 9. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    9.1. Система органов внутренних дел

    9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции

    9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции

    9.4. Кадры милиции

    Тема 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

    10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование

    10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ

    10.3. Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ

    10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел

    Тема 11. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБЩУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации

    11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации

    11.3. Таможенные органы Российской Федерации

    11.4. Федеральная служба государственной охраны

    11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

    Тема 12. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

    12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности

    12.2. Правовой статус адвоката

    12.3. Система адвокатуры

    12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам

    Литература

    Принятые сокращения

    Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993

    АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ

    ГК Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ

    ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

    КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

    СК Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

    ТК Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

    УИК – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ

    УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

    УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ

    Закон о прокуратуре – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

    Закон об ОРД – Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

    ОРД – оперативно-розыскная деятельность

    РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

    СССР – Союз Советских Социалистических Республик

    СНГ – Содружество Независимых Государств

    РФ – Российская Федерация