Общественный контроль и его формы. Общественный контроль за охраной труда. Что такое общественный контроль и кто его должен осуществлять

Что такое общественный контроль и кто его должен осуществлять?

Отвечает прокурор Троицкого административного округа Дмитрий Николаевич Михайлов

С 02 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который установил правовые основы организации и осуществления такого контроля за деятельностью государства и муниципалитетов.

Под общественным контролем в Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Законом определено, что субъектами общественного контроля являются:

1. Общественная палата Российской Федерации;

2. общественные палаты субъектов Российской Федерации;

3. общественные палаты (советы) муниципальных образований;

4. общественные советы при федеральных органах исполнительной власти,
общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных
органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

1. общественные наблюдательные комиссии;

2. общественные инспекции;

3. группы общественного контроля;

4. иные организационные структуры общественного контроля.

Подконтрольными органами и организациями являются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, а также иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия на основании федерального закона.

Общественный контроль будет осуществляться на добровольной основе гражданами как лично (в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов), так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (общественных палат, советов, наблюдательных комиссий, инспекций, групп общественного контроля).

В качестве форм общественного контроля закон предусматривает общественный мониторинг, общественную проверку, общественную экспертизу, а также общественные обсуждения и публичные слушания. Перечень является открытым. Законом регулируется порядок реализации каждой формы контроля.

На подконтрольные органы и организации возложены обязанности:

1. рассматривать итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, и учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в этих документах;

2. предоставлять субъектам общественного контроля информацию о своей деятельности, представляющей общественный интерес, в установленном порядке.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, будут учитываться при оценке эффективности деятельности соответствующих органов и организаций.


Обеспечение безопасности работ является прямой и основной обязанностью каждого работодателя. Основные нормы закреплены в профильных законах. Указанные положения развиваются и находят свое отражение в ведомственных локальных документах. Они разрабатываются на основании положений закона и профильных Постановлений Правительства.

Работодатель назначает ответственных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением инструкций и соответствию условий труда действующим правилам (по сути, это регулирование СУОТ организации). Но это ведомственный контроль за охраной труда.

Между тем, трудовым законодательством предусмотрена еще одна форма контроля за охраной труда – общественная (является частью трехступенчатого контроля, инициируемого посредством соответствующего приказа).

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

Общественный надзор, как форма осуществления деятельности по охране работ прямо предусмотрена в ст. 22 ТК РФ . Указанная статья закона устанавливает, какие организации осуществляют общественный контроль за охраной труда.

Их следует перечислить более подробно:

  • Профсоюзы. Это профессиональные организации, которые действуют в той или иной отрасли либо на конкретном крупном предприятии. Они создаются и действуют в интересах работников. Среди функций профессиональных союзов имеется и общественный надзор за охраной труда;
  • Выборные органы организации из числа персонала. Такая форма осуществления функций предусмотрена для случаев, когда профсоюзных органов не имеется. Тогда сотрудники самостоятельно вправе определить своих выборных представителей, которые будут защищать их права в сфере безопасности работ.

Следует указать, что осуществление общественного контроля является правом коллектива, а не его обязанностью. Такие органы можно и не создавать. Одновременно с этим, работодатель не имеет права препятствовать созданию данного органа и обязан учитывать его мнение.

Административно общественный контроль по охране труда

Это наилучший вариант. Он действует, когда руководство понимает значимость задачи по обеспечению охраны труда и реально заинтересовано в правильном исполнении данной функции.

В этом случае, представители коллектива и руководства осуществляют обеспечение безопасности совместно. Для этого допускается создавать постоянно действующие комиссии.

Указанные органы наделяются следующими полномочиями:


  • Проверять правильность ведения инструктажа. Необходимо в каждом случае выяснять, имело ли место такое мероприятие и насколько правильно оно проведено. При необходимости, в ходе исполнение мероприятий по инструктажу, могут присутствовать выборные представители сотрудников либо члены организации профсоюза;
  • Они могут проверять соответствие локальных инструкций и распоряжений на предмет их соответствия с нормативными актами и законом. Если инструкции составлены не верно или включает не полный перечень обязанностей работодателя, орган может потребовать внесения в них изменений;
  • Общественный контроль за охраной труда в организации осуществляет разбирательство по фактам несчастных случаев и травматизма. Работа комиссии является совместной, поскольку в ней принимают участие представители органа общественного надзора и руководства организации;
  • Наличие и состояние защитных средств, средств тушения огня и прочего оборудования. Все должно находиться в рабочем состоянии.

Профессиональный союз или выборный орган от работников организации наделен и другими полномочиями, которые вытекают из обязанностей работодателя. Соответственно, перечень его обязанностей является перечнем правомочий указанного органа.

Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда

Создание органа из работников профессионального союза и представителей работодателя, а также их деятельность осуществляется на основании приказа. Для оформления полномочий и закрепления факта, руководство должно издать специальный приказ об этом.

В приказе декларируется создание комиссии и отражаются ее основные задачи. А оформление ее структуры и конкретный порядок деятельности определяются другими ведомственными актами. Например, это может быть положение об участии профессионального союза в надзоре за безопасностью работ.

Образец заполнения журнала административно-общественного контроля по охране труда

Осуществление указанной деятельности подлежит обязательному документированию. Установлена специальная форма заполнения журнала. Он включает несколько граф по каждой степени надзора. Скачать правильный образец можно

Помимо самой формы, он содержит еще и примечания. Они позволят не ошибиться и верно заполнять данный учет.

Государственный контроль и общественный надзор за охраной труда

Государственные службы в данной сфере представлены инспекцией и прокуратурой. Оба этих субъекта наделенными широкими возможностями по проведению проверок организаций. При установлении нарушений, они вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, составлять административные протоколы.

В ряде случаев, указанные субъекты могут приостанавливать деятельность предприятия и подавать иски в суд в интересах работников. При этом органы внутреннего контроля могут обращаться в инспекцию или прокуратуру с заявлением о проведении проверок и сообщать об имеющихся нарушениях.

Общественный контроль - деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
(Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»)

Субъекты общественного контроля:

Общественная палата Российской Федерации;
общественные палаты субъектов Российской Федерации;
общественные палаты (советы) муниципальных образований;
общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также для осуществления общественного контроля могут создаваться:

общественные наблюдательные комиссии;
общественные инспекции;
группы общественного контроля;
иные организационные структуры общественного контроля.

Формы общественного контроля:
общественный мониторинг;
общественная проверка;
общественная экспертиза;
общественные обсуждения;
общественные (публичные) слушания;
иные формы.
Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Общий порядок осуществления всех перечисленных форм общественного контроля, включая права и обязанности участников общественного контроля, определен статьями 19-25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ.

Результат общественного контроля:

Подготовленный и направленный в органы государственной власти итоговый документ результатов общественного контроля: итоговый документ общественного мониторинга, акт общественной проверки, заключение общественной экспертизы, протокол общественного обсуждения, протокол общественных (публичных) слушаний, а также в иных формах.
В итоговом документе указываются место и время осуществления общественного контроля, задачи общественного контроля, субъекты общественного контроля, формы общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу могут прилагаться иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.

Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации в соответствии с результатами общественного контроля вправе:

направлять в органы государственной власти предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оспаривать в установленном порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле:
Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
Как воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, так и необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и оказание неправомерного воздействия на указанные органы влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регулярный и систематический общественный контроль за охраной труда – инструмент поддержания безопасности трудоустроенных в организации сотрудников. Благодаря ему предупреждаются ситуации возникновения травматизма и профзаболеваний.

Цель и принципы реализации общественного контроля за охраной труда

Ключевая цель подобного контроля охраны труда (ОТ) – обеспечение сотрудникам необходимых для их безопасного функционирования условий.

Он должен отличаться:

  • эффективностью;
  • объективностью;
  • многогранностью;
  • своевременностью;
  • систематичностью.

Кем проводится общественный контроль

Ст. 370 ТК РФ постановляет, что контролирует ОТ на уровне общественности профсоюз (или другой уполномоченный локальный орган). Для этого им создается .

Профсоюзные организации и иные органы:

Если по каким-либо причинам в компании отсутствует профессиональный союз, всеми указанными правами наделяются уполномоченные трудовым коллективом лица по ОТ (избирающиеся путем общего голосования работников).

Основные задачи уполномоченных субъектов:

  • общественный контроль за охраной труда на предприятии с целью создания условий, отвечающих принятым требованиям норм и правил;
  • консультирование штатных единиц по вопросам ОТ и защиты их права на нее.

Важный факт — управленец должен обеспечивать требуемые для их работы условия, снабжать информацией и запрашиваемыми материалами различного характера.

  • отчитываются на коллективном собрании;
  • могут досрочно отзываться по решению коллектива (если не выполняют свои функции).

Кроме того, согласно ст. 218 ТК РФ, для совместного обеспечения администрацией и сотрудниками требований охраны труда по инициативе любой из сторон могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда.

Нюансы их создания и деятельности прописываются в коллективном договоре, а состав – в приказе (распоряжении) управленца. Численность членов варьируется в зависимости от размера штата, производственной специфики и других особенностей хозяйствующего субъекта.

Как осуществляется общественный контроль

Общественный контроль охраны труда в организации проходит в три этапа:

Обратите внимание — также проводятся внеплановые контрольные проверки, необходимость которых обусловлена возникновением разного рода аварий на предприятии, отказов оборудования. К ним привлекают главного механика.

Результаты проверок оформляются актом, на основании которого издается приказ по организации. Кроме того, в специальный журнал заносятся все данные о проведенных мероприятиях, фиксируются выявленные в ходе работы нарушения, а также рекомендации по их ликвидации.

Полученные итоги общественной контрольной проверки рассматриваются на производственном совещании.

Отличие общественного контроля от ведомственного

Кроме общественного, существует еще и ведомственный контроль охраны труда, который выполняется министерствами, а также вышестоящими организациями. К примеру, органы самоуправления контролируют соблюдение правил, гигиенических нормативов на территории конкретного района, на производственных объектах, государственный пожарный надзор определяет уровень следования требованиям к пожарной безопасности на каждом предприятии и так далее.

Ведомственный контроль охраны труда - это проверка комплексного характера. Она не имеет установленных временных отрезков проведения, поэтому осуществляется по необходимости. Его главные задачи:

  • изучение условий работы на каждом предприятии;
  • установление причин травматизма;
  • расследование происшествий;
  • организация обучения сотрудников предприятия;
  • оценка состояния конкретного рабочего места.

Таким образом, ведомственный и общественный контроль за охраной труда на предприятии – это важная составляющая системы управления безопасностью в конкретной организации. Общественный контроль, согласно законодательству, должен организовываться каждым без исключения управленцем, а проводится профсоюзами или иными выборными органами.

Закон есть, а толку от него немного - так многие чиновники отзываются о законе "Об основах общественного контроля". Чтобы хоть как-то реанимировать его, в президентском Cовете по правам человека решили создать должности общественных инспекторов. Лайф проанализировал предлагаемые поправки, чтобы понять, насколько эффективным будут "народные контролёры" и найдётся ли им место в сложившейся системе государственных институтов.

"Общественный контроль - убит" - об этом постоянно твердят члены президентского Совета по правам человека. Причём убит, несмотря на действующий федеральный закон "Об общественном контроле", который несколько лет назад готовили эти же правозащитники. Документ всё-таки не выдержал критики: не работает "в полном объёме", говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, поясняя, что в законе необходимо прописать санкции для должностных лиц за его нарушение. Глава СПЧ Михаил Федотов признавался: закон действует, но там "нужно кое-что дополнять, в частности, там есть одна маленькая статья о самых низовых структурах общественного контроля - это общественные инспекции и группы общественного контроля".

У нас это работать не может, потому что нет законодательной базы, одна маленькая статья ничего не может решить, - говорил Федотов.

В распоряжении Лайфа оказался законопроект "Об общественном контроле" в новой редакции, подготовленной правозащитниками. В конце недели (22 декабря) члены СПЧ вместе с чиновниками, экспертами и представителями НКО планируют обсудить и утвердить эти предложения, которые, кстати, теперь подводятся под конституционную правовую базу, что поможет выстроить концепцию правового регулирования в данной сфере. Одновременно права россиян на участие в общественном контроле согласуют с аналогичным правом на участие в управлении делами государства.

На страже общественных интересов

Первое, что, по сути, хотят изменить правозащитники, - ввести в закон новое понятие "общественные интересы", а также дать ему полноценное определение и уточнить правовое содержание. Для этого в закон предлагается добавить новые статьи. Согласно изменениям, общественный контроль будет определяться как деятельность, соответствующая общественным интересам, нацеленная на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией благ и ценностей. При этом общественный контроль вне политики, за исключением тех случаев, когда он осуществляется партиями или теми объединениями, которые преследуют политические цели.

Государственные органы и коммерческие организации будут обязывать учитывать результаты проверок "народных инспекторов". Государству же придётся оказывать содействие общественному контролю, в том числе и путём предоставления субсидий и грантов.

Кстати, на субсидии и гранты смогут претендовать как правозащитник, так и простые россияне: в законе расширили перечень структур, которые могут заниматься общественным контролем. Среди них: граждане России в индивидуальном порядке, объединения граждан, консультативные органы при Президенте РФ (речь идет о президентских советах. - Прим. ред. ), экспертно-консультативные органы при правительстве, палатах Федерального Собрания, органах судебной власти и прокуратуры. Кроме того, контроль вверят общественным наблюдательным комиссиям и общественным инспекциям, группам общественного контроля и иным структурам общественного контроля.

Говоря о контроле, СПЧ предлагает создать специальные группы, практически по аналогии с теми, которые были в советские годы еще 34 года назад. Они смогут помогать следить за выполнением законодательства, защищать права свободы человека и гражданина, учитывать общественные интересы, права, а также законные интересы объединений граждан в деятельности органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

При этом так называемые народные контролёры будут создаваться по инициативе самих заинтересованных людей либо объединений с использованием специального интернет ресурса - сайта, аналогичного порталу Госуслуг.

Проверять контролёры смогут чиновников различного уровня, государственные и муниципальные организации и иные органы, у которых есть государственные и публичные полномочия. Но только по тематике, которая имеет общественную значимость и (или) представляет угрозу общественным интересам.

Для того чтобы общественный контроль не превратился в самоуправство, будет создана федеральная государственная информационная система (так называемая система "электронной демократии"). Выглядеть система будет как портал, куда будут собирать, обрабатывать, накапливать, хранить, искать и передавать информацию о деятельности контролёров и лиц, деятельность которых по осуществлению возложенных на них государственных или иных публичных полномочий является объектом общественного контроля. Любой активный пользователь Сети сможет присылать на этот портал свои обращения, там они будут обработаны и размещены. Там же будут публиковаться ответы на обращения и другая информация о работе с обращениями граждан и их объединений.

За разработку подобного сайта будет ответственно правительство. Вмешиваться в работу ресурса чиновникам или другим структурам, связанным с государственной и публичной деятельностью, будет категорически запрещено.

На портале будут размещены персональные данные проверяющих, внесённые на добровольных началах, информация о ходе и о результатах осуществления общественного контроля, также данные о деятельности органов госвласти, которая как раз-таки и является объектом общественного контроля. При этом пользоваться электронной системой демократии смогут все желающие, все персональные данные пользователей будут защищены законом.

В поправках отмечается: любому желающему для того, чтобы зарегистрироваться, просто придётся указать адрес электронной почты, фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта. Тому, кто правильно пройдёт процедуру регистрации, будет присвоен идентификационный номер и будет дана возможность пользоваться личным кабинетом, а также создать личную интернет-страничку. Общественные инспекторы на своих страничках обязательно должны опубликовать сведения об имеющихся профессиональном опыте, знаниях и квалификации.

Кстати, само распространение информации об общественном контроле будет осуществляться на основе открытой лицензии в порядке, установленном российским гражданским законодательством.

В случае если поправки будут приняты, общественники смогут решить такие проблемы как, к примеру, согласование проектов масштабной застройки территории Новой Москвы и Московской области в долине Москвы-реки, которые у правозащитников вызывают большие опасения. Поскольку проводимая градостроительная политика, по их мнению, может подорвать основы экологической безопасности столичного региона, ставит под угрозу его жизнеобеспечение и, как следствие, может представлять угрозу для национальной безопасности.

Эксперты вместе с тем отмечают что существует немалая опасность злоупотреблений при реализации предлагаемого института общественного контроля. Не исключены ситуации, при которых те или иные группы интересов, включая недобросовестный бизнес, могут использовать создаваемый портал в целях давления на конкурентов и инициирования информационных "вбросов" с целью подорвать репутацию.

В случае одобрения инициативы необходимо обеспечить прозрачность при рассмотрении жалоб, а также предусмотреть ответственность за ложные и необоснованные жалобы. Вместе с тем институт общественных контролёров важен в качестве меры по легитимизации позитивных общественных импульсов и обеспечения обратной связи между государством и обществом, а также бизнесом, что особенно важно на местном уровне, где и происходит большая часть злоупотреблений и нарушений законодательства.