Обеспечение безопасности труда в карьерах. Требования безопасности после окончания работ

Техника безопасности

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе в карьерах допускается персонал не моложе 18 лет, прошедший обучение, дополнительный инструктаж, медицинскую комиссию.

1.2. Персонал, направляемый для работ в карьере, обязан выполнять все распоряжения начальника (мастера) карьера, который несет персональную ответственность за охрану труда для всех рабочих, прибывших для работ в карьере.

1.3. Работа в карьере считается опасной, поэтому персонал, направляемый для работ в карьерах должен получить дополнительный инструктаж у своего руководителя.

1.4. Спуск и подъем экскаватора при угле наклона пути движения больше установленного паспортными данными необходимо осуществлять с применением тягачей в присутствии механика или мастера.

1.5. Перемещение экскаватора. Кроме пневмонического по искусственным сооружениям допускаются лишь после получения разрешения соответствующих организаций.

1.6. Передвижение экскаватора во время гололедицы допускается в том случае, если будут приняты меры против скольжения его гусениц.

2. Обязанности персонала перед началом работы

2.1. До начала работ машинист экскаватора (бульдозера), грузового автомобиля должны проверить техническое состояние транспортных средств, наличие в кабинах огнетушителей, осмотреть место работы и получить у производителя работ сведения о месте работ.

2.2. Производитель работ должен предусмотреть следующие меры предосторожности перед тем, как начать разработку и выемку грунта из карьера:

  • тщательно осмотреть состояние грунта и возможность его искусственного обрушения в местах, где обнаружены "козырьки" и навесы;
  • запретить движение транспортных средств и механизмов, где производится отбор грунта;
  • наличие звукового сигнала у экскаватора.

2.3. Экскаваторы во время работы должны устанавливаться на спланированной площадке во избежание самопроизвольного перемещения. Закрепляться инвентарными упорами. Запрещается для этой цели применять доски, бревна, камни и другие предметы.

2.4. При перемещении экскаватора к месту работы его стрелу необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш должен быть приподнят над землей на 0,5 - 0,7 м.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Прежде, чем осуществлять какой-либо маневр экскаватором, машинист должен убедиться в отсутствии в зоне работы людей, а в забое ранее не обнаруженных деревьев, камней, а также неизвестных предметов.

3.3. При работе экскаватора запрещается производить какие-либо другие работы и находиться посторонним лицам в радиусе равном стреле плюс 5 м. На экскаваторе разрешается находиться только машинисту и тем членам бригады, без которых невозможно обслуживание машины. Нахождение посторонних лиц запрещается.

3.4. Погрузку грунта в автосамосвалы следует производить со стороны заднего или бокового борта. Запрещается проносить ковш над кабиной водителя. Экскаваторщику запрещается производить погрузку грунта в автосамосвал, не имеющие над кабиной предохранительного бронированного щита, а также при нахождении водителя в кабине.

3.5. Во время перерывов в работе стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт. Очищать ковш, а также регулировать тормоза следует при опущенном на землю ковше.

3.6. Скорость передвижения автотранспорта по карьеру устанавливается начальником карьера и не должна превышать 20 км/ч.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При сильном снегопаде, сильном дожде, тумане, когда плохо просматривается место работы экскаватора, при обнаружении неисправности, препятствующей безопасному выполнению работ машинист обязан приостановить работы, поставить в известность руководителя работ.

4.2. При аварии или несчастном случае необходимо отключить двигатель, включить тормоз, оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, поставить в известность руководителя работ.

5. Требования безопасности после окончания работ

5.1. Произвести контрольный осмотр всех механизмов.

5.2. Перемещать экскаватор из карьера на базу или оставить в безопасном месте карьера.

5.3. Поставить стрелу вдоль оси экскаватора, подтянуть ковш ближе к кабине.

5.4. Доложить руководителю о всех замечаниях.

5.5. Вымыть руки с мылом, принять душ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

Добыча щебня открытым способом с каждым годом приобретает все большее значение как более прогрессивный, экономически выгодный метод. За последние годы увеличилась не только мощность и масштабы горных работ, но и существенно изменилась и сама технология открытого способа разработки. В настоящее время на карьерах и разрезах страны применяется большое количество различных типов и марок экскаваторов, буровых станов, автосамосвалов и другой техники, которая позволила значительно повысить механизацию труда и обеспечить его безопасность.

Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда- один из основных факторов, влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Воздействие неблагоприятных атмосферных условий, влияние токсических свойств используемых материалов, вибрация, пыль, шум, и другие факторы могут привести к заболеваниям и потере трудоспособности рабочих.

Создание безопасных условий труда обеспечивается системой мер, заключающих правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства, Требования охраны труда должны соблюдаться на всех стадиях организации и осуществления производственной деятельности. Многонаправленность функций и задач, которые необходимо решать при управлении охраной труда, а также множественность нормативных правовых актов, регулирующих эти вопросы, осложняют работу руководителей и специалистов в этой области, требуют от них соответствующих знаний.

Условия труда при добыче щебня открытым способом характеризуются комплексом неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса, ведущими из которых являются: микроклимат, связанный с перепадом температур в кабинах техники и на открытом воздухе, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, токсичные вещества (азот диоксид, углерод оксид, сажа, бенз(а)пирен, формальдегид), транспортно- технологическая, транспортная, локальная вибрации, производственный шум, высокая тяжесть и напряженность труда.

Цель курсовой работы разработка мероприятий по улучшению условий труда рабочего места машиниста экскаватора.

Задачи, поставленные для решения данной цели:

Провести анализ воздействия вредных веществ на работников карьера;

Проанализировать меры, применяемые на предприятии для защиты работников от воздействия вредных веществ и факторов;

Предложить мероприятие по улучшению и оздоровлению условий труда машиниста экскаватора.

1 . АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КАРЬЕРОВ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

1.1 Краткое описание технологического процесса

Горное предприятие, предназначенное для добывания полезных ископаемых из недр земли открытым способом. Карьеры для добычи строительного камня в практике называют каменоломнями.

Месторождение полезного ископаемого или, чаще, его часть, отводимая для разработки одного карьера, называется карьерным полем, границы которого определяются совокупностью вертикальных поверхностей, проходящих через верхний и нижний контуры карьера в конечном его положении.

Глубина карьера обычно доходит до 100 -- 200 м, как исключение -- до 600 м и более, длина поля бывает от нескольких сот метров до 4 -- 5 км. Для доступа к месторождению с поверхности или к отдельным горизонтам проводят траншеи -- открытые горные выработки значительной по сравнению с глубиной и шириной длины.

В зависимости от устойчивости пород углы откоса траншей бывают от 30° до 70°. При разработке карьера месторождение разделяется на отдельные уступообразные слои -- горизонты, ограничиваемые по вертикали верхней и нижней площадками, на которых размещаются добычные, транспортные и др. механизмы; горизонты обозначаются абсолютными топографическими отметками. Поверхность горной выработки, перемещающаяся в процессе горных работ, называют забоем, который в зависимости от направления работ бывает торцовым или фронтальным.

Основные производственно-технические элементы карьера: уступы, заходки, блоки. Уступ- слой пустых пород или полезного ископаемого, имеющий ступенеобразную рабочую поверхность, отрабатываемый забоем с двумя или тремя обнаженными плоскостями и имеющий самостоятельные средства отбойки, погрузки и транспортирования; иногда уступ разделяется по высоте на подуступы, выемка которых производится самостоятельными средствами добычи, но обслуживается общим для всего уступа транспортом. Заходка -- отдельная лентообразная полоса отработки горизонтального слоя породы или полезного ископаемого. Блок или пай заходки -- выделенная по длине часть заходки, разрабатываемая одним выемочным механизмом.

Основные производственные процессы в карьере: отбойка и выемочно-погрузочные работы, транспортировка карьерных грузов и отвальные работы. Отбойка и выемочные работы производятся с целью отделения пород вскрыши или ископаемого от массива с одновременным разрыхлением или раздроблением.

Разнообразие горно-геологических и технико-организационных условий, в которых производятся основные производственные операции в карьере, обусловливает применение большого количества видов, типов и моделей горных машин различного назначения. На карьере строительных материалов отбойка крепких горных пород производится буровзрывными способами или камнерезными машинами, выемка мягких и сыпучих пород -- экскаваторами.

Бурение выполняется пневматическими бурильными молотками (ручными или колонковыми) с помощью погружных перфораторов, которые производят ударное и вращательное движение бурового инструмента.

Одноковшовые экскаваторы ведут разработку забоя, непрерывно двигаясь вдоль откоса уступа; они обычно имеют встроенные в них транспортеры или применяются в сочетании с транспортными мостами или отвалообразователями.

При валовой разработке в высоких забоях с почти вертикальным откосом используются скребковые экскаваторы. В карьерах, особенно на отвалочных работах, широко применяют средства малой механизации: бульдозеры, скреперы, струги. Бульдозеры эффективны при перемещении породы не далее 100 м (на выемке, перемещении грунта в карьере, на отвалах, уборке недомыва и др. работах). Скреперы используются на вскрышных, добычных и вспомогательных работах (зачистка кровли пласта, планировка площадок) в породах, не требующих предварительного разрыхления.

Струги применяются иногда на очистных работах для подчистки кровли пласта ископаемого и удаления сравнительно плотных и небольшой мощности наносов; толщина, снимаемого слоя не более 6 м. В карьере небольшой производительности более рациональны легкие транспортеры и погрузочные машины.

Карьерный транспорт бывает безрельсовый (автотракторный, канатные и прицепные скреперы, кабельные экскаваторы и кабельные краны, отвалообразователи); конвейерный и рельсовый (со стационарными и подвижными двигателями.

Конвейерный транспорт, благодаря простоте организации и обслуживания, непрерывности действия, небольшому расходу электроэнергии и другими качествам, получает все более широкое распространение. Обычно он применяется в сочетании с одноковшовыми экскаваторами, которые грузят породу на транспортер через погрузочную воронку.

Порода перевозится в отвалы саморазгружающимися вагонами-думпкарами грузоподъемностью от 50 -- 80 т (четырехосные) до 180 т (восьмиосные) и вагонами с глухим металлическим кузовом (гондолами и хопперами) емкостью до 90 т с открывающимися на дне вагона люками.

Отвальные работы на современных карьерах достигают иногда десятков миллионов метров в год. По расположению отвалы делят на внутренние (расположенные, в выработанном пространстве) и внешние (вне контуров карьера), по способу образования -- на тупиковые, веерообразные и кольцевые.

Формируются отвалы экскаваторами, отвальными плугами, бульдозерами. Для непосредственной транспортировки пород в отвалы применяются отвалообразователи и транспортно-отвальные мосты. Работы ведутся единым, законченным, управляемым из одного пункта технологическим комплексом устройств, полностью обеспечивающих транспортирование пород и отвалообразование.

На разрезе имеется несколько участков.Горный участок производит вскрышные работы и добычу угля,транспортный участок занимается перевозками угля и породы, эксплуатацией и ремонтом карьерных автосамосвалов, автобусов, грузовых и легковых автомашин.

Погрузочно-транспортный участок отвечает за перевозки угля на железнодорожную станцию и погрузку угля в железнодорожные вагоны. Кроме основных участков на разрезе имеются отделы и службы, которые занимаются подготовкой, обслуживанием и решением специальных задач: этоэлектромеханическая, экономическая, маркшейдерская, геологическая и экономическая службы, бухгалтерия, охрана и др.

Нагорном участке производится вскрытие угольных пластов и добыча щебня. Эти работы выполняются с помощью экскаваторов ЭКГ - 5А с емкостью ковша - 5 куб. метров. Машина электрическая на гусеничном ходу, может погрузить за смену 2,5 тыс. куб. метров породы. Самый верхний (первый) уступ сложенный рыхлыми и полускальными породами, экскаватор разрабатывает без предварительного взрывания. А нижележащие уступы № 2,3,4 сложенные крепкими породами, уже необходимо взрывать.

Для этого буровыми станками СБШ, СБР, БТС в породах бурятся скважины диаметром 150 - 250 мм, в которые закладывается взрывчатка и затем производится взрывание. И после взорванную рыхлую породу грузят в карьерные самосвалы БелАЗ - 75485, грузоподъемностью 42 тонн и вывозят на отвалы. Таким образом, породы удаляют с разреза на отвалы, а вскрытый уголь также с применением буровзрывной технологии дробят и вывозят на угольный склад, а затем на углепогрузочную станцию.

Транспортный цех базируется на промплощадке. На промплощадке имеются ремонтные и стояночные боксы для БелАЗов, автосамосвалов МАЗ и КАМАЗ, бульдозеров, погрузчиков, ремонтные мастерские, котельная, материальный склад, автозаправочная станция и весовая. В сферу деятельности транспортного цеха входит обслуживание и ремонт карьерного и прочего автотранспорта, бульдозерно - тракторной техники, погрузчиков, грейдеров. По количеству работников транспортный цех самый большой на предприятии.

В обязанностипогрузочно-транспортного цеха входит перевозка щебня с угольного склада горного участка на железнодорожную станцию и погрузка вагонов. На перевозках используются самосвалы МАЗ и КАМАЗ. Погрузка щебня осуществляется экскаватором ЭКГ - 5А и погрузчиками.

Электроцех обеспечивает исправную работу линии электропередачи, электрооборудования на всех участках предприятия.

Ремонтно-строительный участок занимается ремонтом зданий и сооружений, строительством новых зданий и помещений. В своем распоряжении он имеет деревообрабатывающий цех и необходимые механизмы: автокран, трактороно-бульдозерную технику.

Строительством специальных сооружений, таких как железнодорожный путь, линии электропередач, крупные производственные здания занимаются подрядные строительные организации специализирующиеся на этих видах строительства.

1.2 Факторы производственной среды, влияющие на работников карьера

По характеру выполняемой работы и условиям производственной среды рабочие профессии разделены на следующие основные группы:

1) работающие на горных машинах (экскаваторах, буровых станках, бульдозерах, скреперах и др.);

2) рабочие по управлению транспортными, машинами, автосамосвалами, железнодорожным транспортом;

3) прочие рабочие, постоянно занятые на разрезе на различных подсобных операциях -- дорожные, рабочие экскаватора и др.;

4) периодически работающие на разрезе -- слесари и электрослесари по ремонту горных машин и различных установок, ИТР, нормировщики, маркшейдеры и другие.

Основными профессиями на разрезах являются машинист экскаватора, водитель погрузчика и машинист бульдозера.

Бульдозер- самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и т.п. с навесным рабочим органом.

Машинист бульдозера - управляет бульдозером для подачи горной массы к экскаваторам, выравнивает отвалы, горные дороги.Проводит рыхление грунта, ведет вскрышные работы, т.е. удаление горных пород, покрывающих слои грунта с залеганием полезных ископаемых. Занимается снегоочисткой и очисткой территории, проводит осмотр и заправку бульдозеров горючими и смазочными материалами, смазку трущихся деталей. Выполняет профилактический ремонт бульдозера. Работает на поверхности.

Экскаватор - выемочно-погрузочная машина для производства земляных и горных работ, рабочим элементом которого является ковш или система ковшей.

Машинист экскаватора - управляет экскаватором для отгрузки горной массы на транспортные средства. Перемещает горную массу на борт карьера или в отвал, производит выемку ковшом грунта и его перемещение, текущий ремонт экскаватора.

В его задачу также входит обеспечение технически правильной разработки забоя и эффективное использование экскаватора, заправка экскаватора горючими и смазочными материалами и водой, наблюдение за показаниями средств измерений, прочностью канатов, креплением двигателей.

Погрузчик- погрузочная машина, самоходная машина, предназначенная для выполнения операций захвата, подъема, транспортирования и укладки грузов в транспортные средства, штабели или отвалы.

Машинист погрузчика- управление погрузочной машиной и универсальным ковшовым погрузчиком. Орошение, погрузка горной массы на транспортер или в вагонетки. Очистка путей, шламоотстойников на погрузочных узлах, тупиках.

Условия труда машинистов экскаваторов, бульдозеров, водителей технологического и линейного автотранспорта характеризуются 4-й степенью вредности. Заболеваемость по обращаемости за медицинской помощью работающих на угольных разрезах детерминирована с факторами производственной среды.

По нормированному коэффициенту сопряженности определяется умеренная степень этой связи для концентраций в воздухе рабочей зоны АПФД (R = 0,474), азот диоксида (R = 0,348), стажа работы на угольном разрезе (R = 0,425) и возраста работающих (R = 0,352).

Таблица 1- Факторы производственной среды, оказывающие воздействие на организм работников карьера

Факторы производственной среды

Водитель погрузчика

Машинист бульдозера

Машинист экскаватора

Норматив ПДК, ПДУ

Фактическое состояние фактора

Норматив ПДК,ПДУ

Фактическое состояние фактора

Норматив ПДК, ПДУ

Фактическое состояние фактора

Пыль, мг/м3

Вибрация (общая/локальная)

При управлении горно-транспортной техникой кроме шума и вибрации на работающих оказывают вредное воздействие тяжесть и напряженность трудового процесса, характеризующиеся физическим перенапряжением мышц рук, плечевого пояса, корпуса тела, вследствие чего развивается патология органов опорно-двигательного аппарата. В группу риска развития профессиональной патологии входят такие профессии, как машинисты экскаваторов, бульдозеров, машинисты буровых установок, водители большегрузных автомобилей.

Специфика условий труда, в первую очередь, характеризуется неблагоприятными микроклиматическими условиями на рабочем месте. Многообразие горно-технологического оборудования и технологического транспорта обусловливает возможность воздействия на работающих аэрозолей преимущественно фиброгенного дейсвия (АПФД), токсичных веществ, производственного шума и вибрации, тяжести и напряженности труда.

При работе на крупной карьерной технике, применяемой на открытых угольных разрезах, организм работающих подвергается воздействию средне- и высокочастотного шума.

Содержание токсичных веществ (азот диоксида, углерод оксида, сажи, бенз(а)пирена, формальдегида) в кабинах экскаваторов и буровых установок не превышает установленные нормативы. На рабочих местах машинистов бульдозеров, водителей технологического автотранспорта содержание токсичных веществ составляет: азот диоксида -- до 1,22 мг/м 3 ; бенз(а)пирена -- 3,18 мкг/100 м 3 ; сажи -- 1,56 мг/м 3 ; сера диоксида -- 0,15 мг/м 3 углерод оксида -- 23,5 мг/м 3 ; формальдегида -- до 0,92 мг/м 3 .

В структуре профессиональных заболеваний работающих на первом месте находятся болезни костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата (48,0 %), на втором месте -- нейро- сенсорная тугоухость (22,2 %), на третьем месте -- вибрационная болезнь (16,2 %); доля пневмокониозов составляет 7,0 % профессиональных заболеваний.

1.3 Нормирование факторов производственной среды

Уровни звукового давления на рабочих местах в нормируемом частотном диапазоне не должны превышать значений, указанных в ГОСТ 12.1.003-83 (общий уровень шума для оценки постоянного шума).

Нормируемой характеристикой постоянного шума на рабочих местах являются уровни звукового давления L, дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц на основании ГОСТ 12.1.003-76 «Шум. Общие требования безопасности», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Нормирование запыленности в воздухе рабочей зоны: ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ воздухе рабочей зоны».

Нормативные характеристики вибрации определены документами общегосударственного значения: СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в жилых помещениях и общественных зданий», ГОСТ 12.1.012--90 ССБТ «Вибрационная безопасность. Общие требования».

2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ПРЕДПРИЯТИИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ОТ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ

Для улучшения условий труда при работе с вредными факторами предусматриваются следующие мероприятия:

Применение средств индивидуальной защиты;

Компенсации за работы с вредными условиями труда;

Наличие регламентированного перерыва.

2.1 Мероприятия, для защиты работников карьера от воздействия вредных веществ

Средства индивидуальной защиты на предприятии выдаются в соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно - монтажных и ремонтно - строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; приложение к Приказу Минздравсоцразвития России 16 июля 2007 г. № 477; от 30.12.1997 г. № 69, др. Все средства защиты должны иметь сертификаты соответствия и отвечать требованиям безопасности.

В качестве средств индивидуальной защиты для работников карьера должны применяться:

Для защиты органов дыхания от пыли все лица, занятые на работах, где возможно содержание ее в воздухе выше уровня ПДК, должны быть обеспечены респираторами, соответствующими требованиям ГОСТа ССБТ. "Средства индивидуальной защиты органов дыхания". Режимы применения респираторов должны устанавливаться с учетом концентрации пыли в воздухе рабочей зоны и времени пребывания в них работающих и согласовываться с органами Госсанэпиднадзора. Должны быть определены производственные операции, выполнение которых без респираторов не допустимо. Разрешается пользование респираторами только тех типов, технические характеристики которых согласованы с органами Госсанэпиднадзора;

Для защиты органов слуха, рабочие, подвергающиеся воздействию интенсивного шума, в том числе в наземных горных выработках, должны применять индивидуальные средства защиты, соответствующие требованиям ГОСТа "Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические условия". При выборе индивидуальных средств защиты необходимо учитывать спектральную характеристику акустических колебаний;

Для защиты от вибрации, рабочие виброопасных профессий, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты от вибрации (антивибрационные рукавицы, обувь и др.). Средства индивидуальной защиты от вибрации должны соответствовать ГОСТу "Средства индивидуальной защиты рук от вибрации. Общие технические требования и методы испытаний" и ГОСТу "Обувь специальная виброзащитная. Общие технические требования";

Для защиты кожи от воздействия вредных веществ, высокой или низкой температуры поверхностей органов управления рабочие должны обеспечиваться защитными средствами, соответствующими ГОСТу ССБТ. "Одежда специальная защитная.

Средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация". В качестве СИЗ кожи рук от пыли и вредных веществ должны применяться рукавицы, перчатки, защитные мази и пасты, соответствующие требованиям ГОСТа ССБТ. "Средства дерматологические защитные. Классификация. Общие технические требования";

Спецодежда рабочих угольных разрезов должна удовлетворять требованиям ГОСТа ССБТ. "Костюмы мужские для защиты от пониженных температур. Технические условия" и ГОСТа ССБТ. "Костюмы женские для защиты от пониженных температур. Технические условия".

Компенсациями за работы с вредными условиями труда в угольной промышленности являются:

Дополнительный отпуск (предоставляется согласно ст. 116 ТК РФ и определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может быть менее трех календарных дней);

Сокращенная продолжительность рабочего времени (согласно ст. 94 ТК РФ: при 36-часовой рабочей недели- 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее- 6 часов и может быть предусмотрено увеличение при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю) и гигиенических нормативов условий труда);

Повышенная оплата труда (по ст. 147 ТК РФ размеры доплат устанавливаются работодателем в процентах к тарифной ставке согласно Типовому положению об оценке условий труда на рабочих местах в зависимости от фактического состояния условий труда 4,8 или 12%);

Досрочное назначение трудовой пенсии (согласно п. 11 ст. 27 N 173-ФЗ лица, занятые полный рабочий день на открытых горных работах по добыче полезных ископаемых имеют право на пенсию независимо от возраста, если они трудились не менее 25 лет);

Лечебно-профилактическое питание (по ст. 222 ТК РФ предоставляется за счет средств работодателя);

Выдача молока и других равноценных пищевых продуктов (составляет 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности);

Смывающие и обеззараживающие средства (мыло, защитный крем для рук, очищающая паста для рук, регенерирующий восстанавливающий крем для рук).

экскаватор оздоровление труд вредный компенсация

2.3 Мероприятия для уменьшения воздействия вредных веществ на предприятии

На карьере для защиты рабочих от механического воздействия и воздействия карьерного микроклимата на тело человека применяется спецодежда:

Костюмы шахтерские для защиты от механических повреждений и воды (ткань с комбинированной пропиткой) типа А и Б (ГОСТ 12.4.110-82);

Костюмы мужские для защиты от воды - типа А,Б (ГОСТ 12.4.043-78), из прорезиненной ткани.

В зимний период рабочим выдаются фуфайки и ватные брюки. Для защиты ног применяются сапоги резиновые горняцкие с ударозащитными носками, или маслостойкие, по ГОСТ 12.4.072-79. Для защиты головы от повреждений падающими предметами используют каски, обеспечивающие амортизацию удара. Каски изготовлены из полиэтилена, применяются два класса касок: А - для подземных рабочих и ИТР; Б - для работающих в стволах.

Для защиты рук применяют рукавицы. Защита глаз от механических и вредных химических воздействий - используют защитные очки с герметичным подочковым пространством марки Г (ГОСТ 12.4.013-75).

На руднике организована стирка, сушка и ремонт спецодежды в механической прачечной; стирка осуществляется не реже 2-х раз в месяц.

Для защиты органов дыхания от пыли применяются противопылевые респираторы: клапанные «Астра-2», Ф-62Ш и бесклапанные ШБ-1 «Лепесток» (ШБ-1-200, ШБ-1-100, ШБ-1-50 - при концентрациях пыли в воздухе соответственно 200, 100 и 50 мг/м 3).

Для защиты от шума используются наушники ПАС-80, противошумы типа БВ-1, вкладыши «Беруши»; для защиты от вибрации - виброзащитная обувь, коврики и рукавицы.

В процессе эксплуатации и ремонта электрооборудования применяются диэлектрические перчатки, боты и галоши.

Для предохранения от падения с высоты при выполнении работ в стволах, на копрах и в других местах используются предохранительные пояса, изготовленные из негигроскопичных и нерастягивающихся материалов. Предохранительные пояса подвергаются испытаниям на механическую прочность через каждые 6 месяцев, а также после воздействия динамической нагрузки (при рывке) в случае падения.

3 ЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА

3.1 Расчет вентиляции в кабине ЭКГ-А5

Фактическое содержание щебеночной пыли в воздухе находится в пределах Р ф = 319,37 мг/м 3 , предельно допустимое содержание Р пдк = 3мг/м 3 .

Найдем кратность воздухообмена по формуле:

где К- кратность воздухообмена.

Зная кратность воздухообмена, определим воздухообмен L, м 3 /ч.

Величину L выразим из формулы:

где V- объем кабины, м 3 .

где a, b, c - геометрические параметры кабины - длина, ширина, высота, м.

Подставляя значения К и V в формулу 2.2, получим:

По полученной величине воздухообмена, был подобран транспортный кондиционер КТГ-Э-3 с производительностью по воздуху 120 м 3 /ч.

3.2 Пылеподавление

Пенообразователь для подавления пылеобразования (фирма «СОЮЗ» предлагает пенообразующий реагент для подавления пылеобразования.

Одним из наиболее эффективных методов борьбы с пылеобразованием является пенный метод.

Испытания этого метода, проведенные в различных шахтах, позволили выявить его преимущества по сравнению с другими методами: высокая эффективность, достигающая 95 %,высокая смачиваемость пыли, снижения вторичного пылеобразования, большая площадь контакта пены с разрушенной массой и др.

Для эффективного подавления пыли расход пены должен составлять из расчета не менее пяти ее объемов на один объем угля или руды. Пена кратностью 800 обеспечивала снижение запыленности воздуха на рабочем месте машиниста с 0.26 до 0,006 г/м.

Не менее эффективным методом пылеподавлением воздушно-механической пеной является применение данного реагента в цементной промышленности и в коксохимическом производстве.

Реагент относится к трудногорючим, невзрывоопасным соединениям. Температура самовоспламенения 430 С.Он относится к биоразлагаемым малотоксичным промышленным веществам);

М окрые способы борьбы с пы лью (способы подавления пыли, основанные на использовании воды и ее свойствах смачивать и связывать пылевые частицы.

Мокрые способы борьбы с пылью делятся на способы предупреждения подъема пыли в воздух, образующейся при разрушении, погрузке и транспортировании горной породы (предварительное увлажнение массива и отторгнутой горной породы, орошение и смачивание в момент ее разрушения и др.); обеспыливания воздуха или подавления взвешенной пыли распыленной водой (орошение, водяные завесы и др.) и предотвращения повторного поступления в воздух осевших пылевых частиц (орошение и связывание осевшей пыли).

Мокрые способы борьбы с пылью составляет основу комплекса обеспыливающих мероприятий в шахтах, рудниках и карьерах.

Наиболее эффективны способы, предупреждающие поступление пыли в воздух, так как бороться со взвешенной пылью значительно труднее, чем предупредить ее подъем в воздух; кроме того, они уменьшают и пылеотложение в выработках);

Пылеподавление на грунтовых дорогах горных предприятий (временные автодороги (ширина проезжей части 6 м) на уступах являются самыми неблагоприятными зонами, где пылевой слой мелкодисперсной пыли легко переходит во взвешенное состояние под действием ветра и при движении транспорта.

Количество пыли на дорогах достигает 70-90% от общего количества в карьере, образуемой всеми источниками. Широко распространенный метод обеспыливания дорог путем гидроорошения малоэффективен из-за ограниченности времени действия. Поэтому для пылеподавления на автодорогах было разработано пылесвязующее вещество-универсин. Универсин поставляется в железнодорожных цистернах емкостью 50-60 тонн в готовом для применения виде.

Для обеспыливания автодорог универсином использован метод разлива (распыления) вещества на поверхность покрытия автодорог в выходные дни. Перед обработкой покрытия дороги универсином производится удаление пыли и грязи.

Перед разливом покрытие дорог должно быть сухим.

Эксплуатация обработанных дорог допускается не ранее полного впитания в покрытие: внекарьерных дорог - через 3 часа, внутрикарьерных - через 0,5 ч.

После полного впитывания универсина производится россыпь щебня (крупностью 3-4 мм) из расчета 0,5-0,6 м2 на 100 м2 полотна дороги. После обработки покрытие обработке и 0,5 л/м2 при повторном разливе. Объем покрытия автодорог и расход универсина уплотняется движением автомобилей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ карьера показал, что на здоровье работников воздействуют вредные вещества и вредные факторы, которые приводят к развитию профессиональных заболеваний.

Рассмотрены мероприятия, предусмотренные законодательством, а также меры, применяемые на данном предприятии, для уменьшения воздействия на работников вредных факторов.

Предложены меры по профилактике развития профессиональных заболеваний машиниста экскаватора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Мельников, Н.В. "Краткий справочник для открытых горных работ"

2. Арбатов А., Минерально-сырьевая база страны // Экономист. - 2000. - № 2

3. Белов, С.В. «Безопасность жизнедеятельности»: учебник для вузов/Под общ. ред. С.В. Белова. - М.: Высш. шк., 2005. - 606 с.: ил.

4. Глебова, Е.В. Производственная санитария и гигиена труда [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е.В. Глебова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2007. - 382 с.: ил.

5. Чепульский, Ю.П. Аттестация рабочих мест [Текст]: практическое руководство / Ю.П. Чепульский, В.И. Бекасов. - М.: «Альфа-Композит», 1998. - 304 с.: ил.

6. Прусенко, Б.Е. Вредные производственные факторы и аттестация рабочих мест [Текст]: практическое руководство / Б.Е. Прусенко, Е.Б. Сажин, Н.Н. Сажина, Е.В. Глебова, Н.Б. Губина, Н.Д. Цхадая. - под общ. ред. Б.Е. Прусенко, Н.Д. Цхадая. - М.: ООО «Анализ опасностей», 2004 - 453 с.

7. О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда [Эл. ресурс]: положение Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. Российская энциклопедия по охране труда [Текст] / т. 2 - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. - 408 с.: ил.

9. Лумисте, Е.Г. Обеспечение безопасности труда на инженерных объектах. Методическое пособие по курсовой работе. - Брянск.: БГСХА, 1999. - 80 с.

10. Белов, С.В. Средства защиты в машиностроении. Расчет и проектирование. Справочник. / Под ред. Белова С.В.--М.: Машиностроение, 1989. - 318 с.

11. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки [Текст]: сан. нормы: утв. и введ. 31.10.96. - М.: Минздрав России, 2003. - 23 с.

12. СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в жилых помещениях и общественных зданий [Текст]: сан. правила и нормы: утв. и введ. 31.10.96. - М.: Минздрав России, 2003. - 33 с.

13. Шелфраст В.В. Основы проектирования машин. М.: Изд-во АПМ, 2000. 472 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности организации рабочего места слесаря авторемонтника, воздействие вредных и опасных производственных факторов на работника. Профессиональные болезни и средства индивидуальной защиты авторемонтника. Мероприятия по улучшению условий труда.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2016

    Оценка условий труда на рабочем месте термиста; технические, экономические, организационные и эргономические требования НОТ. Анализ опасных и вредных производственных факторов. Разработка мероприятий по обеспечению безопасности труда в термических цехах.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2014

    Степень опасности и вредности производственной среды. Оценка состояния условий труда на рабочем месте слесаря-сборщика по факторам с учётом гигиенической классификации труда. Мероприятия по их улучшению. Расчет средств защиты по установленным ОВПФ.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2010

    Разработка мероприятий по улучшению условий труда и повышению уровня безопасности рабочего места столяра. Идентификация опасных и вредных производственных факторов исследуемого рабочего места. Определение общих мероприятий по улучшению условий труда.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Оценка условий труда на рабочих местах маляра на металлообрабатывающем производстве. Анализ вредных факторов производства. Гигиенические нормативы условий труда и способы защиты работающих от воздействия вредных и опасных факторов производственной среды.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2018

    Химическое, физическое и психофизиологическое воздействие опасных и вредных производственных факторов. Оценка состояния условий труда на рабочих местах. Мероприятия по достижению безопасных условий труда, применение средств индивидуальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2012

    Понятие условий труда как совокупности факторов производственной среды, влияющих на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Виды опасных и вредных факторов в работе технолога: физические, химические, биологические и психофизиологические.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2014

    Организация обеспечения работников ОАО "СибирьЭнерго" средствами индивидуальной защиты. Разработка программы по улучшению условий труда и предотвращению производственного травматизма. Расчет экономической эффективности разработанных предложений.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2012

    Производственный процесс в химическом цехе. Воздействие негативных факторов производственной среды на человека. Предельно допустимая концентрация содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Использование аттестации рабочих мест и замеров уровней факторов производственной среды для оценки условий труда. Составление санитарно-гигиенического паспорта рабочего места. Способы снижения шума и концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Каждое горное предприятие должно иметь:

а) утвержденный проект разработки месторождения полезных ископаемых;

б) установленную маркшейдерскую и геологическую документацию ;

в) согласованный с Госгортехнадзором план развития горных работ ;

г) лицензию на эксплуатацию горных производств и объектов, выданную Госгортехнадзором, а также лицензию на право пользования недрами , включая горный отвод , зарегистрированный в органах Госгортехнадзора.

Государственный надзор за горными производствами и работами распространяется на карьеры по добыче общераспространенных полезных ископаемых с объемами добычи свыше 50 тыс.м 3 горной массы в год, а также независимо от объема добычи, если на них ведутся взрывные работы.

Все рабочие и инженерно-технические работники (ИТР), поступающие на предприятие, подлежат предварительному медицинскому освидетельствованию , а работающие непосредственно на открытых горных работах – периодическому освидетельствованию на предмет их профессиональной пригодности.

Лица, поступающие на горное предприятие, должны пройти с отрывом от производства предварительное обучение по технике безопасности в течение трех дней (ранее работавшие на горных предприятиях и рабочие, переводимые на работу по другой профессии – в течение двух дней) и сдать экзамены по утвержденной программе комиссии.

Запрещается допуск к работе лиц, не прошедших предварительного обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности (ТБ) должен проводиться не реже двух раз в год с регистрацией в специальной книге. При внедрении новых технологических процессов и методов труда, изменении требований или введении новых правил и инструкций по ТБ все рабочие должны пройти новый инструктаж.

При переводе рабочего с одной работы на другую для выполнения разовых работ он должен пройти целевой инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

Запрещается допускать к самостоятельной работе работников, не прошедших обучение по профессии и не сдавших экзамены.

Машинисты и помощники машинистов горных и транспортных машин, управление которыми связано с оперативным включением и отключением электроустановок (ЭУ), должны иметь квалификационную группу по технике безопасности :

при напряжении до 1000 В:

Машинисты – не ниже III группы;

Помощники – не ниже II группы;

при напряжении выше 1000 В:

Машинисты – не ниже IV группы;

Помощники – не ниже III группы.

Это дает право машинистам и их помощникам производить оперативные переключения и техническое обслуживание в пределах закрепленной за ними горной и транспортной машины и ее приключательного пункта (ПП). При временном переводе машинистов и их помощников на другие экскаваторы (бурстанки) выполнение указанных работ разрешается после ознакомления их с системой электроснабжения этих горных машин.


Проверка знания безопасных методов работы машинистами горных и транспортных машин и их помощниками должна производиться ежегодно комиссиями, назначаемыми предприятием.

К техническому руководству горными работами допускаются лица, имеющие законченное высшее или среднее горнотехническое образование или право ответственного ведения горных работ. Руководящие и инженерно-технические работники горных предприятий и проектных организаций обязаны не реже одного раза в 3 года проходить проверку знания ими Правил безопасности и инструкций в вышестоящей организации или органах Госгортехнадзора.

Каждое рабочее место перед началом работ или в течение смены должно осматриваться мастером или по его поручению бригадиром (звеньевым), а в течение суток – начальником участка или его заместителем, которые обязаны не допускать производство работ при наличии нарушений правил безопасности, кроме работ по нарядам для устранения этих нарушений.

На производство работ должны выдаваться наряды . Запрещается выдача нарядов на работу в места, имеющие нарушения правил безопасности, кроме работ по устранению этих нарушений. На производство работ, к которым предъявляются повышенные требования по ТБ, должны выдаваться письменные наряды – допуски . Перечень этих работ устанавливается предприятием.

Каждый рабочий до начала работы должен удостовериться в безопасном состоянии своего рабочего места, проверить исправность предохранительных устройств, инструмента, механизмов и приспособлений, требующихся для работы. Обнаружив недостатки, которые он сам не может устранить, рабочий, не приступая к работе, обязан сообщить о них лицу технического надзора.

Каждый работающий на предприятии, заметив опасность, угрожающую людям или предприятию, обязан наряду с принятием мер по ее устранению сообщить об этом лицу технического надзора, а также предупредить людей, которым угрожает опасность.

Горные выработки карьеров в местах, представляющих опасность падения в них людей, следует ограждать предупредительными знаками, освещаемыми в темное время суток. Дренажные скважины, недействующие шурфы и другие вертикальные и наклонные выработки должны быть надежно перекрыты.

Запрещается загромождать рабочие места и подходы к ним породой и предметами, затрудняющими передвижение людей и механизмов.

Запыленность воздуха и количество вредных газов на рабочих местах не должны превышать величин, установленных санитарными нормами. Места отбора проб и их периодичность устанавливаются графиком, утвержденным главным инженером предприятия, но не реже одного раза в месяц.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ ПРИ РАБОТЕ В КАРЬЕРЕ

Введение

Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности к работе автомобиля.при работе в карьере
Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе типовой, а также инструкций:
-при вывешивании автомобиля и работ под ним;
-при снятии и установке колес под ним;
-при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей, прицепа;
-при передвижении по территории карьера;
-по предупреждению пожаров.
Заметив нарушение требований безопасности любым работником, водитель должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Водитель должен выполнять указания представителя комитета по охране труда или уполномоченного профкома.
Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе на грузовом автомобиле при работе в карьере допускаются лица, прошедшие:
вводный инструктаж;
инструктаж по пожарной безопасности;
первичный инструктаж на рабочем месте;
инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.
Для выполнения обязанностей водителя грузового автомобиля допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18 летнего возраста.
1.2. Водитель должен проходить:
повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации грузового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава Р Ф № 90 от 14.03.96 г.
1.3. Водитель обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
соблюдать требования при работе в карьере;
использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. При оформлении водителя на работу за ним должен быть закреплен определенный грузовой автомобиль приказом по предприятию.
1.5. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая поручена администрацией транспортного отдела.
1.6. Водитель должен:
уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения начальника АХО;
во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.7. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.8. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.
1.9. При обнаружении загорания или в случае пожара:
остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горючесмазочных материалов;
приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть помещение.
1.10. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.11. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.12. В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" водитель автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев).
1.13. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
вывешенный автомобиль;
горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т. п.
отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
этилированный бензин
столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
оборудование, инструмент, приспособления.
1.14. При совместной работе на линии 2-х человек и более, водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного руководителем ответственным за соблюдение требований безопасности
1.15. Газобаллонные автомобили могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода двигателя на работу на бензин. Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания запрещается.
1.16. При переводе двигателя на жидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания, после чего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу жидкого топлива и осуществить пуск двигателя.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Пройти предрейсовый медосмотр.
2.2. Получить у диспетчера путевой лист и целевой инструктаж об условиях работы в карьере.
2.3. Совместно с механиком КПП проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:
Исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительной системы, запоров бортов, глушителя, плотность его соединений.
2.4. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:
техническое состояние автомобиля и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей;
отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автомобилей на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
наличие исправного инструмента и приспособлений;
заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.5. Автомобили, работающие на газовом топливе, должны ежедневно подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных приборов, на слух или мыльной эмульсией.
Неисправности газовой аппаратуры устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированных мастерских.
2.6. Перед пуском двигателя водитель должен:
-отключить и отсоединить элементы подогрева;
-затормозить автомобиль стояночным тормозом;
-поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
-проверить герметичность системы питания;
-проветрить подкапотное пространство, при работе на газе;
2.5. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.
2.6. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.7. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.
2.8. Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.
2.9. При работе автомобиля на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
операции по приемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
продувку бензосистемы производить насосом;
при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;
в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью.
2.10. Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.
2.11. С целью повышения безопасности соединение автомобиля с прицепом должно быть посредством жесткого дышла, закрепленного на раме автомобиля шкворня с гайкой. Шкворень соединять с дышлом так, чтобы оно могло свободно поворачиваться; ось дышла прицепа при горизонтальном его положении должна быть на одном уровне со шкворнем.

3.Требование безопасности во время работы

3.1. При работе на линии водитель должен:
-прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
-на автомобиле-самосвале только с опущенным кузовом.
-перед выходом из кабины выключать зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать на ходу из кабины, кузова автомобиля.
3.2. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль оставлен на участке дороги, имеющем уклон, подложить под колеса противооткатные упоры.
3.3. При работе в карьере:
-работа в карьере считается опасной, поэтому водитель должен об этом всегда помнить;
-выполнять все распоряжения мастера карьера, который несет персональную ответственность за охрану труда водителей и всего персонала, который работает в карьере;
-спуск и подъем автомобиля во время гололедицы не допускается;
-осмотреть место для погрузки;
-погрузку грунта в автосамосвалы следует производить со стороны заднего или бокового борта. Запрещается проносить ковш над кабиной водителя;
-запрещается погрузку грунта в автосамосвал, не имеющий над кабиной предохранительного бронированного щита, а также при нахождении водителя в кабине.
-скорость передвижения автотранспорта по карьеру не должна превышать 20 км в час
3.3. Своевременно очищать грязь и лед с подножек.
3.4. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.
3.5. Открыватьпробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой. Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.6. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.
3.7. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
3.8. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автомобиля лиц не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.9. Водителю не разрешается:
управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления которая может повлиять на безопасность движения;
выполнять работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузо-разгрузочных механизмов;
на заправочном пункте пользоваться открытым огнем;
допускать работу двигателя на смеси 2-х топлив;
при стоянке автомобиля спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе или заводить двигатель для обогрева кабины; передавать управление автомобилем посторонним лицам;
производить техническое обслуживание и ремонт автомобиля во время погрузки и разгрузки;
перевозить пассажиров на автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, а так же проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа автомобиля;
выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
подогревать двигатель открытым пламенем, а так же при определении и устранении неисправностей механизмов;
курить в кабине газобаллонного автомобиля;
загораживать двери грузом;
перевозить детей в кузове автомобиля;
перевозить людей на подножках;
совместно перевозить опасные грузы и продукты;
ставить автомобиль-самосвал под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП
при запрвке газовым топливом стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;
подтягивать гайки соединений газовой системы, находящейся под давлением4
работать без рукавиц при заправке газовым топливом;
заправлять баллоны, у которых истек срок освидетельствованияю
протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику АХО или диспетчеру; оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.2. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.
4.3. В случае неисправности газовой системы питания немедленно закрыть расходные и магистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространство, где проходит газопровод.
4.4. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона, выпустить газ или слить газ с соблюдением мер безопасности. Слив газа на предприятии должен быть проведен на специально оборудованных постах.
4.5. Магистральный и расходные газовые вентили открывать медленно во избежание гидравлического удара.
4.6. При сливе газа запрещается курить и пользоваться открытым огнем.
4.7. При обнаружении утечки газа в системе питания двигателя, последний остановить, перекрыть расходный вентиль, принять меры к устранению дефекта.
4.8. При утечке газа из арматуры баллона отогнать автомобиль в безопасное место и выпустить или слить газ из баллона, при отключенном двигателе, в отсутствии открытого огня.
4.9. При сильном снегопаде, сильном дожде, тумане, когда плохо просматривается место работы в карьере работы не производить

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения из карьера совместно с механиком транспортного отдела проверить автомобиль. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2. После постановки автомобиля на ночную или длительную стоянку закрыть расходные вентили, выработать газ из системы питания, отключить зажигание и массу.
5.3. При постановке автомобиля на место с подогревом, убедиться в отсутствии утечки топлива.
5.4. Автомобиль и прицеп очистить от грязи и пыли, поставить их в установленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожара и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
5.5. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.6. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

полный текст документа находится в файле

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПЕРСОНАЛА,

РАБОТАЮЩЕГО В КАРЬЕРЕ

I. Общие требования безопасности

1.1. К работе в карьерах допускается персонал не моложе 18 лет, прошедший обучение, дополнительный инструктаж, медицинскую комиссию.

1.2. Персонал, направляемый для работ в карьере, обязан выполнять все распоряжения начальника (мастера) карьера, который несет персональную ответственность за охрану труда для всех рабочих, прибывших для работ в карьере.

1.3. Работа в карьере считается опасной, поэтому персонал, направляемый для работ в карьерах должен получить дополнительный инструктаж у своего руководителя.

1.4. Спуск и подъем экскаватора при угле наклона пути движения больше установленного паспортными данными необходимо осуществлять с применением тягачей в присутствии механика или мастера.

1.5. Перемещение экскаватора. Кроме пневмонического по искуственным сооружениям допускаются лишь после получения разрешения соответствующих организаций.

1.6. Передвижение экскаватора во время гололедицы допускается в том случае, если будут приняты меры против скольжения его гусениц.

II. Обязанности персонала перед началом работы

2.1. До начала работ машинист экскаватора (бульдозера), грузового автомобиля должны проверить техническое состояние транспортных средств, наличие в кабинах огнетушителей, осмотреть место работы и получить у производителя работ сведения о месте работ.

2.2. Производитель работ должен предусмотреть следующие меры предосторожности перед тем, как начать разработку и выемку грунта из карьера:

а) тщательно осмотреть состояние грунта и возможность его искусственного обрушения в местах, где обнаружены «козырьки» и навесы;

б) запретить движение транспортных средств и механизмов, где производится отбор грунта;

наличие звукового сигнала у экскаватора.

2.3. Экскаваторы во время работы должны устанавливаться на спланированной площадке и, во избежании самопроизвольного перемещения. Закрепляться инвентарными упорами. Запрещается для этой цели применять доски, бревна, камни и другие предметы.

2.4. При перемещении экскаватора к месту работы его стрелу необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш должен быть приподнят над землей на 0,5-0,7м.

III. Требования безопасности во время работы

3.1. Прежде, чем осуществлять какой-либо маневр экскаватором, машинист должен убедиться в отсутствии в зоне работы людей, а в забое ранее не обнаруженных деревьев, камней, а также неизвестных предметов.

3.2. Запрещается производить чистку, смазку и ремонт механизмов во время работы.

3.3. При работе экскаватора запрещается производить какие-либо другие работы и находиться посторонним лицам в радиусе равном стреле плюс 5м. На экскаваторе разрешается находиться только машинисту и тем членам бригады, без которых невозможно обслуживание машины. Нахождение посторонних лиц запрещается.

3.4. Погрузку грунта в автосамосвалы следует производить со стороны заднего или бокового борта. Запрещается проносить ковш над кабиной водителя. Экскаваторщику запрещается производить погрузку грунта в автосамосвал, не имеющие над кабиной предохранительного бронированного щита, а также при нахождении водителя в кабине.

3.5. Во время перерывов в работе стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.. Очищать ковш, а также регулировать тормоза следует при опущенном на землю ковше.

3.6. Скорость передвижения автотранспорта по карьеру устанавливается начальником карьера и не должна превышать 20км/ч.