Нормативно правовые акты по безопасности. Законы и другие нормативно-правовые акты российской федерации по обеспечению безопасности. Правила поведения в условиях вынужденной

Нормативно-правовой акт (НПА) - официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

Основные признаки НПА:

    имеет форму письменного документа;

    имеет определённые законодательством обязательные формальные реквизиты (название, дата принятия, подпись и т.д.);

    принимается, как правило, компетентным органом (органами) государства;

    публикуется в официальных печатных изданиях;

    официальный текст представляет его публикация на государственном языке;

    содержит нормы права;

    обладает юридической силой;

    вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством;

    действует во времени, в пространстве, в отношении определённого круга лиц.

По юридической силе НПА делятся на:

  • подзаконные акты.

В классическом понимании закон - это нормативный правовой акт, содержащий первичные (изначальные) юридические нормы.

К подзаконным актам относятся НПА, которые издаются на основе и во исполнение законов. К ним можно отнести постановления, распоряжения, инструкции и т.д.

Совокупность НПА составляет законодательную систему , которая строится по строго иерархической структуре. НПА вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов.

Основные НПА в сфере БЖД

В соответствии с вышеизложенным к основным НПА в сфере обеспечения БЖД в РФ относятся: Конституция РФ, Федеральные законы (ФЗ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные законы и т.д.

    Конституция РФ, которая определяет основные права и обязанности граждан и государства в сфере труда и безопасности.

    ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов », который определяет основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

    ФЗ №7 «Об охране окружающей среды », который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения », который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    ФЗ №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера », который определяет организационно-правовые нормы в области защиты населения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    ФЗ №69 «О пожарной безопасности », который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в стране.

    ФЗ №3 «О радиационной безопасности населения », который определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Понятие подзаконных НПА

В «законах» требования по обеспечению БЖД формулируются, как правило, в самом общем виде. Дальнейшая конкретизация этих требований осуществляется в подзаконных нормативно-правовых актах.

Общепринятой считается следующая классификация подзаконных нормативных актов.

    По сфере действия:

    • общие (действуют на территории всего государства);

      местные (действуют в отдельной местности);

      ведомственные (действуют внутри ведомств);

      локальные (акты организаций и учреждений);

Подзаконные НПА в сфере БЖД

С точки зрения обеспечения требований БЖД наибольший интерес вызывают следующие НПА:

    Правила устройства или правила устройства и безопасной эксплуатации конкретного вида оборудования. Например, «Правила устройства электроустановок», «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» и т.д.

    Правила безопасности для конкретных видов опасных производственных объектов. Например, «Правила безопасности систем газораспределения».

    Межотраслевые правила по охране труда, обязательные для исполнения во всех отраслях народного хозяйства и для всех видов оборудования. Например, «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭУ)».

    Отраслевые правила по охране труда при выполнении отдельных видов работ. Например, «Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения».

    Своды правил (СП), пришедшие на смену строительным нормам и правилам (СНиП"ам). Например, СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение».

    Санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиН).

Нормативный акт по безопасности труда – акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный компетентным органом.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов , содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоящая из:

¨ межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

¨ строительных и санитарных норм и правил;

¨ правил и инструкций по безопасности;

¨ правил устройства и безопасной эксплуатации;

¨ свода правил по проектированию и строительству;

¨ гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Согласно ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» в зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

¨ стандарты на продукцию;

¨ стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

¨ стандарты на услуги;

¨ стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

¨ стандарты на термины и определения;

¨ стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.

Стандарты на процессы и работы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.



Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала.

Помимо того, что во все стандарты и технические условия включается раздел «Требования безопасности», а в комплект технической документации на технические устройства (машины, оборудование, аппараты и т. п.) входит инструкция по их безопасной эксплуатации, вопросам обеспечения безопасности труда специально посвящены стандарты особой системы стандартов – Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

ССБТ - это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.

ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положением об этих органах. Нормы и правила, утверждаемые органами государственного надзора и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны.

Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и технических условиях по ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», в нормативной, а также в конструкторской, технологической и проектной документации.

Стандарты ССБТ делятся на 5 групп, нумеруемых от 0 до 4.

Стандарты группы «0» – организационно-методические стандарты – устанавливают:

¨ организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль над соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);

¨ требования (правила) к организации рабочих мест, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

Стандарты группы «1» – Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов – устанавливают:

¨ требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;

¨ методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;

¨ методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы «2» – Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию – устанавливают:

¨ общие требования безопасности к производственному оборудованию;

¨ требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;

Стандарты группы «3» – Стандарты требований безопасности к производственным процессам – устанавливают:

¨ общие требования безопасности к производственным процессам;

¨ требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;

¨ методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «4» – Стандарты требований к средствам защиты работающих – устанавливают:

¨ требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;

¨ методы контроля и оценки средств защиты;

¨ классификацию средств защиты.

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры - порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

Нормативные документы в строительстве

Центральное место в правильном санитарно-гигиеническом устройстве и безопасности (надежности) эксплуатации зданий и сооружений играют строительные нормы и правила (СНиП). В последние годы ряд нормативных документов в сфере строительства получили название Сводов правил по проектированию и строительству (СП).

Обозначения документов состоят из индекса (например, СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем, через дефис, порядкового номера данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. Порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП – с номера 101.

Нормативные документы по пожарной безопасности

Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ 06-96 «Нормы пожарной безопасности. Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности». В соответствии с ним все нормативные документы, издаваемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, подлежат классификации и кодированию. Проводит классификацию Главное управление государственной противопожарной службы (ГУ ГПС).

К основным подзаконным нормативным правовым актам в области пожарной безопасности относят:

¨ нормы технологического проектирования (НТП);

¨ правила пожарной безопасности (ППБ);

¨ нормы пожарной безопасности (НПБ).

Коды классов, подклассов и реквизитов принимают в соответствии с классификаторами НПБ 06-96.

Санитарные нормы и правила

Санитарные нормы и правила – нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу здоровью и жизни людей.

Санитарные нормы (СН) устанавливают оптимальные, предельно допустимые и допустимые уровни факторов производственной и окружающей среды.

Гигиенические нормативы (ГН) устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды, среды обитания человека.

Наряду с СН, СП и ГН действуют методические документы:

¨ руководство (Р) – свод обязательных к исполнению распорядительных и методических документов по вопросам организации санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования, выполнения требований санитарного законодательства РФ;

¨ методические указания (МУ) – документы, устанавливающие обязательные к исполнению требования по организации и проведению Госсанэпиднадзора, регламентации деятельности в системе санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования;

¨ методические указания по методам контроля (МУК) – документы, содержащие обязательные для исполнения требования к методам контроля и методикам качественного и количественного определения химических, биологических и физических факторов среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать опасное и вредное влияние на здоровье человека.

Для облегчения поиска и в целях систематизации вышеназванных документов их относят к разным подгруппам, каждой из которых присвоен свой шифр.

В разделе 2 «Гигиена» выделена группа нормативных документов 2.2 «Гигиена труда», которая имеет следующие подгруппы:

2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий.

2.2.2. Технологические процессы, сырье, материалы и оборудование, рабочий материал.

2.2.3. Предприятия отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи, транспорта и др.

2.2.4. Физические факторы производственной среды.

2.2.5. Химические факторы производственной среды.

2.2.6. Биологические факторы производственной среды.

2.2.7. Физиология и эргономика.

2.2.8. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды.

Все действующие нормативные правовые документы (ГОСТ, СНиП, правила по охране труда и др.) – распорядительные, технические, инструктивные, методические и иные официальные документы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности производственной и окружающей среды, среды обитания человека для его здоровья, издаваемые органами исполнительной власти (федеральными, субъектов федерации) и местного самоуправления, не должны противоречить санитарному законодательству Российской Федерации.

Основная задача нормативных правовых актов об охране труда – установление требований, норм и правил, обеспечивающих ограничение до определенных значений или полное устранение опасных и вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное действие на человека в процессе труда.

Правила по охране труда (ПОТ) – нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).

Правила по охране труда делятся на межотраслевые и отраслевые и обозначаются как: ПОТ – правила по охране труда; Р – Россия; М – межотраслевые; О – отраслевые; 001 – присвоенный номер; 200_ – год утверждения.

Все документы принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока действия правил по охране труда или об их отмене должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, утвердившим правила по охране труда.

Требования промышленной безопасности разнесены по различным отраслям надзора и регламентированы в перечне в действующих нормативных документах Ростехнадзора, утверждаемых им.

Приказом Ростехнадзора от 1 августа 2006 г. №738 утвержден перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Вопрос 1.7.4.
Закон о техническом регулировании

Существенное изменение в вышеизложенный порядок принятия и реализации различных нормативных актов по охране труда и безопасности производственной деятельности внес Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Сегодня очень сложно предсказывать в полном объеме практику применения вышеназванного закона. Вместе с тем Федеральный закон «О техническом регулировании» должен кардинально поменять всю систему государственного регулирования в «технических» аспектах обеспечения безопасности, полностью ликвидируя правовую базу деятельности «отраслевого» регулирования, действующую в нашей стране и после фактического распада большинства отраслей и отраслевого управления хозяйствующими субъектами права.

До настоящего времени практически все нормативные (отраслевые по типу их разработки, принятия и контроля над их выполнением) документы являлись обязательными для всех субъектов права. Необходимость такого государственного регулирования связана с правами субъектов права на безопасность и защищенность. В административно-командной системе управления, реализуемой через отраслевое управление, соблюдение большинства прав становилось обязанностью.

В условиях тотальной государственной собственности государство невольно брало на себя ответственность за безопасность и качество продукции для потребителя. В условиях рынка государство не может обеспечить тотальный контроль старыми методами «государственной приемки» и начинает регулировать все по-новому.

Эта новизна (для обществ с переходной экономикой) состоит в разграничении деятельности для самого себя (деятельности, являющейся «внутренним» делом личности) и деятельности для других (деятельности в той или иной мере, затрагивающей интересы других личностей).

Как только действия какого-либо субъекта начинают затрагивать интересы другого, вступают в силу требования «общества», призывающие субъекта ДОБРОВОЛЬНО принять ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования соблюдения интересов (безопасности) третьих лиц (заинтересованных лиц), т. е. общества. В сфере производства к такому регулированию относят лицензирование вида деятельности, сертификацию товаров и услуг, аккредитацию организаций, аттестацию специалистов. Установление, поддержание и регулирование обществом в лице государства процедур лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации обеспечивают потребителю (и тем самым всему обществу) гарантии безопасности для окружающих различного рода деятельности, товаров и услуг, связанных с действиями грамотных (компетентных) специалистов и работников.

Поскольку Федеральный закон «О техническом регулировании» установил 7-летний переходный период, на практике все пользуются документами, принятыми до ввода его в действие, т. е. до 1 июля 2003 г. Кроме того, в мае 2007 года все вопросы охраны труда, кроме чисто технических, выведены из-под действия данного закона.

ЛЕКЦИЯ № 1

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению

безопасности

Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

В Конституции РФ изложены права и свободы че­ловека и гражданина: «Человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина – обязанность государства» (ст.2).

Это положение Конституции относится и к праву человека на обеспечение своей личной, безопасности, безопасности своей семьи и имущества. Государство обязано в этой связи принимать все необходимые меры для обеспечения этого права.

Одновременно с гарантией безопасности каждому человеку Конституция РФ возлагает на граждан России и определенные обязанности по обеспечению безопас­ности самого государства и его граждан. К таким обя­занностям граждан России относятся выполнение кон­ституционного долга по защите Отечества и несению военной службы в соответствии с Федеральным зако­ном «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). Одновременно гражданин Российской Федера­ции в случае, если его убеждениям или вероисповеда­нию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Конституция отмечает также, что гражданин Рос­сийской Федерации может самостоятельно осуществ­лять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности жизни, здоровья и имущества.

Разрабатывая законодательно-правовую базу по обеспечению безопасности личности, государство пе­ресмотрело Концепцию национальной безопасности России, военную доктрину, Уголовный кодекс, создало Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработало ряд нормативно-правовых документов по этим вопросам.

Закон Российской Федерации «О безопасности», принятый в 1992 г., закрепляет правовую основу обес­печения безопасности личности, общества и государст­ва. В нем определены система безопасности и ее функ­ции, установлен порядок организации и финансирова­ния органов обеспечения безопасности, а также поря­док контроля и надзора за законностью их деятельности. В Законе указаны основные элементы системы безопасности, ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средст­ва обеспечения безопасности, определены статус Сове­та Безопасности РФ, его состав, основные задачи и другие вопросы.

Вопросы безопасности человека рассмотрены и в Федеральном законе «О защите населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера», принятом в 1994 г. Данный Закон определяет общие для Российской Федерации органи­зационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, нахо­дящихся на территории РФ, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Глава IV Закона посвящена правам и обязанностям граждан РФ в облас­ти защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций и социальной защите пострадавших, глава V ­порядку подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В Федеральном законе «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.) определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения по­жарной безопасности в РФ. Рассмотрен порядок уста­новления отношений в области пожарной безопасно­сти между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учрежде­ниями, организациями, крестьянскими (фермерски­ми) хозяйствами, а также между общественными объе­динениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обу­чающихся в образовательных учреждениях, мерам по­жарной безопасности.

Особое место в системе обеспечения безопасности личности и государства отводится Федеральному за­кону «Об обороне» (принят в 1996 г.). Он определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органи­заций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства. при­влекаемые для обороны, ответственность за наруше­ние законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Законом закреплены права и обязанности граждан РФ в области обороны. В частности, отмечается, что граждане РФ:

    принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;

    могут создавать организации и общественные объе­динения, содействующие укреплению обороны;

    предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнитель­ной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собст­венности, с последующей компенсацией понесен­ных расходов в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.) определяет задачи в области граждан­ской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов власти, организаций, а также си­лы и средства гражданской обороны. В нем установле­ны права и обязанности граждан Российской Федера­ции в области гражданской обороны. Отмечается, в ча­стности, что граждане РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие этих действий; прини­мают участие в проведении других мероприятий по гра­жданской обороне; оказывают содействие органам го­сударственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

ЛЕКЦИЯ № 2

Правила поведения в условиях вынужденной

автономии в природных условиях

Выживание – активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Причинами вынужденной автономии, могут быть: аварии транспортных средств, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера мирного и военного времени, потеря ориентировки в походе и др.

Выжить – это значит решить основные задачи:

    сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды;

    составить пищевой рацион и суметь воспользоваться "подножным кормом";

    • суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева (огонь, укрытие);

    суметь защититься от хищных животных, при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и себе;

    решить, оставаться на месте или выходить к населенным пунктам.

Решение оставаться на месте принимается, если:

    сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы;

    место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая;

    направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;

    большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

Решение об уходе с места принимается, если:

    точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

    возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.

    в течение трех суток нет связи и помощи.

При уходе с места оставьте записку, сообщение или/и выложите стрелку, указывающую направление вашего движения.

1. Вода

Вода играет огромную роль в жизни человека. Она не только входит в состав тканей организма, составляя почти 2/3 массы тела, обеднение организма водой даже на несколько процентов ведет к нарушению его жизнедеятельности, а обезвоживание на 10% и выше вызывает глубокие расстройства в функциональной деятельности органов и систем, являясь причиной гибели человека.

Потребность человека в воде при умеренных физических нагрузках составляет 1,5-2 л в день. В идеальных условиях мы можем прожить без воды около 14 суток. При высокой температуре воздуха и больших физических нагрузках – 7 суток, а в критической ситуации не более 3 суток. Поэтому вода является более важной, чем питание, убежище и пр.

Фильтрование воды

Воду из горных ручьев и речек, родников и ключей можно использовать без дополнительной обработки. Из других источников воду необходимо фильтровать и обеззараживать. В случаях, когда вода мутная, перед дополнительной обработкой ей дают отстояться.

Приемы фильтрования воды.

1. Фильтрование воды через грунт. Рядом с водоемом, в 1-2 метрах от берега, выкопать ямку ниже поверхности воды (уровня водоема). Дождаться когда ямка наполнится водой.

2. Можно использовать самодельные фильтры, состоящие из треноги с растянутыми на ней кусками ткани и заполненные песком.

3. Можно использовать подходящую емкость, если пробить в донышке несколько небольших отверстий и заполнить ее песком.

Во всех случаях "первая" вода не используется.

Обеззараживание воды

Фильтрование позволяет избавиться от механических примесей, но в воде, даже чистой и прозрачной, могут находиться опасные микроорганизмы.

Самый надежный способ обеззараживания воды в полевых условиях – ее кипячение.

Если кипячение недоступно, допускается обеззараживание:

    марганцовкой (перманганат калия) – добавить в воду до слабо-розового цвета;

    йодом, из расчета 8-10 капель на 1 литр воды;

    таблетками пантоцида, йодина, холозона – 2-3 таблетки на 1 литр воды.

Полученный раствор хорошо размешать, выдержать 20-30 минут. Осадок слить!

Сбор, дистилляция, конденсация воды

Если вы не встретили открытых источников воды, используйте любую возможность получить ее. Можно собирать росу или дождевую воду. Росу собирают с помощью ткани. Дождевую воду собирают в яму, выложенную большими листьями или полиэтиленовой пленкой. Нежелательно использовать воду из временных ручейков после дождя.

Нельзя пить морскую воду и из озер с соленой водой. Такую воду необходимо опреснять с помощью дистилляции (перегонки) или конденсации.

С помощью конденсации можно собрать влагу, которая испаряется из почвы. Для этого выкапывают яму диаметром 1 м, глубиной полметра, на дно по центру устанавливают небольшую емкость, сверху яму закрывают водонепроницаемой пленкой. На пленку кладут груз таким образом, чтобы получилась воронка. По внутренней стороне пленки сконденсированная влага будет скатываться к центру и стекать в емкость.

Используя эту технологию, можно получить пресную воду из соленой воды. Соленую воду наливают в ямку, обмазанную глиной, или в резиновую лодку, на дно устанавливают емкость и т.д.

Можно собрать некоторое количество воды в полиэтиленовый пакет, натянутый на ветку березы или ивы и завязанный сверху.

Можно получить воду из снега и льда.

В весенне-осенний период можно добыть березовый или кленовый сок.

  1. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История

    Историей. Предлагаемые курсы университетских лекций по рус­ской истории являются третьей... обязанностей. М. К. Любавский читает лекции по «Древней русской истории», ведет источниковедческие... т. е. будет ли это целая обжа или выть, или половина, четверть...

  2. Организация внеклассных занятий по ОБЖ

    Реферат >>

    ... по ОБЖ …………………..14 2.1 Формы внеклассных занятий по ОБЖ ………………………………14 2.2 Методические особенности проведения внеклассных занятий по ОБЖ ... интересных материалов к предстоящей лекции . - Учитель предлагает учащимся составить по ходу лекции тесты. - Учитель...

  3. Лекции по Безопасности жизнедеятельности

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    О возникновении ЧС. Препод-орган. ОБЖ осуществляет обучение и воспитание обучающихся с... безопасности при проведении занятий по курсам ОБЖ и допризывной подготовки, отвечает... в печати, доклады и призывы по радио. Для лекций , бесед и докладов можно рекомендовать...

Cлайд 1

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Cлайд 2

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности План Конституция РФ Закон РФ «О безопасности» (1992 г.) ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994 г.) ФЗ «О пожарной безопасности» (1994 г.) ФЗ «Об обороне» (1996 г.) ФЗ «О гражданской обороне» (1998 г.)

Cлайд 3

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности Конституция РФ – основной закон государства. Она представляет право человеку на обеспечение своей личной безопасности, безопасности семьи и имущества. Государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения этого права. Однако, с гарантией безопасности Конституция возлагает на граждан РФ и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан. К ним относится и долг по защите Отечества и несению военной службы.

Cлайд 4

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности Закон РФ «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства. В нем определены система безопасности и ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и задачи, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, порядок надзора и контроля за законностью их деятельности.

Cлайд 5

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства от ЧС, и нормы социальной защиты пострадавших от ЧС.

Cлайд 6

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Законом предусмотрено обязательное обучение населения, в том числе и школьников, мерам пожарной безопасности. В законе определены права, обязанности и ответственность граждан РФ в области пожарной безопасности.

Cлайд 7

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов власти субъектов, организаций и должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны, силы и средства, ответственность.

Cлайд 8

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «Об обороне» отмечает, что граждане РФ: исполняют воинскую обязанность в соответствии с ФЗ; принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; предоставляют в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспорт и имущество.

Цель урока: Обсудить с учащимися ключевые положения ФЗ РФ, определяющих основы содержания образовательных программ в области безопасности жизнедеятельности.

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

— Что такое наркомания? — Какую угрозу для национальной безопасности России представ­ляет наркобизнес?

— Что такое наркотизм?

— Почему, на ваш взгляд, прием наркотических веществ подрост­ками может уничтожить будущеецелых семей? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров из средств массовой информации.

— Какие субстанции и препараты считаются наркотиками согласно законодательству РФ?

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 16, стр. 78-81.

1. Положения Конституции РФ, гаранти­рующие права и свободы человека и гражданина.

Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, при­нятая всенародным голосованием 1 2 декабря 1993 г.

В Конституции Российской Федерации изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее терри­тории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, пре­дусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. б, п. 2).

Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции Российской Федерации. Все положения главы составля­ют основы правового статуса личности в стране и не могут быть из­менены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмот­рим некоторые статьи этой главы (см. «Дополнительные материалы»).

Полное содержание урока посмотрите по ссылке ниже: