Норма права: понятие, структура. Эффективность применения норм права. В корне континœентальной правовой системы лежит

Классификация норм права проводится по различным основа­ниям:

1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, разли­чаются государственно-правовые (конституционные), администра­тивные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уго­ловно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования от­раслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, «что делать».

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, «как делать».

3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.

4. По характеру содержания выделяют нормы-декла­рации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и за­дачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уго­ловного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.


Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гра­жданского права, которое предусматривает равноправие субъек­тов, их автономность и возможность соглашения сторон.

7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).

Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.

8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и закон­ных интересов от нарушений.

9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они на­ходятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).

10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на:

Регулятивные - нормы, связанные с правомерным поведением. Регулятивные нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

· Управомочивающие нормы предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор купли-продажи), в том числе и обращения за защитой субъективного права (например, право обращения в суд с иском).

· Обязывающие нормы налагают на субъектов права реализацию соответствующих действий (уплата штрафа, возвращение долга, вещи).

· Запрещающие нормы предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е. по своему характеру это также обязывающая норма, но содержание обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов);

Охранительные - правила, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение - нормы уголовного, административного и других отраслей права.

Специализированные - нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм. Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др.

· Дефинитивные - содержат определения терминов, использующихся в других нормах. Например, ст. 8 НК РФ ("Понятие налога и сбора") дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1).

· Коллизионные - применяются в случае коллизий - противоречий между нормами права, регулирующих одно и то же фактическое отношение. Коллизионные нормы подразделяются на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные. Темпоральные (временные) снимают конфликты между нормами права, принятыми в разное время, по одному и тому же вопросу. Пространственные коллизионные нормы разрешают противоречия между юридическими нормами одинаковой юридической силы, но имеющими разную "пространственную юрисдикцию" (например, нормы права по одному и тому же вопросу разных субъектов РФ). Иерархические коллизионные правила снимают конфликты между нормами разной юридической силы, например, в конфликте между Конституцией РФ и федеральными законами преимущество имеют нормы Конституции РФ.

· Оперативные нормы отменяют действие других норм, продлевают или распространяют действие основной нормы на более широкий круг субъектов или отношений.

По степени обязательности нормы подразделяются на:



· императивные - содержат категорические предписания и не могут быть заменены участниками конкретного правоотношения (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ);

· диспозитивные - допускают активность сторон, предоставляя участникам правоотношений самим определять круг и объем прав и обязанностей путем соглашения сторон (если иное не установлено договором).

· Факультативные нормы- позволяют при определенных усло­виях отступать от главного варианта поведения, избирая второ­степенный (запасной).

По объему регулирования нормы подразделяются на:

· общие - регулируют определенный род общественных отношений;

· специальные - содержат более детализированные предписания;

· исключительные - регулируют фактические отношения "внутри" тех, что определены общими нормами, как правило, способом, противоположным в отличие от общих (специальных) норм.

По степени определенности нормы подразделяются на:

· абсолютно-определенные - детально регулируют поведение сторон (свойственно процессуальному праву и другим отраслям);

· относительно-определенные - устанавливая правило поведения, предоставляют возможность уточнить его в конкретном случае, например, при помощи договора.

В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (административные, уголовно-правовые, трудовые, семейные, гражданско-правовые и др.).

Отраслевые нормы делятся на:

· материальные - воздействуют на общественные отношения путем непосредственного регулирования этих отношений;



· процессуальные - закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.

По времени действия:

· Постоянные – нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права;постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного.

· Временные – нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств.

· Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства.

b. диспозитивные

i. несколько вариантов реализации (поступивший из ГД ФЗ СФ может одобрить или не одобрить)

ii. возложение одного и то же полномочия на несколько субъектов (круг субъектов законодательной инициативы)

iii. оставление на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет (получив предложения о кандидатурах на пост судьи КС, президент сам решает принимать ли ему это во внимание или нет)

8) по значимости для регулирования и возникновения конституционных правоотношений:

a. основные – нормы, содержащие ключевое правило; предопределяют появление дополнительных норм, т.к. нужны для реализации основных (п. з, ч.1, ст.103 К – ГД может выдвигать обвинение против Президента для отрешения его от должности)

b. дополнительные – определяют механизмы и формы реализации основных норм (порядок выдвижения обвинения против президента)

**нельзя говорить о том, что дополнительные нормы имеют второстепенное значение; неверно, что основные – всегда материальные, а дополнительные процессуальные (РФ – федеративное гос-во принципы взаимодействия РФ с субъектами РФ); в зависимости от отношения норма может превращаться из основной в дополнительную и наоборот (с позиции ГД, рассмотрение федерального бюджета – основная, обязанность Правительства внести законопроект о бюджете – дополнительная, но для правительства внесение этого законопроекта – основная, а обязанность подведомственных правительству органов в предоставлении соотв материалов для составления этого законопроекта - дополнительная)

9) по структуре:

a. диспозиция (основное содержание нормы, правило поведения)

b. гипотеза (условия, при которых правило применяется)

c. санкция (неблагоприятное последствие, наступающее для тех, кто не следует правилу данной нормы).

4. Конституционно-правовая ответственность: понятие и виды

К-П ответственность – вид юр ответственности, имеющей политический характер, которая наступает в случае нарушения конституционных норм.

· Позитивная

o ответственность перед кем-то, кто может оценить данное поведение, т.е. спрашивают за поведение, соответствующие закону, за его исполнение (ч.1, ст.114 К – представление Правительством отчета об исполнении федерального бюджета)

o как внутреннее осознание субъектом своего долга в части выполнения предписаний норм КП

· Негативная (ретроспективная) – ответственность за недолжное поведение, наступающая посредством применения санкций

o недолжное поведение не всегда характеризуется нарушением кп норм, чаще всего на первый план выступаю критерии делового и политического хар-ра (безуспешно работающее правительство будет отправлено в отставку, даже если в процессе работы не нарушило ни одной нормы; успешно работающее правительство, не нарушающее ни одной нормы также м/б отправлено в отставку, если кого-то не устроит)

*не во всех случаях применения мер принуждения можно говорить о кп ответственности: введение чрезвычайного положения на территории субъекта вследствие допущения местными властями напряженной ситуации – санкция в отношении местных властей, но введение ЧП как следствие природных катаклизмов – не пример кп ответственности

**не во всех случаях наступления негативных последствий можно говорить о кп ответственности: отказ в принятии в гр-во, отказ КС признать акт несоответствующим Конституции РФ

Субъекты кп ответственности (Все субъекты кп отношений)

1. проблемы применения мер ответственности

Народ, нация и гос-во бесспорно могут нести позитивную ответственность 2 типа (в форме внутреннего осознание своего долга: ответственность гос-ва за свою политику, обязательства, деятельность его органов), однако к ним невозможно применить позитивную ответственность 1 типа (в форме спроса другим субъектом) и негативную (депортация народов – незаконная санкция)

2. проблема вины субъектов

o вина субъекта, представленного индивидом

глава исполнительной власти субъекта издал акт, противоречащий Конституции, и не отменяет его – конкретное умышленное юридические оцениваемое деяние, вину определить легко; депутат старается, но плохо справляется с депутатскими обязанностями – трудно найти вину в правовом смысле, для оценки выступают деловой, политический критерии

o вина коллективного субъекта

принятие незаконного акта органом представительной власти не влечет индивидуальной ответственности каждого, кто причастен к его появлению; справедлив ли роспуск этого органа, если акт не применялся?

o Как быть с понятием вина, если санкция применяется при строго законном поведении?

ч.4, ст.111 К – после трехкратного отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Президент распускает ГД. В правовом смысле ГД ничего не нарушила, несет ответственность за последствия своей политической линии.

o Как быть с определением вины, если санкция применяется к 1 субъекту, а последствия применения этой санкции ощущают на себе и др субъекты?

Если по вине избирательной комиссии и некоторых избирателей выборы признаны недействительными, негативные последствия ощущают все голосовавшие.

o Не всякое неблагоприятное последствие порождает вину и рассматривается в качестве санкции

Виды санкций:

ü Применяемые к физическим и ЮЛ для обеспечения интересов гос-ва и народа

o Обращенные к физ лицам, направленные на правильное оформление их отношений с гос-вом

(Пример: лишение гр-ва – было в СССР, отменено ст.6 действующей К; отмена ранее принятого решения о гр-ве, если оно было принято на основе ложных документов; лишение статуса беженца вследствие вступления в силу приговора суда за совершение преступления на территории РФ)

o В отношении ПП и иных общественных объединений и религиозных организаций

(Пример: в случае нарушения ООем законодательства РФ выносится представление об устранении нарушения с определением срока для устранения, если нарушения не устранены – приостановление деятельности до 6 мес, далее по решению суда – ликвидация, т.е. запрет на осуществление деятельности; в случае осуществления ООем экстремистской деятельности, повлекшей … подается заявление в суд о его ликвидации и приостанавливается его деятельность до рассмотрения заявления)

o Обращенные к физ лицам, д/л, органам гос власти и местного самоуправления, ОО, направленные на обеспечение учета ими интересов гос-ва и населения

(Пример: выборные д/л МСУ несут ответственность перед населением соотв МО – если после негативной оценки населением его работы положение дел не меняется, выборное д/л м/б отозвано населением)

o Лишение физ лиц ранее полученных ими поощрений от гос-ва

(Пример: лишение гос званий и наград, если получены без оснований; лишение пособий и выплат, если предоставлялись на основании ложных документов)

ü Меры, применяемые для федеративных и иных «вертикальных» конституционных правоотношений

(Пример: приостановление деятельности органов власти субъекта и учреждение федеральной администрации вследствие введения ЧП на территории субъекта, вызванного действиями местных органов власти; предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса субъектами РФ и МО, блокировка расходов и т.д.)

ü Меры, применяемые в связи с реализацией избирательных прав гр-н и и реализацией избирательного процесса

o Лишение или приостановление избирательного права гр-на

(было в СССР, сегодня: лишение активного и пассивного – только по решению суда о признании лица недееспособным, приостановление активного и пассивного – во время отбывания наказания в местах лишения свободы по приговору суда, приостановление пассивного как доп наказание в виде лишения права занимать определенные должности в течении опред времени)

o Признание выборов недействительными

o Отмена решений нижестоящих ИК вышестоящими при выявлении нарушения избирательного законодательства. *решение любой ИК м/б отменено по решению суда

o Отмена решения о регистрации кандидата или списка кандидатов (в случае обнаружения ложных данных или грубого нарушения законодательства)

o Расформирование ИК (в случае нарушения изб прав гр-н и т.д.) решение суда

ü Меры, применяемые в связи с деятельностью органов гос власти и местного самоуправления, а также депутатов и д/л

o В результате которых деятельность прекращается – он ликвидируется или формируется в новом составе

(Пример: роспуск, прекращение полномочий, упразднение, отрешение от должности д/л; недоверие к Правительству со стороны парламента, отказ в доверии; лишение депутатского вознаграждения за определенный срок; признание акта, противоречащим Конституции с его последующей отменой)

Обязательное назначение судебных экспертиз регламентировано процессуальным законодательством (например, ст. 196 УПК РФ).

Обязательное назначение судебной экспертизы проводится для установления:

  • - причины смерти;
  • - характера и степени вреда, причиненного здоровью;
  • - психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы;
  • - психического состояния подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
  • - психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
  • - психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания;
  • - возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение;
  • - экспертизы, оставляемые на усмотрение следователя и суда.

Установление причины смерти - главная задача СМЭ. Смерть делят

на насильственную и ненасильственную. Насильственной смертью считают ту, которая наступила в результате воздействия на организм внешнего фактора (физического, механического и др.).

Насильственная смерть подразделяется на роды:

  • - убийство, т.е. неправомерное лишение жизни одним лицом по отношению к другому (в уголовном законе убийством признается лишь умышленное причинение смерти другому человеку - ч. 1 ст. 105 УК РФ, хотя ст. 109 УК РФ предусматривает причинение смерти по неосторожности);
  • - самоубийство, т.е. преднамеренное лишение жизни самого себя;
  • - несчастный случай - случайное стечение непредвиденных обстоятельств на производстве или вне его, повлекшее смерть.

Ненасильственная смерть классифицируется на роды:

смерть от болезней (вследствие заболеваний или патологических состояний, а также скоропостижная смерть);

смерть от нежизнеспособности (вследствие недоношенности плода или пороков развития);

Смерть от старости (физиологическая или естественная).

Смерть также классифицируют по видам: насильственную смерть - по характеру повреждающего фактора, ненасильственную смерть от болезней - по характеру заболевания и т.д.

При производстве СМЭ по определению характера степени вреда , причиненного здоровью, эксперт руководствуется критериями, изложенными в Правилах определения степени тяжести вреда здоровью человека и Медицинских критериях определения степени тяжести вреда здоровью человека.

К сожалению, до сих пор законодателем не принят нормативный акт, адаптирующий установление правил определения тяжести вреда здоровью в соответствии с действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Судебно-медицинская практика по установлению степени вреда здоровью настоятельно требует новой инструкции, которая устранит все возможные коллизии и препятствия по определению квалификации преступлений.

Судебно-медицинская экспертиза в обязательном порядке проводится по делам об изнасиловании, заражении венерическими болезнями и др.

Судебная психиатрическая экспертиза обязательно назначается для установления психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве (и. 3 ст. 196 УПК РФ).

Для понимания смысла законодательной нормы необходимо определить, что такое вменяемость, невменяемость, ограниченная вменяемость и другие состояния.

Вменяемость - состояние, при котором человек способен сознавать значение совершаемых им действий и руководить ими. Вменяемость или невменяемость лица, совершившего преступление, устанавливается судом на основании заключения СПЭ . К сожалению, в законодательстве отсутствует четкое определение признаков сущности вменяемости. Это порождает различное толкование вменяемости среди ученых и практиков. Например, Р. И. Михеев считает, что вменяемость - это «...способность лица сознавать во время совершения преступления фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими» . 3. О. Гергадзе и Э. Б. Царгасова утверждают, что вменяемость - это «есть способность лица понимать совершенное им и руководить своими действиями» .

Вменяемость - это возможность нести ответственность за совершенные правонарушения.

Невменяемость - неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или управлять ими вследствие психического заболевания или временного расстройства психической деятельности. Лицо, признанное невменяемым, освобождается от уголовной ответственности по решению суда и направляется в зависимости от квалификации психической патологии на принудительное лечение или лечение на общих основаниях в психиатрическую больницу (ст. 21 УК РФ).

Вменяемость (невменяемость) необходимо рассматривать через совокупность юридического и медицинского критериев. В литературе встречаются и другие толкования критериев вменяемости: медицинский критерий называют биологическим либо психиатрическим, а юридический - психологическим, патопсихологическим и др.

Юридический критерий невменяемости характеризует тяжесть психических нарушений, а медицинский критерий - это обобщенный перечень психических заболеваний, исключающих вменяемость. К медицинскому критерию относятся хроническая душевная болезнь, временное расстройство душевной деятельности, слабоумие и иные болезненные состояния (психопатии, психический инфантилизм, некоторые случаи глухонемоты).

Хроническое психическое расстройство охватывает все психические заболевания внутреннего или внешнего происхождения, которые имеют продолжительный характер и практически неизлечимы. Временное психическое расстройство имеет кратковременное течение болезни. Такими состояниями являются патологический аффект, просоночные состояния с сумеречным нарушением сознания, патологическое опьянение, алкогольные психозы и реактивные состояния.

Распознавание временных психических расстройств является наиболее сложной проблемой как среди психиатров, так и юристов. В. Н. Волков совершенно справедливо указывал, что «до сих нор нет убедительных диагностических критериев временных психических расстройств...» .

Статья 22 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

В данном случае речь идет о «временных психических расстройствах»: физиологическом аффекте, ярко выраженной акцентуации характера, холерических и меланхолических типах нервной системы и др. Практически необходимо рассматривать вопрос об ограниченной (относительной, уменьшенной, пограничной, частичной) вменяемости.

Ограниченная вменяемость свидетельствует о промежуточном характере изменений личности, поэтому их нельзя отнести ни к норме, ни к патологии. В подобной ситуации необходимо говорить о состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (переживания) личности или о наличии беспомощного состояния потерпевшего.

Слабоумие - это стойкое снижение уровня психической, в первую очередь, интеллектуальной деятельности. Слабоумие может быть врожденным - олигофрения (малоумие), и приобретенным - деменция. Деменция связана с необратимыми изменениями личности.

Иное болезненное состояние психики - это сопутствующие психические расстройства либо приравненные к психическим расстройствам аномалии психики: психопатии, неврозы, психический инфантилизм и др.

Понятие «способность самостоятельно защищать свои права и интересы» раскрывается через наличие у человека психических и физических недостатков. Законодатель не определяет, что необходимо понимать под физическими и психическими недостатками, примерный их перечень, критерий и какие лица подразумеваются под имеющими физические и психические недостатки. В УПК РСФСР 1960 г. предусматривалось участие защитника по делам немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могли сами осуществить свои нрава на защиту.

Представляется, что психическими недостатками являются все психические заболевания и психические расстройства на грани заболевания. Физические недостатки - это соматические (физические) заболевания, которые относятся к органам тела, а не к нервной системе и психике. Особого внимания заслуживают неочевидные физические (соматические) заболевания, так как они не позволяют человеку объективно воспринимать окружающую действительность и адекватно на нее реагировать.

Указанные психические расстройства (хронические, временные и др.) устанавливаются при проведении СПЭ. Соматические (физические) недостатки определяет СМЭ. Думается, в подобных ситуациях целесообразно назначать комплексную судебную медицинско-психиатрическую экспертизу.

Обязательное назначение СПЭ для установления психического или физического состояния потерпевшего определено законодателем в п. 4 ст. 196 УПК РФ, если есть сомнения в способности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела. Это необходимо для установления вменяемости потерпевшего или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

Общеизвестно, что процесс формирования показаний потерпевшего подразделяется на три этапа: восприятие, сохранение и воспроизведение информации. В случаях, когда потерпевший не способен правильно понимать характер, значение правонарушения, свое процессуальное положение, а также не способен самостоятельно осуществлять свои процессуальные права и обязанности, целесообразно назначать судебную комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Эксперт-психиатр определяет наличие психических расстройств потерпевшего, т.е. решает вопрос о дееспособности подэкспертного, констатирует возможность допроса потерпевшего и его участия в процессуальных действиях, а эксперт-психолог устанавливает возможность потерпевшего с учетом его развития, состояния органов чувств, особенностей восприятия и запоминания сложившейся ситуации объективно воспринимать и воспроизводить события. Искажение информации в показаниях потерпевшего может быть обусловлено психическим состоянием, вызванным страхом, стрессом, ужасом и др. Экснерт-нсихолог определяет влияние конкретного психического состояния на поведение и действия потерпевшего.

Обязательное назначение судебной медико-психолого-психиатрической экспертизы для определения возраста подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего установлено п. 5 ст. 196 УПК РФ и проводится при отсутствии документов у лица или наличии сомнения в их подлинности.

Необходимость установления возраста возникает в случаях привлечения к уголовной ответственности, особенно подростков. В ст. 19 УК РФ говорится, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ. Возраст устанавливается по документам (паспорт, свидетельство о рождении, военный билет и др.). Определение возраста производится и по другим поводам: при призыве в армию, назначении пенсии, идентификации личности человека, замене детей и при ряде других обстоятельств, когда документы утрачены или вызывают сомнение, а основания выдачи не сохранились.

Приобретение ряда гражданских прав также связано с возрастом. Во всех подобных случаях для определения возраста назначается СМЭ.

При установлении возраста детей и подростков используются данные об их весе, росте и размере отдельных частей тела, сроках прорезывания молочных зубов и смены их постоянными зубами, степени стирания зубов, а также ряд признаков, связанных с половым созреванием (в возрасте 14-18 лег). Например, у мальчиков - рост волос на верхней губе лица, в подмышечных впадинах и др., у девочек - рост молочных желез, появление менструации и др. При определении возраста используются также особенности покрова (цвет кожи, появление и выраженность морщин и т.д.), поседение волос и другие признаки. При определении возраста большое значение имеет рентгенологическое исследование костей. Рентгенологический метод позволяет эксперту в ряде случаев довольно точно решать вопрос о возрасте человека.

В последнее время объектом изучения рентгенографии является кисть человека. На основании индивидуальной оценки состояния возрастных изменений костей кисти ученые определяют возраст человека.

Судебно-медицинское заключение о возрасте иодэксиертного дается на основании совокупности признаков, полученных с помощью различных методик исследования. В связи с этим последнее время активизировались комплексные судебные медико-психолого-психиатрические исследования. Например, центральным вопросом судебно-психологической экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних является установление психического возраста (степень умственной зрелости) субъекта. СПЭ устанавливает психические недостатки подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего с учетом возрастных изменений. Перед СМЭ нельзя ставить вопрос о соответствии уровня психического развития подростка его «паспортному» возрасту или возрасту уголовной ответственности. Это относится к компетенции психолога. Для решения вопроса об установлении степени (уровня) умственной отсталости несовершеннолетнего подключается психиатр, поскольку умственная отсталость может быть связана с олигофренией, психофизическим инфантилизмом, деменцией и др. На разрешение комплексной судебной экспертизы может быть поставлен вопрос о том, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.

Таким образом, определение возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего имеет важное значение прежде всего для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности виновных.

В обязательном порядке СМЭ назначаются:

  • Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая российская энциклопедия; Поринт, 1997. С. 212.
  • Михеев Р. И. Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве.Владивосток, 1983. С. 49.
  • Гергадзе 3. ОЦаргасова Э. Б. Судебная психиатрия / под ред. 3. О. Гергадзе. М.: Закони право, 2004. С. 26.
  • Волков В. II. О временных психических расстройствах у обвиняемых и судебно-психиатрических подходах к ним // Закон и право. 2003. № 9. С. 43.

Юридические презумпции закреплены в правовых нормах, фактические – нет, но в жизни существуют (родители любят своих детей, но это не нашло прямого отражения в правовых нормах).

47. Понятие и структура политической системы общества.

Политическая система общества - это механизм организации и функционирования политической власти.

Структура : политические организации, политические отношения, политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая организация - это совокупность государственных, общественных организаций, при помощи которых осуществляется управление общественными делами. Основные элементы политической организации: государство, политические партии, массовые национальные и общественные движения; общественные организации, в том числе и различные церковные организации; профессиональные союзы, органы местного самоуправления, трудовые коллективы.

Политические отношения , т.е. взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разобщение; передача идей, взглядов; обмен ресурсами (информацией, знаниями); передача волевых побуждений от одного субъекта к другому. Главные взаимосвязи, определяющие политические отношения: между государством и обществом; властью и народом; классами, социальными группами и слоями общества; внутри групп и на уровне межиндивидуального общения.

Политическая идеология - это отражение политической жизни в теориях, взглядах, представлениях, чувствах и настроениях, политических традициях и установках. Политическая идеология существует на двух уровнях: теоретическом, включающем доктрины, программы, политические решения; и общественно-психологическом, состоящем из взглядов, представлений, иллюзий, предрассудков, чувств, настроений, убеждений, стереотипов, традиций.

Политическая деятельность представляет одну из форм функционирования политической системы. Структура политической деятельности вклю­чает: субъект процесса (реальная власть или ее носитель, тот, кому делегирована власть); объект процесса, который должен быть создан; средства, методы, исполнители, ресурсы (материальные и финансовые, а также идеальные - наука, знания, настроение масс и др.).

Важнейшими функциями политической системы являются: определение целей развития общества, его политическое объединение, регулирование режима политической деятельности, легитимация политического режима и др.

В современных условиях различают два основных вида политических систем: демократическую и антидемократическую . Первая связана с вещными отношениями и имеет предпосылкой построение их по рыночному типу. Вторая определяется единственной правящей партией, проводящей свою политику через общественные организации и население.

48. Соотношение публичного и частного права.

Деление норм права на публичное и частное существовало уже в Древнем Риме, где предмет публичного права – это государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, предмет частного права – имущественные отношения отдельных лиц, их правовой статус.

Существуют разные основания для деления норм права на публичное и частное:

· интерес, соответственно публичное право относится к положению государства, частное – к пользе отдельных лиц;

· субъективный состав, когда публичное право охватывает такие
отношения, где государство участвует как принудительная власть; частное же право – это отношения между гражданами и государством, когда последнее выступает как носитель имущественных отношений;

· способ судебной защиты. Нормы публичного права охраняются по инициативе государства в уголовном или административном процессе. Нормы же частного права защищаются по личной инициативе в гражданском производстве;

· инициатива и содержание нормативно-правовых актов. В сфере публичного права нормативные акты имеют категорический, императивный характер. Государство в нормах частного права не определяет содержания принимаемых решений. Если оно вмешивается в частные дела, то только в том случае, когда физические лица решения не приняли;

· полномочия центра и регионов. Публичное право – это централизованное воздействие, предполагающее субординацию. Частное право – область децентрализации, где наблюдается координирование субъектов права;

· вид нормативного акта. Публичное право тяготеет к односторонним актам: указам, приказам, постановлениям. Для частного права характерен договор, основа которого – формальное равенство сторон.

Границы между публичным и частным правом подвижны.

В настоящее время существуют две частноправовые системы: пандектная (всеобъемлющая) и институционная.

Пандектная состоит из общего раздела и трех-четырех особенных. В общий раздел входят нормы, применяемые в особенных. Это физические и юридические лица и др. В специальные разделы входят: право собственности, вещное право, обязательственное и наследственное право.

Институционная система группируется по трем разделам:

· лица (правовой статус субъектов права);

· вещи (право собственности, вещное право);

· иски, обязательства (способы возникновения правоотношений).

49. Правопорядок и его соотношение с законностью.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Законность - строгое и неуклонное соблюдение исполнения норм права всеми участниками общественных отношений.

Законность – идея, требование и система (режим) реального выражения права в законах государства, в законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

Соотношение:

Правопорядок – результат обеспечения законности; законность – условие обеспечения правопорядка;

Состояние правопорядка оказывает влияние на уровень обеспечения законности.

50. Конфедерация: понятие, признаки.

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

1. Конфедерации - государственно-правовые объединения, союз суверенных государств.

Применительно к внутренней организации конфедерации отметим:

 в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств;

финансовые средства образуются из взносов государств-членов;

 исполнительные органы носят коллегиальный характер;

 нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством;

 вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием;

международная политика проводится совместно.

В конфедерациях устанавливаются политико-административ­ные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.

2. Содружества - объединения государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

 интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);

 языковым единством (Британское Содружество Наций);

 общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских государств).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др.

Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ принят модельный Уголовный кодекс от 2 ноября 1996 г.).

3. Сообщества - объединения государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе могут существовать бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества - выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. А для этого нужно упростить таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже ввести единую валюту. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

4. Ассоциации - объединения государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.). Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.), например, направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

5. Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

К насильственным формам объединений государств относят империи, которые образуются путем территориального завоевания либо оказания экономического, политического давления.

Черты империи:

 обширная территория;

 централизованная власть;

 стремящаяся к экспансии элита;

 асимметричные отношения господства и подчиненности между центром и периферией;

 разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации на первый план выходят добровольные формы

51. Правовая культура: понятие, классификация.

Правовая культура – это исторически обусловленная характеристика правовой среды общества, уровень развития субъекта права, его юридическая деятельность и результаты этой деятельности, определенные в правовых институтах и отношениях.

Смысл правовой культуры в том, что она охватывает те проявления правового бытия, которые фиксируют устойчивые связи между ее элементами и закрепляют стабильные и прогрессивные стороны правовой жизни.

Классификация:

По субъектам права различают правовую культуру личности, группы и общества.

Концентрированная форма правовой культуры личности правовая активность .

Развитию активности способствует:

· уровень правовой информации;

· доведение информации до субъектов права;

· состояние законодательства;

· характер правоприменительной деятельности;

· состояние правового просвещения и образования.

Емкая форма проявления правовой культуры группы правоотношение .

Субъективные права и юридические обязанности, гарантированность реализации прав – показатель уровня правовой культуры различных групп общества.

С расширением сферы правоотношений правовая культура групп обогащается такими ценностями, как компромисс, примирение и исключение экстремизма, анархизма, правового радикализма и др.

Выражением правовой культуры общества является право, которое оказывает мощное воздействие на культуру. Это воздействие двояко:

· если право рассматривается как орудие обеспечения диктатуры господствующего класса, а несогласие части общества с такими правовыми предписаниями, как подрыв строя, то воздействие такого права на правовую культуру негативно, если вообще можно говорить в этом случае о правовой культуре как таковой (таким было советское право);

· если же право – это средство упорядочения межличностного общения, управления социальными процессами без преувеличения принудительного начала, защиты прав и свобод человека, то право способствует становлению правовой культуры общества.

52. Правоприменительные акты: понятие, виды.