«музыка двух сердец». Ученый секретарь к.психол.н., доц. В.А. Кривова

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 23 декабря 2016 года подписал Указ N 481 «Об объявлении 2017 года Годом науки» .

Указ принят в целях повышения статуса ученого и роли науки в выполнении задач социально-экономического развития cтраны, создания благоприятных условий для сохранения научного потенциала Республики Беларусь.


Правительству совместно с Национальной академией наук, облисполкомами, Минским горисполкомом предстоит разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2017 году Года науки. В плане будут отражены взаимодействие науки с социальной сферой и отраслями экономики, инновационная деятельность, международное научно-техническое сотрудничество.


Источник: Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь

План мероприятий

ГУ «Сеть публичных библиотек города Гомеля», приуроченных к Году науки

Наименование Место проведения Сроки
ЦГБ им.Герцена в теч. года
«Молодёжь. Наука. Бизнес. Инновации: открытый диалог» – проект Гомельской городской организации ОО «БРСМ»
и центральной городской библиотеки им. А.И.Герцена
ЦГБ им.Герцена в теч. года
Проект «Планетарий в библиотеке»:
-«Астрономия – древнейшая из наук» – астрономический вечер с Владимиром Ларионовым; ЦГБ им.Герцена январь
-«У истоков космонавтики» – астрономический вечер с Владимиром Ларионовым; ЦГБ им.Герцена февраль
-«Их имена в небе» – астрономический вечер с Владимиром Ларионовым; ЦГБ им.Герцена март
-«Космическими дорогами Гомельщины» – астрономический вечер с Владимиром Ларионовым; ЦГБ им.Герцена апрель
-тротуарная астрономия. ЦГБ им.Герцена в теч. года
Проект «Прочти об этом больше»:
«Наука Гомельщины в лицах» – книжно-иллюстративная выставка филиал №1 январь-декабрь
«О сколько нам открытий чудных…» – книжно-иллюстративная выставка филиал №2 январь-декабрь
«2017 – Год науки в Беларуси» – книжно-иллюстративная выставка филиал №3 в теч. года
«Шаг в будущее» – книжно-иллюстративная выставка филиал №4 январь-декабрь
«Гордость белорусской науки» – выставка-обзор ко Дню белорусской науки филиал №4 январь
«Наука без скуки» – выставка мультимедийных изданий филиал №4 апрель
«За страницами школьной программы» – выставка-рекомендация ко Дню знаний филиал №4 сентябрь
«Космические контакты глазами фантастов» – книжно-иллюстративная выставка ко Всемирному дню НЛО филиал №6 июль
«Наука окрыляет и жизни смысл даёт» – книжно-иллюстративная выставка филиал №10 в теч. года
«З глыбінь вякоў да сучасных навуковых вышынь» – выстава-аглад филиал №11 январь-декабрь
«З глыбінь вякоў да сучасных навуковых вышынь» – выстава-аглад, прымеркаваная да Дня беларускай навукі филиал №11 январь
«2017 – Год науки» – выставка филиал №12 январь
«Мир науки и техники» – книжная выставка и обзор филиал №12 август
«Великие имена и открытия» – книжная выставка филиал №12 ноябрь
«Что несёт человечеству наука? Инновации ХХI века» – выставка-исследование филиал №14 ноябрь
«От хобби к научным открытиям» – час информации филиал №2 февраль
«Зелёной тропинкой к чудесам открытий» – встреча с сотрудником ГНУ «Институт леса НАН Беларуси» Татьяной Моисеевой филиал №2 октябрь
Экскурсия в лаборатории Гомельского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья в рамках эковалеологического проекта «Экология здоровья – экология души!» филиал №6 январь
«По секрету всему свету» – конкурсно-игровая программа ко Дню детских открытий филиал №6 январь
«Смелым покоряются небеса» – час информации, посвящённый истории космонавтики /ко Дню космонавтики/ филиал №8 апрель
«Там, где царствует природа» – экскурсия в ГНУ «Институт леса НАН Беларуси» филиал №11 сентябрь
«Школа научных чудес» – мастер-класс совместно с праздничным агентством филиал №12 январь
«Самые известные изобретения человечества» – урок филиал №12 июнь
«Интересные факты из жизни выдающихся учёных» – информминутка филиал №12 октябрь
«Занимательные уроки с книгой» – цикл выставок филиал №16 в теч. года
«Имя веку даёт наука» – цикл мероприятий:
-«Поделкин дом презентует» – выставки работ воспитанников Гомельского городского центра дополнительного образования детей и молодёжи; филиал №16 в теч. года
-«Мой маленький проект – вклад в развитие науки» – встречи-представления; филиал №16 в теч. года
-«Хочу всё знать…» – журнальные расследования. филиал №16 в теч. года

09.11.2016

С 7 по 14 ноября детские библиотеки Тольятти приглашают детей и родителей в «Научный городок»! Вас ждут интерактивные выставки, познавательные программы, демонстрационные занятия и научное шоу!

Познавательная программа «О, сколько нам открытий чудных»

Дошкольники отправятся в путешествие по разным наукам: узнают о том, кто такие «учёные», что такое «наука» и зачем она нужна, познакомятся с великими исследователями, изменившими мир - Н. Пироговым, М. Ломоносовым и др. Посетив станцию волшебной наукой – химия, малыши примут участие в занимательных опытах и услышат рассказ о жизни и деятельности русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева

Библиотечный урок «Наши помощники»

Уже в древности люди почитали «умные» книги как священные… Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать всё». А писатель Лев Кассиль, обращаясь к юным читателям, писал: «Спрашивайте, ищите интересующие вас слова. Ставьте вопросы как паруса, - и пусть книга будет вашим кораблём в безбрежном океане знаний».

Читатели откроют тайны словарей и справочников: узнают историю их появления, познакомятся со структурой этих книг, приобретут приёмы работы с энциклопедиями, словарями, справочниками

Познавательные часы «По страницам великих открытий»

Место проведения: Детская библиотека № 12 Центр по работе с дошкольниками (б-р Туполева, д. 5; тел. 32-58-67)

8 ноября читатели соберут выставку-викторину из самолетов, космических кораблей, танков, автомобилей, телефонов, лампочек, дыроколов и поговорят «Обо всём на свете». 9 ноября состоится путешествие в мир научно-популярных книг из серии «Твой кругозор» издательства «Просвещение». Ребята узнают как бить баклуши, есть ли связь между Арктикой и медведем, и откуда появились слова «батарея», «конденсатор», «проводник», «заряд». 10 ноября в лаборатории профессора Чудакова Фиксики и ДимДимыч докажут, что наука может быть по-настоящему увлекательной! Основой невероятных опытов по физике, химии и механике станут книги: Флорентия Рабизы «Опыты без приборов» и Ольгерта Ольгина «Чудеса на выбор. Забавная химия для детей».

Познавательный час «Здоровье в твоих руках»

Место проведения: Детская библиотека № 16 (ул. Автостроителей, д. 92)

На занятии школьники познакомятся с дочерьми древнегреческого бога медицины и врачевания Асклепия, выяснят происхождение древнего символа медицины - чаши со змеёй, узнают, как наука помогает сохранить здоровье, а ещё составят свод правил здорового образа жизни

Творческая мастерская «Творим, выдумываем, изобретаем»

Место проведения: Детская библиотека № 21 (ул. Юбилейная, д. 25; тел. 66-60-72)

Участники мастерской проведут занимательные опыты по книге «Азбука экспериментов», которую написал знаменитый автор шоу сумасшедшего профессора Николя - Николай Ганайлюк. Ребята смогут почувствовать себя в роли настоящих исследователей и испытателей, попробуют разобраться в удивительных явлениях окружающего мира, проявят свои таланты и знания

Познавательный час «Да здравствует наука!»

Место проведения: Детская библиотека № 7 Центр семейного чтения (б-р Луначарского, д. 2; тел. 33-21-00)

В лаборатории «Простые опыты» дети проведут эксперименты, которые помогут узнать, как работают и устроены те или иные явления. А помогут ребятам книги, представленные на выставке «От колеса - до робота»

Познавательный час «Простая наука»

Место проведения: Детская библиотека №2 Центр эстетического воспитания (ул. Ярославская, д. 27; тел. 24-62-97)

С помощью книги Хелен Беккер «Сам себе учёный!» дети смогут почувствовать себя настоящими учёными-исследователями - нейробиологами, физиологами, генетиками, ботаниками, химиками, физиками. Звучит серьёзно? На самом деле всё просто! Для большинства опытов достаточно ручки, блокнота и, конечно, любопытства!

Насколько точно мы представляем свои размеры? Как можно запутать собственный мозг? Как выработать условный рефлекс у животного? Почему глаза видят то, чего нет? Можно ли заразиться зевотой? Что будет, если провалиться в чёрную дыру? Проведя необычные эксперименты, ребята получат ответы на эти и многие другие вопросы и узнают, почему так происходит

Познавательный час «Да здравствует российская наука!»

Место проведения: Отдел обслуживания ЦДБ им. А.С. Пушкина (ул. М. Горького, д. 42; тел. 28-88-42)

Школьники познакомятся с именами великих учёных России, которые жили в различное время и сделали открытия в совершенно непохожих областях знаний. Их исследования являются величайшими событиями в истории мировой науки. Читатели ответят на вопросы викторины, а также станут участниками научных экспериментов

Урок правовой культуры «В лабиринте прав»

Место проведения: Детская библиотека № 10 (ул. 40 лет Победы, д. 80; тел.: 95-79-07)

Что такое государство, кто пишет законы, какие права необходимо соблюдать? На занятии дети получат начальные представления о базовых положениях юриспруденции - науки о праве

Географическая викторина «Человек открывает Землю»

Место проведения: Детская библиотека № 3 им. А. Линдгрен (б-р 50-летия Октября, д. 55; тел. 22-06-89)

В увлекательной форме дети перелистают самые яркие страницы путешествий в различные уголки нашей планеты, в глубины морей и просторы воздушного океана. Отправляйтесь на поиски новых земель вместе с нами!

Познавательная программа «Капля в море»

Место проведения: Отдел обслуживания ЦДБ им. А.С. Пушкина (ул. М. Горького, д. 42; тел. 28-88-42)

Для участников читательско-исследовательской лаборатории «Маленький исследователь» проведут занятие, посвящённое природным явлениям. Дошкольники отправятся в кругосветное путешествие вместе с Капелькой, во время которого исследуют свойства воды и познакомятся с процессом круговорота

Научное шоу «Эксперимент»

В рамках Недели науки-2016 в трёх школах Тольятти состоится серия интерактивных игр - Научное шоу «Эксперимент», способствующая формированию интереса к чтению научно-популярной литературы.

Научное шоу «Эксперимент» - это командная игра, включающая в себя ряд заданий, основанных на реальных научных фактах и исследованиях. Основной формат шоу - эдьютейнмент, объединяющий познавательный и обучающий процессы и элементы игры. Фундаментальные науки представлены простым и понятным языком, увлекательные эксперименты и научные открытия не оставят равнодушными участников и зрителей шоу. Игра предусматривает командное и индивидуальное выполнение заданий, и даже зрители не останутся в стороне и смогут помочь своей команде победить.

Телефон для справок: 777-395

Книжные выставки

Всю неделю книжные выставки знакомят читателей с лучшими научно-познавательными изданиями, адресованными детям

    «Мудрые науки без назидания и скуки» - Детская библиотека № 4 им. Х.-К. Андерсена (ул. Жилина, д. 44; тел. 48-02-18)

    «На пути к новым знаниям» - Детская библиотека № 5 (ул. Лесная, д. 46; тел. 22-67-06)

    «Науки юношей питают…» - Детская библиотека № 8 им. В.В. Бианки (ул. Чайкиной, д. 71а; тел. 24-25-64)

    «Наука, изменившая мир» - Детская библиотека № 9 (ул. Жукова, д. 32; тел. 67-02-79)

    «Энциклопедии для любознательных» - Детская библиотека № 11 (ул. 40 лет Победы, д. 126; тел. 30-16-86)

    «Учение с увлечением» - Детская библиотека № 14 (ул. Ленинградская, д. 27; тел. 48-09-56)

  • «От догадки до истины» - Детская библиотека № 17 (ул. Автостроителей, д. 56а; тел. 30-67-21)

Это – по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах : характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т. п.), возраст, познавательные склонности и многое другое.

Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований. Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей – неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определённые группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высоко общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование , которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. В научно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия , духовной жизни. Их интересы могут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразования, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к познавательной деятельности , к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению возможностей их использования.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нём в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определённым жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нём приходится упоминать главным образом постольку, поскольку редактор должен учитывать при создании книги возможности её прочтения и восприятия читателем. В принципе читатели, которых мы относим к данной группе, – это люди начитанные, порой обладающие систематическими знаниями предмета и устойчивым определённым мировоззрением.

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования – от младшего школьника до студента – выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя её на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярная книга может представлять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-технической революции осуществляются дробление функции и структуры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция – интеграция, ведущая к становлению науки как единой сложной системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия , физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естественных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в результате математизации наук возникли математическая геология, математическая лингвистика. Всё чаще решаются проблемы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).

Ещё одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самой науке, новых информационных технологий , широкая информатизация всего общества.

Учёные признают, что современная наука развивается так стремительно, стало настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Вот мнение академика Б. М. Кедрова: «…В большинстве своем учёные знакомятся с достижениями коллег из других отраслей, с новинками советской и мировой науки через популярную литературу. Ныне в той же химии, фронт исследований настолько широк, что ученый с правого фланга вряд ли уяснит… что творится на левом». Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация учёных и инженерно-технических работников о состоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных отраслях знаний.

Особая роль принадлежит журнальным изданиям. Издаётся множество научно-популярных журналов. Широко известны такие, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа», «Чудеса и приключения», «Юный натуралист» и др.

Книжные выставки , тематические полки:

«Наука Беларуси: инновации, технологии, приоритеты», «Знакомьтесь: славные имена в науке», «Шедевры инженерной мысли», «Великие учёные и их открытия», «История науки в лицах», «Наука открывает тайны», «Гении мировой культуры и науки», «Учёные современности», «Человек и мир науки», «Человек, культура, наука в новом тысячелетии», «Наука – дорога в будущее», «Необычные факты из жизни выдающихся людей», «Наука – высший разум человечества», «О науке не скучно», «Год науки шагает по стране».

· Выставка-диалог «Наука за страницами школьного учебника»

· Выставка-исследование «Что несёт человечеству наука?»

· Выставка мультимедийных изданий «Наука без скуки»

· Выставка-обзор ко Дню белоруской науки «Гордость белорусской науки»

· Выставка-представление «Беларусь в лицах»

· Выставка-совет «Сто Великих»

· Выставка творческих работ «Картонные реки и пластиковые берега»

· Интерактивная выставка-просмотр «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

· Книжно-иллюстративная выставка «О, сколько нам открытий чудных»

· Цикл выставок-панорам «2017 год – Год науки»

· Цикл выставок «Занимательные уроки с книгой»

· Цикл выставок, посвященных Дню белорусской науки «Их достижения прославили Беларусь»

Культурно-просветительские акции

Тематические мероприятия

· Информационные часы: «Ходят слухи, что наука утомительная штука», «Знакомься со славными именами», «М. В. Ломоносов – гений мировой науки», «Белорусская наука: переход к инновационным технологиям », «Будущее за молодёжью», «От хобби к научным знаниям», «Познакомься, это Изобретения», «Белорусская наука: вчера, сегодня, завтра» (к Дню белорусской науки).

· Информационный научно-экономический час «Глобальное потепление климата».

· Час вопросов и ответов «Мы интересны миру – мир интересен нам».

· Медиа-час «Научные достижения в жизни человека», «Человек и космос» (к 160 летию со дня рождения русского и советского учёного-самоучки и изобретателя К. Э Циалковского).

· Час полезной информации «По требованию времени».

· Тематический час «Наука в нашей жизни».

· Час интересных сообщений «Великие земляки».

· Цикл профориентационных часов «Сегодня студенты – завтра учёные».

· Литературно–познавательный час «Для вас интеллектуалы».

· Познавательный час «Разные, но не чужие – мир через науку».

· Вечер–портрет, посвящённый знаменитому учёному «Имя в белорусской науке», (в рамках Дня космонавтики); вечер-портрет «Космонавт белорусского происхождения – Олег Новицкий».

· Вечер вопросов и ответов «Каждый читатель желает знать».

· Вечер занимательной науки «Науки разные нужны».

· Литературный вечер «От глиняной таблички к печатной страничке».

· Астрономический вечер «Их имена в небе».

· Занимательный урок «Мир науки и техники».

· Урок–путешествие во времени «Десять открытий, которые потрясли мир».

· Урок–путешествие «Великие географические открытия».

· Урок мужества «Родина крылья дала» (ко Дню космонавтики).

· Познавательный урок «Быть здоровым это тоже наука».

· Урок познания «Изобретатели, которые потрясли мир».

· Занимательные уроки «Что происходит вокруг нас и как это объяснить».

· Урок информации «Самые известные изобретения человечества».

· Беседа–диспут «Курс библиотек 21 века: от информатизации к знаниям».

· Беседа–диалог «День науки и творчества».

· Просветительский проект «Аз и Буки – основа науки».

· Проект «Наука память хранит».

· Литературно-художественный проект «Национальная гордость Беларуси».

· Мультимедийный проект «Жизнь и деятельность Франциска Скорины».

· Проект экологического просвещения «Вернуть природе естество».

· Проект «Интеллект – экспресс».

· Литературное знакомство «Желание всё знать, всё видеть, путешествовать» (к 125-летию со дня рождения К. Паустовского).

· Интеллектуальная игра «От земли до Луны, все ребята знать должны».

· Интеллектуальная игра–викторина «Во всех науках мы сильны», «День Незнаек и Почемучек».

· Интеллектуальный блиц-турнир «Без каких изобретений невозможна современная жизнь».

· Интеллектуальный марафон «Люди, посвятившие себя науке», «Изобретения, которые потрясли мир», «Достижения современной науки в повседневной жизни человека».

· Познавательная игра «Весёлая математика».

· Викторина «Семь чудес света».

· Игра–викторина «Что я знаю о науке», «Развитие жизни на земле».

· Игра–кроссворд «Занимательная физика».