Методические рекомендации по расследованию преступлений ук рф. Понятие выявления преступлений. Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений

Общие положения организации выявления и расследования преступлений 1. Понятие выявления и расследования преступлений. Выявление и расследование преступлений - это
деятельность специально уполномоченных
государственных органов по получению
сведений о действии или бездействии, могущих
иметь признаки преступления, установлению
события и состава преступления, изобличению
виновных в его совершении лиц, принятию
мер
по
возмещению
причиненного
преступлением ущерба, выявлению причин и
условий,
способствовавших
совершению
преступления:

Эта деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.

в
ходе
оперативно-розыскных
мероприятий,
производства дознания,
предварительного следствия,
иной деятельности,
но

но расследование преступлений может производиться только в двух формах

дознания
(ч.3 ст.150 УПК РФ)
предварительного
следствия (ч.2 ст.
150 УПК РФ, ст.
151УПК РФ)
в строгом соответствии с
нормами УПК РФ.

Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная
деятельность
это
деятельность,
осуществляемая
гласно
и
негласно
оперативными
подразделениями
государственных органов, уполномоченных на то
Федеральным законом от 12.08.1995 г. «Об
оперативно-розыскной деятельности», путем
проведения оперативно-розыскных мероприятий
в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод
личности,
собственности,
обеспечения
безопасности общества и государства от
преступных посягательств (ст.1 Закона).

Призвана помогать деятельности по
расследованию
преступлений.
Собранные
в
ходе
оперативно-розыскной
деятельности сведения не являются
доказательствами
по
уголовному
делу.
Оперативно-розыскная
деятельность
лишь
помогает
определять направления, в которых
возможен поиск доказательств.

Задачи оперативно-розыскной деятельности:

выявление, предупреждение, пресечение
и раскрытие преступлений;
выявление лиц, их совершивших;
розыск лиц, скрывающихся от следствия,
суда или отбывания наказания, а также
без вести пропавших лиц;
сбор
информации
о
различных
правонарушениях
и
незаконной
деятельности.

Оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные подразделения:

органов внутренних дел РФ;
органов федеральной службы безопасности;
федеральных органов государственной охраны;
таможенных органов РФ;
Службы внешней разведки РФ;
органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ;
Федеральной службы исполнения наказаний;

Методы ОРД

Гласно(открыто)
Негласно (скрыто)
Опрос
Наведение справок
Сбор образцов для
сравнительного
исследования
Исследование предметов и
документов
Проверочная закупка и др.
Наблюдение
Негласное обследование
помещений, зданий,
транспортных средств и
др. объектов
Прослушивание
телефонных переговоров
Оперативное внедрение
Контролируемая поставка
Снятие информации с
технических каналов связи

10. Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При
проведении
оперативно-розыскной
деятельности органы, осуществляющие ее,
вправе:
Проводить опрос;
Наводить справки;
Обследовать помещения, здания и сооружения,
участки местности, транспортные средства;
Прослушивать телефонные и иные переговоры;
Производить оперативное внедрение;
Производить
отбор
образцов
для
сравнительного
исследования,
контрольные
закупки;
Осуществлять иные действия.

11. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности

Отличительные черты оперативнорозыскной деятельности
собранная в ее ходе информация не является
доказательствами по уголовному делу;
оперативно-розыскная
деятельность
производится
в
строгом
соответствии с требованиями закона (но не УПК
РФ, а Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности»)
оперативно-розыскная
деятельность
осуществляется
соответствующими
органами
самостоятельно либо по поручению органов
предварительного расследования;
на
совершение
определенных
оперативнорозыскных мероприятий требуется решение суда.

12. Органы предварительного расследования

Органы дознания-
государственные органы и дознаватель - должностное лицо органа
должностные лица,
дознания, правомочное либо уполномоченное
начальником органа дознания осуществлять
уполномоченные в
предварительное расследование в форме
соответствии с настоящим
дознания, а также иные полномочия,
Кодексом осуществлять
предусмотренные Уголовным и Кодексом;
дознание и другие
процессуальные полномочия
Органы предварительного
следствия
следователь - должностное лицо,
уполномоченное осуществлять
предварительное следствие по уголовному
делу, а также иные полномочия,
предусмотренные Уголовным Кодексом

13. Задачи дознания и предварительного следствия:

Установление обстоятельств совершения
преступления и изобличение виновных
лиц, то есть сбор доказательств для
последующего рассмотрения уголовного
дела
в
суде.
Между
собой
указанные
виды
деятельности различаются органами, их
осуществляющими,
сроками
производства, набором процессуальных
полномочий.

14. Основная функция органов предварительного расследования - уголовное преследование процессуальная деятельность, осуществляемая

стороной
обвинения
в
целях
изобличения
подозреваемого,
обвиняемого
в
совершении
преступления;
-
частного
публичного
частно-публичного
обвинения
обвинения
обвинения
уголовное
судопроизводство
досудебное и судебное производство
по
уголовному
делу
стадии: досудебная и судебная

15. К органам дознания относятся (ст.40 УПК РФ, ст.151 УПК РФ):

органы внутренних дел РФ и входящие в их состав
территориальные, в том числе линейные, управления (отделы,
отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, а также иные
органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с
федеральным
законом
полномочиями
по
осуществлению
оперативно-розыскной деятельности (органы ФСБ, Фед. органы
государственной охраны, таможенные органы и др);
начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ,
командиры воинских частей, соединений, начальники
военных учреждений и гарнизонов;
Органы Федеральной службы судебных приставов (н-р:
Главный судебный пристав РФ, гл.суд. пристав субъекта
РФ, их заместители, ст. суд. пристав и др.)
органы государственного пожарного надзора федеральной
противопожарной службы.

16. ДОЗНАНИЕ

дознание
форма
предварительного
расследования,
осуществляемого
дознавателем (следователем), по уголовному
делу,
по
которому
производство
предварительного следствия необязательно;
Также на органы дознания возлагается
выполнение
неотложных
следственных
действий по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия
обязательно, - в порядке, установленном
статьей 157 УК РФ;

17.

Выполнение неотложных следственных действий
возлагается также на:
капитанов морских и речных судов, находящихся
в дальнем плавании, - по уголовным делам о
преступлениях, совершенных на данных судах;
руководителей геологоразведочных партий и
зимовок, удаленных от мест расположения
органов дознания - по уголовным делам о
преступлениях,
совершенных
по
месту
нахождения данных партий и зимовок;
глав
дипломатических
представительств
и
консульских учреждений РФ - по уголовным
делам о преступлениях, совершенных в пределах
территорий
данных
представительств
и
учреждений.

18.

Полномочия органов дознания при производстве
расследования
преступлений
определяется
характером уголовного дела.
1) если по уголовному делу предварительное
следствие обязательно, то в полномочия
органов
дознания
входит
возбуждение
уголовного дела и производство по нему
неотложных следственных действий.
2) если по уголовному делу предварительное
следствие не
обязательно, то орган
дознания полномочен возбудить уголовное дело
и
произвести
по
нему
необходимые
следственные и процессуальные действия,
предусмотренные УПК, в полном объёме, вплоть
до направления дела в суд.

19. Дознаватель уполномочен:

производить
следственные
и
иные
процессуальные действия и принимать
процессуальные решения, в соответствии
с требованиями закона и в случаях, когда
на это требуются согласие начальника
органа дознания, санкция прокурора и
(или) судебное решение;
осуществлять
иные
предусмотренные УПК РФ.
полномочия,

20. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Предварительное
следствие
урегулированная
уголовнопроцессуальным
законом
деятельность, которая начинается с
момента возбуждения уголовного дела
и принятия его следователем к своему
производству
и
заканчивается
обвинительным
заключением,
постановлением о направлении дела в
суд для применения принудительных
мер медицинского характера либо
постановлением
о
прекращении
уголовного дела.

21.

Производство предварительного следствия
обязательно по всем уголовным делам,
за исключением дел о преступлениях
небольшой и средней тяжести.
Предварительное следствие
проводится
следователями – должностными лицами,
уполномоченными
государством
осуществлять предварительное следствие по
уголовному делу (ст.38 УПК РФ).

22. Органы осуществляющие предварительное следствие:

следователи Следственного
комитета РФ;
следователи органов Федеральной
службы безопасности;
следователи органов внутренних
дел;

23.

Каждый из этих органов проводит
предварительное расследование по
определенным
категориям
дел,
отнесенных к их подследственности
(ст.151 УПК РФ).
Процессуальные
полномочия
следователей
этих
органов
абсолютно одинаковые

24. Правовое положение следователя:

следователь процессуально независим;
он вправе давать соответствующим органам
указания о производстве оперативно-розыскных
мероприятий;
изымать у органов дознания и принимать к
своему производству до истечения срока
дознания
дела,
по
которым
обязательно
производство предварительного следствия;
Следователь самостоятельно принимает решения,
связанные с производством предварительного
следствия, в определенных случаях (арест, обыск
и т.п.) получив решение суда на совершение
определённых следственных действий;
и др. полномочия, предусмотренные УПК РФ.

25. Основные отличия процессуального порядка дознания от процессуального порядка следствия таковы:

1.
2.
3.
Дознание
осуществляется
не
от
имени
дознавателя, а от имени органа дознания.
Поэтому все основные решения по уголовному
делу подлежат утверждению начальником
органа дознания. Дознавателю вправе давать
указания, обязательные для исполнения, не
только прокурор, но и начальник органа
дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Сроки дознания короче сроков следствия.
Дознание - альтернативная (необязательная)
форма предварительного расследования. При
необходимости прокурор может заменить его
следствием (ч. 4 ст. 150, п. 4, ч. 1 ст. 226 УПК
РФ). Следствие заменяться дознанием не
может.

26.

На
дознании
отсутствует
акт
(процессуальное действие) предъявления
обвинения.
5.Итоговым
документом
дознания
признается
не
обвинительное
заключение,
как
на
следствии,
а
обвинительный акт. Этот документ по
существу
объединяет
в
себе
два
документа: постановление о привлечении
в качестве обвиняемого и обвинительное
заключение. Если на следствии лицо
становится
обвиняемым с момента
вынесения постановления о привлечении
в качестве обвиняемого, то на дознании
-
с
момента
составления
обвинительного акта.
4.

27.

6.
Согласие
на
производство
следственных
и
иных
процессуальных
действий, когда
таковое
требуется по закону,
дознавателю даёт не руководитель
следственного органа, а прокурор. Оглавление

Вопрос 1. Организация выявления и расследования преступлений

1.1 Оперативно-розыскная деятельность (понятие, субъекты)

1.2 Основания проведения оперативно розыскных мероприятий

1.3 Виды оперативно розыскных мероприятий, использование результатов оперативно розыскных действий

1.4 Использование результатов оперативно розыскной деятельности

1.5 Органы дознания, их задачи и полномочия, субъекты дознания

1.6 Органы предварительного следствия, их задачи и компетенция

Вопрос 2. Органы юстиции. Служба судебных приставов

2.1 Правовые основы деятельности органов юстиции

2.2 Органы юстиции

2.3 Структура и полномочия органов юстиции

2.4 Федеральная служба судебных приставов

2.5 Правовой статус судебных приставов

Список литературы


Вопрос 1. Организация выявления и расследования преступлений

1.1 Оперативно-розыскная деятельность (понятие, субъекты)

Правовой основой оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации являются УПК РФ и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Статья 1 указанного Закона определяет оперативно-розыскную деятельность (ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом.

Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.

В структуре органов внутренних дел оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции осуществляют подразделения:

Уголовного розыска;

По борьбе с экономическими преступлениями;

По борьбе с организованной преступностью;

По борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

По борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте;

Обеспечения собственной безопасности;

Оперативные подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России;

Оперативного поиска;

Оперативно-технические;

По борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;

Оперативные подразделения милиции общественной безопасности.

Одни из них выполняют оперативно-розыскные функции в полном объеме, другие - лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия.

Субъектом выступает участник оперативно-розыскной деятельности, на которого законодатель возложил обязанности в оперативно-розыскной деятельности, которому представил для их выполнения соответствующие права и который подлежит ответственности в случае их ненадлежащего исполнения. Система субъектов оперативно-розыскной деятельности может быть представлена с учетом трех основных критериев

1. Функционального, который в свою очередь классифицируется на четыре основных группы:

1) непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ч.1ст.13 Федерального Закона об ОРД);

2) изучаемые лица (гл. 9);

3) лица, подлежащие оперативно-розыскной защите (гл.10);

4) лица, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представитель Минфина России и др.).

2. По отношению к государству различают две основных группы:

1) являющихся его представителями (область собственно оперативно-розыскной деятельности);

2) не являющихся (Область частной сыскной деятельности в аспекте оказания услуг оперативно-розыскного характера)

3. Все субъекты оперативно-розыскной деятельности могут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления на:

1) на физических лиц (например: оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД и др.);

2) юридических лиц (например, оперативно-розыскной орган).

1.2 Основания проведения оперативно розыскных мероприятий

Принятие решения о производстве оперативно - розыскного мероприятия должно быть обоснованным.

Законными основаниями для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД обстоятельства:

· наличие возбужденного уголовного дела;

· сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

· данные о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

· информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

· данные о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий - наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело - оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится.

Следующим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с п. З ст.7 Федерального Закона об ОРД являются указание прокурора и решение суда по делам, находящимся в их производстве.

По тем же основаниям, указанным в ст. 7 Федерального Закона об ОРД, проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность.

Помимо этого, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе также собирать данные, необходимые для принятия некоторых решений, в частности о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, о выдаче разрешений, а частную детективную и охранную деятельность и др.

1.3 Виды оперативно розыскных мероприятий, использование результатов оперативно розыскных действий

Тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий зависит от складывающейся ситуации, опыта оперативного работника, наличия необходимых сил и средств, дефицита времени и множества других факторов, существенно влияющих на выбор как самого оперативно-розыскного мероприятия, так и тактики его проведения.

Оперативно-розыскные мероприятия - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

опрос граждан; наведение справок; изъятие образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; съем информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Опрос граждан - беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.

Наведение справок - это сбор информации об интересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых систем также различных документах.

Изъятие образцов для сравнительного исследования – мероприятие предусмотренное ст. 202 Уголовно-процессуального кодекса российской Федерации. Строго регламентировано и нередко применяется в следственной практике.

Проверочная закупка также имеет свои тактические особенности. Сущность данного оперативно-розыскного мероприятия, в обиходе оно называется контрольной закупкой, состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками, сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и т.п.). В последнем случае проверочная закупка производится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Исследование предметов и документов - это исследование объектов имеющих отношение к интересующему оперативного работника событию, является логическим продолжением сбора образцов для сравнения.

Наблюдение (слежка) и Контрнаблюдение - это негласное наблюдение (слежение) за интересующими оперативного работника лицами, в том числе причастными к совершению криминального события, используемыми ими транспортными средствами, с целью получения значимой информации (например, об организации преступной группы, взаимоотношениях ее членов, способах финансирования группы и т.п.). Наблюдение можно признать одним из наиболее разработанных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время используется три вида наблюдения:

1) физическое; 2) электронное; 3) комплексное.

Жестикуляция, мимика, взгляд. Существует, как считают психологи, определенный язык взглядов, мимики, жестов, движений … Элементарные познания в таком языке могут помочь не только в оперативно-розыскной работе, а даже в обычном общении.

Отождествление личности - сложное оперативно-розыскное мероприятие, позволяющее в не процессуальной форме идентифицировать проверяемых лиц по статическим или динамическим признакам внешности (например, по походке, мимике, жестикуляции).


Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

Установление имущества, подлежащего конфискации.

Понятие выявления преступлений.

Выявление и расследование преступлений- виды правоохранительной деятельности, между которыми провес­ти четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступле­ние - значит, обнаружить (установитъ, зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступле­ния, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, ко­торые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имуще­ство, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинте­ресованных лиц соответствующий государственный орган (чаще все­го это милиция) и после проверки полученной информации убедит­ся, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для про­изводства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тща­тельно скрывается и для его выявления требуются усилия компе­тентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвали­фицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим зани­мается, специальной подготовки, технической оснащенности и хоро­шо продуманной организации. Оно протекает как, система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств содержания выявляемых фактов могут называться по-разному - разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего - оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Данное направление (функция) правоохранительной деятельности является одним из тех, которые требуют значительного внимания широкого круга государственных органов и негосударственных организаций, больших затрат различного рода средств, сил и энергии. Преступность как неизменный и крайне нежелательный спутник современного общества не перестает быть одним из социальных явлений, чувствительно дестабилизирующих правопорядок, мешающих нормальному развитию общества и государства, ограничивающих условия для полной реализации прав и свобод человека и гражданина.

0 его масштабах можно судить хотя бы по тому, что в последнее время ежегодно официально регистрируется соответствующими государственными органами примерно 3-4 млн поступающих от граждан и из многих других источников сообщений о готовящихся, совершенных или совершаемых преступлениях. Но эти сведения не отражают полностью реальное положение дел в данной области, ибо установлено, что значительная часть уголовно наказуемых деяний в силу многих причин не регистрируется и остается вне поля зрения компетентных государственных органов, а поэтому не получает соответствующего реагирования .

Непрекращающиеся усилия по выявлению и должному - приемлемому в условиях современного цивилизованного государства - воздействию на такое социальное явление, как известно, проявляются в осуществлении широкого и многопланового спектра мероприятий. Это и социально-экономические преобразования, и меры политического и организационного характера, и связанные с применением мер воспитания и убеждения профилактические усилия, в том числе поощрение деятельности соответствующих общественных и религиозных объединений, и многое из того, что предпринимается для повышения уровня образования граждан и в целом культурного образа жизни.

Существенную роль в мероприятиях подобного рода призваны играть, разумеется, также применение государственного принуждения в отношении лиц, не желающих считаться с требованиями законов, а равно их наказание с целью перевоспитания и возвращения к законопослушному образу жизни, короче говоря, такой комплекс мер, который обычно называют дея и? ел ъностью по борьбе с преступностью.

Эту деятельность принято подразделять на несколько взаимосвязанных основных видов (направлений). Достойное место среди них - наряду с упоминавшимися выше правосудием по уголовным делам и исполнением его актов (обвинительных приговоров) - занимают оперативно-розыскная деятельность 1 и предварительное расследование,!.ело, что должно делаться в связи с обнаружившимся преступлением до того, как скажет свое решающее слово правосудие.

Первый из этих видов деятельности - оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - осуществляется по правилам, установленным Законом об ОРД и рядом других правовых актов. Как сказано в ст. 1 названного Закона, это «...вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов... в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (курсив мой. - К.Г.)».

Названные цели должны достигаться, как сказано в этом Законе, путем решения задач, требующих, в частности, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а равно путем розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания.

По общему правилу результаты (данные), выявляемые и фиксируемые в ходе ОРД, могут служить поводом для возбуждения уголовных дел, могут быть при соблюдении порядка, установленного законом, использованы для подготовки следственных и судебных действий, а также для формирования органами, уполномоченными осуществлять предварительное расследование, тех доказательств, которыми закон разрешает подтверждать вину конкретных лиц в совершении преступных деяний. Но сами по себе такого рода результаты (данные) не

могут служить основанием для принятия официального итогового решения о признании кого бы то ни было виновным в совершении преступления.

Другой из названных видов деятельности в сфере борьбы с преступностью - предварительное расследование - предназначен во многом для выполнения тех же задач, но с соблюдением существенно иных правил - правил, предусмотренных в основном неоднократно упоминавшимся выше УПК, а также рядом других правовых актов.

Соблюдение этих правил обеспечивает законное и обоснованное выполнение следственных действий по собиранию, проверке и оценке таких сведений, которые могут быть использованы в качестве доказательств, подтверждающих достоверно факт совершения преступления конкретным лицом. На их основании допускается принятие решения о направлении уголовного дела в суд, где они вновь подвергаются проверке и оценке. И по результатам такой проверки и оценки суд принимает итоговое решение о признании или непризнании привлекаемого к уголовной ответственности лица преступником, а в случае признания его таковым - о мере наказания или иного предусмотренного законом воздействия.

Расследование уголовных дел как вид деятельности называется предварительным постольку, поскольку вывод о виновности конкретного лица в совершении преступления, который может быть сделан следователем или иным должностным лицом, участвующим в расследовании, не является о кон чат ел ъным. Итоговый вывод о совершении конкретным лицом преступления, как отмечено выше , вправе сделать только суд.

С известной долей условности и упрощения в значительной мере схематично соотношение оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования можно представить так: в ходе первого из этих видов деятельности готовится такой предварительный материал, который должен подвергаться проверке и восполнению способами, доступными второму. Другими словами, доказательства, которыми может воспользоваться суд при принятии итогового решения по уголовному делу, в значительной мере проверяются и оформляются в ходе предварительного расследования.

При усвоении основ организации выявления и расследования преступлений, их содержания и структуры важно иметь в виду, что предварительное расследование - деятельность неоднородная. Она по закону может осуществляться в двух формах, одна из которых названа дознанием, а другая - предварительным следствием.

С учетом этого принято различать среди правоохранительных органов, уполномоченных выявлять и расследовать преступления, три

группы государственных органов: соответственно - органы ОРД, органы дознания и органы следствия", о которых и пойдет речь в последующих параграфах данной главы учебника.

  • Такого рода не выявленную и официально не зарегистрированную преступностьпринято называть латентной преступностью. По различным подсчетам, она превышаетзарегистрированную официально преступность в два-три раза.
  • В определенной законом мере к этому виду деятельности примыкают контрразведка и антитеррористические мероприятия, в ходе которых возможно выявление сведений о совершенных, совершаемых или намечаемых к совершению преступлениях (см.ст. 9 и 9.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 (ред. от 18 июля 2011 г.) «О Федеральнойслужбе безопасности» (СЗ РФ, 2011, № 15, ст. 1269).
  • 2 См. § 5 и 12 гл. 4 учебника.