Курс правоохранительные органы относится. Общие положения. Система правоохранительных органов

В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли , например гражданского, админи-стративного, уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В определенном смысле этот курс - синтети-ческая юридическая дисциплина .

Предмет дисциплины - юридические ин-ституты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, составляющие 2 группы:

  1. общие, частично посвященные правоохранительным органам (Конституция Рос-сийской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.);
  2. посвященные конкретным (отдельным) правоохранительным органам (Федеральный конститу-ционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Феде-ральные конституционные законы «О судебной системе Российской Феде-рации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О судо-устройстве РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Фе-дерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др.).

Круг вопросов, которые изучаются в рассматриваемом курсе (детализация предмета) :

  • устройство органов в их совокуп-ности и каждого из них в отдельности;
  • организация правоохранительных органов, но только в той степени, в какой это связано с вы-полнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными орга-нами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не правовой, а технический характер;
  • вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функ-ций и реализации основных направлений деятельности.

Рассмотрение в данном курсе всех правоохранительных органов, расширяет предмет изучения, наполняет его конкретным содержани-ем, позволяет давать более полные знания и готовить специалистов широко-го профиля, не исключая в то же время возможности их специализации.

Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изло-жено по определенной системе, обеспечивающей последовательное и по-нятное изложение изучаемой юридической дисциплины:

  1. «Общие положения» (основные понятия, предмет и система курса; источники права, относящиеся к судеб-ной власти и правоохранительным органам; судебная власть; конституционные принципы осуществления правосудия).
  2. «Судебная система Российской Федерации» (федеральные ; федеральные арбит-ражные суды; Конституционный Суд Российской Федерации; суды субъек-тов Российской Федерации; правовой статус судей в Российской Федера-ции; органы судейского сообщества).
  3. «Государственные органы обеспечения охраны поряд-ка и безопасности» (органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы и органы налоговой полиции; таможенные органы; органы юстиции).
  4. «Органы предварительного расследования» и «Органы предварительного следствия и дознания» .
  5. «Прокуратура в Российской Федерации» и «Организация и задачи прокуратуры» .
  6. «Органы по правовому обеспечению и правовой по-мощи» (нотариат;

Взаимную ответственность государства и граждан .

Функции правоохранительных органов

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений , административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры . Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности , и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства .

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось,

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплекс­ной юридической дисциплиной, которая изучает основы орга­низации и наиболее важные для реализации право­охранительной функции направления деятельности этих ор­ганов и их взаимодействие.

Предметом курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» является система правоохранительных органов, устройство правоохрани­тельных органов, порядок их организации и деятельности, ком­петенция и структура этих органов, правовой статус лиц, являю­щихся должностными лицами правоохранительных органов.

Система и содержание данного курса определяется его пред­метом. В содержание курса входят вопросы о понятии, задачах и функциях правоохранительных органов, предмете и системе курса, взаимосвязи его с другими юридическими дисципли­нами, нормативно-правовой базе, выступающей в качестве ис­точника данного курса. Основное же содержание курса состав­ляют вопросы организации и деятельности отдельных право­охранительных органов: порядок их создания, компетенция, структура и организация, основные задачи и функции, поря­док комплектования кадрами, требования к кандидатам на за­нимаемые должности, их полномочия и правовой статус. Сис­тему курса составляют порядок организации и деятельности судебной системы и различных ветвей судебной власти, непо­средственно судов различных звеньев, правосудие и его демо­кратические основы, организация и деятельность органов прокуратуры, органов

внутренних дел, органов обеспечения безопасности и правопорядка, адвокатуры, нотариата, частных детективных и охранных служб.

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является базовым курсом, основой для изучения других юридических дисциплин. Данный курс находится в тесной взаимосвязи с другими учеб­ными дисциплинами, изучающими отрасли права, тем или иным образом регулирующие правоохранительную деятель­ность в Российской Федерации. Методологической основой данного курса является общая теория государства и права, дающая основные правовые поня­тия, общетеоретические подходы и т.д.

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» тесно взаимосвязан с конституционным правом, поскольку конституционные нормы определяют основные принципы построения и деятельно­сти правоохранительной системы государства, а в наиболее общем виде – задачи и компетенции отдельных правоохранительных органах.

Взаимосвязь данного курса с курсом «Административное право Российской Федерации» заключается в том, что последний изучает вопросы орга­низации и функционирования органов государственного уп­равления, некоторые из которых выполняют, в том числе, и правоохранительные функции (Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и т.д.).


В рамках этого же курса рассматриваются вопросы об административных правонарушениях, адми­нистративной ответственности и порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Тесно взаимосвязан курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» и с непосредственно процессуальными отраслями права: граж­данским процессом, арбитражным процессом и уголовным процессом. Так, уголовный процесс рассматривает порядок деятель­ности органов, осуществляющих выявление, расследование преступлений, их предупреждение, а также порядок осуществ­ления правосудия по уголовным делам. Гражданский и арбит­ражный процессы регламентируют процедуру осуществления правосудия по гражданским делам и порядок защиты прав и свобод личности, общества и государства в сфере имущественных, личных неимущественных отношений, трудовых и се­мейных отношений и т.д. Процессуальные нормы, установ­ленные уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов в данных сферах, носят для них обязательный характер.

Курсы «Прокурорский надзор» и «Адвокатура» более подробно изучают порядок организации и деятельности органов, осуществляющих прокурорский надзор и адвокатскую дея­тельность, правовое положение лиц, имеющих статус прокурорского работника и адвоката, и т.д.

Курс «История отечественного государства и права» изучает исторический аспект организации и деятельности органов, осуществляющих правоохранительные функции в Российском государстве.

Предметом любой учебной дисциплины выступает изучение определенного круга явлений объективной действительности, закономерностей их развития и функционирования. Любые юридические дисциплины призваны изучать по сути единый объект - совокупность государственно-правовых явлений общественной жизни или иначе – государственно-правовую действительность.

Тем не менее каждая из этих дисциплин имеет свой собственный предмет изучения, которым выступает определенная часть, элемент общего объекта правоведения. Предметом учебной дисциплины «Правоохранительные органы» является изучение структуры, функций, основ организации и деятельности системы государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, их взаимодействия друг с другом и с иными государственными и негосударственными органами и организациями.

Целью изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы»

является получение исходных, основополагающих сведений о системе органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, что обеспечивает успешное освоение в дальнейшем других юридических дисциплин.

Система курса «Правоохранительные органы» состоит из 12 тем, логически взаимосвязанных между собой в такой последовательности, которая

позволяет описать всю систему правоохранительных органов от общих вопросов, понятий и принципов их организации и деятельности до изучения конкретных групп органов в соответствии с основными направлениями правоохранительной деятельности. В начале изучения курса рассматриваются некоторые общие

вопросы, связанные с уяснением признаков и понятия правоохранительной деятельности, основных ее направлений, дается общая характеристика системы правоохранительных органов в РФ, изучается нормативно-правовая база

организации и функционирования правоохранительных органов, дается характеристика наиболее важным законодательным актам, которые студентам необходимо изучить в рамках курса. Далее, в соответствии с центральной ролью

судебных органов в правоохранительной деятельности, следует изучение понятий судебной власти и судебной системы, раскрываются основные черты и структура судебной системы РФ, даются понятия звена судебной системы и судебных

инстанций. Следующая тема посвящена изучению правосудия и системы его демократических основ (принципов). Далее следуют темы, посвященные отдельным группам судов, составляющих российскую судебную систему – судам

общей юрисдикции, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ. В рамках следующей темы -

«Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей» изучаются права и обязанности судей и представителей народа, участвующих в отправлении

правосудия, порядок формирования судейского корпуса, компетенция и основы организации органов судейского сообщества. В следующей теме изучается становление российской судебной системы, исторические этапы ее развития и

реформирования. Изучение судебной системы РФ завершается темой, посвященной организационному обеспечению деятельности судов, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, а также вопросам о компетенции и

системе органов юстиции. Следующие темы соответствуют остальным направлениям правоохранительной деятельности – прокурорскому надзору и органам прокуратуры, оперативно-розыскной деятельности, предварительному

расследованию уголовных дел и системе органов, их осуществляющих.

Изучение курса «Правоохранительные органы» завершается темой, посвященной вопросам организации и деятельности адвокатуры в России.

С тем, чтобы лучше понять, какое место занимает курс

«Правоохранительные органы» в системе юридических учебных дисциплин, вначале необходимо дать основные сведения об их классификации.

К правоведению относится широкий круг учебных дисциплин, которые

условно можно подразделить на следующие группы:

историко-теоретические, призванные изучать исторические и теоретические вопросы развития и функционирования государства и права

(теория государства и права, криминология, история государства и права России,

зарубежных стран, история политических и правовых учений и др.);

отраслевые, направленные на изучение конкретных отраслей права

(уголовное право, гражданское право, административное право, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.);

прикладные дисциплины, посвященные вопросам применения

специальных знаний в практической деятельности юриста (криминалистика,

судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.).

дисциплины, изучающие структуру и принципы деятельности различных государственных органов, а также отдельных негосударственных

организаций. Очевидно, что дисциплина «Правоохранительные органы» относится к данной группе, куда также входят такие дисциплины как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат.

Дисциплина «Правоохранительные органы» - одна из вводных в правоведение дисциплин и поэтому она тесно взаимосвязана практически со всеми другими юридическими дисциплинами. Рассмотрим ее взаимосвязь с

конкретными учебными дисциплинами в соответствии с вышеуказанной их классификацией.

Основополагающей, фундаментальной теоретической дисциплиной в

системе правоведения является теория государства и права (далее – «ТГП»), которая изучает наиболее общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как социальных явлений, вырабатывает определения важнейших государственно-правовых категорий для всех без исключения юридических дисциплин. Не является исключением и

«Правоохранительные органы». ТГП определяет понятия таких явлений как

«право», «государство», «государственная власть», «государственный орган»,

«механизм государства», «функции государства», «правовое государство» и т.д. Таким образом, ТГП выполняет своего рода служебную миссию по отношению к другим юридическим наукам, обеспечивая их ключевыми категориями, определениями основных понятий в правоведении.

Государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение в рамках дисциплины «Правоохранительные органы» исторических этапов

развития судебной системы в России, кроме того при изучении курса студенты получают краткие сведения об истории прокурорского надзора, органов, осуществляющих предварительное расследование и адвокатуры. Эти знания

призвана обобщать и анализировать история государства и права России. Они используются в дисциплине «Правоохранительные органы», для того, чтобы в наиболее общем виде представить историческую картину становления и развития правоохранительной системы в нашей стране.

Изучение системы правоохранительных органов РФ, принципов их организации и деятельности в рамках курса «Правоохранительные органы» создает основу для изучения отраслевых юридических дисциплин – прежде всего,

изучающих отрасли процессуального права – уголовно-процессуального, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права. Изучив курс «Правоохранительные органы», студенты получают представление о

судебной системе РФ, ее звеньях, судебных инстанциях, полномочиях

государственных органов, участвующих в судопроизводстве. В рамках курса

«Правоохранительные органы» изучаются демократические основы (принципы)

правосудия, что позволяет заложить фундамент для изучения отраслевых дисциплин, сформировать правовое мировоззрение студентов в духе идей правового государства. В свою очередь, многие вопросы, изучаемые указанными дисциплинами, в наиболее краткой и доступной форме обобщаются и освещаются в рамках курса «Правоохранительные органы», что обеспечивает преемственность изучения дисциплины «Правоохранительные органы» и этих отраслевых дисциплин. К примеру, при рассмотрении понятия и видов судебных инстанций, раскрываются их особенности применительно к уголовному, гражданскому и арбитражному судопроизводству.

Из всех направлений юридической деятельности наиболее остро затрагивает права и свободы человека деятельность уголовной юстиции. Именно

здесь личность подвергается наиболее жестким мерам государственно-правового воздействия, поэтому значение соблюдения правовых норм, принципов,

защищающих человека от произвола государственных органов и их должностных лиц, здесь наиболее важно. Именно поэтому столь большое внимание в рамках изучения курса «Правоохранительные органы» уделяется вопросам уголовного

судопроизводства, т.е. деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел и органов, осуществляющих предварительное расследование. В связи с этим, дисциплина «Правоохранительные органы» наиболее тесным

образом взаимосвязана с уголовно-процессуальным правом.

Тесно взаимосвязана рассматриваемая нами дисциплина с конституционным правом в рамках которого, в частности, дается общая характеристика государственных органов РФ, затрагиваются вопросы о месте

правоохранительных органов в государственном механизме, на основе изучения норм главы II «Права и свободы человека и гражданина» и VII «Судебная власть» Конституции РФ раскрывается содержание основных принципов деятельности

органов государственной власти.

Вопросы, связанные с функционированием таких правоохранительных органов, как например, органы юстиции и органы внутренних дел, изучаются в

рамках административного права, в предмет которого входит изучение организации и деятельности органов исполнительной власти. Система этой дисциплины включает также темы, посвященные органам, компетентным

налагать административные взыскания и процедуре их наложения.

Теснейшим образом связаны «Правоохранительные органы» с изучением таких дисциплин как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат, которые изучаются на старших курсах обучения. Эти дисциплины по сути конкретизируют

ряд важных тем курса «Правоохранительные органы», расширяют те познания, которые получили студенты в процессе его изучения.

Предметом дисциплины является изучение компетенций уполномоченных государством правоохранительных органах (ПО), их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия между собой и с другими органами гос. власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

Система – это совокупность отдельных элементов, составляющих единое целое.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В общей части рассматриваются: понятие правоохранительных органов, их система, предмет и задачи курса, основные законодательные акты и иные источники, взаимосвязь курса ПО с др. учебными дисциплинами.

В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятельности конкретных ПО в отдельности: их место в системе ПО, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в ПО, правовой статус работников ПО.

Курс ПО связан с конституционным правом, поскольку конституция гос-ва содержит фундаментальные положения о системе ПО, их задачах и компетенции.

Также курс связан с административным правом, так как нормы административного законодательства определяет систему и структуру органов гос. управления.

Порядок применения мер гос. принуждения в зависимости от вида правонарушения регламентируется административным, гражданским, арбитражным, уголовным процессуальным правом. ПО в своей деятельности по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деятельности ПО применяют достаточно широко нормы и иных отраслей права: налогового, земельного, семейного и т.д.

Правоохранительная деятельность (ПД), ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

ПД – это деятельность, установленных государством спец. органов, которая осуществляется с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при обязательном соблюдении установленного им порядка.

Признаки ПД:

1. правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

2. направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

3. правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

4. применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае

5. правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.

Задачи ПД:

1. Охрана личности, ее прав и свобод (в конституции РФ 93 г. личность ставится в первую очередь).

2. Охрана общества, ее материальных и духовных ценностей

3. Охрана государства, его конституционного строя и государственной целостности.

Направления (функции) ПД:

1. Конституционный контроль (осуществляет конституционный суд) – это контроль за всем, что принимается, издается на соответствие Конституции РФ

2. Функция правосудия – это рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, административных дел судами общей юрисдикции по существу (это рассмотрение и разрешение дел, с вынесением либо приговора (оправдательный и обвинительный), либо решения по спорам).

3. Организационное обеспечение деятельности судов (органы осуществляющие эту функцию обеспечивают всем необходимым суды и судей конкретно – канцтовары, мебель, ремонт и пр.). Осуществляет судебный департамент при Верховном суде РФ, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции.

4. Прокурорский надзор (прокуратура) – это надзор за точным, единообразным применением закона всеми: и должностными лицами, и органами гос. власти, и общественной жизнью.

5. Выявление и расследование преступлений (следственный аппарат МВД, ФСБ,ФСБ по обороту наркотиков и следственный комитет при прокуратуре РФ – 4 органа)