Кто такой али в исламе. «Рождённый в Каабе» – Али (да будет доволен им Аллах). Смотреть что такое "Али ибн Абу Талиб" в других словарях

Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге Попов Александр

Халиф Али (656-661)

Халиф Али (656-661)

Следующим халифом стал приемный сын Мухаммеда Али – Али ибн Абу Талиб. Последующие мусульманские историки рисуют картину его избрания благостной, но, скорее всего, состоялось оно не в день убийства Османа, и даже не на утро следующего дня, а примерно через неделю. Всю эту неделю Медина кипела, никто не выходил на улицу без оружия, и даже убитого халифа похоронили с большими проблемами: несогласные, утверждая, что Осман отправится прямо в ад, не давали читать над ним молитвы, пинали его труп ногами, и в итоге Осман был похоронен не по правилам, а просто засыпан землей.

Многие видные люди Медины, в том числе и старые сподвижники Пророка, отказались присягать Али. Впрочем, после присяги они не оказывали никакого противодействия новому халифу, хотя и оказались через несколько лет в стане его врагов.

Внешность Али ибн Абу Талиба, многократно описанная, была весьма примечательной. Четвертому халифу на момент принятия присяги было около 57 лет, он был очень смугл, весьма толст и обладал роскошной бородой, закрывавшей его грудь от плеча до плеча. Большую лысину окаймляли седые волосы, свисавшие на спину подобно львиной гриве. Али имел от восьми жен девять сыновей, а также в его семье было еще и три приемных сына. Количество дочерей обозначить сложнее, но, по всей видимости, их было около пятнадцати.

Былая его воинственность сошла на нет, и он был весьма мирным семейным человеком. Али не принимал многие перемены в мусульманском обществе, появившиеся после смерти Пророка. Это добавляло ему популярности среди несогласных и беднейших слоев, как и то, что он никогда не занимал никаких административных должностей.

Кое-как Али удалось навести порядок в городе: он заставил удалиться большинство кочевников и провел расследование убийства Османа. Но найти его реальных убийц вряд ли было возможно, и к тому же опасно. Часть негодующих египтян, возглавляемая Муавийем ибн Худайджем, все равно Али не признала, отказалась присягать и ушла в район Аль-Бахнаса. Из Медины был выслан отряд для «усмирения», но он потерпел неудачу. Возглавляемые же Муавийем отошли дальше и через некоторое время нашли пристанище в Харбите (округ восточнее Александрии, примерно в дне пути).

Затем Али занялся налаживанием отношений с провинциями, особенно с Куфой, и даже назначил туда нового наместника. Однако с половины пути тот вернулся в Медину: Куфа хотела остаться под старым управляющим. Между тем было не все спокойно и в самой Медине: Али раздал поровну деньги, найденные в доме у Османа, и многим видным мухаджирам показалось обидно, что их сравняли с бывшими рабами. Особенно возмущались Талха и аз-Зубайр, и Али их вызвал к себе, напомнив про присягу. Те попытались получить какие-либо наместничества, но Али опасался, что вдали от него они станут слишком самостоятельными. Разговор так ничем и не кончился.

Еще одним источником смуты стал Абдаллах ибн Омар, отказавшийся от присяги, считая, что выборы Али были проведены неправильно. После ссоры с новым халифом сын старого счел за благо уехать из города и осесть в Мекке. Вскоре Мекка стала некоей столицей оппозиции, и туда начали стекаться все недовольные правлением Али и оставшимся неотмщенным убийством Османа. Видной фигурой среди них оказалась Айша, вдова Пророка, которая издавна недолюбливала приемного сына своего мужа. Еще одним противником Али стал Муавийя, который не только не спешил принимать присягу, несмотря на призывы нового халифа, но и выставил в мечети Дамаска окровавленную одежду Османа, присланную ему вдовой Наилей. Проповедники говорили о необходимости отмщения вероломного убийства, и Сирия готовилась к походу на Медину. В августе, в ответ на призывы принять присягу, Муавийя отправил Али письмо, велев гонцу, по прибытии в Медину, держать свиток так, чтобы любой разглядел надпись на нем: «От Муавийи ибн Абу Суфийана Али ибн Абу Талибу». Уже в этом содержалось оскорбление: вынесенное в начало имя Муавийи говорило о том, что он ставит себя выше Али, и к тому же, судя по обращению, халифом он его не считал. Когда посланец прошел с письмом по улицам Медины и Али сломал печать, то внутри вместо текста обнаружил лишь традиционную фразу начала записей: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного».

Это было уже третьим оскорблением, и Али хотел немедленно послать в Сирию войска, но видные мусульмане его не поддержали, хотя Али и говорил, что «смута как огонь» и уничтожать ее надо в самом начале. Вскоре Талха и аз-Зубайр попросили у Али позволения на малый хадж, и он, прекрасно понимая, что они просто хотят уехать в Мекку, был все равно вынужден их отпустить.

Таким образом, уже к осени в Мекке собрались почти все, кто был в оппозиции к нынешней власти. Впрочем, полного единства среди них не было: кто-то настаивал на походе в Сирию для объединения с Муавийем, кто-то предлагал сразу идти в Медину, боясь дальнего похода. К последним примкнула и Айша. Сложно сказать, насколько велика была ее роль в организации похода и противостоянии новому халифу, но стоит признать, что она была не последним человеком в оппозиции. Получив прекрасное образование, зная множество стихов и обладая даром слова, овдовевшая в 18 лет Айша не знала, куда ей применить свою энергию. Слава «матери верующих» и внушительная пенсия не могли заменить ей участия в гуще событий. И когда с походом в Медину было решено, Айша решила выступать вместе с мужчинами. По тем временам это был, учитывая положение женщин, весьма необычный и смелый поступок. Женщине был нужен сопровождающий, и она попыталась взять себе в попутчицы сначала еще одну вдову Пророка Умм Саламу, а затем Хафсу, но обе ей отказали. И Айша отправилась одна, в окружении мужчин.

Талха и аз-Зубайр собрали около 700 человек и, вложив собственные средства, вооружили их и купили верблюдов для похода. Умм Салама, вдова Пророка, отправила сына Омара с письмом к Али, обращаясь к тому с просьбой взять Омара к себе в помощники и предупреждая его о походе. Умм Фадл, вдова Аббаса, также предупредила Али о готовящемся походе.

Али, все-таки решивший идти на Сирию, узнал о настроениях у себя под боком и вышел наперехват к мекканским бунтовщикам, лично возглавив войско. Он понимал, что их нельзя пустить в Басру, где они могут найти поддержку и увеличить свой отряд.

В начале октября мекканский отряд, выросший в пути до 3000 человек, стал под Басрой и послал в город переговорщиков, пытаясь выяснить настроения горожан. Городское начальство не поддержало бунтовщиков и после переговоров решило силой заставить их вернуться в Мекку. Но когда собранные с оружием горожане уже дошли до окраины, перед ними появились вожди мятежников, призывающие отомстить за смерть Османа. Мнения жителей Басры разделились, начался скандал и даже потасовки, но все это оборвала Айша, произнеся пламенную речь о том, что Осман, хотя и совершал ошибки, перед смертью раскаялся и был убит уже безгрешным и что за его кровь необходимо отомстить. Пообещала она, и что после отмщения «будет проведен совет тех людей, которых избрал амир верующих Умар ибн аль-Хаттаб, и не войдет в него тот, кто причастен к крови Османа». Это еще больше распалило горожан, потасовки перешли в драки, и город распался на две партии: центр оказался в руках у сторонников Али, окраины же были заняты теми, кто принял сторону мекканцев.

На следующий день Талха и аз-Зубайр решили взять центр приступом, но наместник выслал им навстречу конницу, и мятежники были оттеснены. Однако к утру они сумели обойти заслоны наместника по дамбе и оказались почти в центре города. Снова завязался бой, в котором наместник стал одерживать верх, и бунтовщики предложили подписать примирительное соглашение, в котором обговаривались условия прекращения боев и то, что все остаются в городе и ожидают прибытия халифа для окончательного разрешения вопроса. Пока шли переговоры, мятежники тайно стали призывать на свою сторону окрестные кочевые племена и уговорили почти всех, кроме нескольких, принявших нейтралитет. Перемирие в городе продолжалось недолго: в мечети произошла ссора между наместником и главами бунтовщиков, и через несколько часов боев город оказался в руках восставших.

Хукайм ибн Джабала попытался выступить против бунтовщиков, но был убит, а его отряд разгромлен. Разбежавшихся защитников старого порядка ловили по городу и приводили на площадь, где впервые в истории ислама состоялись массовые казни единоверцев. Айша, впрочем, призывала убивать только тех, кто участвовал в осаде дома Османа, но вряд ли к ее словам кто-то прислушивался.

Али пытался вести переговоры с бунтовщиками, но они заканчивались ничем: это был, скорее, религиозный спор о шиизме, а не политическая попытка решить проблему. В итоге в начале декабря Али подошел к Басре. Еще с дороги он выслал туда переговорщиков, но обе стороны утверждали, что они просто «хотят восстановить закон», и поэтому переговоры ничем не кончились, кроме, пожалуй, важного вывода, что происходящие события имеют весьма серьезное значение для всего халифата.

Мятежники покинули город и также стали лагерем. Еще несколько дней длился обмен переговорщиками, а 8 декабря войска сошлись на близкое расстояние. Созерцание противника вблизи, видимо, еще более охладило пыл сторон, и они решили еще раз попытаться решить дело миром. Что было решено – сказать сложно, но и бунтовщики, и Али собрали вечером к себе наиболее видных людей из своих армий, что вызвало недовольство наиболее воинственно настроенных поклонников Али и участников осады дома Османа, которые на совещание приглашены не были. Они собрались на тайные переговоры и, боясь, что мир может им выйти боком, вернее, закончится казнью, решили спровоцировать сражение. Ранним утром они напали на басрийцев, что было воспринято теми как вероломство Али. Небольшие стычки перешли в сражение с участием главных сил, и вскоре Талха был ранен стрелой в ногу. Стрела, по всей видимости, перебила артерию, кровь остановить не смогли, и Талха скончался. Узнав о смерти командующего, басрийцы запаниковали и начали отступать. Аз-Зубайру не смог их остановить и сам пустился в бегство, бросив и город, и даже сына, но вскоре был зарублен около Вади ас-Сиба неким бедуином. Однако когда басрийцы добежали до белого верблюда, на котором в обитом железом паланкине сидела Айша, они остановились и стали защищать «мать верующих», которая храбро не покинула поле боя. Вся битва переместилась к верблюду и осталась в истории как «битва у верблюда» или «верблюжья битва» (джамаль). Басрийцы защищали Айшу, а сторонники Али пытались взять верблюда в «плен», как некое знамя, с утратой которого у противоборствующей стороны не будет смысла сопротивляться. Практически все описание битвы сводится к рассказам про поединки у верблюда и к перечислению имен тех, кто держал его под уздцы, но пал. Последними схватились Абдаллах ибн аз-Зубайр и Малик аль-Аштар. Силы обоих были на исходе, но в это время бойцы Али подобрались к верблюду и перерезали ему поджилки. Животное рухнуло, паланкин с Айшей опрокинулся, придавив ее.

Бойцов разняли, Айшу вынули из-под паланкина, и Али отругал мачеху за то, что она взялась за мужское дело, после чего велел отвезти ее туда, где она жила в Басре, и велел преследовать бегущих, но не убивать тех, кто не оказывает сопротивления, и не грабить город.

автора Попов Александр

Третий халиф – Осман (644-656) Осман ибн Аффан постоянно, как и предыдущие халифы, консультировался с шурой, стараясь поддерживать хорошие отношения с Али, но, по общему мнению, уже не был столь мощным администратором, как два предыдущих халифа.Взрывоопасная проблема по

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Халиф Али (656-661) Следующим халифом стал приемный сын Мухаммеда Али – Али ибн Абу Талиб. Последующие мусульманские историки рисуют картину его избрания благостной, но, скорее всего, состоялось оно не в день убийства Османа, и даже не на утро следующего дня, а примерно через

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Шестой халиф Муавийя (661 -680) Муавийе было под шестьдесят, он был коренаст, коротконог, с непропорционально большой головой и громадными, навыкате, глазами, которые придавали его лицу грозное выражение. Как можно понять из истории неудавшегося покушения, шестой халиф был

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Ложный халиф В 817 – 819 годах активизировалось и движение шиитов, причем в самом центре халифата, где они заняли города Мекку, Медину, Васит и Басру. Понятно, что дело тут не только в охватившем халифат хаосе, но и в общем недовольстве населения правлением Аббасидов.Халиф

Из книги История борделей с древнейших времен автора Кинси Зигмунд

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Сумасшедший халиф, или опять о недостаточности простых объяснений Я уже упоминал о том, что относительно недавно обращенные в ислам турки-сельджуки могли чинить различные препятствия паломникам и портить жизнь местным христианам, пусть рассказы об этом и содержат

Из книги Их величества пирамиды автора Замаровский Войтех

Глава II ХАЛИФ АЛЬ-МАМУН И АРАБСКИЕ ИСТОРИКИ 642 год нашего летосчисления стал началом новой эры истории Египта: его завоевали арабы. Амр Ибн аль-Ас, полководец халифа Омара, в 640 году захватил город Пелусий, нынешнюю Фараму, на восточном рукаве Нильской дельты, затем нанес

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

8. Воинственный апостол Павел и воинственный халиф Омар Павел считается ВОИНСТВУЮЩИМ АПОСТОЛОМ. В книге «Начало Ордынской Руси» мы показали, что апостол Павел описан в средневековых летописях эпохи XII–XIII веков также как известный Фульк Парижский, святой человек из

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Халиф Аль-Хаким безумный Внуком Аль-Муизза был самый печально знаменитый из всех фатимидских халифов. Аль-Хаким (996-1021) вступил на престол невинным голубоглазым мальчиком одиннадцати лет. Он отверг традиционную роскошь облачения, отдав предпочтение простым белым

автора Шредер Эрик

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

автора

Харун ар-Рашид: халиф и его двор - покровители культуры Сыну аль-Махди, Харуну ар-Рашиду (786–809 гг.) после кратковременного правления его брата аль-Хади посчастливилось взойти на трон халифа на пике величия и роскоши империи. На короткое время в ней воцарились

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Халиф ан-Насир, придворная футувва и хорезмшахи В центре исламского мира большинство государств после распада империи сельджуков почти не обращали внимания на христианскую угрозу в Средиземноморье - как в западном, так и в восточном. Не слишком заботило их и

Али проповедывал в месяц, в котором Его убили, и говорил: "Месяц Рамадан пришел к вам. Он - повелитель месяцев и самый первый в году. В этом месяце мельница власти делает свой новый оборот и вы совершите паломничество в новом году одним рядом (т.е. без Имама, ведущего всех на молитву). Знамением этого будет то, что Меня не будет больше среди вас."

Возвратившись в город Куфу, Али решил сместить Муавийю с поста наместника Сирии за отказ присягнуть законному халифу. Он решительно отверг совет ал-Мугира ибн Шуубы и Абдаллаха ибн Аббаса не делать этого и стал готовиться в поход против мятежного подчиненного.

В 40-ом году Хиджры, в 662 году н.э. (по другим источникам 19 января 661 года), четвертый правитель халифата Али был убит во время совершения молитвы в мечети города Куфа. Он принял мученическую смерть от хариджитов - "отступников" (так в иранских источниках называют тех, кто во время решающих битв отрекся от Али, они ушли в Месопотамию, избрали нового предводителя, и получили название "хариджиты", что означает "отступившие, выступившие против"). Али был смертельно ранен вероотступником хариджитом Ибн Мулджамом и через два дня покинул этот мир. После убийства Али политическое и духовное руководство над мусульманами перешло к старшему внуку Пророка Мухаммеда, сыну Фатимы-Захра и Али, Хасану Муджтабе.

Повелитель правоверных, да будет мир над ним, всю ночь бодрствовал. Он часто выходил из дома, всматривался в небо и говорил: "Клянусь Богом, Я не лгу и Мне не лгут. Это и есть та самая обещанная мне ночь". Он возвратился к Себе на ложе. Настал рассвет, Он одел жилет (изар), вышел из дома и сказал: "Скрепите грудь для встречи смерти. Она, конечно же, встретит вас. Не надо скорби перед смертью, когда та ступит в вашу долину". Когда Он шел по двору, гуси с гиканьем побежали Ему на встречу. Окружавшие начали отгонять их, однако Он сказал: "Оставьте их в покое, они оплакивают Мою смерть”. -- "Жизнь Мухаммеда". Панова, Вахтин

Через некоторое время после жестокого убийства Хасана, внука Пророка, халифатом завладел Муавийя; он преобразовал его в наследственный институт омейядов. Следом пришли аббасиды, они наследовали халифат друг у друга, приходя к власти либо через назначение предшествующего правителя, либо захватив ее силой.

Приветствие Господнее Тому, с Которым справедливость погребенная осталась.
Тому, Кто был неотделим от истины Господней,
Кому, Кто был всегда правдив, Тому, Кто истине был неизменен,
Тому, в Ком истина и справедливость воедино!

Муавийя спросил: "О ком эти стихи?" В ответ Сауда сказала: "Это о Его светлости Али ибн Абу Талибе. Помню, как-то я пришла к Али с жалобой на одного из управляющих и застала его, готовящимся читать молитву. Но, увидев меня, Он не приступил к молитве, а с уважением спросил: "Есть ли у тебя какие-то проблемы?". Я сказала: "Да", затем я рассказала о несправедливости наместника. Услышав мои слова, Али заплакал, затем сказал: "О, Господи! Будь же свидетелем того, что Я никогда не посылал человека, чтобы он причинял несправедливость". Затем Он взял бумагу и написал письмо этому наместнику. "Когда ты прочитаешь это письмо, сразу же собирай свои вещи. Я пошлю человека, который заменит тебя на этой должности". Имам вручил это письмо мне. Клянусь Аллахом, я дала это письмо тому человеку, и он, прочитав его, сложил с себя полномочия, передав бразды наместника другому человеку".

Али (602-661) - четвертый "праведный" халиф (с 656 гоад) в арабском халифате; происходил из племени курейш. Последователь, соратник, двоюродный брат и зять Мухаммеда (муж его дочери Фатимы). Был избран халифом в обстановке народного восстания в Медине, в ходе которого был убит халиф Осман (656). Опираясь на демократические слои арабских племен, Али вел борьбу с курейшитской знатью. Однако Али не смог добиться успеха в войне с Муавией, наместником Сирии и предводителем этой знати, что привело к расколу в среде приверженцев Али - шиитов. Выделившиеся наиболее последовательные противники аристократии - хариджиты - убили Али. Об Али создано много легенд в мусульманской, особенно шиитской, литературе.

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература: SarasinW., Das Bild Alis bei den Historikern der Sunna, Diss., Basel, 1907; Levi della Vida G., Il califfato di Ali, secondo il Kitb al-asraf di al-Baladuri, "Riv. degli studi orientali", Roma, 1913, anno 6, fasc. 2.

Четвертый «праведный» халиф

Али ибн Аби Талиб аль-Муртада («Желанный»), Абу-л-Хасан (около 600–21.01.661) - четвертый «праведный» (рашидун) халиф (с 656), первый шиитский имам. Сын Абу Талиба ибн Абд аль-Мутталиба (не поздн. 539–619) и Фатимы бинт Асад, принадлежавшей к роду хашим мекканского племени курайш, Али был двоюродным братом (по отцу) Мухаммада. С 7 лет воспитывался в семье будущего пророка ислама и одним из первых (по шиитской версии - вторым, после жены Мухаммада, Хадиджи) безоговорочно принял новую веру (610). В 623 Али женился на младшей дочери Мухаммада, 17-летней Фатиме (606–632/33), которая родила ему трех сыновей - аль-Хасана (624/25–669), аль-Хусейна, Мухсина (умер в младенчестве) и двух дочерей - Зайнаб и Умм Кульсум. После смерти Фатимы Али женился еще 8 или 9 раз и имел многочисленное потомство, однако самую заметную роль в истории ислама сыграли его сыновья аль-Хасан и аль-Хусейн и их потомки. Али находился рядом с Мухаммадом на протяжении всей его пророческой деятельности и принимал участие во всех делах мусульманской общины (умма). Перед битвой при Бадре (624) одолел в традиционном единоборстве язычника аль-Валида ибн Утбу и отличился в самом сражении. За отвагу, проявленную в этом бою, был прозван «Асадулла» («Лев Аллаха») и получил в награду меч «Зу-л-фагар» («Обладающий позвонками»). В битве при Ухуде (625) лично защищал Пророка. При завоевании Мекки (630) был знаменосцем мусульман.

Позиция Али в отношении избрания Абу Бакра халифом после смерти Мухаммада (632) не совсем ясна. По одной из версий, Али не принимал участия в выборах «заместителя посланника Аллаха», так как был занят подготовкой похорон Пророка и присягнул Абу Бакру только через полгода. По другим данным, Али был противником избрания Абу Бакра, но был вынужден согласиться с его кандидатурой, поддержанной большинством сподвижников Мухаммада. Когда перед смертью (634) Абу Бакр призвал мусульман присягнуть Омару ибн аль-Хаттабу, Али вновь оказался лишенным власти. В годы правления второго «праведного» халифа (634–644) Али входил в число его ближайших советников и не принимал непосредственного участия в первых араб. завоевательных походах. После смерти Омара халифом стал Осман (644–656), проводивший политический протекционизм, что вызвало недовольство представителей рода омейя, охватившее широкие слои мусульман. В этих условиях Али представлялся многим идеальным правителем. В апреле 656 у Медины стали лагерем ополчения из Египта, Куфы и Басры, выступившие против халифата Османа и требовавшие его отречения от власти. Али открыто не поддерживал цели оппозиционеров, но и не смог удержать мятежников от убийства третьего «праведного» халифа (июнь 656). Новым халифом был провозглашен Али (24.06.656). Данный исход вызвал недовольство некоторых влиятельных курайшитов и среди них: вдовы Мухаммада, Аиши бинт Аби Бакр (613/14–678), видных сподвижников Пророка - Талхи ибн Убайдаллаха и аз-Зубайра ибн аль-Аввама, а также представителей рода омейя, главным действующим лицом которых стал наместник Сирии Муавийя ибн Аби Суфьян (?–680). В стране развернулась гражданская война. Объединившись и собрав под своими знаменами до 3 тыс. человек, оппозиционеры двинулись походом из Хиджаза на Басру и укрепились в ней. Вскоре сюда во главе 20-тысячного войска подошел Али. В развязавшейся так называемой «верблюжьей битве» (дек. 656) халиф одержал победу.

Главным противником Али остался только Муавийя. Весной 657 армии противников двинулись навстречу друг другу и в середине мая встретились у местечка Сиффин, где развернулось крупное пятидневное сражение. Сирийские воины прибегли к хитрости и, прикрепив к своим копьям свитки Корана, призвали халифа «следовать Книге Аллаха» и согласиться на третейский суд, который должен был разрешить спор: кто, Али или Муавийя, более достоин, чтобы стать во главе мусульманской общины и Халифата. Недовольная таким исходом дела и разочаровавшись в Али как вожде, значительная часть его войска покинула его лагерь. Этот раскол среди недавних сторонников Али привел к появлению первого ответвления в исламе в лице представителей религиозно-политической группировки хариджитов. Третейский суд не пришел к единому решению, и Али был поставлен перед необходимостью бороться на 2 фронта. Сначала он решил покончить с «внутренними» врагами и 17 июля 658 у местечка ан-Нахраван (Ирак) наголову разбил войско хариджитов, что не прибавило ему популярности в среде сторонников. Ослаблением позиций Али воспользовался Муавийя, объявивший себя халифом в Дамаске (660). Участь самого четвертого «праведного» халифа решила ненависть со стороны хариджитов. 19 января 661 спасшийся в числе немногих после битвы при ан-Нахраване хариджит Абд ар-Рахман ибн Мулджам опустил свой меч на голову Али в мечети Куфы. Испытывая невыносимые боли, то и дело теряя сознание, Али продержался два дня. Перед смертью, согласно распространенному преданию, он распорядился привязать свое тело к верблюду и похоронить себя там, где уставшее животное опустится на колени. Пройдя 20 км, верблюд прилег, и исполнители последней воли покойного похоронили халифа, став вокруг лагерем. Так возник город Эн-Неджеф. По другой версии, Али завещал похоронить себя в Куфе и сделать могилу незаметной, чтобы хариджиты не смогли надругаться над телом. Так или иначе, но уже к концу IX в. точное местонахождение могилы Али считалось утерянным.

После смерти Али его личность стала легендарной, а сам халиф был причислен к числу самоотверженных и бескорыстных «рыцарей ислама», героев, мученически погибших за веру (шахид). Еще при избрании первого халифа (632) выделилась группа мусульман, поддерживавших кандидатуру Али в качестве наиболее достойного преемника Мухаммада и ратовавших за передачу власти в умме и государстве по наследству прямым потомкам Пророка от его дочери Фатимы. Со временем сторонники данного подхода сложились в «партию Али» («аш-шиат Али») и стали именоваться как шииты.

А. А-Г. Алиев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 286-287.

Халифат Али ибн Абу Талиба (656-661)

Четвертый халиф Али ибн Абу Талиб родился в 602 году в благородной мекканской семье, принадлежащей к роду Хашима. Воспитанный Мухаммедом, глубоко преданный делу ислама, Али был одним из шести наиболее близких к Мухаммеду людей и одним из десяти сахабов Пророка. Он был искренним и честным, отличался редкой щепетильностью в вопросах веры, был чужд честолюбия и стяжания. Али участвовал в битвах при Бадре, у горы Ухуд, где получил шестнадцать ран, и почти во всех походах Мухаммеда. Он вошел в историю ислама под именами Лев Аллаха, Попечитель, Избранный.

К концу правления халифа Усмана Али ибн Абу Талибу было уже за пятьдесят. Это был невысокий, полный, очень смуглый человек с длинной белой бородой и большими глазами, отличавшийся, несмотря на полноту, необыкновенной физической силой.

Еще при избрании первого халифа сторонниками прав Али на халифат выступили три сахаба: Абу Зарр ал-Гифари, Микдад ибн ал-Асвад и Салман ал-Фариси. В Дамаске Абу Зарр (ум. в 653 г.) в присутствии наместника Сирии Муавийи проповедовал против роскоши и жадности ставленников Усмана и о праве на халифат представителей семьи Пророка, то есть Али и его сыновей от Фатимы - Хасана и Хусейна. Муавийя отослал Абу Зарра в Медину к халифу Усману.

Сторонником Али был и Абдаллах ибн Саба, принявший ислам еврей из Йемена, начитанный в Священном Писании. Он указывал, что у каждого из прежних Пророков был помощник, васи. У Моисея - Аарон, у Иеремии - Варух, у Иисуса - апостол Петр. Таким же васи у Мухаммеда был Али.

Принцип наследственности высшей власти в Халифате приверженцы Али основывали на том, что халиф должен происходить из семьи Пророка. Но это право Али оспорили потомки рода Омейи и, прежде всего, Муавийя ибн Абу Суфьян, считавший, что после Усмана именно он должен стать халифом. В Египте Али был поддержан Мухаммедом ибн Абу Бекром; Басра выдвинула кандидатом Тальху; а Куфа, во главе с Маликом ал-Аштаром, выступила на стороне аз-Зубайра. При таком раскладе от Медины потребовали провести выборы халифа. Али выразил готовность стать халифом при условии, если его признают Тальха и аз-Зубайр. Те согласились, хотя позже заявили, что сделали это под давлением сторонников Али.

Через восемь дней после смерти халифа Усмана, Али ибн Абу Талиб в результате проведенных выборов был провозглашен халифом. Ему не присягнул Саад ибн Абу Ваккас (ум. в 677 году), сподвижник Мухаммеда, победитель персов, мужественный и прямой человек. Впрочем, позже он и Муавийю не признал в качестве халифа.

Свою деятельность в качестве главы государства Али начал с того, что сместил ставленников Усмана с главных постов в Халифате. Этим он нажил себе множетво сильных и могущественных врагов. Вместо Ибн Амира наместником в Басре халиф назначил Усмана ибн Хунейфа, вместо Абу Мусы в Куфе - Аммара ибн Шихаба, вместо Ибн Абу Сарха в Египте - Кайса ибн Саада, вместо Ялы ибн Мунья в Южной Аравии - Убайдаллаха ибн Аббаса. Амр ибн ал-Ас, ожидая наместничества в Египте и не получив его, тут же перешел на сторону Муавиии. После того как войско и придворные присягнули Али, Муавийя начал плести интриги. Призыв к мести за смерть Усмана заставил всех Омейядов сплотиться вокруг него, а то, что они занимали в Халифате не последние должности, ослабило положение сторонников Али. В то же время халиф не позволял себе отвечать противникам в духе Муавиии, и все его действия оставались в рамках закона. В конце концов, это оказалось исторически правильнее, как и все дальновидные, взвешенные решения халифа.

Тальха и аз-Зубайр, присягнув Али, как они говорили, по принуждению, собрали своих сторонников и двинулись в Басру. С ними заодно была и Аиша, которая, по свидетельству сподвижников Пророка, не могла сказать об Али ничего хорошего. Когда это войско, растянувшееся по дороге, увидел бывший наместник Куфы Сайд ибн ал-Ас, он воскликнул: "Куда вы идете? Взгляните через плечо - мщение сидит позади вас, на спинах ваших верблюдов". Он хотел сказать, что мстители должны были сначала отомстить себе за то, что не защищали халифа, когда он был в опасности, а отсиживались в Мекке.

Тальха и аз-Зубайр, войдя в Куфу, устроили в городе настоящее сражение, в котором погибло много сторонников Али и просто защитников справедливости и законной власти. Призывы Али решить спор путем переговоров не были услышаны. Наконец, в Куфу прибыл сын халифа Хасан в сопровождении Аммара ибн Ясира и объявил, что Али выбрал Куфу местом своей резиденции, которая переносится в нее из Медины. Тальха и аз-Зубайр ушли к Басре и вскоре захватили ее, изгнав наместника Ибн Хунейфа, который присоединился к Али в Зу-Каре. Вскоре сюда же прибыли сторонники Али, еще остававшиеся в Басре и Куфе. Так составилось войско, готовое защищать халифа, численностью до двадцати тысяч человек. Но Али не хотел сражаться с мусульманами и ждал, когда Аллах вразумит Тальху и аз-Зубайра, упорно распространяющих клевету и призывающих к мщению за Усмана. Али согласился на переговоры с бунтовщиками, даже когда те потребовали удаления от халифа всех, кто его поддерживал, под предлогом, что они тоже считаются соучастниками убийства халифа. С небольшим отрядом Али выступил к Басре. Но во время переговоров оставленные в Зу-Каре сторонники Али с присоединившимися к ним соплеменниками напали на лагерь Тальхи и аз-Зубайра. Переговоры были сорваны. В этом сражении у Басры, получившем название "Битва верблюда" - ал-Джамал (Аиша, сидевшая на верблюде, была для войска Тальхи и аз-Зубайра талисманом, подобно тому, как в древности таким талисманом для сражающихся были передвижные бетилы), - Тальха и аз-Зубайр погибли, Аиша попала в плен. Али, выслушав от нее потоки брани и проклятий, отпустил ее восвояси. После этого Аиша прожила в уединении до 678 года.

Возвратившись в Куфу, Али решил сместить Муавийю с поста наместника Сирии за отказ присягнуть законному халифу. Он решительно отверг совет ал-Мугира ибн Шуубы и Абдаллаха ибн Аббаса не делать этого и стал готовиться в поход против мятежного подчиненного.

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000, с. 103-107.

Далее читайте:

Литература:

Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М., 2007. С. 29–31;

Аль-Гамиди, аль-Хусейнан. Праведные халифы. Н. Новгород., 2004;

Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 18–19;

Беляев Е. А. Арабы, ислам и араб. халифат в раннее средневековье. М., 1965;

Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1–3. М., 1989, 1993, 1998;

Компании, Фазлуллах. Имам Али. Кум (Иран): организация культуры и исламских связей, 1997;

Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. М., 2007. С. 39–40;

Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. 2-е изд. СПб, 2007;

Сейд Абдул-Хусейн Шарафоддин. О руководстве имама Али (в письмах). [Б. м. ]:, 1998.

SarasinW., Das Bild Alis bei den Historikern der Sunna, Diss., Basel, 1907;

Levi della Vida G., Il califfato di Ali, secondo il Kitb al-asraf di al-Baladuri, "Riv. degli studi orientali", Roma, 1913, anno 6, fasc. 2.

Имам Али ибн Аби Талиб (с. 661) был первым двоюродным братом Пророка Мухаммада, у которых был один и тот же дед по отцу, зятем пророка, будучи мужем его единственной оставшейся в живых дочери, и самой важной личностью в раннем исламе после самого пророка. Как отмечено в мусульманских суннитских исторических хрониках, когда Имаму Али было всего десять лет, Пророк Мухаммад призвал своих близких родственников к исламу и спросил их:

«Кто из вас, тогда, поможет мне в этом и будет моим братом, исполнителем завещания и моим преемником среди вас? Все молчали, за исключением юного Али, который говорил: ‘О Пророк Божий, я буду твоим помощником в этом’. Затем Пророк положил руку на шею Али и сказал: ‘Это мой брат, мой исполнитель и мой преемник среди вас. Слушайте его и повинуйтесь ему ‘».

— (Ибн Исхак, «Сират Расул Аллах «, пер. A Guilaume, «Жизнь Мухаммада», 118)

Мусульмане шииты признают Имама Али ибн Аби Талиба как мирского, религиозного и духовного преемника, наследника и преемника (васи ) Пророка Мухаммада. Мусульмане сунниты признают Имама Али как четвертого праведного халифа. Мусульмане суфии, как из шиитской, так и суннитской традиций, признают Имама Али первым духовным наставником (вали ) и полюсом (кутб ) исламской духовности после Пророка Мухаммада. Как муж единственной оставшейся в живых дочери пророка, Имам Али является отцом и прародителем всех потомков Пророка Мухаммада, включая Имама ал-Хасана и Имама ал-Хусайна и их потомков.

Хотя пророческое откровение (танзил ) заканчивается Пророком Мухаммадом, власть духовной опеки (валаят ), обучение (та’лим ) и эзотерическое толкование (та’вил ) продолжаются в лице Имама Али и его назначенных линейных потомков до конца времён. Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV является 49-м наследным Имамом мусульман шиитов исмаилитов и нынешним носителем Алидского Имамата и валаята . Имам объяснил важность Имам Али аудитории евангельских христиан следующим образом:

«Как вы знаете, шииты разделились от суннитов после смерти Пророка Мухаммада. Хазрат Али, двоюродный брат и зять пророка, был, по убеждению шиитов, назван пророком в качестве законного авторитета в толковании веры. Для шиитов сегодня, во всем мире, он считается первым Имамом».

Во время правления династии Омейядов семья и потомки Имама Али были сильно угнетены, и Имам Али был проклят с кафедр мечетей. Тем не менее, литература хадисов суннитской традиции Ислама сохранила многочисленные заявления Пророка Мухаммада, где он восхваляет достоинства, превосходство и духовное главенство Имама Али. Эти хадисы , взятые индивидуально или коллективно, ясно показывают, что Пророк действительно назначил Имама Али своим духовным и религиозным преемником, и как законного авторитета в толковании ислама после него . Крайне маловероятно, что суннитские хадисы и передатчики могли бы подделать такие заявления, особенно учитывая факт широко распространенной оппозиции шиизму. Действительно, присутствие таких заявлений о возвышенном статусе Имама Али, даже в суннитской литературе, подтверждает идею о том, что Али был истинным и законным преемником Пророка Мухаммада.

Прежде чем обратиться к суннитским хадисам, нужно отметить, что Коран действительно ссылается на Имама Али во многочисленных стихах: он является одним из Ахл ал-Байт , которых Бог очистил от всякой нечистоты и грехов (33:33) и близких родственников (курба ) Пророка, любовь к которым обязательна для мусульман (42:23). Имама Али назван Покровителем (вали ) верующих после Бога и Посланника (5:55), Свидетель (шахид ) от Святого Пророка, который подтвердил его (11:17), и руководитель (хади ) общины (13:7) после Пророка. Имам Али является частью святого потомства Авраама, от которого Бог назначает имамов (2:124) и которым Он даровал Своё руководство, мудрость и власть (4:54). Имам Али упоминается в стихе мубахалы (3:61) как самость (нафс ) Пророка Мухаммада. Стих 5:67 Корана был открыт Пророку Мухаммаду прямо перед окончательным провозглашением Пророка в Гадир Хуме, где он объявил, что Али — мавла верующих.

Заявления хадисов , представленные ниже, появляются у Реза Шах Казими, Справедливость и Поминание: Введение в Духовность Имама Али , с. 18-20, и сопровождаются здесь их оригинальными ссылками из признанных мусульманских суннитских книг хадисов : ал-Хакима ал-Найсабури, чьи иснады хадисов соответствуют критерию Сахих Бухари и Сахих Муслима, и Хаса’ис Амир ал-Му’минин ‘Али ибн Аби Талиб , составленный Ахмадом б. Шу’айбом ал-Наса’и, который также создал одну из шести суннитских канонических коллекций хадисов . Поздние мусульманские суннитские экзегеты, такие как Джалал ал-Дин ал-Суйути, также широко цитировали эти хадисы в своих работах.

«Поистине, Али от меня и я от него (инна ‘Али минни ва ана минху ), и он - вали (покровитель/духовный учитель) каждого верующего после меня».
— Пророк Мухаммад (с),
(ал-Хаким ал-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-Сахихайн , Бейрут 2002, 19, № 4636; Ахмад б. Шуайб ал-Наса’и, , Тегеран, 1998 год, 129)

«Али с Кораном и Коран с Али. Они не будут отделяться друг от друга, пока не вернутся ко мне в [райский источник] (ал-хавз )».
— Пророк Мухаммад (с),
(ал-Хаким аль-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-Сахихайн , Бейрут 2002, 927, № 4685)

[К ‘Али]: «Разве ты не рад тем, что ты должен иметь по отношению ко мне такое же положение, что и Аарон к Моисею, за исключением того, что после меня нет пророка».
— Пророк Мухаммад (с),
(Ахмад б. Шуайб ал-Наса’и, Хаса’ис Амир ал-Муъминин ‘Али ибн Аби Талиб , Тегеран, 1998 год, 76)

«Три вещи были открыты мне относительно Али»: он является предводителем мусульман, руководителем богобоязненных и господином лучезарно благочестивых (саййиду’л-муслимин, имаму’л-муттакин, ва ка’иду’л-гурра’лмухаджжалин )».
— Пророк Мухаммад (с),
(ал-Хаким аль-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-Сахихайн , Бейрут 2002, 936, № 4723)

«Глядеть на Али является актом поклонения (ал-назар ила Али ибада )».
— Пророк Мухаммад (с),
(ал-Хаким ал-Найсабури, ал-Мустадрак ала’л-Сахихайн , Бейрут 2002, 938, No. 4736)

«Пусть Бог помилует Али. О Боже, сделай истину вращающейся вокруг Али, куда бы он не повернулся (адири’л-хакк маʿаху хайсу дара )».
— Пророк Мухаммад (с),
(ал-Хаким ал-Найсабури, ал-Мустадраке ‘ала’л-Сахихайн , Бейрут 2002 г., 927, № 4686)

«Али — как моя собственная душа (ка-нафси )».
— Пророк Мухаммад (с),
(Ахмад б. Шуайб ал-Насаи, Хаса’ис Амир ал-Му’минин ‘Али б. Аби Талиб , Тегеран 1998, 104)

«Ты [Али] от меня и я от тебя (анта минни ва ана минка )».
— Пророк Мухаммад (с),
(ал-Хаким ал-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-Сахихайн , Бейрут 2002 г., 924, № 4672)

«Тот, кто повинуется Али — повинуется мне, и кто ослушается его — ослушается меня».
— Пророк Мухаммад (с),
(ал-Хаким ал-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-Сахихай , Бейрут 2002 г., 925, № 4678)

«[К Али]: Ты будешь разъяснять для моей общины то, в чем они разойдутся [во мнениях] после меня».
— Пророк Мухаммад (с),
(ал-Хаким ал-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-Сахихай , Бейрут 2002 г., 926, № 4678)

«Есть один среди вас, кто будет бороться за таъвил (духовное толкование, батин ) Корана, как я боролся за его танзил (буквальное откровение, захир ). Абу Бакр спросил, не я ли? Пророк сказал: Нет. Умар спросил, не я ли?. Пророк сказал нет, — это тот, кто чинит сандалии. Пророк дал его сандалию Али, чтобы починить».
— Пророк Мухаммад (с),
(ал-Хаким Ал-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-Сахихайн , Бейрут, 2002, 926 г. № 4679)

«О Али, кто отделяет себя от меня — отделят себя от Бога, и всякий, кто отделяет себя от тебя, о Али, — отделяет себя от меня».
— Пророк Мухаммад (с),
(ал-Хаким ал-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-Сахихайн , Бейрут 2002, 927, No.4682)

«Али от меня и я от него (‘Али минни ва ана минху ), и никто не может выполнить мой долг, кроме меня самого и Али».
— Пророк Мухаммад (с),
(Ахмад б. Шуайб ал-Насаи, Хасаис Амир ал-Муъминин Али ибн Аби Талиб , Тегеран 1998, 106)

«Для кого я мавла [господин], - Али его мавла (ман кунту мавлаху фа-‘Али мавлаху )».
— Пророк Мухаммад (с),
(Цитируется во многочисленных мусульманских суннитских источниках хадисов, приведенных по ссылке)

Мы завершим словами Имама Султана Мухаммад Шаха Ага-Хана III, 48-го наследного Имама мусульман шиитов исмаилитов:

«Халиф или преемник Пророка должен был наследовать ему в обеих этих компетенциях; он должен был быть, как Амир ал-Муъминин или “Повелитель правоверных”, так и Имам ал-Муслимин или “духовным главой покорных”. Возможно, аналогия из латинского, западного мира сделает это более ясным: он был бы Верховным Понтификом, а также Императором или мирским правителем. Али, двоюродный брат Пророка и зять, муж его возлюбленного и единственного оставшегося в живых ребенка, Фатимы, его первый новообращенный, его смелый победитель во многих войнах, которому Пророк при своей жизни сказал, что [Али] был к нему как Аарон был к Моисею, его брат и правая рука, в жилах потомков которого текла бы собственная кровь Пророка, - казалось, суждено было стать истинным преемником; и таким было общее ожидание Ислама. Поэтому шииты всегда считали, что после смерти Пророка Божественная власть, руководство и главенство проявились в Хазрате Али, как первом Имаме и духовном руководителе благочестивых».

— Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(«Мемуары Ага-Хана»)

Абу-ль-Хасан ‘Али ибн Абу Талиб аль-Кураши , более известный как ‘Али ибн Абу Талиб (араб. , ; 17 марта 599 - 24 января 661) - политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром . Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый»).

Родился в 13-й день месяца раджаб за 22 года до хиджры (599-600 годы) в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдуллаху, отцу пророка Мухаммеда. После смерти родителей, Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на Хадидже, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.

Когда Али исполнилось девять или десять лет, он принял ислам и стал первым ребёнком, принявшим ислам. На протяжении всего мекканского периода его жизни Али не отлучался от пророка Мухаммеда. Перед переселением Мухаммеда в Медину, мекканцы попытались убить его. Когда заговорщики вошли в его дом, то обнаружили там Али, который, рискуя своей жизнью, занял место Мухаммеда и отвлёк их внимание. Сам же Пророк в это время уже направлялся в Медину. Через некоторое время Али также отправился в Медину.

Сражения

Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа, его братом Шайбой и сыном Валидом ибн Мугирой от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя. Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха ». При разделе трофеев, захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар, принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али.

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. Битва началась с поединка между Али и Талхой ибн Абу Талхой. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. В этом сражении Али получил 16 ран. Битва при Ухуде обернулась первым и единственным поражением мусульман.

Али и первые халифы

Пророк Мухаммед, возвращаясь из своего последнего паломничества, остановился в местечке Гадир Хум, находящемся между Меккой и Мединой. Здесь он сделал заявление в адрес Али, которое было по-разному интерпретировано. Мухаммед заявил, что Али - его наследник и брат и те, кто приняли Пророка как мавла, должны принять Али как его мавла. Шииты убеждены, что таким образом Мухаммед объявил Али своим преемником. Сунниты, наоборот, рассматривают это как выражение близости Пророка к своему двоюродному брату, зятю и как пожелание, чтоб Али унаследовал его семейные обязанности после смерти.