Какой закон устанавливает меры административной ответственности. Понятие и признаки преступления

Мерами административной ответственности являются ад- министраіивные взыскания, которые применяются в целях за­щиты правопорядка, воспитания лица, совершившего админис­тративное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности.

Видами административных взысканий являются: а) преду­преждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившего­ся орудием совершения или непосредственным объектом админи­стративного правонарушения: г) конфискация предмета, явивше­гося орудием совершения или непосредственным объектом адми­нистративного правонарушения; д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транс­портными средствами, права охоты); e) исправительные работы;

ж) административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой ме­рой наказания. Оно применяется за совершение незначитель­ных административных правонарушений (например: за непри­нятие землепользователями мер гю борьбе с сорняками, за на-

рушение правил пользования жилыми помещениями). Преду­преждение. как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о нало­жении административного взыскания Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не мо­жет рассматриваться в качестве взыскания и вызывать право­вых последствий.

Штраф - взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды администра­тивных правонарушений и налагаемое в установленных законо­дательством случаях и пределах. Штраф, налагаемый на граж­дан за административные правонарушения, не может превы­шать 300-кратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц - 500-кратного размера минимальной зара­ботной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть ме­нее ОД минимальной заработной платы.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного администра­тивного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вы­рученная от реализации сумма передается бывшему собствен­нику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, хране­ния или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольно­го охотничьего оружия и боевых припасов.

Конфискация состоит.в принудительном безвозмездном об­ращении предмета, явившегося орудием совершения или непо­средственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лшль предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

Конфискация вещей и предметов по делам об администра­тивных таможенных правонарушениях производится независи­мо от времени совершения или обнаружения административно­го правонарушения.

Осуществление конфискации предметов в административ­ном порядке противоречит Конституции, согласно которой при­нудительное отчуждение имущества допускается лишь по поста­новлению суда.

Лишение специального права, предоставленного граждани­ну (права управления транспортными средствами, права охо­ты), применяется на срок до пяти лет за грубое или системати­ческое нарушение порядка пользования этим правом.

Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок до двух ме­сяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, со­вершившего административное правонарушение, и с удержани­ем до 20 процентов его заработка в доход государства. Исправи­тельные работы назначаются районным (городским) судом (су­дьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней

Административный арест назначается районным (город­ским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за от­дельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Порядок применения мер административной ответст­венности. Общие правила наложения взыскания за админист­ративные правонарушения, которыми обязаны руководство­ваться все органы и должностные лица при применении мер ад- министративной ответственности, сформулированы в гл. 4 КоАП. Взыскание за административное правонарушение при­меняется лишь к лицу, в действиях козорого установлен состав проступка, и в пределах, установленных нормативным актом. Законодатель обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, иму­щественное положение, обстоятельства, смягчающие и отяго­щающие ответственность.

B КоАП даны перечни обстоятельств, смягчающих и отяг­чающих ответственность.

Примерный перечень обстоятельств, смягчающих от­ветственность, включает; чистосердечное раскаяние винов­ного; предотвращение виновным вредных последствий право­нарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влияни­ем сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонару­шения несовершеннолетним; совершение правонарушения бе­ременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возра­сте до одного года.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответствен­ность, является закрытым, исчерпывающим. Отягчающими обстоятельствами признаны: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однород­ного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось адми­нистративному взысканию: совершение правонарушения ли­цом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовер­шеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийно­го бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; со­вершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо) при наложении взыскания в зависимости от характера административного правонарушения может не признать последнее обстоятельство отягчающим.

Административное взыскание может быть наложено не по­зднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаруже­ния. B случае отказа в возбуждении уголовного дела либо пре­кращения уголовного дела, но при наличии в действиях наруши­теля признаков административного правонарушения админист­ративное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Освобождение от административной ответственнос­ти. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Однако для наступления административной ответственности необходимо также наличие состава административного правонарушения, который включа­ет четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. При отсутствии хотя бы одного из эле­ментов состава административного правонарушения админист­ративная ответственность исключается. Например, не подле­жит административной ответственности лицо, которое во вре­мя совершения противоправного действия либо бездействия на­ходилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать се­бе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства ду­шевной деятельности, слабоумия или иного болезненного со­стояния.

КоАП РФ не закрепляет понятие административной ответственности, хотя оно и применяется в нем.

Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности наряду с дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой, финансовой. Поэтому административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: административная ответственность наступает на основе права за нарушение правовых норм; привлечение виновного лица к административной ответственности влечет для него претерпевание определенных санкций – лишений морального, личного, имущественного или организационного характера; при привлечении к административной ответственности происходит осуждение виновных со стороны государства; меры административной ответственности имеют своей целью предупреждение правонарушений в будущем.

Вместе с тем можно выделить и специфические черты, присущие отдельным видам юридической ответственности.

Так, отличием гражданско-правовой ответственности является ее принудительное применение на имущественную сторону нарушителя с целью защиты нарушенных субъективных прав одной из сторон, выступающей от собственного имени и не имеющей властных полномочий, присущих государственным органам.

Уголовная ответственность назначается за общественно опасные деяния, предусмотренные УК РФ.

Институт административной ответственности характеризуется следующими специфическими чертами:

1) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

2) мерами административной ответственности выступают административные наказания. Перечень административных наказаний, содержащийся в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим. Иные административно-правовые санкции, не включенные в него, законодателем административной ответственностью не признаются;

3) административные наказания в большинстве случаев назначаются государственными органами и учреждениями исполнительной власти или коллегиальными органами во внесудебном порядке, вместе с тем и судебные органы наделены определенной компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

4) применение административных наказаний в отличие от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания налагаются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом, осуществляется должностными лицами на не подчиненных им лиц;

5) административные наказания менее суровы, чем уголовные наказания (в качестве исключения может быть назван лишь административный штраф);

6) применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

7) одновременно с назначением административного наказания на лицо, совершившее правонарушение, могут быть возложены некоторые обязанности (пройти диагностику, лечение от наркомании и др. в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача).

8) субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица, причем за одно и то же правонарушение могут быть привлечены сразу оба субъекта (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ);

9) компетенцией по установлению административной ответственности обладают Российская Федерация и ее субъекты.

Таким образом, административная ответственность это – вид юридической ответственности, установленный КоАП РФ и законами субъектов РФ, заключающийся в применении компетентными органами административной юрисдикции и должностными лицами к лицам, виновным в совершении административного правонарушения специфических мер административного принуждения – административных наказаний, влекущих для правонарушителей наступление негативных последствий морального, имущественного, личного или организационного характера.

Структуру административной ответственности как и любого другого вида юридической ответственности составляют следующие элементы: основания ; субъекты ; условия ; санкции (меры ответственности ); порядок привлечения к ответственности . Вместе с тем содержание каждого элемента в различных видах ответственности – свое, специфическое.

Среди оснований административной ответственности можно выделить правовое , фактическое и процессуальное .

Привлечение конкретного субъекта к административной ответственности возможно лишь при наличии всех трех оснований, т.е. первоначально необходимо существование нормы, устанавливающей определенное правило поведения и административно-правовую санкцию за его нарушение (нормативное основание ). Законодательство об административной ответственности является двухуровневым. В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ оно состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Фактическим основанием административной ответственности является конкретное правонарушение, виновно совершенное физическим или юридическим лицом, нарушающее правило поведения, защищаемое административно-правовыми санкциями.

Для того чтобы определить, какое конкретное административное правонарушение было совершено, необходимо установить признаки его состава. В состав правонарушения входят следующие элементы: объект административного правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

При наличии нормативного и фактического оснований компетентное должностное лицо обязано процессуально оформить совершенное административное правонарушение и составить протокол по делу или вынести постановление о возбуждении дела.

Таким образом, под процессуальным основанием следует понимать протокол по делу об административном правонарушении либо постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Вынесение данных актов впоследствии позволяет рассмотреть дело об административном правонарушении и вынести постановление о назначении административного наказания, являющееся итоговым документом, содержащим конкретную меру административной ответственности.

4. Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности выступают коллективные и индивидуальные субъекты (физические и юридические лица), совершившие виновные и противоправные деяния, за которые КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

В каждой из вышеуказанных групп законодатель выделяет общих , специальных и особых субъектов административной ответственности. Специальные субъекты обладают наряду с общими признаками также рядом специальных признаков. Выделение особых субъектов связано с особыми правилами применения к ним мер административного наказания.

1. Физические лица. В качестве общего субъекта – физического лица выделяются вменяемые граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли шестнадцатилетнего возраста. К специальным субъектам относятся: 1) должностные лица; 2) лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в иных организациях и иные лица, прямо названные в Примечании к ст. 2.4 КоАП РФ; 3) иные специальные субъекты, специальные признаки которых отражены в отдельных статьях Особенной части КоАП РФ: водители, работодатели, кандидаты, лица, находящиеся в состоянии опьянения, и т.д. Особыми субъектами являются: 1) военнослужащие и призванные на военные сборы граждане (несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами); сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов (несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах). Ко всем указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа, а к военнослужащим – иностранным гражданам – в виде административного выдворения; 2) депутаты, судьи, прокурорские работники и некоторые другие должностные лица, выполняющие или выполнявшие определенные государственные функции (Президент, Президент, прекративший исполнение своих полномочий, дипломатические работники, сотрудники органов государственной безопасности и др.). В отношении них установлен особый порядок привлечения к административной ответственности, обеспечивающий гарантии их должностного статуса; 3) собственники (владельцы) транспортных средств (привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами); 4) собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости (привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами); 5) другие особые субъекты – несовершеннолетние, беременные женщины, женщины, имеющие детей до 14 лет, инвалиды I и II групп и т. д. (к указанным лицам не может быть применен административный арест, а к инвалидам I и II групп за некоторыми исключениями не применяется лишение специального права).

2. Юридические лица.Общие субъекты – это российские и иностранные организации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве юридического лица. Специальные субъекты различные организации – предприятия и учреждения: биржи, банки, рекламодатели, средства массовой информации и т.д. Особые субъекты – реорганизованные юридические лица. Статьей 2.10 КоАП РФ установлены правила привлечения к ответственности вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц.

Условия административной ответственности представляют собой совокупность обстоятельств, которые закреплены нормами КоАП РФ и должны учитываться должностным лицом (органом), ведущим производство по делу в отношении конкретного лица для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности. Отсутствие или наоборот наличие данных обстоятельств исключает возможность привлечения к административной ответственности.

К условиям административной ответственности относятся следующие обстоятельства:

1) наличие события и состава административного правонарушения (факта противоправного деяния и его полного соответствия признакам конкретного состава правонарушения);

2) виновность лица, привлекаемого к административной ответственности – в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

3) возраст, по достижении которого наступает административная ответственность – в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет;

4) отсутствие обстоятельств крайней необходимости ;

5) вменяемость правонарушителя – в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ административной ответственности не подлежит физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

6) однократность административной ответственности – в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение;

7) действие сроков давности привлечения к административной ответственности – постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении установленного для соответствующей категории дела срока давности привлечения к административной ответственности.

Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке.

Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение.

Меры взыскания применяются в следующих целях:

  • 1) наказание виновных;
  • 2) предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя;
  • 3) воспитание правонарушителя и окружающих его лиц в духе уважения закона.

Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и другие) .

Все административные взыскания делятся на три группы:

  • 1. Взыскания морального характера:
    • - предупреждение.
  • 2. Денежные и имущественные взыскания:
    • - штраф;
    • - конфискация;
    • - возмездное изъятие.
  • 3. Взыскания, обращенные на личность правонарушителя:
    • - исправительные работы;
    • - административный арест;
    • - временное лишение специальных прав.

Несмотря на различия, все административные взыскания имеют общие признаки:

  • 1) они носят наказательный характер, в отличие от предупредительных мер и мер пресечения;
  • 2) они устанавливаются широким кругом органов;
  • 3) применение административного взыскания влечет юридические последствия, т.е. у лица появляется состояние наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение, при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

Система мер административного взыскания включает в себя различные по своему характеру и тяжести санкции. Это позволяет при назначении наказания учесть личность правонарушителя, его имущественное положение, степень общественной опасности совершенного проступка, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Административные взыскания налагаются путем издания специальных индивидуальных актов.

Административные взыскания делятся на:

  • 1. Единовременные;
  • 2. Длящиеся.

К единовременным относятся:

  • - штраф;
  • - предупреждение;
  • - конфискация;
  • - возмездное изъятие.

К длящимся относятся:

  • - административный арест;
  • - лишение специальных прав;
  • - исправительные работы.

Кроме того, административные взыскания делятся на:

  • 1. Основные;
  • 2. Дополнительные.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы и административный арест относятся к основным.

Конфискация и возмездное изъятие могут быть основными и дополнительными.

За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное или одно основное и одно дополнительное взыскание.

  • ГЛАВА 7 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • ГЛАВА 3 ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ
  • ГЛАВА 4 СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ НЕНАДЛЕЖАЩИМ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • ГЛАВА 5 СДЕЛКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ
  • ГЛАВА 7 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР. ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
  • ГЛАВА 8 ПОНЯТИЕ НАСЛЕДОВАНИЯ. ЗАВЕЩАНИЕ И ПОРЯДОК УЧАСТИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ЕГО ПРАВОВОМ ОФОРМЛЕНИИ
  • ГЛАВА 9 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРАВАМИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 10 ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА СЕМЕЙНОГО ПРАВА. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ УСЫНОВЛЕНИЯ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СЕМЬИ И РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  • ГЛАВА 2 МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
  • ГЛАВА 3 ТРУДОВОЙ ДОГОВОР. ПОРЯДОК ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
  • ГЛАВА 4 РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 5 ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ И ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА
  • ГЛАВА 6 ДИСЦИПЛИНА ТРУДА. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 7 ПРАВА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • ГЛАВА 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ГЛАВА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
  • ГЛАВА 4 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
  • Г ЛАВА 7 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. СТРУКТУРА ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ
  • РАЗДЕЛ IX ОСНОВЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА ГЛАВА 1 УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
  • РАЗДЕЛ X МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО ГЛАВА 1 МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  • ГЛАВА 5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  • ГЛАВА 7 ПРАВОНАРУШЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ГЛАВА 8 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОБЛЕМА ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ
  • ГЛАВА 9 ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 10 СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ГЛАВА 11 ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ 22 ИЮЛЯ 1993 Г. ? 5487-1
  • КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2001 Г. ? 195-ФЗ
  • ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2001 Г. ? 197-ФЗ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18 ИЮНЯ 2001 Г. ? 77-ФЗ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 2 ЯНВАРЯ 2000 Г. ? 29-ФЗ О КАЧЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30 МАРТА 1999 Г. ? 52-ФЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 Г. ? 3-ФЗ О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 1998 Г. ? 157-ФЗ ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22 ИЮНЯ 1998 Г. ? 86-ФЗ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23 ФЕВРАЛЯ 1995 Г. ? 26-ФЗ О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 9 ИЮНЯ 1993 Г. ? 5142-I О ДОНОРСТВЕ КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 22 ДЕКАБРЯ 1992 Г. ? 4180-I О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 2 ИЮЛЯ 1992 Г. ? 3185-I О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ;
  • ЗАКОН РФ ОТ 28 ИЮНЯ 1991 Г. ? 1499-I О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • РУКОВОДСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ПРАВУ (ПРАКТИКУМ) ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО; (ПЛАНЫ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ)
  • ГЛАВА 3 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА
  • ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА (ГЛОССАРИЙ)
  • ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ГЛАВА 4 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    Единственным основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об адми- нистративных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административное правонарушение должно обладать всеми

    перечисленными юридическими признаками (противоправность, виновность) и в его состав должны входить предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

    Объектом административного правонарушения является совокуп- ность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т.д.

    Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность; к объективной стороне относятся также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства.

    Субъектом правонарушения является тот, кто совершил адми- нистративное правонарушение, - физические и юридические лица. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16-летнего возраста. Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению. Вместе с тем, предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством

    (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

    Субъективная сторона административного правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Законом предусмотрены две формы вины административного правонарушения: умысел и неосторожность (ст. 2.2 КоАП РФ). Так, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало (прямой умысел) либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел). Содержание неосторожной вины состоит также из двух элементов: легкомыслия - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежности - непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступ- ление указанных в законе последствий.

    Административное наказание - это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. Оно является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения.

    Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий. Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    Административное наказание, применяемое в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.

    В статье 3.2 КоАП РФ систематизированы виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение.

    Административные наказания подразделяются на две основные группы: основные и дополнительные.

    Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Так, предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

    Остальные административные наказания (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства) могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания. Вместе с тем дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ.

    Необходимо отметить, что перечень указанных административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя, т.е. перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в ст. 3.2 КоАП РФ в установленном порядке.

    Таким образом, в настоящее время могут применяться следующие виды административных наказаний:

    Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом.

    Предупреждение должно быть вынесено в письменной форме. Оно применяется преимущественно к лицам, виновным в соверше- нии незначительных административных правонарушений (например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, ст.

    12.3 КоАП РФ).

    Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. В частности, лицо, которому назначено это администра- тивное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, к нему может быть применено более строгое административное наказание.

    Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) - наиболее распространенный вид административного наказания; он представляет собой денежное взыскание с нарушителя определенной суммы, установленной в конкретном составе административного правонарушения. Основной показатель правоограничений, составляющих содержание данного вида наказания, - величина административного штрафа.

    В связи с этим административный штраф может выражаться в величине, кратной, например, минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения; стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин и т.д.

    Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ) является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Таким образом, изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

    Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения являются их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

    Возмездное изъятие указанных орудий и предметов в соответствии с требованиями ст. 35 Конституции РФ (согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда) может быть назначено только судьей (например, в случае нарушения

    правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами или нарушения правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему - ч. 2, 3 ст. 20.8 КоАП РФ).

    Вместе с тем законодатель устанавливает некоторые ограничения в применении данного вида наказания. Так, возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

    Конфискация налагается только по решению суда и может быть установлена исключительно в случаях, прямо указанных в норме КоАП РФ об ответственности за конкретное административное правонарушение (например, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) - ч. 2 ст. 14 КоАП РФ).

    Кодексом определены некоторые категории лиц, к которым данный вид административного наказания не может быть применен. Так, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ) заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом. Данный вид наказания устанавливается исключительно судьей за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ). В настоящее время назначаются: лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.) и т.д.

    Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 2 лет. Однако законом предусмотрены определенные ограничения в назначении наказания в виде лишения специального права. Так, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), участником которого он являлся.

    Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) - одно из самых строгих наказаний, назначаемых судом лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. В частности, данное наказание фигурирует в санкциях статей об ответственности за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3); неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); мелкое хулиганство (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества - ст. 20.1).

    Заключается административный арест в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или пра- вового режима контртеррористической операции - до 30 суток.

    Данный вид наказания не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ) заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

    Устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся, например, в ст. 18.1 КоАП РФ (ч. 2) - нарушение режима государственной границы Российской Федерации; в ст. 18.8 - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации и т.д.

    Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания. По своей сути дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права на осущест-

    вление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.

    Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осущест- влять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Применяется данный вид наказания, например, за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное адми- нистративное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ); за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 и т.д.).

    Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении (на срок до 90 суток) осуществления отдельных видов деятельности (работ) или оказания услуг виновными физическими и юридическими лицами.

    Применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной ава- рии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (например, в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ данный вид наказания применяется за нарушение зако- нодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

    Медицинское право: учебный комплекс для вузов / Сергеев Ю.Д. - 2008. - 784 с.

  • РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
  • ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН СТРАНЫ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
  • ГЛАВА 4 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • ГЛАВА 7 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
  • ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ
  • ГЛАВА 3 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГЛАВА 4 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  • ГЛАВА 5 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ГЛАВА 6 КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СФЕРЕ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • Административная ответственность - это наказание за правонарушение, которое обладает меньшей степенью опасности сравнительно с преступлением. В этом случае правовые санкции осуществляют или уполномоченные органы. Существуют различные виды административной ответственности, которые преследуют отличные друг от друга цели.

    Рассмотрим их все:

    1. Штрафная или репрессивно-карательная система. Предполагает наказание лица, совершившего правонарушение. Предупреждает новые действия, направленные против закона.
    2. Превентивная или воспитательная система. Отвечает за формирование уважения к законам и мотивов к их соблюдению.
    3. Компенсирующая или правовосстановительная система. Отвечает за восстановление нарушенного порядка и устранение вреда, полученного человеком, против которого было совершено правонарушение.

    Все виды административной ответственности характеризуются следующими признаками:

    1. Правовые санкции и карательные меры осуществляются через соответствующие органы, то есть административная ответственность представляет собой государственное принуждение.
    2. Правовые санкции подчиняются и справедливости. Применяются они на основе установленных юридических норм.
    3. Предполагается ответственность негативного характера, то есть правонарушитель попадает в неблагоприятные условия. Под положительными обязательствами подразумевается, к примеру, ответственность главного бухгалтера, касающаяся выполнения значимой работы.
    4. Административная ответственность влечет за собой неблагоприятные условия и лишения для лиц, совершивших правонарушение. Предполагается не только наказание, но государственное порицание.
    5. Подразумевается итоговая оценка нарушителя закона.

    Все виды административной ответственности также характеризуются тем, что имеют определенные основания. В частности, это:

    1. Нормативное основание. Предполагает наличие запретов, установленных в законодательном порядке.
    2. Фактическое основание. Подразумевает наличие нарушения закона. При этом в деле должен присутствовать состав административного противоправного деяния. Также предполагается, что нарушение закона подтверждено доказательствами.
    3. Процессуальное основание. Предполагает издание соответствующим органом правоприменительного акта.

    Все виды административной ответственности отвечают следующим принципам:

    1. Законность. Он подразумевает, что лицо, совершившее правонарушение, подвергается наказанию в соответствии с установленными юридическими нормами.
    2. Целесообразность. Предполагает соответствие мерам воздействия, избираемым в отношении нарушителя.
    3. Неотвратимость. Подразумевает, что каждый правонарушитель должен быть наказан.
    4. Своевременность. Предполагается оперативное реагирование на совершенное правонарушение.
    5. Справедливость. Предполагает соответствие наказания и тяжести нарушения закона.
    6. Сложение налагаемых взысканий. Если лицо совершило несколько административных нарушений, наказание следует лишь за самое тяжелое из них в том случае, если дело рассматривается одним и тем же органом. В остальных случаях карательные меры за преступление закона назначаются в отдельности.
    7. Гуманизм. Учет личностных особенностей и потерпевшего, и правонарушителя.
    8. Гласность. Все меры административной ответственности предполагают, что рассмотрение дела и вынесение итогового вердикта будет происходить с участием общественности. Подобный принцип подразумевает определенные воспитательные способы воздействия на правонарушителя.