Какими правами обладали патриции в римском обществе. Правовое положение населения римской общины. Смотреть что такое "Плебеи" в других словарях

  • Предмет и научные задачи истории государства и права
    • Предмет истории государства и права
    • Историческое в праве
    • Методология истории права
    • Системы права
    • Периодизация истории государства и права
  • Развитие историографии всеобщей истории государства и права
    • Зарождение историко-юридических знаний
    • Начало научной истории права и государства
    • Историческая школа права
    • Развитие научной истории государства и права в XIX в.
    • Социологическое направление историографии
    • Сравнительно-историческая школа
    • Изучение истории государства и права в России
    • Современное состояние историографии
  • Становление государственной организации и права
    • Проблема возникновения государства и права
    • Формирование политико-правового сообщества
    • Протогосударство – чифдом
    • Раннее государство
  • Образование древнейших государств на Ближнем Востоке
  • Общие сведения о государстве и праве Древнего Востока
  • Государственность в древней Месопотамии
    • Образование «номовых» государств
    • Эволюция раннемонархического государства
    • Организация государственной администрации
  • Государство Древнего Египта
  • Ассирийская держава
    • Становление и эволюция Ассирийского государства
    • Организация власти
  • Образование древнейших государств в Восточной Азии
  • Государственность в Древней Индии
    • Древнейшие государственно-политические объединения
    • Государственная организация державы Маурьев
    • Социально-правовой строй
    • Принципы государственного правления
  • Государства Древнего Китая
    • Формирование китайской государственности
    • Власть и управление в империи Цинь
    • Доктрина легизма
  • Древневосточная монархия
    • Монархия и деспотизм
    • Особенности исторического происхождения
    • Религиозное содержание власти
    • Полномочия монарха
    • Образ идеального правителя
  • Право древнего Вавилона (законы царя Хаммурапи)
    • Древнейшее законодательство Месопотамии
    • Законы Хаммурапи: система и принципы
    • Социально-правовой строй
    • Брачно-семейное право
    • Торговое и обязательственное право
    • Преступления и наказания
  • Древнееврейское право
    • Древнееврейская государственность
    • Источники права
    • Законодательство Моисея
    • Семейно-брачное право
    • Имущество и обязательства в праве
    • Уголовное право и суд
  • Государство и право античного мира
  • Общие сведения о государстве и праве античного мира
  • Становление политического общества в Древней Греции
    • Протогосударства Крито-Микенского мира
    • Дорийское завоевание: начало нового строя
    • Становление полисной организации
  • Спартанское государство
    • Становление Спартанского государства
    • Реформы Ликурга
    • Организация власти и управления
  • Образование Афинского государства
    • Становление Афинского полиса
    • Реформы Солона
  • Демократическое государство Древних Афин
  • Правовая политика и законодательство Афинской демократии
    • Социально-правовой строй
    • Семейный уклад
    • Регулирование имущественных и торговых отношений
    • Развитие законодательства
    • Закон и право
  • Государство и право эллинистического мира
    • Образование Македонской державы
    • Государственный строй империи
    • Государства эллинистического мира. Распад империи
    • Греко-египетское право
  • Формирование государственности Древнего Рима
    • Становление римского полиса
    • Военно-родовой строй
    • Переход к военно-республиканскому строю
    • Борьба патрициев и плебеев
  • Государственный строй Римской республики
    • От полиса к империи
    • Народные собрания
    • Сенат
    • Система магистратур
    • Римская армия
    • Идеал смешанного правления
  • Государственный строй Римской Империи
    • Кризис республики и становление монархии
    • Государственная организация принципата
    • Переход к новым формам монархии
    • Система управления при доминате
    • Провинциальная организация империи
    • Военная организация империи
  • Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
    • Римское гражданство
    • Гражданство и сословия
    • Неполноправные категории жителей
    • Несвободное население
  • Древнейшее римское право
    • Священное право и царские законы
    • Законы XII Таблиц: создание и общие начала
    • Основы общественно-юридического быта
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
    • Ранние институты. Легисакционное судопроизводство
    • Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство
    • Римская юриспруденция
    • Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство
  • Развитие частного права в Древнем Риме
    • Система римского права
    • Брачно-семейное право
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
    • Становление уголовного права
    • Формирование специальных уголовных судов
    • Процесс в суде присяжных
    • Уголовная юстиция в империи
  • Кодификация римского права
    • Начало систематизации права
    • Разработка Свода Юстиниана
    • Corpus juris civilis
    • Право и Закон в римской юриспруденции
  • Государство и право средних веков
  • Государство и право средних веков
    • Общие характеристики государства и права средних веков
    • Предгосударственный строй германских племен
  • Варварские королевства
    • Вестготское королевство
    • Остготское королевство
    • Франкское государство Меровингов
  • Франкская империя Каролингов
    • Формирование нового государства
    • Государственная организация империи
    • Законодательство империи
    • Распад Франкской империи
    • Раннефеодальная государственность
  • Варварские правды
    • Оформление писаного права германских народов
    • Общественно-юридический быт
    • Судебное право
    • Преступления и наказания
  • Формирование правовых институтов феодального строя
    • Социальная сущность феодализма
    • Вотчинный уклад и новые виды зависимости
    • Коммендация. Ранние формы пожалований
    • Феодальный иммунитет
    • Вассалитет
  • Раннефеодальная государственность в Британии
    • Образование варварских королевств
    • Начало феодализации общества
    • Ранняя государственная организация
    • Англосаксонские законы
    • Датское завоевание

Борьба патрициев и плебеев

Со времени образования римского полиса свободное население города устойчиво подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев. Происхождение этого разделения. исторически не прояснено. Однако очевидно, что патриции и плебеи обладали разными правами в имущественной сфере, считались жителями разных категорий, их взаимные семейные отношения не поощрялись, а часто были невозможны, и, главное, первоначально они имели существенно разные возможности влиять на деятельность власти в Риме – т. е. это были разные сословия внутри римского народа.

Патриции были членами родов (в этом состояло их отправное отличие). Они имели право избираться в магистраты, они только могли быть сенаторами. Самое важное, что только патриции составляли куриатные собрания, где решались политические вопросы. Патриции могли выступать покровителями (патронами) других жителей Рима, защищать их в суде, представлять их имущественные интересы.

Плебеи не имели родовой организации; по-видимому, это были выходцы из других племен и областей, переселившиеся в римский полис. Из-за отсутствия родовой принадлежности, плебеи были полностью лишены политических прав. Хотя вместе с патрициями обязаны были нести военную службу. Плебеи подлежали покровительству rexa, были вынуждены пользоваться иными, нежели патриции, правовыми правилами. Запрещались браки между патрициями и плебеями. Серьезной социальной гранью были различия в культах, в религиозных церемониях.

Изначально различия патрициев и плебеев не были отличием богатых от бедных. Скорее, напротив: поскольку для патрицианства только занятие земледелием считалось «правильным», плебс, сосредоточив в своих руках ремесло и торговлю, богател активнее. Однако принадлежность к родовой организации влияла и на доступ к распределению общественных земель, особенно новозавоеванных – ager publicus. Плебеи были, по сути, лишены прав на основное богатство тогдашнего Рима – землю. Аграрный вопрос стал еще одним внутренним фактором общей социально-политической борьбы в Риме, менявшей ход формирования государственности.

В 494 г. до н. э. после очередного военного похода плебеи отделились от патрицианской части войска и не возвратились в город – это получило название первой сецессии (удаления) плебеев. Под угрозой внешней опасности патрицианская часть римской общины вынужденно согласилась на создание политических институтов, которые бы гарантировали охрану прав плебеев. В 493 г. до н. э. были избраны два народных трибуна, которые должны были выполнять роль заступников плебса (ранее ее играл царь).

Дом трибуна мог служить для плебея убежищем, а своей властью трибун мог остановить исполнение консульского, сенатского или даже куриатного решения – практически парализовать всю деятельность государства, кроме военной. Правда, трибунская власть действовала только в самом городе и округе радиусом в одну милю. В 471 г. трибунов стало 4, в 457 г. – 10; определялись они, вероятно, собраниями плебса – consilia plebis.

Сложившаяся в V в. до н. э. центуриальная организация войска, а затем и система центуриатных комиций (в которые на равных были записаны патриции и плебеи), внесли в политическую систему первое уравнение в правах. Начало борьбы за отмену долговых притеснений со стороны патрициев, за ликвидацию правового неравноправия в имущественной сфере принесло свои плоды в виде ограничений на концентрацию земельных владений, на взимание излишних процентов по займам, на продажу в рабство жителей римской общины (сер. IV в. до н. э.).

На протяжении столетия плебеи добились уравнения с патрициями в праве доступа к выборным должностям, которые уже ранее были установлены в Риме или установились за этот период: в помощники консула – квесторы (409 г. до н. э.), на должность одного из консулов (367 г.) в курульные эдилы – полицейские правители города (364 г.), в цензоры (351 г.), в преторы – судебный и военный помощник консула (337 г.).

В 356 г. было установлено, что и диктатор (которому на несколько месяцев вручалась бы исключительная власть в Риме при необычных обстоятельствах) также может быть из плебеев. Создание некоторых новых выборных должностей нередко было прямым итогом борьбы плебеев за свои права, в которой снова и снова они прибегали к испытанному методу сецессий.

В сер. V в. до н. э. после очередного внутриполитического кризиса в Риме плебеи добились обнародования основных судебных правил и юридических процедур, применявшихся в патрицианских судах, – были составлены так называемые Законы XII Таблиц. Эти законы сделали важнейший шаг в правовом уравнении патрициев и плебеев, хотя еще далеко не полном тогда.

После обнародования Законов XII Таблиц в организации высшей исполнительной власти в Риме наступили несколько десятилетий нестабильности.

Частичный выход из нараставших противоречий был найден на пути нового законодательства, которым бы закреплялся уклад относительного политического равенства внутри римской общины. Законы Валерия и Горация (консулы 449-448 гг. до н. э.) стали основанием будущего республиканского строя. Законы закрепили: (1) обязательность решений плебеев, принятых ими на своих трибутных собраниях, для патрициев; (2) право любого гражданина, обвиненного магистратом, обратиться к народу за решением своей судьбы; (3) священный и неприкосновенный характер личности народного трибуна.

Вскоре законами Канулея (445/444 гг. до н. э.) были отменены запреты на браки между патрициями и плебеями и вместо консулов были учреждены особые трибуны с консульской властью, в которые также могли выдвигаться плебеи. Восстановлена консульская власть была только в 367 г. до н. э. и уже на началах равенства политических прав патрициев и плебеев. В 312 г. до н. э. цензовое начало было введено и в устройство Сената: в него стали выдвигаться не просто патрицианские главы родов, но люди, отвечавшие означенному имущественному цензу, а также прежде выбиравшиеся в магистраты.

Это сделало и Сенат – оплот родовых привилегий патрициев – доступным для плебеев. В 339 г. было усилено начало народовластия: признано, что постановлениям центуриатных комиций не нужно одобрения Сената, чтобы иметь силу закона. Наконец в 287 г. до н. э. было еще раз подтверждено, что решения плебса (плебисциты) имеют всю силу закона.

Социально-политическая унификация римской общины в основном завершилась, и на этой основе к концу IV – началу III в. до н. э. в полисе сложилась развитая государственная организация с системой институтов законодательной, исполнительной и контролирующей власти, основанная на сочетании прямого народовластия с аристократическим представительством.

Население Рима в царский период составляли патриции, плебеи, клиенты и рабы.

I. Патрúции (лат. patres, patricies / patrīties “[потомки] отцов–основателей” [корень -патр- “отец”]; от лат. pater “отец, родоначальник, основатель, устроитель”) - потомки первопоселенцев (лат. patres “отцов”), которые были включены в состав Римской общины целыми трибами.

1. Они обладали правом собственности на землю (лат. dominium agri [домúниум àгри]). С момента основания римской общины, патриции получали по 2 югера (0,5 га) на мужчину. Когда римляне отвоевали у соседей больше земли, то норма увеличилась до 7 югеров (1,75 га) на человека. Сами патриции эту землю не обрабатывали. На земле работали их клиенты и рабы. Патриции занимались управлением и организацией производства.

2. У патрициев было право jus occupationis [юс оккупациòнис] (лат. occupatio - право оккупации; от лат. occupāre [оккупàрэ] “занимать, захватывать” – способ приобретения права собственности путём захвата бесхозной вещи. Первый, захвативший эту вещь, становился собственником вещи. В данном случае, первый расчистивший и обработавший ничейный земельный участок – становился его собственником.

В древнем Риме в конце VIII – начале I веков до н.э. все зем- ли были землями общины и делились на две категории: 1) наделы, распределённые в частную собственность между общинниками (лат. ager); 2) земли общины, ещё не разделённые на наделы между общинниками – ager publicus [áгер пýбликус] (общинные земли, “общественные”, “публичные”). Собственником этой земли считалась община. На это указывает и сам термин publicus “общественная”, “публичная”. Патриции имели право расчищать участки на общественной земле и присоединять к своему наделу. Закон, который подтверждал право собственности на эту присоединённую землю, был принят в 111 году до н.э. Патриции могли увеличивать количество своих земель. При этом они сами не обрабатывали эту участки. Там работали их клиенты и рабы.

3. Патриции имели jus suffragii [юс суффрàгии] - политические права, включая право занимать должности и управлять (лат. jus honorarum [юс хонорàрум] – букв. “право чести”; от лат. honores –“почетная должность”, так как избрание на должность в общине считалось честью).

4. Патриции имели право jus commercii [юс коммèрции] – гражданская правоспособность: а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки без посредства третьего лица; б) сюда же относилось право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).

5. Патриции имели право jus connubii (юс конýбии) - право вступать в законный римский брак. Дети, рождённые в этом браке, от рождения получали римское гражданство. Однако до 445 года до принятия закона Канулéя патриции не могли вступать в браки с плебеями.

6. Патриции имели право jus militiae (юс милитае) - право формировать общинное ополчение, то есть ополчение граждан. Однако в ополчении патриции строились по куриям - отдельно от плебеев.

Вывод: 1) Определим наличие статуса свободы (лат. status libertatis “состояние свободы”) [стáтус либертáтис]. Свободный, с точки зрения права – это субъект права. Несвободный (раб), с точки зрения права – это объект права. Никаких промежуточных состояний нет. Свободные, в свою очередь, делятся на две категории – свободнорожденные (лат. ingenuus) и вольноотпущенники (лат. liberti или libertini). Чтобы быть субъектом права – нужно иметь правосубъектность. Патриции имеют права и несут обязанности – значит, обладают правоспособностью. Патриции, достигнув определённого возраста, могли своими действиями приобретать права и нести обязанности – следовательно, были дееспособны. Частичная дееспособность наступала в возрасте c 7 до 14 лет (для юношей) и до 12 лет (для девушек), после чего они становились совершеннолетними и могли вступать в брак. Однако до 25 лет юноши и девушки находились на попечении (лат. cura [кỳра]) – их действия одобрялись попечителем (лат. curator [курàтор]). Патриции могли заключать сделки (были сделкоспособными) и несли самостоятельно юридическую ответственность (были деликтоспособными). Патриции имели все элементы правосубъектности. Следовательно, патриции были правосубъектны, т.е. они субъекты права – значит, патриции свободны (имели статус свободы).

2) Определим наличие статуса гражданства (лат. status civitatis “состояние гражданства”). Этот статус связан с принадлежностью к общине. Чтобы быть общинником, надо иметь право собственности на землю. Патриции были собственниками земли.

Таким образом, патриции – свободные и обладают полнотой прав граждан. Значит, они относятся к сословию полноправных свободных. Можем ли мы считать, что патриции – это все граждане? Нет, потому что патриции имели много земли (было право jus occupationis), но производительным трудом не занимались. Их землю обрабатывали клиенты и рабы. Они занимались управлением. Следовательно, патриции - это общинная знать.

II. Плебеи (лат. plēbes/ plebs) - позднее население, которое включалось в состав общины по отдельности или небольшими группами.

1. Они обладали правом собственности на землю (лат. dominium agri [домúниум àгри]). С момента основания римской общины, плебеи, как патриции, получали по 2 югера (0,5 га) на мужчину. Рэкс, как высшее должностное лицо общины, выдавал плебеям наделы из общинного фонда земель. Когда римляне отвоевали у соседей больше земли, то норма увеличилась до 7 югеров (1,75 га) на человека. Речь идёт не только о приусадебных участках, но и о пахотных землях. Если в семье имелось 10 мужчин, то семья была собственником 5 гектоаров. Это не только земля под домом.

2. У плебеев не было право jus occupationis – они не могли расчищать и присоединять земли из категории ager publicus. Поэтому земли у них было немного. Плебеи страдали из-за малоземелья и очень хотели получить право jus occupationis. Землю плебеи обрабатывали своим трудом. Чтобы компенсировать нехватку земель, они также занимались ремеслом и торговлей.

3. Плебеи в период правления первых пяти рэксов (конец VIII - середина VI веков до н.э.) не имели право jus suffragii – политические права, включая право jus honorarum - занимать должности и управлять.

До реформ Сервия Туллия до середины VI в. до н.э. в Риме был только один вид народного собрания (лат. comitia [комùциа]) - куриатные комиции (лат. comitia curiāta [комùциа куриàта]) – собрания по куриям. Так как в народном собрании было много участников, для экономии времени, а голосовали сначала по куриям, а потом считали голоса каждой курии – так принималось решение. Хотя, ещё со времён Ромула, простой народ созывали по сигналу трубача - и плебеи могли присутствовать на собрании. Однако плебеи в курии не входили, так как плебеи включались в состав Римской общины не трибами, а индивидуально или небольшими группами - то они находились вне триб и курий. Поэтому плебеи в принятии решений в куриатных комициях не участвовали. Тем самым решения в народном собрании по куриям принимались патрициями, а не плебеями.

4. Плебеи имели право jus commercii - гражданскую правоспособность: а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки (без посредства третьего лица); б) сюда же относилось право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).

5. Плебеи имели право jus connubii – право вступать в законный римский брак. Дети, рождённые в этом браке, от рождения получали статус плебеев и не становились чужаками. Однако до 445 года до принятия закона Канулея плебеи не могли вступать в браки с патрициями.

6. Плебеи имели право jus militiae - право формировать общинное ополчение, то есть ополчение граждан. Так как в ополчении патриции строились по куриям – плебеи, не входившие в курии, стоились отдельно от патрициев.

7. Плебеи участвовали в формировании общинно-государственного фонда на общественные нужды. Они платили налоги (лат. tributum [трибỳтум]).

Вывод: Определяем правовой статус плебеев. Статус свободы (лат. status libertatis): Свободный - субъект права, который должен был иметь правосубъектность. Плебеи имеют права и несут обязанности, значит – были правоспособны. Они могли своими действиями приобретать права и принимать на себя обязанности, значит – были дееспособны. Они могли заключать сделки (были сделкоспособны) и несли самостоятельную юридическую ответственность (были деликтоспособны). У плебеев были все элементы правосубъектности – они обладали правосубъектностью. Следовательно, плебеи - субъекты права, то есть свободные (имеют статус свободы).

Есть или нет у плебеев статус гражданства (лат. status civitatis)? Так как плебеи имели право собственности на землю, то они являлись членами общины – а, следовательно, имели статус гражданства. Значит, плебеи относились к сословию полноправных свободных. Плебеи - рядовые общинники, так как земли у них было немного, и они сами обрабатывали землю. Как и везде рядовые общинники, плебеи исключались из сферы управления, не занимали должности. Когда в середине VI века до н.э. шестой римский рэкс - Сервий Туллий перед проведением реформ приказал составить списки граждан, то в них были записаны и патриции, и плебеи - всего 80 тысяч граждан. Таким образом, для Сервия Туллия плебеи были гражданами ещё до проведения реформ.

По цензовой (от лат. census “оценка имущества римского гражданина, податная перепись имущества”), или как её ещё называют - центуриатной (от лат. centuria “сотня”; отряд воинов в 100 человек) реформе, Сервий Туллий ввёл сотенное деление граждан. В сотни входили и патриции, и плебеи – все граждане. Сервий Туллий поделил всех граждан на пять имущественных разрядов. Те граждане, кто не отвечали этим разрядам, составляли группу пролетариев (лат. Prōlētārius [пролетàриус] “имеющие только своих детей”; от лат. proles [прòлес] “потомки”) – они ценза не имели, были вне разрядов.

Граждане, которые вошли в пять разрядов, сформировали сотни. Причём большинство сотен имел первый разряд - 98 сотен из 195. Первый разряд (те, кто имел один полный надел – 40 югеров, то есть 10 гектаров) – это не богачи, а зажиточные граждане. На основе сотенного деления Сервий Туллий создал второй вид собрания – центуриатные комиции народное собрание по сотням. Они действовали параллельно с куриатными комициями, которые оставались собранием патрициев. Аналогично с куриатными комициями, в центуриатных комициях голосовали сначала по сотням, а потом считали голоса, начиная с сотен первого разряда.

В результате, плебеи получили право jus suffragii - политические права, но без права jus honorarum - права занимать должности и управлять; должности по-прежнему продолжали занимать по знатности. Кроме того, было реформировано право jus militiae – право формировать общинное ополчение (ополчение граждан). Теперь в ополчении патриции и плебеи строились вместе с патрициями по сотням.

Плебеи относились к Римскому народу (лат. populus Romanus [пóпулюс ромáнус]). Народом называют всех граждан, а плебеями - граждан, исключая патрициев. Гай говорит: «Плебс отличается от народа тем, что словом “народ” обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев» [Институции Гая, кн. I-я, ст.3-я]. Так как плебеи считали себя гражданами – они активно боролись за свои права.

III . Клиенты (лат. clientes; от лат. cliēns – букв. “послушный”, т.е. “зависимый, подчинённый”; лицо, находящееся в зависимости от патрона и пользующееся его покровительством) – категория, которая формировалась из чужаков и из разорившихся общинников, которые, в результате, потеряли статус гражданства.

1. Клиенты правом собственности на землю не обладали. Так как чужаки не были членами общины - община их не защищала, так как они стояли вне той организации, которая в древности обеспечивала и гарантировала личные и имущественные права. Чужака любой мог убить, любой мог ограбить, обратить в рабство – и по нормам обычного права за подобные деяния никакой юридической ответственности для обидчиков не наступало. Чтобы такого не происходило первоначально чужаки должны были искать себе покровителя, который бы защищал чужака - патрòна (лат. patrōnus “покровитель, защитник”). Кроме того, так как чужаки не имели земли – а, значит, не имели средств существования – они получали от своего покровителя землю в держание, и обрабатывали участок, отдавая часть плодов и доходов собственнику земли. Здесь была взаимная выгода: чужаки получали возможность прокормиться; а их покровители приобретали работников, которые работали на их земле, тем самым, освобождая своего господина от необходимости заниматься производительным трудом. В качестве патронов выступали патриции. Именно у них было много земли, и была потребность в работниках. Однако и при наличии покровителя–патрона римская община не гарантировала клиентам защиту. В «Законах XII таблиц» нет ни одной нормы, которая бы защищала права чужаков (клиентов) [за исключением неюридической нормы о проклятии богами покровителя–патрона, если он причинил вред своему клиенту (VIII, 21)].

Кроме того, в отношении клиентов говорят, что каждый клиент получал фамилию своего патрона . В связи с этим, некоторые авторы говорят, что, в результате получения фамилии, клиенты принимались в род и становились членами семьи патрона . Однако, для того чтобы стать членом семьи, следовало пройти процедуру усыновления - чего с клиентами не делали. Поэтому, в данном случае, между патроном и клиентом не возникали родственные отношения. Здесь существовали квазиродственные отношения (“как бы родственные, похожие на родственные”; от лат. quasi “как бы, похожий”), то есть отношения покровительства. Фамилию патрона давали, чтобы знать, чьи они клиенты . Если клиент что-нибудь натворит, да, ещё к тому же, сбежит, то будет ясно, кому нужно предъявлять претензии – претензии предъявлялись патрону .

2. У клиентов не было право jus occupationis.

3. Клиенты не имели jus suffragii – политических прав, включая право занимать должности и управлять (лат. jus honorarum).

4. Клиенты не имели право jus commercii – у них не было гражданской правоспособности: а) они не имели права самостоятельно заключать сделки (без посредства третьего лица) – сделки клиенты заключали при посредстве своего патрона (если клиент кого-нибудь пытался обмануть при сделке, то претензии предъявляли его патрону, который выступал гарантом сделки); б) не имели права от своего имени выступать в суде (не могли самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем – клиенты действовали в суде через своего патрона).

5. Клиенты не имели права jus connubii – не могли вступать в законный римский брак. Они заключали свой брак – брак клиентов. Дети, рождённые в этом браке, также становились клиентами.

6. Клиенты не имели право jus militiae – право формировать общинное ополчение (ополчение граждан). Они могли попасть на войну только как прислуга своего патрона.

Вывод: есть или нет у клиентов статус свободы (лат. status libertatis)? Свободный – субъект права, который должен был иметь правосубъектность. Клиенты имеют права и несут обязанности, значит – были правоспособны. Могли своими действиями (при посредстве патрона) приобретать права и принимать на себя обязанности, значит – были дееспособны. Они могли (при посредстве патрона) заключать сделки (были сделкоспособны) и (при посредстве патрона) несли юридическую ответственность (были деликтоспособны). У клиентов были все элементы правосубъектности – они обладали правосубъектностью. Следовательно, клиенты – субъекты права, то есть свободные (имеют статус свободы). Есть или нет у клиентов статус гражданства (лат. status civitatis)? Так как клиенты не имели права собственности на землю, то они не были членами общины – а, следовательно, у них не было статуса гражданства. Клиенты свободны, но не обладают полнотой прав граждан. Значит, они формировали сословие неполноправных свободных. В отличие от плебеев, клиенты, не будучи гражданами, понимали, что они не могут иметь прав граждан – поэтому никогда не боролись за эти права.

В 242 году до н.э., помимо должности городского претора (лат. praetor urbanus [пр`этор урбàнус]), была создана должность прèтора перегрùнов (лат. praetor peregrinus [пр`этор перегрùнус]). Эти прèторы перегрùнов должны были заниматься делами лиц без гражданства, выполняя функции, которые ранее лежали на патроне. Поэтому необходимость в институте патроната-клиентелы в III веке до н.э. исчезает. Вместо старого термина “клиенты” для обозначения чужаков, то есть лиц без гражданства, стал использоваться термин “перегрùны”.

IV . Р абы (лат. servi , ед.ч. servus ) – в отношении рабов некоторые авторы говорят, что рабов берегли, нормально содержали, поэтому тогда было так называемое “патриархальное рабство”, под которым понимали положение рабов “как младших членов семьи”. Однако, для того чтобы раб стал младшим членом семьи, необходимо было отпустить его на свободу. Чтобы освободить раба из-под власти хозяина, надо совершить манумиссию (лат. manumissio [манумùссио] – досл. “убирание руки”). В этом случае, человек становится свободным. После этого уже вольноотпущенника надо усыновить. Но ничего подобного с рабами не было совершено. Поэтому они оставались рабами и никакими младшими членами семьи не становились. Если раба не бьют и не колотят, и каждый день кормят (так как портить дорогую вещь, стоимостью 400-600 денариев, не целесообразно), то от этого его статус объекта права не меняется; субъектом права он не становится. Так называемое патриархальное рабство – непонимание правового статуса раба. Поэтому особого (“патриархального”) рабства не было – было просто рабство.

Они были учреждены по родовому признаку и отображали объединение трёх этнических компонентов: латинов, сабинов и этрусков. Полноправные члены римской общины постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями и первоначально только они составляли «Римский народ».

Впоследствии пришлое население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах. Безземельные плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей. Многие из них были не очень богатыми людьми. Первоначально не имея никаких прав, плебеи со временем добились права избирать в сенат так называемых плебейских трибунов , которые имели право вето на решения патрицианских магистратов. Изначально их решения были законом только среди плебеев, но в течение долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены.

В середине V века до н. э. под давлением плебеев были составлены законы, записанные на 12 медных досках и выставленные на обозрение на центральной площади Рима. Стоит заметить, что в них был прописан закон, запрещающий браки между плебеями и патрициями, но он просуществовал менее года.

В начале III века до н. э. патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие - нобилитет и в 287 году до н. э. был принят закон, что решение плебейских собраний плебисциты , являются обязательными для всех граждан вне зависимости от происхождения. С этого времени патриции и плебеи перестали быть различными классами-сословиями. Зажиточные граждане образовали сословие всадников, а все бедные составляли плебс-свободные ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Плебеи" в других словарях:

    - (лат. plebs, plebis). Третье и самое низшее сословие в древнем Риме; темный класс людей, чернь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЛЕБЕИ 1) общее обозначение неполноправных римских граждан, в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Плебеи, плебс (Plebs, plebes, от pleo наполняю, следовательноplebs толпа) так называлась в древнем Риме не пользовавшаясяпервоначально полными гражданскими правами масса населения,противополагавшаяся полноправным гражданам (патрициям).… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Плебс (лат. plebei, от plebs простой народ) одно из сословий свободного населения в Древнем Риме. До начала III в. до н.э. стояли вне родовой общины, не имели гражданских и политических прав, а также прав на общинную землю. Многие П. находились … Юридический словарь

    - (плебс) (латинское plebeii, plebs), в Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину. В результате упорной борьбы с патрициями (начало 5 начало 3 вв. до нашей эры) добились включения в состав римского народа, уравнения в… … Современная энциклопедия

    - (плебс) (лат. plebeii plebs), в Др. Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землей. В результате упорной борьбы с патрициями (нач. 5 нач. 3 вв. до н. э.) добились включения в … Большой Энциклопедический словарь

    Плебеи - (plebs), простолюдины в Др. Риме, в т.ч. бедняки и безземельные. В ранней республике не могли занимать гос. должности и вступать в брак с патрициями. Полит, история ранней республики состояла гл. об. в нараставшей организованной борьбе П. за… … Всемирная история

    Плебеи - (от лат. plebejus, plebs простой народ; англ. plebs) в Др. Риме преобладающая масса свободного (т.е. не состоявшего в рабстве) населения, первоначально не пользовавшаяся политическими правами в противоположность патрициям. Синоним плебс … Энциклопедия права

    Плебс (лат. plebeii, plebs), в Древнем Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землёй. В результате упорной борьбы с патрициями (начало V начало III вв. до н. э.) добились… … Энциклопедический словарь

    - (лат. plebei) одно из сословий свободного населения в древнейшем рим. обществе. Вопрос о происхождении П. принадлежит к числу спорных и нерешенных проблем в историографии античности. Нем. историк Б. Нибур полагал, что в отличие от патрициев,… … Советская историческая энциклопедия

    Плебеи - (от лат. plebs толпа, чернь) одно из сословий свободного населения Рима. До III в. до н.э. п. стояли вне родовой общины; как пришлое и покоренное население соседних общин они не могли пользоваться общинной землей (ager publicus), а владели… … Античный мир. Словарь-справочник.

Книги

  • , Напп Р.. Крупный американский историк Роберт Напп, более 30 лет преподававший в Калифорнийском университете в Беркли историю и культуру Древнего Рима, делает героями своегоисследования простых,…
  • , Напп Роберт. Крупный американский историк Роберт Напп, более 30 лет преподававший в Калифорнийском университете в Беркли историю и культуру Древнего Рима, делает героями своегоисследования простых,…

Наивысшего развития законотворчество достигло в Риме. Римское общество было устроено сложно, и законы римлян должны были учитывать отношения между плебеями и пат
рициями, квиритами (гражданами Рима) и жителями других городов и местностей Италии, обладавшими меньшими правами. Так, кроме квиритов, подданными Рима являлись и латиняне - жители латинских колоний, но прав у них было меньше, чем у квиритов. Изначально они не могли заседать в Сенате и принимать непосредственное участие в управлении государством, занимая выборные должности. Еще меньшими правами обладали пере- грины- «чужестранцы», граждане государств, присоединенных к Риму, но не сопротивлявшихся, а сдавшихся на милость победителя. Законы римлян учитывали также права собственников, кредиторов, должников, права различных сословий - сенаторов, всадников и прочих. Причем по мере развития общества и смены форм правления Рима менялись и законы. Так, сначала латиняне, а затем и перегрины во времена Римской империи все-таки были уравнены в правах с остальными гражданами. Они получили возможность жениться на римских гражданках и занимать любые должности в государстве. Закон императора Каракаллы объявил всех подданных Римской империи римскими гражданами. Ближе к концу Римской империи некоторые «чужестранцы» даже становились императорами, например, Филипп Араб, бывший ливийцем, то есть варваром, и правивший Римом с 244 по 249 гг. н. э.
Долгую борьбу за равенство в правах с патрициями вели в Риме плебеи. Трижды они

уходили из города, недовольные своим положением, и каждый раз добивались новых уступок. Эта борьба продолжалась около 200 лет, с V по III вв. до н. э. В середине V в. плебеи добились записи законов, по которым разбираются судебные дела. В 494 г. до н. э. была утверждена должность народных трибунов - официальных защитников прав плебеев, имевших право присутствовать на заседаниях сената и приостанавливать его решения, если они ущемляют права плебеев. Затем плебеи получили право занимать в Риме государственные должности, а в 367 г. до н. э. получили право занимать высшую выборную должность республики - становиться консулами. Один из двух консулов Рима, избиравшихся на год, обязательно должен был быть плебеем. В 287 г. до н. э. было издано постановление, гласившее, что народное собрание имеет право издавать законы. В конце концов плебеи были полностью уравнены в правах с патрициями.
Законы в Римской республике предлагал обычно консул, а во времена империи - император. Потом законы обсуждались в сенате и принимались Народным собранием. Во времена империи роль народного собрания обесценилась. Спорные вопросы решались в римском суде. Судья - претор - выносил окончательное решение, а до этого обе стороны имели право выступить с речью в Сенате. Можно было говорить эту речь самому, а можно было и нанять оратора.

Свод законов и прав римских граждан был составлен специально учрежденной для этого коллегией в 451-450 гг. до н. э. и издан в виде Двенадцати таблиц. Таблицы содержали основные правила заключения сделок между патрициями и плебеями, рассмотрение споров, установление уголовных наказаний и пр. Начертанные на деревянных и бронзовых таблицах тексты законов и прав были размещены на центральной площади Рима - Форуме.
Система римского права оказала большое влияние на формирование современной системы права.

Еще по теме РИМСКОЕ ПРАВО - КЛАССИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

  1. § 24. Превращение владения в право собственности через давность по римскому праву, по французскому закону и по другим законодательствам
  2. 14. РИМСКОЕ ПРАВО: ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИМСКИХ ЮРИСТОВ
  3. § 8. Значение формы в договоре. - Римская стипуляция и правила иностранных законодательств. - Историческое значение формы в русском законодательстве.
  4. 4. АВТОРСКОЕ ПРАВО И ПРАВО ОБЩЕГО РЫНКА О СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ (ст. 85 и 86 Римского договора)
  5. 12.5. Право и законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности и их место в системе российского права и законодательства России

гих классов соответственно имели облегченное вооружение, занимая место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооружёнными, а люди, стоявшие infra classem, в строю вообще не служили.

Допущение плебеев в войско требовало наделения их некоторыми политическими правами. Это было сделано Сервием Туллием посредством организации новой формы народного собрания, в котором должны были участвовать оба сословия. Оно называлось «центуриатным собранием» или «центуриатными комициями». Центурия (сотня), будучи военной, тактической единицей, вместе с тем стала и голосующей единицей, таким образом, что граждане сначала голосовали в каждой центурии отдельно, а затем вопрос решался большинством центурии (каждая имела один голос). I класс получил 98 центурий. Из них 18 было всаднических (6 патрицианских и 12 плебейских) и 80 пехотных. II, III, IV классы получили по 20 центурий каждый; V класс - 30 центурий. Военные ремесленники и музыканты имели 4 центурии, а пролетарии - одну. Таким образом, всего было 193 центурии. В каждом классе центурии делились пополам. на старшие (semores) и младшие (iuniores) по возрасту: в младшие входили воины от 17 до 45 .лет, в старшие - от 46 до 60. Старшие центурии, как правило, несли только гарнизонную службу.

Распределение центурий по классам говорит о том, что количество людей в центуриях каждого класса было различным. В противном случае мы должны допустить, что богатых людей в Риме было больше, чем лиц среднего достатка и бедноты (первые имели 98 центурий, вторые - 95). По-видимому, центурии высших классов состояли из меньшего числа людей, чем центурии низших. Во всяком случае, состоятельные граждане имели абсолютное большинство, и если они голосовали единодушно, то всегда могли решить вопрос в своих интересах. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старых собраний по куриям: объявление войны, выбор должностных лиц, суд и проч. Хотя куриатные собрания продолжали существовать, однако значение их упало.

Такова традиция о реформе Сервия Туллия. Многое в ней недостоверно и принадлежит более поздним эпохам. Таково, например, исчисление ценза на ассы, которые появились не раньше IV в. Поэтому большинство ученых полагает, что денежный ценз был введен в первый раз цензором Аппием Клавдием в 312 г. до н. э. Первоначально ценз, по-видимому, был земельный: к I классу причислялись лица, владевшие полным наделом (вероятно, 20 югеров), ко II - 3/4 надела, к III - 1/2 надела и т. д. Под большим сомнением стоит также деление на пять имущественных.разрядов уже в VI в. Есть некоторое основание думать, что первоначально все гражданство делилось