Как выглядит флаг ввс. Знамя ВВС: Министерство обороны Российской Федерации. Флаг ввс ссср

Атрибутика для любого рода войск всегда была важна: именно таким образом для обывателей появлялась возможность различать одни войска от других (к примеру, на парадах), опознать, в каком роде войск человек нес или несет службу (видя отличительные знаки на одежде военного). Как правило, символика состоит из флага, марша (или гимна), других знаков отличия (звезды, цвет формы, цвета беретов и так далее). Люди, проходившие службу в определенном виде войск, всегда гордятся этим, а различные отличительные признаки помогут показать всем, где именно служил человек.

ВВС СССР: краткая история.

Военно-Воздушные силы существовали еще до времен учреждения СССР, но тогда они носили другое название. Даже когда Союз Республик уже начал существовать, некоторое время воздушные войска назывались Военно-Воздушными Силами РККА. Только через год после окончания Великой Отечественной Войны Воздушные силы начали называться привычно: ВВС СССР. ВВС существовали для осуществления сразу нескольких функций и задач. Во-первых, они прикрывали военные действия союзников на суше и на воде, во-вторых, вели боевые действия с противником непосредственно в воздухе, в-третьих, способствовали транспортировке своих и союзных войск по воздуху, в-четвертых, подрыв военных сил противника с воздуха (бомбардировка, уничтожение вражеских складов, транспортных узлов и так далее). По признаку исполнения этих функций сформировалось три полка: авиация дальнего действия, фронтового, военно-транспортная авиация. В данном виде войск, в отличие от Воздушно-десантных, крайне важен уровень авиации, ведь основная часть действий происходит в воздухе, а у ВДВ – на суше.

Во время Великой Отечественной Войны Военно-Воздушные силы чуть не были уничтожены как вид войск. На момент начала войны практически весь воздушный флот устарел и не мог объективно противостоять новейшей немецкой технике, к тому же, враг разгромил несколько стратегически важных аэропортов. ВВС потеряли возможность действовать на все 100%. Однако через год этот вид войск оправился благодаря ленд-лизу из США и собственной модернизации военной авиации. К началу Холодной войны СССР и США уже начали военную гонку, которая отражалась, в том числе, и на качестве военной авиации и степени подготовки Военно-Воздушных сил и других видов войск, хотя еще до нее СССР и США выясняли, у кого же преимущество в этой области. Речь идет о Корейской войне, когда бывшие союзники противостояли друг другу, хотя и негласно. СССР поставляла Корее военную технику и человеческие ресурсы, именно тогда новейшая авиация опробовала себя бою. В 50-е годы также наступило начало эры сверхзвуковых и реактивных самолетов, что толкнуло ВВС СССР на новый уровень. Самолеты того периода времени признавались авиацией второго поколения. Время третьего поколения настало в 60-70-х годах. Уже в середине 60-х появлялись самолеты, способные летать со скоростью, которая в три раза превосходит скорость звука, а их «потолок» по высоте составлял 24 тысячи метров. Четвертое поколение увидело свет в 80-х годах, проявив себя преимущественно в Афганском конфликте. И, наконец, пятое поколение авиации ВВС СССР появилось к концу 80-х годов в рамках нового витка гонки с США. В 1991 году ВВС СССР перестали существовать по всем известным причинам. Всю военную мощь начали созывать из других стран ее расположения на территорию бывших союзных республик, дабы разделить ее между всеми уже постсоветскими странами. Как и все остальные виды войск, ВВС постигла неразбериха с дележкой военной мощи, как технической, так и человеческой.

Флаг ВВС СССР.

Флаг ВВС СССР появился еще в 1924 году, когда самих ВВС СССР еще не было, а были еще ВВС РККА. Он представляет собой прямоугольное полотно, чуть выше центра которого располагается красная звезда. По ней можно было опознать принадлежность флага к советской военной авиации. В центре звезды в желтом цвете изображены символы СССР – серп и молот. Сама звезда располагается в центре желтого круга, от которого во все стороны расходятся желтые широкие лучи на синем фоне. Всего лучей насчитывается 14. Следует отметить, что в официальном описании флага описан даже угол наклона лучей, их конкретна ширина. То же касается пропорций расположения желтого круга и звезды. Чуть ниже звезды располагаются белые крылья, посередине которых можно увидеть белый пропеллер самолета. Иногда крылья изображались с черными оттенениями, сам винт также изображался черным, его размер и пропорции также могли немного меняться, несмотря на то, что существовать официальный документ с полным описанием расположения и размеров элементов флага. Эмблема, изображающая крылья и винт, является символом авиации в целом. Иногда справа по вертикальной части можно было увидеть желтого цвета бахрому. К слову, опознавательная красная звезда периодически меняла свой внешний вид, особенно часто – до 1945 года, но на флаге она рисовалась традиционно красной без окантовок и использования других цветов. Флаг ВВС Российской Федерации частично перенял рисунок флага ВВС СССР, который послужил для него основой.

Данный флаг вплоть до развала ВВС СССР являлся официальным и использовался везде именно в таком виде. Как правило, он висел в кабинетах офицерского состава, в праздничные дни размещался на фасадах зданий, где находилось командование ВВС СССР, а иногда и простые служащие вешали этот флаг у себя в жилых помещениях. Даже в наше время люди, проходившие службу в ВВС СССР, с гордостью развешивают в праздничные и даже будние дни флаг ВВС СССР как память о тех временах, когда ВВС СССР еще существовали. В 1980 году был издан указ об утверждении флага ВВС СССР. Цель издания данного указа не совсем ясна, так как рисунок и описание флага практически полностью повторяют оных образца 1924 года.

Флаг Военно - Воздушных сил Российской федерации. Современный флаг, используется в армии, под ним проходят службу ребята «Срочники». Флаг ВВС РФ можно купить в магазинах: Спецодежда, Армейский магазин, Военторг. Особенностью нашего флага ВВС РФ является то, что он изготовлен на флажной сетке, двухсторонний, красочный и долговечный.

Характеристики

  • Черный
  • Кепка-немка
  • Изогнутый, укороченный
  • Вышивка

Историю появления знамен и флагов можно рассматривать только в тесной связи с историей армии и ее отдельных родов войск. В старину они применялись, в основном, во время боевых действий, где при их помощи можно было различать противников, а также управлять войсками на расстоянии. На сегодняшний день у каждого из рода войск есть свой собственный флаг, определяющий их принадлежность, и естественно, он есть и у ВВС РФ. Однако многим интересно будет узнать историю его происхождения, так как появление относится совсем к недавнему прошлому.

После распада СССР в конце 1991 г. возникла необходимость в структурной реорганизации Российских войск, коснулись эти изменения и воинской атрибутики. Именно тогда появилась необходимость в новом флаге ВВС РФ, так как возникла ситуация, когда уже Российские ВВС использовали флаг.

В 2003 году, 14 ноября, был издан приказ Министра обороны за номером 339, которым было утверждено Положение о войсковых флагах РФ, в котором регламентируются правила их установки (вывешивания), а 26 мая 2004 г. был издан Приказ Министра обороны "О флаге Военно-воздушных сил". Тогда же и появилось его описание.

Представляет собой двухстороннее прямоугольное голубое полотнище, из центра полотнища к кромкам и углам расходятся четырнадцать желтых лучей. Ширина лучей у кромок флага - 1/12 от его ширины. Два луча направлены к серединам нижней и верхней кромок полотнища, четыре - в углы, остальные равномерно расположены между ними. Длина и ширина флага соотносятся в пропорции 2:3. В центре находится изображение серебряной зенитной пушки и пропеллера, парящих на серебряных крыльях».

Голубой цвет полотнища - это цвет неба, желтый - в данной трактовке символизирует цвет Солнца, освещающего небо, зенитная пушка и пропеллер означают объединение ВВС и ПВО, произошедшее в 1997 году, а их серебристый цвет в геральдике всех народов - это символ вечности и чистоты.

Однако в первое время после появления у него было много противников, и это неудивительно, ведь ко времени его появления большая часть летчиков начинала свою службу во время СССР, у некоторых был опыт боевых действий, причем все это ассоциировалось именно с советским флагом. У некоторых вызвало большое возмущение отсутствие в центре полотнища Красной звезды, которая еще оставалась опознавательным знаком самолетов, кроме этого не всем было понятно происхождение зенитной пушки, так как хотя формальное слияние ВВС и ПВО было произведено, по своей сути задачи, выполняемые этими родами войск, до последнего времени были несколько различны. Тут большую роль играло еще и несколько снисходительное отношение большинства военных летчиков к Сухопутным войскам, к коим они относили и зенитчиков. Однако со временем все эти разногласия улеглись.

На сегодняшний день под ним объединена истребительная авиация, дальняя стратегическая авиация, и зенитно - ракетные соединения, подчиняющиеся единому командованию.

Он является символом сплоченности воинских коллективов и воинского братства.

Друзья, для меня всегда, с детства, авиация ассоциировалась с гимном авиации и флагом ВВС. И когда в 2004г флаг ВВС был изменён, а старые флаги были выброшены, я их подобрал и принёс домой. Как-то это всё было не правильно... не по людски что-ли. Прошло 10 лет, флаг ВВС СССР ушёл в историю авиации, историю нашей страны, но в моей душе он остался тем флагом авиации, который дорог и который хочется поднимать, гордиться им в особо торжественные моменты.

Возникло предложение, которое хочу обсудить с Вами:
Предлагаю признать флаг ВВС СССР - флагом авиации общего назначения России!

А теперь немного истории.

Флаг и Знамя
ФЛАГ - полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, поднимаемое на специальной мачте (флагштоке) .
ЗНАМЯ - единичное флажное изделие. Как правило, знамя изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается вышивкой, бахромой, кистями, лентами. Само полотнище изготавливают из двух прямоугольных кусков ткани, сшивая их по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знаменных гвоздей. Утрата знамени его владельцем, например воинской частью, считается большим позором.

Немного из истории флага ВВС
Флаг ВВС СССР

Аэродромный флаг авиационных отрядов и их соединений утвержден Постановлением Президиума ЦИК СССР "О флагах и вымпелах Союза ССР" 29 августа 1924 года.
15 мая 1967 года этот флаг стал флагом ВВС. Т.е. до 1967г данный флаг был просто флагом авиации!

Знамя Военно-воздушных сил учреждено Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. № 141 "О знаменах видов Вооруженных Сил Российской Федерации"
На лицевой стороне полотнища, в центре, – главная фигура Государственного герба Российской Федерации.
На оборотной стороне полотнища – эмблема Военно-воздушных сил: золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах скрещенные серебряные пропеллер и ствол зенитного орудия. На груди орла размещен щит, увенчанный золотой короной. В щите, на красном поле, – серебряный всадник, поражающий копьем дракона.

В соответствии с Постановлением от 15.05.1967 Флаг ВВС поднимался (выставлялся) в следующих случаях:
- в дни государственных и революционных праздников;
- в День Советской Армии и Военно-Морского Флота;
- в День Воздушного Флота СССР;
- в дни годовых праздников, установленных частям и соединениям в ознаменование дня их сформирования;
- на аэродромах во время производства полётов.

В праздничные дни флаг Военно-Воздушных Сил выставлялся на зданиях учреждений и заведений ВВС, штабов частей и соединений вместе с Государственным флагом СССР, при этом размеры флага ВВС не должны превышать размеров Государственного флага СССР.

При производстве дневных полётов на аэродромах авиации Вооруженных Сил СССР флаг поднимался на время полётов на флагштоке, устанавливаемом в районе КДП (СКП), и опускается после окончания полётов. В дни государственных и революционных, а также воинских праздников флаг Военно-Воздушных Сил использовался для оформления и убранства внутренних помещений Домов офицеров, клубов и конференцзалов при проведении торжественных заседаний и собраний личного состава.
Флаг Военно-Воздушных Сил может использоваться постоянно для оформления выставок, посвящённых боевому пути Военно-Воздушных Сил, организуемых в штабах, в Домах офицеров и комнатах боевой славы.

Описание флага ВВС СССР: "Прямоугольный голубой флаг с отношением длины к ширине 3:2, с золотой бахромой на свободной короткой стороне. На центральной поперечной оси, на расстоянии одной трети ее от верхней кромки флага - желтый круг (солнце), внутри которого - красная пятиконечная звезда, обращенная одним концом вверх и имеющая в центре перекрещенные жёлтые серп и молот. Круг имеет диаметр, равный одной четверти ширины флага, а звезда - радиус, равный 2/3 радиуса круга. От жёлтого круга к углам и кромкам флага расположены 14 расходящихся жёлтых лучей, ширина которых у круга равна 1/24, а у кромок - 12 ширины флага. Расположение лучей: 4 - к углам флага, 2 - по поперечной его оси, 2 - по направлению, параллельному горизонтальной оси, и остальные - в промежутках между ними. В центре флага расположены: кольцо пропеллера (радиус 1/16 поперечной оси и ширина в половину своего радиуса) чёрного цвета и пропеллер того же цвета в горизонтальном положении с концом лопастей на расстоянии 1/6 центральной оси в обе стороны от центра флага. Наибольшая ширина лопасти- 3/4 радиуса кольца. Красная звезда поддерживается крыльями, опирающимися на кольцо пропеллера и распростертыми на одинаковое расстояние от главной поперечной оси. Размах крыльев - 7 радиусов желтого круга; промежуток между крыльями (место упора звезды) равен одному радиусу круга".

К истории флага, добавлю маленький экскурс в историю "Марша авиаторов".

Авиамарш (более известна как «Марш авиаторов») - советская песня в виде марша, написанная весной 1923 года (хотя сам Хайт говорил, что песня написана в 1920 году). Музыка Юлия Абрамовича Хайта, слова Павла Давидовича Германа. Часто исполняется на парадах, являлась официальным гимном ВВС СССР.

История создания "Песня эта была написана в 1920 году в Киеве авторами-эстрадниками - поэтом Павлом Германом и композитором Юлием Хайтом. Уже к середине 20-х "Авиамарш" запела вся страна. Его первая строчка "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" стала крылатой, а начальные слова припева "Всё выше" приобрели значение девиза... Седьмого августа 1933 года газеты напечатали приказ Реввоенсовета СССР: "Установить авиационным маршем ВВС РККА "Всё выше!" 07 августа 1933 года Приказом Реввоенсовета песня "Всё выше" объявлена маршем Воздушных сил СССР – "Авиамаршем"

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.

(в более поздней версии -
Нам Сталин дал стальные руки-крылья,...)

Все выше, выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.

(В первоначальном тексте -
И в каждом пропеллере дышит защита
спокойствия наших границ)

Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полет,
Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот!

Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет;
И, верьте нам, на каждый ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ!

Официально утвержденное знамя Военно-Воздушных Сил РФ (далее флаг авиации ) представляет собой двухстороннее полотнище прямоугольной формы голубого цвета. Голубой цвет всегда символизировал небо и полеты. Ширина полотнища флага составляет 113 сантиметров, длина - 170, с запасом для крепления флага к древку, который сделан из той же голубой ткани.

Древко флага изготавливается из дерева, которое окрашивается в коричневый цвет. Древко имеет круглое сечение четыре сантиметра в диаметре. Длина древка составляет 2,5 метра.

От центра полотнища флага авиации в разные стороны веерообразно расходятся четырнадцать желтых полосок (так называемые лучи). Четыре луча направлены по диагонали в углы флага, а два пересекают полотнище перпендикулярно его сторонам и заканчиваются по середине верхней и нижней кромки. Остальные лучи равномерно располагаются между этими основными.

На лицевой стороне флага авиации посередине помещается герб страны в виде золотого двуглавого орла с поднятыми вверх распростертыми крыльями. Двуглавый орел – давний геральдический символ, который повсеместно встречается не только в России. Его значения могут быть разными, но, однозначно, этот символ ассоциируется со стремлением вверх и победу. Над головой птицы на гербе помещаются две малые короны, а чуть выше - одна большая. Короны соединяются лентой. В своих лапах орел держит символы государственной власти: в правой - скипетр, а в левой - держава. На груди птицы помещается красный щит, на котором изображен серебряный всадник, облаченный в синий плащ. В руке всадник держит серебряное копье, которым пронзает черного дракона, поверженного на землю у копыт серебряного коня.

Оборотная сторона флага авиации также содержит посередине изображение, которое является одним из трех официальных опознавательных знаков Военно-Воздушных Сил. На средней эмблеме авиации есть тот же двуглавый орел. Птица держит свои крылья распростертыми; на груди орла неизменно присутствует красного цвета щит, по форме напоминающий клинок, с изображением всадника, который поражает копьем дракона. У лап орла перекрестно сложены серебряный двухлопастный винт и ствол пушки: эти орудия символизируют военную авиацию. Изображение орла увенчано золотой короной.

Ширина герба и эмблемы на флаге авиации составляет 80 сантиметров.

Скоба, навершие, подток и шляпки гвоздей флага авиации должны быть золотистого цвета. На скобе, которая по форме представляет собой длинный прямоугольник выгравировано название вида войск и дата вручения знамени. Металлическое навершие выполнено в виде прорезного копья, на котором выбито рельефное изображение российского герба.

Праздник установлен Указом Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949 «Об установлении Дня Военно-воздушных сил».

Праздник не является выходным днем.

Историческая справка

12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ номер 397, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.

По традиции, праздничные мероприятия, посвященные дню ВВС, проводятся в День Воздушного флота России , который отмечается в третье воскресенье августа.

Флаг ВВС России и СССР

Флаг Военно-воздушных сил утверждён Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.05.2004 № 160 «О флаге Военно-воздушных сил» - «Флаг Военно-воздушных сил представляет собой прямоугольное двухстороннее полотнище голубого цвета. В центре полотнища - изображение перекрещённых серебряных пропеллера и зенитной пушки на серебряных парящих крыльях. Из центра полотнища к углам и кромкам расходятся 14 расширяющихся жёлтых лучей, ширина каждого из которых у кромок флага составляет 1/12 его ширины. Четыре луча направлены в углы полотнища, два - к серединам верхней и нижней кромок полотнища, а остальные - равномерно распределены в промежутках между ними. Отношение ширины флага к его длине - 2:3. Отношение ширины размаха крыльев к длине флага - 1:2».

Пропеллер и зенитная пушка указывают на слияние ВВС и войск противовоздушной обороны (ПВО), которое произошло 1 октября 1999 года.

В советское время флаг ВВС представлял собой "Прямоугольный голубой флаг с отношением длины к ширине 3:2, с золотой бахромой на свободной короткой стороне. На центральной поперечной оси, на расстоянии одной трети ее от верхней кромки флага - желтый круг (солнце), внутри которого - красная пятиконечная звезда, обращенная одним концом вверх и имеющая в центре перекрещенные жёлтые серп и молот. Круг имеет диаметр, равный одной четверти ширины флага, а звезда - радиус, равный 2/3 радиуса круга. От жёлтого круга к углам и кромкам флага расположены 14 расходящихся жёлтых лучей, ширина которых у круга равна 1/24, а у кромок - 12 ширины флага. Расположение лучей: 4 - к углам флага, 2 - по поперечной его оси, 2 - по направлению, параллельному горизонтальной оси, и остальные - в промежутках между ними. В центре флага расположены: кольцо пропеллера (радиус 1/16 поперечной оси и ширина в половину своего радиуса) чёрного цвета и пропеллер того же цвета в горизонтальном положении с концом лопастей на расстоянии 1/6 центральной оси в обе стороны от центра флага. Наибольшая ширина лопасти- 3/4 радиуса кольца. Красная звезда поддерживается крыльями, опирающимися на кольцо пропеллера и распростертыми на одинаковое расстояние от главной поперечной оси. Размах крыльев - 7 радиусов желтого круга; промежуток между крыльями (место упора звезды) равен одному радиусу круга".

Флаг ВВС СССР использовался с 1924 г. - сначала как аэродромный флаг авиационных отрядов и их соединений, а с 1967 г. стал флагом ВВС.

Изображения

Военные самолеты в небе во время парада на 9 мая 2010 года

Другие праздники, связанные с авиацией