Как войти в теорию решения изобретательских задач? Биография Смотреть что такое "Альтшуллер, Генрих Саулович" в других словарях

ГЕНРИХ САУЛОВИЧ АЛЬТШУЛЛЕР
15.10.1926 - 24.09.1998

Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель.

Родился 15 октября 1926 года в г. Ташкенте (СССР, Узбекистан). В 1931 г. семья переехала в г. Баку (СССР, Азербайджан). Родители - журналисты. С отличием окончил среднюю школу. Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 г. добровольно пошел в Советскую Армию. Учился в 21-й Военно-авиационной школе первоначального обучения пилотов (СССР, Грузия, Рустави). После окончания Великой Отечественной войны для продолжения службы был направлен в Баку; служил в инспекции по изобретательству Каспийской Военной флотилии, был командиром отделения хим. разведки в/ч 11513.

Изобретал с детства. Среди его первых изобретений - катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемет, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет (приоритет заявки от 9 ноября 1943 г.). К 1950 г. число изобретений превысило десять. Наиболее значительное из них - газотеплозащитный скафандр (а.с. № 111144).

В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС, а в конечном счете, созданию теории сильного мышления, Г.С. Альтшуллер посвятил свою жизнь - около 50 лет.

Образование н/высшее (Азербайджанский индустриальный институт). Со школьных лет занимался самообразованием, с 15 лет вел учет времени по системе, напоминающей систему Любищева.

Занятия по ТРИЗ вёл с 1948 года. В эти годы им уже была сформулирована идея выявления и преодоления ТП (технического противоречия), выявлены некоторые закономерности (в частности то, что теперь называют переходом в надсистему, а также закон согласования ритмики) и приемы (один из первых - изменение агрегатного состояния), использовались некоторые химэфекты: применение сильных окислителей, ВВ, появился информфонд.

В 1948 году написал письмо Сталину (вместе с Р. Шапиро) с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 г. был арестован бывшим МГБ СССР (Министерство госбезопасности), без суда приговорен Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы и отправлен в Речлаг - один из лагерей Воркуты. Лагерный номер: 1-Ч-502. В лагере сделал несколько изобретений. 22 октября 1954 года реабилитирован КГБ (Комитет госбезопасности) при СМ СССР (Совете министров) по ЗакВО (Закавказский военный округ).

После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 г. С сентября 1990 г. до конца жизни (1998) проживал в г. Петрозаводске (Карелия).

В 1955-1956 г.г. был корреспондентом газет: “Бакинский рабочий”, “Вышка”.

Первая публикация, посвященная теории изобретательства, - статья “О психологии изобретательского творчества” (Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества//Вопросы психологии. - 1956, № 6). В статье - первый опубликованный АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач). Над совершенствованием АРИЗа работал около 40 лет. Автор модификаций: АРИЗ-59, АРИЗ-61, АРИЗ-64, АРИЗ-65, АРИЗ-68, АРИЗ-71, АРИЗ-75, АРИЗ-77, АРИЗ-82 (А,Б,В,Г), АРИЗ-85-А, АРИЗ-85-Б, АРИЗ-85-В.

Устроиться на работу реабилитированному было практически невозможно. Г.С. Альтшуллер сформулировал проблему трудоустройства в виде изобретательской задачи: “Надо работать и нельзя работать”. Решение задачи нашел в виде: “Надо писать фантастику”. Как писатель-фантаст дебютировал рассказом “Икар и Дедал” в 1958 г.

Первые фантастические рассказы составили цикл “Легенды о звездных капитанах” (1961 г.). Все научно-фантастические произведения печатал под псевдонимом Г. Альтов. В дальнейшем у него возникали изобретательские идеи, граничащие с фантастикой, и фантастические идеи на грани с реальной техникой. В таких случаях приходилось спорить с экспертизой, доказывая, что изобретение все-таки реально. И однажды, не сумев убедить экспертов, он написал фантастический рассказ, использовав идею своего изобретения... Как писатель-фантаст, Генрих Альтов ставил задачу: методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала, считая в то же время главной целью фантастики как литературного жанра - человековедение.

Один из ведущих отечественных писателей-фантастов 1960-х годов. Автор "Регистра научно-фантастических идей и ситуаций" (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики), автор научно-фантастических очерков, а также очерков о судьбе предвидений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева.

В 1957-1959 г.г. работал в Министерстве строительства Азербайджана (Бюро технической помощи). Здесь в 1958 г. провел самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором впервые было сформулировано понятие ИКР (идеального конечного результата). Проводил семинары по ТРИЗ по всей стране (СССР). Число семинаров к 1970 г. составило 19, в том числе и первый семинар по подготовке преподавателей ТРИЗ в г. Дзинтари (Латвия) в 1968 г. Всего Г. Альтшуллером было проведено около 70 семинаров и курсов по обучению ТРИЗ и подготовке преподавателей в различных городах СССР.

В 1970 году создал в Баку (СССР, Азербайджан) Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) - первый в мире центр обучения ТРИЗ. Организовывал первые в стране школы изобретательского творчества, общественные университеты научно-технического творчества во многих городах. Общее число таких школ в 80-е годы превышало 500.

В 1974 г. о занятиях в Азербайджанском общественном институте изобретательского творчества (АзОИИТ), проводимых Г. Альтшуллером, был снят фильм “Алгоритм изобретений” (“Центрнаучфильм”).

Преподавал ТРИЗ школьникам с 1970 г. С 1974 г. по 1986 г. вел изобретательский раздел в газете “Пионерская правда”. За 12 лет проведения не имеющего аналога в мире эксперимента по обучению ТРИЗ школьников 10-ти - 17-ти лет им было проанализировано полмиллиона писем с решениями изобретательских задач. На основе этого уникального опыта написана книга: “И тут появился изобретатель” (1984, 1987; доп. и перераб., 1989; 2000).

В 1973 г. ввел в практику решения изобретательских задач вепольный анализ, а в 1975 г. - стандарты на решение изобретательских задач.

С 1989 г. по 1998 г. президент Ассоциации ТРИЗ.

Материал Официального Фонда Г.С. Альтшуллера www.altshuller.ru

Генрих Альтшуллер

Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач

Редактор Н. Величенко

Технический редактор Н. Лисицына

Корректор В. Муратханов

Компьютерная верстка А. Абрамов, Ю. Юсупова

Дизайн обложки DesignDepot


© Альтшуллер Г.С., 1986, 1991

© Комарчева Ю.Е., 2007

© ООО «Альпина Паблишер», 2012

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина», 2012


Альтшуллер Г.

Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. – 5-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. (Серия «Искусство думать»).

ISBN 978-5-9614-2189-7

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Предисловие. К идеалу – без компромиссов!

Вы держите в руках книгу по теории изобретательства, которая была впервые опубликована в 1986 году. Нужна какая-то особая причина, чтобы практически в неизменном виде публиковать работу более чем через 20 лет после ее первого издания. Такая причина есть, и не одна.

Во-первых, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) ни капли не устарела. Исследователи из разных стран мира много раз подтверждали, что ТРИЗ – работающий инструмент, с помощью которого можно решать самые серьезные изобретательские задачи. «Найти идею» – классическая книга по ТРИЗ и последняя работа Генриха Альтшуллера, в которой теория описана в наиболее полном и завершенном виде.

Кстати, в этой книге по сравнению с предыдущими ее изданиями имеются существенные дополнения. Это перечень стандартов на решение изобретательских задач, полная версия алгоритма решения изобретательских задач АРИЗ-85в, биография автора, ответы на некоторые задачи, рассказ о том, как Альтшуллер строил свои лекции по ТРИЗ. Впервые за много лет к книге прилагается таблица разрешения технических противоречий (приложение 7, на вкладке).

Во-вторых, ТРИЗ – это «наше» изобретение, в том смысле, что теория была разработана в СССР. ТРИЗ пользовалась чрезвычайной популярностью в 70-х и 80-х годах, совокупный тираж книг Альтшуллера на русском языке составил около 1 млн экз. Но потом, с началом перестройки, интерес к ТРИЗ в СССР начал постепенно угасать. Одновременно, во многом благодаря ученикам Альтшуллера, которые уехали за рубеж (прежде всего в США и Германию), ТРИЗ стала популярна на Западе. Сейчас публикаций по ТРИЗ (TRIZ) на других языках значительно больше, чем на русском. Такие известные фирмы, как Ford, Motorola, Procter & Gamble, Eli Lilly, 3M, Siemens, Phillips, LG и многие другие, сделали ТРИЗ частью подготовки инженерно-технического персонала. В октябре 1998 года в США открылся Институт Альтшуллера, в котором инженеры и менеджеры учатся эффективной технологии изобретательства.

Только в конце 1990-х годов интерес к ТРИЗ в России начал видимо возвращаться. Появилось множество интернет-сайтов, посвященных ТРИЗ, в том числе сайт Фонда Г.С. Альтшуллера. Это, безусловно, отрадно. Но, к сожалению, далеко не каждый, кто теперь называет себя экспертом по ТРИЗ, на деле является таковым. ТРИЗ медленно, но развивается. И как в любой другой науке, появляются новые школы и возникают течения, которые можно даже назвать «еретическими». Это неизбежно и, наверное, даже полезно: застой опасен. Предлагаемая вашему вниманию книга «Найти идею» поможет понять классическую ТРИЗ и разобраться, что есть что.

В-третьих, поскольку ТРИЗ имеет дело с созданием изобретений и раскрепощением творчества, ее место – среди других творческих методов, таких как мозговой штурм, латеральное мышление, синектика и пр. Причем место ведущее, так как ТРИЗ принципиально меняет технологию создания новых идей. Это четкая научная дисциплина: доказательная, основанная на данных и подтвержденная фактами.

Тем не менее специалисты по творческим методам в своих работах редко или вообще не упоминают про ТРИЗ. Даже такой известный гуру творческих методов, как создатель латерального мышления Эдвард де Боно, в своих самых популярных книгах не сказал об этой теории ни слова. Но ведь ТРИЗ – это развитие творческих методов, это шаг вперед, и какой шаг!

И наконец, в-четвертых, ТРИЗ – это не только теория, полезная в инженерном деле или других сферах (реклама, PR), куда она в последнее время проникает. Это еще и метод мышления, парадигма, особый подход к решению любых проблем – будь то проектирование нового продукта, строительство дачного домика или укладка вещей в чемодане. И в этом плане ТРИЗ имеет универсальную полезность, так как дает мощный инструмент познания окружающего мира. На этой причине популярности ТРИЗ я хотел бы остановиться подробнее.

ТРИЗ – сложная наука, изучить ее нелегко. В ней много инструментов, приемов, законов, стандартов – это целый мир. Все важно и одно не работает без другого. Тем не менее в ТРИЗ можно выделить вещи, которые будут полезны каждому – всегда и везде. Эта теория учит междисциплинарному подходу и преодолению психологической инерции старых представлений; отказу от компромиссов, стремлению получить желаемое, ничего не теряя; постоянно стремиться к идеалу.

Человеку свойственно вести поиск вариантов в областях, отраслях, науках, где он является специалистом, и сознательно не залезать в смежные дисциплины, о которых он имеет весьма поверхностное представление.

Для несложных задач, решение которых находится в пределах одной профессии или отрасли, профессиональные знания играют большую роль. Но при решении сложных проблем они, наоборот, тормозят процесс изобретения. Это происходит потому, что изобретателю навязываются привычные представления об объекте, которые уводят его назад, в исследованную область, где вряд ли можно будет получить сильное, прорывное изобретение. А дилетант, незнакомый с ограничениями, присущими данной науке, зачастую способен совершить шаг в сторону, казалось бы, невозможного и сделать открытие. История полна примеров, когда именно непрофессионалы создавали изобретения, над которыми годами трудились плеяды известнейших ученых. Это пивовар Джоуль, моряк Можайский, цирюльник Пуассон, юрист Хаббл, врач д’Аламбер, сотрудник патентного бюро Эйнштейн и многие другие. ТРИЗ призывает каждого мыслить широко и не замыкаться на чем-то одном. Свежие идеи можно искать где угодно – в справочнике по биологии, художественном фильме, томике стихов или путешествии в другие земли.

Каждое изобретение – это разрешение противоречия. Например, при проектировании нового товара фирма может столкнуться с противоречием между качеством и стоимостью, между надежностью и сложностью, между расширением рынка и давлением конкурентов. ТРИЗ подразделяет все подобные противоречия на технические и физические. Техническое противоречие возникает тогда, когда при изменении известными способами одной части системы недопустимо ухудшается другая ее часть. Например, при повышении прочности детали недопустимо возрастает ее масса, при улучшении качества и сокращении сроков возрастает стоимость. О физических противоречиях говорят тогда, когда к одной и той же части системы предъявляются взаимно противоположные требования. Скажем, деталь должна быть, чтобы выполнять свою функцию, и ее не должно быть, чтобы не увеличивать габариты изделия. Объект одновременно должен быть горячим и холодным. В физическом противоречии конфликт доводится до крайности, создавая на первый взгляд неразрешимую ситуацию.

Традиционное решение – компромисс, когда мы сознательно поступаемся одними параметрами в пользу других. ТРИЗ ориентирует мышление изобретателя в противоположном направлении. Необходимо не стремиться к компромиссу, а наоборот, сознательно усиливать противоречие. ТРИЗ доказала, что на определенном этапе усложнение условий задачи оборачивается ее эффектным решением. Усложняя решение, мы заведомо отсекаем слабые, компромиссные решения, а также тупиковые пути и ненужное блуждание, постепенно приближаясь к решению, которое еще недавно казалось невозможным, идеальным. Кстати, такого же подхода придерживается и Э. Голдратт, создатель теории ограничений.

Идеальное решение в ТРИЗ называется идеальным конечным результатом (ИКР). Отличительная особенность ИКР в ТРИЗ – его «бесплатность», когда результат достигается без лишних затрат энергии, материалов, времени. Мы привыкли, что за все надо платить. Изобретательское мышление по ТРИЗ должно быть ориентировано на идеальное решение: «Есть вредный фактор, с которым надо бороться. Идеально, чтобы этот фактор исчез сам по себе. Пусть сам себя устраняет. Впрочем, его можно устранить, сложив с другим вредным фактором. Нет, пожалуй, самое идеальное – пусть вредный фактор начнет приносить пользу… Многолетний опыт применения ТРИЗ доказал, что идеальное решение зачастую действительно достигается, или, по крайней мере, оказывается очень близким к нему. Скажем, идеальность машины обеспечивается тем, что ее функцию начнет по совместительству выполнять другая машина. Идеальность способа нередко достигается выполнением требуемого действия заранее, благодаря чему в нужный момент на это действие не приходится тратить ни времени, ни энергии», – пишет Г. Альтшуллер в своей книге «Творчество как точная наука».

(р.15-03-1930 г.)

Генрих Альтшуллер родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Когда Генриху исполнилось 5 лет, семья переехала в Баку. С ранних лет он «пропадал» в библиотеке, читал фантастику. Мечтал стать моряком. В восьмом классе поступил в военно-морскую спецшколу. К

Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Генрих был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу. Первое авторское свидетельство будущий автор ТРИЗ получил в десятом классе на аппарат для аквалангистов, работающий на перекиси водорода. После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище. Окончание училища совпало с окончанием войны. Он попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию. Начал работать в патентном отделе флотилии.

По роду работы нужно было изобретать самому и учить этому других. С удивлением обнаружил, что учить нечему — никаких методик изобретательства не было. Вот тогда и возникла поначалу достаточно скромная идея разработать какие-то рекомендации для изобретателей и рационализаторов. В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер стал изучать сами изобретения.

Как отличить красивое, сильное изобретение от слабого? Такой критерий был найден: сильное изобретение получается в результате разрешения лежащего в основе решаемой проблемы противоречия. Был проанализирован огромный фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий.

В 1948 году, когда были получены первые результаты, Альтшуллер вместе со своим другом Шапиро написал письмо Сталину о том, что в стране крайне плохое положение с изобретательством. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо обучать.

Письмо писали полгода. В нем было 30 страниц. В то время Альтшуллеру было 22 года. Последствия этого шага оказались для молодых ученых-изобретателей роковыми. В 1950 году их арестовали. Следствие велось в Москве. Пытали, не давая спать. Судили особым совещанием: 58 статья, 25 лет. Отправили в Воркуту. Тюрьма и ссылка окончательно убедили молодого интеллигентного Генриха, что изобретательность, умение решать задачи - единственная возможность выжить и остаться человеком в нечеловеческих условиях.

В 1953 году мать после очередного отказа в просьбе о помиловании сына закончила жизнь самоубийством. Отец умер раньше. В 1954 году Альтшуллер был реабилитирован.

В 1956 году в журнале «Вопросы психологии» появилась первая публикация, посвященная новой науке - ТРИЗ. Главная мысль - техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Объективные законы могут быть ориентиром и рабочим инструментом для изобретателя. После возвращения из ссылки Генрих Саулович устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты «Бакинский рабочий», потом в Министерстве строительства Азербайджана.

С середины 60-х годов он ушел с работы и начал зарабатывать на жизнь писательским трудом. Любители фантастики знают его под псевдонимом Генрих Альтов. Его научно-фантастические сборники переведены за рубежом, имя Г. Альтова вошло в энциклопедии по фантастической литературе. Постепенно работа над ТРИЗ вытеснила фантастику и заняла всю его жизнь. Внедрение методики шло тяжело.

Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы. В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной лаборатории методики изобретательства, а в 1971 году был открыт Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества. Он вырос из первой в Советском Союзе молодежной изобретательской школы. Огромные усилия Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы.

Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать стабильно работающий коллектив разработчиков теории. По всей стране начали возникать инженерные школы, в которых обучали ТРИЗ. В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ, т. к. Альтшуллер не подчинился требованию ВОИР прекратить создание школ ТРИЗ по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым.

В 1990 г. Г. С. Альтшуллер переехал в Петрозаводск, где жил и работал до последних дней. С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получала в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах. Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены и изданы практически во всех развитых странах мира.

В настоящее время началось внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности. В 1989 году создана Ассоциация ТРИЗ, которая положила начало оформлению ТРИЗ-движения. В 1997 на очередном съезде тризовцев в Петрозаводске было принято решение о создании Международной Ассоциации ТРИЗ.

(71 год)

Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (псевдоним Генрих Альтов ; 15 октября , Ташкент , Узбекская ССР , СССР - 24 сентября , Петрозаводск , Республика Карелия , Россия) - автор ТРИЗ -ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    С отличием окончил среднюю школу. Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 года добровольно пошёл в Советскую Армию .

    Изобретал с детства. Среди его первых изобретений - катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемёт , скафандр .

    9 ноября 1943 г., учась в 10-м классе, вместе с Рафаэлем Шапиро (многолетним соавтором и одним из основателей ТРИЗ) и Игорем Тальянским подал заявку на свое первое изобретение «Дыхательный аппарат с химическим патроном » (А.с. 6756 СССР. Кл. 61а 29/01. Дыхательный аппарат с химическим патроном/Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро, И. В. Тальянский (СССР). - N 5305/324480; Заяв. 09.11.43. Опубл. 21.08.47), которое было немедленно засекречено [ ] . Авторское свидетельство на него было получено только в 1947 году.

    В дальнейшем, в соавторстве с Р. Шапиро подал несколько десятков заявок на изобретения, по которым еще до 1950 года было получено несколько авторских свидетельств [ ] . Наиболее значительное из них - газотеплозащитный скафандр (авторское свидетельство № 111144), создание которого было увлекательно описано авторами позднее в научно-популярной статье («В костюме сквозь огонь» (Об индивидуальных средствах теплозащиты) /Г. Альтшуллер, Р. Шапиро//Знание - сила. - 1965, № 12. - С. 20-22.)

    В 1946-1948 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС посвятил свою жизнь.

    В беседах с учениками в 80-е годы Альтшуллер неоднократно упоминал о том, что под влиянием Р. Шапиро и при его участии в 1948 году было написано письмо И. В. Сталину с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР:

    «У Шапиро возникла мысль написать письмо Сталину. Надо сказать, для него это характерная реакция вообще. Когда он проникался сознанием величия чего-то, ему хотелось быстро внедрить и получить результат…. Шапиро был потрясающий оптимист». (Г. С. Альтшуллер, Жизнь Человека 1-Ч-502 , 1985-1986).

    28 июля 1950 года он и Шапиро были арестованы МГБ СССР , приговорёны Особым совещанием при МГБ к 25 годам лишения свободы каждый [ ] . В лагере сделал несколько изобретений [ ] . 22 октября 1954 года реабилитирован КГБ при Совете министров СССР по ЗакВО . После освобождения вернулся в Баку, где жил до 1990 года.

    Обстоятельства ареста долгие годы были известны только со слов Альтшуллера и подробности выяснились окончательно лишь через 50 лет, уже после смерти Альтшуллера и Шапиро, из мемуаров И. Лиснянской (Инна Лиснянская, «Хвастунья », «Знамя» 2006, № 1). Г. Альтшуллер и Р. Шапиро были арестованы по доносу одного из своих приятелей.

    В 1956 году Г. Альтшуллер совместно с Р. Шапиро опубликовал статью «О психологии изобретательского творчества», положившую начало истории развития Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ ). В этой статье впервые были описаны основные понятия ТРИЗ: Техническое противоречие, «Алгоритм решения изобретательских задач» (АРИЗ), заявлено о существовании объективных диалектических закономерностей развития техники. [Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. , «О психологии изобретательского творчества », Вопросы психологии, № 6, 1956. - с. 37-49]

    Над совершенствованием АРИЗ работал около 40 лет.

    Как писатель-фантаст дебютировал рассказом «Икар и Дедал» в 1958 году. Первые фантастические рассказы составили цикл «Легенды о звёздных капитанах» (1961). Все научно-фантастические произведения печатал под псевдонимом Г. Альтов. В дальнейшем у него возникали изобретательские идеи, граничащие с фантастикой, и фантастические идеи на грани с реальной техникой. В таких случаях приходилось спорить с экспертизой, доказывая, что изобретение всё-таки осуществимо [ ] . Как писатель-фантаст, ставил задачу: методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала, считая в то же время главной целью фантастики как литературного жанра - человековедение.

    Один из ведущих отечественных писателей-фантастов 1960-х годов [ ] . Автор «Регистра научно-фантастических идей и ситуаций» (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики), автор научно-фантастических очерков, а также очерков о судьбе предвидений Ж. Верна , Г. Уэллса , А. Беляева .

    В 1957-1959 годах работал в Министерстве строительства Азербайджанской ССР (Бюро технической помощи) [ ] . Здесь в 1958 году провёл самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором впервые было сформулировано понятие ИКР (идеального конечного результата). Проводил семинары по ТРИЗ по всей стране (СССР).

    В 1970 году создал в Баку Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) - первый в мире центр обучения ТРИЗ.

    Преподавал ТРИЗ школьникам с 1970 года [ ] . В 1974-1986 годах под именем «писатель Г. Альтов» вёл изобретательский раздел «Это так просто? Это так сложно? Изобретать!» в газете «Пионерская правда» [ ] .

    С 1989 по 1998 годы - президент Ассоциации ТРИЗ. По инициативе Г. С. Альтшуллера в 1997 году на базе Ассоциации ТРИЗ была создана Международная ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ).

    С 1990-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира [ ] . Наибольшее развитие ТРИЗ получила в США [ ] . Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах, создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров - «Изобретающая машина» [ ] .

    С 1990 по 1998 год Г. С. Альтшуллер вместе с супругой Валентиной Журавлёвой жил в Петрозаводске .

    ТРИЗ

    • 40(50 в дальнейшем образовалось) приёмов устранения противоречий (принципы изобретательства), совместно с Р. Шапиро, 1956-1971 гг.,
    • Таблица основных приёмов для устранения типовых технических противоречий 1960-1985 гг.,
    • Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) 1959 (совместно с Р. Шапиро) -1985 гг.,
    • Указатели физических, химических, биологических эффектов 1970-1980 гг.,
    • Вещественно-полевой анализ (вепольный анализ) 1973-1981 гг.,
    • Законы развития технических систем 1975-1980 гг.,
    • Стандарты на решение изобретательских задач 1977-1985 гг.,
    • Уровни изобретательских задач
    • Жизненная стратегия творческой личности
    • Теория развития творческой личности (ТРТЛ)
    • Фонд достойных целей
    • Регистр современных научно-фантастических идей (начат в 1964 году)

    Библиография

    ТРИЗ

    • Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. - 1956. - № 6.
    • Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. - Тамбов: Тамбовское книжное издательство. - 1961.
    • Альтшуллер Г. С. Десять процентов приключений - Тамбов: Тамбовское книжное издательство. - 1963.
    • Альтшуллер Г. С. Основы изобретательства - Воронеж: Центрально-Чернозёмное издательство. - 1964.
    • Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий. - 1969 (1-е изд.); 1973 (2-е изд.).
    • Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979.
    • Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Карелия, 1980.
    • Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М.: Дет. литература. - 1984 (1-е изд.); 1987 (2-е изд); 1989 (3-е изд., перераб. и доп.); 2000 (4-е изд.).
    • Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. , Зусман А. В. Профессия - поиск нового. - Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1985.
    • Альтшуллер Г. С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986 (1-е изд.), 1991 (2-е изд.).
    • Альтшуллер Г. С. Найти идею. 3-е изд., доп.. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
    • Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. , Зусман А. В. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1989.
    • Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.

    Фантастика (книги)

    Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ «Зиночка» в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов.

    • Альтшуллер Г. За чертой спидометра: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтшуллер, Р. Шапиро // Техника - молодёжи. - 1958. - № 6. - С. 32-34.
    • Альтов Г. Икар и Дедал: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Знание - сила. - 1958. - № 9. - С. 14-15.
    • Альтов Г. Сверхновая Аретина (Легенда XXV века): Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Моск. комсомолец. - 1959. - 3 янв.
    • Альтов Г. Подводное озеро: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Техника - молодёжи. - 1959. - № 3. - С. 28-31.
    • Альтов Г. Богатырская симфония / Г. Альтов // Альфа Эридана: Сборник науч.-фантаст. рассказов. - М.: Молодая гвардия, 1960. - С. 180-198.
    • Альтов Г. Огненный цветок / Г. Альтов // Альфа Эридана: Сборник науч.-фантаст. рассказов. - М.: Молодая гвардия, 1960. - С. 199-207.
    • Альтов Г. Богатырская симфония: рассказ / Г. Альтов // Нева. - 1960. - № 3. - С. 101-111.
    • Альтов Г. В полночь: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Изобретатель и рационализатор. - 1960. - № 9. - С. 49-53.
    • Альтов Г. Огненный цветок / Г. Альтов // Звезда. - 1960. - № 1. - С. 78-82.
    • Альтов Г. Полигон «Звёздная река»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Комсомол. правда. - 1960. - 11 дек.
    • Альтов Г. Сокровища погибшего корабля (Скучный капитан) / Г. Альтов // Изобретатель и рационализатор. - 1960. - № 1. - С. 43-50.
    • Альтов Г. «Баллада о звёздах»: Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлёва // Знание - сила. - 1960. - № 8-10.
    • Альтов Г. Легенды о звёздных капитанах: Рассказы / Г. Альтов. - М.: Детгиз, 1961. - 118 с.
    • Альтов Г. Легенды о звёздных капитанах: Рассказы. 2-е изд. - М.: Детгиз, 1961. - 118 с.
    • Альтов Г. Баллада о звёздах: Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлёва // Золотой лотос. - М.: Молодая гвардия. - 1961.
    • Альтов Г. Генеральный конструктор / Г. Альтов // Знание - сила. - 1961. - № 10. - С. 51-53.
    • Альтов Г. Может ли машина мыслить? Науч.-фант. рассказы // Знание - сила. - 1961. - № 7. - С. 39-42.
    • Альтов Г. Полигон «Звёздная река»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Янтарная комната: Сборник науч.-фантаст. повестей и рассказов. - Л.: Детгиз, 1961. - С. 20-37.
    • Альтов Г. «Богатырская симфония»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Культура и жизнь. - 1962. - № 1. - С. 40-43; № 2. - С. 28-31.
    • Альтов Г. Второй рейс «Стремительной черепахи» / Г. Альтов // Юный моделист-конструктор: Альманах. - М., 1963. - С. 58-63.
    • Альтов Г. Баллада о звёздах. Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлёва // В мире фантастики и приключений. - Л.: Лениздат, 1963.
    • Альтов Г. Девять минут: Рассказ / Г. Альтов // Баку. - 1964. - 28 нояб.
    • Альтов Г. Машина открытий / Г. Альтов // Формула невозможного: Фантаст. рассказы, повесть и пьеса. - Баку: Гос. изд-во, 1964. - С. 131-145.
    • Альтов Г. Машина открытий: Рассказ / Г. Альтов // Баку. - 1964. - 4 июля.
    • Альтов Г. Антенна. Рассказ / Г. Альтов // Молодёжь Азербайджана. - Баку. - 1965. - 27 янв.
    • Альтов Г. Богатырская симфония. Полигон «Звёздная река». Икар и Дедал. Сверхновая Аретина. Огненный цветок / Г. Альтов // Библиотека фантастики и путешествий. Прил. к журн. «Сельская молодёжь». Т. 1. - М.: Мол. гвардия, 1965. - С. 315-375.
    • Альтов Г. Клиника «Сапсан». Рассказ // Альманах научной фантастики. Вып. 6. - М: Знание, 1967.
    • Альтов Г. Ослик и аксиома. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
    • Альтов Г. Богатырская симфония. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
    • Альтов Г. Икар и Дедал. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
    • Альтов Г. Опаляющий разум: Науч.-фантаст. рассказы / Г. Альтов. - М.: Дет. лит., 1968. - 208 с.
    • Альтов Г. Создан для бури: Науч.-фантаст. рассказы / Г. Альтов. - М.: Дет. лит., 1970. - 288 с.
    • Альтов Г. Гадкие утята фантастики. Пятьдесят идей Александра Беляева. Эссе // Талисман. - Л.: Детская литература, 1973.
    • Альтов Г. Вектор фантазии. Статья // Фантастика 73-74. - М.: Молодая гвардия, 1975.
    • Альтов Г. Третье тысячелетие. Фрагмент романа // Нить в лабиринте. - Петрозаводск: Карелия, 1988.
    • Альтов Г. Летящие по Вселенной. Научно-фантастические рассказы / Г. Альтов, В. Журавлёва. - М.: АСТ, 2002. - 841 с.

    Генрих Саулович Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Родители были родом из Баку. Отец работал в редакции газеты “Заря востока”. Когда мальчику исполнилось 5 лет, родители вернулись в Баку. В этом городе он прожил практически всю жизнь.

    Он очень рано попал в библиотеку, запоем читал научную фантастику. Повезло с учителями. Мечтал стать моряком. В 8-ом классе поступил в военно-морскую спецшколу. Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Он был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу.

    В те годы, совсем еще мальчишкой, Г.С. Альтшуллер сконструировал катер с химическим двигателем. Он занимался в двух кружках: в военно-морском и химическом. И в обоих нужно было в конце года сделать выпускную работу. В результате объединения работ появился катер с химическим двигателем. Идея двигателя была проста: если налить в карбид воды, начнется бурная реакция с выделением газа. Если газ поджечь, получится реактивный двигатель. Свою идею он реализовал: построил катер, который мог выдержать человека. И вот испытания. Залили воду в двигатель, несколько секунд ничего не происходило, вдруг резкий толчок выбросил испытателя за борт, как оказалось, к счастью, потому что еще через несколько секунд катер пролетел весь пруд, выскочил на берег и взорвался...(Подробности см. ).

    Еще он хотел построить Наутилус или просто какой-то аппарат, позволяющий плавать под водой. Акваланг тогда еще не был изобретен, да и откуда взять компрессор для сжатия воздуха? Подошел бы и жидкий воздух, но, конечно, холодильной машины у мальчишки тоже быть не могло. А нельзя ли получить жидкий воздух без ожижения? Теоретически невозможно... И все-таки ему удалось обойти запрет. Он решил использовать жидкость, в которой много кислорода, - перекись водорода Н 2 О 2 . Для выделения кислорода ее достаточно подогреть. И достать перекись водорода оказалось несложно - в аптеках продается. Аппарат был построен. Так еще в школе Г.С. Альтшуллер получил авторское свидетельство на свое первое изобретение.

    После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище. Окончание училища совпало с окончанием войны, и Г.С. Альтшуллер попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию.

    В военно-морской флотилии он попал работать в патентный отдел. Много пришлось изобретать самому и учить этому других. Странное у него было положение: обращались за помощью в изобретательстве люди вдвое, а иногда и втрое старше его. Как им помочь? Он бросился в библиотеки, перерыл огромное количество книг в поисках советов, правил, как изобретать, и ничего не обнаружил. Оказалось, что учить было нечему. Возникла необходимость изучить или создать самому приемы изобретательства. Не сразу он понял, что вышел на большую, исключительно важную для всего человечества цель - создать метод, позволяющий каждому научиться изобретать, решать творческие задачи в разных областях человеческой деятельности. И всю дальнейшую жизнь Г. С. Альтшуллер подчинил достижению этой цели. В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер начал изучать сами изобретения, т.е. технические системы, созданные человеком. Он начал искать отличия сильных изобретений от слабых. В качестве критерия использовал противоречие . Был проанализирован весь фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий .

    В 1948 году, когда были получены первые результаты, Г.С. Альтшуллер вместе с товарищем, которого он привлек к работе над целью, написали письмо Сталину. Оно было объемистым - несколько десятков страниц и содержало анализ весьма плачевного состояния изобретательского дела в стране. Писали его полгода. В письме предлагались меры по улучшению изобретательства, в первую очередь путем обучения изобретателей новым приемам изобретательства. Письмо было деловое, сухое, без обязательных для того времени уверений в личной любви и преданности, оно выглядело укором Председателю Совета Министров, плохо, по мнению авторов, выполнявшему свои обязанности. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо было обучать.

    Многие расспрашивали потом Генриха Сауловича об этом письме - неужели тот не понимал, чем оно грозило? Понимал. Но не мог остаться равнодушным к страшной разрухе, в которой оказалась наша страна в послевоенные годы, к угрозе атомной войны. Он был уверен в том, что в его руках возможность помочь восстановлению страны, и не мог не попытаться это сделать. Но ответом на письмо был арест, вздорные обвинения, пытки, приговор - 25 лет лагерей.

    Работа над ТРИЗ не прекращалась и в лагере, несмотря на голодное существование, нечеловеческие условия жизни и вдобавок одно из самых издевательских лишений-запрещение вести записи - все нужно было держать в голове. И тем не менее Альтшуллер считает, что именно ТРИЗ помогла ему выжить: первыми гибли те, кто сломался, смирился с безысходностью и потерял цель, смысл жизни. Например, Генрих Саулович рассказывал такой эпизод. В период так называемого “следствия” тюремщики имели обыкновение изощренно издеваться над подследственными. Одним из таких издевательств были такие их действия. Заключенный вызывался на допрос в ночное время. В ярко освещенной камере, где должен был проводиться допрос, заключенного усаживали на единственный находящийся в камере стул, лицом к железной двери, в которой имелось смотровое окошко. Его оставляли одного. Заключенный должен был сидеть на этом стуле много часов подряд, и ему запрещалось спать. Находящийся снаружи надзиратель регулярно заглядывал в смотровое окошко и, если видел, что заключенный закрыл глаза, тут же врывался в камеру и начинал избивать его резиновой палкой. Лишение человека сна - это очень страшная пытка.

    Находясь в этой ситуации, Генрих Саулович сформулировал для себя противоречие: он должен закрывать глаза, чтобы спать, и не должен закрывать глаза, чтобы не давать повода надзирателям избивать себя. Это противоречие он разрешил следующим образом: вырезал из бумаги небольшие продолговатые кусочки и нарисовал на них угольком темные зрачки глаз. Когда его в очередной раз вызвали на допрос, он взял эти кусочки бумаги с собой. Оставшись один на стуле в камере пыток и выждав момент, когда за ним не наблюдали, он закрыл глаза и наклеил кусочки бумаги слюной себе на веки. Надзиратель заглядывал в камеру - у заключенного глаза открыты. А на самом деле он спал.

    Попав в лагерь, Г.С. Альтшуллер быстро сориентировался, что, если работать так, как требовали от заключенных надзиратели, долго не протянешь. Несмотря на то, что выходящим на работы полагался значительно больший паек, чем тем, кто на работы выйти уже был не в состоянии, - условия и нагрузка были таковы, что этого пайка никак не могло хватить для восстановления сил. “Губит большая пайка”, - понял Генрих Саулович и добровольно отказался от нее, перестав выходить на работы и перейдя в разряд “доходяг” - умирающих людей, на которых все махнули рукой.

    Таковых в бараке было много. Каждый день умирали люди. В числе “доходяг” оказалось много представителей технической интеллигенции: специалисты по разным отраслям техники, профессора и доценты технических вузов. Все это были люди пожилого возраста, очень ослабленные и находящиеся в стадии медленного умирания.

    И тогда Генрих Саулович открыл в бараке “университет одного студента”. Каждый день, по определенному расписанию, он слушал лекции кого-либо из своих товарищей по несчастью. Люди ожили. У них появилась цель: передать свои знания молодому человеку. И люди в бараке перестали умирать!

    В 1953 году, после очередного отказа о помиловании сына, мать Альтшуллера покончила с собой. Отец умер еще раньше. А в 1954 году Г.С. Альтшуллер был полностью реабилитирован.

    В 1956 году в журнале “Вопросы психологии” с изложением основ ТРИЗ . Главная мысль – техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Любая изобретательская задача – это выявление и разрешение противоречия.

    Два года бились специалисты над проблемой создания газотеплозащитного скафандра для горноспасателей. Проблема была в том, что вес скафандра, включающего аппарат для дыхания и систему охлаждения, не должен был превышать 20 килограммов, в то время как только дыхательный аппарат весил 16 килограммов и система охлаждения немногим меньше. Был объявлен всесоюзный конкурс. И три первых места в нем заняли три варианта скафандра, разработанные Г.С. Альтшуллером вместе с товарищем. Они нашли красивое решение проблемы: совместить системы охлаждения и дыхания. Сначала жидкий кислород используется для охлаждения, а испарившийся кислород - для дыхания; Конечно, путь от идеи до конструкции был не близок, попутно друзьям пришлось сделать еще несколько изобретений, прежде чем проекты были готовы.

    После возвращения с каторги Альтшуллер устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты “Бакинский рабочий”, потом в Министерстве строительства Азербайджана. Закончил институт.

    Но отношение к бывшим “зекам” в нашей стране было достаточно негативным. На работу старались не брать, а если брали – при первой возможности стремились избавиться. Однако надо было зарабатывать на жизнь. Альтшуллер опять сформулировал для себя противоречие: работать надо, чтобы зарабатывать деньги, и работать нельзя, потому что не берут. Разрешение этого противоречия он нашел в занятии литературной работой.

    С конца 50-х годов Альтшуллер – писатель-фантаст. Он писал фантастику под псевдонимом Генрих Альтов (подробнее см. ).

    Однако постепенно работа над Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) вытеснила фантастику и заняла всю жизнь.

    Внедрение методики шло тяжело. Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы.

    В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной Лаборатории методики Изобретательства (ОЛМИ) , а в 1971 году был открыт Азербайджанский Общественный Институт Изобретательского Творчества (АзОИИТ) . Он вырос из первой в стране молодежной изобретательской школы.

    Огромные усилия Г.С. Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы. Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать хороший творческий коллектив разработчиков теории.

    По всей стране начали возникать школы, в которых обучали ТРИЗ .

    В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ , так как Г.С. Альтшуллер не прекратил по требованию ЦС ВОИР создавать школы по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым. После закрытия ОЛМИ Г.С. Альтшуллер ушел из АзОИИТ . Вместе с ним ушли и другие преподаватели. ОЛМИ существовала еще 10 лет на общественных началах.

    С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Этому способствовало создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров “Изобретающая машина”.

    Литературное наследие Альтшуллера огромно: десятки книг, сотни статей. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

    Очень много Г.С. Альтшуллер сделал для организации ТРИЗ-движения , объединяющего всех, кто использует ТРИЗ. В 1989 году была создана Всесоюзная Ассоциация ТРИЗ . Президентом Ассоциации был избран Г.С. Альтшуллер .

    В 1998 году создана Международная Ассоциация ТРИЗ со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. ТРИЗ-движение развивается вглубь и вширь. В сотнях городов нашей страны и за рубежом работают школы, народные университеты, центры по обучению изобретательству взрослых и детей, в которых ведут занятия подготовленные Г. С. Альтшуллером ученики и ученики его учеников.

    Слушатели начинают решать свои производственные проблемы еще в процессе обучения. Группы по изучению ТРИЗ работают на заводах, в НИИ, Дворцах культуры и техники, Домах научно-технической пропаганды, центрах научно-технического творчества, вузах, в институтах повышения квалификации инженеров, кооперативах и коммерческих фирмах.

    ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи, биологи, журналисты, предприниматели - все, кому приходится в своей работе решать творческие задачи. Множество людей благодарны Г.С. Альтшуллеру за то, что он привлек их к работе над наукой, может быть, самой важной из созданных в наше время - наукой о развитии творческой личности.