Как студенты экономят, обманывают контролеров и вахтерш. Взлом метро: копирование и подделка билетов метрополитена Как обмануть контролера в электричке

Знакомо ли тебе желание разгадать все загадки да вскрыть все защиты Московского Метрополитена? Сделать, например, себе «вечный билет»? Но ведь специалисты метро постоянно находят все более изощренные способы защиты. Металлические жетоны сменились пластиковыми, те, в свою очередь, магнитными билетами, а на смену магнитным пришли бесконтактные карты. У многих исследователей опустились руки - кажется, будто Метрополитен стал неприступной крепостью. Но любую защиту можно обойти. И зачастую, вскрыть ее оказывается в разы проще, чем построить...

Как все начиналось

Интерес к системам подземки появился у меня давно, можно сказать, со школьной скамьи, когда в ходу еще были билеты с магнитной полосой. Тогда же (с десяток лет назад) ввели в оборот бесконтактную социальную карту для учащихся. Я стал интересоваться, что же это такое и как работает. Но в те времена и у меня не было достаточно навыков, да и информации, особенно по этим технологиям, в открытом доступе было немного. Пришлось отложить идею исследований в долгий ящик, но я пообещал себе, что обязательно к ней вернусь… Года три назад у меня снова проснулся интерес к теме метро. Я активно изучал магнитные билеты (информации по этой теме в интернетах было предостаточно) и даже собрал маленький станочек для изготовления дубликатов из двух головок от катушечных магнитофонов и небольшого количества рассыпухи. Не забыл и про свою социальную карту (уже студенческую). Но после изучения документации мне стало понятно, что система практически неприступна - чип MF1S50 Mifare Classic 1K, на базе которых изготавливаются социальные карты, защищен двумя 48‑битными ключами. На аппаратном уровне взломать его так просто не получится, а перебирать ключи можно до скончания солнечной системы. Да и картоводы, поддерживающие Classic, стоили по тем временам каких-то неподъемных денег (про Ebay я как-то не подумал, увы). Интерес к магнитным билетам быстро остыл, а социальную карту пришлось снова отложить до лучших времен.

Встречайте: «Ультралайт»

Билеты «Ультралайт» появились в нашем метро недавно, но сразу же вызвали у общественности бурный интерес. Их начали курочить, рвать, расклеивать утюгом и применять прочие методы терморектального криптоанализа. Надо признаться, жажда знаний заставила и меня раскурочить парочку. В результате их изучения и поисков в интернетах было установлено - это не что иное, как Mifare Ultralight, «облегченная» совместимая версия Mifare Classic. Беглый просмотр документации по чипам этого стандарта дал понять - встроенных систем защиты у этих карт нет. Ко всему прочему я напал на статью, детально описывающую успешный взлом похожей транспортной системы голландскими студентами. Все вместе подтолкнуло меня к новым исследованиям.

Поехали!

Для начала, разумеется, просто необходимо было где-то раздобыть беспроводной картовод, поддерживающий «Ультралайт». Было два варианта: или собрать самому (что заняло бы много времени), или купить уже готовое устройство. При мысли о втором варианте, памятуя о ценах трехгодичной давности, у меня пошли мурашки по коже. Но я все же решился посмотреть актуальные цены. И не зря! Я был приятно удивлен, узнав, что можно купить полностью функциональный девайс (OmniKey CardMan 5321), который поддерживает кучу проводных и беспроводных карт по привлекательной цене - 4000 рубликов. Конечно, не мало, но с другой стороны, это и не 10000; тем более, покупка готового ридера давала возможность сразу сосредоточиться на исследованиях билетов, а не на конструировании и отладке железа, которая могла затянуться на неопределенный срок. Вместе с ридером у той же фирмы (ISBC) был приобретен очень удобный оригинальный SDK местного производства. Он, опять же, позволил не растрачивать силы и время на написание низкоуровневки и отладку работы ПО с ридером, а сосредоточиться непосредственно на билетах.

Итак, за пару дней неспешного кодинга родилась маленькая программка, с помощью которой можно было в удобной форме наблюдать и править всю внутреннюю структуру «Ультралайтов». Тогда я начал изучать билеты.

Глухая стена

В процессе изучения через мой ридер прошло очень много билетов. Какие-то я, закатав рукава, доставал «из помойки», какие-то покупал - смотрел, что на них записано, затем проходил и смотрел еще раз. Это были билеты почти всех типов, за исключением, пожалуй, проездного «Ультралайта» на 70 поездок. Через пару недель у меня накопилась большая и отсортированная база дампов разных билетов и в разных состояниях. Были и дампы, снятые с одного и того же билета после каждой поездки, и несколько билетов с метрополитеновскими номерами, идущими подряд. В мою коллекцию попало даже несколько дампов двух разных временных единых социальных билетов (один был выдан сроком на 5 дней, другой на 30), снятых через некоторый временной интервал. Это оказались очень интересные экземпляры, и при этом очень редкие (мне они доставались из первых рук с немедленным возвратом, только на «прочитать»). По сути, это почти единственный тип «Ультралайтов», который работает не только в метро, но и на наземном транспорте. К тому же, только у этого типа билетов вообще нет ограничения на количество поездок. Впоследствии, именно они сослужили мне большую службу...

Весь этот зоопарк я собирал с одной целью - четко определить структуру и формат записи данных на билете. Конечно, какие-то поля были видны сразу, невооруженным глазом, но некоторые нет. Например, я не сразу понял, где записан номер билета метро (тот самый, который на нем напечатан). Осознание пришло совершенно случайно. Дело в том, что я (как и, думаю, большинство из нас), смотря в хекс, привык выравнивать для себя информацию по байтам и мыслить, минимум, байтами. Выяснилось, что здесь этот подход неверен. Глядя на дамп билета, нужно мыслить более мелкими единицами - тетрадами, а иногда и битами. Понял я это тогда, когда «узрел» наконец номер билета, - он оказался сдвинут на 4 бита относительно начала байта, а оставшиеся 4 бита с той и с другой стороны номера занимала прочая служебная информация.

Через некоторое время формат записи данных на билеты стал почти полностью понятен. Стало очевидно, где и как хранятся все даты, счетчики, идентификаторы. Оставалась лишь пара полей, назначение которых было неясно просто потому, что от дампа к дампу данные в них были одинаковы.

Но на этом вся радость и закончилась - глупо было бы предполагать, что такие билеты могут оставить незащищенными. В каждом дампе было 32 бита различной информации, никак не коррелировавшей с остальным содержимым. Я предположил, что это своего рода контрольная сумма, «хэш» данных, написанных на билете. Все попытки прикинуть или рассчитать эти 32 бита обернулись полным провалом (в частности, было предположение, что это какой-то вид CRC32, с нестандартным полиномом и стартовым значением). При попытке изменить хотя бы полтора бита информации внутри билета терминал проверки в метро высвечивал «ПЛОХОЙ БИЛЕТ», увесистым домкратом заколачивая последние гвозди в крышку гроба. Конечно, были попытки обойти систему и другими способами, например, попытаться скопировать билет на чистую карту один-в-один (тут, увы, помешал заводской серийник, который, как выяснилось, тоже участвовал в генерации «хэша») или выставить биты блокировок так, чтобы запретить турникету изменять содержимое билета. Проверочный терминал такой «вечный» билетик признавал, но турникет пускать отказывался... Таким образом, я уперся в стену. В ту большую, крепкую бетонную стену, об которую многие имеют привычку убиваться с разбега. Не найдя никакой информации на форумах и досках, я решил, что на этом мои исследования закончены - путей больше нет, и поставил жирную точку. Как выяснилось, зря...

Странное знакомство

Сентябрьский вечер ничем не отличался от других. Уже почти наступила ночь, на улице было прохладно и сыро. Я сидел перед экраном монитора, и, попивая теплый, чуть сладкий зеленый чай, мирно разводил плату для очередной своей поделки. DipTarce, немного башорга, аська... Кто-то позвонил по скайпу - отвлекают! Опять аська, опять DipTrace - в общем, все как обычно. В очередной раз на передний план вывалилось окно аськи - кто-то, доселе мне неизвестный, написал «Привет». Я, ничтоже сумняшеся, ответил тем же. Следующее сообщение явилось переломным во всей истории: «Ты вроде метро интересуешься, у меня тут кое-какое барахлишко есть. Если интересно, давай встретимся, я тебе передам».

Сначала меня это немного смутило и насторожило (может быть, развод или подстава, а может, и «спецслужбы» заинтересовались - паранойя берет свое), но потом я подумал: почему бы и нет? Спецслужбы мной интересоваться вряд ли бы стали, а почвы для развода, и уж тем более, для подставы тут вроде бы и нет. После недолгой беседы мы договорились о встрече днем, в центре зала одной из станций московского метро. Незнакомец оказался высоким молодым человеком, в очках, с большим черным полиэтиленовым пакетом в руках. Мы поздоровались, затем он передал мне пакет со словами: «На, держи. Мне это все равно не пригодилось, может тебе будет полезно». Заглянув внутрь, я увидел два метрошных терминала, переложенных газетами, несколько хаотично разбросанных белых пластиковых карточек и болванку в коробочке. На мой вопрос о том, сколько я за это должен (денег), парень помотал головой, улыбнулся и сказал: «Да ты что, никто ничего никому не должен, занимайся... Так, мне уже бежать надо, вон и поезд мой как раз! Давай, пока!». С этими словами он убежал, запрыгнул в уже закрывающиеся двери вагона и уехал. А я, признаюсь, немного в непонятках поехал домой.

Контакт из аськи я на всякий случай удалил, заодно почистив контакт-лист на сервере и прибрав логи (еще раз привет, паранойя). В конце концов, напишет еще раз, если что. Но больше он мне так и не написал...

Явление софта народу

Придя домой, я разобрал пакет. Второй из терминалов оказался автобусным валидатором (тяжеленный, блин!); карточки были Mifare Classic 1K (чистые), а на диске красовался один единственный архив. После беглого ознакомления с содержимым выяснилось - это софт, который используется на кассах метро. Отложив в сторону терминал и валидатор, я решил вплотную заняться изучением интересного софта. Примерно за час из бардака, который распаковался, мне удалось выстроить и запустить у себя на компьютере эту программу. Еще час потребовался, чтобы разобраться в ее структуре. Прочесав все ini-файлы (с комментариями, любезно оставленными разработчиком), я уже имел полное представление что это, как это работает и с чем это едят. Едят, как выяснилось, с ридером Parsec PR-P08, поэтому, за отсутствием оного, попробовать софт в действии не удалось.

Разработчиком значилась фирма «Смартек» - крупный государственный подрядчик, разрабатывающий системы такого рода (подробнее можно почитать на их сайте). Программа была написана на Delphi с использованием рантайм-bpl’ок. Причем, софт имел модульную структуру, и все подпрограммы, классы и компоненты располагались в отдельных DLL или bpl’ках с говорящими названиями (вот это был и самый главный фэйл раз- работчиков). После беглого анализа внутренностей софта я выяснил, что, во-первых, информация обо всех выданных билетах передается в централизованную базу данных (к слову, это Oracle) и, во-вторых, в программе используется некий механизм ключей. Программа могла общаться с БД не только в режиме реального времени. Делаем выводы: все операции в системе могут происходить с определенной задержкой. Теоретически, это дает нам фору. Но прежде всего меня заинтересовал механизм ключей (я примерно уже начал догадываться, зачем он может быть нужен).

Итак, я взялся за дизассемблер и приступил к работе. Механизм состоял из двух файлов - CryptKeyRef.dll и keys.d (единственный «хитрый» файл во всей программе, который, кроме как на файл с ключами, больше ни на что не похож). А пользовалась всем этим добром рантайм-bpl’ина SmLayout.bpl. Эта библиотека оказалась просто находкой для моих исследований - в ней содержались классы для работы с внутренним наполнением билетов. Так как это рантайм-bpl, то достаточно было просто взглянуть на ее таблицу экспорта, чтобы уже процентов на 60 понять, что к чему. Более детальный анализ расставил все на свои места. Помнишь, в начале статьи я говорил о том, что в структуре «Ультралайта» остались еще несколько полей, назначение которых было непонятным? Одно из этих полей - так называемый «идентификатор раскладки». По сути, все билеты метро строятся из фиксированной заголовочной части и переменной части данных. Так вот, это поле «Layout» в заголовке как раз и определяло, каким образом и какие данные расположены в оставшейся части билета. Таких раскладок существует несколько (каждая под свой тип билета), и в SmLayout.bpl каждой из них соответствовал свой класс (плюс общий класс-родитель, в котором были методы для работы с заголовочной частью). Поэтому разобраться, какие поля в каждой раскладке за что отвечают, было просто (еще бы, с говорящими-то именами методов в экспорте!).

Добив полностью весь Layout 8 (который используется в «Ультралайтах») и перепроверив, обо всех ли полях в структуре билета у меня было верное представление, я взялся за механизм ключей. Действительно, он отвечал за генерацию «хэша». Как работает механизм, стало полностью ясно после изучения работы метода, отвечавшего за вычисление «хэша».

Сначала, из файла с ключами (keys.d) выбирается верный ключ. Система устроена так, что у каждого типа билетов есть свой идентификатор (в комплекте присутствовала полная таблица с идентификаторами и названиями билетов, в виде текстового файла со значениями, разделенными запятой). Состоит он из идентификатора зоны (приложения) и идентификатора типа карты. Так вот, исходя из этих чисел, в файле ключей выбирается кейринг, внутри которого может быть уже несколько ключей (на случай, когда новый ключ ввели, а старые билеты еще используются). Запись нового билета происходит с использованием самого первого, а проверка на валидность - с использованием всех ключей в кейринге. Далее выбранный ключ расшифровывается с помощью CryptKeyRef.dll (зачем их хранят зашифрованными, ума не приложу). После чего расшифрованный ключ и почти все данные билета, а также его аппаратный серийный номер и число (метод генерации «хэша», который указывается для кейринга в keys.d) - передаются в функцию ckCalcHashCode, находящуюся в той же CryptKeyRef.dll. На выходе мы получаем значение, на котором я в свое время и «застрял» - тот самый «хэш». Разумеется, я написал маленькую программку, которая, используя эти функции из CryptKeyRef.dll и файл keys.d, могла проверять и, в случае чего, пересчитывать «хэш» внутри любого дампа. Я перепроверил все на нескольких дампах, и, получив положительный результат, ушел, довольный, спать.

Протухшие ключи

Несмотря на теоретический успех, хотелось проверить все, так сказать, «в бою». На следующий день, возвращаясь с работы, я специально прикупил свежий «Ультралайт» на одну поездку, чтобы посмотреть, действуют ли мои ключи или уже нет (судя по всему, они были старенькие). Можно, конечно, сразу было попробовать записать «сфабрикованный» «Ультралайт» и пойти проверить, но на тот момент у меня закончились пустые карты, да и немного страшновато идти «наобум» - вдруг что? По приходу домой я первым делом, даже не помыв руки, с нетерпением бросился проверять свежий билет своими ключами. И тут меня поджидал большой облом - «хэш», записанный в билете не проходил ни по одному из ключей. Стало быть, ключи действительно уже протухли и на смену им пришли новые. Это полностью перечеркивало все мои труды. Мне немного взгрустнулось. Я заварил зеленого чая, поиграл немного на фортепиано (да-да) и сел дальше разводить свою неоконченную плату...

Еще не все потеряно

Идея пришла ко мне неожиданно, когда я в очередной раз зачем-то смотрел внутрь файла с ключами. Я заметил, что в «ходовом» кейринге (который используется для расчета 1-, 2-, 5‑поездочных и прочих «Ультралайтов») было два ключа - новый (на тот момент, разумеется) и, по всей видимости, - старый. Но был также кейринг, в котором лежал всего один ключ. Раньше я не обращал на него внимания, а концентрировался на «ходовом». Для расчета каких билетов используется этот ключ, я не знал. Когда я посмотрел, что за тип билета привязан к кейрингу, то у меня вспыхнула маленькая искорка надежды. Дело в том, что этот тип билета был - ВЕСБ. Да, именно тот редкий тип билета, - временный проездной на все виды транспорта. Я прикинул, что если билет единый, то этот ключ должен использоваться не только в метро, но и на наземном транспорте, где его очень сложно и долго заменять на новый. К тому же, ключ в кейринге всего один, что косвенно подтверждало мою догадку. Ко всему прочему, я вспомнил, что, когда вычищал метрошную программу от разного «мусора», там было нечто, похожее на архив старых файлов ключей. Откопав и открыв оригинальный архив, я увидел, что это действительно так. И самое главное, просмотрев все старые файлы ключей, я обнаружил, что именно этот ключ оставался неизменным!

Уже без единой капли сомнения я склепал свой собственный ВЕСБ (благо, у меня были дампы такого типа, что в разы упростило задачу - я просто поменял в дампах даты и номер), а «хэш» рассчитал с использованием этого ключа. Итак, настало время проверки (тем более, я как раз купил еще немного чистого пластика).

Зайдя в вестибюль, я сначала приложил свой «билет» к проверочному терминалу. На табло высветился срок действия билета, который я указал, и загорелся зеленый светодиод. Стало быть, работает. Сделав гримасу попроще и спрятав белоснежный пластик в рукав, я подошел к турникету, приложил руку к валидатору и... спокойно прошел на весело загоревшийся зеленый. Это ознаменовало окончательную победу.

А что же дальше?

А дальше начались эксперименты, в ходе которых было выяснено множество интересных вещей. Например, по такому «левому» ВЕСБу можно ходить всего два-три дня. Дело в том, что номер, который внутри билета я указываю «от балды», при каждом проходе сохраняется в памяти головы турникета, а через какое-то время отсылается вместе с остальными в центр обработки данных. Там система не находит реально выданного билета с таким номером и вносит его в стоп-лист, который затем рассылается по всем турникетам метро. И так должно происходить со всеми типами билетов, не только с ВЕСБ - в дополнение к «хэшу» и часто меняющимся ключам это очень хорошая защита. Обойти ее, по понятным причинам, не представляется возможным. Также было замечено, что установка или не установка битов блокировки не играет никакой роли на то, сработает билет или нет. Исключение составляет только бит блокировки зоны OTP, который турникет, видимо, проверяет всегда, даже несмотря на то, что писать в OTP не собирается.

В дальнейшем я взялся за метрошный и автобусный терминалы, привел их в порядок, изучил и запустил на стенде. Теперь, чтобы проверить очередную догадку, уже не надо было бежать со свежеиспеченным билетиком-мутантом в метро, а стало возможным проверять их «не отходя от кассы». Тем более, терминал метро оказался такой же старый (ко всему прочему и глючный), как и мои ключи. Так что я мог попробовать «в работе» и любые другие типы билетов «Ультралайт» - то, чего я никогда не смогу сделать «вживую» в метро.

Параллельно с этими экспериментами я продолжал заниматься софтом. Так как велось много споров о том, что же за алгоритм используется при вычислении «хэша», я решил полностью восстановить его, переписав алгоритм с нуля на «людском» языке программирования, а в процессе как раз надеялся понять, какой же это алгоритм - что-то широко известное или же какая-то своя, внутренняя разработка. Попутно меня посещало много разных мыслей (в том числе, что это может быть и AES), но при детальном изучении уже работающего кода без использования Смартековских библиотек выяснилось, что алгоритм этот - «всего-на-всего» ГОСТ - отечественный стандарт шифрования (всю необходимую информацию о нем ты сможешь без труда найти в Сети). Конкретно, для вычисления «хэша» использовался цикл 16‑З. «Хэш», по сути, это не что иное, как имитовставка ГОСТ.

The End, или Подведем итоги

Системы метро, а в частности, новые билеты «Ультралайт», вопреки мнениям и догадкам, оказались хорошо защищены. Очень радует, что разработчики использовали надежный и проверенный временем ГОСТ, а не стали изобретать велосипед. С такой защитой подделать билет «Ультралайт», не имея доступа к конфиденциальным данным (ключевой информации), просто невозможно. Замечательно продумана и система сменных ключей, и механизм стоп-листов.

Конечно, не обошлось без недостатков и ошибок. Самая большая из них - программное обеспечение, которое никак не защищено. Достаточно было отказаться от использования рантайм-bpl, и это затруднило бы анализ в десятки раз! Как вариант, - обработка особо важных частей программы AsProtect’ом или ExeCryptor’ом, с последующей запаковкой всех файлов MoleBox’ом свели бы возможность анализа почти к нулю. Инструментарий-то недорогой. А использование хорошей (желательно, малоизвестной или сделанной на заказ) защиты подобного рода, но с аппаратными ключами сделало бы разбор программы полностью невозможным. Разумеется, Метрополитен - это режимное предприятие, но не стоит при этом забывать про человеческий фактор. Ведь еще Кевин Митник говорил (и не только говорил, но и демонстрировал на собственном примере, за что и сел, гы), что иногда для достижения цели проще и эффективнее использовать «социальную инженерию», нежели пытаться сломать непробиваемую защиту.
Что ж, на этой ноте я и закончу свое повествование. А тебе, читатель, желаю больше интересных и удачных исследований!

Сразу уточню, никаких стратегических и иных советов о том, как более грамотно бегать от «контролёров» - в данном документе Вы не увидите. Бегство – это самое последнее дело. Тех, кто при виде угрозы соскакивает с места и начинает убегать – в корне не уважаю. Вы такие же отбросы, как и ЦПП. Бегство лишь даёт заряд самоудовлетворения наглым охранникам и кассирам-контролёрам. Они думают, что они короли, раз их все боятся. Адекватный активный пассажир (независимо от факта оплаты проезда) – должен искать возможность попасть на попытку проверки билетов, а не избегать её. Единственно правильный вариант – это юридическими методами защищать себя и ставить упырей на место, чтобы знали, как в следующий раз чего-то требовать от пассажиров. А ещё правильней – искать возможность спасти от них другого пассажира, кому повезло меньше, чем Вам, кто не видел данного документа и не знает о ничтожно маленьких полномочиях тех, кого ошибочно считает контролёрами.

Полезная лазейка №1. Те самые несогласованные с законами правила проезда в пригородных электропоездах, которые висят в вагонах и доступны на их сайте (http://www.central-ppk.ru/passengers/rules/). В самом любимом их пункте уже есть то, что можно использовать против них: «2.12. При посадке в поезд пригородного сообщения пассажир в случае проведения контроля предъявляет проездной документ». Так вот, мало кто знает, но значение слова «предъявить» толкуется как «ПОКАЗАТЬ в подтверждение». Это значит, что даже если Вы решили немного уступить кассиру-контролёру, и хотите показать наличие билета – то Вы не обязаны давать таковой билет в его руки, и не обязаны сами прикладывать к его переносному устройству для проверки билетов! Пассажир обязан предъявить (т.е. показать) билет. Где сказано, что должен дать в руки? Где сказано, что обязан прикладывать? Да нигде! Право с их стороны проверить (на добровольной основе, разумеется) не означает обязанность пассажира в этом содействовать. Сомнения толкуются в Вашу пользу. И это касается всех видов билетов, даже бесконтактных транспортных карт, которые на глаз невозможно проверить, если ли на них поездка, или нет. Проще говоря – показываете карту только из своих рук, и потом твёрдо настаиваете, что давать им ничего не будете, ибо не обязаны. Прикладывать сами к сомнительным приборам – так же не хотите и не обязаны, ибо боитесь за карту, мало ли, прибор перепрограммирован, и все поездки сгорят и карта вообще взорвётся. Для более грамотного отпора стоит еще спросить сертификат на этот прибор, которого при них не будет.

Полезная лазейка №2. Пожалуй, самая грамотная дыра, после прямого осознания того факта, что билеты Вы никому не обязаны предъявлять вообще в электричках. Существуют Правила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, утверждённые приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 №473 . И в них есть очень приятный пункт №59, в котором говорится, что: «безбилетное физическое лицо, совершившее посадку в поезд пригородного сообщения в пункте отправления, где отсутствуют или не работают железнодорожные кассы и(или) платёжные терминалы, обязано оплатить стоимость проезда в вагоне или после окончания поездки в пункте назначения…». Очень качественно можно использовать, если Вы не хотите покупать билет именно у кассиров-контролёров, и хотите более грамотно их слить. В дополнение можете использовать письмо из Министерства транспорта (тыкать в него кассиров-контролёров), что подтвердило данный нюанс правил:

Данное письмо из 2 страниц (двумя страницами выше, что Вы только что прочитали) стоит распечатать отдельно ещё один экземпляр, и носить всякий раз с собой, когда пользуетесь электричками. И как только кассиры-контролёры подошли к Вам в очередной раз с неадекватным требованием показать билет, а Вы уже устали говорить, что не обязаны показывать им билет вообще (а отсутствие закона вбить в их головы сложнее, чем тыкнуть в написанный конкретный пункт правил). Можно им говорить, что едете от станции, где кассы нет, или она была закрыта. А это, в свою очередь – даёт Вам право выбора, оплачивать проезд в вагоне, или на станции приезда. Ведь сказано «ИЛИ после окончания поездки», а не в случае отсутствия кассиров-контролёров. Пусть считают это особой формой мазохизма, что Вы любите стоять в очередях в кассы. Если позади Вашего маршрута есть станция, где кассы нет на самом деле – лучше называть её. Если же нет – то или просто пользуйтесь отсутствием обязанности называть станцию отправления, или называйте самую маленькую станцию, которую помните, и заливайте, что касса была закрыта на технический перерыв, на момент Вашей посадки. Лучше не называть станцию, в принципе. Примерно так:

- Они: «Предъявляем билет за проезд».

- Вы: «Добрый день. Я еду от станции, где касса была закрыта на технический перерыв, на момент моей посадки. Я оплачу проезд при выходе».

- Они: «В смысле? Показываем билет, я сказал(а). Если нет, оплачивайте проезд».

- Вы: «Вы не слышите меня? Я же сказал, там, где я садился, касса была закрыта. А это даёт мне право выбора. Я буду платить при выходе. У Вас покупать билет не хочу».

- Они: скорее всего, тут пойдёт просто хамство или угрозы с их стороны. Может, ответная съемка на видео с их стороны (Вы же всё это должны снимать изначально тоже).

- Вы: «Вы вообще правила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом читали? (достаёте письмо в этот момент) Чётко же сказано, что если пассажир сел там, где кассы нет или она не работала, то оплата проезда производится в поезде ИЛИ после окончания поездки. Именно ИЛИ, а не при отсутствии кассиров-контролёров. Я Выбираю оплату при выходе, это моё дело. Идите отсюда, не раздражайте меня, иначе буду жалобу на Вас писать».

И всё в этом духе. Уверенно и жестко настаивать на своём варианте выбора. Желательно так, чтобы остальной вагон тоже слышал эту информацию. Также не забывайте, что этот же самый пункт можно использовать, если купить у них билет всё же хотите, но не хотите оплачивать несправедливую тупую наценку в 100р, типа плату за оформление билета. Данную плату считаю самым верхом наглости со стороны ЦППК, а уже потом сами тарифы проезда, расписания электричек и т.д. Да это они должны предлагать 100р просто так в дар только за то, что готов у них купить билет честно, а не пользуешься отсутствием обязанности предъявлять им билет вообще и не посылаешь их на месте.

Учтите, данное письмо и пункт правил не являются полноценным способом проезда зайцем, и не гарантируют спокойный полный проезд из пункта А в пункт Б со свободным выходом потом со станции. Про турникеты потом будет отдельный раздел. Это лишь способ как грамотно отшить надоедливых кассиров-контролёров, что пристают с необоснованным требованием показать им билет, с параллельным видом с их стороны, будто считают Вас обязанным подчиняться им в этом. Вполне вероятно (и крайне желательно), чтобы билет у Вас вообще был на самом деле при этом. Лучше полностью правда чтобы была за Вас. И вот будучи с билетом, совсем с чистой совестью можно давать кассирам-контролёрам уроки о том, как они должны работать. Принципиальность и грамотность – это не хамство и не провокация! Кто бежит по вагонам – тех надо останавливать и предлагать вместе защищаться с помощью этого и других подобных знаний, а не бежать с ними трусливо!

Разные полезные нюансы. В целом, крайне важно изначально ставить себя на позицию сверху, и настроится не уступать кассирам-контролёрам вообще. А знания некоторых законов и лазеек – лишь повышают Вашу психологическую готовность к конфликтам. Знать, что грамотно отвечать – дело в целом крайне важное.

Едва заходят кассиры-контролёры - никогда не готовим билет сразу, даже если хотите его показать зачем-то. Сначала, сначала включаем камеру для фиксации всего диалога. Мало ли, они позволят себе лишнего, чтобы иметь доказательства их нарушений. От и до всё необходимо снимать на видео. И для своей безопасности, и для подачи примеров другим. Мало знать и уметь защищать свои права. Если защищаться будут лишь единицы, это не решит проблему произвола должностных лиц в электричках. Крайне важно показывать пример другим в интернете. По этой же причине – необходимо как можно более конструктивно и понятно проговаривать всё, что применяете, чтобы зритель понимал, что на основании чего.

Как только они подошли к Вам, то первым Вашим действием должно быть требование их документов. Именно документов, а не ФИО из бэйджика. Причём адекватно предъявленные, и внимательно проговаривайте ФИО на камеру, смотрите срок действия документов. Пока его ФИО Вам неизвестно – вообще больше ни о чём с ними не говорим.

Никогда не давайте билеты им в руки. Как разовые, так и транспортные карты. При необходимости – ссылаемся на их же правила проезда (что пассажир должен предъявлять билет = ПОКАЗАТЬ). Давать в руки и прикладывать ничего сами не обязаны вообще!

Некоторые особо наглые особо думают, что м можно вообще всё. В том числе применять силу. Пытаются удерживать в тамбурах, перемещать в удобный им вагон. Тут им стоит отвечать, что никак силу применять не могут вообще в принципе. А по факту, если они не выпускают Вас – это 127 УК РФ – Незаконное лишение свободы. Так же не забываем (для больше уверенности в себе и т.д.) требовать от них составить протокол задержания. Мол, если уж так хотят удержать Вас на месте, пусть оформляют все необходимые для этого документы, установленные законом.

Следует помнить – давать им паспорт Вы не обязаны, и сообщать любые свои личные данные – тоже. Вы им в принципе вообще ничего не обязаны. На них вообще стоит смотреть как непонятное недоразумение, как на побочный эффект огромной системы Российских железных дорог.

Самое главное – это помогать друг другу. Например, как только побежали зайцы по вагонам – так сразу останавливайте их и предлагайте вместе защищать свои права на месте. Предлагайте им юридическую защиту и предложение слить контролёров, в обмен на количественную поддержку. Особо заинтересовавшимся - дайте почитать данный документ или пригласите в группу против беспредела контролёров (https://vk.com/bespredelanet). Пусть все обучаются сливать контролёров, и наше число должно расти с огромной скоростью. Только так можно покончить с их беспределом – сделав количество активных пассажиров грамотными настолько большим, чтоб упыри ничего не могли просто сделать.

Не будет лишним иметь при себе треугольный ключ, а также средства самообороны (типа перцовки). Рано или поздно – пригодится.

13.08.2009, 13:06

В офисе установили турникет, который фиксирует время прихода/ухода с помощью смарт-карты.

Потихоньку всеначинают придумывать разные способы, например проходить вдвоем по одной карте (как в метро:))) или кто-то по своей карте выпускает, а потом возвращается и так же встречает или сначала выйти, а потом отпикнуть карту с другой стороны и прокрутить рукой турникет.
Но эти способы не всегда можно применить, т.к. не всегда есть человек, с которым можно пройти вдвоем, а прокручивать турникет в обратную сторону очень долго и слишком заметно...

Вопрос (вдруг кто знает): если отпикнуть карту, но не прокручивать турникет до конца, т.е. чуть-чуть его сдвинуть и пролезть в щелочку, то это зачтется системой или нет?
Какие еще могут быть варианты?

З.Ы. Я бы очень хотела обойтись без обсуждения этической стороны этого дела. Я делаю свою работу качественно и вовремя, не зависимо от того, сколько времени я сижу на рабочем месте.
Мне не так часто надо уходить, а с начальником я не в ладах, поэтому отпрашиваться не хочу.
Так же, если кто-то хочет обсудить насколько эффективна система учета рабочего времени, можно создать отдельный топ.

Хотелось бы узнать по существу вопроса.

13.08.2009, 13:08

Извращенцы... Не проще на работу вовремя приходить?

13.08.2009, 13:11

Да, насколько я знаю, считается за проход. Ибо "счетчик" грубо говоря компьютерный, т.е. срабатывает на карточку, а не на вертушку. А сколько там чего вы крутили и крутили ли вообще - ему фиолетово.

В свое время мы разными способоами (вплоть до нычки на проходной) отдавали карты первому пришедшему - он всех "пикал" :)

Тихая Минутка

13.08.2009, 13:13

13.08.2009, 13:16

Ольгенда

13.08.2009, 13:17

Вопрос (вдруг кто знает): если отпикнуть карту, но не прокручивать турникет до конца, т.е. чуть-чуть его сдвинуть и пролезть в щелочку, то это зачтется системой или нет?

Ольгенда

13.08.2009, 13:18

Нет уж, спасибо:) Буду честно отсиживать отрабатывать часы:073:

13.08.2009, 13:19

Палец можно отрубить еще.

13.08.2009, 13:19

Можно кожу срезать пальца:065: в кино недавно видела:010:

Еще лучше сделать слепок с пальца начальника:046::046::065:

Ольгенда

13.08.2009, 13:20

Палец можно отрубить еще.

Добрый вы человек:065:
Тут уж лучше сменить работу, палец мне дороже:))

13.08.2009, 13:24

У нас с НГ та же ерунда с учетом рабочего времени:(А все жалуются, что денег нет... на з/п нет, а на контроль есть:(

13.08.2009, 13:33


13.08.2009, 13:36

У вас карта, можно оставить сотруднику, а он потом пропикает.
А у нас по отпечатку пальца двери открыть можно и здесь уже палец никому не оставишь:065: Если только навсегда:073:
Ого, где это вы работаете? В какой-нибудь суперсекретной лаборатории будущего? :))

13.08.2009, 13:39

В свое время мы разными способоами (вплоть до нычки на проходной) отдавали карты первому пришедшему - он всех "пикал" :)
Мы уже думали об этом, но у нас часть людей приходит вовремя, а уходит раньше, а часть приходит позже и уходит поздно. Как передать карточки, отпикнутые поздно вечером, сотрудникам, который должны рано прийти?....
Просто нам полагается час на обед, а т.к. кушать ходить тут в общем некуда, а кухня внутри офиса есть, мы на этот час сокращаем рабочий день...

У вас карта, можно оставить сотруднику, а он потом пропикает.

В том то и дело, сейчас все в отпусках, сижу одна в офисе, думаю, как к врачу съездить бы, не отпрашиваясь (шеф то в Москве сидит)...

Система считает время, когда вы прикладываете карту, а не когда прокручивается турникет. Прокрутка это просто как доп.опция:)


Хотя вообще странно тогда, можно же просто приложить карту, потом отвлечься на что-нить, и потом еще раз, а получится как-будто вышел куда-то, а потом объясняй начальству.....

:046:
Буду честно отсиживать отрабатывать часы:073:

Сладкий Б. Перец

13.08.2009, 13:40

Вспомнил Фантоцци-))) как он опаздывал на работу-)))))))))))))))

13.08.2009, 13:40

Просто нам полагается час на обед, а т.к. кушать ходить тут в общем некуда, а кухня внутри офиса есть, мы на этот час сокращаем рабочий день...

А нельзя это в трудовом договоре прописать?

Ольгенда

13.08.2009, 13:48

Ого, где это вы работаете? В какой-нибудь суперсекретной лаборатории будущего? :))

:)) IT. Владец фирмы в Америке.

13.08.2009, 13:49

1) если один прикладывает карты за всех утром - у нас это, например, не прокатит, у нас камеры видеонаблюдения, так что узнайте, не понатырканы ли они у Вас
2) выйти и сразу приложить карту на вход, чтобы пока Вас нет на месте, система думала, что Вы там - какое-то время может прокатывать, но, во-первых, это можно увидеть в отчете, а, во-вторых, если для "прохода" нужно прокрутить турникет - сделать это надо ловко:)

И да, система реагирует на карточку, а не на прокручивание турникета. Просто иногда, чтобы после выхода сработал вход, надо прокрутить вертушку.

Камеры на входе есть, но они вроде не видят турникетов, да их и не смотрит никто...
Не, у нас вроде нет ограничений по прокрутки, мы уже выходили без прокрутки (чтобы опробовать этот способ:065:), обратно войти без проблем.

А нельзя это в трудовом договоре прописать?

Что именно прописать? У нас прописан обед на 1 час с 13 до 16. Но шефу то приходит отчет с количеством отработанных часов. Нет, там у него есть конечно и время прихода/ухода, даже общее время отсутствия на работе среди дня, но если общее время 40часов - все ок.

13.08.2009, 13:51

:)) IT. Владец фирмы в Америке.



Ольгенда

13.08.2009, 13:52

Как передать карточки, отпикнутые поздно вечером, сотрудникам, который должны рано прийти?

Да? А он знает с какой стороны турникета отпикавалка расположена? Или можно два раза перед уходом приложить и всё.. Или с обратной стороны можно, все равно не прокручивая турнит - это проще, конечно...

Как передать? Ну вы же наверное не каждый день хотите так раньше уходить? В другие дни, можно будет просто пересекаться с сотрудником, которому карту вы оставили.

Сусло НЕобыкновенное

13.08.2009, 13:54

Это не Стар Софт или типа того?.. У них вроде офис в Бостоне есть или где-то там...
У меня тоже IT, но слава Богу, сетчатку глаза не сканируют, чтобы в офис пустить)))
А вот отпикивалку починили недавно..

Не, мы помелче Стара будем
и нас оттуда тут много:073:

Ольгенда

13.08.2009, 13:54

Это не Стар Софт или типа того?.. У них вроде офис в Бостоне есть или где-то там...
У меня тоже IT, но слава Богу, сетчатку глаза не сканируют, чтобы в офис пустить)))
А вот отпикивалку починили недавно..

Мы тоже шутили про сетчатку глаза:))
Написала в личку про фирму.

Туранга Лила

13.08.2009, 13:55

Уходя раньше с работы пропикнитесь "на выход" и сразу пропикнетесь "на вход" - получится, что Вы ночь на работе провели:))
Правда, тогда утром на следующий день придется сначала "выйти", а потом "войти" :065:

13.08.2009, 13:56

Что именно прописать? У нас прописан обед на 1 час с 13 до 16. Но шефу то приходит отчет с количеством отработанных часов. Нет, там у него есть конечно и время прихода/ухода, даже общее время отсутствия на работе среди дня, но если общее время 40часов - все ок.
а нельзя отказаться от обеда?

Ольгенда

13.08.2009, 13:57

не, мы помелче Стара будем
и нас оттуда тут много:073:

Ага:0075:
Оттуда не из Стара:))

13.08.2009, 14:01

Как передать? Ну вы же наверное не каждый день хотите так раньше уходить? В другие дни, можно будет просто пересекаться с сотрудником, которому карту вы оставили.

У нас только один сотрудник приходит рано и живет она далеко.... Пересечься проблематично... только если совсем поздно прийти надо.

У нас если между входом и выходом меньше 1 минуты, то система время подсвечивает красным цветом.

:016: да, об этом я не подумала...

А вы сами не можете смотреть статистику времени? Так если бы была возможность, то вы бы просто протестировали эту систему сами и не гадали.

Неа, не можем. Это конфиденциальная информация, как нам сказали. Это первый раз шеф нам отправил отчет, когда еще не знал, что нельзя, а потом всё - прикрыли лавочку.... Так бы мы ужа дааавно все способы протестировали:073:

13.08.2009, 14:02

Неа, не можем. Это конфиденциальная информация, как нам сказали. Это первый раз шеф нам отправил отчет, когда еще не знал, что нельзя, а потом всё - прикрыли лавочку.... Так бы мы ужа дааавно все способы протестировали:073:
Надо хакнуть компьютер шефа и всё узнать. :073:

Туранга Лила

13.08.2009, 14:02

У нас прописан обед на 1 час с 13 до 16. Но шефу то приходит отчет с количеством отработанных часов. Нет, там у него есть конечно и время прихода/ухода, даже общее время отсутствия на работе среди дня, но если общее время 40часов - все ок.

Чета длинный у вас обед:)

13.08.2009, 14:13

а нельзя отказаться от обеда?
Зачем? Я ж итак сократила время на час. Так омгу выбирать с какой стороны сократить. Когда надо будет уйти в 18, приду в 10. А так мне установят фиксированно с 10 до 18 и все тут.
Чета длинный у вас обед:)
А у нас злые программисты сделали так, чтобы время обеда не считалось за рабочее - хоть выходи, хоть не выходи.

У нас тоже, если общее время работы 40 часов, то никто не будет придираться, а если меньше - делают детализированный отчет по сотруднику.
Блин вот как бы у нас тоже не сделали фигню типа учета обеда..
У нас фиксируется время среди дня и указано, что норма 5 часов в неделю. Дальше идет общее рабочее время норма 40 часов. Но если просекут про обеды, то сделают 45 часов норму.

13.08.2009, 14:17

13.08.2009, 14:24

13.08.2009, 14:25

Хорошо, стоит система учета рабочего времени... допустим получается, что сотрудник или опоздал или ушел чуть раньше, и? Чем то это карается в результате? У нас з/п пересчитывается:065: Есть такое у кого-нить еще, или у нас администрация отличается своей "пунктуальностью"?
Я работаю в отделе, где иногда надо куда-то ездить. Поэтому у нас присылает письмо начальник с просьбой объяснить отсутствие такое то время тогда то.
Если его объяснение удовлетворяет, все ок. Если нет - пересчитывается з/п. Это типа как антикризисная мера для сокращения расходов на персонал.

13.08.2009, 14:25

13.08.2009, 14:26

потеряйте карточку, вторую карточку можно будут отдать челу чтобы пикал за вас

Ога. Такой способ применяла успешно.
Карточку оставляла коллеге
Ходила через черный ход

13.08.2009, 14:27

вариант только один (и коррупционный) - задружиться с программистами на работе:))

У нас на прежней работе особо приближенные к ним всегда приходили и уходили вовремя, в отчетах то легко поменять информацию
+1:))

13.08.2009, 14:27

Хорошо, стоит система учета рабочего времени... допустим получается, что сотрудник или опоздал или ушел чуть раньше, и? Чем то это карается в результате? У нас з/п пересчитывается:065: Есть такое у кого-нить еще, или у нас администрация отличается своей "пунктуальностью"?
У Вас нет фиксированного оклада? Зарплата серая?

13.08.2009, 14:28

потеряйте карточку, вторую карточку можно будут отдать челу чтобы пикал за вас
Так ее наверно заблокируют... :016:

Вариант только один (и коррупционный) - задружиться с программистами на работе:))

У нас на прежней работе особо приближенные к ним всегда приходили и уходили вовремя, в отчетах то легко поменять информацию
Знать бы еще, кто этим занимается.. :005:

Ольгенда

13.08.2009, 14:28

А может самой изготовить дубликат карты?:016: Делают же дубликаты элеткронных ключей.

13.08.2009, 14:28

ога. Такой способ применяла успешно.
Карточку оставляла коллеге
Ходила через черный ход
Пролезала под турникетом (типа пришла вовремя, долго искала карточку - а охрана пропустила)
:))

13.08.2009, 14:29

Если нет - пересчитывается з/п. Это типа как антикризисная мера для сокращения расходов на персонал.

:001:значит не только у меня начальство так экономит...

А вот насчет обмануть систему.... у нас дятлов полно, поэтому договариваться не с кем... и вариант зайти утром в понедельник и выйти вечером в пятницу не прокатит - это же видно сразу:(

13.08.2009, 14:29

13.08.2009, 14:30

У Вас нет фиксированного оклада? Зарплата серая?

13.08.2009, 14:31

Оклад есть - где-нить в районе 9000 (уже не помню точно), а все остальное - неофициально.
Понятно. :(

13.08.2009, 14:31

вариант только один (и коррупционный) - задружиться с программистами на работе:))

У нас на прежней работе особо приближенные к ним всегда приходили и уходили вовремя, в отчетах то легко поменять информацию

У нас не прокатит - инфа уходит на комп диру и все.... а допуск к этому компу имеет только доверенный админ:(

13.08.2009, 14:31

по существу вопроса в одном учереждении когда установили такую систему народ просто перебил кабель.
пока чинили и т.д. прошло полода беззаботной жизни.

Моя компания сама устанавливает такие системы для клиентов. У нас это вопрос одного дня:(

13.08.2009, 14:32

потеряйте карточку, вторую карточку можно будут отдать челу чтобы пикал за вас

13.08.2009, 14:33

Оклад есть - где-нить в районе 9000 (уже не помню точно), а все остальное - неофициально.

Хм.. а мы не в одной конторе работаем???:016:

Ольгенда

13.08.2009, 14:33

в "умных" конторах такое не проканает ибо карточку при потере блокируют. у новой же свой номер который и вводится в базу. соответственно по старой карте не пройти не разблокировав ее (а при этом вы все равно останетесь только с одной картой)

13.08.2009, 14:34

в "умных" конторах такое не проканает ибо карточку при потере блокируют. у новой же свой номер который и вводится в базу. соответственно по старой карте не пройти не разблокировав ее (а при этом вы все равно останетесь только с одной картой)

Угумс... у нас у девочки карточку вместе с кошельком в метро вытащили - заставили писать объяснительную...и далее по тексту...заблокировали/выдали новую

13.08.2009, 14:36

Хм.. а мы не в одной конторе работаем???:016:
Совершенно точно нет:)) Я в совсем другой области Workую:)

13.08.2009, 14:36

Я думаю есть возможность сделать самой дубликат и никому про это не говорить;)

О! А вот это вариант.... Ща поищем где...:039:

13.08.2009, 14:38

Я думаю есть возможность сделать самой дубликат и никому про это не говорить;)

13.08.2009, 14:43

вы понимаете, чтобы карточка была в "системе" нужно ввести ее номер ("ручками") и тогда она будет считываться.
вас не удивляет почему при наличии огромного количества таких систем в городе вы не можете по карточке фирмы А зайти в фирму Б?


13.08.2009, 14:46

А нельзя просто с моей карты перенести информацию на другую? Вместе с номером и т.п.
Ведь для домофонов ключи тоже разные, однако дубликат то делается..
может как-то и можно....

13.08.2009, 14:48

А нельзя просто с моей карты перенести информацию на другую? Вместе с номером и т.п.
Ведь для домофонов ключи тоже разные, однако дубликат то делается..

С нашего Цифрала мне нигде не сделали - сказали у них что там шифруется по-другому.

Ольгенда

13.08.2009, 14:53

вы понимаете, чтобы карточка была в "системе" нужно ввести ее номер ("ручками") и тогда она будет считываться.
вас не удивляет почему при наличии огромного количества таких систем в городе вы не можете по карточке фирмы А зайти в фирму Б?

Я понимаю о чем вы:) Но я не предлагаю по карте А идти в фирму В, поэтому я и предложила узнать про дубликат, вдруг получится. Хотя мне кажется, что все же не выйдет, т.к. вряд ли получится разгадать шифр:(

Бывшие и нынешние студенты поделились своими маленькими хитростями

Голод, злые преподаватели, нужда выучить 50 билетов за ночь и написать диплом за неделю - с любой проблемой они справятся с ловкостью и хитростью фокусников. За день до международного дня студента мы решили рассказать, как хитрили или хитрят нынешние и бывшие студенты. Только - тсс, мы вам ничего не говорили…

ПОЕСТЬ, НЕ ПОТРАТИВ НИ КОПЕЙКИ

ГРУЗЧИК-САМОЗВАНЕЦ. «В университете денег на еду постоянно не хватало, - вспоминает Ирина Торпачева, учившаяся на экономическом факультете в 70-х годах. - Иногда доходило до того, что мы два дня жили на хлебе с луком - жарили второй, сыпали на первый, и ели только это, тщательно вымакивая и масло на сковородке. А потом у нашего сокурсника Вовки проснулась предприимчивость. Рядом с общежитием был проходной магазин. Однажды там у задней двери разгружали консервированного лосося. Вовка с деловым лицом «присоседился» под видом нового грузчика, взял ящик консервов, поставил на плечо, зашел в зал и вышел через главную дверь. Этими консервами мы объедались неделю! Вовка долго кормил нас так, пока через несколько месяцев его не прикрыли - в одном из магазинов, где он промышлял, его запомнили и поджидали. Милицию не вызывали – просто помяли немножко на заднем дворе. Кстати, именно студенческое время принесло нам рецепт, по которому я готовлю бутерброды и сейчас, чтобы вспомнить вкус молодости. Намазываешь плавленый сырок на кусок батона и жаришь. Сначала «пустой» стороной, а потом - той, где сыр. Сырочка хватает на 4-5 бутербродов. Загвоздка в том, что сыр надо отодрать так, чтобы он оставался на хлебе. У меня по-прежнему все подгорает, но мне так же сытно и вкусно! А те сухарики, которые сейчас продаются по 8 грн за пачку, мы делали сами: жарили хлеб кусочками, посыпали солью и чесноком. Вкуснотища!»

ДИВЕРСИЯ. На нарушение правил и законов шел и Вячеслав Богатырев, когда учился в автотранспортном техникуме 24 года назад. «Когда жрать хотелось очень сильно, а девочки на кухне выготавливали всякие вкусности, мой друг становился за дверью на кухню, а я шел на первый этаж и нажимал на кнопку пожарной сигнализации. Все убегали, а друг сгребал все, что было на сковородках, и прятал. Поступали так мы раза два-три, а потом нас раскусили, и 2 недели пришлось драить полы в коридорах».

ВСЕ ПО ПЛАНУ. Елена Ушакова преподавала больше 20 лет. Студенты никогда не пытались обмануть ее, настолько все любили. Если и сбегали с пар, то нередко… оставляли записку с местом, куда они пошли, и приглашением присоединиться. Тем немногим, кто пытался ее обхитрить и им это удавалось, она ставила экзамен или зачет автоматом - за смелость и смекалку. А вот сама в институтское время шалила ого-го! «Когда не было денег, я звонила подруге и говорила: «У меня бутылка есть, принеси закуску!» Договорившись, звонила второй приятельнице и говорила: «У меня тут еда есть, принеси спиртного!» В итоге я не тратила ни копейки, а у меня было все, что нужно. Не обходилось и без обманов в колхозе: когда нас посылали туда собирать помидоры, мы с подружкой пробирались на другой конец колхозного поля, где собирали овощи местные работники, воровали у них нещадно и прятали в кусты, а потом потихоньку перетягивали в наши корзины. В итоге наша бригада всегда была первой по выполнению плана!»

ОБВЕСТИ ВАХТЕРШУ ВОКРУГ ПАЛЬЦА

СПАЛЬНИК И СТРЕМЯНКА. «Я в институте был знатной занозой для старших, - вспоминает Павел Биндасов, студент политеха в 1992-1996 гг. - Пару раз дрался в общежитии, постоянно пропускал дежурства по уборке, очень часто приходил за полночь и не всегда трезвый. В общем, из общаги меня выгнали на втором курсе. Куда идти? Денег нет, родители за 400 километров, да и стыдно мне было просить у них помощи. В итоге я нашел другой выход. Возле нашего общежития строили школу. Каждый вечер я забирался на эту стройку, брал стремянку, приставлял к окну комнаты моих друзей - благо, жили они на втором этаже, и окна у них выходили в тихий тупик. Там я ночевал в спальнике на полу. Когда я приходил, друзья шли на улицу, заносили лестницу на место, а утром, идя на учебу, приставляли ее обратно, чтобы я мог спуститься. Через месяц, конечно, мне такие маневры осточертели. Пришлось идти на кафедру и записываться на всяческие общественные работы, чтобы получить репутацию «хорошиста» и вернуть себе место в общежитии».

АЛКОГОЛЬНОЕ ВАРЕНЬЕ. Уже упоминавшаяся Наташа Захаренко поздними вечерами, когда общежитие закрывалось, приглашала себе в комнату компанию соседей, собирала с них деньги на посиделку и отправлялась отчаянно врать вахтерше. «Понимаете, мне мама сумку из деревни передала ночным поездом. Я пойду заберу, можно?» Какая вахтерша не отпустит ребенка за мамиными пирожками! Наташа выходила из общежития, ловила выброшенную подругами из окна пустую дорожную сумку, шла в магазин, покупала все, что прилично купить на студенческую пирушку, и возвращалась назад. Иногда «мамины пирожки» предательски звенели, но Наташа говорила: «Просила же маму не класть варенье в банках!» - и ее спокойно пропускали, умиленно улыбаясь вслед.

ПРОЕХАТЬ В ТРАМВАЕ АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО

«ПОКАЗЫВАЕМ БИЛЕТЫ!» «Учился я, страшно подумать, 40 лет назад, - ностальгирует бывший студент театрального вуза Николай Трофимов. - Уже на первом курсе я придумал оригинальный способ не платить в трамвае: заходил в салон и говорил, что я… контролер. Проходил по салону, смотрел билетики, делал строгие внушения «зайцам» и выходил на нужной остановке. Иногда, правда, бывали накладки: раз я зашел в трамвай, где уже был контролер. Но я не растерялся и сказал: «А-а-а, эту линию уже проверяют? Прекрасно!» - и вышел. Сейчас, конечно, такой номер не прошел бы: контролеры носят всякие опознавательные знаки. А жаль, такая шикарная идея пропадает!»

«ВРУ И КРАСНЕЮ». До обмана в общественном транспорте дошла и патологически честная, как она сама говорит, Татьяна Орлова, которая окончила общеобразовательный лицей 14 лет назад. «В нашем заведении обязывали носить форму. Она очень смахивала на военную – цвет хаки, аксельбанты… Использовать это мне пришло в голову, когда однажды в автобусе я, как обычно, протянула кондуктору деньги, а та сказала: «Вы военная, можете не платить». После этого я стала ходить в форме даже в выходные и все время ездила бесплатно. Стыдно было каждый раз как в первый, я краснела постоянно, а все равно обманывала - деньги-то никогда не лишние…»