Как проводить последние 10 дней рамадана. Шейх уль-ислам ибн таймия о ночи предопределения и десяти последних днях рамадана. Совершайте дуа после прочтения Корана

فتاوى شيخ الإسلام ابن تيمية في ليلة القدر وعشر الأواخر من رمضان

Спросили шейха уль-ислам, да будет доволен им Аллах, о Ночи предопределения. Тогда он был заключен в крепости на горе, это было в 706 году от хиджры.

И шейх ответил: Вся хвала Аллаху. Ночь предопределения - одна из последних десяти ночей рамадана, как об этом достоверно передается от пророка, мир ему и благословение Аллаха. Он сказал: «Она среди последних десяти ночей рамадана» .

1. И она - нечетная ночь.

2. Нечетная ночь может отсчитываться от начала месяца, и тогда ожидаются двадцать первая, двадцать третья, двадцать пятая, двадцать седьмая и двадцать девятая ночи. Так же нечетная ночь может отсчитываться с конца месяца, как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «… в девятую с конца, в седьмую с конца, в пятую с конца, в третью с конца» .

3. Поэтому, если будет в месяце тридцать дней, то под этот отсчет подпадают четные ночи. И будет двадцать вторая ночь девятой ночью с конца, двадцать четвертая ночь седьмой ночью с конца. Так это пояснил Абу Саид аль-Худри в достоверном хадисе, и так установил пророк, мир ему и благословение Аллаха в отношении этого месяца.

Если же в месяце двадцать девять дней, то отсчет с конца совпадает с отсчетом с начала. И поскольку дело обстоит таким образом, то верующему следует искать ее (ночь предопределения) во все последние десять ночей. Как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Ищите ее в последние десять ночей» .

4. И более ожидаема она в последние семь ночей. А еще более вероятна она в двадцать седьмую ночь, так как Убей ибн Ка’б клялся, что она - двадцать седьмая ночь. Спросили его: «Как ты узнал это?» Он ответил: «По признаку, о котором сообщил нам посланник Аллаха. Он сообщил нам, что на следующий день после этой ночи солнце встаёт, не испуская лучей» .

5. Такова примета, о которой сообщил Убей ибн Ка’б от пророка, мир ему и благословение Аллаха, в известном хадисе. О ее признаках так же передано, что эта ночь чистая и светлая, тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая.

6. Бывает, что Всевышний Аллах открывает эту ночь некоторым людям во сне или наяву, и человек видит её свет. Или же он видит того, кто говорит ему, что это - Ночь предопределения. А иногда человек чувствует озарение, что эта ночь и есть Ночь предопределения. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше.

Спросили : какая из ночей лучше: Ночь предопределения или Ночь вознесения (исра уаль мирадж) пророка, мир ему и благословение Аллаха?

Ответил шейх уль-ислам, что Ночь вознесения лучше в отношении пророка, мир ему и благословение Аллаха, а в отношении общины лучше Ночь предопределения. Ведь в Ночи вознесения удел пророка, мир ему и благословение Аллаха, больше, нежели в Ночи предопределения. А доля мусульманской общины больше в Ночи предопределения, нежели в Ночи вознесения. Доля мусульман в ночи вознесения также велика, однако величайшая честь и высшее положение принадлежали в эту ночь тому, кто был вознесён.

Спросили шейха о первых десяти днях месяца зуль-хидджа и десяти последних днях рамадан: какие из них лучше?

Шейх уль-ислам ответил: Эти десять дней зуль-хидджа лучше, чем десять дней рамадана, а последние десять ночей рамадана лучше, чем ночи первых десяти дней зуль-хидджа.

Ибн аль-Каййим сказал: «Если поразмыслит достойный насколько проницателен этот ответ, то найдет его убедительным и полноценным. Ведь нет дней, дела в которые более любимы Аллаху, чем первые десять дней месяца зуль-хидджа, среди которых: день Арафа, день жертвоприношения, день тарвия (день начала выполнения обрядов хаджа).
А что касается последних десяти ночей рамадана, то это ночи которые следует оживлять (поклонением). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, оживлял (поклонением) всех их, и среди них ночь, которая лучше чем тысяча месяцев.
И если кто-нибудь ответит на этот вопрос иным объяснением, то для него невозможным будет обосновать свой ответ достоверным доказательством» .

См. «Маджму’ фатауа Ибн Таймия», т. 25, с. 284 - 287

________________________________________

1. Хадис привел имам Ахмад. См. также «ас-Сахиха», № 1471.
2. Аль-Бухари, № 2017; Муслим, № 1169
3. Аль-Бухари, № 202.
4. Аль-Бухари, № 2021.
5. Муслим, № 762.
6. От Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о признаках Ночи предопределения сказал:
«Признаком Ночи предопределения является то, что эта ночь чистая и светлая, а луна в ней словно блистает. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. В эту ночь не позволяют метать звезды, пока не наступит утро. И еще одним ее признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним» . Ахмад 5/324.

Время неумолимо летит вперед. Вот уже настали последние десять дней Рамадана. Особенным эти последние десять дней делает «Ночь Предопределения», которая спрятана в одном из этих ночей. Как известно, в эти дни пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) усердствовал в поклонении так, как ни в какое другое время. Сегодня мы хотим дать 10 советов, которые нужно совершать в эти дни.

1) Проводите ночи в молитвах!

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари»

(Коран, 97 сура).

Часто нам задают вопрос: «В какой именно день наступит Ночь Предопределения?» В календарях пишут, что эта Ночь будет конкретно 27-го числа. Однако, мы знаем, что нельзя привязывать ее к какой-то определенной дате, ведь наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Ждите наступления Ночи предопределения в одну из десяти последних нечетных ночей Рамадана».

Аль-Бухари 2017

Премудрый Аллах скрыл от нас точную дату Ночи Предопределения и велел с еще большим вниманием относиться к каждой ночи последних десяти дней Рамадана. В эти ночи очень важно выстаивать дополнительные намазы: таравих и тахаджуд. Ведь вы можете попасть на Ночь Могущества, в ночь, когда исполняются повеления и решаются судьбы людей.

2) Просите прощения за свои грехи

«Тому, кто проведет Лейлят аль-Кадр в молитве с верой и в надежде на награду, простятся его предыдущие грехи».

(Аль-Бухари 38)

Одним из лучших дуа, которые можно произносить в это время является такое дуа, которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учил Аишу (да будет доволен ею Аллах).

«Аллахумма иннакa ‘афуввун тухиббуль-‘афва фа`фу анни»

«О Аллах, Ты Всепрощающий и Ты любишь прощать, так прости же меня»

(Тирмизи).

3) Составьте список дуа

Это может быть список людей, за кого вы хотели бы сделать молитву или же список своих личных дел и желаний, о которых вы хотели бы попросить Аллаха. Это поможет вам сфокусироваться на главном и быть убежденным в том, что вы ничего не упустили. Также это поможет вам проанализировать ваши желания и подумать над тем, что вы могли бы сделать со своей стороны, чтобы все ваши желания осуществились в ближайшее время.

4) Читайте Коран

Рамадан – месяц Корана, ведь именно в это время была ниспослана наша священная книга. Можно бесконечно перечислять достоинства чтения Корана. Мы лишь приведем для вас пару хадисов. Передается от Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Пост и Коран будут свидетельствовать за человека в день воскресения. Пост скажет: «О Аллах, я лишил его пищи и других желаний в течение дня, так позволь мне заступиться за него». Коран скажет: «О, Господь, я лишил его сна ночью, так позволь мне заступиться за него»

(Ахмад, 3882).

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из вас – это тот, кто читает Коран и обучает ему других»

(Сахих аль-Бухари).

5) Итикаф.

Обычно Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проводил последние десять дней и ночей рамадана в мечети (итикаф). Человек, осуществляющий итикаф, пребывает в мечеть это время, совершая различные формы зикра (поминания Аллаха), совершая дополнительные намазы, читая и изучая Коран. Он никуда не выходит из мечети, за исключением случаев необходимости. Поощряется также итикаф на протяжении более короткого времени – одной ночи, оного дня или пары дней.

6) Каждую секунду времени использовать для восхваления Аллаха.

К сожалению, в наше время очень сложно отстраниться от всех мирских дел и проводить все 10 дней в мечети. Однако, нельзя просто сидеть и ждать, пока появится время для поклонения, нужно выкраивать и находить это время. Любое свободное время используйте для поминания и восхваления Аллаха. Выучите несколько зикров и повторяйте их во время уборки дома, ожидания автобуса, похода в магазин и т.д. Не теряйте время.

7) Делайте пожертвования (садака).

Важно в это время помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Вы можете помочь им как деньгами, так и поддержкой. Каждая ваша помощь вернется вам многократно. И конечно же не забудьте выплатить Фитр-садака, минимальная сумма которого в этом году на одного человека составляет 30 сомов.

8) Держите пост так, как будто держите его последний раз в своей жизни

Зачастую наш пост ограничивается отказом от еды и питья. В то время как пост – это отказ от всего, что причиняет вам вред и не приносит пользы: агрессия, сплетни, просмотр бессмысленных фильмов, пустые разговоры и т.д. Постарайтесь с особым вниманием относиться к тому, что вы говорите, слушаете и на что вы смотрите. Постарайтесь в эти дни жить так, как вы хотели бы прожить свой последний день жизни, с полным осознанием Величия Аллаха и Покорности Ему.

9. Оцените себя

Задайте себе те вопросы, которые необходимо задать. Оцените себя – чего вы добились и к чему стремитесь. Пусть такая оценка позволит вам испытать счастье от сделанных вами хороших дел и раскаяние в том плохом, что вы совершили. После этого вам будет легче испрашивать прощения у Аллаха, взывая к Нему с мольбами во время этих благословенных ночей.

10) Используйте эти десять дней по-максимуму

Приложите все усилия для того, чтобы получить все самое лучшее из этих дней. Помните, что следующий Рамадан наступит лишь через год и нет гарантии в том, что мы его застанем.

Пусть Аллах примет все ваши поклонения и дарует бараката в вашем времени.

Если хотите почувствовать скоротечность нашей жизни, обратите внимание, как проносится мимо нас месяц . Кажется, ещё вчера, мы с нетерпение ждали, когда же на небе появится молодой месяц, составляли рамадан-меню, торопились по дороге с работы, чтобы успеть на ифтар, а уже сегодня мы начинаем последний отсчёт.

10 дней… и самый удивительный месяц года покинет наши дома. 10 дней… и мы больше не будем спешить в мечеть на таравих-намзы. 10 дней… и наша жизнь вновь войдёт в обычную колею: завтрак-обед-ужин, дом-работа-дом. А так хочется чувствовать сладость , разделить его благодать на одиннадцать равных частей и вкушать каждый месяц в течение всего года, как редкий деликатес. Возможно ли это? Да! Ведь Аллах бесконечно щедр! Но для того, чтобы подпитывать свою душу до следующего месяца поста и молитв, мы должны хорошенько потрудиться и собрать богатый урожай в этом . Осталось совсем немного – 10 дней, но именно они могут стать поворотными в нашей судьбе.

Приблизимся ли мы к Раю, или останемся на прежнем месте, вернёмся ли мы к старым привычкам, или продолжим духовный рост? Сегодня мы говорим, о том, что делать, если вы хотите получить от последней декады максимум пользы и сохранить его благодать на весь год.

1. Любимый сериал – ВЫКЛЮЧАЕМ

Скорее всего, ещё в начале священного месяца вы ставили перед собой цель перестать смотреть телевизор. Если нет, то последние десять дней лучшее время чтобы спрятать пульт далеко-далеко…

2. Интернет – ВЫКЛЮЧАЕМ

8. Прощение – ПРОСИМ

А теперь поговорим о душе… Возможно, весь вы вынашиваете в себе мысль, чтобы попросить прощения, у тех, кого когда-то обидели, улучшить отношения с родственниками, вернуть тепло в супружескую жизнь. Последние десять дней Священного месяца – лучшее время для этого. Просите прощения у родителей, супругов, братьев, сестёр, знакомых, просите прощения у Всевышнего , и прощайте сами всех, кто мог тайно или явно вас обидеть.

9. Цели – РЕАЛИЗУЕМ

Возможно, ещё перед началом вы ставили перед собой какую-то цель – начать читать Коран, совершать дополнительные намазы, выполнять обещания, каждый день навещать родителей. Если в течение вы ещё не успели сделать первые шаги в достижении своей цели, то начните этот путь, пока благодать этого особенного месяца ещё витает в воздухе. Сделайте первые шаги, и Всевышний поможет вам достигнуть финиша.

10. Дуа – ПРОСИМ

До последнего дня, часа и минута просим у Всевышнего Аллаха всё, о чём тревожатся наши сердца. Просим показать дорогу к Его довольству, очистить от грехов, одарить Раем всех, кто нам дорог. Просим весь РАМАДАН и просим всю ЖИЗНЬ!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: shutterstock.com

Хвала Аллаху.

Последние десять дней месяца рамадан начинаются с 21-ой ночи в любом случае: 30 дней в месяце или 29.

На это указывает хадис от Абу Са‘ида аль-Худри: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в мечети для поклонения /и‘тикяф/ в первые десять дней Рамадана, и мы совершали и‘тикяф вместе с ним. Тогда к нему пришел Джибриль и сказал: „Воистину, то, что ты ищешь впереди тебя“. И он совершал и‘тикяф в средние десять дней Рамадана, и мы совершали его вместе с ним, и тогда пришел к нему Джибриль и сказал: Воистину, то, что ты ищешь впереди тебя . Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, утром двадцатого дня встал и произнес проповедь, сказав: „Пусть тот, кто совершал в Пророком и‘тикяф – вернется (для продолжения его). Воистину, я видел Ночь Предопределения, однако был вынужден забыть ее. И поистине, это нечетная ночь из последних десяти ночей. И, воистину, я видел, словно совершаю земной поклон на глину и воду“. Крыша мечети была сделана из пальмовых ветвей, и мы не видели никаких (облаков) в небе. Но вдруг набежали тучи, и полился дождь. А потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, руководил нашей молитвой, и мы видели следы от глины и воды на его, да благословит его Аллах и приветствует, лбу и носу, что подтвердило его сон» .

В версии аль-Бухари (№ 2027) сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал и‘тикяф в среднюю декаду рамадана, и совершали и‘тикяф. Неотлучно он пребывал в мечети в один из годов. И когда наступила 21-ая ночь, ночь, утром которой он вышел из и‘тикяфа, он сказал: Пусть тот, кто совершал со мной и‘тикяф, уединяется в мечети для поклонения и в последние десять дней. Воистину, я видел эту Ночь, однако был вынужден забыть ее. И я видел, что совершаю земной поклон на воду и глину в утро после этой ночи. Так ищите же ее в последние десять дней, ищите ее среди нечетных (ночей) . В ту ночь пошел дождь, а крыша мечети была из пальмовых ветвей, и она протекала. И я видел воочию на лбе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следы воды и глины в утро 21-ого дня , - сказал передатчик хадиса.

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал:

Очевидно, что проповедь Пророка была в 20-ый день, а дождь пошел в 21-ую ночь .

В иной версии хадиса сказано: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в мечети для поклонения в средние десять дней месяца рамадан. И когда заканчивалась двадцатая ночь и начинался двадцать первый день, он возвращался домой. И домой возвращались те, кто уединялся вместе с ним .

Именно поэтому мазхаб большинства ученых – в том числе и имамов четырех мазхабов – состоит в том, что тот, кто желает совершить и‘тикяф в последние десять дней месяца рамадан должен войти в мечеть до заката двадцать первой ночи рамадана.

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос №

Последние десять дней рамадана имеют ряд особенностей, благодаря которым они превосходят все остальные дни этого благословенного месяца. Это подтверждается многочисленными изречениями Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников.

Передают со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в последние десять дней рамадана проявлял такое усердие, какое он не проявлял в другие дни (Этот хадис передали Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи). В другом хадисе Аиши говорится: «Когда наступали последние десять дней рамадана, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, потуже затягивал свой изар, бодрствовал по ночам и будил членов своей семьи» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).

Это значит, что в последние десять ночей рамадана Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отдалялся от своих жен, чтобы полностью посвятить себя намазу и поклонению. В эти дни он поклонялся с особым рвением, подолгу совершал намаз, читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха, раздавал милостыню и т.д. А по ночам он бодрствовал, простаивая ночи на молитве, читая Коран и поминая Аллаха сердцем, языком и телом.

Как мы уже отметили, причиной этого было величие последних десяти ночей рамадана, которые, по мнению многих богословов, считаются самыми славными ночами в году. А самой величественной среди них является ночь предопределения, которую Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники жаждали провести в поклонении.

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто постился в рамадан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи, и кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи» (Этот хадис передали аль-Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, призывал верующих проводить ночь предопределения в усердном поклонении, и это не противоречит словам Аиши: «Я не видела, чтобы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выстаивал на намазе всю ночь до самого утра» (Этот хадис передал Муслим). Этот хадис указывает на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, никогда не совершал намаз всю ночь, однако это не означает, что он не бодрствовал до утра в последние десять ночей рамадана, так как он совершал разные обряды поклонения, а не только намаз. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Мы уже отметили, что в последние десять ночей рамадана Пророк, мир ему и благословение Аллаха, будил домочадцев на намаз, чтобы они могли помянуть Всевышнего Аллаха и сполна извлечь выгоду из этих благословенных ночей. Верующему мужу не подобает упускать такую прекрасную возможность – он должен воспользоваться ею сам и призвать к этому членов своей семьи. Ведь месяц поста длится всего лишь несколько дней, но за эти короткие мгновения человек может заслужить милость Аллаха и обрести счастье как в этом мире, так и в мире вечном.

К сожалению, многие мусульмане бесполезно растрачивают эти ценные мгновения, проводя большую часть ночи в пустых развлечениях. Когда же наступает пора встать на ночной намаз, они засыпают и лишаются великого блага. А ведь в следующем году столь прекрасная возможность заработать Рай может и не представиться им! Сатана смеется над ними, обольщает их и сводит с пути Аллаха. Обращаясь к этому дерзкому врагу, Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой» (аль-Хиджр, 17:42).

Благоразумный человек не станет потакать желаниям сатаны, зная о той ненависти, которую он испытывает к потомкам Адама. Он не скрывает своей вражды к людям и неустанно пытается отвратить их от всего, что приносит им пользу. Поэтому следуют его путем только маловеры, которые поступают вопреки требованиям религии и не прислушиваются к голосу разума. Всевышний сказал: «Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» (аль-Кахф, 18:50). Он также сказал: «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (Фатир, 6).

# Еще одной особенностью последних десяти дней рамадана является уединение в мечети. Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники уединялись в мечети для поклонения Всевышнему каждый год.

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединился в мечети в первые десять дней рамадана. Потом он продолжил уединение во второй декаде рамадана. Потом он сказал: «Я уединился в мечети в первой декаде рамадана, чтобы застать ночь предопределения. Потом я продолжил уединение во второй декаде. Потом мне было ниспослано откровение о том, что эта ночь – в последней декаде. Поэтому тот из вас, кто хочет уединиться в мечети, пусть делает это в последние десять дней рамадана» (Этот хадис передал Муслим).

Передают со слов Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана до тех пор, пока Всемогущий и Великий Аллах не призвал его к себе, а после его смерти также стали поступать и его жены.

В другом хадисе, переданном со слов Аиши, сообщается, что каждый рамадан Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети на десять дней, а в последний год своей жизни уединился на двадцать дней (Этот хадис передал аль-Бухари).

А в хадисе Анаса б. Малика говорится: «Обычно Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана. Однажды он не смог сделать это, и на следующий год он уединился в мечети на двадцать дней» (Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи).

Передают, что Аиша рассказывала: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собирался уединиться в мечети, он совершал рассветный намаз, после чего отправлялся к месту уединения». Аиша попросила его разрешить ей установить для себя палатку в мечети, и он разрешил ей сделать это. Услышав об этом, Хафса тоже установила для себя палатку. Вслед за ней Зейнаб услышала об этом и тоже установила для себя палатку. После рассветного намаза посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел четыре палатки и спросил: «Что это?!» Ему рассказали о случившемся, и он сказал: «Что побудило их к такому благочестию? Уберите эти палатки, чтобы я их больше не видел!» В тот год он уединился не в рамадане, а в последние десять дней шавваля» (Этот хадис передал аль-Бухари, а в версиях Муслима и Абу Давуда сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возместил пропущенное уединение в первые десять дней шавваля).

Из этих преданий следует, что уединение в мечети является желательным предписанием. Имам Ахмад сказал: «Я не слышал, чтобы между богословами были разногласия относительно того, что уединение в мечети является желательным предписанием».

Целью этого обряда является полное посвящение себя поклонению Всевышнему Аллаху для того, чтобы снискать Его благоволение и застать благословенную ночь предопределения. Поэтому во время уединения человек должен сторониться не касающихся его мирских бесед, поминать Аллаха, читать Коран, совершать намаз и другие обряды поклонения.

О смысле этого прекрасного обряда писал великий мусульманский ученый Ибн аль-Каййим: «Душевное благополучие и приверженность прямому пути, ведущему ко Всевышнему Аллаху, достигаются тогда, когда человек собирает свои помыслы воедино и полностью посвящает себя Всевышнему Аллаху. Если в душе наступил переполох, то привести ее в порядок можно только благодаря устремлению к Всевышнему Аллаху. Излишняя еда и питье, чрезмерный сон, бесполезные встречи с людьми, пустые разговоры – все это создает беспорядок в душе человека, разбрасывает его помыслы в различных направлениях, перекрывает ему путь, ведущий к Всевышнему Аллаху, ослабляет его, мешает ему и, наконец, останавливает его. Вот почему Могущественный и Милосердный Аллах смилостивился над Своими рабами и повелел им соблюдать пост, который позволяет человеку не излишествовать в яствах и напитках и избавиться от низменных страстей, мешающих ему приблизиться к Всевышнему Господу. Он предписал пост в той мере, которая приносит человеку одну только пользу. И благодаря этому раб извлекает из этого выгоду для своей мирской и будущей жизни. Пост не причиняет человеку вреда и не мешает ему благоустраивать мирскую и будущую жизни. А наряду с этим Аллах предписал Своим рабам уединяться для поклонения Ему. Смысл и мудрость этого предписания заключаются в том, чтобы человек устремился к Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занимался только поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремляться к Нему. Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его благоволение и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в День великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек не найдет собеседников и сможет радоваться общению только с Аллахом. В этом заключается смысл великого уединения. А раз так, то достичь поставленной цели можно только благодаря уединению во время поста. И поэтому уединяться для поклонения Аллаху полагается в самые славные дни поста. Это – последние десять дней рамадана» (Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 2, стр. 82-83).

В Священном Коране и Пречистой Сунне ясно изложены правила, которые необходимо соблюдать во время уединения в мечети.

Мы уже упоминали хадис Аиши: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собирался уединиться в мечети, он совершал рассветный намаз, после чего отправлялся к месту уединения» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).

Из этого хадиса следует, что уединение в мечети в последние десять дней рамадана следует начинать двадцать первого числа этого месяца после рассветного намаза. Однако Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и многие другие богословы считали, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, начинал уединение в мечети до закатного намаза двадцатого рамадана. А после рассветного намаза он уединялся в палатке и начинал поклоняться Аллаху отдельно. Это мнение является правильным, поскольку позволяет совместить все предания о том, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в рамадане.

Во время уединения в мечети запрещается вступать в половую близость, а также совершать любые действия, предшествующие этому, например, целовать жену или прикасаться к ней с вожделением. Всевышний Аллах сказал: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях» (аль-Бакара, 2:187).

Шейх ас-Саади в комментарии к этому аяту писал: «Поскольку позволение вступать в половую близость с женами по ночам в рамадане не распространяется абсолютно на всех постящихся, Всевышний Аллах сообщил, что нельзя вступать в половую близость с женами во время уединения в мечети. Это откровение свидетельствует о законности уединения в мечети для поклонения Всевышнему Аллаху, отрекшись от мирской жизни. Из этого аята также следует, что уединение допускается только в мечетях, причем во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, мечетями считались места, в которых регулярно совершались пять обязательных намазов. Из этого аята также следует, что половая близость нарушает уединение в мечети» (Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 70).

Однако нет ничего предосудительного, если во время уединения верующий по необходимости беседует со своей женой или с кем-либо другим. Передают, что мать правоверных Сафийя бт. Хуйей рассказывала: «Я пришла к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда он уединился в мечети. Я навестила его ночью и побеседовала с ним. Затем я встала, чтобы уйти, и он встал, чтобы проводить меня» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим). Тогда она оставалась в доме Усамы б. Зейда.

Во время уединения разрешается высовывать из мечети часть тела. Передают, что Аиша рассказывала: «Когда у меня были месячные кровотечения, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети, он высовывал голову, и я мыла ее» (Этот хадис передал аль-Бухари). В другом хадисе сообщается, что Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просовывал ко мне голову, оставаясь в мечети, а я причесывала его. Когда он уединялся в мечети, то приходил домой только при необходимости» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари).

Что же касается выхода из мечети, то его можно подразделить на три категории.

К первой категории относится выход по необходимости, когда человек выходит из мечети для отправления естественной нужды, омовения, приема пищи и т.д. В этом случае он имеет право выйти из мечети, если не может сделать это, не выходя оттуда. Например, если при мечети имеется туалет и баня, где человек может справить свою нужду и искупаться, или если кто-либо приносит ему еду, то ему запрещается выходить из мечети, поскольку в этом нет необходимости.

Ко второй категории относится выход для совершения праведного деяния, например, для посещения больного или участия в похоронах. В этом случае разрешается выйти из мечети, если человек оговорил это условие, прежде чем начал уединение. Например, если родственник человека сильно болен или находится при смерти, то ему разрешается перед началом уединения сделать оговорку о том, что он будет навещать его.

К третьей категории относится выход из мечети ради того, что противоречит духу уединения в мечети, например, для торговли или половой близости. Если человек выходит из мечети с этой целью, то обряд уединения нарушается и лишается всякого смысла.

Еще одной особенностью последних десяти дней рамадана является ночь предопределения. Эта ночь лучше тысячи месяцев, и в нее происходят важные события, определяющие судьбы творений. О превосходстве этой ночи и том, как мусульмане должны проводить ее, мы поговорим на следующем уроке, если на то будет воля Аллаха.

В завершение этой темы мне осталось лишь добавить, что заключительный этап любого обряда поклонения, любого начинания имеет исключительное значение. Именно от него зависит, будут приняты усилия человека или нет, принесут они пользу или окажутся тщетными и бесполезными.

Передают, что Сахль б. Саад ас-Саиди рассказывал: «Во время одного из походов посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встретил язычников, и мусульмане вступили с ними в сражение. Затем посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вернулся в свой лагерь, а язычники – в свой. Среди сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был один человек, который не упускал ни одного случая, чтобы не пуститься в погоню за язычником и не зарубить его своим мечом, и люди стали говорить: «Сегодня никто из нас не сделал столько, сколько сделал такой-то!» Однако посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, он – из числа обитателей Ада!» Тогда кто-то из людей сказал: «Я буду всюду следовать за ним», и он поехал вместе с ним, останавливаясь там, где тот останавливался, и поспешая, когда тот спешил. А потом этот мужчина был тяжело ранен, и, желая поскорее расстаться с жизнью, он приложил рукоять своего меча к земле, а его острие – к своей груди, бросился на меч и покончил с собой. Тогда тот, кто следовал за ним, пришел к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Свидетельствую, что ты – посланник Аллаха!» Он спросил: «А что случилось?» Тот сказал: «Ты назвал того человека одним из обитателей Ада, и это поразило людей. Тогда я сказал: «Я расскажу вам о нем». Так я стал неотступно следовать за ним. Он был тяжело ранен и, желая поскорее расстаться с жизнью, приложил рукоять своего меча к земле, а его острие – к груди, бросился на меч и покончил с собой». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Рая, тогда как он относится к числу обитателей Ада, и людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Ада, тогда как он из числа обитателей Рая!» В другой версии добавлено: «Поистине, все дела оцениваются по их завершению» (Этот хадис передал аль-Бухари).

Вот почему мусульмане должны чтить последние дни рамадана, уделять особое внимание поклонению в них и не упускать ни малейшей возможности совершить добрые дела в этот благословенный период